Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление и развитие Тольяттинского политехнического института в 1951-1991 гг

Работа №114438

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Развитие высшего технического образования в СССР во второй половине XX века 11
§ 1. Законодательная база высшего технического образования в СССР в 1950
- 1980-е гг 11
§ 2. Основные тенденции развития отечественного высшего образования в условиях «перестройки» 23
Глава II. Становление и развитие высшего технического образования в г.
Ставрополь-Тольятти 30
§ 1. Деятельность Тольяттинского политехнического института 30
§ 2. Развитие инженерных научных школ Тольяттинского политехнического института 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 60
Приложение 1 79
Приложение 2 80
Приложение 3 81
Приложение 4 82
Приложение 5 83
Приложение 6

Современные реформы в системе высшего образования в мире, продиктованы трансформационными процессами. Система Высшего образования это социальный институт, который претерпевает изменения, когда меняются условия его существования. На современном этапе в целом наблюдается общая стабилизация системы высшего образования в России, которая переживает новый этап реформирования. В 2015 г. была принята целевая программа образования на 2016 - 2020 гг. Цель правительства заключается в том, чтобы создать условия для развития российского образования в условиях современного инновационного общества [86]. Решение задач Программы обеспечивается путем реализации системы соответствующих мероприятий и комплексных проектов. Формирование сети опорных региональных университетов является одним из комплексных проектов в рамках мероприятия по модернизации высшего образования.
Опорный вуз, ориентирован на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов. На 2017 г. 33 региональных вуза имеют статус опорных, в этот список входит Тольяттинский государственный университет. В связи с этим проследить историю создания и становления этого вуза, как опорного университета для нашего региона, представляется весьма актуальным. Всесторонняя оценка развития советской высшей школы дает возможность обществу на основе использования исторического опыта реформировать вузовскую систему в соответствии с требованиями XXI в.
Степень изученности проблемы
Историографию изучаемой нами проблемы можно разделить на: историографию советского периода и современную (постсоветскую). Опубликованные в первые послевоенные годы работы историков, позволяют оценить состояние высшей школы после войны [49]. Анализируя источники того времени авторы уделили внимание государственной политике в области высшего образования, стремясь показать возрастающую роль вузов в обучении квалифицированных кадров для восстановления и развития народного хозяйства. В 1960-1970-е гг. исследователи изучали развитие высшего образования через призму подготовки специалистов для народного хозяйства, приводя количественные изменения [56]. Чуткерашвили Е. В. большое внимание уделяет вопросам развития высшей технической школы [64]. Проблему подготовки инженерно -технических кадров в вузах рассматривают и в диссертационных исследованиях этого времени [24, 29, 54].
Исследовательские работы в 1980-х гг. ориентируются на материалы съездов КПСС и партийно -государственные решения. Советские авторы высоко оценивали государственную политику в научно-технической области. Выводы исследований были подвержены влиянию официальной идеологии, поэтому их научная ценность ниже современных исследований. Основное внимание уделяли проблемам партийного руководства высшим образованием. Качественные изменения в историографии начинаются со второй половины 1980-х гг., так как в стране происходят политические перемены и поиски новой модели развития отечественной системы высшего образования. Критика в адрес проводимой государством политики появилась в период «перестройки» [33, 46]. Впервые была отмечена идеологизация и вмешательство партийных структур в жизнь студенческой молодежи [28]. Критический подход к изучению высшей школы был характерен и для исследований начала 1990-х гг. В это время дискуссионным оставался вопрос дальнейшего развития высшего образования.
На современном этапе историографии по вопросам развития высшего образования вышла в свет множество научных трудов, диссертаций и статей. Исследователь Аврус А.И. обратил внимание на развитие и особенности университетской системы в России [3]. Акцент в современных исследованиях делается на проводимую советским государством политику и на реформы в области образования [12, 40, 44, 65, 68]. Выделяя предпосылки реформирования высшей школы в 1950-1960-х., Конохова А.С. исследует закон 1958 г., который изменил принципы обучения в советских высших учебных заведениях [27]. Шпаковская Л.Л. проанализировала политику высшего образования в странах Западной Европы и России, возможности использования западных моделей для описания специфики российских образовательных реформ [66].
Проблема развития высшего образования на местном уровне рассматривалась в научных статьях региональных историков [18, 43,52]. Адаевская Т.И. изучила отдельный аспект сотрудничества вуза с органами самоуправления и руководителями строек города [6]. Безгина О.А. исследовала процессы становления высшего образования в г. Тольятти , также затронула вопрос о формировании научных школ Тольяттинского государственного университета [9]. Исследовала личностное влияние и роль Резникова А. Н. на процесс становления инженерных научных школ ТПИ [10]. Козловская Т.Н. исследовала внеучебную деятельность института. Свои работы она посвящала студенческим театральным коллективам, в основу которых положены публикации разных лет газеты «Политехник» [25]. Таким образом, университетского образования и его дальнейшее развития остаются на первом плане и в современном мировом сообществе.
Цель бакалаврской работы - исследовать становление и развитие Тольяттинского политехнического института в 1951 - 1991 гг.
Задачи:
• проанализировать законодательную базу высшего технического образования в 1950-1980-е гг. в СССР;
• определить основные тенденции развития отечественного высшего образования в условиях «перестройки»;
• рассмотреть деятельность Тольяттинского политехнического института;
• исследовать развитие инженерных научных школ Тольяттинского политехнического института.
Объект исследования: развитие высшего технического образования в СССР во второй половине ХХ века.
Предмет исследования: Тольяттинский политехнический институт.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию г. Тольятти (г. Ставрополь-на-Волге) Куйбышевская область.
Хронологические рамки бакалаврской работы период с 1951 - 1991 г. Нижняя граница связана с Постановлением Совета министров СССР от 15 марта 1951 г. №633 и открытием вечернего отделения Ставропольского филиала Куйбышевского индустриального института в Ставрополе-на-Волге в целях обеспечения гидротехнических строительств инженерно - техническими кадрами. Верхняя граница обусловлена распадом СССР.
Методология и методика исследования включает совокупность методов как общенаучных, так и исторических. В работе использованы принцип историзма, который рассматривает взаимосвязь исторических событий и процессов, и принцип научной объективности и системности. Для определения количественных и качественных изменений во временной последовательности в работе применен проблемно-хронологический метод. Сравнительно-сопоставительный метод позволил выявить общее и особенное в деятельности Тольяттинского политехнического института. Для определения динамики процессов, характеризовавших развитие ТПИ, использовался статистический метод. Из общенаучных были использованы методы: объяснение, анализ, описание.
Источниковая база данной исследовательской работы представлена опубликованные и неопубликованными источниками. Большая часть источников представляет советский период. В первую группу входят нормативно-правовые источники, периодическая печать, источники личного происхождения, статистические данные. Основы образовательной политики нашли отражение в Конституции СССР 1936 г. и 1977 г. Законодательными источниками являются также законы, постановления Совета Министров и ЦК КПСС, приказы Министерства высшего и среднего специального образования, касающиеся регламентации вопросов высшей школы [72, 81,83]. Данный вид источников помогает проследить эволюцию взглядов государственного аппарата на проводимую политику в области высшего образования.
В работе были проанализированы источники личного происхождения. В книге воспоминаний И.В. Комзина, содержится информация об открытии учебных заведений, в частности, о ТПИ [89]. Так же необходимо отметить сборник мемуаров «Первый ректор», в котором помещены прижизненные статьи, документальные материалы и воспоминания учеников и соратников А.Н. Резникова, методичка «Беседы с молодыми преподавателями», рассказы и дневник профессора, воспоминания родных и соратников [88]. Вышли в свет и отдельные книги его воспоминаний [87]. Исторический интерес представляет сборник воспоминаний и публицистики А.Э. Лившица [90].
Статистические сборники содержат общую количественную информацию о социально -экономическом развитии страны в целом, в частности о состоянии высшего образования во второй половине XX века [91]. В сборниках представлена информация о количестве высших учебных заведений на территории государства, о выпуске специалистов в разных отраслях народного хозяйства и т.п.
Информативным источником по данной теме будет региональная периодическая печать. Газета «Гидростроитель» была официальным печатным органом треста «Куйбышевгидрострой». Все события, связанные с деятельностью треста, отражались на страницах газеты. Именно поэтому издание представляет собой историческую ценность. Газета «Политехник», которая выпускалась с 1 сентября 1969 г. в Тольяттинском политехническом институте, должным образом освещала учебную и научную деятельность института. Многие из его статей были написаны самими учёными ТПИ. Городские издания «За коммунизм», «Волжский автостроитель» на страницах газет освещались значимые события в жизни Тольятти.
В Управлении по делам архивов г. о. Тольятти обнаружены неопубликованные источники. Годовые отчеты Тольяттинского политехнического института, которые содержат общие сведения о вузе, статистические данные, информацию кадровом составе, о научно-исследовательской и учебно-методической работе кафедр и факультетов Тольяттинского политехнического института. В годовых отчетах ТПИ о научно-исследовательской деятельности представлена тематика работ, эффективность научных исследований. Содержатся сведения о материально - технической базе научно-исследовательского сектора вуза, представлены статистические данные. Переписка с Министерством высшего и среднего специального образования включала общие сведения по вопросам организации учебной работы. В неё включались отчеты подготовительного отделения и работы ректората с деканами факультетов и заведующими кафедрами. Также заключения Министерства по отчету вуза о выполнении и показателям работы.
Генеральные договоры о сотрудничестве Волжского объединения производству легковых автомобилей и Тольяттинского политехнического института содержат важные сведения по научно-техническому и общественно-политическому сотрудничеству вуза с промышленным предприятием. Договор имеет важность расширения связей науки с производством. Был заключен как одно из важных условий ускорения научно-технического прогресса, притворяя в жизнь решения XXV съезда КПСС в отношении совершенствования производства и повышения уровня подготовки кадров.
К неопубликованным источникам относится большое количество документов фонда музея Тольяттинского государственного университета. Широко представлены сведения о научных конференциях общероссийского и международного масштаба. Такие, например, как материалы конференций «Теплофизика сварки и пайки», «ВУЗы РСФСР - машиностроению», «Пайка в машиностроении». Интерес представляют всевозможные грамоты, дипломы, благодарственные письма, полученные в разные годы сотрудниками и студентами ТПИ на мероприятиях научно-технической направленности различного уровня.
Научная новизна работы состоит в проведении комплексного исследования истории становления и развития высшего технического образования в г. Тольятти (г. Ставрополь-на-Волге). В ходе исследования в научный оборот введены новые источники.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников, приложений.
Апробация работы. Отдельные результаты проведенного исследования были представлены на Всероссийской конференции молодых историков «Платоновские чтения» в декабре 2016 года. После чего вышел сборник материалов и докладов конференции, где были представлены тезисы научной работы. В сборнике трудов Региональной студенческой научно-практической конференции, посвященной 65-летию Тольяттинского государственного университета «Высшее образование в развитии города, региона, страны» опубликована статья, в которой исследовалась роль первых профессоров в развитии и становлении Тольяттинского политехнического института.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, система образования в 1950-1980-е гг. являлась полностью государственной. Всем гражданам предоставлялись равные возможности получить образование. Высшее образование регулировалось директивными документами, постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ведомственных органов управления. Высшие учебные заведения находились под управлением Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Обучение в вузах в условиях плановой государственной экономики было нацелено, прежде всего, на нужды промышленности и народного хозяйства. Необходимо отметить, что особое внимание уделялось специалистам, которые обеспечивали развитие ВПК. Связано было это с тем, что в приоритете у государства было решение вопросов об укрепления обороноспособности страны. Именно поэтому в приоритете было расширение таких факультетов, как физические, механико - математические, химические и геологические факультеты. Вследствие чего развитие гуманитарного образования оказывались не в центре внимания.
Одними из основных направлений реформ этого периода стали изменение социального состава студентов, обучение без отрыва от производства, а также максимальное увеличение срока студенческой производственной практики и воспитание молодежи в духе коммунистической идеологии. Развивалась система образования, совмещающая обучение и работу на производстве, поэтому расширялись вечерние и заочные отделения в вузах. Характерным для этого периода является привлечение студентов на сельскохозяйственные и строительные работы, таким образом, государство приобщала их к труду на нужды народного хозяйства. Такая система, по мнению правительства, могла решить сразу несколько проблем: выпускники после окончания вуза были знакомы на практике с производством, и принятые меры облегчали поступление в вузы детей рабочих и крестьян.
Развивались международные связи университетов в целом, которые имели свои специфически черты и оставались ограниченными. Одним из направлений международного сотрудничества в рамках развития высшего образования являлась помощь в подготовке кадров, которую Советский Союз оказывал странам «народной демократии» и государствам «третьего мира». В 1970-е гг. появились новые формы и объекты сотрудничества, например, программа обменов студентов.
Вводились новые постановления и законы, в которых совершенствовались подходы к развитию высшего образования, предъявлялись более высокие требования к качеству получаемых знаний. Главным принципом обучения является осуществление связи теории и производства. В это время уделяется больше внимание вопросу повышения квалификации специалистов народного хозяйства. Аспирантура в СССР осталась основной формой подготовки научно -педагогических и научных кадров. В 1970-1980-е гг. престижность университетов значительно снизилась. Отечественные вузы не могли в полной мере соответствовать требованиям нового этапа НТР. Начатое в 60-е — начале 70-х гг. университетское строительство, уже в конце 70-х гг. остановилось.
Перестроечные годы были сложными и противоречивыми для всей системы высшего образования. Несоответствие мировым требованиям научно-технического прогресса СССР привело в 70-х - 80-х гг. к снижению темпа роста показателей в экономике и производстве СССР. Кризис социально -экономического развития страны в 1980-х гг. привел к необходимости реформировании системы образования. В 1987 г. правительство отметило недостатки системы и наметило необходимые пути их преодоления. Планировалось осуществлять подготовку специалистов в соответствии с требованиями современного общества, упор делался на интеграцию образовательной системы с наукой и производством. Повысить эффективность подготовки специалистов предполагалось, благодаря повышению качества преподавательского состава вузов, расширению отделений аспирантуры и докторантуры. В соответствии с нововведениями в сфере высшего образования в стране с 1988 / 89 учебного года вводился новый перечень специальностей. Преобразования предполагалось проводить в рамках административно -командной системы экономики, но в итоге это оказалось невозможным. Поэтому необходимо было решать проблемы мерами, которые базировались бы на новых идейных установках либерального общества. В стране усиливалась критика системы образования. Проводилось много встреч и дискуссий, посвященных проблемам дальнейшего развития высшего образования. Предполагалось реализовать реформы, не опираясь на административные рычаги и государственное финансирование. Основой для реформирования должна была стать демократизация системы. В итоге, после распада Советского союза и смены модели общественного развития изменились условия дальнейшего реформирования отечественной высшей школы, которое продолжается по сегодняшний день.
Развитие высшего технического образования на региональном уровне имеет свои специфические черты. После того, как Россия встала на путь индустриализации страны. В это время основной тенденцией становится растущая потребность в квалифицированных специалистах, что способствовало расширению масштабов и качества подготовки будущих специалистов. В середине XX века в России особенно активизируется процесс возникновения новых вузов, главным образом для подготовки инженерных кадров. Не стал исключением и небольшой город на Волге Ставрополь (с 1964 г. - Тольятти). С середины XX века Ставрополь становится индустриальной площадкой для строительства важных промышленных объектов в рамках реализации программы «Великие стройки коммунизма», которая была разработана в конце 40-х гг. XX века в СССР. После того как Ставрополь начал превращаться в индустриальный центр встал вопрос о нехватке квалифицированных кадров для проведения масштабных работ на строительстве Волжской ГЭС им. Ленина и на других промышленных предприятий. По этой причине в Ставрополе было открыто вечернее отделение Куйбышевского индустриального института.
Вследствие укрепления материально -технической базы в период становления филиала Куйбышевского индустриального института увеличился прием студентов, открылись новые факультеты. За пятнадцать лет работы было подготовлено более 1700 различных специалистов. Таким образом, к 1966 г. в филиале действовали 3 факультета, на которых обучались 2800 студентов. В связи со строительством Волжского автомобильного завода, для обеспечения его необходимыми кадрами специалистов, вуз в 1967 г. был преобразован в Тольяттинский политехнический институт. Теперь он был преобразован в самостоятельный институт с дневной и вечерней формами обучения.
Особенностью развития вуза является личностное влияние ректоров, профессоров и людей, которые сотрудничали с институтом. С назначением Резникова А.Н. на пост ректора в институте произошли качественные изменения. Были поставлены новые задачи - необходимо было сформировать высокопрофессиональный коллектив как педагогических, так и научных кадров. Развитие науки в институте стало приоритетным, он акцентировал внимание на проведении научных исследований. С этого времени ТПИ начал проводить научные исследования на хоздоговорных началах.
В исследовании этого периода можно выявить причинно -следственную связь. После того как увеличился профессорско -преподавательский состав в институте были созданы новые научно -исследовательские лаборатории при кафедрах для решения важных проблемных вопросов для крупнейших предприятий г. Тольятти и Куйбышева. А это в свою очередь способствовало увеличению объема хоздоговорных и госбюджетных НИР. Особое место в тематическом плане НИР по объему и по значению занимали работы, проводимые для Волжского Автомобильного завода. Большие технологические возможности и высокая производительность позволили перейти к широкому промышленному внедрению нового оборудования и аппаратуры более чем на 17 предприятиях страны.
С конца 60-х гг. стал постоянным участником Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства СССР, а также зарубежных выставок. Таким образом, формировались международные связи института. Получили развитие творческие связи с предприятиями и организациями, которые основывались на заключении договоров о научно -техническом сотрудничестве. Шел постоянный процесс укрупнения НИР и создание научно-исследовательских лабораторий, особенностью стало создание межкафедральных НИЛ.
Тольяттинский политехнический институт на протяжении всего периода существования имел высокий научный потенциал. Лучшие научные кадры со всей страны привлекались для работы в ТПИ, строительства и функционирования промышленных объектов. Научно-исследовательская деятельность института во многом определялась спецификой города, исследования проводились по приоритетным направлениям науки и техники. По многим из этих направлений начиная с 1960 - 70-х гг. создавались и развивались научные школы:
• Теплофизика технологических процессов А.Н. Резникова.
• Новые технологии пайки Б.Н.Перевезенцева
• Импульсивные электромагнитные преобразователи В.В. Ивашина
• Сварка металлов и сплавов В.В. Столбова
• Металловедения металлов и сплавов М.А. Криштала.
Научные школы А.Н. Резникова, М.А. Криштала, В.В. Ивашина, В.И. Столбова, В.И. Перевезенцева имеют общероссийский уровень признания. Результатом многолетней исследовательской деятельности этих научных школ является сотни научных работ и изобретений. Технологии, созданные в рамках этих научных школ Тольяттинского политехнического института широко, применялись в самых различных отраслях промышленности, в производство внедрены десятки научно-технических разработок, большинство из которых защищены авторскими свидетельствами и патентами. Через работу научных школ развивалось международное сотрудничество с зарубежными предприятиями, организациями и вузами. Таким образом, Тольяттинский политехнический институт стал не только учебным, но и научным центром города. Начало 1990-х гг. стало критическим периодом для развития научных школ ТПИ из -за резкого сокращения финансирования, что повлекло за собой ряд проблем. Новый этап в развитии научных инженерных школ начался после преобразования ТПИ путем слияния с Тольяттинским филиалом Самарского педагогического института в 2001 году.



1. Neave G. The European dimension in Higher Education: an exclusion into the modern use of historical analogues // Higher education and the nation state. The international dimension of higher education / Ed. by J. Huisman, P. Maassen and G. Neave. Amsterdam; L.; N. Y.; Oxford; Paris; Shannon; Tokyo: Pergamon, 2011.P. 48-57
2. Абдуллина, O.A. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски / О.А. Абдуллина // Высшее образование в России. - 1996. - №1. - С. 73-78.
3. Аврус, А.И. История российских университетов. Очерки. / А.И. Аврус.
- М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - 85 с.
4. Адаевская, Т.И. Динамика демографической ситуации в Тольятти / Т.И. Адаевская // Концепт. - 2014. - № S7. - С.1-5.
5. Адаевская, Т.И. От вечернего отделения Ставропольского филиала Куйбышевского индустриального института к Тольяттинскому политехническому институту (1951-1971 гг.): первые руководители / Т.И. Адаевская // Концепт. - 2015. -№ S22. - С. 26-30.
6. Адаевская, Т.И. Сотрудничество руководителей первого вуза Тольятти с органами самоуправления и руководителями строек города (1951-1971 гг.) / Т.И. Адаевская // Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 2. - С. 15-25.
7. Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России: Тезисы докладов научно - методической конференции / под ред. Ф.В. Гречников [и др.]. - Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева, 2001. - 170 с.
8. Алехина, Л.С. Государственная политика России в области высшего
образования во второй половине 80-х - начале 90-х гг. XX века [Электронный ресурс] / Л.С.Алехина // Известия Иркутского государственного университета. 2008. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-rossii-v-oblasti-
vysshego-obrazovaniya-vo-vtoroy-polovine-80-h-nachale-90-h-gg-xx-veka (дата
обращения: 12.03.2018).
9. Безгина, О.А. К вопросу становления инженерных научных школ Тольяттинского государственного университета / О.А. Безгина // Концепт. -
2015. - № S22. - С. 1-5.
10. Безгина, О.А. Роль А. Н. Резникова в процессе становления
инженерных научных школ Тольяттинского государственного университета / О.А. Безгина // Теплофизические и технологические аспекты повышения эффективности машиностроительного производства: труды IV
Международной научно-технической конференции (Резниковские чтения), Тольятти, 27-29 мая 2015 г. Т. 2. - Тольятти: ТГУ, 2015. - С. 319 - 322.
11. Белая книга российского образования: монография / Ж.Адриан [и др.]. - М.: Изд-во МЭСИ, 2010. Ч. 1. - 344 с.
12. Белоножкин, А.С. Реформирование системы высшего образования в СССР (1985 - 1991 гг.): дис. ...канд. истор. наук: защищена 4.05.2006: утв. 23.11.2006 / А.С. Белоножкин. - М.: МГУ, 2006. - 190 с.
13. Борисов, В.М. Высшая школа Российской Федерации в условиях системных реформ:1984-1999 гг.: дис. ...кан. истор. наук: защищена 7.05.2008: утв. 23.10.2008 / В.М. Борисов. - М.: МГУ, 2008. - 414 с.
14. Вахитов, Д.Р. Проблемные аспекты реформирования высшего образования в Российской Федерации / Д.Р. Вахитов, Е.Ю. Ковалькова, Р.М Нуртдинов // Вестник Казанского технологического ун-та. - 2013. - № 2. - С. 270-275.
15. Владимиров, А.И. О научных и научно-педагогических школах
[Электронный ресурс] / А.И. Владимиров. - М.: Издательский дом Недра, 2013. - 61 с. URL: http s ://gubkin. ru/O nauchnisch i nauchno -
pedagogicheskisch school.pdf(дата обращения: 17.04.2018).
16. Волохова, Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации / Е.Д. Волохова. - М.: Готика, 2004. - 241 с.
17. Гемранова, А. Д. К истории высшего университетского образования
СССР в период перестройки (80-90-е гг. ХХ века) [Электронный ресурс] /А.Д. Германова // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Международной научной конференции г. Краснодар, февраль 2018 г. - Краснодар: Новация, 2018. - С. 9-11. URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13620/(дата обращения: 11.04.2018).
18. Гуров, В.А. Становление и организация подготовки инженерных кадров в сварочном производстве в Тольяттинском государственном университете в период с 1960 по 2014 год / В.А. Гуров // Тепло физические и технологические аспекты повышения эффективности машиностроительного производства: труды IV Международной научно -технической конференции (Резниковские чтения), Тольятти, 27-29 мая 2015 г. Т. 2. - Тольятти: ТГУ,
2015. С. 338 - 349.
19. Запрягаев, С.А. Системы высшего образования России и США
[Электронный ресурс] / С.А. Запрягаев // Вестник ВГУ. Проблемы высшего образования. - 2001. - №1. URL:
http ://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2001/01/Zapryagaev. pdf(дата обращения: 11.01.2018).
20. Идиатуллин, А.В. Перспективы региональных систем высшего
образования [Электронный ресурс] / А.В. Идиатуллин // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 1. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2014/01/29886(дата обращения: 11.01.2018).
21. История развития системы образования Поволжья / Адаевская Т.И [и др.]. - Самара: Самарский государственный педагогический университет, 1997. - 168 с.
22. История Ставрополя - Тольятти [Электронный ресурс] / под ред. П.С.
Кабытова. - Тольятти: ТГУ, 2009. URL: http://www.edu-
sok.ru/upload/prokofeva%20e u.pdf(дата обращения: 4.10.2017).
23. Кельсина, А.С. Состояние и перспективы развития подготовки кадров высшей квалификации [Электронный ресурс] / А.С. Кельсина, Е.С.
Мироненко // Ученые записки Орловского государственного университета. -
2016. - №2 (71). URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-podgotovki-kadrov-vysshey-kvalifikatsii(дата обращения: 16.03.2018).
24. Киселев, Л. И. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по укреплению высшей технической школы и совершенствованию системы подготовки инженерных кадров (1966-1970 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: защищена 7.05.1974: утв. 23.10.1974/ Л.И. Киселев. - Томск, 1974. - 20 с.
25. Козловская, Т.Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969 -1980 гг. (по материалам периодической печати) / Т.Н. Козловская // Концепт. - 2015. - №S22. - С. 16-20.
26. Козловская, Т.Н. Роль студентов технического направления подготовки в становлении студенческих театральных коллективов ТПИ 1969 -1980 гг. (по материалам периодической печати) / Т.Н. Козловская // Теплофизические и технологические аспекты повышения эффективности машиностроительного производства: труды IV Международной научно - технической конференции (Резниковские чтения), Тольятти, 27-29 мая 2015 г. Т. 2. - Тольятти: ТГУ, 2015. - С. 381-385.
27. Конохова, А.С. Об укреплении связи высшей школы с жизнью
(реформа системы высшего образования СССР в 1958 г.) [Электронный ресурс] / А.С. Конохова // Страницы новейшей истории России. - 2015. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/ob-ukreplenii-svyazi-vysshey-shkoly-s-zhiznyu-reforma-sistemy-vysshego-obrazovaniya-sssr-v-1958-g (дата обращения:
10.11.2017).
28. Кулешова, Л.Э. Высшее образование как фактор ускорения социально - экономического развития: дис. ... канд. экон. наук: защищена 8.05.1988: утв. 23.08.1988 / Л.Э. Кулешова. - Москва, 1988. - 211 с.
29. Лавренюк, И.И. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по развитию высшего образования в период коммунистического строительства (1959-1965 гг): автореф. дис. ... канд. ист. наук: защищена 8.09.1975: утв. 12.11.1975 / И.И. Лавренюк. - Томск, 1975. - 22 с.
30. Лопатин, Л.Н. Качество советской вузовской — системы мифы и реальность [Электронный ресурс] / Л.Н. Лопатин // Вопросы образования. -
2008. - №2. URL: http s ://cyberleninka. ru/article/n/kachestvo -sovetskoy-
vuzovskoy-sistemy-mify-i-realnost(дата обращения: 16.04.2018).
31. Луков, В.А. Реформы образования: перспективы в XXI веке [Электронный ресурс] / В.А. Луков // Высшее образование для XXI века. -
2009. - №11. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/11/Lukov/(дата
обращения: 10.11.2017).
32. Максимов, В.С. Исторический опыт подготовки научно -технических кадров в Российской Федерации в условиях политических и социально-экономических реформ 1985-1999 гг.: дис. ... кан. истор. наук: защищена 14.01.2010: утв. 12.04.2010 / В.С. Максимов. - М.: МГУ, 2010. - 208 с.
33. Малов, В.И. Деятельность коммунистической партии по руководству научно-исследовательскими организациями в Центральных районах РСФСР / В.И. Малов. - М., 1984. - 210 с.
34. Мухина, Т.Г. История и перспективы развития отечественной системы
дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы [Электронный ресурс] / Т.Г. Мухина, Е.В. Копосов, В.В. Бородачев. - Н.Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2013. - 289 с. URL:http://innclub.info/wp-content/uploads/2013/07/00 Бородачев-Мухина1.pdf (дата обращения:
18.04.2018).
35. Неборский, Е.В. Этапы развития европейского университета: трансформация высшего образования [Электронный ресурс] / Е.В. Неборский // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Международная научная конференция г. Краснодар, август 2016 г. - Краснодар: Новация,
2016. URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10924/(дата обращения: 11.03.2018).
36. Новому веку навстречу: Самарский государственный технический университет, 100 лет: 1914-2014 / под ред. Загребина Г. В. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2014. - 558 с.
37. Первый ректор / сост. О. А. Вавилина. - Тольятти, 2005. - 241 с.
38. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / под ред. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 352 с.
39. Петрик, В.В. Высшее образование СССР как фактор укрепления
международного сотрудничества в области подготовки специалистов (конец 50-х - начало 90-х гг. XX века) [Электронный ресурс] / В.В. Петрик // Вестник ТГПУ. - 2007. - №7 (70). URL:
https://cyberleninka. ru/article/v/vysshee-obrazovanie-sssr-kak-faktor-ukrepleniya-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-v-oblasti-podgotovki-spetsialistov-konets-50-h-nachalo(дата обращения: 15.03.2018).
40. Попова, Л.А. Становление и развитие законодательства о высшей школе в российском государстве: Историко-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук: защищена 16.10.2005: утв. 12.12.2005 / Л.А. Попова. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2005. - 184 с.
41. Профессор, М.А. Криштал и его научная школа / под ред. М.А. Выбойщик. Тольятти: ТГУ, 2009. 219 с.
42. Профессора Тольяттинского государственного университета / под ред. О.А. Лышова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003. - 191 с.
43. Прохоренко, И.А. Тольяттинский политехнический институт: этапы становления / И.А. Прохоренко // Концепт. - 2015. - № S22. - С. 36-40.
44. Растопшина, И.А. Уроки реформирования высшей школы во второй половине XX века / И.А. Растопшина // Материалы Международной научной конференции Высшее образование для XXI века, 22-24 апреля 2004 г. - М.: Изд. Московского гуманитарного университета, 2004. - С. 45-52.
45. Салтанов, Ю. П. Университетское образование в СССР. / Ю.П. Салтанов. - М., 1957. - 296 с.
46. Сергеев, К.В. Связь науки и производства. / К.В. Сергеев. - М., 1986. - 245 с.
47. Сидоров, В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции / В. А. Сидоров. - М.: Высшая школа, 1990. - 269 с.
48. Сидорский, И.А. Сотрудничество: общие цели, общие судьбы: Тольяттинский политехнический институт (ТолПИ), история развития отношений с АВТОВАЗом в области целевой подготовки кадров, научных исследований и др. / И.А. Сидорский // Alma Mater. - 2000. - №3. - С. 36-39.
49. Синецкий, А.Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР / А.Я. Синецкий. - М., 1950. - 234 с.
50. Современные выдающиеся деятели науки и техники Самарской области / под ред. А. В. Киселева. - Самара: Самарский областной Дом науки и техники, 2008. - 140 с.
51. Татур, Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке / Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. - 1994. - №1. - С. 111-124.
52. Тимохова, Е.А. Становление и развитие инженерной подготовки в
Тольяттинском политехническом институте (на примере
электротехнического факультета) / Е.А. Тимохова // Концепт. - 2015. - №
S22. - С. 31-35.
53. Тольятти. Истории успеха / под ред. Л. Плешанова. - Тольятти: Ника, 2011. - 223 с.
54. Тронов, Л.С. Деятельность партийных организаций Нижнего Поволжья по подготовке и воспитанию инженерно-технических кадров промышленности в вузах и техникумах (1959— 1965 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: защищена 1.06.1971: утв. 12.09.1971 / Л.С. Тронов. - Саратов, 1971. - 28 с.
55. Трушина, Е.В. Актуальные вопросы высшего образования в РФ / Е.В. Трушин, А.К. Кураков // Концепт. - 2015. - № S9. - С. 36-40.
56. Украинцев, В.В. КПСС - организатор революционного преобразования высшей школы / В.В. Украинцев. - М., 1963. - 298 с.
57. Ханин, Г.И. Высшее образование и российское общество / Г.И. Ханин // Всероссийский экономический журнал. - 2008. - №8 - 9. - С. 75-82.
58. Цеховой, Н.П. Организационно -правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности [Электронный ресурс] / Н.П. Цеховой // Вестник Томского государственного университета.
- 2012. - №343. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovoe-
oformlenie-sistemy-sovetskoy-aspirantury-osnovnye-etapy-i-osobennosti (дата
обращения: 16.03.2018).
59. Цеховой, Н.П. Подготовка научных и научно -педагогических кадров в СССР (1920-е - 1991 гг.): региональный опыт / Н.П. Цеховой. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. - 200 с.
60. Чанбарисов, Ш.Х. Формирование советской университетской системы / Ш.Х. Чанбарисов. - M.: Высшая школа, 1988. - 255 с.
61. Четыре века Ставрополя-Тольятти: хроника городской жизни, 1737¬2007 / под ред. В. А. Рашевской. - Самара: Агни, 2007. - 543 с.
62. Чибизов, Е.В. Куйбышевский политехнический / Е.В. Чибизов. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1980. - 110 с.
63. Чуднов, В.П. Российское образование: история и современное
состояние / В.П. Чуднов. - М.: Ин-т рус. яз. им.А.С. Пушкина, 1993. - 56 с.
64. Чуткерашвили, Е.В. Развитие высшего образования в СССР / Е.В. Чуткерашвили. - М., 1961. - 127 с.
65. Шишикин, В.Г. Концептуальная подготовка реформ высшего образования в СССР / В.Г. Шишикин // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых учёных. - 2011. - С. 247-253.
66. Шпаковская, Л. Л. Политика высшего образования в Европе и России / Л.Л. Шпаковская. - СПб.: Норма, 2007. - 328 с.
67. Шпаковская, Л.Л. Политика высшего образования в Европе в XX веке:
от государства к рынку [Электронный ресурс] / Л.Л. Шпаковская // Журнал исследований социальной политики. - 2010. - №8 (4). URL:
http://ecsocman.hse.rU/data/2011/06/23/1267355391/Shpakovskaya Poltika VO.pdf(дата обращения: 11.03.2018).
68. Шушарина, О.П. Государственная политика в сфере высшего образования в 1953-2003 гг.: тенденции, проблемы, противоречия: На материалах Российской Федерации: дис. ... кан. истор. наук: защищена 21.06.2004: утв. 24.09.1971 / О.П. Шушарина. - М.: МГУ, 2004. - 449 с.
69. Ямашев, В.М. Отраслевое развитие города Тольятти во второй половине ХХ века / В.М. Ямашев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - №1(7). - С. 1870-1874.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Нормативно-правовые документы
70. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г. - М.: Политиздат, 1936. 32 с.
71. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета СССР IX созыва 7 октября 1977 г. - М.: Политиздат, 1977. 47 с.
72. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР: Закон СССР от 24 декабря 1958 г. [Электронный ресурс] / Информационный портал: [сайт] - Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 5337.htm(дата обращения: 12.10.17).
73. Об утверждении основ законодательства союза ССР и союзных республик о народном образовании: закон СССР от 19 июля 1973 г. [Электронный ресурс] / Информационный портал: [сайт] - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/cons/c gi/online. c gi?req=doc&base=ESU&n=606#06075735152160704(дата обращения: 14.11.2017).
74. О преподавании в высших учебных заведениях политической экономии, диалектического и исторического материализма и истории КПСС: постановление ЦК КПСС от 18 июня 1956 г. / КПСС в резолюциях. - М.: Политиздат,1986. Т.9. С. 105.
75. О льготах для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся
вечерних и заочных средних специальных учебных заведений: постановление Совета Министров СССР от 2 июля 1959 №720 / [Электронный ресурс] / Информационный портал: [сайт] - Режим доступа:
http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 5424.htm(дата обращения: 12.10.2017).
76. Об участии промышленных предприятий, совхозов и колхозов в
комплектовании вузов и техникумов и в подготовке специалистов для своих предприятий: постановление Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. №1099 [Электронный ресурс] / Информационный портал: [сайт] - Режим доступа: http ://www. libussr. ru/doc ussr/usr 5447. htm(дата обращения:
12.10.2017) .
77. Об организации заводов-втузов, а также промышленных предприятий и цехов при высших учебных заведениях: постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1959 г. №1425 [Электронный ресурс] / Информационный портал: [сайт] - Режим доступа:http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 5483.htm(дата обращения: 12.10.2017).
78. О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и среднем специальным образованием в стране: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 г. № 729 [Электронный ресурс] / Информационный портал: [сайт] - Режим доступа:http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 6463.htm(дата обращения: 12.10.17).
79. Об утверждении положения о высших учебных заведениях СССР:
постановление Совет Министров СССР от 22 января 1969 г. №64 (с изм. и доп.) / [Электронный ресурс] / Информационный портал: [сайт] - Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 6994.htm (дата обращения:
10.10.2017) .
80. О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г. № 535 [Электронный ресурс] / Информационный портал: [сайт] - Режим доступа:http ://lawru. info/dok/1972/07/18/n1188792. htm(дата обращения:
10.10.2017) .
81. О порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий: постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1975 г. №1067/ [Электронный ресурс] / Информационный портал: [сайт] - Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 8776.htm(дата обращения: 10.10.2017).
82. О повышении роли вузовской науки в ускорении научно -технического
прогресса, улучшение качества подготовки специалистов: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1987 г. № 326 / [Электронный ресурс] / Информационный портал: [сайт] - Режим доступа:
http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 13859.htm(дата обращения: 12.10.17).
83. Об организации и структуре управления народным образованием в
стране: постановление Совмина СССР от 29 апреля 1988 г. № 560/
[Электронный ресурс] / Информационный портал: [сайт] - Режим доступа: http://lawru.info/dok/1988/04/29/n1180115.htm(дата обращения: 02.10.2017).
84. О Государственной программе развития высшего образования в СССР:
Указ Президента СССР от 15 мая 1990 г. № 177 / [Электронный ресурс] / Информационный портал: [сайт] - Режим доступа:
http://sssr.regnews.org/doc/vq/54.htm(дата обращения: 02.11.2017).
85. Типовой устав высшего учебного заведения: утверждено Советом Народных Комиссаров СССР 5 сентября 1938 г. / [Электронный ресурс] /
Информационный портал: [сайт] - Режим доступа:
http://lawru.info/dok/1938/09/05/n1194951.htm(дата обращения: 11.04.2018).
86. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 -
2020 годы: постановление от 23 мая 2015 г. № 497 [Электронный ресурс] / Информационный портал: [сайт] - Режим доступа:
http://base. garant.ru/71044750/(дата обращения: 11.11.2017).
Источники личного происхождения
87. Резников А. Н. Эскизы прошлого в проекции на настоящее / А. Н. Резников. - Самара, 1998. 437 с.
88. Первый ректор / сост. О. А. Вавилина. Тольятти. 2005. 241 с.
89. Комзин И.В. Это и есть счастье. М.: Изд-во Молодая гвардия, 1959. 285 с.
90. А. Э. Лившиц: Ученый. Учитель. Человек: сборник воспоминаний и публицистики / сост. О. А. Безгина [и др.]. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2009. 211 с.
Статистические источники
91. СССР в цифрах ... [по годам] : краткий статистический сборник / Центр. стат. упр. при Совете Министров СССР. - М., 1960-1991.
Периодические издания
92. Политехник: газета. - 1969-1992 гг.
93. За коммунизм: газета. - 1953 - 1991 гг.
94. Волжский автостроитель: газета. - 1969 - 2015 гг.
95. Гидростроитель: газета. - 1951-1957 гг.
НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Управление по делам архивов мэрии г.о. Тольятти:
96. Ф. Р353. ОП.1. Д. 244. Годовой отчет Тольяттинского
политехнического института за 1971 г.
97. Ф. Р353. ОП.1. Д. 327. Годовой отчет Тольяттинского
политехнического института за 1972 г. 
98. Ф. Р353. ОП.1. Д. 423. Годовой отчет Тольяттинского
политехнического
99. Ф. Р353. института за
ОП.1. Д. 1973 г.
583. Годовой отчет Тольяттинского
политехнического
100. Ф. Р353. института за
ОП.1. Д. 1974 г.
694. Годовой отчет Тольяттинского
политехнического
101. Ф. Р353. института за
ОП.1. Д. 1975 г.
794. Годовой отчет Тольяттинского
политехнического
102. Ф. Р353. института за
ОП.1. Д. 1976 г.
944. Годовой отчет Тольяттинского

политехнического института за 1977 г.
103. Ф. Р353. ОП.2. Д. 8. Годовой отчет Тольяттинского политехнического института за 1978 г.
104. Ф. Р353. ОП.2. Д. 61. Годовой отчет Тольяттинского политехнического института за 1979 г.
105. Ф. Р353. ОП.2. Д.123 . Годовой отчет Тольяттинского
политехнического
106. Ф. Р353. института за
ОП.2. Д. 1980 г.
231. Годовой отчет Тольяттинского
политехнического
107. Ф. Р353. института за
ОП.2. Д. 1981 г.
371. Годовой отчет Тольяттинского
политехнического
108. Ф. Р353. института за
ОП.2. Д. 1982 г.
527. Годовой отчет Тольяттинского
политехнического
109. Ф. Р353. института за
ОП.2. Д. 1983 г.
659. Годовой отчет Тольяттинского
политехнического
110. Ф. Р353. института за
ОП.2. Д. 1984 г.
793. Годовой отчет Тольяттинского
политехнического института за 1985 г.
111. Ф. Р353. ОП.1. Д. 49. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1967 г. 
112. Ф. Р353. ОП.1. Д. 98. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1968 г.
113. Ф. Р353. ОП.1. Д. 169. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1969 г.
114. Ф. Р353. ОП.1. Д. 257. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1970 г.
115. Ф. Р353. ОП.1. Д. 339. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1971 г.
116. Ф. Р353. ОП.1. Д. 437. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1972 г.
117. Ф. Р353. ОП.1. Д. 597. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1973 г.
118. Ф. Р353. ОП.1. Д. 707. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1974 г.
119. Ф. Р353. ОП.1. Д. 809. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1975 г.
120. Ф. Р353. ОП.1. Д. 964. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1976 г.
121. Ф. Р353. ОП.2. Д. 27. Годовые отчеты ТПИ о научно-
исследовательской работе за 1978 г.
122. Ф. Р353. ОП.2. Д. 80. Годовые отчеты ТПИ о научно-
исследовательской работе за 1979 г.
123. Ф. Р353. ОП.2. Д. 174. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1980 г.
124. Ф. Р353 ОП.2. Д. 286. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1981 г.
125. Ф. Р353. ОП.2. Д. 427. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1982 г.
126. Ф. Р353. ОП.2. Д. 583. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1983 г.
127. Ф. Р353. ОП.2. Д. 715. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1984 г.
128. Ф. Р353. ОП.2. Д. 851-852. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1985 г.
129. Ф. Р353. ОП.2. Д.976-977 Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1986 г.
130. Ф. Р353. ОП.2. Д. 1091. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1987 г.
131. Ф. Р353. ОП.2 Д. 1200. Годовые отчеты ТПИ о научно -
исследовательской работе за 1988 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ