Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ноосферная модель экологической безопасности «Экогород Тольятти» как основа устойчивого развития зеленой экономики

Работа №114337

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы113
Год сдачи2021
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Методологические основы анализа концепции «Зеленая экономика»
как основа устойчивого развития ноосферного города в контексте экологической безопасности
1.1Теоретические аспекты анализа устойчивого развития
1.2Ноосферная модель как императив устойчивого развития в
перспективах концепции «зеленой» экономики
1.3Факторы экологической безопасности
Глава 2. Концепция «Зеленая экономика» как основа формирования
экологического ноосферного города
2.1Эмпирические исследования отношения жителей г. Тольятти к
различным аспектам экологической безопасности
2.2Экспертная оценка перспектив ноосферной модели экологической
безопасности «Экогород Тольятти»
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А Программа исследования «Оценка экологической
безопасности городской среды в Тольятти»
Приложение Б Анкета
Приложение В Таблицы распределений
Приложение Г Вопросы интервью
Приложение Д Стенограмма интервью
Приложение Е Материалы инфографики

Актуальность темы исследования. Экология всегда волновала
общество. На сегодняшний день проблема окружающей среды и
экологической безопасности является особенно актуальной. Чрезмерное
потребление ресурсов и загрязнение окружающей среды, являются главными
причинами наступления цивилизации на природу, другая причина – резкий
рост населения мира, рост потребностей и усиление давления на
окружающую среду. Не менее важная роль – исходное представление, о том,
что природа богата на ресурсы, а её главная задача служить людям.
Изменения, происходящие в мировоззрении человечества, которые
существуют в данное время, показывают, что природные ресурсы истощаемы
и конечны. Человек является частью природы, и к тому же всецело зависит
от состояния биосферы. Задачи, которые выходят на передний план сегодня –
это изменение отношения к окружающей среде и экономия природных
ресурсов.
Сохранение биосферы является необходимым условием выживания
человека, когда экология становится мировоззрением, объединяющем
результаты различных дисциплин, а также определяющим поведение
человека по отношению к окружающему его миру и, непосредственно к себе.
Радикальные изменения, происходящие в биосфере, являются
результатом человеческой деятельности. Сейчас, исчерпаны условия
материальной и естественной жизни человечества, что лежат в основе
защиты потребительских прав.
Новое поколение человечества должно приобретать и овладевать
новыми навыками, основами экологического знания и культуры. А
общеобразовательная школа должна играть важную роль в формировании
заботы о природных ресурсах планеты. Следовательно, принципы
гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека и природыдолжны представлять собой основу современной концепции
природопользования. [15]
В глобальной системе «человек – природа» выделяют пять систем,
которые взаимодействуют между собой, это:
 природа (атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера);
 человек;
 технологическая сфера;
 социальная сфера;
 информационная сфера.
Эти системы являются как объектами, так и субъектами безопасности,
которые испытывают положительное или отрицательное взаимодействие.
Объект глобальной безопасности – это биосфера, ее функционирование и
защита, которая обеспечивает существование всех форм жизни на Земле.
Человек, как самый уязвимый и опасный для самого себя, является главным
объектом и субъектом безопасности.
Рассматривая концепцию экологической безопасности, можно понять,
что она имеет свое выражение в защите прав государственных интересов,
отдельных лиц, общества в целом и их воздействий на человека, которые
представляют значительную угрозу для здоровья. Концепция экологической
безопасности обеспечивает благоприятное существование всех поколений,
учитывая различные угрозы и опасности экологии.
В настоящее время уровень социо-экологического знания дает
возможность определить современное общество как социо-природную
систему, которая охватывает сферы жизни людей, территориальные формы
расселения, социальные институты и социокультурные ценности,
регулирующую природные процессы и деятельность социальных общностей.
Важнейшим структурным элементом системы представляются
экологические сферы жизни людей: агросфера, техносфера, ноосфера.
Для актуализации выбранной тематики в условиях функционирования
современного мира, стоит обратить внимание на показатели стратегическогоразвития и национальных проектов от 24 декабря 2018 года, которые были
утверждены президиумом Совета при Президенте РФ. В рамках реализации
Национального проекта (2019–2024 годы) рассмотрим следующие его
направления:
– Образование. Для обучающихся 5–11 классов в период с 2019 по 2024
год будет создана возможность освоения индивидуальных программ
общеобразовательных учреждений в сетевой форме.
– Демография. В 2019–2024 году будут проведены две информационно-
коммуникационные кампании в условиях формирования проекта
«Укрепление общественного здоровья» посредством 23,6 миллионов
демонстраций по телевидению, радио и Интернету. Около 70% населения
будет охвачено данным демонстрационным мероприятием к концу 2024 года.
– Культура. В аспекте целей и целевых показателей планируется
увеличение количества обращений к цифровым ресурсам в 5 раз. В рамках
укрепления гражданской идентичности и формирования духовно-
нравственного воспитания молодёжи будет проводиться работа по созданию
и распространению контента в сети Интернет (2019–2024 годы).
– Экология. В 2024 году планируется обеспечить продвижение
различных туристических продуктов национальных парков в целях
увеличения посетителей особо охраняемых природных территорий России.
– Предпринимательство. Федеральные информационные кампании в
2019 году будут предполагать разработку и реализацию систем мероприятий
для популяризации института граждан, которые являются самозанятыми,
либо задействованы в предпринимательской среде.
– Цифровая экономика. К концу 2019 года планируется подключение
13 958 населённых пунктов, численность которых варьируется от 250 до 500
человек, к сети Интернета. Базовыми значениями доли домохозяйств,
подключенных к глобальной сети, будут выступать следующие показатели:
79% – 2019 год, 89% – 2021 и 97% – 2024; в 2020 году планируется создание
системы отраслевого регулирования в аспекте функционированиякиберфизических систем, среди которых стоит выделить «Интернет вещей»,
а в 2021 – обеспечение населения приоритетными массовыми социально-
значимыми государственными (муниципальными) услугами и сервисами в
виде цифровых ресурсов.
Степень научной разработанности темы. Вопросы формирования
факторов экологической безопасности в контексте устойчивого развития
рассматривались такими известными учеными-социологами как, К. Маркс и
Ф. Энгельс, В. И. Вернадский, Н. Ф. Реймерс, Р. Парк, Р. Маккензи,
Э. Бёрджесс, К. Ясперс, Ф. Бэкон, У Каттон, Р. Данлэп, В. Лаер и др.
В таких работах как: «Экологический энциклопедический словарь»,
(Дедю И.И.), «Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы»,
(Реймерс Н.Ф), «Толковый словарь по охране природы», «Термины и
определения по охране окружающей среды, природопользованию и
экологической безопасности.» и. др.
Экология и экологическая безопасность рассматривалась в Новой
Экологической Парадигме, как направление социальной экологии. Она
получила распространение в 1960-х годах. Экологическая парадигма –
устойчивая система норм, взглядов, различных установок, принципов и
ориентационных ценностей, которые определяются в системе «природа-
общество» для нынешнего времени. Данная парадигма есть специфическая
форма парадигмы социальной. Её формирование происходит на этапах
укоренения экологического сознания. Глобализация и ее процессы, которые
происходят в мире, несут в себе нравственное наполнение деятельности
человека, и особенно в части её отношения к биосфере.
Современное экологическое мышление должно заключаться в
формировании общественного мировоззрения на основе подхода коэволюции
– проблеме устойчивого развития системы «природа-общество».
Концепция устойчивого развития сочетает в себе два принципа:
 сохранение уровня удовлетворения общественных потребностей
и индустриализация экономики в дальнейшем; обеспечение экологической безопасности и сохранение уровня
капитала природы.
Требование концепции устойчивого развития в целом, есть сохранение
естественного природного капитала.
Рассматривая концепцию с экономической точки зрения, можно
обратиться к теории максимального потока совокупного дохода Хикса-
Линдаля. Она предполагает использование ограниченных ресурсов,
экологически чистых технологий, добычу и переработку сырья, рационально.
[33]
Социальная сфера составляет другую часть устойчивости. Данный
подход ориентирован на человека и направлен на поддержание устойчивости
социальных и культурных систем, включая сокращение разрушительных
конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является
справедливое распределение выгод.
Материальное значение и характеристики экологической безопасности
в контексте устойчивого развития определяются тремя основными
компонентами: экономической, социальной и экологической.
С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно
обеспечивать целостность биологических и физических природных систем.
Большое значение имеет жизнеспособность экологических систем, которая
связана с глобальной стабильностью всей биосферы.
Средством достижения устойчивого развития является координация
различных точек зрения и перевод их на язык конкретных событий. Эта
задача связана со значительными сложностями, поскольку все три элемента
устойчивого развития должны быть уравновешены. Также немаловажны
механизмы взаимодействия этих трех понятий. К появлению новых идей,
касающихся оценки внешних воздействий на окружающую среду, привел
механизм взаимодействия экономических и экологических элементов.
Экономические и социальные элементы, взаимодействующие между собой,сталкиваются с новыми проблемами, такими как оказание адресной помощи
бедным или достижение справедливости между поколениями.
Путь к целям обеспечения нормальной жизнедеятельности
человечества состоит в преодолении экологически-социальной
нестабильности и устранении причин конфликтов социума. Данная идея
предполагает реализацию сохранения окружающей среды и процессов
природы для удовлетворения потребностей человека, а также согласование
социально-экономических задач. [29]
Одним из элементов экологической системы является экологическая
политика, которая основана на принципах, обязательствах и намерениях
предприятий. Она создает основу, позволяющую реализовывать собственные
разработки экологических задач и целей. Экологическая политика, так же,
важная составляющая системы экологического менеджмента, которая
включает в себя структуру организации, практические работы, планирование
и распределение деятельности и ответственности, позволяет дать оценку
достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической
политики. [9]
Следует отметить, что вопрос об экологии и экологической
безопасности является основной проблемой человечества, предметом
углубленных исследований и по-прежнему существует много нерешенных
дискуссионных проблем, которые расширяют поле научного поиска. В
контексте устойчивого развития существует необходимость дальнейшего
исследования темы.
Целью бакалаврской работы является изучение ноософерной модели
экологической безопасности «Экогород Тольятти».
Объект исследования – факторы экологической безопасности в
контексте устойчивого развития зеленой экономики.
Предмет исследования – особенности и характеристики ноосферной
модели экологической безопасности «Экогород Тольятти» как основы
устойчивого развития зеленой экономики.Задачи работы:
 Проанализировать теоретические аспекты устойчивого развития;
 Рассмотреть ноосферную модель как императив устойчивого
развития в перспективах концепции «зеленой» экономики»;
 Выделить факторы экологической безопасности и экологические
проблемы в г. о. Тольятти;
 Проинтерпретировать концепцию «Зеленая экономика» как
основу формирования экологического ноосферного города;
 Произвести оценку населением экологической безопасности
городской среды в Тольятти.
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы:
 Системный подход или метод «эмпирических обобщений»
является фундаментом методологии современной экологии рассматривает
механизм моделирования и предсказания вероятных трансформаций
экологического пространства. (И. М. Забелин, В. И. Вернадский, Л. Коган);
 Культурологический подход опирается на учение о ценностях и
обусловлен объективной связью человека с культурой как системой
ценностей. (С.Н. Глазачев, Н.М. Мамедов, В.И. Панов);
 Феноменологический подход направлен на изучение социальных
феноменов повседневного «жизненного мира» как объектов осознания
людьми, которые конструируются в процессе их непрерывной
жизнедеятельности. (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман);
 Деятельностный подход исходит из того, что никаких опасностей
вне и независимо от человека и его деятельности в природных системах не
существует. (Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко,
Ш.А. Амонашвили);
 Социально-экологический подход является частной
конкретизацией социогенетического подхода, в котором при этом четко
прослеживаются интеракционистские влияния. (Р. Парк, Р. Маккензи,
Э. Бёрджесс, У. Бронфенбреннер); Экологический подход позволяет рассматривать в широком
смысле гармонизацию человека и его социального и физического окружения,
в более узком смысле – взаимные адаптивные процессы, необходимые для
такой гармонизации. (Д. Милль, Д. Марш, Г. Спенсер);
 Экоцентрический подход исходит из зависимости человека от
природы и предполагает, что экологические законы продолжают управлять
человеком, и опирается на представление об объективном существовании
единой системы, в рамках которой все живые организмы взаимодействуют
между собой и с окружающей природной средой. (С.Д. Дерябо, B.А. Ясвин,
Б.Т. Лихачев, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный);
 Экономический подход позволяет раскрыть роль экономических
структур и институтов в обществе, а также понять какое влияние общество
оказывает на характер экономических структур. (М. Вебер, Г. Зиммель,
А. Токвиль, В. Зомбарт, Й. Шумпетер);
 Урбанизационный подход, в рамках которого город
рассматривается в контексте становления и развития индустриального
общества, перехода от традиционного к современному социуму. (У. Ростоу,
Э. Шилз, М. Леви, Л. Рейсман).

Гипотезы исследования:
 Население с возрастом старше 45 лет имеет большее знание норм
экологической безопасности, чем население с возрастом от 18 до 30 лет;
 Уровень участия населения в экологических движениях низкий в
связи с недостаточным экологическим образованием.
Методы исследования: анкетный опрос, глубинное интервью
(фокусированное, с использованием визуального материала).
Эмпирическая база исследования. Для получения необходимой
информации об отношении представителей различных групп населения к
различным аспектам экологической безопасности в г. Тольятти, был
проведён анкетный опрос. В ходе исследования изучается выборочнаясовокупность (N=100 человек, по 50 человек в возрасте от 18 до 30 лет и от
45 и старше). Тип выборки представлен квотной, пропорциональной, где
респонденты были распределены по ряду критериев: пол, возраст, уровень
образования и материальное положение. Обработка и анализ полученной
информации производились при помощи программ Microsoft Excel и IBM
SPSS.
Для изучения оценки перспектив ноосферной модели экологической
безопасности «Экогород Тольятти» был использован метод экспертного
интервью. Форма проведения – очная и заочная. Выборочная совокупность
составила 6 человек (N=6). Экспертами выступили члены различных
экологических объединений и организаций. Возраст респондентов: от 20 до
40. Средний возраст – 29 лет.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов),
заключения, списка используемой литературы и используемых источников и
приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальная часть устойчивости развития предполагает, что
человечество является центральным или главным членом экологически
социальной системы, а человек представляет собой субъект развития. Это
означает, что человек обязан принимать участие в процессах, формирующих
сферу его жизнедеятельности, способствовать принятию и исполнению
решений, осуществлять контроль над их реализацией. Создание более
результативной системы принятия решений, которая будет ориентирована на
поддержание культурного капитала и его многообразия в глобальных
масштабах, стабильности социальных систем, на уменьшение количества
разрушительных международных и межэтнических разногласий позволит
современному обществу достичь устойчивости развития. А.Д. Урсул и А.Л.
Романович отмечают, что устойчивое развитие должно исключить решение
вопросов безопасности путем конфликтных, насильственных, мажоритарных
и иных видов обеспечения безопасности. Требуется переходить на
консенсусно-консолидирующие отношения и пути решения проблем как во
взаимодействиях с окружающей природной средой, так и в системах
«человек – социум – цивилизация». [48]
Результаты исследования методом анкетирования показали, что
большая часть респондентов, заинтересованы экологией, а также
удовлетворены качеством жизни и окружающей их средой. Население
старшего возраста имеет достаточные знания норм экологической
безопасности, в принципе так же, как и молодое население, но респонденты в
возрасте от 45 лет и старше все же осведомлены в данном аспекте лучше.
Конечно, это может быть связано с жизненным опытом.
Проанализировав результаты проведенного интервью, можно сделать
вывод о том, что анализ связей города с окружающей его территорией
выявил необходимость дифференцированного подхода к ее функциональной
организации.
Три из семи гипотез оказались полностью подтвержденными.Гипотеза о минимальной заинтересованности населением экологией
города, оказалась не утвердительной. Гипотезе о том, что женщины и
мужчины разных возрастных категорий считают, что состояние
экологической среды в городе Тольятти удовлетворительное, не
подтвердилась, так как в целом, население оценило состояние экологической
среды в 2.63 балла из 5.
Гипотеза: «Население старше 45 лет имеет большее знание норм
экологической безопасности, чем население с возрастом от 18 до 30 лет.»
оказалась не подтвержденной, поскольку население в возрасте старше 45 лет
имеет большее знание норм экологической безопасности, чем население в
возрасте от 18 до 30 лет.
«Женщины и мужчины от 18 до 30 лет и старше 45 лет имеют
практически одинаковое представление о тенденциях изменения
экологической ситуации.», данную гипотезу, так же можно считать не
подтвержденной, так как посредством анализа ответов респондентов
выявилось, что женщины и мужчины от 18 до 30 лет и старше 45 лет имеют
различное представление о тенденциях изменения экологической ситуации.
Гипотеза о том, что молодежь получает информацию об экологическом
состоянии города, чаще от друзей, родственников и через Интернет, в то
время как старшее поколение чаще обращается к телевидению и радио,
является утвердительной.
Так же, подтверждена гипотеза: «Молодежь дает более низкую оценку
экологической безопасности, чем люди старшего возраста.»
И подтверждена гипотеза о том, что по мнению населения, негативных
факторов влияния экологических проблем на общество больше, чем
позитивных.


1. Агафонов Н. Т. Основные положения концепции перехода
Российской Федерации на модель устойчивого развития /Н. Т. Агафонов,
Р. А. Исляев // СПб. 1995. С. 102–103.
2. Ахмедов Р. М. К вопросу об экологической безопасности / Р.
М. Ахмедов, Ю. А. Иванова, Р. Н. Мородумов // Вестник экономической
безопасности. – 2019. № 4. С. 108–110.
3. Бабичева Н. Э. Интегрированная методика экономического
анализа развития организаций с использованием ресурсного подхода /
Н.Э. Бабичева // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 1. С. 10–
18.
4. Белик И. С. Оценка и диагностика эколого-экономического
безопасного развития территории / И. С. Белик // Екатеринбург. УГТУ -
УПИ, 2008. 271 с.
5. Блецхин И. Я. Стратегия устойчивого развития региональных
систем/ И. Я. Блецхин // СПб.: Изд-во ИРЭ РАН. 2001. С. 5–7.
6. Боголюбов С. А. Законы природы и законы общества /
С. А. Боголюбов // Государство и право. 2016. № 11. С. 21–31.
7. Ващекин Н. П. Устойчивое развитие: мнение ученых /
Н. П. Ващекин, В. А. Лось. М.: Изд-во МГУК. 2002. 42 с.
8. Гичев Ю. П. Загрязнения окружающей среды и здоровье человека
(печальный опыт России) / Ю. П. Гичев // Вестник КемГУ. 2010. № 2. 138 с.
9. ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей
средой. Требования и руководство по применению: [Электронный ресурс]
Режи доступа: «Техэксперт: экология», предоставленный ООО
«Информпроект» (дата обращения: 18.06.2020).
10. Государственный доклад о состоянии защиты населения и
территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в 2014 году. – М.: МЧС России. 2015. 318 с.11. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие теоретико-
методологический анализ / В. И. Данилов-Данильян // Экономика и
математические методы. 2003. № 2. С. 123–135.
12. Данилов-Данильян В. И. Экосистема – одно из важнейших
фундаментальных понятий современной науки / В. И. Данилов-Данильян //
Экосистемы: экология и динамика. 2017. Т.1. № 1. С. 5–9.
13. Данилов-Данильян В.И. О соотношении правового и
экономического аспектов в охране природы // Право и экология: материалы
Международной школы-практикума молодых ученых-юристов / отв. ред.
Ю.А. Тихомиров, С.А. Боголюбов. М. 2014. С. 48–58.
14. Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь /
И. И. Дедю // Кишинев, 1990. 406 с.
15. Дежникова Н. С. Воспитание экологической культуры у детей и
подростков / Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова // Учебное
пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2001. 64 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ