Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 10
1.1 Особенности развития словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 10
1.2 Психолого-педагогические условия развития природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 19
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития природоведческого словаря у детей шестого года с задержкой психического развития 27
2.1 Выявление особенностей природоведческого словаря детей шестого года жизни с задержкой психического развития 27
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития 48
2.3 Выявление эффективности экспериментальной работы 56
Заключение 71
Список используемой литературы 73
Приложения 78
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена значением развития речи в целостном психическом и личностном развитии ребенка. Овладение словарем (лексической стороной речи) является одним из компонентов речевого развития. Расширение лексики - это важное условие умственного развития. Опыт, который ребенок присваивает в онтогенезе, обобщается и отражается в речевой форме и, прежде всего, в семантике слов. Усвоение словаря связано с накоплением и уточнением представлений, формированием понятий, развитием содержательной стороны мышления. Вместе с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, так как овладение лексическим значением осуществляется на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, формирование словаря непосредственно связано с психическим развитием, определяется уровнем развития познавательной деятельности и основных мыслительных процессов. В свою очередь, познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих понятия, которые усваивает ребенок, закрепляющих новые знания и представления.
Проблема освоения детьми лексической стороны речи раскрыта в работах многих отечественных исследователей: анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли М.М. Алексеева, A. Н. Богатырева, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Логинова, Е.И. Тихеева, B. И. Яшина; специфику усвоения слова, как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова.
У детей с задержкой психического развития снижена способность к приему и переработке воспринимаемой информации, недостаточно развиты операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения. Эти особенности познавательной деятельности детей обусловливают отклонения в речевом развитии.
Исследования многих авторов (Н.Ю. Борякова, С.В. Зорина, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, И.А. Симонова, Л.В. Яссман и др.) показали, что при задержке психического развития ограничен словарный запас, преобладает бытовая лексика; отмечается расхождение между активным и пассивным словарем; речевая интенция недостаточная; присутствуют затруднения в употреблении многих частей речи, особенно прилагательных, наречий, сложных предлогов; характерны трудности актуализации словаря.
Сниженный, по сравнению с возрастной нормой объем словарного запаса у детей с задержкой психического развития, обусловлен скудностью их представлений об объектах и явлениях окружающего мира (С.Г. Шевченко, 1974). В связи с этим в словаре детей данной категории отсутствуют многие понятия хорошо известных детям предметов, действий и качеств.
Особенности словарного запаса детей с задержкой психического развития являются объективным отражением специфики познавательной деятельности детей данной категории: скудность представлений об окружающем мире, трудности освоения явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.
Природный мир является частью окружающего мира. Его познание необходимо для полноценного психического и социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста. У нормально развивающихся дошкольников в процессе познавательного развития складывается целостная картина окружающего мира (пусть и неполная). Она уточняется, расширяется в результате освоения представлений. Новые природные объекты включаются в складывающуюся картину мира. Дети в старшем дошкольном возрасте способны самостоятельно устанавливать элементарные причинно-следственные связи. У детей с задержкой психического развития картина окружающего мира фрагментарная. «Фрагменты» окружающего мира не связаны друг с другом. Ребенок не может установить зависимость объектов и явлений природы, объединить даже родственные объекты. Интеллектуальная несовершенная деятельность не позволяет детям с задержкой психического развития осваивать природный мир, опираясь на имеющиеся представления об объектах и явлениях природы и умения их обследовать.
Эти особенности познания детьми с задержкой психического развития природного мира отражаются на освоении природоведческого словаря. Частично данные о состоянии природоведческого словаря представлены в исследовании С.Г. Шевченко (1974) знаний первоклассников с задержкой психического развития об окружающем мире, а также в исследовании Н.Ю. Боряковой (1983). Однако анализ научных работ показал, что особенности развития природоведческого словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития не являлись предметом специального исследования. Это определило выбор темы нашего исследования.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
• важностью проблемы формирования у детей с задержкой психического развития словаря как компонента речевого развития;
• необходимостью развития природоведческого словаря для оптимизации процесса познавательного развития детей шестого года жизни с задержкой психического развития;
• определением оптимальных психолого-педагогических условий развития природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Нами было выявлено противоречие: между необходимостью развития природоведческого словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и отсутствием обоснованных в научно-методической литературе психолого-педагогических условий для решения данной задачи в коррекционно-педагогической работе с детьми с задержкой психического развития.
Проблема исследования была поставлена следующим образом: какие психолого-педагогические условия будут обеспечивать развитие природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитие природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
• отборе на основе принципа сезонности доступного детям природоведческого словаря;
• включение методов словарной работы в разные формы коррекционно-образовательного процесса;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада материалами и пособиями для словарной работы;
• включение родителей в работу по развитию природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Исходя из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) проанализировать современные научные подходы к проблеме развития природоведческого словаря у детей с задержкой психического развития;
2) выявить особенности развития природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития;
3) определить и апробировать психолого-педагогические условия развития природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Теоретическую основу составили:
• положения исследований освоения детьми дошкольного возраста лексической стороны речи (М.М. Алексеева, А.Н. Богатырева, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина);
• положения исследований особенностей словаря детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, С.Г. Шевченко);
• подход к определению методов работы с родителями детей с задержкой психического развития (Л.Г. Богославец, О.И. Давыдова, А.А. Майер).
Методы исследования: теоретические (анализ специальной литературы по теме исследования, систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (праксиметрические - анализ анамнестических данных детей, участвующих в эксперименте, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования: определены психолого-педагогические условия, которые способствуют эффективному развитию природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: дано теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: результаты экспериментальной работы по развитию природоведческого словаря детей шестого года жизни с задержкой психического развития могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных организаций воспитателями, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, работающими с детьми с задержкой психического развития.
Экспериментальная база: МБУ детский сад № 45 «Яблонька» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие дети шестого года жизни с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы (41 источник), приложение. В тексте работы представлены 14 таблиц, 12 рисунков.
Наша работа была направлена на развитие природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы понятия «словарь», «природоведческий словарь», «психолого-педагогические условия».
На основе изучения работ Т.Ф. Ефремовой, В.Н. Смаль, мы уточнили такое понятие, как «словарь», в соответствии с которым выделили компоненты, показатели и описали по шкалам состояние природоведческого словаря у детей с шестого года жизни с задержкой психического развития. Также в теоретической части нашего исследования мы рассмотрели различные психолого-педагогические условия, такие как развивающая предметно-пространственная среда, работа с родителями, методы развития природоведческого словаря.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил приступить к осуществлению экспериментальной работы, которая была направлена на апробацию психолого-педагогических условий развития природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Проведенная экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Результаты, которые мы получили на этапе констатирующего эксперимента, показывают нам то, что у детей ответы по шкалам в среднем до 1 балла, что определило необходимость проведения формирующей работы.
На этапе формирующего эксперимента мы выделили условия развития природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития такие как:
• отбор на основе принципа сезонности доступного детям природоведческого словаря;
• включение методов словарной работы в разные формы коррекционно-образовательного процесса;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада материалами и пособиями для словарной работы;
• включение родителей в работу по развитию природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития.
Проведение наблюдений, включало несколько шагов, содержание которых было насыщено различным материалом, беседами, которые были направлены на развития природоведческого словаря у детей шестого года жизни с ЗПР. С целью повышения уровня природоведческого словаря проводились развивающие занятия, которые были разнообразны и направлены также на развитие природоведческого словаря с помощью игр, упражнений и физкультурных минуток.
Контрольный срез выявил положительную динамику изменений показателей шкал развития природоведческого словаря у детей шестого года жизни с задержкой психического развития. Дети, которые участвовали в формирующем эксперименте, стали правильнее словесно обозначать объекты природного мира; точнее обобщать группы деревьев, растений, животных; научились находить связь между животными; а также стали свободнее употреблять прилагательные, которые относятся к природоведческой лексике.
Таким образом, анализ результатов экспериментальной работы доказывает верность выдвинутой нами гипотезы.
1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст] / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб.заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006. - С. 86-91.
3. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст [Текст] / Е.А. Аркин. - М. : 2008. - 335 с.
4. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] : монография / В.А. Беликов. - М. : Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
5. Бине, А. Измерение умственных способностей [Текст] / Пер. с франц. - СПб. : Дельта, 1999. - 431 с.
6. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб.пособие для студентов пед. вузов / Л.Н. Блинова. - М. : НЦ ЭНАС, 2002. - 134 с.
7. Бондаренко, Л.Н. Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Н. Бондаренко // Логопед - 2008. - №1. - С. 33.
8. Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Дефектология. - 1983. - № 3. - С. 9-15.
9. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : Учебно-методическое пособие. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
10. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с ЗПР [Текст] / Н.Ю. Борякова. - М., 2003. - 56 с.
11. Венгер, Л.А. Психология [Текст] : учеб. пособие для учащихся педагогических училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 1998. - 336 с.
12. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М. : Педагогика, 1984. - 256 с.
13. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] : учеб. пособие / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М. : Педагогика, 1973. - 173 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 265 с.
...