Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ)

Работа №114271

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной научной
литературы по проблеме доверительного общения 8
1.1 Теоретический анализ проблемы доверительного общения 8
1.2 Особенности интерактивной стороны общения и психолого-педагогического взаимодействия 23
1.3 Специфика общения и деятельности воспитателей ДОУ 27
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование доверительного общения как фактора продуктивного взаимодействия в деятельности воспитателей ДОУ 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей доверительного
общения 38
2.3 Рекомендации по оптимизации доверительного общения в деятельности
воспитателей ДОУ 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список используемой литературы 50


Согласно современным подходам в отечественной психологии и педагогике, важнейшей стороной модернизации отечественного образования является создание единого воспитательно-образовательного пространства в отношениях семья - дошкольное образовательной учреждение.
Одной из важнейших задач, которую должны решать государственные учреждения, это - создание условий, обеспечивающих продуктивное взаимодействие педагогов с семьёй ( Закон РФ « Об образовании ).
Содержание и формы подготовки педагогов - воспитателей к взаимодействию с семьёй предполагают понимание межличностных отношений, сопряженных с воспитально-развмвающим процессом. Оценки взаимодействия в педагогическом процессе как единства двух подструктур, описанных В.Н. Мясищевым. Это - внутренней , мотивационно- потребностного проявления субъекта общения и его внешнего, поведенческого проявления [23].
Актуальность исследования. Категория «общение» выделилась в отдельную самостоятельную категорию в 60-е годы прошлого столетия и появилась в учебниках «Психологии» одноименная глава. Впервые это было осуществлено ленинградскими психологами, в научной школе, которых достаточно глубоко изучалась эта проблема [2].
Однако и до настоящего времени не проводят различия между понятиями «общение» и «деятельность» ( научная школа А.Н. Леонтьева ). Б.Ф. Ломов и А.А. Бодалев были одними из первых в отечественной психологии, которые развели эти понятия [3].
Согласно представлениям Р.С. Немова, « ...в зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов: материальное, когнитивное, мотивационное, кондиционное» [14]. Для нашей работы особое значение имеет кондиционное общений, направленное на оказание влияния друг на друга.
Характеризуя общение с позиции московской школы психологов ( А.Н. Леонтьев и его ученики ), Р.С. Немов выделяет две стороны: контакты с природой (это - деятельность) и контакты с живыми существами, обменивающиеся информацией преимущественно с помощи речи ( это - общение ).
В настоящее время в учебниках психологии дается четкое различение функций присущих понятиям «деятельность» и «общение». Известно, что общению придаются функции не свойственные категории деятельности. Несомненно, то, что и категория деятельности и категория общения выполняют общую для них функцию: в процессе деятельности и общения совершается развитие отдельных психологических явлений, которые формируют личность как системное явление.
Согласно словарю С.И. Ожегова, доверие - это уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к чему-нибудь.
В настоящее время помимо выше приведенной функции общение выполняет также перцептивную, интерактивную функции ( А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, В.В. Знаков, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов, В.Н. Куницина и др.). Следует признать, что до настоящего времени не всеми психологами признается содержание понятию «общение», которое дается санкт- питербургскими психологами.
На сегодняшний день общепризнано, что семейное воспитание детей должно быть приоритетным направлением в формировании развитого во всех отношениях ( физическом, психологическом, социальном ) человека. Особенно это касается воспитания и развития детей дошкольного возраста. Но для реализации такого направления необходимо наполнить недостающий опыт родителей психологическим содержанием и адекватными условиям жизни ребенка педагогическими технологиями. И эта задача должна стоять перед психологами и воспитателями ДОУ ( С.Н. Резников, Л.П. Буева ).
Таким образом, недостаточно полно разработанная проблема участия категории общения в формировании отдельных психологических функций и, в частности, влияния доверительного общения на межличностные отношения взрослого населения и отношения «родитель-педагог» и «родитель-ребенок» явились актуальными для выполнения настоящей работы.
Объект исследования: Доверительное общение.
Предмет исследования: Доверительное общение как фактор продуктивного взаимодействия(на примере воспитателей ДОУ)
Цель работы: Исследование доверительного общения как фактора продуктивного взаимодействия в деятельности воспитателей ДОУ
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что доверительного общение определяется уровнем развития коммуникативных умений педагогов и их потребностью в общении, а психологическое сопровождение взаимодействия педагогов ДОУ определяет продуктивность доверительного общения.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
6) Провести теоретический анализ современной отечественной и зарубежной научной литературой по проблеме доверительного общения
7) Выявить уровень развития коммуникативных навыков и
особенности потребности в общении педагогов-воспитателей ДОУ.
8) Провести тренинг “Психологическое сопровождение процесса доверительного общения»
9) Провести сравнительный анализ уровня коммуникативных умений воспитателей до проведения тренинга «Психологическое сопровождение процесса доверительного общения» и после проведения тренинга-семинара.
10) Разработать рекомендации по оптимизации доверительного общения в деятельности воспитателей ДОУ.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы проблеме доверительного общения в образовательной среде.
2. Психодиагностические методы:
-«Тест коммуникативных умений» ( Л. Михельсон),
-«Тест мотивов аффилиации» Мехрабиана в русско-язычной адаптации С.А. Шапкина.
3. Формирующий эксперимент с использованием тренинга «Психологическое сопровождение процесса доверительного общения»
4. Методы статистической обработки полученных данных (анализ средних величин)
Практическое значение данного исследования заключается в разработке рекомендаций по навыкам доверительного общения в деятельности воспитателей ДОУ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как ни странно категория общения и до настоящего времени нуждается в психологических исследованиях. Особенно это касается ее содержательного определения и поиска наиболее оптимальных форм общения для установления доверительных профессиональных контактов, а вместе с этим более продуктивных форм осуществления деятельности и развития необходимых психологических функций.
На основании анализа литературных источников по теме исследования мы утвердились во мнении, согласно которому, межличностное общение формирует психологические механизмы следующих когнитивных и поведенческих актов:
1) познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познания самого себя (рефлексия) в процессе общения; 3) прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Базой доверительного общения являются осознанные формы межличностных отношений, среди которых наиболее продуктивными, в этом отношении, являются когнитивный, поведенческий и регулятивный типы общения.
Следует отметить, что психологические техники доверительного общения должны быть направлены на формирование доверительных установок у субъекта общения, присвоения правил и конкретных приемов ведения общения, нацеленных на понимание партнера по общению и его проблем, выстраивание программы общения, состоящей в установлении психологического контакта. Непременным условием при этом является формирование аффилиации, эмпатии, рефлексии и других продуктивных для доверительного общения личностных качеств.
С группой педагогов воспитателей был проведен тренинг-семинар с использованием теоретических и практических занятий. В практической части тренинга особое внимание обращалось на формирование межличностной привлекательности, доверительности в общении (аффилиация, эмпатия), понимающего общения (техника «активного слушания»).
Результаты теста мотивов аффилиации ( автор Мехрабиан ) также продемонстрировали рост личностных качеств у педагогов-воспитателей, которые способствуют доверительному общению и потребности в установлении и упрочении добрых человеческих отношений с людьми, в том числе и родителями детей ДОУ.
Таким образом, проведенное исследование показало эффективность предложенного тренинга-семинара для педагогов-воспитателей ДОУ и подтвердило правильность избранных предположений в гипотезе исследования: доверительного общение определяется уровнем развития коммуникативных умений педагогов и их потребностью в общении, а психологическое сопровождение взаимодействия педагогов .



1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М., 1996.
2. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев - М., 1995.
3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком[Текст] /
A. А. Бодалев - ЛГУ, 1982.
4. Брушлинский, А.В. Мышление и общение[Текст] / А.В. Брушлинский,
B. А. Поликарпов - Минск, 1990.
5. Брудный, А.А. Понимание и общение [Текст] - М., 1989.
6. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева - М., 2007.
7. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
8. Вилсон, Г. Язык жестов [Текст] / Г. Вилсон, К.Макклафлин - М., 1999.
9. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л.Я. Гозман - М.: МГУ, 1987.
10. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов - М., 1980.
11. Дерябо, С.В. Гроссмейстер общения: Иллюст.самоучитель
психологического мастерства [Текст] / С.В.Дерябо, В.А. Ясвин - М.,
1996.
12. Емельянов, Ю.И. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю.И. Емельянов - Л.., 1985.
13.Знаков, В.В. Понимание в познании и общении [Текст] / В.В. Знаков - М.,1994.
14. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард - СПб.: Питер, 1999.
15. Кон, И.С. Дружба [Текст] / И.С. Кон - М„ 1987.
16. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон - М., 1989.
17. Кузин, Ф.А. Культура делового общения [Текст] / Ф.А. Кузин - М., 1996.
18. Кукосян, О.Г. Профессия и познание людей [Текст] / О.Г. Кукосян - Ростов-на-Дону, 1981.
19. Куницына, В.Н Межличностное общение [Текст] /В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша - СПб., 2001.
20. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание [Текст] / В.А. Лабунская - Ростов на Дону: Феникс, 1999.
21. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев - Тарту, 1974.
22. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретически проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов - М.: Наука, 1984.
23. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев - Воронеж, 1995.
24. Меграбян ,А. Психодиагностика невербального поведения [Текст] /Меграбян А.- СПб., 2001.
25. Петрова, Е. А. Жесты в педагогическом процессе Петрова Е.А. - М., 1998.
26. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов. - Л.: ЛГУ, 1979.
27. Пиз, А. Язык жестов [Текст] /А. Пиз - М.,1989.
28. Данкелл, С. Позы спящего [Текст] / С. Данкелл - Минск, 1995.
29. Панферов, В.Н. Психология общения [Текст] /Вопросы философии. 1972. № 7,
30. Познание и общение [Текст] / Отв. ред. Б.Ф. Ломов и др. - М.: Наука, 1988.
31. Проблема общения в психологии [Текст] / Отв. ред. Б.Ф. Ломов - М.: Наука, 1981.
32. Пронников, В.Я. Язык мимики и жестов [Текст] / В.Я. Пронников, И.Д. Ладанов - М., 1998.
33. Психологические исследования общения [Текст] / Отв. ред. Б.Ф.Ломов и др. - М.: Наука, 1985.
34. Резников, Е.Н. Психология межличностного познания [Текст] / Е.Н. Резников. - Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева -. М ПЕР СЭ, 2002. С. 146—164.
35. Резников, Е.Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Е.Н. Резников. // Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева - М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 164-178.
36. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека [Текст] / К.Р. Роджерс - М., 1994
37. Скрипкина, Т.П. Психология доверия [Текст] / Т.П. Скрипкина - Ростов-на-Дону: Изд. пед. у-та, 1997.
38. Соснин, В.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг [Текст] / В.А. Соснин, П.А. Лунев - М.: ИП РАН, 1993.
39. Соснин, В.А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения: Руководство практического психолога [Текст] / В.А. Соснин, П.А. Лунев - М.: Academ-A, 1996.
40. Станкин, М.И. Психология общения: Курс лекций [Текст] / М.И. Станкин - М.,1996.
41. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
42. Хабибуллин, К.Н. Восприятие личности в межнациональном
общении[Текст] / К.Н. Хабибуллин // Философские и социологические исследования - Л., 1974. С. 86—94.
43. Штангль, А. Язык тела [Текст] / А. Штангль - М., 1996.
44.Экман, П. Психология лжи [Текст] / П. Экман - СПб.: Питер, 1999.
45.Scott, K. Psychology of trust between parents and children. Scientific American / K. Scott. Vol. 217, No 4, 1978. - 213 С.
46.Mudrik A.V. Social pedagogy: a textbook for students of teachers’ training higher schools / ed. by V.A. Slastenin. 3rd ed., corr. and enlarged. M.: Academia,2000 - 200 С.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ