ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ИХ РОЛЬ В МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКЕ РИТЕЙЛИНГОВОЙ КОМПАНИИ 7
1.1. Сущность и развитие маркетинговых коммуникаций 7
1.2. Маркетинговые коммуникации ритейлинговой компании: специфика,
критерии выбора и процесс разработки маркетинговых коммуникаций 16
1.3. Востребованность TTL-коммуникаций в условиях экономического
кризиса 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 39
2.1. Общая характеристика компании АО «Технопоинт» 39
2.2. Анализ качества использования ТТЬ-коммуникаций ритейлинговой
компанией АО «Технопоинт» 44
2.3. Оценка эффективности управления внешними коммуникациями
предприятия в контексте TTL 54
ГЛАВА 3. ПРОЕКТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ TTL- КОММУНИКАЦИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «ТЕХНОПОИНТ» 68
3.1. Рекомендации по оптимизации TTL-коммуникаций для повышения
конкурентоспособности АО «Технопоинт» в условиях экономического кризиса 68
3.2. Пути и способы внедрения проектных рекомендаций для ритейлинговой
компанией 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Приложение А. Достоинства и недостатки основных инструментов маркетинговых коммуникаций
Приложение Б. Влияние средств маркетинговых коммуникаций для различных видов маркетинга в его эволюционном развитии
Приложение В. Классификация элементов комплекса маркетинговых коммуникаций
Приложение Г. Структура коммуникационной технологии TTL
Приложение Д. Объем региональной рекламы в средствах ее распространения в 2015 году
Приложение Е. Организационная структура компании АО «Технопоинт»
Приложение Ж. Конкурентный анализ организации
Приложение З. Интерпретация понятий и операционализация понятий
Приложение И. Бланк интервью «Потребители и каналы коммуникации»
Приложение К. Результаты опроса на сайте организации, в группе «ВКонтакте» и анкетирования при получении товаров в торговой точке
Современный этап развития бизнеса в сфере торговли связан с широким использованием современных информационных технологий и возможностей, предоставляемых Интернетом, где главным преимуществом является глобальное присутствие. Покупки через Интернет удобны и для покупателей, и для компаний.
Уровень развития Интернет-торговли в России еще отстает от аналогичного уровня западных стран. Причиной тому экономический кризис, отсутствие в некоторых районах Интернет сетей, невысокое использование электронных платежных средств. Тем не менее, исследования ученых в этой области свидетельствуют о высоких темпах роста электронной коммерции во всем мире. Наблюдается интеграция розничных магазинов в сферу дистанционной торговли. Это свидетельствует об огромном потенциале роста Интернет-торговли.
Ритейлинговые компании имеют свою специфику использования интегрированных маркетинговых коммуникаций. Интеграция разнообразных каналов и рекламных технологий позволяет создать особенный эмоциональный посыл и поддерживать его на протяжении всей рекламной кампании. Новые интегрированные технологии называют TTL-коммуникациями. Возможность широкого охвата и индивидуального контакта с потребителем - важный момент в TTL-технологии.
Таким образом, актуальность данной работы состоит в изучении комплексного воздействия TTL-технологий на реального и/или потенциального клиента, что будет способствовать повышению уровня продаж и улучшению конкурентных позиций на рынке.
Проблема работы: как наиболее эффективно использовать TTL- коммуникации для повышения уровня продаж и конкурентных позиций?
Исходя их этого, объектом ВКР являются маркетинговые коммуникации предприятия в сегменте розничных продаж.
Предметом ВКР выступают особенности использования TTL- коммуникаций.
Целью ВКР является разработка рекомендаций по оптимизации использования Т^-коммуникаций в условиях кризиса.
Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы маркетинговых коммуникаций.
2. Выявить специфику Т^-коммуникаций и их использования в условиях экономического кризиса.
3. Провести оценку использования ТТЬ-коммуникаций предприятия розничной торговли на высококонкурентном рынке.
В ходе работы над дипломным проектом были использованы следующие общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, а также онлайн- анкетирование и статистические методы.
При подготовке ВКР переработан широкий круг современной литературы, посвященный Интернет-маркетингу, электронной коммерции в целом и интегрированным коммуникациям в частности. Изучены труды по маркетинговым и интегрированным коммуникациям следующих авторов: Л.В. Микитина, Т.С. Селевич, В.Д. Секерин, О.Н. Романенкова, В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко и Н.Г. Швед, О.В. Сагинова. По электронной коммерции, в том числе и истории ее развития: А.В. Юрасов, Е.В. Сибирская и О.А. Старцева, М.Л. Калужский. К.В. Новикова рассматривает применение на практике методов Интернет-маркетинга и электронной коммерции. В.А. Поляков и А.А. Романов [36] приводят практические примеры и ситуации по применению рекламных технологий в конкретных маркетинговых ситуациях. И.Д. Котляров [21] описывает этапы эволюции в торговли от традиционной к электронной.
ВКР состоит из введения, трех глав (8 параграфов), заключения. Список использованной литературы включает 55 позиций, к основному тексту разработано 10 приложений.
Первая глава посвящена изучению сущности, развитию маркетинговых коммуникаций и описанию конкретных технологий интегрированных маркетинговых коммуникаций. Показана специфика маркетинговых коммуникаций ритейлинговых компаний, отражена сущность электронной торговли, роль маркетинговых коммуникаций в ней, возможность использования TTL-коммуникаций в условиях экономического кризиса для повышения конкурентоспособности компании.
Во второй главе анализируется состояние и деятельность Интернетмагазина АО «Технопоинт». Дана подробная характеристика предприятия. Проведен анализ конкурентов, анализ стратегии и тактики использования TTL- коммуникаций и выявлены сильные и слабые стороны компании. На основе полученных данных разработаны рекомендации по использованию TTL- коммуникаций для повышения конкурентоспособности ритейлинговой компании АО «Технопоинт» в условиях экономического кризиса.
Новизна данной работы представляется в анализе и систематизации маркетинговой деятельности ритейлинговой компании.
Практическая значимость результатов исследования заключается в перспективности использования разработанных рекомендаций в условиях экономического кризиса, и их внедрении, которое позволит улучшить конкурентную позицию ритейлинговой компании на рынке.
В последние годы в России увеличивается роль маркетинга, что одновременно приводит к возрастанию значения маркетинговых коммуникаций. Качественных товаров стало достаточно много и для того, чтобы выделиться среди них и получить прибыль необходимо донести до сознания потребителей выгоды от применения продуктов и услуг. Сделать это максимально эффективно возможно путем комплексного использования различных коммуникационных инструментов и технологий, которые успешно используются в области маркетинга. Именно согласованность работы многочисленных каналов и способов коммуникации способствует не только достижении запланированной коммерческой цели в формате реализации конечному потребителю товаров и услуг, но и помогает разумной экономии рекламных бюджетов компании. В этом состоит сущность TTL-коммуникаций.
Маркетинговые коммуникации, целью которых является продвижение товаров и услуг, воздействуют на целевую аудиторию через передачу нужной для рекламодателя информации. Разнообразные виды коммуникаций могут обеспечить установление контакта с целевой аудиторией разными способами, причем отдельные из них взаимно дополняют и усиливают друг друга.
Проанализировав большое количество научной литературы, мы пришли к выводу, что у авторов трудов нет однозначного определения маркетинговых коммуникаций. За основу данной работы нами было использовано следующее определение маркетинговых коммуникаций - комплексное воздействие фирмы на целевую аудиторию через передачу нужной информации и получения данных по каналам обратной связи с целью продвижения товаров и услуг.
Комплексное использование и интеграция маркетинговых коммуникаций позволяют получить синергетический эффект от их совместного использования. Использование маркетинговых коммуникаций отдельно друг от друга выступает барьером в достижении цели.
Последствия экономического кризиса отрицательно сказываются на всех организациях. Для решения негативных последствий они стараются найти оптимальное решение для продвижения своей продукции. TTL-коммуникации - это тот самый баланс, способный и сэкономить бюджет и укрепить отношения с потребителями, используя различные комбинации коммуникаций: реклама, связи с общественностью, конкурсы, спонсорство, event-маркетинг, и т. д.
Востребованность TTL-коммуникаций наблюдается у ритейлинговых компаний по большей части федерального уровня. Конечно, не только экономический кризис повлиял на снижение эффективности традиционных коммуникаций и на решение в пользу TTL-коммуникаций. Большое количество информации, появление новых каналов информации, отсутствие уникальности товаров и желания потребителя быть в центре внимания привело к востребованности TTL-коммуникаций. Под TTL-коммуникациями подразумевается согласованность всех составляющих и целостность сообщения.
С развитием информационно-коммуникационных технологий традиционный бизнес стал перемещаться в виртуальное пространство, где стал активно совмещать интернет-коммуникации с маркетинговыми коммуникациями.
Благодаря SWOT-анализу, конкурентному анализу и маркетинговому исследованию были выявлены проблемы в коммуникациях. На основании этого был разработан комплекс рекомендаций, частичное или полное внедрение которых, в условиях экономического кризиса, будет способствовать повышению уровня продаж и конкурентных позиций.
Результаты ВКР могут быть использованы для улучшения маркетинговых коммуникаций в компании и TTL-коммуникаций, в частности.
Проект ориентирован на ритейлинговые компании, занимающиеся Интернет-торговлей или традиционной торговлей. Компания АО «Технопоинт» относится и к онлайн (заказ оформить можно только через сайт) и офлайн
Полученные рекомендации позволят компании успешно функционировать на рынке Томска даже в условиях экономического кризиса. Разработанная программа мероприятий для реализации проекта может считаться низкобюджетной. Цель мероприятий встряхнуть и простимулировать потребителя к покупке в компании.
Практическая значимость предложенных рекомендаций заключается в том, что их использование позволит устоять на рынке цифровой и бытовой техники.
ВКР может стать основой для дальнейших исследований развития маркетинговых коммуникаций и TTL-коммуникаций, разработки или усовершенствованию способов внедрения предложенных рекомендаций по данному проекту.
1. Алешина И.В. Критерии выбора и процесс разработки маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusconsult.ru/common/news/news_732.html, свободный. - Загл. с экрана.
2. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетологов. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2007. - 194 с.
3. Антонов С.Н. Социология рекламы. СПб.: Интерсоцис,2006. - 161 с.
4. Аренс В. Современная реклама : пер. с англ. / В. Ф. Аренс, М. Ф. Вейголд, К. Аренс. — М.: Эксмо, 2011. — 880 с.
5. Батра Р. Рекламный менеджмент: пер. с англ. / Р. Батра, Дж. Дж. Майерс, Д. А. Аакер. — 5-е изд. — М.; СПб.; Киев: Вильямс, 1999. — 784 с.
6. Бибаева Н Т. Как продавать рекламу, или Спасение плана продаж в кризис. — СПб.: Питер, 2009. — 256 с.
7. Галинская Н.Н. Место, роль и значение маркетинга в условиях
экономического кризиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/mesto-rol-i-znachenie-marketinga-v-usloviyah- ekonomicheskogo-krizisa, свободный. - Загл. с экрана.
8. Глотов В. С. Интернет-технологии и электронная торговля: экономика, право, программное обеспечение / В. С. Глотов, Д. В. Шалатов. — М.: Изд-во ин-та Национальной стратегии реформ, 2006. — 187 с.
9. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие. — М.: КноРус, 2012. — 256 с.
10. Голубкова Е. Н. Маркетинговое управление товаром: учебное пособие для вузов / Е. Н. Голубкова, Р. Р. Сидорчук. — М.: Дело и Сервис, 2012. — 171 с.
11. Данченок Л. А. Маркетинг в социальных медиа. Интернетмаркетинговые коммуникации: учебное пособие для вузов. — СПб.: Питер,
2013. — 288 с.
12. Дика В. В. Электронный бизнес / под ред. В.В. Дика, В.В. Уринцова — М.: Горячая линия-Телеком, 2015. — 540 с.
13. Захарова В. Я. Антикризисное управление: теория и практика: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 319 с.
14. Калужский М. Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка. - М.: Экономика, 2014. - 328 с.
15. Карпова Н. В. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие для вузов. — Старый Оскол: ТНТ, 2011. — 256 с.
16. Кареев А.В. Больше товаров хороших и разных. Принципы организации дилерских сетей в сфере бытовой техники: российский опыт // Российское предпринимательство. — 2007. — № 8 (2). - С. 83-87.
17. Как кризис повлиял на российский рынок ритейла [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://sia.ru/?section=484&action=show_news&id=314646, свободный. - Загл. с экрана.
18. Кастко Т. Антикризисное обращение в ритейле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shop-academy.com/articles/retail/anti-crisis- retail.htm, свободный. - Загл. с экрана.
19. Ким С.А. Маркетинг: учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2010. —
240 с.
20. Коноваленко В.А. Основы интегрированных коммуникаций: учебник и практикум / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед. — М.: Юрайт, 2014. — 486 с.
21. Котляров И. Д. Эволюция форм торговли: от традиционной к электронной // Экономический журнал. - 2011 - № 23. - С. 54-69.
22. Коротков Э. М. Антикризисное управление: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2014. — 406 с.
23. Кризис Рунета закончится в 2017 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/593625, свободный. - Загл. с экрана.
24. Кубракова Н.И. Основные правила оформления списка литературы, ссылок и сносок в научных работах: метод. рекомендации / сост. Н.И. Кубракова, О.М. Васильева; под ред. В.А. Климёнова. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - 66 с.
25. Лашкова Е. Г. Организация и проведение коммуникационных кампаний: учебник для вузов / Е. Г. Лашкова, А. И. Куценко. — М.: Академия,
2014. — 270 с.
26. Маркетинговые коммуникации как средство борьбы с кризисом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.crn.ru/numbers/spec- numbers/detail.php?ID=100870, свободный. - Загл. с экрана.
27. Микитина Л. В. Инновационные маркетинговые коммуникации: учебное пособие для вузов / Л. В. Микитина, Т. С. Селевич. — Томск: Изд-во ТПУ, 2013. — 127 с.
28. Наука о рекламе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advertology.ru, свободный. - Загл. с экрана.
29. Наумов, В. Н. Стратегический маркетинг: учебник. — М.: Инфра- М, 2014. — 272 с.
30. Никитина Т. Е. Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика / Т. Е. Никитина, К. А. Смирнов. — М.: Инфра-М, 2012. — 166 с.
31. Новикова К. В. Интернет-маркетинг и электронная коммерция: учеб.- метод. пособие / К. В. Новикова, А. С. Старатович, Э. А. Медведева. - Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т., 2013. - 78 с.
32. Объём рынка маркетинговых коммуникаций в 2015 году
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6462, свободный. - Загл. с экрана.
33. Поляков В. А. Разработка и технологии производства рекламного продукта: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Поляков, А. А. Романов. — М.: Юрайт, 2014. — 503 с.
34. Продажи бытовой техники и электроники в России восстановятся к 2019 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vc.ru https://vc.ru/p/tech- sales-2019, свободный. - Загл. с экрана.
35. Романенкова О. Н. Маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. — М.: Юрайт, 2014. — 456 с.
36. Романов А. А. Маркетинговые коммуникации / А. А. Романов, И.М. Синяева, В. А. Поляков. — М.: Вузовский учебник Инфра-М, 2011. — 384 с.
37. Рудская Е. Н., Лобзенко Е. М. Шоу-румы как инструмент интеграции онлайн- и офлайн торговли: универсализация каналов продвижения и продаж // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 396-402.
38. Сагинова О.В. Интегрированные коммуникации: учебник для вузов. — М.: Академия, 2014. — 320 с.
39. Секерин В. Д. Инновационный маркетинг: учебник. — М.: Инфра- М, 2014. — 237 с.
40. Сибирская Е.В. Электронная коммерция: учебное пособие / Е. В. Сибирская, О. А. Старцева. — М.: Форум, 2011. — 288 с.
41. Симонян Т. В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации: учебное пособие для вузов / Т. В. Симонян, Т. Г. Кизилова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — 213 с.
42. Синяева И. М. PR в сфере коммерции: учебник для вузов. — М.: Инфра-М, 2012. — 298 с.
43. Студеникин Н. PR бизнеса в период кризиса: риски и возможности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.protektgroup.ru/articles/L_18/L_18.htm, свободный. - Загл. с экрана.
44. Сологубов В. Ритейл является инициатором и потребителем ИТ-
инноваций [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.cnews.ru/reviews/it_retail_2013/interviews/vladimir_sologubov, свободный. - Загл. с экрана.
45. Терещенко В. Маркетинг: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2008 - 384 с.
46. Терминал ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://tomsk.terminal.ru, свободный. - Загл. с экрана.
47. Техни-ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tehni.ru, свободный. - Загл. с экрана.
48. Технопоинт [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://technopoint.ru, свободный. - Загл. с экрана.
49. Христофоров А.В. Рынок маркетинговых коммуникаций в условиях мирового экономического кризиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rynok-marketingovyh-kommunikatsiy-v-usloviyah- mirovogo-ekonomicheskogo-krizisa, свободный. - Загл. с экрана.
50. Чеглов В. П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями: учебное пособие для вузов. — М.: Инфра-М, 2012. — 288 с.
51. Чумиков А. Н. Связи с общественностью. Теория и практика: учебное пособие / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. — М.: Дело, 2007. — 552 с.
52. Шарков Ф. И. Интегрированные коммуникации. Массовые коммуникации и медиапланирование: учебник для вузов / Ф. И. Шарков, В. Н. Бузин. — М.: Дашков и К, 2012. — 488 с.
53. Шурчкова Ю. В. Исторические формы маркетинговых коммуникаций в России и за рубежом // Молодой ученый. — Пермь: Меркурий, 2011, июнь. — С. 119-123.
54. Экономика рунета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://архив.экономикарунета.рф/2015/, свободный. - Загл. с экрана.
55. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции: учебник. — М.: Горячая линия-Телеком, 2013. — 500 с.