Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ КОНДУКТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Работа №114555

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений посредством кондуктивной педагогики 12
1.1 Проблема коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений в психолого-педагогических исследованиях 12
1.2 Кондуктивная педагогика как средство коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений 24
Выводы по первой главе 35
Глава 2 Экспериментальное исследование коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений посредством кондуктивной педагогики 36
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений 36
2.2 Содержание и организация процесса коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений посредством кондуктивной педагогики 55
2.3 Динамика сформированности двигательных умений у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом 70
Выводы по второй главе 85
Заключение 86
Список используемой литературы 88
Приложение 94

Актуальность исследования. В настоящее время значительно увеличилось количество детей с детским церебральным параличом.
Детский церебральный паралич, который возникает вследствие недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе, характеризуется как причина патологии.
У ребенка с детским церебральным параличом действия в движении нарушены, а, значит, существует ограничение в предметно-практической деятельности, затрудняется самостоятельное передвижение, развитие навыков самообслуживания. Ребенок находится в полной зависимости от взрослого.
Проблема коррекции двигательных умений на протяжении долгого времени волновала ученых. В отечественной науке имеются исследования, посвященные проблеме коррекции двигательных умений у детей с детским церебральным параличом (Р.Д. Бабенкова, Л.О. Бадалян, Н.А. Бодрова, В.А. Бубнова, М.В. Ипполитова, З. Мартин, Т.Н. Толкачева).
Дети с детским церебральным параличом уже несколько лет являются объектом пристального внимания специальных педагогов. Развитие этих детей происходит на фоне уже имеющихся отклонений в физическом развитии, поэтому коррекция двигательных умений для них является особенно важной задачей.
Характеризуя физическое развитие с детским церебральным параличом, отечественные исследователи Р.Д. Бабенкова, В.А. Бубнова М.В. Ипполитова определили, что уровень развития таких детей значительно отстает от уровня развития здоровых сверстников. Особенности физического развития детей с детским церебральным параличом определяют необходимость проведения специальной работы с детьми по коррекции двигательных умений.
Коррекция у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений - важная задача для самостоятельного и независимого выполнения того или движения ребенком. Однако ее решение затрудняется: недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере коррекция у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом, способных к самообслуживанию и независимости от взрослого в выполнении того или иного движения.
Острота темы подтверждается объективной важностью проблемы и недостаточной степенью ее реализации на практике. Практика показывает, что ребенок 5-7 лет с детским церебральным параличом не могут самостоятельно выполнять то или иное движение без помощи взрослого. Вместе с тем, сформированность у ребенка с детским церебральным параличом двигательных умений, являются основой его независимости от взрослого (А. Пете).
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании сущности коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений посредством кондуктивной педагогики в условиях дошкольной образовательной организации.
Анализ исследований свидетельствует, что потребность в движении - это общебиологическая особенность каждого ребенка. У детей с детским церебральным параличом развитие всех двигательных функций нарушено. Чем раньше будет начата коррекция двигательных умений, тем более успешными окажутся результаты (Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько).
Коррекция у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений является важной задачей их физического развития. Однако недостаточная разработанность средств: лечебная физическая культура (Б. Бобат, К. Бобат, С.А. Бортфельд), лечебная гимнастика (Н.А. Бодрова, Т.Н. Толкачева), тренажеры (Н.Д. Мога), гидрокинезотерапия, подвижные игры (К.А. Семенова, М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева, В.Л. Страковская), при которых в должной мере обеспечивается коррекция двигательных умений, затрудняет ее решение. Кондуктивная педагогика применяется в настоящее время только в реабилитационных центрах. Мы считаем, что использование кондуктивной педагогики в условиях дошкольной образовательной организации наиболее эффективно для коррекции двигательных умений у детей с детским церебральным параличом.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных организаций у педагогов имеются затруднения в определении уровня сформированности у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений. Это связано с отсутствием диагностических заданий, позволяющих охватить все критерии и показатели сформированности двигательных умений. Анализ методического обеспечения процесса коррекции двигательных умений у детей с детским церебральным параличом подтвердил, что существует востребованность в методических разработках по коррекции двигательных умений в условиях дошкольной образовательной организации с использованием положений кондуктивной педагогики: самостоятельное выполнение того или иного движения ребенка с детским церебральным параличом и совместная работа со взрослым, с упражнениями различного уровня сложности, исходя из начального уровня сформированности двигательных умений и возможностей самого ребенка.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса, можно выделить противоречия между:
• социальным заказом общества на детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом, способных к самостоятельному и независимому выполнению того или иного движения и недостаточностью реализации задач коррекции двигательных умений у детей с детским церебральным параличом в дошкольных образовательных организациях;
• необходимостью коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений и отсутствием обоснованных эффективных средств для обеспечения этого процесса, одним из которых является кондуктивная педагогика;
• стремлением дошкольных образовательных организаций обеспечить коррекцию у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений и недостаточностью методических разработок для педагогов по коррекции двигательных умений у детей с детским церебральным параличом посредством кондуктивной педагогики.
Выявленные противоречия обуславливаю актуальность проблемы, которая заключается в определении возможности коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений посредством кондуктивной педагогики.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Коррекция двигательных умений посредством кондуктивной педагогики у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений посредством кондуктивной педагогики в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений.
Предмет исследования - коррекция у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений посредством кондуктивной педагогики.
Гипотеза базировалась на предположении о том, что коррекция у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений посредством кондуктивной педагогики будет протекать эффективно, если:
• подобраны упражнения для детей 5-7 лет с детским церебральным параличом в соответствии с их уровнем сформированности двигательных умений и формы детского церебрального паралича;
• реализуется индивидуальный маршрут в формировании двигательных умений;
• включены родители в процесс коррекции двигательных умений у детей с детским церебральным параличом посредством кондуктивной педагогики в домашних условиях.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования охарактеризовать процесс коррекции двигательных умений у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом, обосновать потенциальные возможности кондуктивной педагогики в данном процессе.
2. Определить комплекс диагностических заданий, критерии, показатели и уровни сформированности у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений и выявить уровень сформированности у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений.
3. Разработать и экспериментально проверить возможность использования кондуктивной педагогики в коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретической основой исследования выступили:
• исследования об особенностях физического развития детей с разными формами детского церебрального паралича (И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, К.А. Семенова);
• положения о воспитании детей с детским церебральным параличом (Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова);
• теории коррекции двигательных нарушений посредством лечебной физической культуры (Б. Бобат, К. Бобат, С.А. Бортфельд);
• теории коррекции двигательных нарушений посредством нейроортопедического пневмокостюма «Аэрокомбинезон» и нейроортопедического пневмокомбинезона «Иппо» (И.И. Диамант, Ю.А. Чуйко);
• теории коррекции двигательных нарушений посредством тренажеров (специальных средств) (Н.Д. Мога);
• теории коррекции двигательных нарушений посредством подвижных игр (В.Л. Страковская, К.А. Семенова, М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева);
• теории коррекции двигательных нарушений посредством лечебной гимнастики (Н.А. Бодрова, Т.Н. Толкачева);
• положения системы кондуктивного (управляемого) обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (А. Пете).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), методы количественной и качественной обработки данных.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе МБУ детский сад № 197 «Радуга» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 11 детей 5-7 лет.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2015 по 2017 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий. Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования по изучаемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2015-2016 гг.). Реализована программа экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
• обоснована возможность коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений посредством кондуктивной педагогики;
• определены критерии и показатели сформированности у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений и комплекс диагностических заданий.
Теоретическая значимость исследования:
• уточнено понятие «коррекция у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений посредством кондуктивной педагогики»;
• описаны содержательные характеристики уровней сформированности у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений;
• теоретически обосновано содержание работы по коррекции двигательных умений у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает возможность в дошкольной образовательной организации построить процесс коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений посредством кондуктивной педагогики. В практике работы дошкольных образовательных организаций может быть внедрено комплекс диагностических заданий, направленных на выявление у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом уровня сформированности двигательных умений, комплекс упражнений по коррекции двигательных умений у детей с детским церебральным параличом с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах дошкольной образовательной организации. Основные положения исследования получили одобрение на конференции «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (Ульяновск, 2015 г.), научно-практической конференции «Дошкольник на современном этапе» (28 марта - 12 апреля 2016 г.), международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов» (Тольятти, 7-28 ноября 2016 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коррекция у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений - это целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, осуществляемый посредством кондуктивной педагогики, результатом которого является самостоятельность независимость от взрослого в выполнении того или иного движения.
2. Коррекция у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений осуществляется посредством комплекса упражнений, подобранных с учетом уровня сформированности двигательных умений и формы детского церебрального паралича.
3. Эффективности коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений способствуют реализация индивидуального маршрута для детей 5-7 лет с детским церебральным параличом; включение родителей в процесс коррекции двигательных умений у детей с детским церебральным параличом посредством использования кондуктивной педагогики в домашних условиях.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (53 источников), приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить понятие «коррекция двигательных умений у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом», которое мы рассматриваем как целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, осуществляемый посредством кондуктивной педагогики, результатом которого является самостоятельность и независимость от взрослого в выполнении того или иного движения.
2. В рамках исследования разработан комплекс диагностических заданий, определены показатели и уровни сформированности у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений. Анализ проведенной педагогической диагностики позволил сделать вывод о том, что преобладают дети с низким и средним уровнем сформированности двигательных умений.
3. Определены и апробированы следующие мероприятия по вопросу коррекции у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом двигательных умений: подобраны упражнения для детей 5-7 лет с детским церебральным параличом в соответствии с их уровнем сформированности двигательных умений и формой детского церебрального паралича; реализован индивидуальный маршрут для детей 5-7 лет с детским церебральным параличом; включены родители в процесс коррекции двигательных умений у детей с детским церебральным параличом посредством использования кондуктивной педагогики в домашних условиях.
4. Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность заявленных мероприятий и положительную динамику в коррекции двигательных умений у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом после ее апробации. Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность выдвинутых на защиту положений.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы коррекции двигательных умений у детей 5-7 лет с детским церебральным параличом. Дальнейшая работа может быть посвящена определению педагогических условий коррекции двигательных умений у детей с детским церебральным параличом в разные возрастные периоды.


1. Абрашина, Н.А. Двигательные церебральные нарушения [Текст] / Н.А. Абрашина. - Саратов : Приволжское книжное издательстве, 2007. - 244 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М. : Просвещение, 2009. - 144 с.
3. Архипова, Е.Ф. Психолого-педагогические аспекты комплексной абилитации детей младенческого возраста с церебральным параличом [Текст] / Е.Ф. Архипова // Коррекционная педагогика. - 2014. - № 2. - С. 10­15.
4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М. : Просвещение, 1999. - 257 с.
5. Бабенкова, Р.Д. Дети с церебральным параличом: пути обучения и коррекции нарушенных функций [Текст] / Р.Д. Бабенкова. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с.
6. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.Л. Тимонина. - Киев, 2008. - 197 с.
7. Бодрова, Н.А. Лечебная гимнастика как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП (со спастической диплегией) [Текст] / Н.А.Бодрова, Т.Н. Толкачева. - Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 2006. - 64с.
8. Бортфельд, С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе [Текст] / С.А. Бортфельд. - Л. : Львов,2001. - 231 с.
9. Бортфельд, С.А. ЛФК и массаж при ДЦП [Текст] / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева. - М. : Медицина, 2006. - 67 с.
10. Верещагина, Н.В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии [Текст] / Н.В. Верещагина. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 160 с.
11. Вернер, Д. Что такое детский церебральный паралич [Текст] / Д. Вернер. - М. : Просвещение, 2003. - 98 с.
12. Ганзина, Н.В. Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП [Текст] /Н.В. Ганзина, Т.И. Губарева // Спорт, духовные ценности, культура. - 2007. - № 8. - С. 175-186.
13. Гуськова, А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет : развитие моторики, коррекция координации движений и речи [Текст] / А.А. Гуськова. - Волгоград : Учитель, 2012. - 188 с.
14. Данилова, Л.А. Коррекционная работа при обучении детей с церебральным параличом [Текст] / Л.А. Данилова // Дефектология. - 1972. - № 4. - С. 56-59
15. Диамант, И.И. Коррекция двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом с помощью инновационных методик ЛФК [Текст] / И.И. Диамант, Ю.А. Чуйко // Вестник ТГПУ. - 2014. - №1. - С.136 - 140.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ