Теоретические аспекты проблемы педагогической коррекции проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами (Сахалинский Государственный Университет)
Введение……………………………………………………………….…………………3
Глава 1 Теоретические анализ психолого- педагогической литературы по проблеме психолого- педагогической коррекции проявлений гиперактивности у детей дошкольного возраста…6
1.1. Психолого- педагогическая характеристика проявлений гиперактивности у детей дошкольного возраста ……6
1.2. Сущность и современные подходы педагогической коррекции проявлений гиперактивности у детей дошкольного возраста ……………………………………12
1.3. Выводы по 1 главе …………20
Глава 2. Игры с правилами как средство педагогической коррекции проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста ………………………..21
2.1. Особенности игр с правилами в развитии личности детей дошкольного возраста….21
2.2. Роль игр с правилами в педагогической коррекциипроявлений гиперактивности у старших дошкольников…………………………………………..27
Выводы по 2 главе ……29
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список использованных источников …32
Глоссарий………………………………………36
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число таких детей с каждым годом увеличивается. По данным исследований от 2 до 20 % детей в садах проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся повышенной активностью и расторможенностью. Поскольку эти дети невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Воспитатель вынужден повышать голос до тех пор, пока ребёнок не обратит на него внимание. Поэтому, начиная с детского сада, надо уделять им особое внимание, не только со стороны родителей, но и работникам детских садов, участвующих в воспитании таких детей. Как же можно помочь гиперактивному ребенку? Наиболее ярко данные показатели проявляются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов [18].
Проблема в том, что именно в этот период происходит важное изменение - переход к учебной деятельности как к ведущей. Уже начиная с подготовительной к школе группы детского сада, значительно усиливаются интеллектуальные нагрузки, требующие сосредоточения внимания в течение длительного времени, четкого понимания инструкции и следования им. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Разумеется, для гиперактивных детей такие требования непосильны. Потому как ярко выраженные симптомы - неусидчивость, малая работоспособность, неумение контролировать всплеск возникших эмоций, берут верх над ребенком.
Изучением проблемы проявления гиперактивности у детей всегда интересовали ученых. В частности, данной проблемой занимались: Л.С. Алексеева, Е.Д. Белоусова, И.П. Брязгунов, Н.Н. Заваденко, З. Тржесоглава, Е.В. Касатикова, А.Д. Кошелева, В.Р. Кучма, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Ю.С. Шевченко и др.
В переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей – это повышенный уровень двигательной активности в детском саду и дома.
В работе с детьми, особенно дошкольного возраста очень важно использовать гибкие формы коррекционного воздействия. Для этих целей как нельзя лучше подходит игра, которая дает возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом [2].
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике [22].
Таким образом, несмотря на проработку теоретических вопросов гиперактивности детей, эта проблема, в частности, использование игры в работе по коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста, остается на сегодняшний день слабо освещенной в психолого-педагогической литературе, что свидетельствует об актуальности темы исследования.
Цель исследования: теоретически раскрыть проблемы педагогической коррекции проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами.
Объект исследования: процесс коррекции проявлений гиперактивности.
Предмет исследования: игры с правилами, как средство педагогической коррекции у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психолого- педагогической коррекции проявлений гиперактивности у детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности использования игр с правилами как средство педагогической коррекции проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; изучение педагогического опыта.
Теоретическую базу исследования составили теоретические положения педагогики и психологии, касающиеся проблемы гиперактивности таких исследователей как:Л.С. Алексеева, Е.Д. Белоусова, И.П. Брязгунов, Н.Н. Заваденко, З. Тржесоглава, Е.В. Касатикова, А.Д. Кошелева, В.Р. Кучма, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Ю.С. Шевченко и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты и выводы могут быть использованы в практической деятельности педагогов ДОУ по профилактике и коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста средствами игр с правилами .
Структура работы: работа структурирована в две главы, выделены введение, заключение, список использованных источников, глоссарий.
Рассмотрев теоретические аспекты по проблеме педагогической коррекции проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами констатируем следующие выводы: актуальность темы обусловлена тем, что социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки своего семейного мира и устанавливает отношение с миром взрослых и сверстников, именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации.
В этот период ребенок начинает посещать детский сад и ведет более самостоятельный образ жизни, проявляя себя в различных ситуациях и новых отношениях с референтными лицами (взрослые, группа сверстников). В результате недостатки в саморегуляции поведения становятся очевидными и являются в дальнейшем тревожным показателем в отношении школьной дезадаптации, как специфической формы активности субъекта.
В современном обществе число детей с синдромом гиперактивности с каждым годом увеличивается. По данным исследований 1/3 детей в дошкольных учреждениях проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся повышенной активностью и расторможенностью. Поскольку эти дети невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно.
Изучением проблемы проявления гиперактивности у детей всегда интересовали ученых. В частности, данной проблемой занимались: Л.С. Алексеева, Е.Д. Белоусова, И.П. Брязгунов, Н.Н. Заваденко, З. Тржесоглава, Е.В. Касатикова, А.Д. Кошелева, В.Р. Кучма, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Ю.С. Шевченко и др.
Гиперактивность, в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей – это повышенный уровень двигательной активности в детском саду и дома.
В работе с детьми, особенно дошкольного возраста очень важно использовать гибкие формы коррекционного воздействия. Коррекционная работа специалиста с гиперактивным ребенком направлена на решение следующих задач:- нормализовать обстановку в семье ребенка, его взаимоотношения с родителями и другими родственниками.
Коррекция гиперактивного поведения детей включает в себя методы модификации такого поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию.
По мнению психологов, специально подобранные игры – наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства.
Игры с правилами требуют от участников игры взаимопомощи, особенно в тех случаях, когда действуют или соревнуются команды (игры-эстафеты). Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценки. То, что ребёнок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям осознаёт это в сравнение, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым условиям и достижениям. Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В.В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Алексеев, О. Л. Комплексный подход к коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / О. Л. Алексеев, А. А. Королева // Специальное образование. – 2010. – № 3. С. 5-13.
3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013 - 624 c
4. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
5. Брязгунов, И. П. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях [Текст] / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова – 2-е изд., испр. и доп. –Москва: Психотерапия, 2008. – 208 с.
6. Горлова, Н. Гиперактивность современного ребёнка: норма или патология? / Н. Горлова / /Коррекционно – развивающее образование. 2009 №1. – С. 53 – 60.
7. Губанова, Л. Какой ключик подобрать к шустрику?: из опыта работы психолога с гиперактивными детьми / Л. Губанова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – С. 99-102.
8. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология: учебное пособие / Н.Ю. Дмитриева. – 2-е изд. – Саратов: Научная книга, 2019. – 127 c.
9. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
10. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. . - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -256 с.
11. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. - М.: Юрайт, 2020. - 223 с.
12. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. - М.: Юрайт, 2020. - 97 с.
13. Куликовская, И. Э. Теоретические основы дошкольного образования: Учебник / И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева, А. Ю. Белогуров. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 170 с.
14. Кучма, В.Р., Брязгунов, И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза) / В. Р. Кучма, И. П. Брязгунов. – М.: ИНФРА-М, 2010 – 498 с.
15. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
16. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
17. Михан, О. Ю. Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей. / О. Ю. Михан. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 47 (233). - С. 304-307.
18. Мичурина, Ю.А., Никулина, А.А. Гиперактивность у детей. дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. С. 255-257.
19. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии./Р.С.Немов - М.: Издательский центр «Юрайт», 2012. – 42 с.
20. Оклендер, Вайолет. Окна в мир ребенка : Рук. по дет. психотерапии / Вайолет Оклендер; Пер. с англ. под ред. Ф. Б. Березина и др. - М. : Независимая фирма «Класс», 1997. - 334,[2] с.
21. Пасечник, Л. Гиперактивность: как быть / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2010 - №1. – С. 88-95.
22. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. - М.: Юрайт, 2019. - 222 с.
23. Раттер ,М. Помощь трудным детям / Под ред. А.С. Спиваковский. – М.:Прогресс, 2007 – 420 с.
24. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - 3 е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014.
25. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. - М.: Юрайт, 2019. - 367 с.
26. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 575 с.
27. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов [Текст] / И.А. Фурманов. – М. : Владос. – 2014.- 240 с.
28. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд.- М.: Академия, 2007. — 384 с.
29. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] : [Статьи] / А. П. Усова ; Под ред. [и с вступ. статьей] А. В. Запорожца. - Москва : Просвещение, 1976. - 96 с.
30. Яскова, О. Гиперактивность как психологический диагноз: особенности гиперактивного ребенка / О. Яскова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 108 – 113.