Введение 3
Глава 1 Теоретические и методологические основы дистанционного обучения 12
1.1 Ретроспективный анализ дефиниции «дистанционное обучение» 12
1.2 Сравнительный анализ педагогического взаимодействия в разных системах 20
1.3 Особенности дистанционного обучения в образовательном процессе вуза 30
Глава 2 Содержание подготовки студентов к деятельности в системе дистанционного обучения 40
2.1 Адаптация студентов и преподавателей вуза к деятельности в условиях дистанционного обучения 40
2.2 Содержание курса «Особенности педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения» 47
2.3 Типы педагогического взаимодействия на основе авторского курса «Особенности педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения» 53
Заключение 68
Список используемой литературы 73
Приложение А Вопросы для проведения анкетирования 81
Приложение Б Беседа с педагогическим коллективом 84
Приложение В Практическое занятие 86
Приложение Г Самооценка профессиональных качеств будущего педагога 90
Актуальность исследования. Процесс информатизации общества является объективной закономерностью и выступает в качестве одного из условий успешного решения задач социально-экономического развития страны. «Позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, разработка эффективных обучающих стратегий»[17, с. 250]. В настоящее время повсеместно, как в России, так и за рубежом, наблюдается скачок в развитии технических средств, информационных технологий, применение которых существенно расширяет границы доступности образования.
Дистанционное обучение перестает быть новшеством в сфере образования, занимает крепкие позиции, и наряду с традиционными формами обучения становится конкурентоспособной формой получения высшего образования. Достоинства применения данной формы обучения очевидны. При определенных условиях дистанционное обучение может обеспечить доступность качественного, в том числе высшего образования, широким слоям населения, независимо от места проживания, наличия или отсутствия трудовой деятельности; стремительно реагировать на изменение ситуации на рынке труда; максимально емко использовать педагогический, научный, кадровый потенциал вуза.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил применение дистанционных образовательных технологий при реализации различных образовательных программ [56]. В течение 15 лет происходит активное внедрение и апробация таких технологий в нашей стране, хотя многолетний опыт применения дистанционного обучения в странах Европы, Америки и Азии демонстрирует успешность такой педагогической практики. Дистанционные образовательные технологии направлены на организацию процесса взаимодействия обучающихся и преподавателей с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий. Ключевое слово «взаимодействие» в данном контексте является определяющим и подчеркивает успешность реализации процесса обучения, как со стороны преподавателя, так и обучаемого. Организованное взаимодействие участников образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий - основной и существенный фактор получения знаний. Важно понимать необходимость создания уникального образовательного контента, который станет основой при реализации дистанционной формы обучения, разработку методического оснащения дистанционного обучения и особую подготовку педагогов.
Принятие Концепции о создании и развитии единой системы дистанционного образования в России способствовало тому, что проблема дистанционного обучения стала широко освещаться в научной литературе [30]. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дается толкование таких понятий, как «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии». Концепция содержит первое официальное определение понятия «дистанционное образование», характеризует основные его принципы. Законодательное закрепление возможности применения дистанционного обучения способствует накоплению теоретического и практического опыта реализации систем дистанционного обучения в высших учебных заведениях.
Вопросы дистанционного обучения освещены в исследованиях А.А. Андреева, Н.Ю. Воловой, Ж.Н. Зайцевой, С.Л. Лобачева, А.С. Минзова, Е.С. Полат, В.В. Попова, Ю.Б. Рубина, В.И. Солдаткина, В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова, А.В. Хуторского и др.
Так, А.А. Андреев внес большой вклад в развитие дистанционного обучения [5]. Он сконцентрировал понятие и принципы дистанционного обучения, раскрыл роль и место его в системе непрерывного профессионального образования.
В зарубежных исследованиях проблемы дистанционного обучения представлены в трудах Р. Табберера, Ч. Моора, М. Кларка, Л.И. Дэйва, Дж. Рамбла, К. Харри, Дж. Вильсона, Д. Мошера и др.
М. Кларк и К. Харри акцентируют внимание на образовательной конкурентоспособности, предлагают определить в понятии «дистанционное обучение» ключевое слово «интерактивность», размышляют о новом эффективном инструментарии, осуществляющем дистанционное обучение.
Такие авторы, как А.А. Андреев [4], О.П. Околелов [42], Э.Г. Скибицкий [52], Е.С. Полат [46], А.В. Хуторской [59] и др. рассматривают методику дистанционного обучения. При этом вне поля зрения остается специфика организации педагогического взаимодействия студентов и преподавателей в условиях дистанционного обучения с учетом задач повышения эффективности высшего образования.
Теоретический анализ вопроса позволил выделить следующие недостатки:
• снижение качества обучения за счет самостоятельной работы обучающегося и нерегулярность контроля со стороны преподавательского состава;
• недостаток индивидуализации процесса обучения;
• отсутствие системы целенаправленного взаимодействия между преподавателем и обучающимся;
• необходимость постоянного доступа к сети Интернет и достаточной технической оснащенности;
• территориальная удаленность от вуза и отсутствие возможности задать вопрос преподавателю в любое удобное время;
• наличие письменной интерпретации излагаемого материала, отсутствие словесной оболочки;
• время проведения вебинаров совпадает с часами работы обучающегося, отсутствие доступа к записанной версии вебинаров.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы выявлены противоречия между:
• социальным заказом общества на массовое получение высшего образования в условиях дистанционного обучения и недостаточной индивидуализацией процесса обучения;
• необходимостью активного взаимодействия между участниками образовательного процесса в рамках дистанционного обучения и недостаточно четкая организация данного взаимодействия;
• потребностью в педагогическом сопровождении самообразования в дистанционном обучении и недостаточной разработкой его технологии;
• наличием средств, способствующих интенсификации взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе дистанционного обучения, и недостаточным теоретическим и методическим обеспечением данного педагогического взаимодействия.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определили проблему данного исследования: каким образом обеспечить эффективное взаимодействие в условиях дистанционного обучения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогическое взаимодействие в условиях дистанционного обучения».
Объект исследования - образовательный процесс в вузе.
Предмет исследования - особенности педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать авторский курс, способствующий эффективному взаимодействию.
Гипотеза исследования. Эффективность педагогического взаимодействия в условиях ДО будет повышена, если:
• выявлены особенности педагогического взаимодействия;
• определены методы обучения;
• разработан авторский курс «Особенности педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения».
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) дать теоретическое обоснование педагогическому взаимодействию субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного обучения;
2) с учетом выявленных особенностей осуществления педагогического взаимодействия определить методы обучения в условиях дистанционного обучения;
3) разработать авторский курс, раскрывающий особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, провести срез по апробации модуля и определить его эффективность при педагогическом взаимодействии;
4) составить методические рекомендации для эффективного педагогического взаимодействия в условиях ДО.
Теоретическая (методологическая) основа исследования. В нашей работе мы опирались на следующие исследования, основанные на:
• концепции развития дистанционного обучения (A.A. Андреев, Д.З. Ахметова, Т.М. Ковалева, М.В. Моисеева, М. Мур);
• вопросах профессиональной подготовки специалистов (Е.В. Коротаева, В.А. Сластенин) и формировании целостной социально - профессиональной компетентности специалиста (И.А. Зимняя), раскрытии сущности, содержания и структуры общего и профессионального педагогического образования (Г.В. Ахметжанова, Е.Н. Алексеева).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов:
• теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, учебных программ, анализ понятийно-терминологической системы;
• эмпирические: анкетирование, беседа, самодиагностика.
Этапы исследования.
На первом этапе (2018 г.) проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, определены противоречия между необходимостью осуществления взаимодействия между участниками образовательного процесса и отсутствием понимания того, каким способом это взаимодействие должно быть осуществимо. Сформулирован научный аппарат исследования.
На втором этапе (2019 гг.) выявлены особенности педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения в образовательном процессе вуза. Разработан авторский курс для студентов вуза, способствующий эффективному взаимодействию в условиях дистанционного обучения.
На третьем этапе (2020 г.) проведена систематизация и анализ итогов исследовательской работы для составления методических рекомендаций; определена логика изложения материала, сформулированы практические и теоретические заключения и выводы по диссертационному исследованию, оформлен текст работы.
База исследования. Работа осуществлялась на базе ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» со студентами психолого-педагогического направления подготовки, профиль «Психология и педагогика начального образования», квалификация бакалавр.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что
• обоснована необходимость подготовки студентов вуза к деятельности в условиях дистанционного обучения, которая обуславливается особенностями организации педагогического взаимодействия в условиях ДО, направленная на расширение сферы педагогической деятельности студентов вуза в условиях модернизации образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
• раскрыта многоаспектность проблемы дистанционного обучения в российской образовательной системе;
• систематизированы теоретические основы дистанционного обучения и педагогического взаимодействия;
• обоснована целесообразность подготовки студентов вузов к деятельности в системе дистанционного обучения.
Практическая значимость исследования: разработан авторский курс «Особенности педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения» для использования в учебном процессе на различных ступенях образования в вузах России.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена с помощью: наличия общего методологического подхода к теоретической линии исследования; использования системы проверенных методов, которые соответствуют предмету и задачам исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования: участие в городском обучающем семинаре «Воспитание в современной школе: коллектив и личность» (автор Круглов В.В., к.п.н., старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, г. Москва) и во Всероссийской научно-практической конференции «Жизнь в ее гуманитарно-культурном понимании», научные публикации по теме исследования («Дистанционное обучение: проблемы и противоречия», Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество», 2018г.; «Особенности деятельности педагога в условиях дистанционного обучения», Азимут научных исследований, 2019 г.; «Педагогическое взаимодействие в условиях дистанционного обучения», «Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция, 2019 г.; «Педагогическое взаимодействие в условиях дистанционного обучения», Наука XXI века: взгляд в будущее: материалы Х! Всерос. науч.- практ. конф. учащейся молодежи, Шадринск, 2019.)
Личный вклад автора: участие во всех этапах проводимой исследовательской работы; изучение состояния проблемы; выявление особенностей педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения; подготовка научных публикаций и тезисов по исследуемой проблеме.
На защиту выносятся:
1. В условиях дистанционного обучения педагогическое взаимодействие выступает неотъемлемой частью образовательного процесса и представляет собой взаимодействие между преподавателем и обучающимся, которое реализуется на расстоянии и опосредовано автоматизированной системой обучения. Для организации педагогического взаимодействия важно сочетание функционально-ролевого и личностного взаимодействия, характеризующееся активностью, осознанностью, двухсторонними субъект- субъектными отношениями, результатом которых является определение совместных целей и задач данного взаимодействия.
2. Выявленные особенности дистанционного обучения представляют возможность использовать методы обучения (активные и интерактивные - деловая игра, мозговой штурм, мастер-класс, метод кейсов и др.), которые позволят в полной мере осуществлять педагогическое взаимодействие. В условиях дистанционного обучения целесообразно использовать также: online консультации, off-line консультации, on-line-видеолекции, off-line- видеолекции, интерактивные компьютерные видеолекции, семинарские занятия.
3. Подготовка студентов вуза на основе предложенного авторского курса «Особенности педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения» предполагает получение навыка организации педагогического взаимодействия в условиях ДО.
4. В основе методических рекомендаций для проведения занятий в условиях дистанционного обучения лежат выявленные особенности педагогического взаимодействия, а также особенности деятельности преподавателя в условиях ДО.
Структура и объём магистерской диссертации.
Магистерская диссертация состоит из следующих элементов: титульного листа, оглавления, введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (включающий 68 наименований) и 4 приложения, содержит 6 рисунков, 3 таблицы.
В настоящее время серьезное внимание уделяется поиску всевозможных форм обучения, которые бы смогли отвечать всем требованиям, предъявляемым образовательному процессу. Дистанционное обучение признается достаточно эффективной формой обучения. Поэтому фокус внимания смещается к дистанционному обучению как к единственной форме обучения, способной сохранить свою эффективность, несмотря на разные обстоятельства и форс-мажорные ситуации в мире. Но сложности реализации традиционных форм и методов работы в условиях, опосредованных компьютером, являются очевидными и требуют поиска новых решений. Студенты вуза при осуществлении профессиональной деятельности сталкиваются с применением дистанционной формы обучения и испытывают сложности. С целью соответствия всем требованиям к педагогическим работникам необходимо уже в вузе создавать условия для получения навыка работы в условиях дистанционного обучения. Выявлена необходимость подготовки преподавателей к деятельности в условиях ДО в целях совершенствования системы образования в целом.
В рамках данного исследования были уточнены дефиниции «дистанционное обучение» и «педагогическое взаимодействие». За основу в настоящем исследовании был принят термин, отражающий всю сущность дистанционного обучения. Это обучение, при котором все учебные процедуры осуществляются с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучающихся. Важную роль при этом играет информационно-образовательная среда дистанционного образования, под которой понимается совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Автоматизированная система обучения, где компьютер выступает в качестве технической составляющей, обеспечивает условия для организации педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения.
Педагогическое взаимодействие в условиях дистанционного обучения рассматривается как специально организованный процесс, направленный на решение поставленных образовательных задач. Организация взаимодействия в условиях дистанционного обучения требует профессионального мастерства и значительных затрат временного ресурса. Этот процесс будет эффективным, если вся образовательная деятельность осуществляется исходя из развивающей стратегии воздействия преподавателя на обучающихся, которое должно быть целенаправленно организованным.
Педагогическое взаимодействие в условиях дистанционного обучения характеризуется особенностями, которые указывают на наличие недоработанных моментов в педагогической практике. Среди них:
• техническая организация процесса обучения;
• асинхронный тип общения;
• длительная адаптация к работе и обучению в условиях ДО;
• увеличение доли самостоятельной нагрузки для обучающихся;
• появление у преподавателя дополнительных обязанностей в виде тьюторского сопровождения процесса обучения.
Каждая из этих проблем несет в себе особые задачи, которые определяют выбор методов и средств, позволяющих в условиях дистанционного обучения осуществлять педагогическое взаимодействие.
Выявлены методы обучения, способствующие повышению эффективности педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения. Особое место занимают активные и интерактивные методы обучения (деловая игра, мозговой штурм, мастер-класс, метод кейсов и др.), а также методы, отражающие специфику взаимодействия в условиях территориальной разобщенности преподавателя и студентов - on-line консультации, off-line консультации, on-line-видеолекции, off-line- видеолекции, интерактивные компьютерные видеолекции, семинарские занятия.
На основе анализа деятельности педагога по организации педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения был уточнен пятый тип взаимодействия в условиях ДО - «преподаватель - система дистанционного обучения». Это позволило сделать вывод о важности совокупной реализации всех пяти типов взаимодействия для построения эффективного процесса обучения.
Создание авторского курса «Особенности педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения» способствует приобретению практического навыка осуществления педагогического взаимодействия, необходимого для успешной деятельности в новых условиях обучения. Курс построен таким образом, что отражает все основные особенности деятельности педагога в условиях дистанционного обучения, раскрывает сущность дистанционного обучения и направлен на получение первичного опыта организации педагогического взаимодействия, поскольку сочетает в себе обучение как в традиционном формате, так и с применением компьютера. Активные и интерактивные методы работы в режиме онлайн имеют цель приблизить обучение для студентов к реальным условиям профессиональной деятельности.
Разнообразие применения активных и интерактивных методов обучения насыщает учебный процесс лично-значимыми для интереса и мотивации формами работы (виртуальная лаборатория, кейс-метод, задания- тренажеры, дискуссии).
Одним из значимых и емких по содержанию практического материала модулей авторского курса является модуль «Педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения».
Студенты получают необходимую информацию, которая позволит им ориентироваться среди всего разнообразия способов взаимодействия, и адаптировать формы организации педагогического взаимодействия в рамках традиционного обучения для условий работы в формате дистанционного обучения.
У студентов вуза появляется собственное видение в плане использования тех или иных методов обучения, и в связи с этим возможность внедрения своих практических навыков в деятельность в условиях ДО. В этом плане реализуется организация сотрудничества педагога и обучающихся через активные и интерактивные методы обучения.
С целью определения эффективности авторского курса «Особенности педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения» со студентами 4 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» был проведен срез по разработанным в курсе занятиям, отразивший положительную динамику по следующим показателям: «увлеченность», «самостоятельность», «профессиональная гибкость», «профессиональное самосознание», «контактность», «познавательные потребности» и «творческая направленность».
За счет сочетания разных форм работы (формат традиционного обучения и дистанционного обучения) студентам предоставляется возможность получить опыт педагогического взаимодействия, формируется адекватное отношение к дистанционному обучению, четкое понимание функции преподавателя в подобных условиях. При условии реализации курса в учебном процессе вуза студенты будут обладать базовыми навыками организации педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения, и развивать свои профессиональные качества. Результат среза подтверждает эффективность разработанного авторского курса.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что поставленные в исследовании задачи решены и цель достигнута.
Проведенное исследование не решает всех проблем, связанных с организацией педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения. Выводы, полученные в ходе исследования, раскрывают необходимость дальнейшего изучения педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения, выявления образовательного потенциала интерактивных методов обучения при организации педагогического взаимодействия.
Практическая значимость исследования будет глубже при условии полного раскрытия дидактического потенциала методов обучения, которые могут быть использованы для организации эффективного педагогического взаимодействия, а также изучения механизмов адаптации методов обучения для дистанционной формы обучения.
1. Айдынбай Т. Ж., Шуйтенов Г. Ж. Вебинары и видеоконференции в системе дистанционного обучения // Наука, техника и образование. 2015. С. 34-37.
2. Алексеева Е. Н. Развитие дистанционного обучения и проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе на современном этапе модернизации Российского образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. №2 (65). С. 251252.
3. Андреев А. А. Онлайн-обучение и его качество // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 1-2. С. 82-91.
4. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого самообразования: учебное пособие для вузов. 2-е изд. Казань, 2000. 247 с.
5. Андреев A. A. Очерки дистанционного обучения в России // Управление образованием: теория и практика. 2015. С. 16-31.
6. Андреев A. A. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект [Текст] / A.A. Андреев, В.И. Солдаткин. М. : РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2002. 168 с.
7. Андреева А. Д. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 2. 5-е изд. 2016. 347 с.
8. Ахметжанова Г. В., Абиева Д. Р. Особенности деятельности педагога в условиях дистанционного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 3(28). С. 28-31.
9. Бабанский Ю. К. Педагогика. Учебное пособие для педагогических институтов. 2015. URL: https://litmy.ru/audiobook/aobuchenie/33565-pedagogika-pod-redakciey-yu-k- babanskogo-audiokniga.html (дата обращения: 13.06.2020)
10. Балашова Е. Д. Дистанционное обучение как средство педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки работников таможенных органов: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль. 2008. С. 23-25.
11. Безрукова В. С. Педагогика [Текст]: учебное пособие по направлению 050100 "Педагогическое образование" : соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (третьего поколения) / В. С. Безрукова. Ростов-на-Дону : Феникс. 2013. 381 с.
12. Битинас Б. П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы [Текст] / Б.П. Битинас, Л.И. Катаева // Педагогика. 1993. № 2. С. 18-22.
13. Бороненко Т. А. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Научный диалог. 2017. № 1. С. 227-243.
14. Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Диалог в дистанционном обучении // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 131-134.
15. Волженина Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения : учебное пособие / Н.В. Волженина. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2008. 78 с.
...