Введение 3
1. Общие положения о торгах 6
1.1. Понятие торгов в гражданском законодательстве
Российской Федерации 6
1.2. Классификация торгов 9
2. Процедура проведения торгов и признания их недействительными 16
2.1. Правовой порядок проведения торгов 16
2.2. Признание торгов недействительными 19
2.3. Ответственность за нарушение законодательства о торгах 24
Заключение 32
Список используемой литературы и источников
На сегодняшний момент развитие отечественной правовой системы характеризуется непрекращающимися преобразованиями нормативно- правовой базы. Параллельно с этим многие институты, в том числе и те, которые не являются для отечественного права новыми, также подвергаются значимым преобразованиям.
Если говорить о гражданском праве, то в данном случае такие изменения касаются, прежде всего, положений, которые регулируют особенности заключения договоров.
Договор является, пожалуй, одной из самых древних юридических конструкций.
Торги - это один из инструментов заключения договоров, тесно связанный с главными законами свободных рыночных отношений.
Тенденцию к использованию института торгов также можно обнаружить и в сфере государственного управления.
При помощи заключения договоров на торгах осуществляется установление баланса интересов участников в ходе обращения взыскания на имущество, которое было заложено.
Продажа имущества на торгах, с одной стороны, позволяет привлечь максимально возможное количество интересующихся лиц, обеспечить открытый порядок заключения договора, а с другой - выявить лицо, предлагающее максимально лучшие условия договора для продавца.
В связи с этим принятие участия в торгах должно избегать формальности.
Степень разработанности проблемы.
Отдельные вопросы, связанные с правовым регулированием проведения торгов, разрабатывались такими учеными, как: Турсунова Ю.С., Балкин В.В., Суханов Е.А., Витрянсский В.В., Брагинский М.И. и др.
Вместе с тем, необходимо осуществление дальнейшего исследования непосредственно самой юридической процедуры и особенностей заключения договоров на торгах.
Важным значением пользуется заключение договоров при помощи электронных торговых площадок.
Таким образом, становление современного гражданского права нельзя представить без института торгов, обеспечивающих участникам гражданского права наиболее обширный перечень возможностей при осуществлении хозяйственной деятельности.
Торги дают возможность привлечения в хозяйственную деятельность огромного количества участников, что оказывает положительное воздействие на рост конкурентоспособности российского рынка и инвестиционную привлекательность Российской Федерации.
Соответственно, можно говорить о том, что законодательство о торгах, особенности его применения, требуют более глубокого анализа.
Таким образом, целью данной работы является исследование порядка проведения, видов и форм торгов.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить понятие торгов в гражданском законодательстве РФ;
2. Осуществить классификацию торгов;
3. Изучить правовой порядок проведения торгов;
4. Определить условия признания торгов недействительными;
5. Проанализировать ответственность нарушение законодательства о торгах.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся при правовом регулировании проведения торгов;
Предмет исследования - нормы гражданского права, регулирующие особенности заключения договора на торгах.
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
1. Общие: анализ; синтез; дедукции;
формально-юридический; правовое моделирование.
Теоретической базой исследования послужили труды следующих ученых: Алексеева С.С., Алексия П.В., Анисимова А.П., Аракеляна А.Д., Белова В.А., Беляева О.А., Беспалова Ю.Ф., Бессонова В.А., Герасимова В.Н., Гонгало Б.М., Диденко А.А., Ивановой Е.В., Карпчева М.В., Каменевой А.А., Павловой И.Ю., Хохлова В.А. и др.
Нормативно-правовая база выпускной квалификационной работы представлена: Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, федеральным и иными законами в сфере регулирования особенностей проведения торгов.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Торги в качестве особой правовой категории, которая обеспечивает заключение договоров и формирование хозяйственных связей, известны в праве достаточно давно. К примеру, данная категория применялась для продажи публичных земель.
Торги, имея самые разные преимущества, могут быть оценены в качестве явления и как организации экономики, и как права. Они достаточно различны в контексте поставленных целей, видов, осуществляемых действий, состава участвующих лиц и иных аспектов.
Так как торги - это некоторая последовательность заранее организованных действий, которые ведут к предполагаемому результату, то они могут расцениваться и в качестве специальных юридических процедур.
Их определяющие значение обусловлено также и другим правовым эффектом: торги дают возможность установить контрагента, заключив договор на подходящих условиях в первую очередь в результате определения лица, который готов заплатить максимально высокую цену либо предложить наилучшие условия.
Таким образом, торги являются, прежде всего, способом заключения договора.
Нередко в среде ученых-правоведов высказывается мысль о том, что торги выступают в качестве способа заключения договора на конкурентной основе, т.е. торги осуществляются в соответствии с принципом состязательности.
Торги как категория используется в самых разных нормативно-правовых актах, используется в таможенном, земельном, административном и другом законодательстве. В результате появляется желание признать их межотраслевой категорий (к примеру, наравне с такими понятиями, как «правоотношение» и т.д.).
В то же время, торги отображают лишь особый порядок заключения договора и не теряют данного имманентного свойства при использовании и в специальных нормах.
Введение данного понятия в некоторой мере можно объяснить наличием юридической традиции: оно использовалось еще во время дореволюционного законодательства.
В настоящее время не существует единого подхода к классификации торгов.
В п. 4 ст. 447 ГК РФ установлено, что торги осуществляются в форме конкурса, аукциона либо в иной форме, которая предусмотрена законодательством.
Кроме легитимной классификации, существую и иные.
По форме организации и осуществления торгов, их можно классифицировать на основе следующих признаков:
1. Первичные и повторные - на основе того, в который раз были назначены торги по данному предмету торгов;
2. С ограниченным допуском участников и гласные - в зависимости от уровня допуска участников к процедуре торгов;
3. Внутренние и с привлечение иностранных участников - в зависимости от участия зарубежных оферентов.
4. Без предварительного квалификационного отбора и с ним - в зависимости от осуществления организатором торгом предварительного отбора претендентов.
В настоящее время особенности порядка проведения торгов урегулированы ст. ст. 447-449 ГК РФ. Проанализируем общий порядок проведения торгов:
Условия, соблюдение которых необходимо для принятия участия в торгах.
В соответствии с п. 2 ст. 447 ГК РФ организатором торгов может быть обладатель имущественного права, собственник вещи или специализированная организация.
Организатор, не менее чем за тридцать дней до начала осуществления торгов должен сделать извещение об их проведении с указанием конкретных сведений: форма, место, время проведения торгов и др.
Для того, чтобы заинтересованное лицо смогло принять участие в торгах, оно должно направить заявку на участие в них организатору и другие необходимые документы (к примеру, выписку из единого государственного реестра юридических лиц).
Помимо этого, будущий участник должен внести задаток в размере, сроки и порядке, которые установлены организатором. Подобное требование устанавливается для того, чтобы обеспечить исполнение обязательств, возникающих в связи с проведением торгов.
В настоящий момент торги могут быть признаны недействительными в соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ в порядке судебного производства.
Необходимо отметить, что торги признаются недействительными лишь при существенности правонарушения, обусловившего ошибочное определение победителя.
ВС РФ, анализируя вышеуказанную норму, в своем постановлении указал, что в случае если торги признаются недействительными, то параллельно с этим недействительными признаются и все сделки и договора, заключенные в рамках данных торгов.
Соответственно, договор, который был заключен на торгах, подлежит признанию в качестве недействительных исключительно на основании решения суда.
Необходимо отметить, что сложность судебных дел в области заключения договоров на торгах, предопределяется следующим:
1. Количеством лиц, которые принимают участие в судебном производстве, т.к. в подобных спорах, кроме истца и ответчика (организатора торгов) нередко участвуют некоторые или все участники торгов;
2. Широким перечнем обстоятельств, которые подлежат установлению судом (к примеру, нарушения или ошибки, допущенные организатором торгов, их значимость, факты нарушения прав истца и др.);
3. Огромным количеством процессуальных ходатайств лиц, которые принимают участие в деле.
Договор, заключаемый по результатам торгов, не должен противоречить нормам, установленным законодателем о договорах соответствующего вида.
В настоящее время основными правовыми последствиями нарушения законодательства о торгах являются:
1. Материально-правовые (возмещение убытков, реституционные последствия и т.д.);
2. Процессуально-правовые (поворот исполнения и т.д.).
Между указанными группами последствий существует определенная взаимосвязь. Она заключается в том, что вторая группа, представляя собой неотъемлемую часть процедуры восстановления нарушенных прав, выступает в качестве средства осуществления материально-правовых последствий.
Применение материально-правовых последствий осуществляется на основе субсидиарного принципа. Данный принцип подразумевает, что возмещение причиненных убытков может быть произведено лишь вместе с использованием иных последствий недействительности торгов.
процессуально-правовые последствия нарушений проведения торгов. Таковыми являются:
1. Судебное производство;
2. Поворот исполнения;
3. Исполнительное производство.
Таким образом, в настоящее время институт торгов является неотъемлемой частью гражданского права, который обеспечивает его участников массивным перечнем возможностей при осуществлении хозяйственной деятельности. Особой важностью пользуется проблема касательного того, вправе ли суд, анализируя торги на предмет соблюдения ими правовых норм, изучать порядок определения победителя.
В настоящий момент отсутствует какая-либо общепринятая точка зрения на этот счет.
Одни суды указывают, что суд не имеет полномочий на то, чтобы изучать предложения лиц, участвующих в торгах. Однако, вместе с тем, другие суды не согласны с такой позицией. К примеру, в одном и случаев, суды, изучая законность определения победителя торгов, изучали адекватность проставления баллов участников конкурса, основываясь на установленных организатором критериях оценки. Нарушение порядка присвоение баллов, которое стало причиной ошибочного составления рейтинга участников, выступило в качестве основания для признания таких торгов недействительными.
Таким образом, при определении оснований для признания недействительными торги у судов нет единого подхода.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
4. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 30. Ст. 4571.
5. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3434.
6. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 (ред. от 06.06.2014) "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве"// Вестник ВАС РФ. 2002. № 9.
Специальная литература:
7. Алексеев С.С. Гражданское право: учебник. М.: Проспект, 2015. 434 с.
8. Алексий П.В. Гражданское право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 895 с.
9. Анисимов А.П. Гражданское право России. Общая часть. М.: Юрайт, 2015. 388 с.
10. Аракелян А.Д. Правовая природа торгов // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты. 2019. № 2. С. 99-102.
11. Асмандияров В.М. Гражданское право: Курс лекций. ФСИН России, 2016. 213 с.
12. Белов В.А. Гражданское право. М.: Юрайт, 2015. 952 с.
13. Беляева О.А. Торги: теоретические основы и проблемы правового
14. Беспалов Ю.Ф. Гражданское право в схемах: учебное пособие. М.: Проспект, 2015. 291 с.
15. Бессонов В.А. Гражданское право: учебник. М.: Форум: Инфра-М, 2015. 783 с.
16. Герасимов В.Н. Гражданское право. Общая часть: Учебник. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. 202 с.
17. Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник. М.: Статут, 2016. 511 с.
18. Диденко А.А. Понятие и формы торгов в гражданском праве // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 110. С. 1135-1151.
19. Иванова, Е. В. Гражданское право. Особенная часть: учебник и практикум / Е. В. Иванова. М.: Юрайт, 2015. 369 с.
20. Иванча, А. И. Гражданское право Российской Федерации: особенная часть / А. И. Иванчак. М.: Статут, 2014. 157 с.
21. Истомин В.Г. Проблемы реализации норм антимонопольного законодательства в сфере торгов // Право и экономика. 2015. № 3. С. 44-50.
22. Каменева А.А. Правовая природа порядка проведения торгов // Рациональное общество в современном мире. 2018. № 5. С. 227-232.
23. Карпычев М.В. Гражданское право: Учебник: В 2 томах Том 1. М.: ИНФРА-М, 2016. 400 с.
24. Ковалева Е.С. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования. 2017. № 14. С. 95-100.
25. Непомнящих А.А. О Понятии «публичные торги» и необходимости его использования в законодательстве // NOVAUM.RU. 2017. № 7. С. 166- 168.
26. Павлова, И. Ю. Гражданское право. Особенная часть / И. Ю. Павлова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 136 с.
27. Попович М.М. Гражданское право. Внедоговорные обязательства: Учебное пособие. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016. 83 с.
28. Рассолова Т.М. Гражданское право. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 847 с.
29. регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2012. - 12 с.
30. Сорокин А.И. Заключение договора на публичных торгах как разновидность преддоговорных отношений // Право и современная экономика: новые вызовы и перспективы. 2019. № 4. С. 258-263.
31. Хохлов В.А. Торги как универсальная категория гражданского права // Advances in law studies. 2016. № 4. С. 392-400.
32. Цокур Е.Ф. Институт торгов в современном гражданском законодательстве // Известия юго-западного государственного университета. Серия: История и право. 2017. № 4. С. 82-88.
33. Юкша Я.А. Гражданское право: Учеб. пособие. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2017. 400 с.
Материалы юридической практики:
34. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.07.2014 по делу N А56-52647/2013 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru.
35. Постановление ФАС ВолгоВятского округа от 5 апреля 2013 г. по делу N А56-21649/2015 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru.
36. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2012
г. по делу № А56-46111/2015// Сайт справочно-правовой системы
Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru.
37. Постановление ФАС Уральского округа от 30 сентября 2013 г. № Ф09-9536/13 по делу № А66-3624/2012 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru.
38. Постановление ВАС от 08 октября 2002 г. № 1825/02 по делу №
А66-3624/2012 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс
[Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru.
39. Определение ВС РФ от 26 декабря 2014 г. № ВАС-16311/11 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс].
40. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 <Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства> // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс].