Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных игр 10
1.1 Особенности развития глагольной лексики у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.2 Характеристика интерактивных игр как средства развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 17
Глава 2 Экспериментальное исследование развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных игр 22
2.1 Выявление уровня развития глагольной лексики детей
6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 22
2.2 Содержание и организация работы по развитию глагольной
лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных игр 32
2.3 Выявление эффективности развития глагольной лексики
у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных игр 45
Заключение 52
Список используемой литературы и используемых источников 54
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 58
Приложение Б Протоколы результатов проведения диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента 59
Приложение В Сводные таблицы результатов констатирующего и контрольного экспериментов 62
Приложение Г Картотека интерактивных игр
В настоящее время все большее внимание исследователей привлекает формирование и развитие речи детей дошкольного возраста, в частности глагольной лексики, которая является доминирующим звеном, базисом в выстраивании любого высказывания. Интерес к данной проблеме связан и с тем, что изменился контингент детей в дошкольных образовательных организациях, в которые часто поступают дети с нарушениями в развитии, в частности, с общим недоразвитием речи.
Несмотря на имеющиеся исследования, и апробированные методики, проблема развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи остается актуальной.
Известно, что инструментом всестороннего развития личности человека является богатая и хорошо развитая речь. Неполноценное становление речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи сужает круг их общения и оказывает неблагоприятное воздействие на особенности личностного поведения (нерешительность, стеснительность, безынициативность), отражается на речевом поведении: неспособность установить взаимопонимание и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, невозможность поддержать беседу.
Р.Е. Левиной (1969) была разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Выдвинутый Р.Е. Левиной подход позволил отойти от описания только определенных проявлений нарушения речи и представить характеристику аномального развития ребенка по определенному числу параметров, отражающих состояние языковых средств и процессов общения. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального развития речи также выявлены конкретные модели, которые определяют переход от низкого уровня развития к более высокому уровню.
Ряд авторов: Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и другие, - отмечают, что, несмотря на различную природу дефектов, у детей есть типичные проявления, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности. Одним из главных признаков является то, что ребенок начинает говорить намного позже. Речь этих детей плохо понятна, речевая активность недостаточна и резко снижается с возрастом без специальной подготовки.
Глагольность детской речи отмечают все исследователи речевого развития (В.П. Вахтеров, М.П. Феофанов, В.П. Добромыслов, А.Н. Гвоздев и другие). В возрасте от 6 до 7 лет, по данным исследований, речь в основном предикативна, то есть наиболее значимые слова выражают предикативные отношения.
Учитывая многие негативные факторы, которые влияют на организм матери извне во время беременности, включая психологическую травму, общее недоразвитие речи различного происхождения остается широко распространенным. При этом все компоненты речи нарушаются или недоразвиты, независимо от нормального интеллекта и сохранного слуха. Наполнение и использование лексического запаса слов, в частности глаголов, тоже нарушены.
Глагол - это основа фразы, он способствует развитию внутренней речи, которая, по мнению Л.С. Выготского, предикативна. Внутренняя речь является особым психологическим состоянием, которое занимает промежуточное положение между мыслью и внешним высказыванием.
Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь. Они являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Интерактивные игры могут быть направлены на развитие разных сторон речи таких, как: фонематический слух, звукобуквенный анализ, грамматические навыки, лексический запас, связная речь. Также они способствуют развитию глагольного словаря у детей. При использовании на занятиях интерактивные игры мотивируют детей и делают работу логопеда более эффективной и интересной.
Вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы.
В ходе изучения данной проблемы нами было выявлено противоречие между признанной необходимостью развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием потенциала интерактивных игр в данном процессе.
Проблема: каковы возможности интерактивных игр как средства развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможность развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством интерактивных игр.
Объект исследования: процесс развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: интерактивные игры как средство развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что процесс развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет результативным:
- при разработке интерактивных игр, направленных на развитие глагольной лексики;
- включении интерактивных игр в групповые и индивидуальные логопедические занятия;
- при организации взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию глагольной лексики.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить проблему развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Выявить уровень развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать интерактивные игры и включить их в логопедическую работу с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня с целью развития глагольной лексики.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение педагогического опыта и массовой практики);
- эмпирические (беседа, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
- положения исследований освоения детьми дошкольного возраста лексической стороны речи (М.М. Алексеева, А.Н. Богатырева, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина);
- подход к формированию активного словаря на основе расширения глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи (О.Р. Сеидова);
- положения теории и методики информатизации образования (Я.А. Ваграменко, И.Е. Вострокнутов, O.A. Козлов, A.A. Кузнецов, Т.А. Лавина, З.Ф. Мазур).
Новизна исследования: охарактеризовано влияние интерактивных игр на развитие глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в комплексной коррекционной работе.
Теоретическая значимость заключается в том, что уточнены и конкретизированы представления об особенностях развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и дано теоретическое обоснование интерактивных игр как средства развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования учителями-логопедами, воспитателями в коррекционно-развивающей работе с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 203 «Алиса» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участи 13 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников (38 наименований), 4 приложений. В работе представлены 13 таблиц и 6 рисунков.
Анализ теоретических основ проблемы и проведенное исследование позволили сделать следующие выводы.
Глагольность детской речи отмечают все исследователи речевого развития (В.П. Вахтеров, М.П. Феофанов, В.П. Добромыслов, А.Н. Гвоздев и другие). В возрасте от 6 до 7 лет, по данным исследований, речь в основном предикативна, то есть наиболее значимые слова выражают предикативные отношения. Если глагольный словарь не сформирован, логически построить фразу невозможно. Это явление встречается у детей с общим недоразвитием речи и сужает круг общения, что приводит к нерешительности, стеснительности и отсутствию инициативы. Хотя в словаре детей в возрасте от 6 до 7 лет с ОНР III уровня есть существительные и глаголы, структура звуков и слогов глаголов искажена, нарушены связи между словом- названием и словом-действием.
Целью данной работы являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с ОНР III уровня посредством интерактивных игр. Достижение данной цели осуществлялось в ходе теоретического исследования и экспериментальной работы.
На этапе констатирующего эксперимента для выявления уровня развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с ОНР III уровня нами были выделены следующие показатели: понимание ребенком действий; понимание ребенком смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок; использование ребенком предметного и глагольного словаря; словообразование ребенком глаголов от имен существительных; употребление ребенком разноспрягаемых глаголов.
В соответствии с данными показателями мы подобрали диагностические методики, с помощью которых выявили, что у 7 детей, что составляет 54% от общего количества детей, низкий уровень развития глагольной лексики. У 4 детей (31%) был диагностирован средний уровень. И только у 2 детей, что составляет 15%, уровень развития глагольной лексики соответствовал высокому. Таким образом, мы зафиксировали преобладание низкого и среднего уровней глагольной лексики у детей 6-7 лет с ОНР III уровня, составивших экспериментальную выборку.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы. Были разработаны интерактивные игры для развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с ОНР III уровня в форме презентаций в программе Power Point. Игры использовались учителем-логопедом на групповых и индивидуальных занятиях по направлениям логопедической работы, которые были выделены в работе О.Р. Сеидовой: расширение объема словаря; формирование структуры значения; развитие лексики и семантических полей; развитие синонимии и антонимии; формирование словообразования; формирование синтагматических связей слова.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику уровня развития глагольной лексики у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. Количество детей с высоким уровнем не изменилось, однако количество детей со средним уровнем увеличилось на 23%, а количество детей с низким уровнем сократилось на 23%.
Зафиксированная положительная динамика является индикатором результативности проведенной нами работы по развитию глагольной лексики у детей 6-7 лет с ОНР III уровня посредством интерактивных игр. Задачи исследования решены, положения гипотезы доказаны.
1. Белинова Н. В. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
педагога дошкольного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-1. С. 18-24.. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_21436555_43432443.pdf (дата обращения: 27.02.2020)
2. Бобина О. М. Формирование активного словаря на основе расширения глагольной лексики у дошкольников 6-7 лет с псевдобульбарной дизартрией. М. : ШПГУ, 2013. 27 с.
3. Боровик М. И. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком // Молодой ученый. 2016. № 18. С. 431-433. URL: https://moluch.ru/archive/122/33732/ (дата обращения: 29.01.2020)
4. Боряков Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития. На примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений. М. : Секачев, 2010. 200 с.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Астрель, 2011. 637 с.
6. Выготский Л. С. Развитие устной речи. М. : Детская речь, 1996. 51 с.
7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Детство-Пресс, 2007. 472 с.
8. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. М. : Секачев, 2012. 262 с.
9. Грибова О. Е. Технология организации логопедического
обследования. М. : Айрис-пресс, 2005. 96 с.
10. Дубровина Т. И. Развитие памяти в системе коррекционно¬развивающего обучения у детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. 2007. № 2. С. 64-69.
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. М. : Просвещение, 1985. 112 с.
12. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики. М. : Эксмо, 2011. 288 с.
13. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екб. : АРД ЛТД, 1999. 320 с.
14. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М. : Академия, 2007. 589 с.
15. Искандарова Г. Р. К вопросу о словообразовании в детской речи. М. : Сфера, 2012. 517 с.
16. Киракосян А. А. Система логопедической работы по обогащению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитие речи // Проблемы и перспективы образования XXI века. 2015. № 6. С. 3-6. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24234447_83318307.pdf (дата обращения: 18.02.2020)
17. Кроткова А. В. Особенности формирования лексико¬грамматического речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. М. : Сфера, 2004. 28 с.
18. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития у дошкольников. СПб. : Союз, 1999. 160 с.
19. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб. : СОЮЗ, 2001. 224 с.
20. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М. : Просвещение, 1968. 67 с.
21. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М. : Ленанд, 2004. 245 с.
22. Лопухина И. С. Логопедия. М. : Дельта, 1996. 88 с.
23. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Книга для учителя. М. : Дрофа, 2002. 112 с.
24. Сеидова О. Р. Формирование активного словаря на основе расширения глагольной лексики у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и ОНР III уровня. Урал : УГПУ, 2013. 163 с.
25. Слесарева О. А. Взаимодействие учителя логопеда и родителей в
процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ // Статья в сборнике трудов конференции Орехово-Зуево. 2017. № 2. С. 378-382. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_30478388_73230111.pdf (дата обращения: 22.02.2020)
26. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2004. 164 с.
27. Ступак Л. В. Онтогенез диалогической речи. М. : Ленанд, 2012. 113 с.
28. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1981. 144 с.
29. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. М. : Просвещение, 2002. 32 с.
30. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2001. № 4. С. 68-76.
31. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М. : Институт Психотерапии, 2001. 256 с.
32. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М. : Гном и Д, 2000. 128 с.
33. Филичева Т. Б. Основы логопедии. М. : Просвещение, 1989. 223 с.
34. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей
дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1999. 98 с.
35. Филология. Русский язык и литература / Тольяттинский государственный университет; сост. О. Г. Каменская, Р. А. Кан. Тольятти : ТГУ, 2012. 195 с.
36. Чистякова И. А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников. Книга для логопедов, воспитателей и родителей. СПб. : КАРО, 2005. 96 с.
37. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений. М. : АРКТИ, 2003. 240 с.
38. Шадрина Л. Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. М. : Сфера, 2012. 128 с.