Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ СОШ № 8 (г. Новгород).
Выборка: 20 человек – учащиеся 3-х классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты использования виртуальных экскурсий для развития познавательного интереса младших школьников. 7
1.1 Возрастные особенности развития познавательного интереса младших школьников. 7
1.2 Методы развития познавательного интереса младших школьников в начальной школе 9
1.3 Использование виртуальных экскурсий для развития познавательного интереса младших школьников. 13
ГЛАВА 2 Практическое исследование уровня развития познавательного интереса младших школьников с использованием виртуальных экскурсий. 19
2.1 Исследование уровня развития познавательного интереса младших школьников. 19
2.2 Реализация работы с использованием виртуальных экскурсий, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников 26
2.3 Контрольное исследование уровня развития познавательного интереса младших школьников. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Формирование гармонично развитой личности представляет собой одну из самых важных целей педагогической теории и практики на данном этапе развития нашего общества. В наше время становление и раскрытие потенциала детей, развитие их внимания, способности мыслить, предоставление комфортных условий для увеличения жизненного опыта и становления личности является основной целью современной педагогики. Вопросам, что направлены на процесс формирования и развития познавательных процессов учащихся младшего школьного возраста в учебном процессе обучения в образовательном учреждении, уделено значительное внимание. От решения этой проблемы во многом зависит эффективность учебного процесса, поскольку уровень развития познавательных процессов является важным мотивом познавательной деятельности младшего школьника.
Развитие познавательного интереса, согласно Федеральному Государственному Стандарту Начального Общего Образования (Далее по тексту – ФГОС НОО) является приоритетным основанием обеспечения преемственности начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Но не всегда удается достичь высокого уровня развития познавательного интереса учащихся, используя традиционные методы и формы организации работы. Актуальность проблемы развития познавательного интереса учащихся является особенно острой в настоящее время, так как школьникам на данном этапе развития общества свойственно много времени проводить перед телевизором, компьютером. Если дети задают вопросы взрослым, то, как правило, взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Взрослые зачастую используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Дома дети не обсуждают со взрослыми прочитанные книги. Отсюда возникает проблема развития познавательного интереса учащихся, и необходимость развития познавательного интереса посредством использования новых методов, одним из которых является проведение интерактивных экскурсий, ведь таким образом возможно решить и проблему развития познавательного интереса учащихся, и необходимость использования современных гаджетов при проведении интерактивных экскурсий – данным фактом обусловлена актуальность исследования.
Объект данного исследования – развитие познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования – организационно-методические условия использования интерактивных экскурсий для развития познавательных интересов младших школьников.
На основании поставленной цели и сформулированных задач можно выдвинуть следующую гипотезу: использование виртуальных экскурсий помогает в развитии познавательного интереса младших школьников.
Цель исследования: изучение особенностей развития познавательного интереса младших школьников посредством проведения интерактивных экскурсий.
Задачи исследования:
1.Изучить возрастные особенности развития познавательного интереса младших школьников;
2.Выявить особенности развития познавательного интереса младших школьников;
3.Проанализировать методику использования виртуальных экскурсий для развития познавательного интереса младших школьников;
4.Провести практическое исследование уровня развития познавательного интереса младших школьников с использованием виртуальных экскурсий;
5. Использовать на практике методику развития познавательного интереса младших школьников посредством виртуальных экскурсий;
6. Провести контрольное исследование уровня развития познавательного интереса младших школьников.
В данной работе нами были использованы такие методы исследования, как:
- теоретические: анализ литературы по данной проблеме, отбор информации, синтез;
- эмпирические: метод обобщения и систематизации выводов и результатов исследования, метод наблюдения и диагностики.
Методики исследования. Для диагностики сформированности развития познавательного интереса учащихся нами были использованы такие методики, как Анкета «Познавательные интересы» (В.С. Юркевич), Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой), критерии выявления уровня сформированности познавательного интереса школьников – по А.И. Савенкову.
В исследовании принимали участие ученики 3-го класса, количество учащихся – 20 человек.
Теоретико-методологическая основа. Вопросы развития познавательного интереса младших школьников рассматривали в своих работах отечественные психологи: Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, А.М. Гуревич, В.П. Зинченко, В.И. Капинос, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, и др. Вопросам использования интерактивных технологий, в частности, виртуальных экскурсий в развитии младших школьников посвящены исследования Н.П. Алешиной, В.П. Беспалько, Н.Н. Михайловой, А.П. Панфиловой, М.Г. Савельевой, И.В. Ярошинского, и других.
Теоретическая значимость работы состоит в выработке самостоятельного опыта сбора, обработки, анализа и полезного использования полученной информации для постановки и достижения поставленных целей. Исследование вносит свой вклад в изучение проблематики развития познавательного интереса младших школьников с помощью современных методов, к которым можно причислить виртуальные экскурсии.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные учебно-методические материалы могут быть реализованы в работе по развитию познавательного интереса младших школьников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списков используемых источников и приложения.
Цель исследования состояла в изучение особенностей развития познавательного интереса младших школьников посредством проведения виртуальных экскурсий.
В результате решения первой задачи, которая заключалась в изучении сущности понятия «познавательный интерес», было выявлено, что познавательный интерес – это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес – это эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успех.
В результате решения второй задачи – выявление аспектов развития познавательного интереса младших школьников было выявлено, что младший школьный возраст – это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов. Познавательный интерес школьников, связанный с желанием овладеть необходимыми знаниями, появляется под влиянием учителя. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов.
В результате решения третьей задачи было выявлено, что целесообразно использовать интерактивные технологии, в частности, виртуальные экскурсии – их использование важно в развитии познавательного интереса современных школьников; детям нравится использование гаджетов в обучении. Во время виртуальной экскурсии можно более подробно рассмотреть объекты, рассказать, что находится на той или иной улице, поговорить о значении каждого объекта, пересмотреть экскурсию заново, ученик может задать уточняющие вопросы.
В рамках решения четвертой задачи – проведения эмпирического исследования, направленного на выявление уровня сформированности познавательного интереса учащихся было выявлено, что у младших школьников недостаточно сформирован познавательный интерес. Внешние мотивы учения у младших школьников преобладают над мотивами внутренними, что является свидетельством недостаточно сформированного познавательного интереса.
Осуществив методику развития познавательного интереса младших школьников посредством виртуальных экскурсий, нами были проведены три интерактивных экскурсии. Первая экскурсия путешествие по Великому Новгороду. Цель экскурсии: формировать активную жизненную позицию через изучение истории родного края. Вторая интерактивная экскурсия – Виртуальная экскурсия – «Великий Новгород. Трагедия мирного населения» Цель: расширить знания детей о родном крае, развивать у детей познавательный интерес к его истории; воспитывать любовь и уважение к родному краю, к Родине, чувству гордости за свой народ; воспитывать уважение к своим предкам. Завершающей интерактивной экскурсией стала экскурсия в автосервис. Цель данной экскурсии: развитие словаря детей, изучение слов по теме «Автосервис», знакомство с профессиями людей, которые обслуживают машины.
Данные, полученные с помощью повторной диагностики, свидетельствуют о повышении уровня познавательного интереса. Так, количество учеников с высоким уровнем познавательного интереса возросло, а учеников с низким уровнем мотивации после экспериментальной деятельности сократилось.
Таким образом, проведение интерактивных экскурсий позволяет развить словарный запас дошкольников, является современным и результативным средством развития познавательного интереса младших школьников. Гипотеза исследования подтверждена, поставленная цель достигнута.
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов // Исследовательская работа школьников. – М.: Педагогика, 2001. - №. 1. – С. 25-30.
2. Антонов А.А., Анафема «детской литературе» / А.А. Антонов // Литературно-критические заметки - Грани. - М.:АСТ, 2017. - 149 с.
3. Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. НН. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 129 с.
4. Бродовская З.В. Учим детей разгадывать тайны природы / З.В. Бродовская. - М.: Начальное образование, 2015.-№ 2. – С. 58-67.
5. Введение в литературоведение. Под ред. Л.В. Чернец / Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа, 2014. – 505 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2012. – 278 с.
7. Галанжина Е.С. Уроки с применением информационных технологий / Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. – 109 с.
8. Горецкий, В.Г., Климанова Л.Ф. Окружающий мир. Программа для учащихся 1-4 классов. УМК «Школа России». / В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. - М.: Просвещение, 2010. – 235 с.
9. 3инченко В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Педагогика.- 2007. - № 5. - С. 24-30.
10. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. – 385с.
11. Капунова Т.М. Тренинговые занятия как один из методов формирования у детей способности к творчеству / Т.М. Капунова // Проблемы современной науки. - Орел: типография №1, 2016. – С. 33-57.
12. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. В соответствии с ФГОС / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014. – 189 с.
13. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся / А.В. Леонтович. – М.: Просвещение, 2017. – 155 с.
14. Лепская Н.И. Язык ребенка / Н.И. Лепская. - М.: Владос, 2013.- 139 с.
15. Михайлова Н.Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова. - М.: МО РФ ИРПО, 2012. – 90 с.
16. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) / Ю.В. Михеева // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. — 2011. — Вып. 1(5). — С. 41-47.
17. Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках литературы / Г.А. Молева, И.А. Богданова // Актуальные проблемы педагогики. Вып.8. - Владимир: ВГПУ, 2015. - С.50-55.
18. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / В.С. Мухина, А.В. Хвостов. - М.: Просвещение, 2009. – 167 с.
19. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Наука, 2011. – № 45. - С.46-48
20. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников / Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 209 с.
21. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 2010. – 221 с.
22. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2014. – 179 с.
23. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся / Е.В. Тяглова. - М.: Глобус, 2018. – 90 с.
24. Шумакова М.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. Работаем по новым стандартам / М.Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2011. – 245 с.
25. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2009. - 289 с.
26. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 ФЗ. URL: www.edu.ru. (дата обращения 05.08.2021)
27. Педагогическая страничка. Сайт для учителей URL: http://school2100.com/uroki/elementary/lit.php (дата обращения 05.08.2021)
28. Проектная деятельность. URL: http://www.osi.ru (дата обращения 10.05.2021)
29. УМК Перспектива. Сайт для учителей URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/2014 (дата обращения 05.08.2021)
30. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155). URL: www.gosstand.ru (дата обращения 30.07.2021)