Языковое своеобразие национального пейзажа в лирике С. Есенина
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНЫХ ОПИСАНИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Пейзаж как лингвистическое и литературоведческое понятие 8
1.2. Специфика национального пейзажа как разновидности пейзажного
описания в русской поэзии 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕЙЗАЖА В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА 30
2.1. Языковые средства репрезентации небесных и атмосферных
явлений 30
2.2. Языковые средства репрезентации образов животных 38
2.3. Языковые средства репрезентации образов растений 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНЫХ ОПИСАНИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Пейзаж как лингвистическое и литературоведческое понятие 8
1.2. Специфика национального пейзажа как разновидности пейзажного
описания в русской поэзии 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕЙЗАЖА В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА 30
2.1. Языковые средства репрезентации небесных и атмосферных
явлений 30
2.2. Языковые средства репрезентации образов животных 38
2.3. Языковые средства репрезентации образов растений 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность настоящего исследования определяется значимостью изучения пейзажных описаний в художественной литературе. Пейзажные описания - важный элемент в художественном тексте, который помогает читателю проникнуть в пространство художественного произведения. С помощью них автор выражает свой взгляд на мир. В творчестве С. Есенина природа не просто объект изображения, а источник чувств лирического героя, мир детских воспоминаний, предмет философских размышлений, воплощение образа Родины.
Степень научной разработанности проблемы. Пейзажные описания являются предметом внимания во многочисленных работах по литературоведению (Е.М. Апенко, М.Ф. Вазина, Б.Е. Галанов, Н.Д. Иванова, Г.Н. Толова, И.О. Шайтанов, Н.А. Шогенцукова, М.Н. Эпштейн и др.) и по лингвистике (В.А. Кухаренко, И. М. Вознесенская, Г.И. Лушникова, В.Н. Рябова, Н.В. Ситянина и др.).
Изучение роли природы в художественном мире С. Есенина становилось предметом рассмотрения в работах исследователей М.Н. Эпштейна, О.С. Григоровой, З.Е. Фоминой, О. Нури, Д.С. Щенниковой, Я.А. Губашовой, В.А. Петишевой, С.П. Кошечкина. Однако необходимость дальнейшего изучения языкового воплощения пейзажных образов в аспекте индивидуально-авторского своеобразия в лирике С. Есенина представляет актуальную задачу языкознания.
Объект исследования - тексты поэтических произведений С.Есенина.
Предмет исследования - языковые особенности пейзажных описаний в лирике С.Есенина.
Цель бакалаврской работы - выявить языковые средства репрезентации ключевых элементов национального пейзажа в лирике С.Есенина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить точки зрения на пейзаж как лингвистическое и литературоведческое понятие.
2. Определить специфику национального пейзажа как разновидности пейзажного описания на основе анализа научной литературы.
3. Сделать выборку текстовых фрагментов из произведений С. Есенина, содержащих описание атмосферных и небесных явлений, животных и растений, и охарактеризовать языковые средства репрезентации данных описаний.
4. Сделать выводы о языковых особенностях национального пейзажа в лирике С. Есенина.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) метод анализа и синтеза, с помощью которых был собран и обобщен теоретический материал по обозначенной проблеме и сделаны выводы по проблеме исследования;
2) метод дефиниционного анализа, с помощью которого были изучены научные определения (дефиниции) основных понятий;
3) метод лингвостилистического анализа использовался для определения языковых особенностей пейзажных описаний в лирике С. Есенина;
4) метод классификации и типологизации языковых средств.
Материалом для исследования послужили сборники стихотворений С. Есенина «Том 1. Стихотворения, поэмы» [Есенин 1991], «Том 2. Стихотворения, проза, статьи, письма» [Есенин 1990]. В работе использовались ссылки на труды таких лингвистов и литературоведов, как М.Н. Эпштейн, Н.С. Болотнова, Г.А. Золотова, О.А. Нечаев, Л.Н. Дмитриевская и др.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Особенности национального пейзажа в лирике С. Есенина обусловлены определяющим влиянием природы родного края на характер и мироощущение, лирические чувства поэта.
2. В пейзажных описаниях С. Есенина регулярно употребляются образы небесных и природных явлений, животных и растений; неотъемлемой частью пейзажа является лирический герой, горячо любящий русскую природу, что приводит к органическому слиянию пейзажных описаний с мотивами странничества, прошедшей юности, «кровного родства» с животными, религиозно-христианским мотивами.
3. Языковые средства пейзажных описаний в лирике С.Есенина многочисленны и оригинальны, ключевую роль в раскрытии пейзажных образов играют лексические средства: церковные, зооморфные и антропоморфные метафоры и сравнения; цветовая лексика; символические значения лексем, обозначающих небесные явления, животных и растений.
Научная новизна и теоретическая значимость бакалаврской работы в том, что в результате проведенного исследования удалось: 1) охарактеризовать степень научной разработанности проблемы роли природы в художественном мире С. Есенина; 2) выявить особенности национального пейзажа в лирике поэта; 3) описать комплекс разноуровневых языковых средств и приемов поэтической репрезентации небесных и атмосферных явлений, животных и растений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания русского языка и литературы.
Апробация исследования была проведена во время педагогической практики в гимназии № 39 «Классическая» г. Тольятти на уроке русского языка в 5 «Б» классе, посвященном изучению типов речи, и на уроке литературы в 9 «Г» классе, посвященном изучению творчества С.Есенина.
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается выбор темы исследования и её актуальность, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Проблема изучения пейзажных описаний в научной литературе» содержится сопоставительный анализ словарных дефиниций термина «пейзаж», рассматриваются классификации пейзажных описаний в художественном тексте, выявляются лингвистические признаки описания пейзажа как функционально-смыслового типа речи; рассматривается динамика поэтического воплощения национального пейзажа в русской поэзии, на основе анализа научной литературы характеризуются особенности национального пейзажа в творчестве С. Есенина.
Во второй главе «Особенности национального пейзажа в лирике С. Есенина» выявляются языковые средства и приемы поэтической репрезентации наиболее значимых образов небесных и природных явлений, животных и растений, устанавливается их взаимосвязь с основными мотивами поэзии С. Есенина.
В заключении содержатся выводы, полученные в ходе исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Пейзажные описания являются предметом внимания во многочисленных работах по литературоведению (Е.М. Апенко, М.Ф. Вазина, Б.Е. Галанов, Н.Д. Иванова, Г.Н. Толова, И.О. Шайтанов, Н.А. Шогенцукова, М.Н. Эпштейн и др.) и по лингвистике (В.А. Кухаренко, И. М. Вознесенская, Г.И. Лушникова, В.Н. Рябова, Н.В. Ситянина и др.).
Изучение роли природы в художественном мире С. Есенина становилось предметом рассмотрения в работах исследователей М.Н. Эпштейна, О.С. Григоровой, З.Е. Фоминой, О. Нури, Д.С. Щенниковой, Я.А. Губашовой, В.А. Петишевой, С.П. Кошечкина. Однако необходимость дальнейшего изучения языкового воплощения пейзажных образов в аспекте индивидуально-авторского своеобразия в лирике С. Есенина представляет актуальную задачу языкознания.
Объект исследования - тексты поэтических произведений С.Есенина.
Предмет исследования - языковые особенности пейзажных описаний в лирике С.Есенина.
Цель бакалаврской работы - выявить языковые средства репрезентации ключевых элементов национального пейзажа в лирике С.Есенина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить точки зрения на пейзаж как лингвистическое и литературоведческое понятие.
2. Определить специфику национального пейзажа как разновидности пейзажного описания на основе анализа научной литературы.
3. Сделать выборку текстовых фрагментов из произведений С. Есенина, содержащих описание атмосферных и небесных явлений, животных и растений, и охарактеризовать языковые средства репрезентации данных описаний.
4. Сделать выводы о языковых особенностях национального пейзажа в лирике С. Есенина.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) метод анализа и синтеза, с помощью которых был собран и обобщен теоретический материал по обозначенной проблеме и сделаны выводы по проблеме исследования;
2) метод дефиниционного анализа, с помощью которого были изучены научные определения (дефиниции) основных понятий;
3) метод лингвостилистического анализа использовался для определения языковых особенностей пейзажных описаний в лирике С. Есенина;
4) метод классификации и типологизации языковых средств.
Материалом для исследования послужили сборники стихотворений С. Есенина «Том 1. Стихотворения, поэмы» [Есенин 1991], «Том 2. Стихотворения, проза, статьи, письма» [Есенин 1990]. В работе использовались ссылки на труды таких лингвистов и литературоведов, как М.Н. Эпштейн, Н.С. Болотнова, Г.А. Золотова, О.А. Нечаев, Л.Н. Дмитриевская и др.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Особенности национального пейзажа в лирике С. Есенина обусловлены определяющим влиянием природы родного края на характер и мироощущение, лирические чувства поэта.
2. В пейзажных описаниях С. Есенина регулярно употребляются образы небесных и природных явлений, животных и растений; неотъемлемой частью пейзажа является лирический герой, горячо любящий русскую природу, что приводит к органическому слиянию пейзажных описаний с мотивами странничества, прошедшей юности, «кровного родства» с животными, религиозно-христианским мотивами.
3. Языковые средства пейзажных описаний в лирике С.Есенина многочисленны и оригинальны, ключевую роль в раскрытии пейзажных образов играют лексические средства: церковные, зооморфные и антропоморфные метафоры и сравнения; цветовая лексика; символические значения лексем, обозначающих небесные явления, животных и растений.
Научная новизна и теоретическая значимость бакалаврской работы в том, что в результате проведенного исследования удалось: 1) охарактеризовать степень научной разработанности проблемы роли природы в художественном мире С. Есенина; 2) выявить особенности национального пейзажа в лирике поэта; 3) описать комплекс разноуровневых языковых средств и приемов поэтической репрезентации небесных и атмосферных явлений, животных и растений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания русского языка и литературы.
Апробация исследования была проведена во время педагогической практики в гимназии № 39 «Классическая» г. Тольятти на уроке русского языка в 5 «Б» классе, посвященном изучению типов речи, и на уроке литературы в 9 «Г» классе, посвященном изучению творчества С.Есенина.
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается выбор темы исследования и её актуальность, формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Проблема изучения пейзажных описаний в научной литературе» содержится сопоставительный анализ словарных дефиниций термина «пейзаж», рассматриваются классификации пейзажных описаний в художественном тексте, выявляются лингвистические признаки описания пейзажа как функционально-смыслового типа речи; рассматривается динамика поэтического воплощения национального пейзажа в русской поэзии, на основе анализа научной литературы характеризуются особенности национального пейзажа в творчестве С. Есенина.
Во второй главе «Особенности национального пейзажа в лирике С. Есенина» выявляются языковые средства и приемы поэтической репрезентации наиболее значимых образов небесных и природных явлений, животных и растений, устанавливается их взаимосвязь с основными мотивами поэзии С. Есенина.
В заключении содержатся выводы, полученные в ходе исследования.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Ключевыми компонентами национального пейзажа, связанными с семантической сферой «Небесные и атмосферные явления», являются лексемы, обозначающие следующие небесные и атмосферные явления: звезды, месяц, солнце, небо, луна.
На уровне текстовой организации фрагментов, изображающих небесные явления, отмечается их включенность в оппозицию «земное - небесное», отражающую мифопоэтические представления о космосе.
На лексическом уровне к языковым средствам репрезентации мира небесного относятся:
1) сравнения, которые позволяют нам увидеть неразрывную связь между небом и землей: ели, словно копья; почивают тишина и мощи;
2) церковная метафора: закадили дымом под росою рощи;
3) обращение к святым: О Матерь Божья;
4) наименования христианских праздников и обрядов: Свечкой чисточетверговой / Над тобой горит звезда.
Мир земной репрезентируется с помощью следующих языковых средств:
1) обиходно-бытовая лексика: кот, брус, окошко, занавес, мышь, копья, копны хлеба;
2) диалектизмы: поветь, свясло, клеть;
3) разговорная лексика: упереться;
4) употребление сравнений, олицетворений, эпитетов и метафор, среди последних особую роль играют зооморфные (использование ассоциаций с животными) и антропоморфные (использование ассоциаций с человеком) сравнения, метафоры: занавес багряный, золотая поветь, резное окошко, затворенная клеть (Эпитеты), задымился вечер, полыхают зори, курятся туманы, вьются паутины (метафоры).;
5) цветовая лексика, играющая символическую роль: лес зеленый (символ жизни, юности), в перьях серебра (символ нравственной чистоты);
6) эмоционально-экспрессивная лексика: ноченька, лужок, поясок, свечка, речка, сердечко.
Морфологические особенности репрезентации небесных явлений:
1) признаки выражаются преимущественно прилагательными и существительными, иногда глаголами и наречиями: резное окошко, занавес багряный, лесная поляна, копны хлеба, золотая поветь, затворенная клеть;
2) формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне: задымился вечер, полыхают зори, курятся туманы, вьются паутины, закадили рощи;
Синтаксические особенности репрезентации небесных явлений:
1) умолчание (фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании): где-то мышь скребется с затворенной клети, закадили дымом под росою рощи;
2) инверсия: задымился вечер, дремлет кот на брусе, полыхают зори, курятся туманы, вьются паутины, закадили рощи, почивают тишина и мощи;
3) градация: залюбуюсь, загляжусь ли;
3) перечислительная структура однородных компонентов: в терем темный, в лес зеленый, на шелковы купыри, залюбуюсь, загляжусь ли;
В контексте художественного произведения небесные явления приобретают следующую функциональную нагрузку:
Луна - источник света и чувств, которые оно вызывает: «отсвет лунный, синий», «Неуютная жидкая лунность / И тоска бесконечных равнин»; «Свет луны таинственный и длинный»; «Снеговое раздолье, тонкий лимонный лунный свет».
Месяц - источник элегического, романтического настроения: Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел.
Солнце - противоположность месяца. Оно является символом жизни, света, тепла.
Изображая небесные светила, С. Есенин обращается к фольклору: солнце - сестра месяца.
В целом можно говорить о том, что образное воплощение небесных явлений связано с реализацией следующих функциональных значений: отображение христианских мотивов, мотива странничества, чувств и переживаний лирического героя, мотива зарождения жизни и всего живого на земле, осмыслением темы революции.
Ключевыми компонентами национального пейзажа, связанными с семантической сферой «Животные», являются лексемы, обозначающие следующих животных: коня, коровы, собаки и кошки.
К языковым средствам репрезентации данных образов следует отнести:
- употребление эпитетов и метафор: сдувают ноздрями златой налет со дней, упала смоль качающихся грив (метафоры); куры беспокойные, щенки кудлатые, старый кот (эпитеты);
- персонификация (наделение животных свойствами и поведением человека). С. Есенин часто наделяет животное человеческими мыслями и чувствами, используя принцип антропоморфизма: Думает грустную думу;
- перечислительная структура однородных элементов: брыкаются и хлопают ушами, то тонет, то виснет;
- употребление обстоятельств, уточняющих сказуемое: к вечеру, над лугами, в воздухе, на ракитах; низко, в окне, из углов;
- риторическое обращение (дай, Джим, на счастье лапу мне), которое подчеркивает дружеское отношение человека к животным.
В целом можно говорить о том, что образное воплощение небесных явлений связано с реализацией следующих функциональных значений: кровное родство» с братьями меньшими, безвозвратно ушедшая юность, символические значения.
В поэзии С. Есенина образы животных наделяются следующими символическими и аллегорическими значениями: конь - символ судьбы, прошлой жизни, ушедшей юности, собака - символ утраченной юности, вороны - символ горя, слез, смерти.
Ключевыми компонентами национального пейзажа, связанными с семантической сферой «Растения», являются лексемы, обозначающие: клен, березы и ивы, тополь, левкой и резеда, клевер, василек, колокольчик.
Основные языковые средства, которые использует автор для воплощения данных образов, - это сравнения (словно белою косынкой, как старушка как пьяный сторож, как жену чужую, словно за деревню погулять ты вышел) и метафоры (подвязалася сосна, понагнулась, оперлася), а также экспрессивная лексика.
Описывая цветы и растения, часто прибегает к олицетворению (Милая, ты ли? Та ли? / Розы ль мне то нашептали?), также использует цветовую лексику( Я милой голову мою / Отдам, как розу золотую ), сравнивая цвет волос с цветом золотого цветка.
В контексте художественного произведения растения приобретают следующую символическую и аллегорическую нагрузку, подчеркивающую неразрывную связь природы и человека: береза - образ девушки, яблонь дым - символ уходящей молодости, тополь - образ лирического героя, ива - символ разлуки, дуб - символ «семьи», сосна - образ старушки.
Образы цветов и трав в метафорическом значении используются для передачи чувств лирического героя. Например, неразделенной любви (Маком влюбленное сердце цветет, / Только не она мне песни поет), восторга (Васильками сердце светится, / Горит в нем бирюза), печали (И в глазах завяли маргаритки, /Как болотный гаснет огонек).
Ключевыми компонентами национального пейзажа, связанными с семантической сферой «Небесные и атмосферные явления», являются лексемы, обозначающие следующие небесные и атмосферные явления: звезды, месяц, солнце, небо, луна.
На уровне текстовой организации фрагментов, изображающих небесные явления, отмечается их включенность в оппозицию «земное - небесное», отражающую мифопоэтические представления о космосе.
На лексическом уровне к языковым средствам репрезентации мира небесного относятся:
1) сравнения, которые позволяют нам увидеть неразрывную связь между небом и землей: ели, словно копья; почивают тишина и мощи;
2) церковная метафора: закадили дымом под росою рощи;
3) обращение к святым: О Матерь Божья;
4) наименования христианских праздников и обрядов: Свечкой чисточетверговой / Над тобой горит звезда.
Мир земной репрезентируется с помощью следующих языковых средств:
1) обиходно-бытовая лексика: кот, брус, окошко, занавес, мышь, копья, копны хлеба;
2) диалектизмы: поветь, свясло, клеть;
3) разговорная лексика: упереться;
4) употребление сравнений, олицетворений, эпитетов и метафор, среди последних особую роль играют зооморфные (использование ассоциаций с животными) и антропоморфные (использование ассоциаций с человеком) сравнения, метафоры: занавес багряный, золотая поветь, резное окошко, затворенная клеть (Эпитеты), задымился вечер, полыхают зори, курятся туманы, вьются паутины (метафоры).;
5) цветовая лексика, играющая символическую роль: лес зеленый (символ жизни, юности), в перьях серебра (символ нравственной чистоты);
6) эмоционально-экспрессивная лексика: ноченька, лужок, поясок, свечка, речка, сердечко.
Морфологические особенности репрезентации небесных явлений:
1) признаки выражаются преимущественно прилагательными и существительными, иногда глаголами и наречиями: резное окошко, занавес багряный, лесная поляна, копны хлеба, золотая поветь, затворенная клеть;
2) формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне: задымился вечер, полыхают зори, курятся туманы, вьются паутины, закадили рощи;
Синтаксические особенности репрезентации небесных явлений:
1) умолчание (фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании): где-то мышь скребется с затворенной клети, закадили дымом под росою рощи;
2) инверсия: задымился вечер, дремлет кот на брусе, полыхают зори, курятся туманы, вьются паутины, закадили рощи, почивают тишина и мощи;
3) градация: залюбуюсь, загляжусь ли;
3) перечислительная структура однородных компонентов: в терем темный, в лес зеленый, на шелковы купыри, залюбуюсь, загляжусь ли;
В контексте художественного произведения небесные явления приобретают следующую функциональную нагрузку:
Луна - источник света и чувств, которые оно вызывает: «отсвет лунный, синий», «Неуютная жидкая лунность / И тоска бесконечных равнин»; «Свет луны таинственный и длинный»; «Снеговое раздолье, тонкий лимонный лунный свет».
Месяц - источник элегического, романтического настроения: Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел.
Солнце - противоположность месяца. Оно является символом жизни, света, тепла.
Изображая небесные светила, С. Есенин обращается к фольклору: солнце - сестра месяца.
В целом можно говорить о том, что образное воплощение небесных явлений связано с реализацией следующих функциональных значений: отображение христианских мотивов, мотива странничества, чувств и переживаний лирического героя, мотива зарождения жизни и всего живого на земле, осмыслением темы революции.
Ключевыми компонентами национального пейзажа, связанными с семантической сферой «Животные», являются лексемы, обозначающие следующих животных: коня, коровы, собаки и кошки.
К языковым средствам репрезентации данных образов следует отнести:
- употребление эпитетов и метафор: сдувают ноздрями златой налет со дней, упала смоль качающихся грив (метафоры); куры беспокойные, щенки кудлатые, старый кот (эпитеты);
- персонификация (наделение животных свойствами и поведением человека). С. Есенин часто наделяет животное человеческими мыслями и чувствами, используя принцип антропоморфизма: Думает грустную думу;
- перечислительная структура однородных элементов: брыкаются и хлопают ушами, то тонет, то виснет;
- употребление обстоятельств, уточняющих сказуемое: к вечеру, над лугами, в воздухе, на ракитах; низко, в окне, из углов;
- риторическое обращение (дай, Джим, на счастье лапу мне), которое подчеркивает дружеское отношение человека к животным.
В целом можно говорить о том, что образное воплощение небесных явлений связано с реализацией следующих функциональных значений: кровное родство» с братьями меньшими, безвозвратно ушедшая юность, символические значения.
В поэзии С. Есенина образы животных наделяются следующими символическими и аллегорическими значениями: конь - символ судьбы, прошлой жизни, ушедшей юности, собака - символ утраченной юности, вороны - символ горя, слез, смерти.
Ключевыми компонентами национального пейзажа, связанными с семантической сферой «Растения», являются лексемы, обозначающие: клен, березы и ивы, тополь, левкой и резеда, клевер, василек, колокольчик.
Основные языковые средства, которые использует автор для воплощения данных образов, - это сравнения (словно белою косынкой, как старушка как пьяный сторож, как жену чужую, словно за деревню погулять ты вышел) и метафоры (подвязалася сосна, понагнулась, оперлася), а также экспрессивная лексика.
Описывая цветы и растения, часто прибегает к олицетворению (Милая, ты ли? Та ли? / Розы ль мне то нашептали?), также использует цветовую лексику( Я милой голову мою / Отдам, как розу золотую ), сравнивая цвет волос с цветом золотого цветка.
В контексте художественного произведения растения приобретают следующую символическую и аллегорическую нагрузку, подчеркивающую неразрывную связь природы и человека: береза - образ девушки, яблонь дым - символ уходящей молодости, тополь - образ лирического героя, ива - символ разлуки, дуб - символ «семьи», сосна - образ старушки.
Образы цветов и трав в метафорическом значении используются для передачи чувств лирического героя. Например, неразделенной любви (Маком влюбленное сердце цветет, / Только не она мне песни поет), восторга (Васильками сердце светится, / Горит в нем бирюза), печали (И в глазах завяли маргаритки, /Как болотный гаснет огонек).



