ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет 9
1.1 Подходы к психологической готовности к школе 9
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования волевой готовности
школе у детей 6-7 лет 12
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
волевой готовности к школе у детей 6-7 лет 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию волевой готовности к школе у детей 6-7 лет 21
2.1 Выявление уровня сформированности волевой готовности к школе у
детей 6-7 лет 21
2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования волевой
готовности к школе у детей 6-7 лет 35
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет 42
Заключение 49
Список используемой литературы 53
Приложение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет 9
1.1 Подходы к психологической готовности к школе 9
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования волевой готовности
школе у детей 6-7 лет 12
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий формирования
волевой готовности к школе у детей 6-7 лет 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию волевой готовности к школе у детей 6-7 лет 21
2.1 Выявление уровня сформированности волевой готовности к школе у
детей 6-7 лет 21
2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования волевой
готовности к школе у детей 6-7 лет 35
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет 42
Заключение 49
Список используемой литературы 53
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время актуальность проблемы подготовки ребенка к школьному обучению обуславливается многими факторами. Поступление в школу - это серьезный и ответственный этап в жизни каждого дошкольника, вхождение его в новый социум, где его ожидают новые права и обязанности, сложные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. В настоящее время подготовка детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психолого-педагогической науки. По словам Л.С. Выготского - быть готовым к школьному обучению, это, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
На данный момент готовность ребенка к школьному обучению определяется его психическим развитием. Психологическая готовность к школе - это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности. Она заключается, прежде всего, в том, что к моменту поступления в школу у ребенка должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику. А.В. Запорожец указывал, что готовность к обучению в школе определяют следующие структурные компоненты личностного развития: мотивация, произвольность, способность к самоконтролю и регуляции психической деятельности. Готовность к школе изучали многие ученые, педагоги и психологи: Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова, Н.Г. Салмина, А.Л. Венгер, В.С. Мухина, Н.И. Гуткина, У.В. Ульенкова, А. Анастази, И. Шванцара, Е.Е. Кравцова.
Готовность ребенка к школьному обучению - это весьма ответственная, волнующая и очень важная ступень в жизни старшего дошкольника, которая требует разносторонних системных психологических исследований. А также, это необходимый уровень знаний, умений и навыков для успешного обучения в школе.
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Его ждет насыщенная деятельность, ведь в дальнейшем от него потребуется делать не только то, что ему захочется, но и то, что от него потребует преподаватель, режим школы и школьная программа. Развитие волевой готовности к школе обходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые дошкольник способен в важный период своей жизни - поступление в школу.
На протяжении всего дошкольного детства совершенствуется волевая сфера ребенка и изменяется ее структура, что проявляется в стремлении к преодолению препятствий. Развитие волевых качеств в этом возрасте обуславливается изменением мотивов поведения, соподчинения им.
Проявление действий волевого характера, выдвижение на первый план мотивов, которые являются для дошкольника наиболее актуальными, приводит к тому, что, пользуясь этими действиями и мотивами, ребенок усердно добивается поставленной цели, не отвлекаясь на внимание окружающего социума.
Такие известные психологи как Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Н.И. Гуткина уделяли большое внимание развитию произвольного поведения, которое проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. По их мнению, наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе считается именно этот компонент.
Проблема психического развития у детей дошкольного возраста была и остается одной из самых актуальных проблем психологии развития. Поступление в первый класс это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание. Актуальность готовности ребенка к школьному обучению обуславливается тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса.
Анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучения волевой готовности к школе у детей позволил нам выделить противоречие между необходимостью формирования волевой готовности дошкольников к обучению в школе и недостаточной проработанностью психолого-педагогических условий для осуществления этого процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет возможно при создании следующих психолого-педагогических условий:
- информирование дошкольников о деятельности первоклассника и формирование положительного отношения к школе;
- создание ситуаций, включающих элементы школьной жизни, в которых проявляются волевые качества ребенка;
- организация работы с родителями, направленной на формирование у детей внутренней позиции школьника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет
2. Выявить уровень сформированности волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет
4. Определить эффективность психолого-педагогических условий формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет
Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественный и количественный анализ эмпирических данных
Теоретико-методологическую основу исследования составили современные идеи, теории, подходы и концепции к определению сущности педагогических процессов развития личности; идеи личностно-ориентированного образования (А.И. Савостьянов, В.А. Петровский, В.Т. Кудрявцев, И.Д. Демакова и др.); коммуникативно-деятельности подход (О.Е. Грибова, И.И. Зарецкая, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.)
Новизна исследования заключается в определении психолого-педагогических условий формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии проблемы волевой готовности к школе у детей 6-7 лет, в обосновании психолого-педагогических условий формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования: в практику работы дошкольных образовательных учреждений могут быть внедрены: диагностические задания по выявлению уровня сформированности волевой готовности к школе у детей 6-7 лет, а также предложенные психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
База исследования: СПДС «Ягодка» г.о. Жигулевск. В эксперименте принимали участие 20 детей подготовительной группы. Возраст испытуемых 6-7 лет. Экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источников) и двух приложений. Работа иллюстрируется 10 таблицами и 2 рисунками
На данный момент готовность ребенка к школьному обучению определяется его психическим развитием. Психологическая готовность к школе - это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности. Она заключается, прежде всего, в том, что к моменту поступления в школу у ребенка должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику. А.В. Запорожец указывал, что готовность к обучению в школе определяют следующие структурные компоненты личностного развития: мотивация, произвольность, способность к самоконтролю и регуляции психической деятельности. Готовность к школе изучали многие ученые, педагоги и психологи: Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова, Н.Г. Салмина, А.Л. Венгер, В.С. Мухина, Н.И. Гуткина, У.В. Ульенкова, А. Анастази, И. Шванцара, Е.Е. Кравцова.
Готовность ребенка к школьному обучению - это весьма ответственная, волнующая и очень важная ступень в жизни старшего дошкольника, которая требует разносторонних системных психологических исследований. А также, это необходимый уровень знаний, умений и навыков для успешного обучения в школе.
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Его ждет насыщенная деятельность, ведь в дальнейшем от него потребуется делать не только то, что ему захочется, но и то, что от него потребует преподаватель, режим школы и школьная программа. Развитие волевой готовности к школе обходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые дошкольник способен в важный период своей жизни - поступление в школу.
На протяжении всего дошкольного детства совершенствуется волевая сфера ребенка и изменяется ее структура, что проявляется в стремлении к преодолению препятствий. Развитие волевых качеств в этом возрасте обуславливается изменением мотивов поведения, соподчинения им.
Проявление действий волевого характера, выдвижение на первый план мотивов, которые являются для дошкольника наиболее актуальными, приводит к тому, что, пользуясь этими действиями и мотивами, ребенок усердно добивается поставленной цели, не отвлекаясь на внимание окружающего социума.
Такие известные психологи как Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Н.И. Гуткина уделяли большое внимание развитию произвольного поведения, которое проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. По их мнению, наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе считается именно этот компонент.
Проблема психического развития у детей дошкольного возраста была и остается одной из самых актуальных проблем психологии развития. Поступление в первый класс это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание. Актуальность готовности ребенка к школьному обучению обуславливается тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса.
Анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучения волевой готовности к школе у детей позволил нам выделить противоречие между необходимостью формирования волевой готовности дошкольников к обучению в школе и недостаточной проработанностью психолого-педагогических условий для осуществления этого процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет возможно при создании следующих психолого-педагогических условий:
- информирование дошкольников о деятельности первоклассника и формирование положительного отношения к школе;
- создание ситуаций, включающих элементы школьной жизни, в которых проявляются волевые качества ребенка;
- организация работы с родителями, направленной на формирование у детей внутренней позиции школьника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет
2. Выявить уровень сформированности волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет
4. Определить эффективность психолого-педагогических условий формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет
Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественный и количественный анализ эмпирических данных
Теоретико-методологическую основу исследования составили современные идеи, теории, подходы и концепции к определению сущности педагогических процессов развития личности; идеи личностно-ориентированного образования (А.И. Савостьянов, В.А. Петровский, В.Т. Кудрявцев, И.Д. Демакова и др.); коммуникативно-деятельности подход (О.Е. Грибова, И.И. Зарецкая, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.)
Новизна исследования заключается в определении психолого-педагогических условий формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии проблемы волевой готовности к школе у детей 6-7 лет, в обосновании психолого-педагогических условий формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования: в практику работы дошкольных образовательных учреждений могут быть внедрены: диагностические задания по выявлению уровня сформированности волевой готовности к школе у детей 6-7 лет, а также предложенные психолого-педагогические условия формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет.
База исследования: СПДС «Ягодка» г.о. Жигулевск. В эксперименте принимали участие 20 детей подготовительной группы. Возраст испытуемых 6-7 лет. Экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источников) и двух приложений. Работа иллюстрируется 10 таблицами и 2 рисунками
В ходе исследования достигнута его цель и решены поставленные задачи, сформулированы следующие выводы.
На основе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что волевая готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста является основой для дальнейшего успешного обучения в школе и благополучного освоения в новом социуме. Изучением готовности ребенка к школе занимались многие отечественные и зарубежные ученые:
Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Н.И. Гуткина,
В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин, Ст. Холл,
Я. Йирасек, Ф. Керн. Ведь проблема психического развития у детей дошкольного возраста была и остается одной из самых актуальных проблем психологии развития.
Переход ребенка в старший дошкольный возраст подразумевает множество различных испытаний, как эмоциональных, физических, так и психологических. Для него открываются новые возможности, новые обязанности, трудности и конечно самый главный и ответственный этап - поступление в школу. И в этом случае волевая готовность к школе играет огромную роль. Она позволяет ребенку контролировать свои эмоции, переживания и включает в себя умение владеть своими действиями, подчиняться нормам и правилам, способствует проявлению выдержки в различных ситуациях. Сформированная волевая готовность к школьному обучению развивает такие качества ребенка, как самостоятельность, ответственность, аккуратность, умение сознательно контролировать свои действия, то есть все те черты, которые необходимы старшему дошкольнику для успешного обучения в школе.
Эффективность формирования волевой готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста зависит от многих психолого - педагогических условий, таких как информирование дошкольника о деятельности первоклассника и формирование позиции школьника, что необходимо для представления о школьной жизни, ее нормах, правилах и предъявляемых требованиях, также для формирования волевой готовности к школе необходимо создавать ситуации, включающие в себя элементы школьной жизни, в которых проявляются волевые качества ребенка. Учет всех этих психолого - педагогических условий при подготовке дошкольника к школьному обучению, позволит развить у ребенка способность ставить перед собой цель, преодолеть трудности в процессе ее достижения, способствовать накоплению у него представлений об обучение в школе, а так же формированию положительного отношения к ней.
Практическая часть работы была выполнена на базе СПДС «Ягодка» г.о. Жигулевск, Самарской области. В исследовании участвовало 20 детей подготовительной группы. Возраст испытуемых 6-7 лет. Экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Нами были выделены следующие показатели:
- Уровень развития произвольной сферы.
- Уровень развития предпосылок учебной деятельности .
- Уровень развития мотивационной готовности к школьному обучению.
- Уровень сформированности «внутренней позиции школьника».
На констатирующем этапе эксперимента было проведено исследование с помощью следующих методик: «Домик» (Н.И. Гуткина), «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин), «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению» (Т.А. Нежнова), «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова).
Проведя анализ диагностических данных, установлено, что средний уровень волевой готовности к школе имеют 15 детей (75% от группы). Дети выполняют предложенные задания с интересом, отвечают на вопросы взрослого и комментируют свои действия. Так же, не отказываются от помощи и стараются выполнить задания качественно.
У 3 детей (15%) отмечен высокий уровень волевой готовности к школе. Они активно и с интересом выполняют задания, хорошо идут на контакт со взрослыми, отвечают на вопросы и комментируют свои действия.
Низкий уровень продемонстрировали 3 ребенка (15%). Эти не дети не справлялись с заданиями, которые им предлагались. Им постоянно требовалась помощь взрослого, хоть некоторые и отказывались от нее. Допускали много ошибок в ходе выполнения.
Работа по формированию волевой готовности к школе у детей 6-7 лет осуществлялась по трем этапам: подготовительный, основной и заключительный.
Целью подготовительно этапа было: осуществить информирование дошкольников о деятельности первоклассника и сформировать положительное отношение к школе. На данном этапе мы обогатили развивающую предметно-пространственную среду предметами для самостоятельной деятельности детей, согласно разработанному нами плану.
Целью основного этапа было: создать ситуации, включающие элементы школьной жизни, в которых проявляются волевые качества ребенка. Для этого нами была подобрана серия занятий, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста: «Школа», «Собираемся в школу», «Скоро в школу», «Эмоции», «На пороге школы».
Целью заключительного этапа формирующего эксперимента было: сформировать у ребенка позицию школьника. Работа на данном этапе строилась следующим образом. Родителям будущих первоклассников предлагались задания по организации совместной деятельности, такие как: экскурсия с ребенком в школу, встреча и знакомство с учителями, семейное чтение художественной литературы о школе, рассказы о своих любимых учителях, а за тем устраивалось обсуждение результатов на темы: «Что такое школа?», «Почему я хочу учиться в школе?», «Зачем нужна школа?», «Чему учат в школе?». Затем нами была разработана памятка для родителей на тему «Психологическая готовность ребенка к школе».
После формирующего этапа эксперимента нами были повторно проведены методики, используемые нами на констатирующем этапе. Проанализировав результаты проведенных методик контрольного этапа, мы пришли к выводу, что:
- Высокий уровень волевой готовности к школе имеют 6 детей (30%).
- Средний уровень волевой готовности к школе имеют 12 детей (60 %).
- Низкий уровень волевой готовности к школе имеют 2 ребенка (10%).
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет ориентировано на среднем уровне. Можно заключить, что по сравнению с результатами экспериментирования на констатирующем этапе, в целом по группе существенно повысились количественные результаты высокого уровня волевой готовности к школе. Следовательно, по итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что гипотеза исследования доказана, поскольку процесс формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет стал эффективен при следующих психолого-педагогических условиях: информирование дошкольников о деятельности первоклассника и формирование положительного отношения к школе; создание ситуаций, включающих элементы школьной жизни, в которых проявляются волевые качества ребенка; организация работы с родителями, направленной на формирование у детей внутренней позиции школьника.
На основе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что волевая готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста является основой для дальнейшего успешного обучения в школе и благополучного освоения в новом социуме. Изучением готовности ребенка к школе занимались многие отечественные и зарубежные ученые:
Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Н.И. Гуткина,
В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин, Ст. Холл,
Я. Йирасек, Ф. Керн. Ведь проблема психического развития у детей дошкольного возраста была и остается одной из самых актуальных проблем психологии развития.
Переход ребенка в старший дошкольный возраст подразумевает множество различных испытаний, как эмоциональных, физических, так и психологических. Для него открываются новые возможности, новые обязанности, трудности и конечно самый главный и ответственный этап - поступление в школу. И в этом случае волевая готовность к школе играет огромную роль. Она позволяет ребенку контролировать свои эмоции, переживания и включает в себя умение владеть своими действиями, подчиняться нормам и правилам, способствует проявлению выдержки в различных ситуациях. Сформированная волевая готовность к школьному обучению развивает такие качества ребенка, как самостоятельность, ответственность, аккуратность, умение сознательно контролировать свои действия, то есть все те черты, которые необходимы старшему дошкольнику для успешного обучения в школе.
Эффективность формирования волевой готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста зависит от многих психолого - педагогических условий, таких как информирование дошкольника о деятельности первоклассника и формирование позиции школьника, что необходимо для представления о школьной жизни, ее нормах, правилах и предъявляемых требованиях, также для формирования волевой готовности к школе необходимо создавать ситуации, включающие в себя элементы школьной жизни, в которых проявляются волевые качества ребенка. Учет всех этих психолого - педагогических условий при подготовке дошкольника к школьному обучению, позволит развить у ребенка способность ставить перед собой цель, преодолеть трудности в процессе ее достижения, способствовать накоплению у него представлений об обучение в школе, а так же формированию положительного отношения к ней.
Практическая часть работы была выполнена на базе СПДС «Ягодка» г.о. Жигулевск, Самарской области. В исследовании участвовало 20 детей подготовительной группы. Возраст испытуемых 6-7 лет. Экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Нами были выделены следующие показатели:
- Уровень развития произвольной сферы.
- Уровень развития предпосылок учебной деятельности .
- Уровень развития мотивационной готовности к школьному обучению.
- Уровень сформированности «внутренней позиции школьника».
На констатирующем этапе эксперимента было проведено исследование с помощью следующих методик: «Домик» (Н.И. Гуткина), «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин), «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению» (Т.А. Нежнова), «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова).
Проведя анализ диагностических данных, установлено, что средний уровень волевой готовности к школе имеют 15 детей (75% от группы). Дети выполняют предложенные задания с интересом, отвечают на вопросы взрослого и комментируют свои действия. Так же, не отказываются от помощи и стараются выполнить задания качественно.
У 3 детей (15%) отмечен высокий уровень волевой готовности к школе. Они активно и с интересом выполняют задания, хорошо идут на контакт со взрослыми, отвечают на вопросы и комментируют свои действия.
Низкий уровень продемонстрировали 3 ребенка (15%). Эти не дети не справлялись с заданиями, которые им предлагались. Им постоянно требовалась помощь взрослого, хоть некоторые и отказывались от нее. Допускали много ошибок в ходе выполнения.
Работа по формированию волевой готовности к школе у детей 6-7 лет осуществлялась по трем этапам: подготовительный, основной и заключительный.
Целью подготовительно этапа было: осуществить информирование дошкольников о деятельности первоклассника и сформировать положительное отношение к школе. На данном этапе мы обогатили развивающую предметно-пространственную среду предметами для самостоятельной деятельности детей, согласно разработанному нами плану.
Целью основного этапа было: создать ситуации, включающие элементы школьной жизни, в которых проявляются волевые качества ребенка. Для этого нами была подобрана серия занятий, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста: «Школа», «Собираемся в школу», «Скоро в школу», «Эмоции», «На пороге школы».
Целью заключительного этапа формирующего эксперимента было: сформировать у ребенка позицию школьника. Работа на данном этапе строилась следующим образом. Родителям будущих первоклассников предлагались задания по организации совместной деятельности, такие как: экскурсия с ребенком в школу, встреча и знакомство с учителями, семейное чтение художественной литературы о школе, рассказы о своих любимых учителях, а за тем устраивалось обсуждение результатов на темы: «Что такое школа?», «Почему я хочу учиться в школе?», «Зачем нужна школа?», «Чему учат в школе?». Затем нами была разработана памятка для родителей на тему «Психологическая готовность ребенка к школе».
После формирующего этапа эксперимента нами были повторно проведены методики, используемые нами на констатирующем этапе. Проанализировав результаты проведенных методик контрольного этапа, мы пришли к выводу, что:
- Высокий уровень волевой готовности к школе имеют 6 детей (30%).
- Средний уровень волевой готовности к школе имеют 12 детей (60 %).
- Низкий уровень волевой готовности к школе имеют 2 ребенка (10%).
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет ориентировано на среднем уровне. Можно заключить, что по сравнению с результатами экспериментирования на констатирующем этапе, в целом по группе существенно повысились количественные результаты высокого уровня волевой готовности к школе. Следовательно, по итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что гипотеза исследования доказана, поскольку процесс формирования волевой готовности к школе у детей 6-7 лет стал эффективен при следующих психолого-педагогических условиях: информирование дошкольников о деятельности первоклассника и формирование положительного отношения к школе; создание ситуаций, включающих элементы школьной жизни, в которых проявляются волевые качества ребенка; организация работы с родителями, направленной на формирование у детей внутренней позиции школьника.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К
СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



