Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования художественных способностей младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Исследование проблемы формирования художественных способностей у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия развития художественных способностей во внеурочной деятельности 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию художественных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности 29
2.1 Диагностическое исследование уровня развития художественных способностей у младших школьников 29
2.2 Реализация средств развития художественных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности 42
2.3 Динамика развития художественных способностей у младших школьников 47
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Протокол уровня развития художественных способностей у детей на констатирующем этапе 60
Приложение Б Программа кружка «Волшебная кисть» 64
Приложение В Протокол уровня развития художественных способностей у детей на контрольном этапе 68
В современном обществе остро стоит проблема творчества и творческого самовыражения: интуиции, мышления, оригинальных способов действий, ухода от шаблонов. Ведутся поиски источников креативности, условий, способствующих развитию творческого потенциала.
Развитие художественных способностей заключается в изучении основ изобразительного искусства и занимает одно из важных мест в системе эстетического воспитания.
Благодаря этому, огромное внимание уделяет Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования развитию творческих способностей личности младшего школьника. Привлечение ребенка к изобразительному искусству создает основу для формирования и развития эстетических чувств, и способность воспринимать мир и творить по законам красоты - это очень важная составляющая формирования человеческих качеств.
Исследователи детского художественного творчества В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Л.Н. Антилогова, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова исходят из того, что частое влияние на индивид средствами декоративно-прикладного искусства предрасполагает обогащению и многообразию ярких образов в детских рисунках.
Б.В. Сергеева полагает, что руководство со стороны взрослого является одним из условий увеличения творческой выразительности в детских рисунках. При работе талантливого педагога, всегда представляют взору одаренные дети.
В то же время учитывание протекания детского художественного творчества отмечает, что для рождения идеи в рисунке необходимо еще и умение передать свой замысел в интересной и многообразной форме. И.А. Карасева рассматривает один из путей повышения творческой выразительности идей и образов в детских рисунках в обучении технике живописи. Она пишет, что нужно познакомить детей разным техникам рисования, чтобы они могли свободно ими пользоваться, наиболее полно выражать в своём творчестве впечатления об окружающей жизни.
Творческие способности существуют в каждом ребенке. Под понятием «творчество», подразумевается естественная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности при наличии специальных способностей в той или иной конкретной деятельности. Творчество само по себе, не только труд художника, артиста, ученого; оно может проявиться в другой деятельности, результатом которого будут конкретные идеи и продукты, так и сами действия.
Все вышеупомянутое объясняет актуальность выбранной темы исследования: «Развитие художественных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования разработать и проверить эффективность комплекса заданий, способствующих развитию художественных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования процесс обучения младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования развитие художественных способностей у младших школьников в процессе применения комплекса творческих заданий во внеурочной деятельности.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что развитие художественных способностей у младшего школьника во внеурочное время будет проходить более эффективно, если:
• разработать комплекс творческих заданий;
• побуждать учеников к самостоятельности и оригинальности замысла рисунка;
• применять задания на развитие чувства формы и чувства цвета при реализации замысла рисунка;
• активизировать и поддерживать творческие идеи в процессе реализации замыслов.
Исходя из цели, объекта, предмета, гипотезы исследования мы обосновали ряд задач:
• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
• Выявить уровень развития творческих способностей у младших школьников в художественной деятельности;
• Разработать содержание творческих заданий, направленных на развитие художественных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности;
• Доказать эффективность реализации разработанных заданий направленных на развитие художественных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы).
Новизна исследования: разработана программа кружка, которая направлена на развитие художественных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования: разработанная программа кружка позволяет усовершенствовать процесс обучения и развить художественные способности младших школьников во внеурочной деятельности.
База исследования: МБОУ г. о. Тольятти "Школа № 80 имени Героя Социалистического Труда А.С. Мурысева", 1 «А» и 1 «Б» классы.
Структура и объем работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы: 71 стр.
Изобразительная деятельность способствует развитию художественных способностей детей, которое возможно только в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков в какой-либо деятельности. Теоретический анализ литературы таких ученых, как А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина, Н.В. Микляева, Т.С. Комарова, Б.П. Юсов, Ю.А. Полуянов, Е.А. Флерина, Е.Н. Бородиной и др. и проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. По мнению Н.В. Микляевой, художественные способности, это способности, обеспечивающие восприятие и понимание произведений искусства и реализующиеся в разных видах художественной деятельности детей;
2. На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как В.С. Кузина, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Е.Н. Бородиной мы определяем развитие художественных способностей в единстве трех критериев: художественно-образный, эмоционально-мотивационный, действенно-практический.
3. Заботясь о развитии у детей художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию во внеурочной деятельности.
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста и задач развития художественных способностей и проведен комплекс внеурочных занятий по изобразительной деятельности. Занятия были направлены на эмоционально-ценностное восприятие изобразительного искусства путем ознакомления с инновационными художественными техниками изобразительного искусства.
5. Обобщение полученных результатов на контрольном этапе показало следующее:
• по повторным результатам проведённых методик «Подбери названия к картинам» (М.В. Мальцева.), «Дорисовываете круги» (Т.С. Комарова) видно, что у 1 ребенок (5 %) обладает низким уровнем развития художественных способностей и у 14 детей (70 %) высокий уровень, средний уровень по результатам исследования показали 5 детей (25 %).
• по результатам проведённых диагностических заданий «Царевичи» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) и «Пейзаж» (Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова) низкий уровень преобладает у 1 ребенка (4 %), что говорит о том, что эмоции не выражены, либо вообще не смогли передать эмоции. Средний уровень у 6 детей (31%) говорит о том, что дети затрудняются в эмоциональных проявлениях изображения. На высоком уровне 13 детей (65%), наделяли изображения в разных эмоциональных проявлениях подбирая правильный цвет, верно определяет общий эмоциональный фон.
• по методике В.С. Мухина «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое» и Т.Г. Казакова «Я и моя семья» результаты диагностики показала, что низкий уровень действенно-практического критерия художественных способностей показали 2 детей (9 %), средний уровень 5 детей (25 %) и высокий уровень показали 13 детей (66 %).
В заключение, пройденного исходного этапа опытно-поисковой деятельности и анализа результатов можно подтвердить, что целенаправленная педагогическая деятельность в развитии художественных способностей во внеурочной деятельности способствует:
• самостоятельности и оригинальности замысла рисунка;
• дети учатся применять задания на развитие чувства формы и чувства цвета;
• активизируются и поддерживаются творческие идеи в процессе реализации замыслов.
Таким образом, цели и задачи нашей работы выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК. 2019. 120 с.
2. Абдурахманова М. А. К вопросу развития творческих способностей младшего школьника / М. А. Абдурахманова, А. М. Муталимова. Текст : электронный // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Т. 2, № 2. С. 17-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37024142 (дата обращения: 04.04.2020). Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
3. Антилогова Л. Н. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности / Л. Н. Антилогова. Текст : электронный // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 4. С. 100-104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36708460 (дата обращения: 04.04.2020). Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
4. Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с фр. В.А. Флеровой. М .: КАНОН-пресс, Кучково поле. 2018. 200 с.
5. Бакушинский А.В. Адаптация ребенка в школе. М.: Просвещение, 2015. -144с.
6. Бывшева М.В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2015. 174 с.
7. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для вузов для студентов пед. институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2016. 288 с.
8. Вунд В. Фантазия как основа искусства. - СПб. - М.: Знание, 2015. 96 с.
9. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015. 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 2015. 93 с.
11. Вихляева А. В. Кружок как групповая форма организации внеурочной деятельности для развития творческих способностей младших школьников / А. В. Вихляева. Текст : электронный // Аллея науки. 2019. Т. 1, № 2. С. 890-894. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37203663 (дата обращения: 04.04.2020). Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2016. 464 с.
13. Иванов А.В. Развитие идей социальной педагогики в условиях информационной культурной парадигмы образования. Социально-педагогическая поддержка ребенка: Материалы Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А.В. Иванова. М.: АПКиППРО, 2015. 400с.
14. Клименкова О. Игра как азбука общения / О. Клименкова // Дошкольное воспитание / ред. В.М. Кузина. 2017. № 4 . С. 7-13.
15. Карабаева И.И., Карасева Е.В. Взаимосвязь воображения, игры и обучения в дошкольном возрасте // Одаренный ребенок. 2017. №10. с. 51 - 55.
...