Образовательное медиапространство как условие повышения эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников 9
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме духовно-нравственного воспитания 9
1.2 Воспитательный потенциал образовательного
медиапространства в духовно-нравственном воспитании младших школьников 21
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в образовательном медиапространстве 38
2.1 Диагностика уровня развития нравственных качеств
младших школьников 38
2.2 Разработка и внедрение комплекса дидактических
компьютерных игр, направленных на развитие нравственных качеств младших школьников 47
2.3 Анализ и обобщение результатов 60
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложение А Протокол наблюдения за деятельностью и поведением учащихся 79
Приложение Б Характеристика дидактических компьютерных игр 80
Приложение В Скриншоты дидактических компьютерных игр 83
Приложение Г Ссылка на сайт в форме QR-кода 88
Приложение Д Скриншоты сайта «Навстречу доброте» 89
Глава 1 Теоретические основы проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников 9
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме духовно-нравственного воспитания 9
1.2 Воспитательный потенциал образовательного
медиапространства в духовно-нравственном воспитании младших школьников 21
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в образовательном медиапространстве 38
2.1 Диагностика уровня развития нравственных качеств
младших школьников 38
2.2 Разработка и внедрение комплекса дидактических
компьютерных игр, направленных на развитие нравственных качеств младших школьников 47
2.3 Анализ и обобщение результатов 60
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложение А Протокол наблюдения за деятельностью и поведением учащихся 79
Приложение Б Характеристика дидактических компьютерных игр 80
Приложение В Скриншоты дидактических компьютерных игр 83
Приложение Г Ссылка на сайт в форме QR-кода 88
Приложение Д Скриншоты сайта «Навстречу доброте» 89
Актуальность. Духовно-нравственное воспитание - одно из приоритетных направлений современной педагогической науки и практики.
Подтверждение этому мы находим в основных нормативных документах, регламентирующих содержание образования и воспитания в Российской Федерации: ФГОС НОО, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее - Концепция), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).
Во ФГОС НОО указывается: важнейший период для реализации духовно-нравственного воспитания и развития, предусматривающий принятие обучающимися нравственных установок, моральных норм - время обучения в начальной школе [69].
В Концепции уточняется, что «...духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» [24, с. 3].
В Стратегии отмечено, что главная задача в сфере воспитания детей в Российской Федерации заключается в развитии высоконравственных личностей, которые будут разделять российские традиционные духовные ценности (человеколюбие, вера в добро, совесть и другие) [59].
Рассмотрев вышеуказанные нормативные документы, можно сделать вывод, что в настоящее время прослеживается острая потребность общества в всесторонне развитых, высоконравственных гражданах, обладающих не только прочными знаниями в различных областях, но и высоким уровнем духовно-нравственной воспитанности.
Важно сделать акцент на том, что особого внимания требует духовно-нравственное воспитание детей именно младшего школьного возраста, поскольку в этот период закладываются основы нравственных ценностей, убеждений, поведения личности, которые с каждым годом закрепляются и являются ведущими во взрослой жизни.
Изучению значимости и содержания духовно-нравственного воспитания в истории педагогики всегда уделялось особое внимание. Великие ученые К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Я.А. Коменский и другие считали, что в процессе обучения и формирования личности на первый план должно выдвигаться нравственное воспитание, поскольку именно оно, а не умственное развитие способствует становлению честного, ответственного, гуманного человека. Историко-педагогический аспект духовно-нравственного воспитания нашел отражение в трудах Н.А. Бердяева, Б.С. Братусь, Т.И. Власовой, В.В. Зеньковского и других. Значимое место в разработке вопросов духовно-нравственного воспитания школьников занимают труды Ш.А. Амоношвили, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского. Различные аспекты духовно-нравственного воспитания рассматриваются в трудах таких ученых и исследователей, как Н.М. Болдырев, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие.
Несмотря на то, что актуальность рассматриваемой проблемы с течением времени не ослабевает, процесс духовно-нравственного воспитания в современном мире затруднен. Это объясняется тем, что развитие детей с раннего возраста происходит под влиянием многочисленных источников информации, которые оказывают не только положительное, но и отрицательное воздействие на неокрепшее сознание и поведение ребенка [40, 47, 72]. Информатизация общества привела также и к ряду серьезных изменений в образовании. Во-первых, в образовательных учреждениях начали широко применяться разнообразные технические средства, например, интерактивная доска, компьютер, проектор и другие. Во-вторых, произошла стремительная трансформация и расширение образовательного пространства, которое по сути своей стало образовательным медиапространством [45, с. 28]. Вследствие этого сегодня можно наблюдать не только стремительный рост количества медиа-ресурсов и медиа-информации, но и их активное использование в учебном процессе. Однако воспитательный потенциал медиа раскрыт еще недостаточно: чаще можно встретить мнения о негативном влиянии медиа на сознание подрастающего поколения, чем о их воспитательной эффективности.
Мы приходим к выводу, что медиа становятся неотъемлемой частью образования в условиях современного мира. Следовательно, рассматривать проблему духовно-нравственного воспитания младших школьников необходимо именно в контексте образовательного медиапространства.
В настоящий момент духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста является одним из приоритетных направлений начального общего образования согласно ФГОС НОО, однако, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным аспектам этого направления воспитательной деятельности, существуют противоречия между:
- социальной необходимостью духовно-нравственного воспитания младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических аспектов данного процесса в условиях информатизации и цифровизации общества и системы образования;
- педагогическим потенциалом образовательного медиапространства и недостаточной разработанностью его содержания в отношении духовно-нравственного воспитания школьников.
Проблема исследования: каковы возможности образовательного медиапространства в повышении эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников?
Цель исследования: разработать комплекс дидактических компьютерных игр как элемент содержания профессионально-дидактического компонента образовательного медиапространства, направленный на развитие нравственных качеств младших школьников, и выявить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: организация процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном медиапространстве посредством дидактических компьютерных игр.
Гипотеза: духовно-нравственное воспитание младших школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если:
- использовать потенциал образовательного медиапространства в воспитательных целях;
- применять в воспитательном процессе дидактические компьютерные
игры, основанные на нравственном содержании и принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, гуманизации;
- реализовывать процесс духовно-нравственного воспитания учащихся не только в рамках учебной и внеурочной деятельности, но и в свободное время (досуг), учитывая уровень развития нравственных качеств младших школьников.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников;
- определить критерии, позволяющие выявить уровень развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста, подобрать диагностические методики и провести констатирующее исследование;
- разработать и реализовать в образовательном процессе комплекс дидактических компьютерных игр, направленный на развитие нравственных качеств младших школьников;
- провести контрольное исследование, проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования);
- эмпирические (анкетирование, наблюдение, педагогический
эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: МБУ «Школа № 59 им. Г.К. Жукова» г.о. Тольятти. Выборка проводилась в двух классах и состояла из учащихся младшего школьного возраста:
- 1 «А» класс - 31 человек;
- 1 «Б» класс - 28 человек.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны учителям начальных классов при ознакомлении и использовании возможностей образовательного медиапространства как условия повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Подтверждение этому мы находим в основных нормативных документах, регламентирующих содержание образования и воспитания в Российской Федерации: ФГОС НОО, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее - Концепция), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).
Во ФГОС НОО указывается: важнейший период для реализации духовно-нравственного воспитания и развития, предусматривающий принятие обучающимися нравственных установок, моральных норм - время обучения в начальной школе [69].
В Концепции уточняется, что «...духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» [24, с. 3].
В Стратегии отмечено, что главная задача в сфере воспитания детей в Российской Федерации заключается в развитии высоконравственных личностей, которые будут разделять российские традиционные духовные ценности (человеколюбие, вера в добро, совесть и другие) [59].
Рассмотрев вышеуказанные нормативные документы, можно сделать вывод, что в настоящее время прослеживается острая потребность общества в всесторонне развитых, высоконравственных гражданах, обладающих не только прочными знаниями в различных областях, но и высоким уровнем духовно-нравственной воспитанности.
Важно сделать акцент на том, что особого внимания требует духовно-нравственное воспитание детей именно младшего школьного возраста, поскольку в этот период закладываются основы нравственных ценностей, убеждений, поведения личности, которые с каждым годом закрепляются и являются ведущими во взрослой жизни.
Изучению значимости и содержания духовно-нравственного воспитания в истории педагогики всегда уделялось особое внимание. Великие ученые К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Я.А. Коменский и другие считали, что в процессе обучения и формирования личности на первый план должно выдвигаться нравственное воспитание, поскольку именно оно, а не умственное развитие способствует становлению честного, ответственного, гуманного человека. Историко-педагогический аспект духовно-нравственного воспитания нашел отражение в трудах Н.А. Бердяева, Б.С. Братусь, Т.И. Власовой, В.В. Зеньковского и других. Значимое место в разработке вопросов духовно-нравственного воспитания школьников занимают труды Ш.А. Амоношвили, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского. Различные аспекты духовно-нравственного воспитания рассматриваются в трудах таких ученых и исследователей, как Н.М. Болдырев, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие.
Несмотря на то, что актуальность рассматриваемой проблемы с течением времени не ослабевает, процесс духовно-нравственного воспитания в современном мире затруднен. Это объясняется тем, что развитие детей с раннего возраста происходит под влиянием многочисленных источников информации, которые оказывают не только положительное, но и отрицательное воздействие на неокрепшее сознание и поведение ребенка [40, 47, 72]. Информатизация общества привела также и к ряду серьезных изменений в образовании. Во-первых, в образовательных учреждениях начали широко применяться разнообразные технические средства, например, интерактивная доска, компьютер, проектор и другие. Во-вторых, произошла стремительная трансформация и расширение образовательного пространства, которое по сути своей стало образовательным медиапространством [45, с. 28]. Вследствие этого сегодня можно наблюдать не только стремительный рост количества медиа-ресурсов и медиа-информации, но и их активное использование в учебном процессе. Однако воспитательный потенциал медиа раскрыт еще недостаточно: чаще можно встретить мнения о негативном влиянии медиа на сознание подрастающего поколения, чем о их воспитательной эффективности.
Мы приходим к выводу, что медиа становятся неотъемлемой частью образования в условиях современного мира. Следовательно, рассматривать проблему духовно-нравственного воспитания младших школьников необходимо именно в контексте образовательного медиапространства.
В настоящий момент духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста является одним из приоритетных направлений начального общего образования согласно ФГОС НОО, однако, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным аспектам этого направления воспитательной деятельности, существуют противоречия между:
- социальной необходимостью духовно-нравственного воспитания младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических аспектов данного процесса в условиях информатизации и цифровизации общества и системы образования;
- педагогическим потенциалом образовательного медиапространства и недостаточной разработанностью его содержания в отношении духовно-нравственного воспитания школьников.
Проблема исследования: каковы возможности образовательного медиапространства в повышении эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников?
Цель исследования: разработать комплекс дидактических компьютерных игр как элемент содержания профессионально-дидактического компонента образовательного медиапространства, направленный на развитие нравственных качеств младших школьников, и выявить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: организация процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном медиапространстве посредством дидактических компьютерных игр.
Гипотеза: духовно-нравственное воспитание младших школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если:
- использовать потенциал образовательного медиапространства в воспитательных целях;
- применять в воспитательном процессе дидактические компьютерные
игры, основанные на нравственном содержании и принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, гуманизации;
- реализовывать процесс духовно-нравственного воспитания учащихся не только в рамках учебной и внеурочной деятельности, но и в свободное время (досуг), учитывая уровень развития нравственных качеств младших школьников.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников;
- определить критерии, позволяющие выявить уровень развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста, подобрать диагностические методики и провести констатирующее исследование;
- разработать и реализовать в образовательном процессе комплекс дидактических компьютерных игр, направленный на развитие нравственных качеств младших школьников;
- провести контрольное исследование, проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования);
- эмпирические (анкетирование, наблюдение, педагогический
эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: МБУ «Школа № 59 им. Г.К. Жукова» г.о. Тольятти. Выборка проводилась в двух классах и состояла из учащихся младшего школьного возраста:
- 1 «А» класс - 31 человек;
- 1 «Б» класс - 28 человек.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны учителям начальных классов при ознакомлении и использовании возможностей образовательного медиапространства как условия повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Целью нашего исследования являлась разработка и реализация комплекса дидактических компьютерных игр как элемента содержания профессионально-дидактического компонента образовательного медиапространства, направленного на развитие нравственных качеств младших школьников, и выявление его эффективности в процессе опытно-экспериментальной работы.
В первой главе выпускной квалификационной (бакалаврской) работы осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. В теоретической части рассмотрены взгляды разных ученых на духовно-нравственное воспитание и его составляющие: духовность, нравственность, мораль. Также дано общее понятие образовательного медиапространства, выявлен его воспитательный потенциал, проанализировано положительное и отрицательное влияние компьютерных игр.
Во второй главе описаны три этапа нашей опытно-экспериментальной работы. На констатирующем этапе были определены критерии и показатели уровня развития нравственных качеств учеников начальной школы, подобран комплекс диагностических материалов, проведена первичная диагностика и изучены полученные результаты. На формирующем этапе был разработан и внедрен комплекс дидактических компьютерных игр и сайт в учебную, внеурочную деятельность, а также свободное время (досуг) детей младшего школьного возраста. И на контрольном этапе проводилась повторная диагностика уровня развития нравственных качеств учащихся.
Сопоставив результаты первичной и повторной диагностики по всем методикам, было обнаружено, что в экспериментальной группе (1 «А» класс) количество детей с высоким уровнем развития нравственных качеств увеличилось на 9%, средним уровнем - на 4%, что снизило на 13% число учащихся с низким уровнем развития нравственных качеств, то есть у большинства младших школьников произошли положительные изменения: у них увеличился уровень нравственных знаний, они начали эмоционально реагировать на отрицательное поведение одноклассников, оценивать собственные и чужие поступки в соответствии с нравственными нормами, проявлять не просто доброжелательное, уважительное отношение к окружающим, но и неравнодушие к чувствам, проблемам других, и главное, у них возникло желание жить по нравственным нормам, поступать по совести.
В контрольной группе (1 «Б» класс) уровень развития нравственных качеств снизился: количество учащихся со средним уровнем стало меньше на 4%, с высоким и низким уровнем увеличилось на 1% и 3% соответственно.
В итоге, гипотеза нашего исследования, предполагающая, что духовно-нравственное воспитание младших школьников будет осуществляться наиболее эффективно при использовании потенциала образовательного медиапространства в воспитательных целях; применении в воспитательном процессе дидактических компьютерных игр, основанных на нравственном содержании и принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, гуманизации; реализации процесса духовно-нравственного воспитания не только в рамках учебной и внеурочной деятельности, но и в свободное время (досуг) при учете уровня развития нравственных качеств младших школьников, подтверждена, цель работы достигнута.
В первой главе выпускной квалификационной (бакалаврской) работы осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. В теоретической части рассмотрены взгляды разных ученых на духовно-нравственное воспитание и его составляющие: духовность, нравственность, мораль. Также дано общее понятие образовательного медиапространства, выявлен его воспитательный потенциал, проанализировано положительное и отрицательное влияние компьютерных игр.
Во второй главе описаны три этапа нашей опытно-экспериментальной работы. На констатирующем этапе были определены критерии и показатели уровня развития нравственных качеств учеников начальной школы, подобран комплекс диагностических материалов, проведена первичная диагностика и изучены полученные результаты. На формирующем этапе был разработан и внедрен комплекс дидактических компьютерных игр и сайт в учебную, внеурочную деятельность, а также свободное время (досуг) детей младшего школьного возраста. И на контрольном этапе проводилась повторная диагностика уровня развития нравственных качеств учащихся.
Сопоставив результаты первичной и повторной диагностики по всем методикам, было обнаружено, что в экспериментальной группе (1 «А» класс) количество детей с высоким уровнем развития нравственных качеств увеличилось на 9%, средним уровнем - на 4%, что снизило на 13% число учащихся с низким уровнем развития нравственных качеств, то есть у большинства младших школьников произошли положительные изменения: у них увеличился уровень нравственных знаний, они начали эмоционально реагировать на отрицательное поведение одноклассников, оценивать собственные и чужие поступки в соответствии с нравственными нормами, проявлять не просто доброжелательное, уважительное отношение к окружающим, но и неравнодушие к чувствам, проблемам других, и главное, у них возникло желание жить по нравственным нормам, поступать по совести.
В контрольной группе (1 «Б» класс) уровень развития нравственных качеств снизился: количество учащихся со средним уровнем стало меньше на 4%, с высоким и низким уровнем увеличилось на 1% и 3% соответственно.
В итоге, гипотеза нашего исследования, предполагающая, что духовно-нравственное воспитание младших школьников будет осуществляться наиболее эффективно при использовании потенциала образовательного медиапространства в воспитательных целях; применении в воспитательном процессе дидактических компьютерных игр, основанных на нравственном содержании и принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, гуманизации; реализации процесса духовно-нравственного воспитания не только в рамках учебной и внеурочной деятельности, но и в свободное время (досуг) при учете уровня развития нравственных качеств младших школьников, подтверждена, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста посещающих учреждения дополнительного образования музыкально- эстетической направленности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019



