Изучение двигательных способностей слабослышащих детей 10-12 лет занимающихся фигурным катанием на коньках
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Слабослышащие дети: классификация, признаки, причины и особенности их физического развития 10
1.2 Двигательные способности: их развитие и совершенствование у слабослышащих детей, занимающихся фигурным катанием на коньках 19
1.3. Исследование влияния фигурного катания на коньках на двигательные способности слабослышащих детей 28
1.4. Пространственно-временные свойства человека и информационные технологии для их исследования 36
Выводы по главе 39
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 40
2.2. Математическая обработка результатов исследований и её организация 44
2.2.1. Задачи и последовательность экспериментальных исследований 44
2.2.2. Методика экспериментальных исследований и выбор показателей итогов 45
2.2.3. Теоретические сведения о статистических методах исследования. Оценки параметров статистических характеристик 47
2.2.4. Методика определения пространственно-временных свойств 51
2.3. О методике тренировок фигурного катания на коньках 52
2.4. Организация исследования 53
Выводы по главе 54
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
3.1. Комплекс учебно-тренировочного занятия для экспериментальной группы 56
3.2. Обработка результатов экспериментального исследования 59
3.2.1. Обоснование выбора контрольной и экспериментальной групп 59
3.2.2. Преобразующий эксперимент: оценка эффективности стандартной и разработанной методик 64
3.2.3. Оценка пространственно-временных свойств при преобразующем эксперименте 67
3.3. Обоснование методики развития и совершенствования двигательных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет 70
Выводы по главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Слабослышащие дети: классификация, признаки, причины и особенности их физического развития 10
1.2 Двигательные способности: их развитие и совершенствование у слабослышащих детей, занимающихся фигурным катанием на коньках 19
1.3. Исследование влияния фигурного катания на коньках на двигательные способности слабослышащих детей 28
1.4. Пространственно-временные свойства человека и информационные технологии для их исследования 36
Выводы по главе 39
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 40
2.2. Математическая обработка результатов исследований и её организация 44
2.2.1. Задачи и последовательность экспериментальных исследований 44
2.2.2. Методика экспериментальных исследований и выбор показателей итогов 45
2.2.3. Теоретические сведения о статистических методах исследования. Оценки параметров статистических характеристик 47
2.2.4. Методика определения пространственно-временных свойств 51
2.3. О методике тренировок фигурного катания на коньках 52
2.4. Организация исследования 53
Выводы по главе 54
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
3.1. Комплекс учебно-тренировочного занятия для экспериментальной группы 56
3.2. Обработка результатов экспериментального исследования 59
3.2.1. Обоснование выбора контрольной и экспериментальной групп 59
3.2.2. Преобразующий эксперимент: оценка эффективности стандартной и разработанной методик 64
3.2.3. Оценка пространственно-временных свойств при преобразующем эксперименте 67
3.3. Обоснование методики развития и совершенствования двигательных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет 70
Выводы по главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
Актуальность и научная значимость настоящего исследования состоит в том, что в современном мире физическое воспитание является важным аспектом развития умственных и интеллектуальных способностей детей. В значительной степени это относится и к занимающимся фигурным катанием на коньках слабослышащим детям, для которых очень важным моментом в развитии как личности, так и здоровья индивидуума является физическое воспитание.
В последнее время наблюдается стойкая тенденция ухудшения здоровья детей. Известно, что отклонение в системе слухового анализатора ведёт к последующим вторичным отклонениям и в первую очередь к задержке речевого развития. Это ведёт к ограничению получать информацию в полном объёме, что отражается на формировании всех познавательных процессов, и влияет, прежде всего, на формирование освоения всех видов двигательных действий. Анализ научных исследований Г.В. Трофимова [29], педагогические наблюдения учёных [22,32,34], а также проведенные обследования физического состояния слабослышащих детей школьного возраста [23,24], позволили нам выявить колоссальное отклонение в данных на скорость, силу и координацию у слабослышащих детей по сравнению с ровесниками. Задания на скорость и силу (челночный бег, отжимания, подскоки), в программах по воспитанию и обучению у не слышащих подростков отнимают основную часть как важные виды действий, которые относятся к жизненно важным двигательным умениям и навыкам. Мы полагаем, что очень важно обучить детей с отклонениями слуха грамотно и с уверенностью двигаться в переменчивых ситуациях изо дня в день, потому необходимо развивать двигательные способности [5].
По мнению В.Д. Кряжевой, двигательные способности - это состояние особенностей человеческого организма, позволяющее делать двигательные движения с заданными количественными и качественными чертами. В комплекс двигательных способностей, по мнению В.Д. Кряжевой, входят морфофункциональные свойства, уровень развития физических свойств, двигательные навыки и умения [16].
Учёные, изучающие физическую культуру, полагают, что детям- инвалидам с проблемами слуха не рекомендуется выполнять упражнения с утяжелителями. Однако специализированные источники не содержат информацию о конкретных противопоказаниях для глухих и слабослышащих, запрещающие силовые упражнения. Как показывает практика, такого рода занятия не только развивают двигательные способности, но и повышают интерес детей к тренировкам. Известно, что помимо проблем со слухом, у глухих и слабослышащих чаще всего имеются сопутствующие заболевания и отклонения по здоровью. Об этом нужно помнить и обращать внимание проводя занятия. В. Трофимов пишет, что, привлечение глухих детей к занятиям, вызывающим повышенную нагрузку на работу вестибулярного аппарата оказывает положительное влияние на развитие двигательной сферы данной категории детей. К подобным занятиям можно отнести занятия с повышенной координационной сложностью, такие как гимнастика, акробатика, фигурное катание, конькобежный спорт, спортивные танцы и т.д. [30].
Несмотря на многочисленные исследования, проводимые во всём мире [7,8,39], возможность коррекции двигательных нарушений слабослышащих детей 10-12 лет средствами фигурного катания на коньках, остается мало изученной.
Из вышесказанного следует, что тема актуальна, так как двигательные способности необходимо развивать и совершенствовать не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в состоянии здоровья, так как это важно для действий в их повседневной жизни и ощущения полноценности.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс фигурного катания на коньках у слабослышащих детей 10-12 лет.
Предмет исследования - методика упражнений на льду для улучшения двигательных способностей слабослышащих детей 10-12 лет.
Цель исследования - изучение двигательных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет занимающихся фигурным катанием на коньках.
Гипотеза исследования. Предполагается, что специально подобранные физические упражнения будут способствовать повышению двигательных способностей и оптимизации пространственно-временных свойств у слабослышащих школьников 10-12 лет.
В соответствие с целью исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть возможности учебно-тренировочного процесса для повышения двигательных способностей и оптимизации пространственно-временных свойств школьников на льду.
2. Изучить показатели двигательных способностей и пространственно-временных свойств девочек в возрасте 10-12 лет с нарушением слуха.
3. Провести экспериментальные исследования, направленные на выявление равнозначности контрольной и экспериментальной групп; определить эффективность разработанной методики.
Теоретической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам низкого уровня двигательных способностей у детей с нарушением слуха; историко-педагогические труды, освещающие выше обозначенную проблему; справочные материалы; данные научных медицинских журналов.
Методологической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области современных проблем детей с нарушением слуха, теоретические основы в области физиологии, физической подготовки, методов математической статистики (Кузьменко, Иванов).
Методы исследования были определены в соответствии с целью и задачами работы: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; тестирование двигательных способностей; педагогический эксперимент; метод математической обработки результатов.
Эмпирическая база исследования. Спорткомплекс «Труд». Дети с нарушением слуха в количестве 24 человека, тренер 1 человек.
Основные этапы исследования.
Исследование проходило в три этапа с сентября 2018г. по март 2020 г. с детьми в возрасте 10-12 лет с нарушением слуха на базе спорткомплекса «Труд».
На первом этапе исследования (февраль 2018 г.) была изучена и проанализирована отечественная и зарубежная научная литература, выполнено осмысление методологических и теоретических положений исследования; определены объект, предмет, сформулированы цель и задачи, гипотеза.
На втором этапе (март - май 2018 г.) проходил отбор детей 10-12 лет с нарушением слуха на две группы: А и Б (констатирующий эксперимент, устанавливающий начальный уровень подготовленности испытуемых). Результатом этого этапа являлось определение контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группы. В эксперименте приняли участие 24 девочки 10-12 лет - по 12 в каждой группе (по 12 девочек в группах А и Б).
Разработана программа и отобраны методы исследования, проведены педагогические наблюдения.
Определена методика проведения и обработки экспериментального исследования. Разработана программа вычисления обработки результатов экспериментальных данных по определению равнозначности двух групп и эффективности выполненных исследований с использованием F-критерия Фишера и t-критерия Стьюдента. Разработан комплекс учебно-тренировочных упражнений и методика проведения занятий на льду.
На третьем этапе (январь - декабрь 2019 г.) (преобразующий эксперимент - сравнительный эксперимент) в КГ группе дети занимались по учебно-тренировочной программе (два занятия в неделю на льду по 45 минут и два занятия в неделю в спортивном зале по 45 минут). В ЭГ группе дети выполняли учебно-тренировочную программу на льду (три раза в неделю на льду по 45 минут и два занятия в неделю в спортивном зале по 45 минут).
На заключительной стадии этого этапа (февраль - март 2020 г.) обрабатывался экспериментальный материал и использовался метод математической статистики, изучалась информативность показателей, зарегистрированных в тестах и проведенных в указанных группах, а также формировались выводы, и была оформлена работа.
Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе проведения научного исследования нами используются дополнительные занятия на льду для улучшения двигательных способностей и оптимизации пространственно-временных свойств у слабослышащих детей 10-12 лет путем проведения учебно-тренировочных занятий по предложенной методике.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и анализе литературы по теме исследования с применением дополнительных занятий на льду, способствующих улучшению двигательных способностей и оптимизации пространственно-временных свойств детей 10-12 лет.
Научно-практическая значимость исследования состоит из разработанной методики, включающей комплекс упражнений для учебно-тренировочных занятий на льду, направленной на улучшение двигательных способностей, координации и равновесия, что способствует повышению вестибулярной устойчивости у слабослышащих детей 10-12 лет.
Достоверность рассчитанных результатов доказывается эмпирическими исследованиями с помощью статистических методов анализа, проведенного на детях 10-12 лет с применением специально разработанных методик.
Количественные показатели, полученные путём теоретических исследований и технического эксперимента, были обработаны с помощью графических и численных методов на ЭВМ.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в построении цели, постановке задач, составлении гипотезы, а также в участии на всех этапах процесса, в получении исходных и экспериментальных данных и их обработке.
Апробация и внедрение результатов исследования была осуществлена написанием автором научных статей.
Положения, выносимые на защиту:
• предложенные физические упражнения способствуют развитию двигательных способностей и оптимизации пространственно-временных свойств детей во время занятий на льду;
• теоретически обоснованные и экспериментально апробированные результаты позволяют эффективно применять их в учебно-тренировочном процессе во время занятий фигурным катанием на коньках.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Работа изложена на 80 страницах компьютерного текста. В работе содержатся таблицы, рисунки. Список используемой литературы содержит 41 источник.
В последнее время наблюдается стойкая тенденция ухудшения здоровья детей. Известно, что отклонение в системе слухового анализатора ведёт к последующим вторичным отклонениям и в первую очередь к задержке речевого развития. Это ведёт к ограничению получать информацию в полном объёме, что отражается на формировании всех познавательных процессов, и влияет, прежде всего, на формирование освоения всех видов двигательных действий. Анализ научных исследований Г.В. Трофимова [29], педагогические наблюдения учёных [22,32,34], а также проведенные обследования физического состояния слабослышащих детей школьного возраста [23,24], позволили нам выявить колоссальное отклонение в данных на скорость, силу и координацию у слабослышащих детей по сравнению с ровесниками. Задания на скорость и силу (челночный бег, отжимания, подскоки), в программах по воспитанию и обучению у не слышащих подростков отнимают основную часть как важные виды действий, которые относятся к жизненно важным двигательным умениям и навыкам. Мы полагаем, что очень важно обучить детей с отклонениями слуха грамотно и с уверенностью двигаться в переменчивых ситуациях изо дня в день, потому необходимо развивать двигательные способности [5].
По мнению В.Д. Кряжевой, двигательные способности - это состояние особенностей человеческого организма, позволяющее делать двигательные движения с заданными количественными и качественными чертами. В комплекс двигательных способностей, по мнению В.Д. Кряжевой, входят морфофункциональные свойства, уровень развития физических свойств, двигательные навыки и умения [16].
Учёные, изучающие физическую культуру, полагают, что детям- инвалидам с проблемами слуха не рекомендуется выполнять упражнения с утяжелителями. Однако специализированные источники не содержат информацию о конкретных противопоказаниях для глухих и слабослышащих, запрещающие силовые упражнения. Как показывает практика, такого рода занятия не только развивают двигательные способности, но и повышают интерес детей к тренировкам. Известно, что помимо проблем со слухом, у глухих и слабослышащих чаще всего имеются сопутствующие заболевания и отклонения по здоровью. Об этом нужно помнить и обращать внимание проводя занятия. В. Трофимов пишет, что, привлечение глухих детей к занятиям, вызывающим повышенную нагрузку на работу вестибулярного аппарата оказывает положительное влияние на развитие двигательной сферы данной категории детей. К подобным занятиям можно отнести занятия с повышенной координационной сложностью, такие как гимнастика, акробатика, фигурное катание, конькобежный спорт, спортивные танцы и т.д. [30].
Несмотря на многочисленные исследования, проводимые во всём мире [7,8,39], возможность коррекции двигательных нарушений слабослышащих детей 10-12 лет средствами фигурного катания на коньках, остается мало изученной.
Из вышесказанного следует, что тема актуальна, так как двигательные способности необходимо развивать и совершенствовать не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в состоянии здоровья, так как это важно для действий в их повседневной жизни и ощущения полноценности.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс фигурного катания на коньках у слабослышащих детей 10-12 лет.
Предмет исследования - методика упражнений на льду для улучшения двигательных способностей слабослышащих детей 10-12 лет.
Цель исследования - изучение двигательных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет занимающихся фигурным катанием на коньках.
Гипотеза исследования. Предполагается, что специально подобранные физические упражнения будут способствовать повышению двигательных способностей и оптимизации пространственно-временных свойств у слабослышащих школьников 10-12 лет.
В соответствие с целью исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть возможности учебно-тренировочного процесса для повышения двигательных способностей и оптимизации пространственно-временных свойств школьников на льду.
2. Изучить показатели двигательных способностей и пространственно-временных свойств девочек в возрасте 10-12 лет с нарушением слуха.
3. Провести экспериментальные исследования, направленные на выявление равнозначности контрольной и экспериментальной групп; определить эффективность разработанной методики.
Теоретической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам низкого уровня двигательных способностей у детей с нарушением слуха; историко-педагогические труды, освещающие выше обозначенную проблему; справочные материалы; данные научных медицинских журналов.
Методологической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области современных проблем детей с нарушением слуха, теоретические основы в области физиологии, физической подготовки, методов математической статистики (Кузьменко, Иванов).
Методы исследования были определены в соответствии с целью и задачами работы: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; тестирование двигательных способностей; педагогический эксперимент; метод математической обработки результатов.
Эмпирическая база исследования. Спорткомплекс «Труд». Дети с нарушением слуха в количестве 24 человека, тренер 1 человек.
Основные этапы исследования.
Исследование проходило в три этапа с сентября 2018г. по март 2020 г. с детьми в возрасте 10-12 лет с нарушением слуха на базе спорткомплекса «Труд».
На первом этапе исследования (февраль 2018 г.) была изучена и проанализирована отечественная и зарубежная научная литература, выполнено осмысление методологических и теоретических положений исследования; определены объект, предмет, сформулированы цель и задачи, гипотеза.
На втором этапе (март - май 2018 г.) проходил отбор детей 10-12 лет с нарушением слуха на две группы: А и Б (констатирующий эксперимент, устанавливающий начальный уровень подготовленности испытуемых). Результатом этого этапа являлось определение контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группы. В эксперименте приняли участие 24 девочки 10-12 лет - по 12 в каждой группе (по 12 девочек в группах А и Б).
Разработана программа и отобраны методы исследования, проведены педагогические наблюдения.
Определена методика проведения и обработки экспериментального исследования. Разработана программа вычисления обработки результатов экспериментальных данных по определению равнозначности двух групп и эффективности выполненных исследований с использованием F-критерия Фишера и t-критерия Стьюдента. Разработан комплекс учебно-тренировочных упражнений и методика проведения занятий на льду.
На третьем этапе (январь - декабрь 2019 г.) (преобразующий эксперимент - сравнительный эксперимент) в КГ группе дети занимались по учебно-тренировочной программе (два занятия в неделю на льду по 45 минут и два занятия в неделю в спортивном зале по 45 минут). В ЭГ группе дети выполняли учебно-тренировочную программу на льду (три раза в неделю на льду по 45 минут и два занятия в неделю в спортивном зале по 45 минут).
На заключительной стадии этого этапа (февраль - март 2020 г.) обрабатывался экспериментальный материал и использовался метод математической статистики, изучалась информативность показателей, зарегистрированных в тестах и проведенных в указанных группах, а также формировались выводы, и была оформлена работа.
Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе проведения научного исследования нами используются дополнительные занятия на льду для улучшения двигательных способностей и оптимизации пространственно-временных свойств у слабослышащих детей 10-12 лет путем проведения учебно-тренировочных занятий по предложенной методике.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и анализе литературы по теме исследования с применением дополнительных занятий на льду, способствующих улучшению двигательных способностей и оптимизации пространственно-временных свойств детей 10-12 лет.
Научно-практическая значимость исследования состоит из разработанной методики, включающей комплекс упражнений для учебно-тренировочных занятий на льду, направленной на улучшение двигательных способностей, координации и равновесия, что способствует повышению вестибулярной устойчивости у слабослышащих детей 10-12 лет.
Достоверность рассчитанных результатов доказывается эмпирическими исследованиями с помощью статистических методов анализа, проведенного на детях 10-12 лет с применением специально разработанных методик.
Количественные показатели, полученные путём теоретических исследований и технического эксперимента, были обработаны с помощью графических и численных методов на ЭВМ.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в построении цели, постановке задач, составлении гипотезы, а также в участии на всех этапах процесса, в получении исходных и экспериментальных данных и их обработке.
Апробация и внедрение результатов исследования была осуществлена написанием автором научных статей.
Положения, выносимые на защиту:
• предложенные физические упражнения способствуют развитию двигательных способностей и оптимизации пространственно-временных свойств детей во время занятий на льду;
• теоретически обоснованные и экспериментально апробированные результаты позволяют эффективно применять их в учебно-тренировочном процессе во время занятий фигурным катанием на коньках.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Работа изложена на 80 страницах компьютерного текста. В работе содержатся таблицы, рисунки. Список используемой литературы содержит 41 источник.
Поставленная цель - изучение двигательных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет занимающихся фигурным катанием на коньках при оценке пространственно-временных свойств спортсменов при использовании ИВПС, соответствующие задачи исследования, и направленные на совершенствование координации, выполнены.
На основании анализа специальной литературы по данной проблеме, нами был разработан план работы по улучшению двигательных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет.
Далее продемонстрированы итоговые результаты поставленных в диссертационном исследовании задач:
1. Обзор специальной литературы и проблем, которые связаны с нарушением слуха у детей 10-12 лет, а также причин, способствующих появлению и развитию нарушений слуха, позволил выявить положения и практические основания для внедрения новой методики для улучшения двигательных способностей слабослышащих детей.
2. Анализ проблемы и обоснование методологических, дидактических предпосылок технологии улучшения двигательных способностей у детей позволили сформулировать концептуальные положения и спроектировать методику для улучшения двигательных способностей детей 10-12 лет.
3. Реализации системы улучшения двигательных способностей у слабослышащих детей способствовал разработанный комплекс методических рекомендаций, который несёт в себе авторскую методику для улучшения двигательных способностей, путём повышения координации, статического и динамического равновесия детей 10-12 лет, имеющих нарушение слуха и методическое обеспечение при использовании различного инвентаря на льду и в зале.
4. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики занятий на льду для улучшения двигательных способностей слабослышащих детей 10-12 лет, заключает в себе констатирующий и преобразующий эксперимент. Результаты эксперимента следующие:
• определены пути решения улучшения двигательных способностей, выбраны состав и численность контрольной и экспериментальной групп со статистическим обоснованием, что по двигательным способностям между группами нет значимого различия;
• определены цель и этапы преобразующего эксперимента;
• разработаны тесты для выявления двигательных способностей у слабослышащих детей на первом и втором этапах эксперимента;
• выполнена всесторонняя обработка данных тестирования детей на первом и втором этапах преобразующего эксперимента, что позволило считать: а) что выборки в контрольную и экспериментальную группы взяты из нормально распределенных генеральных совокупностей; б) доказана эффективность улучшения двигательных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет с помощью разработанной методики на льду на уровне значимости =0,05.
5. Разработанный комплекс упражнений на льду для улучшения двигательных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет, помог повысить уровень двигательных способностей, в сравнении со сверстниками, занимающихся по стандартной программе.
Научно-практическая значимость работы исследования определяется разработанной методикой, включающей комплекс упражнений с помощью дополнительных занятий на льду, направленной на улучшение двигательных способностей, что способствует улучшению координации движений и равновесия у слабослышащих детей 10 -12 лет. Область применения разработанной методики может быть на занятиях по фигурному катанию с детьми с нарушением слуха, для улучшения их двигательных способностей.
Эффективность исследования подтверждена данными экспериментального исследования. Положительный эффект был получен в период выполнения разработанных тестов на уровне значимости 5%, о чем говорят полученные данные. Научная новизна исследования состоит в том, что в процессе ведения научного исследования мы используем дополнительные занятия на льду для улучшения двигательных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет путем проведения учебно-тренировочных занятий по разработанной методике.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и анализе литературы по теме исследования с применением дополнительных занятий на льду, способствующих улучшению координации и равновесия у слабослышащих детей 10-12 лет.
Исследования могут быть продолжены для улучшения двигательных способностей и укрепления мышечного корсета у детей с другими нозологиями, не имеющих противопоказаний для занятий на льду, разрабатывая для них соответствующие методики.
Из выше сказанного следует, что гипотезу исследования получилось экспериментально подтвердить.
На основании анализа специальной литературы по данной проблеме, нами был разработан план работы по улучшению двигательных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет.
Далее продемонстрированы итоговые результаты поставленных в диссертационном исследовании задач:
1. Обзор специальной литературы и проблем, которые связаны с нарушением слуха у детей 10-12 лет, а также причин, способствующих появлению и развитию нарушений слуха, позволил выявить положения и практические основания для внедрения новой методики для улучшения двигательных способностей слабослышащих детей.
2. Анализ проблемы и обоснование методологических, дидактических предпосылок технологии улучшения двигательных способностей у детей позволили сформулировать концептуальные положения и спроектировать методику для улучшения двигательных способностей детей 10-12 лет.
3. Реализации системы улучшения двигательных способностей у слабослышащих детей способствовал разработанный комплекс методических рекомендаций, который несёт в себе авторскую методику для улучшения двигательных способностей, путём повышения координации, статического и динамического равновесия детей 10-12 лет, имеющих нарушение слуха и методическое обеспечение при использовании различного инвентаря на льду и в зале.
4. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики занятий на льду для улучшения двигательных способностей слабослышащих детей 10-12 лет, заключает в себе констатирующий и преобразующий эксперимент. Результаты эксперимента следующие:
• определены пути решения улучшения двигательных способностей, выбраны состав и численность контрольной и экспериментальной групп со статистическим обоснованием, что по двигательным способностям между группами нет значимого различия;
• определены цель и этапы преобразующего эксперимента;
• разработаны тесты для выявления двигательных способностей у слабослышащих детей на первом и втором этапах эксперимента;
• выполнена всесторонняя обработка данных тестирования детей на первом и втором этапах преобразующего эксперимента, что позволило считать: а) что выборки в контрольную и экспериментальную группы взяты из нормально распределенных генеральных совокупностей; б) доказана эффективность улучшения двигательных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет с помощью разработанной методики на льду на уровне значимости =0,05.
5. Разработанный комплекс упражнений на льду для улучшения двигательных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет, помог повысить уровень двигательных способностей, в сравнении со сверстниками, занимающихся по стандартной программе.
Научно-практическая значимость работы исследования определяется разработанной методикой, включающей комплекс упражнений с помощью дополнительных занятий на льду, направленной на улучшение двигательных способностей, что способствует улучшению координации движений и равновесия у слабослышащих детей 10 -12 лет. Область применения разработанной методики может быть на занятиях по фигурному катанию с детьми с нарушением слуха, для улучшения их двигательных способностей.
Эффективность исследования подтверждена данными экспериментального исследования. Положительный эффект был получен в период выполнения разработанных тестов на уровне значимости 5%, о чем говорят полученные данные. Научная новизна исследования состоит в том, что в процессе ведения научного исследования мы используем дополнительные занятия на льду для улучшения двигательных способностей у слабослышащих детей 10-12 лет путем проведения учебно-тренировочных занятий по разработанной методике.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и анализе литературы по теме исследования с применением дополнительных занятий на льду, способствующих улучшению координации и равновесия у слабослышащих детей 10-12 лет.
Исследования могут быть продолжены для улучшения двигательных способностей и укрепления мышечного корсета у детей с другими нозологиями, не имеющих противопоказаний для занятий на льду, разрабатывая для них соответствующие методики.
Из выше сказанного следует, что гипотезу исследования получилось экспериментально подтвердить.





