Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование влияния технологических остаточных напряжений на сопротивление материала упругопластической деформации

Работа №114581

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

материаловедение

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Технологическое обеспечение высокой надежности и долговечности
деталей ответственного назначения 9
1.1 Проблема повышения износостойкости деталей в машиностроении 9
1.2 Анализ работы подшипников скольжения шейки коленчатого вала -
вкладыши 17
1.3 Повышение сопротивления материала деталей упругопластическим
деформациям за счет формирования оптимального напряженного состояния поверхностного слоя шатунных и коренных шеек 21
1.4 Релаксационная стойкость остаточных напряжений в изделиях 30
1.5 Поверхностное пластическое деформирование, как способ повышения
качества поверхностного слоя и эксплуатационных свойств деталей 34
2 Методические положения проведения исследований 38
2.1 Управление напряженным состоянием 38
2.2 Методика управления напряженным состоянием образцов 40
2.3 Методика расчета параметров эпюры начальных напряжений и ее
интегральной характеристики 43
2.4 Методика исследования влияния остаточных напряжений на
сопротивление упругопластическим деформациям 50
3 Результаты исследований влияния остаточных напряжений на сопротивление материала упругопластическим деформациям 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60


Повышение технико-экономических качеств автомобилей привело к интенсификации эксплуатационных процессов их узлов и агрегатов и, как следствие, быстрому изнашиванию деталей. В этой связи расходы на поддержание работоспособности автомобилей возросли в 2,5 раза, большая часть которых приходиться на устранение отказов наиболее нагруженных изделий ответственного назначения.
Среди важнейших проблем, стоящих в настоящее время перед современным автомобилестроением, одно из первых мест занимает проблема повышения эксплуатационной надежности автотранспортных средств, которая зависит от ограниченного числа высоконагруженных ответственных деталей. Огромный вклад в изучение и разработку основных принципов обеспечения работоспособности автомобилей и других машин в процессе эксплуатации на основе исследования их надежности внесли авторы: Ф.Н. Авдонькин, М.Н. Бедняк, Г.В. Веденяпин, И.Н. Величкин, С.В. Венцель, Д.Н. Гаркунов, Б.В. Гольд, Н.Я. Говорущенко, М.А. Григорьев, И.Б. Гурвич, В.А. Долецкий, И.Е. Дюмин, Н.С. Ждановский, Б.П.Загородских, Е.А. и другие.
Коленчатый вал является одной из самых ответственных и конструктивно сложных деталей кривошипно-шатунного механизма, которые отвечают за работу двигателя и определяют его надежность и долговечность. Срок службы коленчатого вала зависит от условий его работы и качества изготовления, определяющего его эксплуатационные свойства в условиях жидкостного трения. Надежность коленчатых валов может оцениваться техническим (средним) ресурсом, т.е. безотказной работой до капитального ремонта. Чем надежнее коленчатый вал, тем больше ресурс двигателя и тем меньше затрат у автотранспортных предприятий на ликвидацию отказов и прочие виды ремонта. Однако в процессе эксплуатации автотранспортных средств достаточно часто надежность коленчатых валов является недостаточной из-за нарушения закономерного развития процессов изнашивания поверхностного слоя. При этом их долговечность составляет в среднем всего лишь 80% от ресурса двигателей, что приводит к большим затратам автотранспортных предприятий. Поэтому повышение эксплуатационной надежности и долговечности коленчатых валов в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Качество и, соответственно, эксплуатационные свойства коленчатых валов обеспечивается, прежде всего, за счет высокой точности, шероховатости рабочих поверхностей шатунных и коренных шеек и прочности материала их поверхностного слоя. Одним из путей дальнейшего повышения эксплуатационных свойств рабочих поверхностей шеек валов является путь формирования технологическими методами благоприятных параметров качества поверхностного слоя. Эти параметры качества формируются на протяжении всего технологического процесса изготовления валов. Но особо важная роль в их достижении принадлежит, безусловно, финишной обработке. При этом различные методы финишной обработки формируют различные по качеству и свойствам поверхностный слой изделий.
Применение в качестве финишной обработки шлифования, хонингования, полирования позволяет снизить шероховатость рабочих поверхностей деталей, но не позволяет достичь оптимального качества их поверхностного слоя. Оно обеспечивается поверхностным пластическим деформированием (ППД), при котором не образуется стружка, но зато происходит пластическое деформирование материала поверхностного слоя с образованием тонкой структуры и формированием остаточных напряжений сжатия.
На сегодняшний день влияние шероховатости поверхности и упрочнения материала на качество рабочих поверхностей шеек коленчатых валов хорошо изучено и определена их ведущая роль в повышении износостойкости изделий. Однако возможность повышения свойств, определяющих длительность работы шеек коленчатых валов, за счет их дальнейшего улучшения технологическими методами практически полностью исчерпана. В связи с этим поиск иных путей повышения эксплуатационных свойств является очень актуальной.
Эффективное решение вопросов повышения качества коленчатых валов и, в конечном счете, их надежности и долговечности невозможно без знаний причин возникновения отказов и закономерностей изменения их технического состояния в процессе эксплуатации. Эта информация необходима не только для определения оптимальных параметров качества изделий, но и для разработки оптимальной структуры технологического процесса изготовления коленчатых валов, способного отдалить момент наступления их предельного состояния.
Одним из параметров качества материала поверхностного слоя, определяющего его физико-механические свойства, являются технологические остаточные напряжения. Так, в отношении влияния технологических остаточных напряжений на износостойкость изделий у исследователей до сих пор не сложилось единого мнения. Это можно объяснить тем, что при изучении влияния остаточных напряжений на величину износа в качестве их характеристики рассматривались либо максимальное значение остаточных напряжений, либо глубина их залегания, которые не дают полной информации об уровне остаточных напряжений. Кроме того, остаточные напряжения в основном оказывают влияние на износостойкость в случае, когда они сохраняются в изделиях длительное время и когда процесс изнашивания носит усталостный характер. Именно эти обстоятельства не позволили выявить явного позитивного влияния остаточных напряжений на износостойкость. Так или иначе наличие технологических остаточных напряжений в теле изделия в любом случае нарушает закономерность развития упругопластической деформации в материале в процессе нагружения. А поскольку способность материала оказывать сопротивление упругопластическим деформациям является одним из критериев, определяющим эксплуатационные свойства изделий, в том числе и износостойкость, то именно этот факт и рассматривается в данной выпускной квалификационной работе. Таким образом, целью дипломной работы является повышение сопротивления материала деталей упругопластическим деформациям путем формирования благоприятных остаточных напряжений при обработке Ш1Д.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При решении поставленных задач в данной дипломной работе были изучены методики расчета деформаций и сил прижатия инструмента во время обработки отделочно-упрочняющим обкатыванием, а так же методика расчет параметров эпюры начальных напряжений и ее интегральной характеристики. Представленные методики позволяют выбирать оптимальные режимы обработки 1111Д, обеспечивающие оптимальное напряженное состояние изделий, которое при определенных условиях эксплуатации способно оказывать сопротивление упругопластическим деформациям, а, следовательно, и значительно сократит интенсивность изнашивания при определенных эксплуатационных условиях. Данные методики были рассмотрены на примере деталей, изготовленных из стали 45. Так для обработки ППД изделий из стали 45, были получены оптимальные режимы Р = 900 Н, т = 40 м/мин и 5 =0,07-5- 0,11 мм/об.
Для подтверждения влияния остаточных напряжений на сопротивление упругопластическим деформациям, были проведены экспериментальные исследования. В результате были получены зависимости, которые показывают, что напряжения растяжения в поверхностном слое, способствуют развитию упругопластических деформаций. А напряжения сжатия, наоборот оказывают им сопротивление, причем, чем больше величина сжимающих напряжений, тем больше поверхность сопротивляется упругопластическим деформациям.
Таким образом, наведение в поверхностном слое деталей остаточных напряжения сжатия, безусловно, является положительным фактором, который можно использовать для повышения эксплуатационных свойств деталей, работающих в условиях жидкостного и полужидкостного трения.



1. Мураткин, Г.В. Повышение надежности коленчатых валов при ремонте двигателей / Г.В. Мураткин, А.А. Дятлов // Ремонт, восстановления, модернизация. 2013. № 5. С.25 - 31.
2. Авдонькин, Ф.Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей: учеб. Пособие / Ф.Н. Авдонькин. - Саратов. : Изд-во Сарат. Ун-та, 1981. - 288 с.
3. Мураткин, Г.В. Основы восстановления деталей и ремонт автомобилей. В 2 ч. Ч. 1. Технологические методы восстановления деталей и ремонта автомобилей: учеб. пособие / Г.В. Мураткин. - Тольятти. : Изд-во ТГУ,
2012. - 247 с.
4. Дальский, А.М. Направленное формирование показателей качества / А.М. Дальский, А.С. Васильев, А.И. Кондаков // Образование через науку : сборник докладов Международного симпозиума / Федеральное агентство по образованию Рос. Федерации, МГТУ им Н. Э. Баумана. М., 2006. - 204 с.
5. Подзей, А.В. Технологический остаточные напряжения / А.В. Подзей. - М. : Машиностроение, 1973. - 216 с.
6. Маталин, А.А. Технология механической обработки / А.А. Маталин. - Л. : Машиностроение. 1977. - 464 с.
7. Сулима, А.М. Основы технологии производства газотурбинных двигателей / А.М. Сулима. - М. : Машиностроение. 1996. - 480 с.
8. Носов, Н.В. Физико-механическое состояние поверхностного слоя при финишной абразивной обработке поверхностей трения / Н.В. Носов, Ю.И. Шилова, Н.В. Лысенко // Машиностроение и машиноведение. 2016. С 303 - 310.
9. Bowden P.P., Tabor D. The Friction and Lubrication of SoHds / P.P. Bowden, D. Tabor // Oxsford at the Clarendon Press, 1964. P. 544.
10. Кораблин, А.В. Повышение износостойкости подшипников скольжения двигателей внутреннего сгорания / А.В. Кораблин, А.Ф. Сафиулин // Вестник астраханского государственного технического университета.
2013. № 2. С. 111-118.
11. Barwell F.T. Trilology in production. Product Eng / F.T. Barwell // Or. Brit. 1972. №7. P. 263-271.
12. Campbell Y. The development and testing of engine bearings // lAAE Journal, 1964, V. 24. № 11-12. - P. 182-193.
13. Терентьев, В.Ф. Теория и практика повышения надежности и работоспособности конструкционных металлических материалов: учеб. пособие / В.Ф. Терентьев. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 268 с.
14. Решетников, М.К., Технология и оборудование вибромеханической релаксации остаточных напряжений в прецизионных деталях машин: учеб. пособие / М.К. Решетников. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2013. - 76 с.
15. Благовский, О. В. Управление формированием остаточных напряжений в ответственных деталях при их изготовлении с использованием ультразвуковых колебаний :дис. канд. тех. наук : 05.02.08 : защищена 22.01.02 : утв. 15.07.15 / Благовский Олег Валерьевич. У., 2015. 151 с.
16. Liu H.W. Fatigue Crack Propagation and Apphed Stress Range - An Energy Approch // Journal of Basic Engineering, ASME Transactions, Series D, 85.-P. 116.
17. Кудрявцев, П.И. Остаточные сварочные напряжения и прочность соединений / П.И. Кудрявцев. - М. : Машиностроения. 1964. - 95 с.
18. Папшев, Д.Д. Отделочно-упрочняющая обработка поверхностным пластическим деформированием / Д.Д. Папшев. - М. : Машиностроение. 1978. - 152 с.
19. Перлин, Е.Ю. Физика твердого тела. Оптика полупроводников, диэлектриков, металлов, учеб. пособие / Е.Ю. Перлин, Т.А. Вартанян, А.В. Федоров. - Санкт - Петербург: СПбГУ ИТМО, 2008. - 216 с.
20. Павлов, А.В. Физика твердого тела. Учеб. - 3-е изд. / А.В. Павлов, А.В. Хохлов. - М. : 2000. - 494 с.
21. Маталин, А.А. Технологические методы повышения долговечности деталей машин / А.А. Маталин. - Киев: Техника, 1971. - 142 с.
22. Борздыка, А.М. Релаксация напряжений в металлах и сплавах / А.М. Борздыка, Л.Б. Гецов. - М. : Металлургия, 1972. - 304 с.
23. Подзей, А. В. Технологические остаточные напряжения / А.В. Подзей. - М. : Машиностроение, 1973. - 216 с.
24. Мураткин, Г.В. Повышение релаксационной стойкости материала поверхностным пластическим деформированием / Г.В. Мураткин, В.А. Сарафанова, М.О. Суворов // Механическая обработка заготовок и сборка. 2016. С. 19-26.
25. Steinez M. Bezpecnost silnicneho provozu z hlediska technickeho stavu motorovych vozidel. - Praha, Dom techniky, CSYUTS, 1978.
26. Коцюбинский, О.Ю. Коробление чугунных отливок от остаточных напряжений / О.Ю. Коцюбинский. - М. : Металлургия, 1965. - 174 с.
27. Коцюбинский, О.Ю. Стабилизация размеров чугуннх отливок / О. Ю. Коцюбинский. - М. : Машиностроение, 1974. - 152 с.
28. Папшев, Д.Д. Технологические методы повышения надежности и долговечности деталей машин поверхностным упрочнением: учеб. пособие / Д.Д. Папшев. - Куйбышев: Изд-во КПтИ, 1983. - 81 с.
29. Подзей, А.В. Технологические остаточные напряжения / А.В. Подзей. - М. : Машиностроение, 1978. - 216 с.
30. Костецкий, Б.И. Качество поверхности и трение в машинах / Б.И. Костецкий, Н.Ф. Колисниченко. - Киев: Техника, 1969. - 216 с.
31. Сулима, А.М. Качество поверхностного слоя и усталостная прочность деталей из жаропрочных и титановых сплавов / А.М. Сулима, М.И. Евстигнеев. - М. : Машиностроение, 1973. - 256 с.
32. Папшев, Д.Д. Отделочно-упрочняющая обработка поверхностным пластическим деформированием / Д.Д. Папшев. - М. : Машиностроение, 1978. - 152 с.
33. Папшева, Н.Д. Влияние температуры на устойчивость эффекта
упрочнения / Н.Д. Папшева. - Куйбышев: КПтИ, 1976. - 65 с.
34. Ящерицын, П.И. Упрочняющая обработка нежестких деталей в
машиностроении / П.И. Ящерицын, А.П. Минаков. - М. : Наука и техника, 1986. - 214 с.
35. Мураткин, Г.В. Исследование влияния методов правки на размерную стабильность длинномерных валов ответственного назначения / Г.В. Мураткин // Новые материалы и технологии их производства. 2014. С 37 - 44.
36. Одинцов, Л.Г. Упрочнение и отделка деталей поверхностным пластическим деформированием: Справочник. / Л.Г. Одинцов. - М. : Машиностроение, 1987. - 328 с.
37. Папшев, Д.Д. Упрочнение деталей обкаткой шарами / Д.Д. Папшев. - М. : Машиностроение, 1968. - 132 с.
38. Кудрявцев, И. В. Повышение прочности стальных деталей обкаткой / И.В. Кудрявцев. - М. : Машгиз, 1948. - 183 с.
39. Научная библиотека.: Задача Ляме для полого цилиндра [Электронный
ресурс]. 2006. URL: http: //sci.alnam.ru/book t upr. php?id= 167 (дата
обращения: 14.05.2019).
40. ГОСТ Р 57172-2016.Определение поверхностных остаточных напряжений методом инструментального индентирования. - Введ. 2018-01-01. - М.: Стандартинформ, 2016. 27 с.
41. Научная библиотека.: Соединение деталей и узлов машин [Электронный ресурс]. 2012. URL:http://mirznanii.Com/a/191411 -9/soedineniya-detaley-i-uzlov-mashin-9(дата обращения: 01.06.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ