Введение……………………………………………………………………
Глава 1 «Теоретико-методологические аспекты изучения творческого наследия А.П. Гайдара»
1.1. История изучения художественного творчества А.П. Гайдара в лингвистике и литературоведении………………………………………………
1.2. Понятие «художественный мир» в филологии и аспекты его содержательной и языковой реализации в художественном тексте…………………………………
1.3. Художественный мир военной прозы А.П. Гайдара: алгоритм исследования…
Глава 2 «Стилистико-языковые особенности военной прозы А.П.Гайдара для детей»
2.1. Изучение военной прозы для детей в школьном преподавании……………
2.2. Военная лексика в художественной прозе А.П. Гайдара: тематические группы……
2.3. Стилистические функции военной лексики в военной прозе для детей» …
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…
Приложение…………………………………………………………………
А.П. Гайдар за время своей литературной деятельности создал достаточно большое количество произведений для детей. Специалисты-литературоведы, критики, педагоги советской эпохи высоко оценивали творчество и личность писателя как создателя самобытного художественного мира советских детей и юношества, который носил название «страна Гайдария».
Для того чтобы исследовать данный литературно-художественный феномен, важно не только проанализировать исследования, которые были проведены исследователями-литературоведами и критиками, но и подчеркнуть, что среди научных работ практически отсутствуют исследования лингвистов, занимающихся непосредственно «гайдароведением».
Актуальность темы определяется тем, что творчество А.П.Гайдара не получило всесторонней оценки и глубокого осмысления именно исследователями-лингвистами, то есть проблема языковой репрезентации художественного мира А.П. Гайдара до сих пор остается нерешенной. Изучением вопросов художественного мира А. Гайдара занимались такие ученые, как Атрощенко А.Ф., Субботина И.К., Гайдар А.П., Котов М.И., Апресян Ю.Д., Воркачев С.Д., Зусман В., Колгушкин А.Н. Хотя в целом тема является хорошо проработанной с точки зрения литературоведения, с точки зрения языковой репрезентации художественного мира А.П. Гайдара необходимы не только уточнение и осознание некоторых аспектов, но и систематизация и анализ языковых доминант языковой картины мира писателя.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании и систематизации языковых особенностей творчества А.Гайдара как языковой и культурной личности в советской эпохи. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить эволюцию взглядов исследователей на творчество А.П.Гайдара в критике, литературоведении и лингвистике;
2) выявить основные языковые доминанты художественного мира А.П.Гайдара;
3) собрать и проанализировать картотеку примеров использования А.П.Гайдаром военной лексики с точки зрения тематических групп;
4) определить стилистические функции использования военной лексики в творчестве А.Гайдара;
5) сформулировать воспитательные возможности военной прозы А.П. Гайдара как создателя самобытного художественного мира для детей и юношества советской эпохи.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является военная проза для детей, формирующая художественный мир А.П. Гайдара.
Предмет исследования – состав и стилистические функции военной лексики как языковой доминанты художественного мира А.П. Гайдара.
В качестве основных методов исследования были использованы аналитический и семантико-стилистический методы.
Теоретико-практическое значение. В выпускной квалификационной работе представлены тематические группы военной лексики и систематизированы ее стилистические функции. Кроме того, в исследовании впервые предпринята попытка проанализировать динамику использования военной лексики с выделением разрядов «реальных» и «потенциальных» наименований. Практические результаты проведенной работы можно использовать при проведении цикла внеклассных мероприятий по «гайдароведению», факультативных занятий по детской литературе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, где представлены все формальные параметры работы (актуальность, цель и задачи, объект и предмет, методы исследования), двух глав, заключения и списка использованной литературы. В Приложение включена обработанная картотека использования военной лексики в художественной прозе А.П. Гайдара для детей и юношества.
Аркадий Гайдар - символ советской эпохи, которым зачитываются и дети, и взрослые. Для многих его книги стали материалом для чтения.
Уникальному стилю Гайдара удается проникать в самую суть: где добро, а где зло; Где мужество и самоотверженность, где трусость; где героизм, где предательство.
К творчеству Гайдара проявляется большой интерес. Все его знают. Это неудивительно, ведь А. Гайдар - явление не только для обособленной национальной литературы, но и для всей культуры начала XX века. Он достиг великих свершений.
Гайдар - своего рода явление в русской литературе, не только в своем жанре, но и в культуре начала XX века.
Он создал множество успешных работ на благо других людей. Его творчество вращается вокруг двух тем: дети и война.
В наше время мы можем выделить ряд проблем особенности изучения военной лексики в произведениях Аркадия Петровича Гайдара:
1) изучить эволюцию взглядов исследователей на творчество А.П.Гайдара в критике, литературоведении и лингвистике;
2) выявить основные языковые доминанты художественного мира А.П.Гайдара;
3) собрать и проанализировать картотеку примеров использования А.П.Гайдаром военной лексики с точки зрения тематических групп;
4) определить стилистические функции использования военной лексики в творчестве А.Гайдара;
5) сформулировать воспитательные возможности военной прозы А.П. Гайдара как создателя самобытного художественного мира для детей и юношества советской эпохи.
Решение проблемы:
1) Проведение изучения и анализа исследоваий о творчество Аркадия Петровича Гайдара.
2) Выявление основной доминанты в художественном мире Аркадия Гайдара, анализ основных произведений. Анализ учебников по литературному чтению, проведение эксперимента, о знании военной лексики учащимися среднего звена.
3) Составление и анализ картотеки военной лексики в произведениях Гайдара, распределение использованной лексики на тематические группы.
4) Чтение таких произведений как «Школа», «Военная тайна» «Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», «Судьба барабанщика», определение стилистических особенностей, используемых автором в данных произведений.
5)
Чтение: Мы изучаем, какие произведения читают в начальной школе. Мы обнаружили, что работы этого автора не так хорошо изучены.
Мы обнаружили, что произведения этого автора изучаются не очень часто, хотя они включены в программу начальной школы. К сожалению в настоящее время творчество Аркадия Петровича Гайдара понемногу уходит из содержания школьной программы. Все реже и реже имя данного писателя появляется в школьных учебниках.
Работы Гайдара активно используются во внеклассной работе, они также рекомендуются школьникам в качестве внеклассного чтения, проведения внеклассных мероприятий.
Определенным недостатком учебной программы является то, что произведения Гайдара представлены в основном в виде самоназванных отрывков.
Нами был проведен эксперимент среди учащихся 7-8 классов. Был дан отрывок из повести «Военная тайна», детям нужно было понять суть данного произведения. Их просили определить слова, фразы или исторические факты, которые были непонятны или имели неясное значение на момент чтения. После чтения учеников просили ответить на вопрос "Поняли ли вы прочитанное?", а если нет, то ответить на вопрос "Что следует изменить, чтобы текст стал более понятным для вас?".
В ходе исследования стало понятно, что многие учащиеся не смогли правильно подобрать определения многим словам, которые относятся к военной лексике.
Анализ произведения Аркадия Петровича Гайдара показал, что современные дети уделяют совсем немного времени изучению и понятию военной лексики.
Следующим этапом нашего исследования было составление военного словаря по произведениям Аркадия Петровича Гайдара. Школьники с удовольствием приняли участие в нахождении в тексте неизвестных им слов, сборе информации и составлении словаря военной лексики.
Опросный этап эксперимента показал, что 45% обучающихся Юркинской школы были знакомы с творчеством автора.
К сожалению 55% обучающихся Юркинской школы не были знакомы с работой и деятельностью А.П. Гайдара. Однако дети плохо помнят произведения Гайдара и не знакомы с его особенностями Гайдара и мало знают его историческую биографию.
Проведя ряд экспериментов и внеклассных мероприятий, посвященных творчеству Аркадия Петровича Гайдара, мы пришли к выводу, что изучение произведений А.П. Гайдара необходимо не только в старшем звене, но и в начальной школе, так как благодаря произведениям данного автора в подрастающем поколении формируется чувство долга, героизма, любви к Родине.
Его работы способствуют повышению морального духа, воображения, образного мышления и памяти учащихся, активизируют познавательную деятельность, что очень важно для всех, особенно для детей.
1. Алексахина, А. Зарубежные друзья Аркадия Гайдара (к 60-летию со дня рождения) / А. Алексахина, О. Рурк, И. Свирская // Нева. 1964. - № 2. - С. 193 - 195.
2. . Банк, Н. Живое наследие / Н. Банк // Детская литература. – 1977. – № 2. – С. 32–35.
3. . Бучина Г.А. Роль метафоры в структурировании и функционировании лексики ограниченного употребления (На материале военной лексики в русском и английском языках): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов. 2003. 24 с.
4. . Гайдар А.П. 1926. Жизнь ни во что: Лбовщина. Пермь, Пермкнига, 71 с.
5. . Гайдар А.П. 1931. Четвертый блиндаж. М., Молодая гвардия. URL: https://vseskazki.su/arkadij-gajdar/chetvertyj-blindazh.html (дата обращения: 12.08.2020).
6. А. Гайдар Военная тайна. Повести и рассказы. /Сост. и послесл. . - М.: Правда, 1990. – С.428.
7. А. П. Гайдар и наш край: Беседы для учащихся 3-8 классов. — Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1968. 28 с.
8. Абрамович, А. В. Гайдар рассказчик (К 70-летию со дня рождения) / А. В. Абрамович // Русский язык в школе. - 1974. - № 1. - С. 7 - 12.
9. Абрамович, А. В. О языке и стиле произведений А. П. Гайдара. / А. В. Абрамович // Русский язык в школе. 1964. - № 1. — С. 20 - 26.
10. Агатов, М. Аркадий Гайдар. Об авторах ваших книг / М. Агатов // М. : Молодая гвардия, 1972. С. 61 - 74.
11. Ажиев К.О., Досмаханова Р.А. Роль литературы о войне в нравственном воспитании // Молодой ученый, №1, 2014. – М.: Молодой ученый, 2014.
12. Алексеев, С. Заветы Гайдара / С. Алексеев // Детская литература. -1974.-№5.-С. 233-250.
13. Алексин, А. Шаги в бессмертие / А. Алексин // Известия. 1974. -21 янв.
14. Амлинский, В. Перечитывая Гайдара / В. Амлинский // Юность. 1984. -№ 1.-С. 98-99.
15. Арго, А. Адрес от Залки. «Натурщики» Гайдара (Из воспоминаний о М. Залке и А. Гайдаре) / А. Арго // Наш современник. - 1965. - № 11.-С. 108- 109.
16. Арзамасцева И.Н. 1997. О Гайдаре, оставленном позади. Детская литература, 1: 14–18.
17. Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. -2-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия» : Высшая школа, 2001.-472 с.
18. Арзамасцева, И. О Гайдаре, оставленном позади / И. Арзамасцева // Детская литература. 1997. - № 1. - С. 14-18.2629
19. Аркадий Гайдар : [сборник газетной публицистики] / Архангельский городской штаб школьников имени А. П. Гайдара] ; [составители В. Н. Дурнев, А. В. Якушина]. – Архангельск, 2008. – 112 с.
20. Аркадий Гайдар : жизнь и творчество : иллюстрации, документы, дневники, воспоминания, письма, портр. : книга для учителя / Сост. Н. И. Рыбаков. – Москва : Просвещение, 1991. – 208 с.
21. Аркадий Гайдар в современной школе: книга для учителя / отв. ред. Б. С. Кондратьев. - Арзамас: АФ ННГУ, 2014. - 497 с.
22. Аркадий Гайдар. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. М. Издательство “Правда”. – 1986г.
23. Арутюнова, Н. Д. Проблемы синтаксиса и семантики в работах Ч. Филлмора Текст. / Н. Д. Арутюнова. // Вопросы языкознания. М.: «Наука», 1973. № 1.-С. 117-124.
24. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст] / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 1979. – 275 с.
25. Атрощенко А.Ф. 2001. Путь к свету: О языковой картине мира А.П. Гайдара. В кн.: Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 23-25 мая 2018 г. АГПИ: 4–10.
26. Бабушкин, А. П. «Возможные миры» в семантическом пространстве языка Текст. / А. П. Бабушкин. Воронежский государственный университет, 2001.-342с.
27. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988. 120 с. Электронный ресурс http: // bookz.ru/authors/mark-bloh/ prosodia _ 637 / page-2-prosodia_ 637.html
28. Богданов, Н. В. Всадник, скачущий впереди / Н. В. Богданов ; худ. В. Трубкович. – Москва : Малыш, 1978. – 48 с.
29. Валгина Н.С. Теория текста. – М.: «Логос», 2003. Электронный ресурс http: // bookz. ru/ authors /mark-bloh/ prosodia_ 637/ page-2-prosodia_637. html
30. Величко, О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников [Текст] / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика (вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7. - c. 97-100.
31. Венецкая, А.Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса "Этическая грамматика, или Веселый этикет") [Текст ]/ А.Б. Венецкая // Начальная школа. - 2009. - N 2. - c.73-77.
32. Военный юмор. 1967. Сост. Г. А. Судзиловский. Москва, Воениздат, 252 с.
33. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. URL: http://megapredmet.ru/1-2104.html
34. Гаврий М. С. 2001. Наречия в художественном тексте как способ отображения внутреннего мира героя. В кн.: Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 23-25 мая 2018 г. АГПИ: 10–12.
35. Гайдар А.П. 1934. Школа. М., Детгиз. URL: https://gorenka.org/index.php/kurskie-avtory/122-gajdar-a-p/6046-gajdar-a-p-shkola (дата обращения: 12.08.2020).
36. Гайдар А.П. 1935. Р.В.С. М., Детгиз. URL: https://www.litmir.me/br/?b=202757&p=1 (дата обращения: 12.08.2020).
37. Гайдар А.П. 1939. Судьба барабанщика. М.-Л., Детиздат. URL: https://www.100bestbooks.ru /files/Gaidar_Sudba_barabanshika.pdf (дата обращения: 12.08.2020).
38. Гайдар А.П. 1987. Лесные братья. Ранние приключенческие повести. М., Правда. URL: https://ruslit.traumlibrary.net/book/gaydar-lesnie/gaydar-lesnie.html (дата обращения: 12.08.2020).
39. Гайдар А.П. 2015а. Военная тайна. М., Директ-Медиа, 173 с.
40. Гайдар А.П. 2015б. Дальние страны. М., Директ-Медиа, 127 с.
41. Гайдар А.П. 2017. В дни поражений и побед. М., Litres, 153 с.
42. Гайдар в школе. Составитель М.: Просвещение, 19с.
43. Гайдар сочинений в 4-х томах. Т.4. /Под ред. . - М.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1956. - С.501-502
44. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. – 2005. - №6. - С. 59-63
45. Гвенцадзе М.А. Коммуникативная лингвистика и типология текста. Тбилиси, 1986. С. 91. Электронный ресурсhttp:// studopedia.ru/9_202950_tipi-tekstov.html
46. Гиршман М. М. Анализ литературного произведения: что мы анализируем и интерпретируем? // Герменевтичні студії. — Львів, 2001. — С. 17–31.
47. Гумбольдт Вильгельм. Язык и философия языка / Сост. А. В. Гулыга и Г. В. Рамишвили. — М., 1985. — С. 170–176.
48. Долженко Л. В. Объективация эмоции страха в произведениях А.П. Гайдара для детей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 9 (84). - С. 120-124.
49. Дурду Б., Агеева Ю.В. 2019. Функционирование военной лексики в языке СМИ. Балтийский гуманитарный журнал, т.8, 1 (26): 35–38.
50. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. — Изд. 5-е, испр. и доп. — Назрань: Пилигрим, 2010. — 486 с.
51. Жизнь и творчество А. П. Гайдара : [сборник статей] / [Сост. и общ. ред. Р. И. и В. С. Фраерман]. – Москва : Детгиз, 1954. – 384 с. – (Школьная библиотека / Дом детской книги Детгиза).
52. Загинайко, О. Речевая поэтика новой военной прозы // Простор. URL: http://writers.kz/journals/?ID=12&NUM=264&CURENT=&ARTICLE=7208 (дата обращения: 12.12.2016).
53. Здорикова Ю.Н. Любая книга о войне учит ценить жизнь // Химик. 2015. URL: http://main.isuct.ru/node/11686 (дата обращения: 09.12.2016).
54. Иванова, А.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования [Текст] / А.П. Иванова // Начальная школа. - 2008. - N 7. - c.26-30.
55. Кадырова, Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника [Текст] / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. - 2010. - N 9. - с. 26-30.
56. Казачок, М. В. Личность и творчество Аркадия Гайдара в критике и литературоведении / М. В. Казачок ; под общ. Ред. Е. П. Титкова. – Арзамас : АГПИ, 2006. — 357 с.
57. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / И.А. Каиров. - М.: Просвещение, 1989. – 145 с.
58. Камов Б.Н. 2011. Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров. Под ред. Е.В. Деминой. М., ОЛМА Медиа Групп, Просвещение, 544 с.
59. Камов Гайдар. Биография. – Ленинград. 1963. С. 97-110.
60. Камов, Б. Н. Обыкновенная биография. (Аркадий Гайдар) / Б. Н. Камов. – Москва : Молодая гвардия, 1971.
61. Камов, Б. Н. Партизанской тропой Гайдара : рассказ-поиск / Б. Н. Камов. – Москва, 1965. – 259 с.
62. Климас И.С., Ашчихо И.В. 2009. Язык художественной прозы А.П. Гайдара. Курск, Изд-во Курск. пед. ун-та, 133 с.
63. Климкова Л.А. Об одном виде регионализмов в прозе А.П. Гайдара // Язык художественных произведений А.П. Гайдара: материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А.П. Гайдара / Отв. ред. В.В. Востоков. — Арзамас: АГПИ, 1997. — С. 23–31.
64. Ключникова, Е.А., Черняковская, Е.А. Методика, диагностики сформированности нравственно-волевых качеств детей [Текст] / Е.А. Ключникова, Е.А. Черняковская // Методист. - 2004.- № 5. - с. 57 - 61.
65. Козлов, Э.И. Азбука нравственности [Текст] / Э.И. Козлов // Воспитание школьников. - 2004. - № 8. - с. 43 - 51.
66. Коровушкин В.П. 2005. Основы контрастивной социолектологии. В 2-х ч. Ч. 1. Череповец, ГОУ ВПО ЧГУ, 254 с.
67. Котов М.И. 1984. Гайдар на войне. М., Молодая гвардия, 319 с.
68. Кочергина И.В., Климас И.С. Особенности употребления военной лексики в творчестве А.П. Гайдара // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. №4.
69. Кравченко Я. П. К истории становления категории// К истории становления категории «художественный мир” в литературоведческом дискурсе::К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ::Bo0k.net
70. Кретова Л.Н. Лингвистический анализ художественного текста на урок. Электронный ресурс http: // do. gendocs. ru/ docs/ index-77223.html
71. Кузнецова Т.В. Анализ художественного текста. – Новосибирск, 2002.
72. Лазаревич С.В. 2000. Лексика и фразеология русского военного жаргона (семантико - словообразовательный анализ): Дис… канд. филол. наук. Н. Новгород, 251 с.
73. Леонова, Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников [Текст] / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - c.22-26.
74. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. — Киев., 1994. — С. 226.
75. Макурина Ж. П. Нравственно-эстетический идеал в русской прозе XX века (Иван Шмелев и Аркадий Гайдар) // Православие и русская литература. - Арзамас: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, 2016. - С. 295-301.
76. Минералова Аркадий Петрович //Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. 2-е изд., - М.: Флинта: Наука. – 1998, С.113-116
77. Моисеев А.И. 1970. О языковой природе термина. В кн.: Лингвистические проблемы научно-технической терминологии. Материалы совещания, проведенного Академией наук СССР, Ленинград, 30 Мая – 2 июня 1967 г. Под ред. С.Г. Бархударова. М., Наука: 127–138.
78. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика, №1, 2007.
79. Октябрьская О.С. "мысль семейная" в рассказах А. П. Гайдара "Чук и Гек" и "Голубая чашка" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №4-2 (82).
80. Олядыкова Л.Б. 2000. Военная лексика в художественных произведениях о Великой Отечественной войне, изучаемых в школе. В кн.: Слово и концептуальная модель мира в литературе о Великой Отечественной войне: матер. всерос. конф. (18–19 мая 2000 года). Липецк: 7–80.
81. Основина Г.А. 2003. «Пронзительная сила слова…»: о рассказе А.П. Гайдара «Голубая чашка». Русский язык в школе, 6: 71–78.
82. Очирова Н.Ч. 2010. Русские лексические заимствования в военной терминологии калмыцкого языка. Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, 1: 84–87.
83. Панфилов А. 1999. Какого цвета осколки «Голубой чашки»? Мы совсем забыли, как и о чем писал Гайдар. Первое сентября, 23 февр. № 14. С. 6.
84. Перечитывая Гайдара сегодня… : сборник статей / Сост. А. В. Ситиленкова, Т. В. Рудишина, Л. Н. Муравьева. – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 320 с.
85. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов // Классный руководитель.- 2001. - №6. – с.12 – 15.
86. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2001. – 187 с.
87. Сивоконь, С. Тайны «Военной тайны», или Новые размышления о Гайдаре / С. Сивоконь // Детская литература. – 2001. – № 1-2. – C. 14-22.
88. Смирнова Гайдар. М., Советский писатель, 1972, 256с
89. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М., 1997. — 824 с
90. Толкачёва, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное [Текст] / Л. Толкачева // Сельская школа. - 2002. - № 1. – с. 8 – 11.
91. Топоров В. Н. Апология Плюшкина: Вещь в антропоцентрической перспективе // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. — М., 1995. — С. 7111.
92. Фарахутдинова, Л.А. Основы нравственности в современной школе [Текст] / Л.А. Фарахутдинова // Просвещение. - 2002. - № 4. - с. 99 - 101.
93. Филин Ф.П. 1949. Лексика русского литературного языка древнекиевской эпохи (По материалам летописей). Учёные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. 80. Л., 287 с.
94. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 1983. – 134 с.
95. Харченко В.К. 2013. Детский дискурс в художественной интерпретации А.П. Гайдара. Курское слово, 10: 24–30.
96. Чаковская М.С. Текст как сообщение и воздействие. – М.: Высшая шк., 1986
97. Чернец Л. В. Мир произведения // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. — М.: Высшая школа, 1999. — С. 191–202.
98. Швецова Т.В. Методологические подходы к изучению понятия «Поступок литературного героя» // Вестник ВУиТ. 2020. №1 (31).
99. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания [Текст] / М.И. Шилова // Классный руководитель. - 2001. - № 3. – с.16 – 19.
100. Шитякова, Н.П. Методы и механизмы духовно - нравственного воспитания младших школьников [Текст] / Н. П. Шитякова // Начальная школа. - 2007. - № 11.- с. 3 -5.
101. Шувалова И.Е. 2006. Местоимение и частица «это» в тексте. В кн.: Текст как единица анализа и единица изучения. Вып. 4. Курск, КГУ: 33–36.
102. Шустов М.П. Роль произведений А. П. Гайдара в нравственно-духовном и патриотическом воспитании школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020.
103. Юхнова И.С. Ценностные ориентиры героев А. П. Гайдара ("Тимур и его команда") // Филологический класс. 2019. №2 (56).
104. Язык и стиль Аркадия Гайдара : коллективная монография, подготовленная на основе материалов Гайдаровских конференций, проводимых в АГПИ им. А. П. Гайдара с 1961 г. : 75-летию Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара / [Атрощенко А. Ф. и др.]. – Арзамас : АГПИ, 2009. – 480 с.
105. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская // Классный руководитель. - 2003. - № 4. – с.7 – 12.