Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)

Работа №114273

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы52
Год сдачи2023
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №1450 «Олимп» города Москвы.
Выборка: 8 шестилетних детей, имеющих заключение – общее недоразвитие речи III уровня.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ………6
1.1 Накопление лексики и формирование активной речи в раннем возрасте………….6
1.2 Особенности развития предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня……………………9
1.3 Методы и средства коррекции, направленные на развитие предикативной лексики у дошкольников с ОНР III уровня…16
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ…………………………………………………27
2.1 Выявление уровня развития предикативной лексики у дошкольников с ОНР III уровня………………………………………………………27
2.2 Организация и содержание логопедической работы по развитию предикативной лексики у дошкольников с ОНР III уровня………………...33
2.3 Повторная диагностика и анализ ее результатов……………………..…40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….… 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………… 50


Дошкольное образование является важным процессом, в ходе которого ребенок учится преодолевать трудности. Также оно играет важную роль в социализации детей.
Известно, что глагол является основой фразы, высказывания. Для полноценного овладения ребёнком связной речью, прежде всего, необходимо уделить внимание формированию у него богатого глагольного словаря, потому как «система предикатов является доминирующим аспектом в изложении смысловой последовательности любой информации». Усвоение и использование в речи глагольной лексики для детей с нарушениями в речи достаточно затруднено и проходит гораздо медленнее чем у нормотипичного сверстника. При появлении нарушения в восприятии лексической стороны речи, затрудняется общение, задерживается развитие устной и письменной речи, нарушается логическая и смысловая память, замедляется развитие игровой деятельности. Недостаточная сформированность глагольной лексики у детей впоследствии ведёт к трудностям усвоения ребёнком школьной программы.
От того, насколько своевременно будет происходить развитие глагольной лексики у дошкольника, может зависеть смысловой аспект его речи, познавательное развитие и вербальная коммуникация. В связи с этим, проблема организации логопедической работы по формированию глагольной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) достаточно важна и актуальна.
Количество дошкольников с общим недоразвитием речи в последнее время резко увеличилось. Всё чаще дети испытывают трудности в усвоении всех компонентов речи в комплексе, имеют трудности в обучении, которые обусловлены недостаточным их возрасту развитием речи и когнитивного компонента деятельности.
Все речевые нарушения, в том числе и связанные с общим недоразвитием речи, зависят друг от друга и если не преодолеть одно, то оно повлечет за собой другое.
На данный момент одной из актуальных методик является методика развития лексической стороны речи. Для успешного проведения логопедической работы по развитию предикативной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня должны браться во внимание современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структура значения слова, особенности в развитии у дошкольников с речевой патологией.
Изучение предикативной лексики у детей с ОНР III уровня, а также ее совершенствование прослеживается в работах Бессоновой Т.П., Спировой Л.Ф. и Ястребовой А.В. [1]. В работах этих авторов содержатся необходимые рекомендации по расширению и уточнению значений слов, которые имеются у детей в активном запасе, обогащению словаря за счет накопления новых слов, развитие умения пользоваться различными способами словоизменения.
Возникает противоречие между необходимостью формирования глагольной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР и недостаточной разработанностью эффективных форм коррекционной логопедической работы.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в выборе эффективных форм логопедической работы, направленных на формирование глагольной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования: изучить особенности формирования предикативной лексики и апробировать методы и средства, направленные на развитие недостатков глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1) изучить специальную педагогическую литературу по проблеме исследования с целью изучения недостатков глагольного словаря у дошкольников с ОНР;
2) рассмотреть развитие глагольного словаря в процессе онтогенеза, дать характеристику общего недоразвития речи у дошкольников и изучить у них особенности развития глагольного словаря;
3) рассмотреть методы и средства коррекции, направленные на развитие предикативной лексики у дошкольников с ОНР III уровня;
4) путем констатирующего эксперимента выявить уровень развития предикативной лексики у дошкольников с ОНР III уровня;
5) организовать и провести логопедическую работу по развитию предикативной лексики у дошкольников с ОНР III уровня;
6) провести контрольный эксперимент с целью определения эффективности коррекционной работы.
Методики исследования:
- Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В «Исследование пассивного и активного глагольного словаря.
- Филичева Т. Б. и Чиркина Г.В «Обследование грамматических средств языка»
- Методика изучения лексики Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1450 «Олимп» города Москвы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования была организация коррекционной работы по развитию предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школы № 1450 «Олимп».
Задачами исследования являлось освещение теоретических аспектов развития предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, а также проведение диагностики для выявления состояния предикативной лексики у старших дошкольников и проведение коррекционной работы по её развитию.
В процессе выполнения дипломной работы были решены все поставленные задачи. Отмечено, что развитие речи – сложный, своеобразный процесс, который у различных детей протекает по-разному, а также, что двигателем развития речи является речевая среда ребенка, общение со взрослыми. Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи. Предикативная лексика занимает центральную роль в организации синтаксических единиц, которые в дальнейшем становятся основой коммуникации.
Рассмотрены этиология и патогенез общего недоразвития речи. Отмечено, что причиной ОНР может быть: асфиксия плода, родовые травмы, резус-конфликт, гипоксический поражения центральной нервной системы. в частности, особенности развития глагольной лексики у детей с ОНР III уровня. Выявлено, что дети данной категории имеют серьёзные отклонения от возрастных нормативов, ограниченность словарного запаса и своеобразие его использования, потому как процесс овладения предикативной лексикой зависит от сформированности операций выбора и комбинирования синтаксических, лексических, морфологических и фонематических языковых единиц.
Изучены материалы по развитию предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи таких авторов как Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, С.Н. Сазонова; методики Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, В.И. Селиверстовым, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Проведена диагностика и логопедическая работа по развитию глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
При планировании своей работы мы использовали схемы, методики, рекомендации по обследованию предикативной стороны речи, предложенные Е.Ф. Архиповой, Г.А. Волковой, Р.И. Лалаевой, С.Н. Коноваловой и пр. Программа обследования глагольного словаря включала следующие компоненты: языковой, семантико-грамматический и когнитивный. Установлено, что для старших дошкольников с ОНР III уровня дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для понимания и овладения. Констатирующий эксперимент показал низкий уровень сформированности глагольного словаря.
Структура формирующей методики заключалась в следующих направлениях:
• Развитие ВПФ. Расширение объема словаря.
• Формирование значения слова. Развитие лексической системности.
• Формирование словоизменения и словообразования.
По итогам проведенной логопедической работы у всех испытуемых была выявлена положительная динамика: Задачи выпускной квалификационной работы выполнены, цель достигнута.



1. Ястребова, А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
2. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
3. Алексеева, М.М, Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. выш. и сред, пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
4. Левина, P.E., Никашина H.A. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67-85.
5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
6. Слободян, С.Р. Формирование предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ор-ганизации дидактических игр//Вестник науки №11(20). – 2019.
7. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
8. Алябьева, Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями. / Е.А. Алябьева/ - М.: ТЦ Сфера. - 2011. - 64 с.
9. Чистякова, И.А. Игры для формирования глагольного словаря дошкольников / И.А. Чистякова. Книга для логопедов. Воспитателей и родителей. - СПб.: Каро, 2005. – 96 с.
10. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 244с.
11. Бородич, А.М. Система развития речи детей. / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2011. – 120 с.
12. Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине логопедия (раздел Дизартрия). / Г.В. Бабина. – М.: Прометей, 2012. – 230 с.].
13. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 171 c.
14. Васильева, В. П. Формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР // Педагогика. Психология. – 2016. - № 3. - С.150-158.
15. Лопатина, Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
16. Милютина, Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова // Логопед в детском саду. - 2009. - № 8 (43) - С. 22 - 27.
17. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико–грамматических представлений у детей с ОНР / Т.А. Ткаченко. - М., ГНОМ и Д. – 2001. - 44 с.
18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
19. Абрамова, И.Б. Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. - № 2 (9). – С. 125 – 131. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF humanities/2(9).pdf (дата обращения: 25.09.2022).
20. Берсенева, Е. В., Замятина Л.А. Особенности развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. // Альманах педагога. Шадринск. – 2018. - № 6. - С. 26-34.
21. Воробьева, В.К. Ошибки в использовании глаголов детьми с общим недоразвитием речи / Воробьева В.К. Пятая научная сессия по дефектологии. - М.: Просвещение. - 1967. – С.219 - 220.
22. Глухов, В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002. - С. 35-44.
23. Лурия, А.Р. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания / Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Теория речевой деятельности. - М.: Наука, 1968. – С. 219-233.
24. Милютина, Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова // Логопед в детском саду. - 2009. - № 8 (43) - С. 22 - 27.
25. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1967. – 238 с.
26. Сергеева, О. А., Шульга, А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 682 - 684. - URL https://moluch.ru/archive/86/16396/ (дата обращения: 25.09.2022).
27. Формирование активного и пассивного словаря. http://studbooks.net/1870485/pedagogika/formirovanie_aktivnogo_passivnogo_slovarya_ontogeneze

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ