Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии 11
1.1 Особенности развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 11
1.2 Характеристика пескотерапии как средства развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии 31
2.1 Выявление уровня развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 31
2.2 Содержание и организация работы по развитию социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 49
2.3 Определение динамики уровня развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 74
Заключение 83
Список используемой литературы 85
Приложение А Характеристика выборки исследования 89
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 90
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 91
Социальные эмоции возникают и развиваются в системе межличностных взаимоотношений человека. Отражают переживание человеком своего отношения к окружающим людям. Развитие социальных эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы одна из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Распознавание и передача эмоций - сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Особые трудности в этом испытывают дети с общим недоразвитием речи.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что развитие социальных эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы одна из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Распознавание и передача эмоций - сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Особые трудности в этом испытывают дети с общим недоразвитием речи.
«Социальная компетентность, в состав которой входят социальные эмоции, обеспечивает фундамент взаимодействия и общения, без которого дошкольники не осознают себя и других, затрудняясь ориентироваться в коллективе. Анализ научной литературы (Г. М. Бреслава, Л. С. Выготского, О. П. Гаврилушкиной, Л. А. Головчиц, А. В. Кротковой, Л. Ю. Шамко) констатировать, что у дошкольников с аномальным развитием более поздно и менее продуктивно развиваются контакты даже с близкими взрослыми. Невзирая на то, что в будущем возможны положительные результаты в процессе социализации, социальная деятельность носит ущербный и некачественные характер. Не сформированность социальной компетентности складывается в силу сложностей усвоения и актуализации общественного навыка» [26, с. 146].
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на том, что проблема развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии недостаточно изучена. В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием метода песочной терапии. «Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям» [26, с. 147]. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит эмоциональное развитие.
Проблемой изучения социальных эмоций занимались педагоги и психологи - Л.С. Выготский, Б.И. Додонова, Н.Я. Грот, К. Изард, Г. Мюнстерберг, «которые утверждали, что социальные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоциии участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления» [26, с. 147]. Проблема исследования понимания эмоций детьми с нарушениями речи освещается в крайне немногочисленных работах таких авторов, как А.Г. Асмолова, В.П. Дудьев, А.В. Запорожца, Т.В. Захарова, А.Н. Леонтьева, О.Л. Леханова, А.А. Моисеева, О.С. Павлова, Е.Г. Федосеева, Е.И. Фейгенберга.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне продиктована тем, что необходимо разработать содержание работы с применением пескотерапии как средства развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных организациях позволил выявить следующие противоречия:
• между актуальностью и значимостью для психолого-педагогической теории и практики изучения и развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточностью научных разработок в данном направлении;
• между необходимостью изучения социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной представленностью методик диагностики для реализации данного процесса;
• между потенциальными возможностями пескотерапии и недостаточным их использованием в развитии социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности пескотерапии в развитии социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
На основании актуальности и проблемы исследования была определена тема исследования: «Развитие социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность пескотерапии в развитии социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: пескотерапия как средство развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: состоит в предположении, что процесс развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии будет возможным, если:
• включены в совместную деятельность педагога и детей игры с песком, направленные на развитие положительного эмоционального отношения к социальным нормам, формирование умения понимать эмоциональное состояние другого человека и реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника;
• проведены индивидуальные занятия пескотерапией на расширение представлений детей об основных эмоциях и формирование умения выражать свои эмоции;
• организована работа по просвещению педагогов по вопросам развития социальных эмоций детей посредством пескотерапии.
Задачи исследования.
1. Провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии и выявить степень ее разработанности в теории и практике.
2. Выявить уровень развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• результаты исследований особенностей развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня (Б.М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левина, Е.Л. Мастюкова, Г.В. Чиркина, О.И. Шкуркина);
• результаты исследований об особенностях развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня (А.Г. Асмолова, Т.Е. Дубрынина, В.П. Дудьев, А.В. Запорожец, Т.В. Захарова, А.Н. Леонтьева, О.Л. Леханова, А.А. Моисеева, О.С. Павлова, Е.Г. Федосеева, Е.И. Фейгенберг);
• положения исследований о возможностях пескотерапии в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (Л.Б. Баряева, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович).
Экспериментальная база исследования: МБУ д/с № 33 «Мечта» г. о. Тольятти. В данном исследовании приняли участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические методы - анализ и изучение работ психологов, философов, педагогов по проблеме развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по развитию социальных эмоций у детей;
• эмпирические методы - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), диагностические методы для исследования социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
• методы обработки и данных - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2020-2021 гг.) изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия экспериментальной работы.
На втором этапе (2021-2022 гг.) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалось и апробировалось содержание работы по развитию социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии, осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
На третьем этапе (2022 г.) проводился сравнительный анализ результатов экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации; готовились публикации по теме исследования
Научная новизна исследования заключается в обосновании возможности развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии.
Теоретическая значимость исследования: описаны и обоснованы содержательные характеристики показателей и уровней развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования: состоит в возможности использования педагогами-психологами на практике апробированных материалов по диагностике уровня развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; в разработанном содержании работы по развитию социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения специальной психологии и коррекционной педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выделении показателей и разработке методики выявления уровня развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; разработке и апробации содержания работы по развитию социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в периоды проведения Дней науки ТГУ, на научно-практических конференциях, в рамках дошкольной образовательной организации - на педагогических советах, мастер-классах и семинарах. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Содержание работы по развитию социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня предполагает включение пескотерапии в совместную деятельность педагога-психолога и детей. Групповая форма работы предусматривает игры с песком, направленные на развитие положительного эмоционального отношения к выполнению социальных норм, формирование умения понимать эмоциональное состояние другого человека и реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника . Детям предлагаются игры и упражнения пескотерапии на следующую тематику: «Не обзывайся», «Хорошо или плохо?» «Песочные строители», «Мое настроение», «Разные люди - разные лица». Параллельно с групповой работой целесообразно проводить индивидуальные занятия с детьми на расширение представлений детей об эмоциях и формирование умения выражать свои эмоции. Содержание индивидуальных занятий выстраивается также с учетом показателей развития социальных эмоций у каждого конкретного ребенка . Предлагаются следующие темы индивидуальных занятий: «Здравствуй, песок!», «Песчаные жмурки», «Победитель злости», «Ладошки на песке», «Путешествие песочного колобка». В процессе работы по развитию социальных эмоций стимулируют к тематическому обсуждению применяемые педагогом-психологом сказки, сюжеты и герои известных детям мультфильмов. Строя из песка, придумывая различные истории, рисуя на песке, индивидуально и в групповой форме - наиболее органичной для детей, даются представления о социальных эмоциях. Организована работа по просвещению педагогов по вопросам развития социальных эмоций детей посредством пескотерапии, в процессе которой педагогам предложены иры с песком, которые могут применяться в режимные моменты (например, во время прогулок).
2. Социальные эмоции у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня характеризуются наличием представлений об основных эмоциональных состояниях; умением выражать эмоции; наличием представлений о нормах и правилах социального поведения; положительным отношением к выполнению социальных норм, умением понимать эмоциональное состояние другого человека; желанием проявлять эмпатийные действия; наличием гуманистической формы проявления эмпатии.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 15 таблиц и 2 рисунка, список используемой литературы (35 наименований), 3 приложения. Основной текст работы изложен на 88 страницах.
В данной работе изучена проблема развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии. Материалом для исследования послужили работы авторов Т.М. Грабенко, Т.Е Дубрыниной, А.В. Запорожца, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.Д. Кошелевой, Я.З. Неверович, О.И. Шкуркиной.
Мы изучили теоретические основы и определили показатели уровня развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Нами было проведено экспериментальное изучение уровня развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, которое было организовано на базе МБУ д/с № 33 «Мечта» г. о. Тольятти. В данном исследовании приняли участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня преобладает низкий и средний уровень развития социальных эмоций. Полученные результаты показали необходимость разработки и реализации содержания работы по развитию социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. В качестве средства развития выбрали пескотерапию как нетрадиционное, увлекательный для детей способ игры и подачи информации.
Вначале мы включили в совместную деятельность педагога-психолога и детей игры с песком, направленные на развитие положительного эмоционального отношения к выполнению социальных норм, формирование умения понимать эмоциональное состояние другого человека и реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника. Были проведены занятия с использованием различных игр и упражнений пескотерапии на следующую тематику: «Не обзывайся», «Хорошо или плохо?» «Песочные строители», «Мое настроение», «Приготовь Торт», «Прикоснись к..», «Разные люди - разные лица». Параллельно с групповой работой проводились индивидуальные занятия с детьми на расширение представлений детей об основных эмоциях и формирование умения выражать свои эмоции, снятия психоэмоционального напряжения. Содержание индивидуальных занятий выстраивалось с учетом результатов констатирующей части исследования. Были проведены занятия с использованием различных игр с цветным песком на следующую тематику: «Здравствуй, песок!», «Песчаные жмурки», «Победитель злости», «Ладошки на песке», «Путешествие песочного колобка», и «Путешествие в Песочную страну». Организована работа по просвещению педагогов по вопросам развития социальных эмоций детей посредством пескотерапии, в процессе которой педагогам предложены иры с песком, которые могут применяться в режимные моменты (например, во время прогулок).
Для работы по развитию социальных эмоций у исследуемой категории детей посредством пескотерапии оснащена развивающая предметно-пространственная среда необходимыми атрибутами и материалами.
На заключительном этапе работы осуществлялись разработка и организация мероприятия для педагогов, направленного на активизацию взаимодействия с детьми в процессе применения песочной терапии в режимные моменты (во время прогулок).
Проанализировав динамику развития социальных эмоций у дошкольников, можно констатировать, что произошли существенные изменения. Высокий уровень развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня возрос на 17%. Поднялся средний уровень развития социальных эмоций на 16%. Понизился низкий уровень развития социальных эмоций на 33%.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в работе, решены. Возможность развития социальных эмоций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством пескотерапии доказана.
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: Учебное пособие. М. : ПЕР СЭ, 2017. 431 с.
2. Буре Р. С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников. М. : Просвещение, 2017. 141 с.
3. Габышева Т. Е. Развитие эмпатии у дошкольников // Альманах мировой науки. 2017. № 4-2(7). С. 138-141.
4. Голубков В. О., Горлубков В. О. Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 12(54). С. 118-120.
5. Джукенова Г. Д. Возможности арт-терапии в коррекции эмоционального состояния личности дошкольника // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2017. № 28. С. 43-48.
6. Елтарёва К. К. Песочная терапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников // Молодой ученый. 2017. № 3 (137). С. 411-413. URL: https://moluch.ru/archive/137/38573/ (дата обращения: 19.11.2021).
7. Захарова Т. В., Моисеева А. А. Алгоритм проектирования образовательных программ и индивидуальных маршрутов формирования социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования // Материали за 9-а международна научна практична конференция, «Динамиката на съвременната наука», Том 6. Педагогически науки. София : Бял ГРАД-БГ, 2017. 97 с.
8. Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2017. №1. С. 65-67.
9. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М. : Академия, 2018. 288 с.
10. Изард К. Э. Психология эмоций. Спб. : Питер, 2020. 118 с.
11. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : «Питер», 2001. 752 с.
12. Конева О. Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализации детей дошкольного возраста: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2017. 130 с.
13. Калинина Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение : дис. ... канд. психол. наук :19.00.07; Санкт-Петерб. гос. ун-т. Санкт-Петербург, 2018. 193 с.
14. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2017. 36 с.
15. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М. : Учпедгиз, 2017. С. 4-15.
...