Становление и развитие Тольяттинского политехнического института в 1951-1991 гг
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Развитие высшего технического образования в СССР во второй половине XX века 11
§ 1. Законодательная база высшего технического образования в СССР в 1950
- 1980-е гг 11
§ 2. Основные тенденции развития отечественного высшего образования в условиях «перестройки» 23
Глава II. Становление и развитие высшего технического образования в г.
Ставрополь-Тольятти 30
§ 1. Деятельность Тольяттинского политехнического института 30
§ 2. Развитие инженерных научных школ Тольяттинского политехнического института 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 60
Приложение 1 79
Приложение 2 80
Приложение 3 81
Приложение 4 82
Приложение 5 83
Приложение 6
Глава I. Развитие высшего технического образования в СССР во второй половине XX века 11
§ 1. Законодательная база высшего технического образования в СССР в 1950
- 1980-е гг 11
§ 2. Основные тенденции развития отечественного высшего образования в условиях «перестройки» 23
Глава II. Становление и развитие высшего технического образования в г.
Ставрополь-Тольятти 30
§ 1. Деятельность Тольяттинского политехнического института 30
§ 2. Развитие инженерных научных школ Тольяттинского политехнического института 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 60
Приложение 1 79
Приложение 2 80
Приложение 3 81
Приложение 4 82
Приложение 5 83
Приложение 6
Современные реформы в системе высшего образования в мире, продиктованы трансформационными процессами. Система Высшего образования это социальный институт, который претерпевает изменения, когда меняются условия его существования. На современном этапе в целом наблюдается общая стабилизация системы высшего образования в России, которая переживает новый этап реформирования. В 2015 г. была принята целевая программа образования на 2016 - 2020 гг. Цель правительства заключается в том, чтобы создать условия для развития российского образования в условиях современного инновационного общества [86]. Решение задач Программы обеспечивается путем реализации системы соответствующих мероприятий и комплексных проектов. Формирование сети опорных региональных университетов является одним из комплексных проектов в рамках мероприятия по модернизации высшего образования.
Опорный вуз, ориентирован на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов. На 2017 г. 33 региональных вуза имеют статус опорных, в этот список входит Тольяттинский государственный университет. В связи с этим проследить историю создания и становления этого вуза, как опорного университета для нашего региона, представляется весьма актуальным. Всесторонняя оценка развития советской высшей школы дает возможность обществу на основе использования исторического опыта реформировать вузовскую систему в соответствии с требованиями XXI в.
Степень изученности проблемы
Историографию изучаемой нами проблемы можно разделить на: историографию советского периода и современную (постсоветскую). Опубликованные в первые послевоенные годы работы историков, позволяют оценить состояние высшей школы после войны [49]. Анализируя источники того времени авторы уделили внимание государственной политике в области высшего образования, стремясь показать возрастающую роль вузов в обучении квалифицированных кадров для восстановления и развития народного хозяйства. В 1960-1970-е гг. исследователи изучали развитие высшего образования через призму подготовки специалистов для народного хозяйства, приводя количественные изменения [56]. Чуткерашвили Е. В. большое внимание уделяет вопросам развития высшей технической школы [64]. Проблему подготовки инженерно -технических кадров в вузах рассматривают и в диссертационных исследованиях этого времени [24, 29, 54].
Исследовательские работы в 1980-х гг. ориентируются на материалы съездов КПСС и партийно -государственные решения. Советские авторы высоко оценивали государственную политику в научно-технической области. Выводы исследований были подвержены влиянию официальной идеологии, поэтому их научная ценность ниже современных исследований. Основное внимание уделяли проблемам партийного руководства высшим образованием. Качественные изменения в историографии начинаются со второй половины 1980-х гг., так как в стране происходят политические перемены и поиски новой модели развития отечественной системы высшего образования. Критика в адрес проводимой государством политики появилась в период «перестройки» [33, 46]. Впервые была отмечена идеологизация и вмешательство партийных структур в жизнь студенческой молодежи [28]. Критический подход к изучению высшей школы был характерен и для исследований начала 1990-х гг. В это время дискуссионным оставался вопрос дальнейшего развития высшего образования.
На современном этапе историографии по вопросам развития высшего образования вышла в свет множество научных трудов, диссертаций и статей. Исследователь Аврус А.И. обратил внимание на развитие и особенности университетской системы в России [3]. Акцент в современных исследованиях делается на проводимую советским государством политику и на реформы в области образования [12, 40, 44, 65, 68]. Выделяя предпосылки реформирования высшей школы в 1950-1960-х., Конохова А.С. исследует закон 1958 г., который изменил принципы обучения в советских высших учебных заведениях [27]. Шпаковская Л.Л. проанализировала политику высшего образования в странах Западной Европы и России, возможности использования западных моделей для описания специфики российских образовательных реформ [66].
Проблема развития высшего образования на местном уровне рассматривалась в научных статьях региональных историков [18, 43,52]. Адаевская Т.И. изучила отдельный аспект сотрудничества вуза с органами самоуправления и руководителями строек города [6]. Безгина О.А. исследовала процессы становления высшего образования в г. Тольятти , также затронула вопрос о формировании научных школ Тольяттинского государственного университета [9]. Исследовала личностное влияние и роль Резникова А. Н. на процесс становления инженерных научных школ ТПИ [10]. Козловская Т.Н. исследовала внеучебную деятельность института. Свои работы она посвящала студенческим театральным коллективам, в основу которых положены публикации разных лет газеты «Политехник» [25]. Таким образом, университетского образования и его дальнейшее развития остаются на первом плане и в современном мировом сообществе.
Цель бакалаврской работы - исследовать становление и развитие Тольяттинского политехнического института в 1951 - 1991 гг.
Задачи:
• проанализировать законодательную базу высшего технического образования в 1950-1980-е гг. в СССР;
• определить основные тенденции развития отечественного высшего образования в условиях «перестройки»;
• рассмотреть деятельность Тольяттинского политехнического института;
• исследовать развитие инженерных научных школ Тольяттинского политехнического института.
Объект исследования: развитие высшего технического образования в СССР во второй половине ХХ века.
Предмет исследования: Тольяттинский политехнический институт.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию г. Тольятти (г. Ставрополь-на-Волге) Куйбышевская область.
Хронологические рамки бакалаврской работы период с 1951 - 1991 г. Нижняя граница связана с Постановлением Совета министров СССР от 15 марта 1951 г. №633 и открытием вечернего отделения Ставропольского филиала Куйбышевского индустриального института в Ставрополе-на-Волге в целях обеспечения гидротехнических строительств инженерно - техническими кадрами. Верхняя граница обусловлена распадом СССР.
Методология и методика исследования включает совокупность методов как общенаучных, так и исторических. В работе использованы принцип историзма, который рассматривает взаимосвязь исторических событий и процессов, и принцип научной объективности и системности. Для определения количественных и качественных изменений во временной последовательности в работе применен проблемно-хронологический метод. Сравнительно-сопоставительный метод позволил выявить общее и особенное в деятельности Тольяттинского политехнического института. Для определения динамики процессов, характеризовавших развитие ТПИ, использовался статистический метод. Из общенаучных были использованы методы: объяснение, анализ, описание.
Источниковая база данной исследовательской работы представлена опубликованные и неопубликованными источниками. Большая часть источников представляет советский период. В первую группу входят нормативно-правовые источники, периодическая печать, источники личного происхождения, статистические данные. Основы образовательной политики нашли отражение в Конституции СССР 1936 г. и 1977 г. Законодательными источниками являются также законы, постановления Совета Министров и ЦК КПСС, приказы Министерства высшего и среднего специального образования, касающиеся регламентации вопросов высшей школы [72, 81,83]. Данный вид источников помогает проследить эволюцию взглядов государственного аппарата на проводимую политику в области высшего образования.
В работе были проанализированы источники личного происхождения. В книге воспоминаний И.В. Комзина, содержится информация об открытии учебных заведений, в частности, о ТПИ [89]. Так же необходимо отметить сборник мемуаров «Первый ректор», в котором помещены прижизненные статьи, документальные материалы и воспоминания учеников и соратников А.Н. Резникова, методичка «Беседы с молодыми преподавателями», рассказы и дневник профессора, воспоминания родных и соратников [88]. Вышли в свет и отдельные книги его воспоминаний [87]. Исторический интерес представляет сборник воспоминаний и публицистики А.Э. Лившица [90].
Статистические сборники содержат общую количественную информацию о социально -экономическом развитии страны в целом, в частности о состоянии высшего образования во второй половине XX века [91]. В сборниках представлена информация о количестве высших учебных заведений на территории государства, о выпуске специалистов в разных отраслях народного хозяйства и т.п.
Информативным источником по данной теме будет региональная периодическая печать. Газета «Гидростроитель» была официальным печатным органом треста «Куйбышевгидрострой». Все события, связанные с деятельностью треста, отражались на страницах газеты. Именно поэтому издание представляет собой историческую ценность. Газета «Политехник», которая выпускалась с 1 сентября 1969 г. в Тольяттинском политехническом институте, должным образом освещала учебную и научную деятельность института. Многие из его статей были написаны самими учёными ТПИ. Городские издания «За коммунизм», «Волжский автостроитель» на страницах газет освещались значимые события в жизни Тольятти.
В Управлении по делам архивов г. о. Тольятти обнаружены неопубликованные источники. Годовые отчеты Тольяттинского политехнического института, которые содержат общие сведения о вузе, статистические данные, информацию кадровом составе, о научно-исследовательской и учебно-методической работе кафедр и факультетов Тольяттинского политехнического института. В годовых отчетах ТПИ о научно-исследовательской деятельности представлена тематика работ, эффективность научных исследований. Содержатся сведения о материально - технической базе научно-исследовательского сектора вуза, представлены статистические данные. Переписка с Министерством высшего и среднего специального образования включала общие сведения по вопросам организации учебной работы. В неё включались отчеты подготовительного отделения и работы ректората с деканами факультетов и заведующими кафедрами. Также заключения Министерства по отчету вуза о выполнении и показателям работы.
Генеральные договоры о сотрудничестве Волжского объединения производству легковых автомобилей и Тольяттинского политехнического института содержат важные сведения по научно-техническому и общественно-политическому сотрудничеству вуза с промышленным предприятием. Договор имеет важность расширения связей науки с производством. Был заключен как одно из важных условий ускорения научно-технического прогресса, притворяя в жизнь решения XXV съезда КПСС в отношении совершенствования производства и повышения уровня подготовки кадров.
К неопубликованным источникам относится большое количество документов фонда музея Тольяттинского государственного университета. Широко представлены сведения о научных конференциях общероссийского и международного масштаба. Такие, например, как материалы конференций «Теплофизика сварки и пайки», «ВУЗы РСФСР - машиностроению», «Пайка в машиностроении». Интерес представляют всевозможные грамоты, дипломы, благодарственные письма, полученные в разные годы сотрудниками и студентами ТПИ на мероприятиях научно-технической направленности различного уровня.
Научная новизна работы состоит в проведении комплексного исследования истории становления и развития высшего технического образования в г. Тольятти (г. Ставрополь-на-Волге). В ходе исследования в научный оборот введены новые источники.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников, приложений.
Апробация работы. Отдельные результаты проведенного исследования были представлены на Всероссийской конференции молодых историков «Платоновские чтения» в декабре 2016 года. После чего вышел сборник материалов и докладов конференции, где были представлены тезисы научной работы. В сборнике трудов Региональной студенческой научно-практической конференции, посвященной 65-летию Тольяттинского государственного университета «Высшее образование в развитии города, региона, страны» опубликована статья, в которой исследовалась роль первых профессоров в развитии и становлении Тольяттинского политехнического института.
Опорный вуз, ориентирован на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов. На 2017 г. 33 региональных вуза имеют статус опорных, в этот список входит Тольяттинский государственный университет. В связи с этим проследить историю создания и становления этого вуза, как опорного университета для нашего региона, представляется весьма актуальным. Всесторонняя оценка развития советской высшей школы дает возможность обществу на основе использования исторического опыта реформировать вузовскую систему в соответствии с требованиями XXI в.
Степень изученности проблемы
Историографию изучаемой нами проблемы можно разделить на: историографию советского периода и современную (постсоветскую). Опубликованные в первые послевоенные годы работы историков, позволяют оценить состояние высшей школы после войны [49]. Анализируя источники того времени авторы уделили внимание государственной политике в области высшего образования, стремясь показать возрастающую роль вузов в обучении квалифицированных кадров для восстановления и развития народного хозяйства. В 1960-1970-е гг. исследователи изучали развитие высшего образования через призму подготовки специалистов для народного хозяйства, приводя количественные изменения [56]. Чуткерашвили Е. В. большое внимание уделяет вопросам развития высшей технической школы [64]. Проблему подготовки инженерно -технических кадров в вузах рассматривают и в диссертационных исследованиях этого времени [24, 29, 54].
Исследовательские работы в 1980-х гг. ориентируются на материалы съездов КПСС и партийно -государственные решения. Советские авторы высоко оценивали государственную политику в научно-технической области. Выводы исследований были подвержены влиянию официальной идеологии, поэтому их научная ценность ниже современных исследований. Основное внимание уделяли проблемам партийного руководства высшим образованием. Качественные изменения в историографии начинаются со второй половины 1980-х гг., так как в стране происходят политические перемены и поиски новой модели развития отечественной системы высшего образования. Критика в адрес проводимой государством политики появилась в период «перестройки» [33, 46]. Впервые была отмечена идеологизация и вмешательство партийных структур в жизнь студенческой молодежи [28]. Критический подход к изучению высшей школы был характерен и для исследований начала 1990-х гг. В это время дискуссионным оставался вопрос дальнейшего развития высшего образования.
На современном этапе историографии по вопросам развития высшего образования вышла в свет множество научных трудов, диссертаций и статей. Исследователь Аврус А.И. обратил внимание на развитие и особенности университетской системы в России [3]. Акцент в современных исследованиях делается на проводимую советским государством политику и на реформы в области образования [12, 40, 44, 65, 68]. Выделяя предпосылки реформирования высшей школы в 1950-1960-х., Конохова А.С. исследует закон 1958 г., который изменил принципы обучения в советских высших учебных заведениях [27]. Шпаковская Л.Л. проанализировала политику высшего образования в странах Западной Европы и России, возможности использования западных моделей для описания специфики российских образовательных реформ [66].
Проблема развития высшего образования на местном уровне рассматривалась в научных статьях региональных историков [18, 43,52]. Адаевская Т.И. изучила отдельный аспект сотрудничества вуза с органами самоуправления и руководителями строек города [6]. Безгина О.А. исследовала процессы становления высшего образования в г. Тольятти , также затронула вопрос о формировании научных школ Тольяттинского государственного университета [9]. Исследовала личностное влияние и роль Резникова А. Н. на процесс становления инженерных научных школ ТПИ [10]. Козловская Т.Н. исследовала внеучебную деятельность института. Свои работы она посвящала студенческим театральным коллективам, в основу которых положены публикации разных лет газеты «Политехник» [25]. Таким образом, университетского образования и его дальнейшее развития остаются на первом плане и в современном мировом сообществе.
Цель бакалаврской работы - исследовать становление и развитие Тольяттинского политехнического института в 1951 - 1991 гг.
Задачи:
• проанализировать законодательную базу высшего технического образования в 1950-1980-е гг. в СССР;
• определить основные тенденции развития отечественного высшего образования в условиях «перестройки»;
• рассмотреть деятельность Тольяттинского политехнического института;
• исследовать развитие инженерных научных школ Тольяттинского политехнического института.
Объект исследования: развитие высшего технического образования в СССР во второй половине ХХ века.
Предмет исследования: Тольяттинский политехнический институт.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию г. Тольятти (г. Ставрополь-на-Волге) Куйбышевская область.
Хронологические рамки бакалаврской работы период с 1951 - 1991 г. Нижняя граница связана с Постановлением Совета министров СССР от 15 марта 1951 г. №633 и открытием вечернего отделения Ставропольского филиала Куйбышевского индустриального института в Ставрополе-на-Волге в целях обеспечения гидротехнических строительств инженерно - техническими кадрами. Верхняя граница обусловлена распадом СССР.
Методология и методика исследования включает совокупность методов как общенаучных, так и исторических. В работе использованы принцип историзма, который рассматривает взаимосвязь исторических событий и процессов, и принцип научной объективности и системности. Для определения количественных и качественных изменений во временной последовательности в работе применен проблемно-хронологический метод. Сравнительно-сопоставительный метод позволил выявить общее и особенное в деятельности Тольяттинского политехнического института. Для определения динамики процессов, характеризовавших развитие ТПИ, использовался статистический метод. Из общенаучных были использованы методы: объяснение, анализ, описание.
Источниковая база данной исследовательской работы представлена опубликованные и неопубликованными источниками. Большая часть источников представляет советский период. В первую группу входят нормативно-правовые источники, периодическая печать, источники личного происхождения, статистические данные. Основы образовательной политики нашли отражение в Конституции СССР 1936 г. и 1977 г. Законодательными источниками являются также законы, постановления Совета Министров и ЦК КПСС, приказы Министерства высшего и среднего специального образования, касающиеся регламентации вопросов высшей школы [72, 81,83]. Данный вид источников помогает проследить эволюцию взглядов государственного аппарата на проводимую политику в области высшего образования.
В работе были проанализированы источники личного происхождения. В книге воспоминаний И.В. Комзина, содержится информация об открытии учебных заведений, в частности, о ТПИ [89]. Так же необходимо отметить сборник мемуаров «Первый ректор», в котором помещены прижизненные статьи, документальные материалы и воспоминания учеников и соратников А.Н. Резникова, методичка «Беседы с молодыми преподавателями», рассказы и дневник профессора, воспоминания родных и соратников [88]. Вышли в свет и отдельные книги его воспоминаний [87]. Исторический интерес представляет сборник воспоминаний и публицистики А.Э. Лившица [90].
Статистические сборники содержат общую количественную информацию о социально -экономическом развитии страны в целом, в частности о состоянии высшего образования во второй половине XX века [91]. В сборниках представлена информация о количестве высших учебных заведений на территории государства, о выпуске специалистов в разных отраслях народного хозяйства и т.п.
Информативным источником по данной теме будет региональная периодическая печать. Газета «Гидростроитель» была официальным печатным органом треста «Куйбышевгидрострой». Все события, связанные с деятельностью треста, отражались на страницах газеты. Именно поэтому издание представляет собой историческую ценность. Газета «Политехник», которая выпускалась с 1 сентября 1969 г. в Тольяттинском политехническом институте, должным образом освещала учебную и научную деятельность института. Многие из его статей были написаны самими учёными ТПИ. Городские издания «За коммунизм», «Волжский автостроитель» на страницах газет освещались значимые события в жизни Тольятти.
В Управлении по делам архивов г. о. Тольятти обнаружены неопубликованные источники. Годовые отчеты Тольяттинского политехнического института, которые содержат общие сведения о вузе, статистические данные, информацию кадровом составе, о научно-исследовательской и учебно-методической работе кафедр и факультетов Тольяттинского политехнического института. В годовых отчетах ТПИ о научно-исследовательской деятельности представлена тематика работ, эффективность научных исследований. Содержатся сведения о материально - технической базе научно-исследовательского сектора вуза, представлены статистические данные. Переписка с Министерством высшего и среднего специального образования включала общие сведения по вопросам организации учебной работы. В неё включались отчеты подготовительного отделения и работы ректората с деканами факультетов и заведующими кафедрами. Также заключения Министерства по отчету вуза о выполнении и показателям работы.
Генеральные договоры о сотрудничестве Волжского объединения производству легковых автомобилей и Тольяттинского политехнического института содержат важные сведения по научно-техническому и общественно-политическому сотрудничеству вуза с промышленным предприятием. Договор имеет важность расширения связей науки с производством. Был заключен как одно из важных условий ускорения научно-технического прогресса, притворяя в жизнь решения XXV съезда КПСС в отношении совершенствования производства и повышения уровня подготовки кадров.
К неопубликованным источникам относится большое количество документов фонда музея Тольяттинского государственного университета. Широко представлены сведения о научных конференциях общероссийского и международного масштаба. Такие, например, как материалы конференций «Теплофизика сварки и пайки», «ВУЗы РСФСР - машиностроению», «Пайка в машиностроении». Интерес представляют всевозможные грамоты, дипломы, благодарственные письма, полученные в разные годы сотрудниками и студентами ТПИ на мероприятиях научно-технической направленности различного уровня.
Научная новизна работы состоит в проведении комплексного исследования истории становления и развития высшего технического образования в г. Тольятти (г. Ставрополь-на-Волге). В ходе исследования в научный оборот введены новые источники.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников, приложений.
Апробация работы. Отдельные результаты проведенного исследования были представлены на Всероссийской конференции молодых историков «Платоновские чтения» в декабре 2016 года. После чего вышел сборник материалов и докладов конференции, где были представлены тезисы научной работы. В сборнике трудов Региональной студенческой научно-практической конференции, посвященной 65-летию Тольяттинского государственного университета «Высшее образование в развитии города, региона, страны» опубликована статья, в которой исследовалась роль первых профессоров в развитии и становлении Тольяттинского политехнического института.
Таким образом, система образования в 1950-1980-е гг. являлась полностью государственной. Всем гражданам предоставлялись равные возможности получить образование. Высшее образование регулировалось директивными документами, постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ведомственных органов управления. Высшие учебные заведения находились под управлением Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Обучение в вузах в условиях плановой государственной экономики было нацелено, прежде всего, на нужды промышленности и народного хозяйства. Необходимо отметить, что особое внимание уделялось специалистам, которые обеспечивали развитие ВПК. Связано было это с тем, что в приоритете у государства было решение вопросов об укрепления обороноспособности страны. Именно поэтому в приоритете было расширение таких факультетов, как физические, механико - математические, химические и геологические факультеты. Вследствие чего развитие гуманитарного образования оказывались не в центре внимания.
Одними из основных направлений реформ этого периода стали изменение социального состава студентов, обучение без отрыва от производства, а также максимальное увеличение срока студенческой производственной практики и воспитание молодежи в духе коммунистической идеологии. Развивалась система образования, совмещающая обучение и работу на производстве, поэтому расширялись вечерние и заочные отделения в вузах. Характерным для этого периода является привлечение студентов на сельскохозяйственные и строительные работы, таким образом, государство приобщала их к труду на нужды народного хозяйства. Такая система, по мнению правительства, могла решить сразу несколько проблем: выпускники после окончания вуза были знакомы на практике с производством, и принятые меры облегчали поступление в вузы детей рабочих и крестьян.
Развивались международные связи университетов в целом, которые имели свои специфически черты и оставались ограниченными. Одним из направлений международного сотрудничества в рамках развития высшего образования являлась помощь в подготовке кадров, которую Советский Союз оказывал странам «народной демократии» и государствам «третьего мира». В 1970-е гг. появились новые формы и объекты сотрудничества, например, программа обменов студентов.
Вводились новые постановления и законы, в которых совершенствовались подходы к развитию высшего образования, предъявлялись более высокие требования к качеству получаемых знаний. Главным принципом обучения является осуществление связи теории и производства. В это время уделяется больше внимание вопросу повышения квалификации специалистов народного хозяйства. Аспирантура в СССР осталась основной формой подготовки научно -педагогических и научных кадров. В 1970-1980-е гг. престижность университетов значительно снизилась. Отечественные вузы не могли в полной мере соответствовать требованиям нового этапа НТР. Начатое в 60-е — начале 70-х гг. университетское строительство, уже в конце 70-х гг. остановилось.
Перестроечные годы были сложными и противоречивыми для всей системы высшего образования. Несоответствие мировым требованиям научно-технического прогресса СССР привело в 70-х - 80-х гг. к снижению темпа роста показателей в экономике и производстве СССР. Кризис социально -экономического развития страны в 1980-х гг. привел к необходимости реформировании системы образования. В 1987 г. правительство отметило недостатки системы и наметило необходимые пути их преодоления. Планировалось осуществлять подготовку специалистов в соответствии с требованиями современного общества, упор делался на интеграцию образовательной системы с наукой и производством. Повысить эффективность подготовки специалистов предполагалось, благодаря повышению качества преподавательского состава вузов, расширению отделений аспирантуры и докторантуры. В соответствии с нововведениями в сфере высшего образования в стране с 1988 / 89 учебного года вводился новый перечень специальностей. Преобразования предполагалось проводить в рамках административно -командной системы экономики, но в итоге это оказалось невозможным. Поэтому необходимо было решать проблемы мерами, которые базировались бы на новых идейных установках либерального общества. В стране усиливалась критика системы образования. Проводилось много встреч и дискуссий, посвященных проблемам дальнейшего развития высшего образования. Предполагалось реализовать реформы, не опираясь на административные рычаги и государственное финансирование. Основой для реформирования должна была стать демократизация системы. В итоге, после распада Советского союза и смены модели общественного развития изменились условия дальнейшего реформирования отечественной высшей школы, которое продолжается по сегодняшний день.
Развитие высшего технического образования на региональном уровне имеет свои специфические черты. После того, как Россия встала на путь индустриализации страны. В это время основной тенденцией становится растущая потребность в квалифицированных специалистах, что способствовало расширению масштабов и качества подготовки будущих специалистов. В середине XX века в России особенно активизируется процесс возникновения новых вузов, главным образом для подготовки инженерных кадров. Не стал исключением и небольшой город на Волге Ставрополь (с 1964 г. - Тольятти). С середины XX века Ставрополь становится индустриальной площадкой для строительства важных промышленных объектов в рамках реализации программы «Великие стройки коммунизма», которая была разработана в конце 40-х гг. XX века в СССР. После того как Ставрополь начал превращаться в индустриальный центр встал вопрос о нехватке квалифицированных кадров для проведения масштабных работ на строительстве Волжской ГЭС им. Ленина и на других промышленных предприятий. По этой причине в Ставрополе было открыто вечернее отделение Куйбышевского индустриального института.
Вследствие укрепления материально -технической базы в период становления филиала Куйбышевского индустриального института увеличился прием студентов, открылись новые факультеты. За пятнадцать лет работы было подготовлено более 1700 различных специалистов. Таким образом, к 1966 г. в филиале действовали 3 факультета, на которых обучались 2800 студентов. В связи со строительством Волжского автомобильного завода, для обеспечения его необходимыми кадрами специалистов, вуз в 1967 г. был преобразован в Тольяттинский политехнический институт. Теперь он был преобразован в самостоятельный институт с дневной и вечерней формами обучения.
Особенностью развития вуза является личностное влияние ректоров, профессоров и людей, которые сотрудничали с институтом. С назначением Резникова А.Н. на пост ректора в институте произошли качественные изменения. Были поставлены новые задачи - необходимо было сформировать высокопрофессиональный коллектив как педагогических, так и научных кадров. Развитие науки в институте стало приоритетным, он акцентировал внимание на проведении научных исследований. С этого времени ТПИ начал проводить научные исследования на хоздоговорных началах.
В исследовании этого периода можно выявить причинно -следственную связь. После того как увеличился профессорско -преподавательский состав в институте были созданы новые научно -исследовательские лаборатории при кафедрах для решения важных проблемных вопросов для крупнейших предприятий г. Тольятти и Куйбышева. А это в свою очередь способствовало увеличению объема хоздоговорных и госбюджетных НИР. Особое место в тематическом плане НИР по объему и по значению занимали работы, проводимые для Волжского Автомобильного завода. Большие технологические возможности и высокая производительность позволили перейти к широкому промышленному внедрению нового оборудования и аппаратуры более чем на 17 предприятиях страны.
С конца 60-х гг. стал постоянным участником Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства СССР, а также зарубежных выставок. Таким образом, формировались международные связи института. Получили развитие творческие связи с предприятиями и организациями, которые основывались на заключении договоров о научно -техническом сотрудничестве. Шел постоянный процесс укрупнения НИР и создание научно-исследовательских лабораторий, особенностью стало создание межкафедральных НИЛ.
Тольяттинский политехнический институт на протяжении всего периода существования имел высокий научный потенциал. Лучшие научные кадры со всей страны привлекались для работы в ТПИ, строительства и функционирования промышленных объектов. Научно-исследовательская деятельность института во многом определялась спецификой города, исследования проводились по приоритетным направлениям науки и техники. По многим из этих направлений начиная с 1960 - 70-х гг. создавались и развивались научные школы:
• Теплофизика технологических процессов А.Н. Резникова.
• Новые технологии пайки Б.Н.Перевезенцева
• Импульсивные электромагнитные преобразователи В.В. Ивашина
• Сварка металлов и сплавов В.В. Столбова
• Металловедения металлов и сплавов М.А. Криштала.
Научные школы А.Н. Резникова, М.А. Криштала, В.В. Ивашина, В.И. Столбова, В.И. Перевезенцева имеют общероссийский уровень признания. Результатом многолетней исследовательской деятельности этих научных школ является сотни научных работ и изобретений. Технологии, созданные в рамках этих научных школ Тольяттинского политехнического института широко, применялись в самых различных отраслях промышленности, в производство внедрены десятки научно-технических разработок, большинство из которых защищены авторскими свидетельствами и патентами. Через работу научных школ развивалось международное сотрудничество с зарубежными предприятиями, организациями и вузами. Таким образом, Тольяттинский политехнический институт стал не только учебным, но и научным центром города. Начало 1990-х гг. стало критическим периодом для развития научных школ ТПИ из -за резкого сокращения финансирования, что повлекло за собой ряд проблем. Новый этап в развитии научных инженерных школ начался после преобразования ТПИ путем слияния с Тольяттинским филиалом Самарского педагогического института в 2001 году.
Одними из основных направлений реформ этого периода стали изменение социального состава студентов, обучение без отрыва от производства, а также максимальное увеличение срока студенческой производственной практики и воспитание молодежи в духе коммунистической идеологии. Развивалась система образования, совмещающая обучение и работу на производстве, поэтому расширялись вечерние и заочные отделения в вузах. Характерным для этого периода является привлечение студентов на сельскохозяйственные и строительные работы, таким образом, государство приобщала их к труду на нужды народного хозяйства. Такая система, по мнению правительства, могла решить сразу несколько проблем: выпускники после окончания вуза были знакомы на практике с производством, и принятые меры облегчали поступление в вузы детей рабочих и крестьян.
Развивались международные связи университетов в целом, которые имели свои специфически черты и оставались ограниченными. Одним из направлений международного сотрудничества в рамках развития высшего образования являлась помощь в подготовке кадров, которую Советский Союз оказывал странам «народной демократии» и государствам «третьего мира». В 1970-е гг. появились новые формы и объекты сотрудничества, например, программа обменов студентов.
Вводились новые постановления и законы, в которых совершенствовались подходы к развитию высшего образования, предъявлялись более высокие требования к качеству получаемых знаний. Главным принципом обучения является осуществление связи теории и производства. В это время уделяется больше внимание вопросу повышения квалификации специалистов народного хозяйства. Аспирантура в СССР осталась основной формой подготовки научно -педагогических и научных кадров. В 1970-1980-е гг. престижность университетов значительно снизилась. Отечественные вузы не могли в полной мере соответствовать требованиям нового этапа НТР. Начатое в 60-е — начале 70-х гг. университетское строительство, уже в конце 70-х гг. остановилось.
Перестроечные годы были сложными и противоречивыми для всей системы высшего образования. Несоответствие мировым требованиям научно-технического прогресса СССР привело в 70-х - 80-х гг. к снижению темпа роста показателей в экономике и производстве СССР. Кризис социально -экономического развития страны в 1980-х гг. привел к необходимости реформировании системы образования. В 1987 г. правительство отметило недостатки системы и наметило необходимые пути их преодоления. Планировалось осуществлять подготовку специалистов в соответствии с требованиями современного общества, упор делался на интеграцию образовательной системы с наукой и производством. Повысить эффективность подготовки специалистов предполагалось, благодаря повышению качества преподавательского состава вузов, расширению отделений аспирантуры и докторантуры. В соответствии с нововведениями в сфере высшего образования в стране с 1988 / 89 учебного года вводился новый перечень специальностей. Преобразования предполагалось проводить в рамках административно -командной системы экономики, но в итоге это оказалось невозможным. Поэтому необходимо было решать проблемы мерами, которые базировались бы на новых идейных установках либерального общества. В стране усиливалась критика системы образования. Проводилось много встреч и дискуссий, посвященных проблемам дальнейшего развития высшего образования. Предполагалось реализовать реформы, не опираясь на административные рычаги и государственное финансирование. Основой для реформирования должна была стать демократизация системы. В итоге, после распада Советского союза и смены модели общественного развития изменились условия дальнейшего реформирования отечественной высшей школы, которое продолжается по сегодняшний день.
Развитие высшего технического образования на региональном уровне имеет свои специфические черты. После того, как Россия встала на путь индустриализации страны. В это время основной тенденцией становится растущая потребность в квалифицированных специалистах, что способствовало расширению масштабов и качества подготовки будущих специалистов. В середине XX века в России особенно активизируется процесс возникновения новых вузов, главным образом для подготовки инженерных кадров. Не стал исключением и небольшой город на Волге Ставрополь (с 1964 г. - Тольятти). С середины XX века Ставрополь становится индустриальной площадкой для строительства важных промышленных объектов в рамках реализации программы «Великие стройки коммунизма», которая была разработана в конце 40-х гг. XX века в СССР. После того как Ставрополь начал превращаться в индустриальный центр встал вопрос о нехватке квалифицированных кадров для проведения масштабных работ на строительстве Волжской ГЭС им. Ленина и на других промышленных предприятий. По этой причине в Ставрополе было открыто вечернее отделение Куйбышевского индустриального института.
Вследствие укрепления материально -технической базы в период становления филиала Куйбышевского индустриального института увеличился прием студентов, открылись новые факультеты. За пятнадцать лет работы было подготовлено более 1700 различных специалистов. Таким образом, к 1966 г. в филиале действовали 3 факультета, на которых обучались 2800 студентов. В связи со строительством Волжского автомобильного завода, для обеспечения его необходимыми кадрами специалистов, вуз в 1967 г. был преобразован в Тольяттинский политехнический институт. Теперь он был преобразован в самостоятельный институт с дневной и вечерней формами обучения.
Особенностью развития вуза является личностное влияние ректоров, профессоров и людей, которые сотрудничали с институтом. С назначением Резникова А.Н. на пост ректора в институте произошли качественные изменения. Были поставлены новые задачи - необходимо было сформировать высокопрофессиональный коллектив как педагогических, так и научных кадров. Развитие науки в институте стало приоритетным, он акцентировал внимание на проведении научных исследований. С этого времени ТПИ начал проводить научные исследования на хоздоговорных началах.
В исследовании этого периода можно выявить причинно -следственную связь. После того как увеличился профессорско -преподавательский состав в институте были созданы новые научно -исследовательские лаборатории при кафедрах для решения важных проблемных вопросов для крупнейших предприятий г. Тольятти и Куйбышева. А это в свою очередь способствовало увеличению объема хоздоговорных и госбюджетных НИР. Особое место в тематическом плане НИР по объему и по значению занимали работы, проводимые для Волжского Автомобильного завода. Большие технологические возможности и высокая производительность позволили перейти к широкому промышленному внедрению нового оборудования и аппаратуры более чем на 17 предприятиях страны.
С конца 60-х гг. стал постоянным участником Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства СССР, а также зарубежных выставок. Таким образом, формировались международные связи института. Получили развитие творческие связи с предприятиями и организациями, которые основывались на заключении договоров о научно -техническом сотрудничестве. Шел постоянный процесс укрупнения НИР и создание научно-исследовательских лабораторий, особенностью стало создание межкафедральных НИЛ.
Тольяттинский политехнический институт на протяжении всего периода существования имел высокий научный потенциал. Лучшие научные кадры со всей страны привлекались для работы в ТПИ, строительства и функционирования промышленных объектов. Научно-исследовательская деятельность института во многом определялась спецификой города, исследования проводились по приоритетным направлениям науки и техники. По многим из этих направлений начиная с 1960 - 70-х гг. создавались и развивались научные школы:
• Теплофизика технологических процессов А.Н. Резникова.
• Новые технологии пайки Б.Н.Перевезенцева
• Импульсивные электромагнитные преобразователи В.В. Ивашина
• Сварка металлов и сплавов В.В. Столбова
• Металловедения металлов и сплавов М.А. Криштала.
Научные школы А.Н. Резникова, М.А. Криштала, В.В. Ивашина, В.И. Столбова, В.И. Перевезенцева имеют общероссийский уровень признания. Результатом многолетней исследовательской деятельности этих научных школ является сотни научных работ и изобретений. Технологии, созданные в рамках этих научных школ Тольяттинского политехнического института широко, применялись в самых различных отраслях промышленности, в производство внедрены десятки научно-технических разработок, большинство из которых защищены авторскими свидетельствами и патентами. Через работу научных школ развивалось международное сотрудничество с зарубежными предприятиями, организациями и вузами. Таким образом, Тольяттинский политехнический институт стал не только учебным, но и научным центром города. Начало 1990-х гг. стало критическим периодом для развития научных школ ТПИ из -за резкого сокращения финансирования, что повлекло за собой ряд проблем. Новый этап в развитии научных инженерных школ начался после преобразования ТПИ путем слияния с Тольяттинским филиалом Самарского педагогического института в 2001 году.
Подобные работы
- Становление и развитие высшего образования в городе Ставрополе - Тольятти в 1951-1991 гг
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022



