Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников 9
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме духовно-нравственного воспитания 9
1.2 Воспитательный потенциал образовательного
медиапространства в духовно-нравственном воспитании младших школьников 21
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в образовательном медиапространстве 38
2.1 Диагностика уровня развития нравственных качеств
младших школьников 38
2.2 Разработка и внедрение комплекса дидактических
компьютерных игр, направленных на развитие нравственных качеств младших школьников 47
2.3 Анализ и обобщение результатов 60
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложение А Протокол наблюдения за деятельностью и поведением учащихся 79
Приложение Б Характеристика дидактических компьютерных игр 80
Приложение В Скриншоты дидактических компьютерных игр 83
Приложение Г Ссылка на сайт в форме QR-кода 88
Приложение Д Скриншоты сайта «Навстречу доброте» 89
Актуальность. Духовно-нравственное воспитание - одно из приоритетных направлений современной педагогической науки и практики.
Подтверждение этому мы находим в основных нормативных документах, регламентирующих содержание образования и воспитания в Российской Федерации: ФГОС НОО, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее - Концепция), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).
Во ФГОС НОО указывается: важнейший период для реализации духовно-нравственного воспитания и развития, предусматривающий принятие обучающимися нравственных установок, моральных норм - время обучения в начальной школе [69].
В Концепции уточняется, что «...духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» [24, с. 3].
В Стратегии отмечено, что главная задача в сфере воспитания детей в Российской Федерации заключается в развитии высоконравственных личностей, которые будут разделять российские традиционные духовные ценности (человеколюбие, вера в добро, совесть и другие) [59].
Рассмотрев вышеуказанные нормативные документы, можно сделать вывод, что в настоящее время прослеживается острая потребность общества в всесторонне развитых, высоконравственных гражданах, обладающих не только прочными знаниями в различных областях, но и высоким уровнем духовно-нравственной воспитанности.
Важно сделать акцент на том, что особого внимания требует духовно-нравственное воспитание детей именно младшего школьного возраста, поскольку в этот период закладываются основы нравственных ценностей, убеждений, поведения личности, которые с каждым годом закрепляются и являются ведущими во взрослой жизни.
Изучению значимости и содержания духовно-нравственного воспитания в истории педагогики всегда уделялось особое внимание. Великие ученые К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Я.А. Коменский и другие считали, что в процессе обучения и формирования личности на первый план должно выдвигаться нравственное воспитание, поскольку именно оно, а не умственное развитие способствует становлению честного, ответственного, гуманного человека. Историко-педагогический аспект духовно-нравственного воспитания нашел отражение в трудах Н.А. Бердяева, Б.С. Братусь, Т.И. Власовой, В.В. Зеньковского и других. Значимое место в разработке вопросов духовно-нравственного воспитания школьников занимают труды Ш.А. Амоношвили, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского. Различные аспекты духовно-нравственного воспитания рассматриваются в трудах таких ученых и исследователей, как Н.М. Болдырев, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие.
Несмотря на то, что актуальность рассматриваемой проблемы с течением времени не ослабевает, процесс духовно-нравственного воспитания в современном мире затруднен. Это объясняется тем, что развитие детей с раннего возраста происходит под влиянием многочисленных источников информации, которые оказывают не только положительное, но и отрицательное воздействие на неокрепшее сознание и поведение ребенка [40, 47, 72]. Информатизация общества привела также и к ряду серьезных изменений в образовании. Во-первых, в образовательных учреждениях начали широко применяться разнообразные технические средства, например, интерактивная доска, компьютер, проектор и другие. Во-вторых, произошла стремительная трансформация и расширение образовательного пространства, которое по сути своей стало образовательным медиапространством [45, с. 28]. Вследствие этого сегодня можно наблюдать не только стремительный рост количества медиа-ресурсов и медиа-информации, но и их активное использование в учебном процессе. Однако воспитательный потенциал медиа раскрыт еще недостаточно: чаще можно встретить мнения о негативном влиянии медиа на сознание подрастающего поколения, чем о их воспитательной эффективности.
Мы приходим к выводу, что медиа становятся неотъемлемой частью образования в условиях современного мира. Следовательно, рассматривать проблему духовно-нравственного воспитания младших школьников необходимо именно в контексте образовательного медиапространства.
В настоящий момент духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста является одним из приоритетных направлений начального общего образования согласно ФГОС НОО, однако, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным аспектам этого направления воспитательной деятельности, существуют противоречия между:
- социальной необходимостью духовно-нравственного воспитания младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических аспектов данного процесса в условиях информатизации и цифровизации общества и системы образования;
- педагогическим потенциалом образовательного медиапространства и недостаточной разработанностью его содержания в отношении духовно-нравственного воспитания школьников.
Проблема исследования: каковы возможности образовательного медиапространства в повышении эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников?
Цель исследования: разработать комплекс дидактических компьютерных игр как элемент содержания профессионально-дидактического компонента образовательного медиапространства, направленный на развитие нравственных качеств младших школьников, и выявить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: организация процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном медиапространстве посредством дидактических компьютерных игр.
Гипотеза: духовно-нравственное воспитание младших школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если:
- использовать потенциал образовательного медиапространства в воспитательных целях;
- применять в воспитательном процессе дидактические компьютерные
игры, основанные на нравственном содержании и принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, гуманизации;
- реализовывать процесс духовно-нравственного воспитания учащихся не только в рамках учебной и внеурочной деятельности, но и в свободное время (досуг), учитывая уровень развития нравственных качеств младших школьников.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников;
- определить критерии, позволяющие выявить уровень развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста, подобрать диагностические методики и провести констатирующее исследование;
- разработать и реализовать в образовательном процессе комплекс дидактических компьютерных игр, направленный на развитие нравственных качеств младших школьников;
- провести контрольное исследование, проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования);
- эмпирические (анкетирование, наблюдение, педагогический
эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: МБУ «Школа № 59 им. Г.К. Жукова» г.о. Тольятти. Выборка проводилась в двух классах и состояла из учащихся младшего школьного возраста:
- 1 «А» класс - 31 человек;
- 1 «Б» класс - 28 человек.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны учителям начальных классов при ознакомлении и использовании возможностей образовательного медиапространства как условия повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Целью нашего исследования являлась разработка и реализация комплекса дидактических компьютерных игр как элемента содержания профессионально-дидактического компонента образовательного медиапространства, направленного на развитие нравственных качеств младших школьников, и выявление его эффективности в процессе опытно-экспериментальной работы.
В первой главе выпускной квалификационной (бакалаврской) работы осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. В теоретической части рассмотрены взгляды разных ученых на духовно-нравственное воспитание и его составляющие: духовность, нравственность, мораль. Также дано общее понятие образовательного медиапространства, выявлен его воспитательный потенциал, проанализировано положительное и отрицательное влияние компьютерных игр.
Во второй главе описаны три этапа нашей опытно-экспериментальной работы. На констатирующем этапе были определены критерии и показатели уровня развития нравственных качеств учеников начальной школы, подобран комплекс диагностических материалов, проведена первичная диагностика и изучены полученные результаты. На формирующем этапе был разработан и внедрен комплекс дидактических компьютерных игр и сайт в учебную, внеурочную деятельность, а также свободное время (досуг) детей младшего школьного возраста. И на контрольном этапе проводилась повторная диагностика уровня развития нравственных качеств учащихся.
Сопоставив результаты первичной и повторной диагностики по всем методикам, было обнаружено, что в экспериментальной группе (1 «А» класс) количество детей с высоким уровнем развития нравственных качеств увеличилось на 9%, средним уровнем - на 4%, что снизило на 13% число учащихся с низким уровнем развития нравственных качеств, то есть у большинства младших школьников произошли положительные изменения: у них увеличился уровень нравственных знаний, они начали эмоционально реагировать на отрицательное поведение одноклассников, оценивать собственные и чужие поступки в соответствии с нравственными нормами, проявлять не просто доброжелательное, уважительное отношение к окружающим, но и неравнодушие к чувствам, проблемам других, и главное, у них возникло желание жить по нравственным нормам, поступать по совести.
В контрольной группе (1 «Б» класс) уровень развития нравственных качеств снизился: количество учащихся со средним уровнем стало меньше на 4%, с высоким и низким уровнем увеличилось на 1% и 3% соответственно.
В итоге, гипотеза нашего исследования, предполагающая, что духовно-нравственное воспитание младших школьников будет осуществляться наиболее эффективно при использовании потенциала образовательного медиапространства в воспитательных целях; применении в воспитательном процессе дидактических компьютерных игр, основанных на нравственном содержании и принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, гуманизации; реализации процесса духовно-нравственного воспитания не только в рамках учебной и внеурочной деятельности, но и в свободное время (досуг) при учете уровня развития нравственных качеств младших школьников, подтверждена, цель работы достигнута.
1. Абрамовских Н. В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 131-136.
2. Азевич А. А. Дидактические компьютерные игры: стратегия успеха // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия : информатика и информатизация образования. 2020. № 1 (51). С. 38-45.
3. Алиева Н. З., Морозова Н. И. Глобальное цифровое пространство в
контексте конвергентно-интеграционных изменений мира // World science : problems and innovations : сборник статей XXI Международной
научно-практической конференции. 2018. С. 29-31.
4. Антонова Л. Г., Зимина Л. И. Теоретические и прикладные вопросы
новой парадигмы отношений: человек - информация - общество // Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования : материалы
международной научно-практической конференции. 2018. С. 87-89.
5. Аплетаев М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения : монография. Омск : Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1998. 256 с.
6. Аюченко А. Е., Тырина М. П. Философия цифрового пространства // Философские и педагогические проблемы современного образования : материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 53-55.
7. Бегалинов А. С. Медиавоспитательное пространство как понятие социальной философии // Модели инкультурации в образовании : материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 37-43.
8. Белинский В. Г. О воспитании умственном и нравственном. СПб. : Губинский, 1898. 160 с.
9. Белицкая О. В. Модель развития образовательного медиапространства учебного заведения // Молодой ученый. 2012. № 10. С. 318-320.
10. Бенеке Ф. Э. Руководство к воспитанию и учению. Ч.1 : Руководство к воспитанию. СПб. : Изд-во А. Черкасова и Ко, 1875. 406 с.
11. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. М. : Московский психолого-социальный институт, 2002. 351 с.
12. Бидюк Г. М. Духовность и нравственность личности в светском и православном контекстах // Наука и образование сегодня. 2019. № 2 (37). С. 93-99.
13. Борченко И. Д., Устинова Н. А., Максимовская Е. Т. Образовательные услуги в системе медиапространства как проблема // Научные тенденции : педагогика и психология : сборник научных трудов по материалам III международной научной конференции. 2016. С. 9-13.
14. Важенина О. А. Массмедиа как инструмент гуманистического воспитания общества // Ученые записки забайкальского государственного университета. 2018. Т. 13. № 2. С. 29-39.
15. Вахнеева А. А., Давыдова-Мартынова Е. И., Зюзюкова М. О. Медиапространство современной школы // Открытое образование. 2017. Т. 21. № 6. С. 81-91.
16. Власюк И. А., Ветвицкая С. М. Влияние компьютеризации на социализацию ребенка и формирование жизненных ценностей и моральных принципов молодежи // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. С. 168-174.
17. Брандт Г. А., Лобок А. М. Преодоление морали, или Парадоксы «нравственного искусства». М. : Знание, 1990. 62 с.
18. Головин Ю. А., Коханая О. Е. Формирование нового медиапространства в эпоху социальных и технологических трансформаций // Челябинский гуманитарий. 2020. № 2 (51). С. 81-88.
19. Гончаров П. П., Гончарова Н. А. Компьютерные игры в образовании // Актуальные проблемы образования и воспитания : интеграция теории и практики : материалы Национальной контент-платформы. 2019. С. 77-81.
20. Грибоедова Т. П. Педагогические условия подготовки учителей к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся : автореферат дис. ... кандидата пед. наук. Томск : Томский гос. пед. ун-т, 2000. 23 с.
21. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология : учеб. пособие. М. : Гардарики, 2003. 480 с.
22. Гуреева А. Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2016. № 6. С. 192-208
23. Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М. : Астрель, 2006. 348 с.
24. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2014. 23 с.
25. Джегутанова Н. И. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания : учеб. пособие. Ставрополь : Ставролит, 2019. 56 с.
26. Дорощук Е. С. Мультимедийность и культурная безопасность в аспекте гуманизации медиапространства // Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур : материалы Междунар. научно- практ. конф. 2016. С. 248-252.
27. Евдокимов В. А. Информационное и медиапространство: соотношение понятий // Наука о человеке : гуманитарные исследования. 2018. № 4 (34). С. 47-52.
28. Емельянова Т. В., Степанько А. А. Игровые методы в формировании аксиологического компонента инклюзивной готовности будущих педагогов // Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2020. С. 55-60.
29. Жилавская И. В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 4. С. 169-175.
30. Жукович А. Л. Сущность и содержание понятия нравственного воспитания младших школьников // Аллея науки. 2019. № 6 (33). С. 178-182.
31. Казиева З. М. Формирование нравственных качеств личности у младшего школьника в процессе обучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. № 2-1. С. 56-60.
32. Канапацкий А. Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. Уфа : РИО БашГУ, 2003. 171 с.
33. Кафтан В. В. Философия современного информационного общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : философские науки. 2017. № 2. С. 39-47.
34. Киричек П. Н. Функции и дисфункции медиапространства // Реклама,
маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций : материалы I Международной научно-практической
конференции. 2018. С. 197-205.
35. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М. : Учпедгиз, 1955. 651 с.
36. Компаниец А. А. Приоритеты российского образования: современный учитель как субъект цифрового образовательного пространства // Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества : сборник трудов международной научно-практической конференции. 2019. С. 255-265.
37. Краткий словарь современной педагогики / под ред. Л. Н. Юмсуновой. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского ун-та, 2001. 99 с.
38. Ксенофонтова К. А. Дидактические компьютерные игры в формировании познавательного интереса младших школьников // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2016. № 4 (42). С. 88-89.
39. Кулибаба С. И. Медиапространство и трансляция духовных ценностей // Медиакультура новой России : методология, технологии, практики. М., 2007. Т. 2. С. 125-134.
40. Кыштымова И. М., Кыштымова Е. С. Развивающий потенциал медиапространства // Известия Иркутского государственного университета. Серия : Психология. 2019. Т. 27. С. 58-73.
41. Ларионова С. О. Младший школьный возраст: закономерности и особенности поведения детей // Педагогическое образование и наука. 2017. № 6. С. 39-44.
42. Левчук Д. Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России : комплексное решение проблемы. М. : Планета 2000, 2003. 63 с.
43. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 51. № 7. С. 16-21.
44. Малышева Е. А. Особенности развития современного школьника
в условиях медиапространства // Образование личности. 2019. № 1.
С. 100-104.
45. Меденцева Н. П. Роль педагога в условиях процессов конвергенции образования и медиапространства // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2019. № 42. С. 27-29.
46. Мешков Н. И., Мешков Д. Н. Духовность в научном и религиозном понимании // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2019. Т. 19. № 1. С. 69-79.
47. Мирошник В. В. Влияние медиаконтента на детей младшего школьного возраста // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2017. № 2 (7). С. 35-39.
48. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М : Академия, 2013. 239 с.
49. Мысаков Н. А. Компьютерные игры и индустрия компьютерных игр как элемент информационной безопасности общества // Информационные технологии в науке, бизнесе и образовании : сборник трудов XI Международной научно-практической конференции. 2020. С. 207-212.
50. Никитенко С. Н. Нравственность и духовность как основные
категории педагогики духовности // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект : сборник статей
Международной научно-практической конференции. 2017. С. 81-83.
51. Николаева А. Ю. Религиозный аспект понятия духовность // Современный взгляд на науку и образование : сборник научных статей. 2019. С. 148-151.
52. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. М. : Мир И образование, 2015. 1375 с.
53. Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в ценностном контексте современного образования // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 15-20.
54. Петрова Е. В. Влияние медиа технологий на развитие современного
общества // Информационные технологии как основа эффективного инновационного развития : сборник статей Международной
научно-практической конференции. 2021. С. 280-282.
55. Подгайный А. А. Понятие духовности // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 11 (38). С. 853-856.
56. Сахановская О. Н. Психологические особенности младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-7. С. 45-46.
57. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. 1997. В. 7. С. 177-184.
58. Солдатенков А. Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: автореферат дис. ... доктора пед. наук. М, 1998. 47 с.
59. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: www.rg.ru/2015/06/08/vospitame-dok.html(дата обращения: 16.09.2020).
60. Теуважукова Р. Т., Озрокова К. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в учебном процессе // Успехи современной науки. 2017. № 3. С. 148-151.
61. Тимофеева Е. А., Воронин В. В. К вопросу о содержании понятий духовность, нравственность, воспитание // Работы членов студенческого научного общества СЮИ ФСИН России : сборник статей. 2018. С. 109-114.
62. Ткаченко В. А. Учет возрастных особенностей младших школьников в их воспитании // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 101-103.
63. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1989. 542 с.
64. Турпак А. М. Анализ возможности применения компьютерных игр в образовании // Science Time. 2016. № 11 (35). С. 537-542.
65. Уварова Л. Н., Хасанова Д. З. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников // Фундаментальные проблемы науки : сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 218-220.
66. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция. М. : Хит-книга, 2017. 959 с.
67. Ушинский К. Д. Моя система воспитания. О нравственности. М. : АСТ, 2018. 572 с.
68. Фасоля А. А., Гузеев М. С. Использование современных информационных технологий в морально духовном становлении молодого поколения // Мир образования - образование в мире. 2019. № 2 (74). С. 206-211.
69. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576). URL: www.fgos.ru(дата обращения: 16.09.2020).
70. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Политиздат, 1981. 445 с.
71. Фоменко В. С. Компьютерные игры, социальные сети и их влияние на развитие личности // Современная научная мысль : проблемы и перспективы развития : материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 110-116.
72. Черкавская К. В., Жихарева Л. В. Специфика влияния медийных предпочтений младших школьников // Энигма. № 21-2. 2020. С. 184-188.
73. Шаев Ю. М. Информационная избыточность и цифровой детокс в контексте онтологии коммуникации // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13. № 2. С. 23-28.
74. Шелковая Н. В., Сергеев М. Ю. Религия и духовность // Философские науки. 2017. № 12. С. 70-87.
75. Шитякова Н. П., Верховых И. В. Духовно-нравственное воспитание личности: проблемы, теории, технологии : учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. 196 с.
76. Щуркова Н. Е. Восхождение к нравственности. М. : ИТРК, 2016. 261 с.
77. Юнусова Э. А.-Г. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 295-298.
78. Якунин К. С., Костин К. А. Использование компьютерных игр при обучении и воспитании детей // Использование современных информационных технологий в образовании : сборник трудов IV Всероссийской заочной научно-методической конференции. 2017. С. 87-91.
79. Kemp, S. Digital 2020: Global Digital Overview.
URL: www.datareportal.com/reports/digital-2020-global-digital-overview/(дата обращения: 05.10.2020).
80. Top 20 countries with the highest number of internet users. URL: www.internetworldstats.com/top20.htm(дата обращения: 03.10.2020).