Введение 3 1. Конституционно-правовые нормы и основы экономической системы Российской Федерации 5
1.1 Институт экономических отношений как главный элемент гражданского общества 5
1.2 Принципы конституционного законодательства в сфере регулирования экономических отношений 12
1.3 Конституционно-правовая политика в сфере экономики 15
2. Конституционно-правовое регулирование социальных отношений 19
2.1 Основы социальной политики в Российской Федерации 19
2.2 Механизм правового регулирования социальных отношений 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Актуальность данного исследования заключается в необходимости проведения национальной политики, которая связана с экономическими процессами для того, чтобы повысилось благосостояние государства и народа, проживающего на его территории, при обеспечении внутренней стабильности государства, так и занятия государством необходимого положения, заключается на основе экономической жизни в мире в целом. Можно сказать, что экономические системы разных государств чем-то похожи и одновременно различны, но, несмотря на разногласия по поводу необходимости государственного регулирования экономики, государственное управление экономическими процессами позволяет достичь определенных целей в стратегическом развитии, способствует преодолению экономикой застойных явлений, решает точечные задачи управления. Такие задачи могут быть реализованы как в отношении экономической системы страны в целом, так и в отношении отдельного элемента этой самой системы, например, в отношении предпринимательства как части системы экономических отношений, соответствующей отношениям собственности, существующим в обществе, поскольку "его развитие как элемента системы не соответствует развитию предпринимательства как части системы экономических отношений, соответствующей отношениям собственности, действующим в обществе"., поскольку "его развитие как элемента системы не соответствует развитию вся система должна противоречить понятию "система" [23, с.264].
В современной России влияние государства на экономическую деятельность довольно сильно и устойчиво, что отчасти объясняется историческими условиями формирования экономической системы. Таким образом, преобразующая деятельность российской экономической системы Петром I осуществлялась с использованием западных приемов и методов, тут можно сказать о кораблестроении и «окне в Европу», но все это происходило "с чисто русским размахом" [13, с.62]. Кроме того, в России, как и в Западной Европе, развитие государственного предпринимательства также сопровождалось формированием частного предпринимательства, но в России этот процесс получил достаточно детальное правовое регулирование.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе функционирования современной экономической и социальной системы России.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, регулирующие основы современной экономической и социальной системы России.
Целью работы является изучение конституционно-правовых основ современной экономической и социальной системы России.
Поставленная цель обусловила следующие исследовательские цели:
• Изучить и рассмотреть Институт экономических отношений как основной элемент гражданского общества;
• Учет принципов конституционного законодательства в области регулирования экономических отношений;
• Учитывать конституционную и правовую политику в области экономики;
• Изучить основы социальной политики в Российской Федерации
• Рассмотреть механизм правового регулирования социальных отношений.
Структура и объем работы обусловлены целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Чтобы завершить исследование, мы сформулируем следующие выводы:
Однако изучение практики выявляет некоторые нерешенные проблемы. В первую очередь, это касается повышения реальной активности саморегулирующихся субъектов. К сожалению, большая часть институтов и механизмов пока действует слабо или бездействует. Граждане не заинтересованы в том, как они работают, или не обладают необходимой информацией и компетенциями. Задача улучшения взаимодействия государственного управления и саморегулирования очень актуальна, когда первое служит для стимулирования активизации второго и использования богатых социальных ресурсов, а саморегулирование позволяет более целенаправленно участвовать в выполнении задач государственной власти. Для этого было бы полезно предусмотреть в уставах и положениях об организациях и объединениях наиболее важные для них формы взаимодействия с государственными органами. Интерес представляет, например, статья в уставе «Газпрома» о возможности компании участвовать в международных переговорах по поставкам газа с согласия соответствующих государственных органов.
Отсюда следует важный вывод о необходимости повышения эффективности саморегулирования в рамках механизма социального управления и механизма государственного управления. Это позволит более полно использовать демократический потенциал гражданского общества.
Экономическая система общества является частью конституционной системы государства, которая определяет внимание государства к деятельности предпринимателей, что также выражается в стремлении оказывать регулирующее воздействие на эти отношения. Понятие государственного управления в этой области определено в государственной политике государства, которая воплощает конституционную модель регулирования деловых отношений. Повышение их эффективности проявляется в большей вовлеченности экономики в государственную политику и в ее систематическом развитии без радикальных изменений, что позволяет предпринимателям адаптироваться к происходящим изменениям. Кроме того, эффективность процедуры по сокращению количества действий, так или иначе регулирующих предпринимательскую деятельность, должна быть повышена за счет использования механизма «One in - Two out».
Мы считаем, что понимание правовой (конституционной) политики только как деятельности по созданию эффективного механизма правового (конституционного) регулирования, оптимизации конституционного развития конкретной страны носит общий характер и не отражает всех концептуальных элементов этого явления. Действия, не имеющие четких идеологических, стратегических и тактических установок, могут стать концептуально необоснованными, бессистемными, непоследовательными и рефлексивными.
Следовательно, понятие формирующего элемента конституционной политики также является ее основой для Конституции Российской Федерации, предопределяя ее своей сущностью.
Итак, давайте согласимся, что термин «правовая политика» многозначен, определение юриспруденции, данное юриспруденцией, еще не разработано. Тем не менее, определение правовой (конституционной) политики, на наш взгляд, должно отражать комплексный, идеологический и деятельностный подход к ее пониманию и включать такие концептуальные элементы, как идеи, цели, задачи, стратегии и деятельность государственных и общественных органов по их воплощению в правовую реальность. Именно идеология, являясь основой правовой политики, определяет реальные действия субъектов в этой сфере.
В заключение отметим, что если первое служит для стимулирования активизации второго и использования богатых социальных ресурсов, то задача улучшения взаимодействия между государственным управлением и саморегулированием является весьма актуальной, и саморегулирование может более целенаправленно участвовать в выполнении задач государственной власти. Для этого было бы полезно предусмотреть в уставах и положениях об организациях и объединениях наиболее важные для них формы взаимодействия с государственными органами. Интерес представляет, например, статья в уставе «Газпрома» о возможности компании участвовать в международных переговорах по поставкам газа с согласия соответствующих государственных органов.
Мы считаем, что понимание правовой (конституционной) политики только как деятельности по созданию эффективного механизма правового (конституционного) регулирования, оптимизации конституционного развития конкретной страны носит общий характер и не отражает всех концептуальных элементов этого явления. Действия, не имеющие четких идеологических, стратегических и тактических установок, могут стать концептуально необоснованными, бессистемными, непоследовательными и рефлексивными.
Экономическая система общества является частью конституционной системы государства, что определяет внимание государства к деятельности предпринимателей, что также проявляется в стремлении оказывать регулирующее воздействие на эти отношения. Концепция государственного управления в этой области определена в государственной политике государства, которая воплощает конституционно-правовую модель регулирования деловых отношений.
Таким образом, основы правового, демократического государства и либеральной модели рыночной экономики, основные права и свободы человека и гражданина в достаточном объеме закреплены в Конституции Российской Федерации.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. (“Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р О Концепции ...”) N 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 47. Ст. 5489.
Монографии, сборники научных статей, учебники и учебные пособия:
4. Алексеев С. С. Структура советского права. М.: Юридическая литература, 1975. 870 с.
5. Аничкин Е. С. Конституционно-правовая политика Российской Федерации: природа, стратегия, характерные черты // Право и политика. 2012. N 2. 479 с.
6. Авакьян С.А. Конституционное право и политика: проблемы взаимодействия в современном мире // Конституционное право и политика: Сб. материалов Междунар. науч. конф. (Юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 28–30 марта 2012 года). М., 2012. 257 с.
7. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм: доктрина и конституционно-судебная практика: Моногр. 2-е изд., перераб. М., 2016. 470 с.
8. Байков А.В. Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства: Дис. ... (“Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства”) канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 13–14.
9. Государственное управление: в поисках результативности / науч. ред. В. А. Мао, С. Е. Нарышкин. М., 2016.
10. Восточный экономический форум. URL: https://forumvostok.ru/.
11. Витрук Н.В. "Право, демократия и личность в конституционном измерении: (история, доктрина и практика)." (“Книга: "Право, демократия и личность в конституционном измерении ...”) Избранные труды (1991–2012 гг.). М., 2018. 655 с.
12. "Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2020 год." (“Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2020 год”) URL: http://report2020.oprf.ru/.
13. Дерягина Т. А., Шободоева А. В. История российского предпринимательства (от Киевской Руси до Петровской империи): Учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. 272 с.
14. Еремин А. Р., Любушкин В. А., Кузенков К. Г. Правовая политика Российской Федерации: значение и основные проблемы // Социально-политические науки. 2018. N 3. С. 65–74.
15. Инициативный проект закона об обеспечении качества государственного управления / В. Н. Южаков, Э.В. Талапина, Е. И. Добролюбова, Ю. А. Тихомиров. М., 2020.
16. Лушникова М. В. К вопросу об оптимизации межотраслевых связей налогового права // Налоги. 2017. N 4; Матякубова А. А. Институт оплаты труда: оптимизация межотраслевых связей: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. 169 с.
17. Малько А. В. Теория правовой политики. М., 2012. 548 с.
18. Малько А. В. Конституция и конституционно-правовая политика в современной России // Вестник Югорского государственного университета. 2014. Вып. 3.
19. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. 440 с.
20. Право и биомедицина: монография / отв. ред. Ф. В. Цомартова. М., 2021.
21. Правовое администрирование в экономике: монография / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2018.
22. Петров Д. Е. Отраслевое строение права и его структура: аспекты соотношения // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2015. N 2(82). С. 26–37.
23. Рвачев А. Л. Концептуальные основы государственного регулирования предпринимательской деятельности: Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2012. 446 с.
24. Рукавишникова Т. Л. Механизм «One in - Two out»: от стабилизации регуляторной нагрузки к ее снижению // Вопросы ОРВ. (“Механизм “One in - Two out”: от стабилизации регуляторной нагрузки к ее ...”) 2018. Вып. 2.
25. Рыбаков О. Ю. Методологическое значение теории правовой политики // Юридическая наука. 2017. N 4. С. 50.
26. Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография / отв. (“«Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики ...”) ред. О. В. Гутников. М., 2021.
27. Социальная политика государства: Учебное пособие / И.Г. Тарент, С.А. Юдников. 3-е изд., перераб. Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2014. С. 7.
28. Сухарев А.Е. Система функций советского трудового права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1987.
29. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.