Становление и развитие высшего образования в городе Ставрополе - Тольятти в 1951-1991 гг
|
Введение 4
Глава 1 Основные тенденции развития высшего образования в городе Ставрополе - Тольятти в 1951-1985 гг 10
1.1 Возникновение и развитие первых высших учебных заведений в
городе Ставрополе -Тольятти 10
1.2 Тольяттинский политехнический институт как самостоятельная
часть в системе высшего образования 14
Глава 2 Возникновение высших гуманитарных институтов в городе Ставрополе - Тольятти в 1985-1991 гг 25
2.1 Открытие Тольяттинского филиала на базе Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева в 1985-1987 гг 25
2.2 Формирование структуры Тольяттинского филиала на базе
Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева в 1988-1991 гг 29
Заключение 34
Список используемой литературы и используемых источников 38
Приложение А Рост численности студентов института 43
Глава 1 Основные тенденции развития высшего образования в городе Ставрополе - Тольятти в 1951-1985 гг 10
1.1 Возникновение и развитие первых высших учебных заведений в
городе Ставрополе -Тольятти 10
1.2 Тольяттинский политехнический институт как самостоятельная
часть в системе высшего образования 14
Глава 2 Возникновение высших гуманитарных институтов в городе Ставрополе - Тольятти в 1985-1991 гг 25
2.1 Открытие Тольяттинского филиала на базе Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева в 1985-1987 гг 25
2.2 Формирование структуры Тольяттинского филиала на базе
Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева в 1988-1991 гг 29
Заключение 34
Список используемой литературы и используемых источников 38
Приложение А Рост численности студентов института 43
Дипломная работа посвящена изучению развития высшего образования в городе Ставрополе - Тольятти с 1951 по1991 гг.
Актуальность данной работы заключается в том, что в определенные периоды российской истории отечественное высшее образование так же переживает модернизацию, появляются новые условия развития вузов, и на примере города Ставрополя - Тольятти нам предстоит проследить становление и преобразование высшего образования.
Объект исследования - высшее образование в Ставрополе - Тольятти в 1951-1991 гг.
Предмет исследования - развитие высшего образования в Ставрополе - Тольятти.
Хронологические рамки исследования составляют 1951-1991гг. Это связано прежде всего с увеличением количества высших учебных заведений по всей стране, если говорить о верхней границе хронологической рамки. Необходимость же создания Политехнического института в Ставрополе- Тольятти обусловлена промышленным развитием города, а именно сооружением Куйбышевской гидроэлектростанции (1950). Тогда же возникла необходимость в выявлении новых рабочих кадров. Нижняя рамка исследования обусловлена заключительным этапом становления высшего образования, и прежде всего с распадом СССР.
Территориальные рамки исследования - город Ставрополь - Тольятти.
Историографический анализ по данной тематике является разнообразным и представлен работами советских и современных ученых.
Советская литература по теме исследования можно разделить по периодам:
- первый период (1960-1970 гг.) Первый период, выделенный нами, характеризуют работы К.И. Субботиной [39], Шмытова [47], затрагивающие экономическую сторону образования. Особый интерес для нас представляет Ф.Г. Паначин с работой «Управление просвещением в СССР» [28], вышедшей в 1977 г. В книге Паначина говорилось о создании сети филиалов технических институтов по стране, что привело к увеличение технических специальностей и создание рабочей силы в стране. В работах историков данного периода, выделяются черты, а именно контроль власти над сферой образования, в идеалогическом и экономическом вопросах;
- второй период (1970-1991 гг.) историографии является более обширным для изучаемой темы, здесь мы выделим литературу по высшему образованию как региональную, так и общую по стране. Ярко будут выделяться работы 80-х гг., так как страна столкнулась с новыми проблемами и реформами, а характеризуются работы переосмыслением и сопоставлением высшей школы с предыдущим периодом. Отметим работы З.Г. Дайча [8], вышедшую в 1987 г., региональная литературу в г. Ставрополе - Тольятти в 1990 - х гг. открывает Н.Р. Фролов в «В Жигулях на перевале века» (1990 г.) [45], где автор рассматривает становление высшего образования совместно с экономическим потенциалом города.
Современная историография более обширна в изучаемом вопросе и так же имеет общий и региональный характер. Обширная работа по развитию высшей школы в СССР представлена авторами: В.Н. Лукиным, Т.В. Мусиенко и Т.Н. Федоровой «Развитие советской высшей школы (исторический и социокультурный аспекты», вышедшей в теоретическом журнале «Кредо» в 2003 г. [17]. Так же мы отметим работу А.В. Пыжикова «Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953¬1964 годы)», вышедшая в 2004 г., где автор рассматривает реформирование советской системы образования в период оттепели, уделяя внимание политическому контексту преобразований в сфере образования [35].
Последнее десятилетие не осталось без внимания историков в сфере высшего образования. Подробно рассмотрены этапы становления и развития одно из первых кафедр ТПИ и становления института в целом в труде А.В Гордеева «Кафедра - наша судьба» (2016), события, рассматриваемые в
книге, ведутся в контексте становления и развития ТПИ-ТГУ и это не может не представлять интерес для исследуемой нами темы [7].
Так, труд Г.В. Логвиновича «Развитие и кризисные черты в системе высшего образования СССР в 1970-1980-х годах», вышедший в 2018 г. раскрывает необходимость изучения динамики развития советской высшей школы обусловлена и научно-исторической актуальностью темы. Статистика и архивная документация, проанализированная автором, показало, что развитие высшего образования в СССР 1970-1980-х гг. было двойственным и противоречивым [16].
Так же, нельзя не отметить, сборники, монографии и статьи в научных журналах по теме исследования. Этот материал дает нам полную картину о становлении в рассматриваемом регионе вузовского образования при написании научно - исследовательской работы. К таким работам можем отнести: Статью И.А. Прохоренко, опубликованную в журнале «Концепт» в 2015 г. «Тольяттинский политехнический институт: этапы становления», где автор показывает деятельность института, а в частности, преподавателей, так же раскрывается влияние становления института на потенциал города [33].
Говоря о высшем учебном заведении в Ставрополе - Тольятти - ТПИ, выделим фундаментальные работы Т.И Адаевской, так же опубликованные в журнале «Концепт», сюда отнесем «От вечернего отделения Ставропольского филиала Куйбышевского индустриального института к Тольяттинскому политехническому институту (1951-1971 гг.): первые руководители», в которой исследована история развития первого вуза города, автором были в первые выделены руководители вуза в период с 1951 по 1971 гг. [1].
В статье сборника трудов конференции, посвященной 100 - летию университетского образования в г. Самаре (2019 г.) Адаевской отмечается развитие высшего образования в г. Тольятти в период 1980-1990-е гг. в статье сборника трудов конференции «Тольяттинский филиал Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева 6
(позднее СГПИ, СГПУ): история в фокусе городских СМИ», где обозревалась деятельность Тольятинского филиала КГПИ в материалах СМИ [2].
Историографический обзор нам показал, что высшее образование во второй половине XX в. обозревалось многими историками и учеными. В трудах рассмотрены главные тенденции, рассматриваемого вопроса, выделяются проблемы проведения политики высшего образования как в стране, так и регионе, а именно в городе Ставрополе - Тольятти, в будущем Тольятти.
Анализ монографий и статей дает нам обзорную информацию о становлении Тольяттинского Политехнического института, где отмечалось, что становление высшего образования в городе было продиктовано потребностями города прежде всего.
Цель исследования состоит в анализе развития высшего образования в городе Ставрополе - Тольятти в 1951-1991 гг. на примере Тольяттинского политехнического института
Исследовательские задачи:
- проследить возникновение и развитие первых высших учебных заведений в городе Ставрополе - Тольятти;
- рассмотреть Тольяттинский политехнический институт как
самостоятельная часть в системе высшего образования;
- исследовать Открытие Тольяттинского филиала на базе Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева в 1985-1987 гг.;
- проанализировать формирование структуры Тольяттинского филиала на базе Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева в 1987-1991 гг.
Научная новизна состоит в том, что в нашей работе были исследованы новые материалы, источники, которые раньше не вводились в научный оборот.
Теоретическая значимость определяется тем, что в исследовании был сделан анализ становления и развития высшего образования и материал может быть использован в дальнейшем для изучения высшей школы в г. Тольятти.
В нашей научно-исследовательской работе источники можно разделить на группы: законодательные акты, статистические данные, архивные документы, материалы периодической печати, выступления и воспоминания деятелей государства.
Законодательные акты составляют основу исследования, так как высшие учреждения всей страны подчиняются принятым законам и действуют в их рамках. Здесь мы отметим постановления, например, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов», принятое 9 мая 1963 г., утвердило комплекс мер, направленных на решение накопившихся проблем [29]. Следующее рассмотренное постановление «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов», показывает нам какие меры принимались высшими органами для развития высшего образования. Так же в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.) отмечается значительное расширение сети университетов в нашей стране и указывается, что в будущем большее число выпускников университетов будут направлены на работу в школу, особенно по естественно - математическим предметам [32].
К законодательным источникам на региональном уровне мы отнесем «Приказы высшего и среднего специального образования РСФСР», Приказ министра среднего и высшего профессионального образования РСФСР «Об открытии Тольяттинского политехнического института» [18], «Приказы по Министерству высшего и среднего образования РСФСР по общим вопросам [24]», из которых мы узнаем организационную работу института на разных этапах развития политехнического института.
Архивные документы по данной теме были найдены в Тольяттинском архиве, именно в фонде Р - 353. В них нами были рассмотрены основные причины становления высшего образования, задачи, которые ставились перед руководством при создании Политехнического института. Так же при рассмотрении архивных документов можем найти статистические данные: рост численности студентов, профессор, преподавателей, кафедр.
Нельзя не отметить материалы периодической печати, к ним относится газеты: «Политехник», «За коммунизм» мы почерпнули оттуда информацию о том, как проходил учебный процесс в ТПИ, как велась научно-исследовательская работа, каким образом и как с помощью отдельных личностей было заложено развитие науки в высшем учебном заведении г. Тольятти.
Структура работы обусловлена спецификой и характером исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Актуальность данной работы заключается в том, что в определенные периоды российской истории отечественное высшее образование так же переживает модернизацию, появляются новые условия развития вузов, и на примере города Ставрополя - Тольятти нам предстоит проследить становление и преобразование высшего образования.
Объект исследования - высшее образование в Ставрополе - Тольятти в 1951-1991 гг.
Предмет исследования - развитие высшего образования в Ставрополе - Тольятти.
Хронологические рамки исследования составляют 1951-1991гг. Это связано прежде всего с увеличением количества высших учебных заведений по всей стране, если говорить о верхней границе хронологической рамки. Необходимость же создания Политехнического института в Ставрополе- Тольятти обусловлена промышленным развитием города, а именно сооружением Куйбышевской гидроэлектростанции (1950). Тогда же возникла необходимость в выявлении новых рабочих кадров. Нижняя рамка исследования обусловлена заключительным этапом становления высшего образования, и прежде всего с распадом СССР.
Территориальные рамки исследования - город Ставрополь - Тольятти.
Историографический анализ по данной тематике является разнообразным и представлен работами советских и современных ученых.
Советская литература по теме исследования можно разделить по периодам:
- первый период (1960-1970 гг.) Первый период, выделенный нами, характеризуют работы К.И. Субботиной [39], Шмытова [47], затрагивающие экономическую сторону образования. Особый интерес для нас представляет Ф.Г. Паначин с работой «Управление просвещением в СССР» [28], вышедшей в 1977 г. В книге Паначина говорилось о создании сети филиалов технических институтов по стране, что привело к увеличение технических специальностей и создание рабочей силы в стране. В работах историков данного периода, выделяются черты, а именно контроль власти над сферой образования, в идеалогическом и экономическом вопросах;
- второй период (1970-1991 гг.) историографии является более обширным для изучаемой темы, здесь мы выделим литературу по высшему образованию как региональную, так и общую по стране. Ярко будут выделяться работы 80-х гг., так как страна столкнулась с новыми проблемами и реформами, а характеризуются работы переосмыслением и сопоставлением высшей школы с предыдущим периодом. Отметим работы З.Г. Дайча [8], вышедшую в 1987 г., региональная литературу в г. Ставрополе - Тольятти в 1990 - х гг. открывает Н.Р. Фролов в «В Жигулях на перевале века» (1990 г.) [45], где автор рассматривает становление высшего образования совместно с экономическим потенциалом города.
Современная историография более обширна в изучаемом вопросе и так же имеет общий и региональный характер. Обширная работа по развитию высшей школы в СССР представлена авторами: В.Н. Лукиным, Т.В. Мусиенко и Т.Н. Федоровой «Развитие советской высшей школы (исторический и социокультурный аспекты», вышедшей в теоретическом журнале «Кредо» в 2003 г. [17]. Так же мы отметим работу А.В. Пыжикова «Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953¬1964 годы)», вышедшая в 2004 г., где автор рассматривает реформирование советской системы образования в период оттепели, уделяя внимание политическому контексту преобразований в сфере образования [35].
Последнее десятилетие не осталось без внимания историков в сфере высшего образования. Подробно рассмотрены этапы становления и развития одно из первых кафедр ТПИ и становления института в целом в труде А.В Гордеева «Кафедра - наша судьба» (2016), события, рассматриваемые в
книге, ведутся в контексте становления и развития ТПИ-ТГУ и это не может не представлять интерес для исследуемой нами темы [7].
Так, труд Г.В. Логвиновича «Развитие и кризисные черты в системе высшего образования СССР в 1970-1980-х годах», вышедший в 2018 г. раскрывает необходимость изучения динамики развития советской высшей школы обусловлена и научно-исторической актуальностью темы. Статистика и архивная документация, проанализированная автором, показало, что развитие высшего образования в СССР 1970-1980-х гг. было двойственным и противоречивым [16].
Так же, нельзя не отметить, сборники, монографии и статьи в научных журналах по теме исследования. Этот материал дает нам полную картину о становлении в рассматриваемом регионе вузовского образования при написании научно - исследовательской работы. К таким работам можем отнести: Статью И.А. Прохоренко, опубликованную в журнале «Концепт» в 2015 г. «Тольяттинский политехнический институт: этапы становления», где автор показывает деятельность института, а в частности, преподавателей, так же раскрывается влияние становления института на потенциал города [33].
Говоря о высшем учебном заведении в Ставрополе - Тольятти - ТПИ, выделим фундаментальные работы Т.И Адаевской, так же опубликованные в журнале «Концепт», сюда отнесем «От вечернего отделения Ставропольского филиала Куйбышевского индустриального института к Тольяттинскому политехническому институту (1951-1971 гг.): первые руководители», в которой исследована история развития первого вуза города, автором были в первые выделены руководители вуза в период с 1951 по 1971 гг. [1].
В статье сборника трудов конференции, посвященной 100 - летию университетского образования в г. Самаре (2019 г.) Адаевской отмечается развитие высшего образования в г. Тольятти в период 1980-1990-е гг. в статье сборника трудов конференции «Тольяттинский филиал Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева 6
(позднее СГПИ, СГПУ): история в фокусе городских СМИ», где обозревалась деятельность Тольятинского филиала КГПИ в материалах СМИ [2].
Историографический обзор нам показал, что высшее образование во второй половине XX в. обозревалось многими историками и учеными. В трудах рассмотрены главные тенденции, рассматриваемого вопроса, выделяются проблемы проведения политики высшего образования как в стране, так и регионе, а именно в городе Ставрополе - Тольятти, в будущем Тольятти.
Анализ монографий и статей дает нам обзорную информацию о становлении Тольяттинского Политехнического института, где отмечалось, что становление высшего образования в городе было продиктовано потребностями города прежде всего.
Цель исследования состоит в анализе развития высшего образования в городе Ставрополе - Тольятти в 1951-1991 гг. на примере Тольяттинского политехнического института
Исследовательские задачи:
- проследить возникновение и развитие первых высших учебных заведений в городе Ставрополе - Тольятти;
- рассмотреть Тольяттинский политехнический институт как
самостоятельная часть в системе высшего образования;
- исследовать Открытие Тольяттинского филиала на базе Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева в 1985-1987 гг.;
- проанализировать формирование структуры Тольяттинского филиала на базе Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева в 1987-1991 гг.
Научная новизна состоит в том, что в нашей работе были исследованы новые материалы, источники, которые раньше не вводились в научный оборот.
Теоретическая значимость определяется тем, что в исследовании был сделан анализ становления и развития высшего образования и материал может быть использован в дальнейшем для изучения высшей школы в г. Тольятти.
В нашей научно-исследовательской работе источники можно разделить на группы: законодательные акты, статистические данные, архивные документы, материалы периодической печати, выступления и воспоминания деятелей государства.
Законодательные акты составляют основу исследования, так как высшие учреждения всей страны подчиняются принятым законам и действуют в их рамках. Здесь мы отметим постановления, например, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов», принятое 9 мая 1963 г., утвердило комплекс мер, направленных на решение накопившихся проблем [29]. Следующее рассмотренное постановление «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов», показывает нам какие меры принимались высшими органами для развития высшего образования. Так же в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.) отмечается значительное расширение сети университетов в нашей стране и указывается, что в будущем большее число выпускников университетов будут направлены на работу в школу, особенно по естественно - математическим предметам [32].
К законодательным источникам на региональном уровне мы отнесем «Приказы высшего и среднего специального образования РСФСР», Приказ министра среднего и высшего профессионального образования РСФСР «Об открытии Тольяттинского политехнического института» [18], «Приказы по Министерству высшего и среднего образования РСФСР по общим вопросам [24]», из которых мы узнаем организационную работу института на разных этапах развития политехнического института.
Архивные документы по данной теме были найдены в Тольяттинском архиве, именно в фонде Р - 353. В них нами были рассмотрены основные причины становления высшего образования, задачи, которые ставились перед руководством при создании Политехнического института. Так же при рассмотрении архивных документов можем найти статистические данные: рост численности студентов, профессор, преподавателей, кафедр.
Нельзя не отметить материалы периодической печати, к ним относится газеты: «Политехник», «За коммунизм» мы почерпнули оттуда информацию о том, как проходил учебный процесс в ТПИ, как велась научно-исследовательская работа, каким образом и как с помощью отдельных личностей было заложено развитие науки в высшем учебном заведении г. Тольятти.
Структура работы обусловлена спецификой и характером исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В нашем исследовании предпринята попытка анализа развития высшего образования в г. Ставрополе - Тольятти на протяжении периода с 1951 по 1991 гг. В период 1950-х гг. происходило зарождение высшей школы в городе, появился первый вуз, а точнее, вечернее отделение Куйбышевского индустриального института (1951).
Реформирование советской властью высшей школы было ориентировано обучение в вузах предполагалось максимально совместить с работой на производстве. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев говорил о том, что высшее образование необходимым было приблизить к производству и после XX съезда КПСС он активно настаивал на данной тенденции. Государству предстояло не только реформировать предложенную систему в рамках проводимой политики «оттепели», но и решать ряд незаконченных проблем «послесталинской» эпохи, одна из них заключалась в неподготовке и плохом качестве трудовых кадров.
Город Ставрополь - Тольятти (Тольятти) отвечал целям и задачам, поставленной высшей властью и, таким образом, в 1955 г. отделение Куйбышевского индустриального института было преобразовано в Ставропольский факультет с вечерней формой обучения, готовившем специалистов без отрыва от производства. Уже к декабрю 1955 г. в городе состоялся первый выпуск численностью 167 инженеров.
К середине 1960-х гг. были видны успехи в развитии образования. Задачами высшего образования рассматриваемого периода стали расширение заочных и вечерних отделений вузов, активное развитие технических вузов и продолжалась тенденция сближение высшего образования с производством, углубление у студентов представлений о марксистско - ленинской этике.
В 1964 г. Ставрополь - Тольятти был переименован в Тольятти и прошла реорганизация вуза города, после этого он стал называться Тольяттинским филиалом Куйбышевского Политехнического института, а в 1966 г. на базе филиала был создан самостоятельный Тольяттинский политехнический институт с дневной и вечерней формой обучения и тремя факультетами.
Вуз развивался совместно с городом так, к середине 1960-х гг. на дневном и вечернем отделениях филиала Тольяттинского политехнического института обучались уже 3,5 тыс. студентов. Были построены два современных учебных корпуса. Начали проводиться первые научные исследования, результаты которых внедрялись на тольяттинских предприятиях.
С середины 60-х гг. г. Ставрополю - Тольятти срочно потребовались инженеры - машиностроители, тогда коллективы Волжского объединения по производству легковых автомобилей и Тольяттинского политехнического института, сознавая важность расширения связей науки с производством, как одного из важных условий ускорения научно - технического прогресса, претворяя в жизнь решения XXV съезда КПСС в отношении совершенствования производства и повышения уровня подготовки кадров, заключили настоящий договор о всестороннем и научно - техническом и общественно - политическом сотрудничестве.
В целях повышения общеобразовательной подготовки рабочей молодежи и создания ей необходимых условий для поступления в Тольяттинский политехнический институт, руководство вуза принимает на подготовительные отделения рабочих завода АвтоВАЗа и организует подготовку инженерных кадров. Так институт проводит для специалистов ВАЗа цикл лекции по различным направлениям.
70-е гг. XX в. стали принципиальным шагом в реализации национальной образовательной политики. Государством были приняты меры по укреплению материально - технической базы, что содействовало улучшению качества подготовки молодых специалистов.
На примере Тольяттинского политехнического института в 1970-х гг. выделялись тенденции: подъем научной работы, увеличение студентов и сотрудников вуза, привлечение на работу в институт докторов наук с целью создания научных школ. Так же в рассматриваемый период интенсивно развивалась научная и внеучебная деятельность. Нельзя не отметить развитие Тольяттинского политехнического института с именем советского и российского учёного А.Н. Резникова, который был назначен ректором ТПИ в 1967 г., когда по его наставлению в вуз были приглашены великие советские специалисты и ученые, В.И. Столбова, назначенный ректором в 1979 г. Вклад, которых высоко оценивался современниками, учениками. Труды которых используются в различных сферах.
В первой половине 1980-х гг. государственная образовательная политика в области начинает расширяться. В решениях съездов КПСС, совместных постановлениях партии и правительства определяется программа развития народного образования.
В соответствие с образовательной политикой, Тольттинский политехнический институт развивался в прежнем русле и только лишь расширял основные показатели по всем направлениям. На 1980 г. показатели по подготовке специалистов в институте показывали численность 6494 человек. Во второй половине 80-х гг. XX в. в СССР разворачивался процесс гуманитаризации и вузу в г. Тольятти необходимо было отвечать указанному плану, так как стране не хватало педагогических кадров и было перенасыщение рабочих специалистов. Тогда в 1988 г. был сформирован Тольяттинский филиал на базе Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева.
Так же отметим, что в 1990-е гг. в системе высшей школы происходил ряд сложных процессов. С одной стороны, наблюдает обнищание вузовских кадров и массовый отток, физическое и моральное устаревание вузовской материальной базы. С другой стороны, в активно открывались новые специальности гуманитарного направления.
В первый год деятельности структуру Тольяттинского филиала Тольятгинского филиала Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева составляли 4 факультета: русского языка и литературы, математики и физики, дошкольной педагогики и психологии, общетехнических дисциплин и информатики. Высшая школа по всей стране переживала трудности в финансировании высших учебных, эта проблема так же коснулась вуза в г. Тольятти, но необходимо отметить, что наряду с проблемами, в городе была сформирована так называемая «интеллигенция», были выпущены педагогические кадры. К концу 1980-х гг. в структуре вуза было 5 факультетов, 38 кафедр, число студентов возросло до 6,5 тыс. чел. Для получения высшего технического образования в г. Тольятти прибыли студенты из Камеруна, Индии, Марокко. Более ста выпускников 1980-х гг. стали руководителями города, крупных предприятий и фирм, возглавляли банки, силовые структуры, высшие учебные заведения, СМИ г. Тольятти.
Реформирование советской властью высшей школы было ориентировано обучение в вузах предполагалось максимально совместить с работой на производстве. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев говорил о том, что высшее образование необходимым было приблизить к производству и после XX съезда КПСС он активно настаивал на данной тенденции. Государству предстояло не только реформировать предложенную систему в рамках проводимой политики «оттепели», но и решать ряд незаконченных проблем «послесталинской» эпохи, одна из них заключалась в неподготовке и плохом качестве трудовых кадров.
Город Ставрополь - Тольятти (Тольятти) отвечал целям и задачам, поставленной высшей властью и, таким образом, в 1955 г. отделение Куйбышевского индустриального института было преобразовано в Ставропольский факультет с вечерней формой обучения, готовившем специалистов без отрыва от производства. Уже к декабрю 1955 г. в городе состоялся первый выпуск численностью 167 инженеров.
К середине 1960-х гг. были видны успехи в развитии образования. Задачами высшего образования рассматриваемого периода стали расширение заочных и вечерних отделений вузов, активное развитие технических вузов и продолжалась тенденция сближение высшего образования с производством, углубление у студентов представлений о марксистско - ленинской этике.
В 1964 г. Ставрополь - Тольятти был переименован в Тольятти и прошла реорганизация вуза города, после этого он стал называться Тольяттинским филиалом Куйбышевского Политехнического института, а в 1966 г. на базе филиала был создан самостоятельный Тольяттинский политехнический институт с дневной и вечерней формой обучения и тремя факультетами.
Вуз развивался совместно с городом так, к середине 1960-х гг. на дневном и вечернем отделениях филиала Тольяттинского политехнического института обучались уже 3,5 тыс. студентов. Были построены два современных учебных корпуса. Начали проводиться первые научные исследования, результаты которых внедрялись на тольяттинских предприятиях.
С середины 60-х гг. г. Ставрополю - Тольятти срочно потребовались инженеры - машиностроители, тогда коллективы Волжского объединения по производству легковых автомобилей и Тольяттинского политехнического института, сознавая важность расширения связей науки с производством, как одного из важных условий ускорения научно - технического прогресса, претворяя в жизнь решения XXV съезда КПСС в отношении совершенствования производства и повышения уровня подготовки кадров, заключили настоящий договор о всестороннем и научно - техническом и общественно - политическом сотрудничестве.
В целях повышения общеобразовательной подготовки рабочей молодежи и создания ей необходимых условий для поступления в Тольяттинский политехнический институт, руководство вуза принимает на подготовительные отделения рабочих завода АвтоВАЗа и организует подготовку инженерных кадров. Так институт проводит для специалистов ВАЗа цикл лекции по различным направлениям.
70-е гг. XX в. стали принципиальным шагом в реализации национальной образовательной политики. Государством были приняты меры по укреплению материально - технической базы, что содействовало улучшению качества подготовки молодых специалистов.
На примере Тольяттинского политехнического института в 1970-х гг. выделялись тенденции: подъем научной работы, увеличение студентов и сотрудников вуза, привлечение на работу в институт докторов наук с целью создания научных школ. Так же в рассматриваемый период интенсивно развивалась научная и внеучебная деятельность. Нельзя не отметить развитие Тольяттинского политехнического института с именем советского и российского учёного А.Н. Резникова, который был назначен ректором ТПИ в 1967 г., когда по его наставлению в вуз были приглашены великие советские специалисты и ученые, В.И. Столбова, назначенный ректором в 1979 г. Вклад, которых высоко оценивался современниками, учениками. Труды которых используются в различных сферах.
В первой половине 1980-х гг. государственная образовательная политика в области начинает расширяться. В решениях съездов КПСС, совместных постановлениях партии и правительства определяется программа развития народного образования.
В соответствие с образовательной политикой, Тольттинский политехнический институт развивался в прежнем русле и только лишь расширял основные показатели по всем направлениям. На 1980 г. показатели по подготовке специалистов в институте показывали численность 6494 человек. Во второй половине 80-х гг. XX в. в СССР разворачивался процесс гуманитаризации и вузу в г. Тольятти необходимо было отвечать указанному плану, так как стране не хватало педагогических кадров и было перенасыщение рабочих специалистов. Тогда в 1988 г. был сформирован Тольяттинский филиал на базе Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева.
Так же отметим, что в 1990-е гг. в системе высшей школы происходил ряд сложных процессов. С одной стороны, наблюдает обнищание вузовских кадров и массовый отток, физическое и моральное устаревание вузовской материальной базы. С другой стороны, в активно открывались новые специальности гуманитарного направления.
В первый год деятельности структуру Тольяттинского филиала Тольятгинского филиала Куйбышевского государственного педагогического института имени В.В. Куйбышева составляли 4 факультета: русского языка и литературы, математики и физики, дошкольной педагогики и психологии, общетехнических дисциплин и информатики. Высшая школа по всей стране переживала трудности в финансировании высших учебных, эта проблема так же коснулась вуза в г. Тольятти, но необходимо отметить, что наряду с проблемами, в городе была сформирована так называемая «интеллигенция», были выпущены педагогические кадры. К концу 1980-х гг. в структуре вуза было 5 факультетов, 38 кафедр, число студентов возросло до 6,5 тыс. чел. Для получения высшего технического образования в г. Тольятти прибыли студенты из Камеруна, Индии, Марокко. Более ста выпускников 1980-х гг. стали руководителями города, крупных предприятий и фирм, возглавляли банки, силовые структуры, высшие учебные заведения, СМИ г. Тольятти.
Подобные работы
- Становление и развитие Тольяттинского политехнического института в 1951-1991 гг
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Становление и развитие библиотечного дела в СССР-РФ во второй половине XX - начале XXI вв. (на примере библиотеки «Культурный центр «Автоград»)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021



