Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №114444

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы психологического выгорания в управленческой деятельности и их детерминант 8
1.1 Сущность и признаки понятия психологического выгорания 8
1.2 Обзор основных концепций психологического выгорания в отечественной и зарубежной психологии 16
1.3 Основные причины возникновения психологического выгорания 34
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Специфика проявления психологического выгорания в управленческой деятельности 41
2.1 Содержание и специфика профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений 41
2.2 Индивидуально-личностные и организационные факторы, влияющие на возникновение синдрома выгорания у руководителей 51
Выводы по второй главе 56
Глава 3. Эмпирическое исследование личностных и организационных детерминант психологического выгорания руководителей образовательных учреждений 57
3.1 Организация и методы эмпирического исследования 57
3.2 Результаты исследования психологического выгорания руководителей образовательных учреждений и его личностных и организационных детерминант 61
3.3 Результаты и анализ корреляционного исследования психологического выгорания и личностных и организационных детерминант у руководителей образовательных учреждений 81
Выводы по третьей главе 92
Заключение 97
Список используемой литературы 100

Актуальность исследования. Развитие системы образования в современных условиях предполагает повышение требований к уровню профессионализма, рост конкуренции среди руководителей образовательных учреждений. Переход современных образовательных организаций на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Чтобы соответствовать всем предъявляемым требованиям, необходимы огромные эмоциональные, интеллектуальные и психические затраты. Возникают противоречия между требуемой от руководителя и педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающие достаточно устойчивые отрицательные состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к появлению проблем с физическим и психическим здоровьем.
Проблема эмоционального выгорания стала предметом активного изучения еще в 60-х годах прошлого века. Достаточно большое количество исследователей занимались изучением синдрома эмоционального выгорания. Среди зарубежных исследователей можно выделить Э. Аронсона, П. Брилла, С. Джексона, К. Маслач, А. Пинса и других. Среди отечественных исследователей можно выделить Н.Е. Водопьянову, В.В. Бойко, Т.И. Рогинскую, В.Е. Орел, А.А. Рукавишникова и других.
Исследования А.В. Буданова (1991), С.П. Безносова (1997), Б.Д. Новикова (1994), А.К. Марковой (1997), С.Е. Борисовой (1998), А.А. Реан (1995), Е.Т. Луниной (1998), А.Р. Фонарева (1996), Е.Д. Юрченко (2000), К.А. Юдчиц (1999) и многих других авторов, посвящены профессиональной деформации работников профессий социальной сферы. Это свидетельствует о том, что вопрос изучения синдрома эмоционального выгорания не потерял своей актуальности.
Актуальность выбора в рамках представленного исследования феномена «психологического выгорания» у руководящих работников в системе образования обусловлена противоречием: с одной стороны, высока востребованность психологической помощи среди профессионалов данной области, с другой - накопленная теоретическая база не имеет практического выхода.
Работы А.В. Карпова [29], Н.Е. Водопьяновой [19], В.Е. Орла [51], А.Б. Серебряковой были направлены на изучение профессиональных деформаций у руководителей образовательных учреждений. В тоже время, недостаточно изучены личностные детерминанты синдрома психологического выгорания. Так как в основном исследовались организационные факторы, поведенческие аспекты процесса выгорания.
Итак, мы проанализировали актуальность выбранной темы и пришли к выводу, что рассмотренные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в изучении особенностей проявления и протекания синдрома эмоционального выгорания у руководителей образовательных организаций, а также в выявлении личностных и организационных детерминант выгорания. Решение данной проблемы позволит расширить представление об этом феномене и считать данное исследование актуальным не только в теоретическом, но и в практическом плане.
Цель исследования: выявить личностные и организационные детерминанты, влияющие на возникновение и развитие психологического выгорания руководителей образовательных учреждений.
Объект исследования: психологическое выгорание руководителей.
Предмет исследования: личностные и организационные детерминанты психологического выгорания руководителей образовательных учреждений .
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическое выгорание руководителей образовательных учреждений имеет свои особенности, а также детерминировано специфическими личностными и организационными факторами, благоприятным или неблагоприятным образом влияющих на данный процесс.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Провести анализ зарубежной и отечественной психологической литературы по проблеме психологического выгорания и его специфики в управленческой деятельности.
2. Изучить специфику психологического выгорания руководителей образовательных учреждений, а также их личностные особенности и организационные факторы.
3. Выявить взаимосвязь между выделенными личностными и организационными факторами и психологическим выгоранием руководителей образовательных учреждений.
4. Провести анализ результатов, полученных в ходе исследования.
Методы и методики исследования.
1. Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
2. Психодиагностические методы: 1) методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; 2) 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла; 3) методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; 4) анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» С.М. Кирова; 5) экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева; 6) шкала организационного стресса Мак-Лина.
3. Методы количественной, качественной и математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ), интерпретация результатов исследования.
Эмпирической базой исследования являются МБУ «Школа № 59», «Школа № 56», «Школа № 41», «Школа № 3», «Школа № 93»,«Лицей № 57», «Гимназия № 35», «Школа № 90», ЧОУ СОШ «Благовест» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие руководители образовательных учреждений в должности директора - 9 человек и должности завуча - 31 человек.
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами по проблеме эмоционального выгорания личности: (Н.Е. Водопьянова [19], [21], К. Маслач [46], В.Е. Орел [51], Т.И. Ронгинская [59], В.В. Бойко [11], [12] и др.), а также концепции и подходы к анализу управленческой деятельности (Е.С. Старченкова [20], А.Л. Свенцицкий, Р.Л. Кричевский, А.В. Карпов [28]).
Научная, достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования состоит в том, что раскрыты особенности психологического выгорания руководителей образовательных организаций в специфики их профессиональной деятельности, а также показаны специфические личностной и организационные детерминанты, обуславливающие возникновение и протекание данного процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме психологического выгорания педагогических работников управленческой сферы и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области данной проблематики.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в сфере профилактики эмоционального выгорания руководителей образовательных учреждений на разных этапах профессионального становления.
Результаты исследования также могут быть использованы для совершенствования подготовки психологов и педагогов-психологов, работающих в области психологического консультирования и при разработке коррекционно-развивающих программ профилактики эмоционального выгорания управленцев.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на международной научно-практической конференции «Современная психология: проблемы и решения» (2018 г.), на Международной научной конференции «Экстремизм и толерантность в дискурсе межкультурной коммуникации» (2018 г.), а также в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК (2018-2019 г.).
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка используемой литературы. В тексте представлены рисунки и таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие системы образования в современных условиях предполагает повышение требований к уровню профессионализма, рост конкуренции среди руководителей образовательных учреждений. Переход современных образовательных организаций на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Чтобы соответствовать всем предъявляемым требованиям, необходимы огромные эмоциональные, интеллектуальные и психические затраты. Возникают противоречия между требуемой от руководителя и педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающие достаточно устойчивые отрицательные состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к появлению проблем с физическим и психическим здоровьем.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме эмоционального выгорания были проанализированы труды Х.Дж. Фрейденбергера, К. Маслач, Г. Селье, С. Джексона, Дж. Гринберга, М.М. Рубинштейна, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, А.А. Рукавишникова, Т.В. Форманюк, В.В. Бойко и др.
Проанализировав и обобщив идеи, выработанные в рамках рассмотренных подходов, нами было отмечено, что в большинстве работах, посвященных изучению отдельных форм профессиональных деформаций у руководителей образовательных учреждений, внимание исследователей преимущественно сосредоточено на организационных факторах и связи поведенческого аспекта с процессом выгорания, тогда как эмпирических исследований личностных детерминант синдрома психологического выгорания явно недостаточно.
В результате выявления личностных и организационных детерминант психологического выгорания руководителей образовательных учреждений было определено:
1. Исследование личностных характеристик руководителей образовательных учреждений и психологических особенностей их профессиональной деятельности позволили определить, что им свойственны высокая степень доминантности, подозрительность, дипломатичность, высокий интеллект и самоконтроль. Также они характеризуются сдержанностью, практичностью. Наиболее значимыми терминальными ценностями являются ценности активной деятельной жизни, максимально полное использование своих возможностей, материально обеспеченная жизнь, интеллектуальное развитие, уверенность в себе. К выраженным инструментальным ценностям относятся аккуратность, образованность, рационализм, смелость в отстаивании своих взглядов, твердость воли.
2. Организационные условия их профессиональной деятельности связаны с высокой степенью организационного стресса, основными факторами которого являются стрессы рабочих перегрузок и конфликтность коммуникаций.
3. Корреляционный анализ позволил установить ведущие организационные детерминанты эмоционального выгорания у руководителей образовательных учреждений. Ими являются организационный стресс, нервно-психическая устойчивость и такие стрессогенные факторы, как конфликтность коммуникаций и стресс рабочих перегрузок.
4. К основным личностным особенностям, влияющим на возникновение эмоционального выгорания у руководителей образовательных учреждений, относятся эмоциональная нестабильность, излишняя сдержанность, подозрительность, тревожность, низкая нормативность поведения и напряженность.
5. Основными ценностными детерминантами формирования синдрома эмоционального выгорания у руководителей образовательных учреждений являются терминальные ценности: жизненная мудрость, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, уважение окружающих и друзей, работа над собой, самосовершенствование, свобода самостоятельность, хорошие отношения в семье, уверенность в себе, а также инструментальные ценности: непримиримость к недостаткам, смелость в отстаивании своих взглядов, терпимость и эффективность в делах.


1. Абабков, В. А., Перре, М. Адаптация к стрессу [Текст] / В.А. Абабков. - М.: Перре. - СПб.: Питер, 2004.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 301 с.
3. Альбуханова-Славская, К. А. Личность в процессе деятельности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности / Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1999. - С. 240.
4. Анохин, П. К. Эмоции. Психология эмоций [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Педагогика, 1984. - С. 214 - 276.
5. Антоненко, М. И. Проблема феномена «выгорания» у консультантов и волонтеров в работе телефона доверия [Текст] / М.И. Антоненко. - Казань, 2001. - 65 с.
6. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. - СПб.: Питер, 2003. - 271с.
7. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 271 с.
8. Бодалев, А. А. О коммуникативном ядре личности [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Академия, 2010. - 453 с.
9. Бодров, В. А. Профессиональная пригодность и личность профессионала [Текст] / В.А. Бодров // В кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
10. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонически развитой личности [Текст] / Л.И. Божович // Методологические проблемы формирования и развития личности. - М.: Академия, 1981.
11. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
12. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - С. 99-105.
13. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с.
14. Бохан, Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования [Текст] / Т.Г. Бохан. - Томск: Иван Федоров, 2008. - 267 с.
15. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь - справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2002. - 528 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ