Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной научной
литературы по проблеме доверительного общения 8
1.1 Теоретический анализ проблемы доверительного общения 8
1.2 Особенности интерактивной стороны общения и психолого-педагогического взаимодействия 23
1.3 Специфика общения и деятельности воспитателей ДОУ 27
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование доверительного общения как фактора продуктивного взаимодействия в деятельности воспитателей ДОУ 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей доверительного
общения 38
2.3 Рекомендации по оптимизации доверительного общения в деятельности
воспитателей ДОУ 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Согласно современным подходам в отечественной психологии и педагогике, важнейшей стороной модернизации отечественного образования является создание единого воспитательно-образовательного пространства в отношениях семья - дошкольное образовательной учреждение.
Одной из важнейших задач, которую должны решать государственные учреждения, это - создание условий, обеспечивающих продуктивное взаимодействие педагогов с семьёй ( Закон РФ « Об образовании ).
Содержание и формы подготовки педагогов - воспитателей к взаимодействию с семьёй предполагают понимание межличностных отношений, сопряженных с воспитально-развмвающим процессом. Оценки взаимодействия в педагогическом процессе как единства двух подструктур, описанных В.Н. Мясищевым. Это - внутренней , мотивационно- потребностного проявления субъекта общения и его внешнего, поведенческого проявления [23].
Актуальность исследования. Категория «общение» выделилась в отдельную самостоятельную категорию в 60-е годы прошлого столетия и появилась в учебниках «Психологии» одноименная глава. Впервые это было осуществлено ленинградскими психологами, в научной школе, которых достаточно глубоко изучалась эта проблема [2].
Однако и до настоящего времени не проводят различия между понятиями «общение» и «деятельность» ( научная школа А.Н. Леонтьева ). Б.Ф. Ломов и А.А. Бодалев были одними из первых в отечественной психологии, которые развели эти понятия [3].
Согласно представлениям Р.С. Немова, « ...в зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов: материальное, когнитивное, мотивационное, кондиционное» [14]. Для нашей работы особое значение имеет кондиционное общений, направленное на оказание влияния друг на друга.
Характеризуя общение с позиции московской школы психологов ( А.Н. Леонтьев и его ученики ), Р.С. Немов выделяет две стороны: контакты с природой (это - деятельность) и контакты с живыми существами, обменивающиеся информацией преимущественно с помощи речи ( это - общение ).
В настоящее время в учебниках психологии дается четкое различение функций присущих понятиям «деятельность» и «общение». Известно, что общению придаются функции не свойственные категории деятельности. Несомненно, то, что и категория деятельности и категория общения выполняют общую для них функцию: в процессе деятельности и общения совершается развитие отдельных психологических явлений, которые формируют личность как системное явление.
Согласно словарю С.И. Ожегова, доверие - это уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к чему-нибудь.
В настоящее время помимо выше приведенной функции общение выполняет также перцептивную, интерактивную функции ( А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, В.В. Знаков, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов, В.Н. Куницина и др.). Следует признать, что до настоящего времени не всеми психологами признается содержание понятию «общение», которое дается санкт- питербургскими психологами.
На сегодняшний день общепризнано, что семейное воспитание детей должно быть приоритетным направлением в формировании развитого во всех отношениях ( физическом, психологическом, социальном ) человека. Особенно это касается воспитания и развития детей дошкольного возраста. Но для реализации такого направления необходимо наполнить недостающий опыт родителей психологическим содержанием и адекватными условиям жизни ребенка педагогическими технологиями. И эта задача должна стоять перед психологами и воспитателями ДОУ ( С.Н. Резников, Л.П. Буева ).
Таким образом, недостаточно полно разработанная проблема участия категории общения в формировании отдельных психологических функций и, в частности, влияния доверительного общения на межличностные отношения взрослого населения и отношения «родитель-педагог» и «родитель-ребенок» явились актуальными для выполнения настоящей работы.
Объект исследования: Доверительное общение.
Предмет исследования: Доверительное общение как фактор продуктивного взаимодействия(на примере воспитателей ДОУ)
Цель работы: Исследование доверительного общения как фактора продуктивного взаимодействия в деятельности воспитателей ДОУ
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что доверительного общение определяется уровнем развития коммуникативных умений педагогов и их потребностью в общении, а психологическое сопровождение взаимодействия педагогов ДОУ определяет продуктивность доверительного общения.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
6) Провести теоретический анализ современной отечественной и зарубежной научной литературой по проблеме доверительного общения
7) Выявить уровень развития коммуникативных навыков и
особенности потребности в общении педагогов-воспитателей ДОУ.
8) Провести тренинг “Психологическое сопровождение процесса доверительного общения»
9) Провести сравнительный анализ уровня коммуникативных умений воспитателей до проведения тренинга «Психологическое сопровождение процесса доверительного общения» и после проведения тренинга-семинара.
10) Разработать рекомендации по оптимизации доверительного общения в деятельности воспитателей ДОУ.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы проблеме доверительного общения в образовательной среде.
2. Психодиагностические методы:
-«Тест коммуникативных умений» ( Л. Михельсон),
-«Тест мотивов аффилиации» Мехрабиана в русско-язычной адаптации С.А. Шапкина.
3. Формирующий эксперимент с использованием тренинга «Психологическое сопровождение процесса доверительного общения»
4. Методы статистической обработки полученных данных (анализ средних величин)
Практическое значение данного исследования заключается в разработке рекомендаций по навыкам доверительного общения в деятельности воспитателей ДОУ.
Как ни странно категория общения и до настоящего времени нуждается в психологических исследованиях. Особенно это касается ее содержательного определения и поиска наиболее оптимальных форм общения для установления доверительных профессиональных контактов, а вместе с этим более продуктивных форм осуществления деятельности и развития необходимых психологических функций.
На основании анализа литературных источников по теме исследования мы утвердились во мнении, согласно которому, межличностное общение формирует психологические механизмы следующих когнитивных и поведенческих актов:
1) познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познания самого себя (рефлексия) в процессе общения; 3) прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Базой доверительного общения являются осознанные формы межличностных отношений, среди которых наиболее продуктивными, в этом отношении, являются когнитивный, поведенческий и регулятивный типы общения.
Следует отметить, что психологические техники доверительного общения должны быть направлены на формирование доверительных установок у субъекта общения, присвоения правил и конкретных приемов ведения общения, нацеленных на понимание партнера по общению и его проблем, выстраивание программы общения, состоящей в установлении психологического контакта. Непременным условием при этом является формирование аффилиации, эмпатии, рефлексии и других продуктивных для доверительного общения личностных качеств.
С группой педагогов воспитателей был проведен тренинг-семинар с использованием теоретических и практических занятий. В практической части тренинга особое внимание обращалось на формирование межличностной привлекательности, доверительности в общении (аффилиация, эмпатия), понимающего общения (техника «активного слушания»).
Результаты теста мотивов аффилиации ( автор Мехрабиан ) также продемонстрировали рост личностных качеств у педагогов-воспитателей, которые способствуют доверительному общению и потребности в установлении и упрочении добрых человеческих отношений с людьми, в том числе и родителями детей ДОУ.
Таким образом, проведенное исследование показало эффективность предложенного тренинга-семинара для педагогов-воспитателей ДОУ и подтвердило правильность избранных предположений в гипотезе исследования: доверительного общение определяется уровнем развития коммуникативных умений педагогов и их потребностью в общении, а психологическое сопровождение взаимодействия педагогов .