Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации

Работа №114335

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы76
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы административно-правового регулирования в сфере противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации
1.1.Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы
религиозного экстремизма в рамках науки административного права
1.2.Понятие и виды религиозного экстремизма
Глава 2. Организационные и административно-правовые основы противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации
2.1.Общая характеристика организации противодействия
религиозному экстремизму
2.2.Административно-правовое обеспечение противодействия
религиозному экстремизму
Глава 3. Проблемы и перспективы противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации
3.1.Проблема определения административно-правового статуса
органов внутренних дел как субъекта противодействия религиозному экстремизму
3.2.Проблемы в организации противодействия религиозному
экстремизму
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников

На сегодняшний день первостепенной задачей, стоящей перед
Российской Федерацией, является сохранение правопорядка посредством
ведения оперативной работы в рамках системы обеспечения национальной
безопасности. В контексте данной системы в связи с высокой
поликонфессиональностью общества большое значение отводится
конфессиональной политике в области обеспечения противодействия
религиозному экстремизму.
Проблемы в организации противодействия религиозному экстремизму,
недостатки в работе органов внутренних дел и несовершенства
административно-правового обеспечения в исследуемой сфере ведут к
увеличению числа совершенных преступлений экстремистской
направленности. В частности, в 2021 г. произошел рост числа таких
преступлений, в сравнении с 2020 г. на 26,9 %; то есть за весь 2021 год было
зарегистрировано 1057 преступлений [40].
Данные обстоятельства усиливают необходимость совершенствования
системы противодействия религиозному экстремизму, стоит отметить
однако, что процесс её совершенствования сопряжен с рядом трудностей.
Во-первых, необходимо признать существующие пробелы в теории
противодействия религиозному экстремизму, а также имеющуюся
неопределенность по вопросу места, которое процесс противодействия
религиозному экстремизму занимает в системе обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации.
Во-вторых, содержание вновь вводимых правовых норм в сфере
нормативно-правового регулирования противодействия религиозному
экстремизму чаще всего обращено на уголовно-правовую составляющую,
регламентирующую только некоторую часть рассматриваемой системы. В
существующих нормативно-правовых актах содержится информация о мерахпервостепенности борьбы с экстремистскими проявлениями, но отсутствует
концептуальная база системы их профилактики и предотвращения.
В-третьих, неокрепшие государственно-конфессиональные связи в
рамках системы противодействия экстремизму сдерживают решение
вопросов, касающихся обеспечения безопасности Российской Федерации.
Таким образом, в условиях происходящей трансформации общества
требуется проведение основательного научного исследования в области
совершенствования административно-правовой регламентации деятельности
элементов системы в нашей стране, что в конечном итоге определяет выбор
темы исследования.
Объектом исследования в данном случае выступают общественные
отношения, складывающиеся в процессе практической реализации
механизма административного регулирования в сфере противодействия
религиозному экстремизму в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают применимые нормы российского
законодательства, регламентирующие общественные отношения,
складывающиеся в процессе осуществления органами государственной
власти непосредственных действий, направленных на противодействие
религиозному экстремизму в Российской Федерации, материалы судебной
практики, современные научные теоретические разработки, касающиеся
объекта исследования.
Цель исследования заключается в комплексном общетеоретическом
анализе практики административно-правового регулирования
противодействия религиозному экстремизму, выявлении имеющихся в
данном отношении проблем и формировании соответствующих
рекомендаций.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения
следующих задач:проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению
проблемы религиозного экстремизма в рамках науки
административного права;
- провести правовую оценку феномена религиозного экстремизма;
- исследовать виды религиозного экстремизма;
- определить особенности организации противодействия
религиозному экстремизму;
- рассмотреть сущность и эффективность административно-правового
регулирования в сфере противодействия религиозному экстремизму;
- выявить специфику административно-правового статуса органов
внутренних дел как субъекта противодействия религиозному
экстремизму;
- выработать рекомендации по совершенствованию административно-
правовых основ противодействия религиозному экстремизму.
Методологическую концепцию исследования составляет сочетание
диалектического подхода и общенаучных методологических процедур.
Большое значение имеет системный метод исследования, используемый в
совокупности с деятельностным подходом. Данные методы и подходы дали
возможность изучить административно-правовое регулирование
противодействия религиозному экстремизму, установив взаимозависимость
субъектов системы, а также направленность административно-правовых
норм и институтов в исследуемой сфере на результат. Кроме того, широко
применялись логические приемы индукции и дедукции, анализа и синтеза, а
также формально-юридический метод.
Положения, выносимые на защиту:
- предложено авторское определение религиозного экстремизма;
- определена специфика административно-правового статуса органов
внутренних дел в исследуемой области в качестве комплекса
целевых, организационных, компетенционных составляющих,характеризующих деятельность данных органов в сфере
противодействия религиозному экстремизму;
- разработаны предложения по внесению дополнений в Федеральный
закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» (ст. 3, ст. 5), в Концепцию противодействия
терроризму в Российской Федерации, утвержденную Президентом
Российской Федерации 05.10.2009 (п. «г» ст. 3; пункты «д», «и» ст.
15; пункты «г», «д» ст. 21), в УК Российской Федерации;
- сделан вывод, что сегодняшняя общественно-политическая
ситуация обуславливает острую необходимость разработки
органами государственной власти сложноуровневой и более
совершенной системы противодействия религиозному экстремизму.
Применяемый в исследовании системно-деятельностный
методологический подход позволяет выстроить усовершенствованную
систему противодействия религиозному экстремизму, состоящую из шести
элементов:
- нормативно-правовое регулирование;
- отслеживание и прогнозирование экстремистских проявлений;
- совершенствование организационной составляющей системы;
- популяризация противодействия в обществе;
- анализ рентабельности противодействия;
- внесение поправок в систему.
Результаты исследования были апробированы посредством их
опубликования (Николаева Е. А. Правовое регулирование противодействия
религиозному экстремизму и терроризму нормами международного права //
Студенческий вестник. 2022. № 23 (215)).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит список
используемой литературы и используемых источников. Диссертация
изложена на 76 страницах

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Методологическую концепцию исследования составляет сочетание
диалектического подхода и общенаучных методологических процедур,
состоящих из теоретических, общелогических и эмпирических методов
познания. Использование диалектического подхода на высшем уровне
познания позволило структурировать применяемые понятия, определить
соотношение части и целого, отдельного и общего, элемента и системы, в
том числе законов взаимного влияния указанных категорий друг на друга.
Большое значение имеет системный метод исследования, используемый в
совокупности с деятельностным подходом. Применение системного метода в
рамках заявленной проблематики дало возможность объединить в единое
целое накопленный теоретический и эмпирический материал. Комплексное
использование методов позволило выявить статическую структуру (цель,
объект, субъект, результат) и динамическую структуру (детерминизация,
функционирование) системы, составляющих организационную и
практическую часть системы.
Междисциплинарный характер проблемы обусловил изучение
религиозного экстремизма в разрезе исследовательских подходов,
представляющих те или иные стороны анализируемой проблемы в
зависимости от ее выявления в определенной сфере знания (право,
философия, политика, история).
В рамках методологической схемы исследования удалось изложить
ключевые выводы касательно терминологического толкования применяемых
в работе понятий: экстремизм, радикализм, фанатизм, терроризм,
религиозный экстремизм, экстремизм на религиозной почве, экстремизм в
религии, религиозно-политический экстремизм. Классификация видов
религиозного экстремизма строится на конфессиональной основе.
Приведенная типологизация видов религиозного экстремизма дает
возможность проводить целенаправленную антиэкстремистскуюпрофилактическую работу среди конфессионально уязвимых групп
населения. Необходимо подчеркнуть, что экстремистские проявления
возможны у последователей любого вероучения. С нашей точки зрения,
наибольшую угрозу безопасности Российско Федерации несет деятельность
исламских экстремистов и тоталитарных сект.
На сегодняшний день в Российской Федерации функционируют
разобщенные элементы системы противодействия религиозному
экстремизму. Сегодняшняя общественно-политическая ситуация
обуславливает острую необходимость разработки органами государственной
власти сложноуровневой и более совершенной системы противодействия
религиозному экстремизму.
Анализ перечисленных нормативных правовых актов позволяет
сделать вывод, что федеральное законодательство не лишено некоторых
недостатков, вследствие этого считаем, что ст. 3, ст. 5 Федерального закона
№ 114-ФЗ нуждаются в дополнении. Однако в целом федеральное
законодательство обладает достаточно полным набором правовых
механизмов, позволяющих эффективно осуществлять и борьбу с
экстремизмом, и его профилактику.
Особенностью административно-правового статуса органов
внутренних дел в исследуемой области является комплекс целевых,
организационных, компетенционных составляющих, характеризующих
деятельность данных органов в сфере противодействия религиозному
экстремизму. Следует отметить, что высокий уровень организации
противодействия экстремизму органами внутренних дел не лишен некоторых
недостатков.
Проблемы экстремизма вызывают обеспокоенность во всем мире.
Международное сообщество подчеркивает важность изучения причин и
истоков возникновения экстремистских проявлений.Выбранный системно-деятельностный методологический подход
позволяет выстроить усовершенствованную систему противодействия
религиозному экстремизму, состоящую из шести элементов:
- нормативно-правовое регулирование;
- отслеживание и прогнозирование экстремистских проявлений;
- совершенствование организационной составляющей системы;
- популяризация противодействия в обществе;
- анализ рентабельности противодействия;
- внесение поправок в систему.
Проведенный анализ составных частей системы дал возможность
установить некоторые недостатки в исследуемой области: в сфере
административно-правового регулирования и государственной
конфессиональной политики, а также слабую взаимосвязь субъектов
системы.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (п.
«г» ст. 3; пункты «д», «и» ст. 15; пункты «г», «д» ст. 21) и Уголовный кодекс
Российской Федерации по некоторым аспектам нуждаются в доработке с
учетом мирового опыта борьбы против терроризма и религиозного
экстремизма.


1. Агошкова Е. Б. Эволюция понятия системы / Е. Б. Агошкова, Б.
В. Ахлибининский // Вопросы философии. 1998. № 7. С. 170–179.
2. Акинер Ш. Экстремизм: глобальный феномен // Религиозный
экстремизм в Центральной Азии: Материалы международной научно-
практической конференции. Душанбе: «Деваштич», 2002. С. 17–21.
3. Амирокова Р. А. Политический экстремизм в современном
политическом процессе России: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Черкесск,
2006. 23 с.
4. Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для
студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.:
Норма: Инфра-М, 2000. 623 с.
5. Бахрах Д. Н. Государственная служба России: учебное пособие.
М.: Проспект: Велби, 2007. 148 с.
6. Бахрах Д. Н. Коллективные субъекты административного права //
Правоведение. 1991. № 3. С. 66–73.
7. Баширов Л. А. Религиозно-политический экстремизм и терроризм
как угроза национальной безопасности России // Мир и согласие. 2005. № 1
(22). С. 130–145.
8. Бирюков В. В. Еще раз об экстремизме // Адвокат. 2006. № 12. С.
66–71.
9. Верховский А. М. Религиозная ксенофобия:
межконфессиональный и внутриконфессиональный аспекты // Национализм,
ксенофобия и нетерпимость в современной России. М.: МХГ, 2002. С. 215–
235.
10. Виноградов В. Г. Научное предвидение (гносеологический
анализ): учебное пособие для студентов философского факультета. М.:
Высшая школа, 1973. 186 с11. Волеводз А. Г. Уголовно-правовое противодействие
деятельности иностранных боевиков-террористов // Уголовное право. 2016.
№ 6. С. 18–26.
12. Володина Н. В. Актуальные проблемы современного
экстремизма и терроризма на религиозной основе [Электронный ресурс] //
URL: https://rusoir.ru/03print/03print-04/03print-04-10/ (дата обращения:
11.06.2021).
13. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлюс (дата обращения: 02.01.2022).
14. Гайнутдин Р. И. Российские исламские организации могут и
должны вносить свой вклад в укрепление безопасности Отечества //
Национальная и региональная безопасность на юге России: новые вызовы /
Отв. ред. В. В. Черноус / Южнороссийское обозрение Центра системных
региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ
РАН. Вып. 14. Ростов-на-Дону, 2003. 180 с.
15. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и
дискриминации на основе религии или убеждений (принята 25.11.1981
резолюцией 36/55 на 73-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи
ООН) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения:
02.01.2022)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ