Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Автомобиль ВАЗ-2105 как объект спортивного тюнинга 6
1.1 Серийный автомобиль ВАЗ-2105 6
1.2 Конструктивные особенности автомобиля ВАЗ-2105 8
2 Основные принципы спортивного тюнинга 13
2.1 Требования к автомобилю для дрифт-серии 13
2.2 Способы спортивного тюнинга 20
3 Современная практика спортивного тюнинга 26
3.1 Обзор компонентов для спортивного тюнинга ВАЗ-2105 26
3.2 Технология спортивного тюнинга 31
3.3 Оборудование и инструмент для спортивного тюнинга 40
3.4 Особенности проектирования мастерской спортивного тюнинга 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
В проекте рассматриваются принципы модернизации серийного автомобиля с целью подготовки к особым и экстремальным условиям эксплуатации. Как частный случай нештатных условий работы автомобиля предложены спортивные соревнования по дрифту - кольцевые автогонки с управляемым сносом задней оси. В качестве примера представлены типовые решения подготовки серийного автомобиля к соревнованиям по дрифтингу. Актуальность данной темы связана с тем, что возможны ситуации, когда серийный автомобиль необходимо использовать в нештатных ситуациях [1]. При этом разработка «с нуля» новой модели автомобиля нерентабельно, поэтому стоит рассмотреть возможность тюнинга серийного автомобиля [2], модернизацию автомобиля на примере подготовки к соревнованиям по дрифтингу. К новизне выбранной темы можно отнести то, что ранее тюнинг рассматривался чисто как коммерческое явление, как рынок специально подготовленных запасных частей и установочных кит-комплектов [3]. В данной работе тюнинг рассматривается как средство улучшить характеристики серийного автомобиля, с целью повышения эффективного выполнения уникальной транспортной работы. С возможностью улучшить работу всей автомобильной промышленности за счет целенаправленной модернизации серийных автомобилей связана и практическая значимость данной работы.
Для решения этих вопросов в качестве примера рассмотрим организации тюнинга спортивного тюнинга ВАЗ-2105 в следующей последовательности. Сначала необходимо провести анализ конструкции базового серийного автомобиля ВАЗ-2105, обратив особое внимание на особенности устройства агрегатов или узлов, которые обеспечивают динамичность автомобиля. Затем рассмотрим комплект эксплуатационных свойств и те технические характеристики, которые меняются в ходе тюнинга. Обязательно выделим требования безопасности к автомобилю, которые необходимо обеспечить согласно Техническому регламенту Российской дрифт-серии (РДС). Далее произведём анализ существующей практики тюнинга, методы и способы модернизации дорабатываемого спортивного автомобиля. Затем необходимо произвести детальный обзор компонентов, материалов и установочных комплектов, которые представлены на рынке деталей для тюнинга. После анализа конструкции автомобиля и выбора способов тюнинга, разрабатывается технология модернизации узла, здесь выбираются традиционные авторемонтные технологии в необходимых комбинациях. При этом подбирается технологическое оборудование и инструмент, сравнением нескольких моделей оборудования. На основании разработанной технологии и выбранного оборудования производится уже выбор производственного участка или участков для проведения работ.
Если прогнозируется большая производственная программа, возможно проектирование самостоятельной мастерской для спортивного тюнинга автомобилей.
В ходе бакалаврской работы рассмотрены вопросы организации эффективного тюнинга. Рассмотрена практика модернизации серийного автомобиля с целью подготовки к особым и экстремальным условиям эксплуатации. Как частный случай нештатных условий работы автомобиля предложен дрифт - кольцевые автогонки с управляемым сносом задней оси. В качестве примера представлены типовые решения подготовки серийного автомобиля к соревнованиям по дрифтингу. Описан опыт модернизации автомобиля ВАЗ-2105 с целью подготовки к спортивным соревнованиям.
Для этого проведен анализ конструкции базового автомобиля, выделены особенности устройства модернизуемого агрегата или узла. Затем изучен комплект потребительских свойств и те технические характеристики, которые меняются в ходе тюнинга. Рассмотрены требования безопасности к автомобилю, которые затрагиваются при проведении работ. Производен анализ существующей практики тюнинга, методы и способы модернизации дорабатываемого узла или системы. Проведен обзор компонентов и установочных комплектов, которые представлены на рынке деталей для тюнинга. После анализа конструкции автомобиля и выбора способов тюнинга, была разработана технология модернизации узла, на основе традиционных авторемонтных технологиях в различных комбинациях. При этом было подобрано необходимое оборудование и инструмент, сравнением нескольких моделей технологического оборудования. На основании разработанной технологии и выбранного оборудования был выбран производственный участок для проведения работ.
При этом сделан вывод, что в случае прогноза большой производственной программы, целесообразно проектирование самостоятельной мастерской для данного направления автомобильного тюнинга.
В результате проделанной работы доказана практическая возможность спортивного тюнинга автомобиля ВАЗ-2121 ремонтными методами. Можно констатировать, что полученные результаты доказывают работоспособность заявленной последовательности действий по проектированию и организации тюнинга автомобилей. Кроме этого можно отметить, что в ходе работы подтверждена актуальность данной темы. К научной ценности проекта можно отнести то, что впервые тюнинг рассматривался не как коммерческое явление, а как средство улучшить характеристики серийного автомобиля, с целью повышения эффективного выполнения уникальной транспортной работы. С возможностью улучшить работу всей автомобильной промышленности за счет целенаправленной модернизации серийных автомобилей связана и практическая значимость данной работы. Область ее перспективного использования - это техническая эксплуатация автомобилей с целью повышения эффективности автомобильного транспорта.
1. Доронкин В. Г. Модернизация как инновационный ресурс повышения эффективности автомобилей ВАЗ в период эксплуатации: Монография [Текст] - Тольятти: Кассандра, 2016. - 60 с.
2. Доронкин В.Г., Кудинова Г.Э., Курилова А.А. К вопросу эффективности автомобильного тюнинга // Азимут научных исследований: экономика и управление - 2016г. Том 5 № 4 (17). - С. 140-143.
3. Технический регламент Таможенного союза О безопасности колесных транспортных средств № ТР ТС 018/2011: сайт Евразийской эк. комиссии [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.12.2012. - URL: http://www.tsouz.ru/db/techreglam/Documents/TR%20TS%20KolesnTrS.pdf. (дата обращения: 05.06.2017).
4. Доронкин В.Г., Лямин А.С. Развитие автомобильного спорта в городе Тольятти: 1966-2016 гг. // Балтийский гуманитарный журнал - 2017. Том 6. № 1(18). - С. 86-89.
5. Погребной С. А., Семенов И. А. ВАЗ-2101-2105. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. [Текст] — М: Третий Мир. — 200. — 332 с.
6. Руководство по эксплуатации автомобилей LADA 2105, LADA 2107 и их модификаций (состояние на 12.05.2008 г.) [Текст] - Тольятти: Типография ДИС ОАО «АВТОВАЗ», 2008.
7. Автомобили ВАЗ: изнашивание и ремонт [Текст] / А.А. Звягин, М.А. Масино, А.М. Мотин, Б.В. Прохоров; Под общ. ред. А.А. Звягина - Л. Политехника, 1991. - 255 с.
8. Звягин А.А. и др. Автомобили ВАЗ: надежность и обслуживание [Текст] / А.А. Звягин, Р.Д. Кислюк, А.Б. Егоров. - Л.: Машиностроение, 1980. - 238 с.
9. Пузанков А.Г. Автомобили : конструкция, теория и расчет : учебник [Текст] / А. Г. Пузанков. - М.: Academia, 2007. - 543 с.
10. Технический Регламент Российской Дрифт Серии 2019 года. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.12.2018. - URL: https://vdrifte.ru/P_823_1.pdf. (дата обращения: 05.06.2019).
11. Вонг, Дж. Теория наземных транспортных средств. [Текст] / Дж. Вонг / Пер. с англ. — М.: Машиностроение, 1982. — 282 с.
12. Кузьмин, Н.А. Теория эксплуатационных свойств автомобиля [Текст] / Н.А. Кузьмин, В.И. Песков. — М. : ФОРУМ; НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
13. Как увеличить мощность двигателя. Методы увеличения мощности двигателя [Текст] : Практическое руководство. Под редакцией С. Афонина. - "ПОНЧиК", 2004 г. - 130 с.
14. Сингуринди, Э.Г. Подготовка автомобильных двигателей к соревнованиям [Текст] / Э.Г. Сингуринди. - М.: ДОСААФ, 1974 г. - 80 с.
15. Скрипник И. Тюнинг автомобиля своими руками [Текст] / Игорь Скрипник. М. : ACT; Владимир: ВКТ, 2011. - 288 с.
...