Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ № 8 (г. Выкса, Нижегородская область).
Выборка: дети старшей группы в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек и 22 родителя
воспитанников .
Есть приложения.
Введение 6
1 Теоретические основы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников 20
1.1 Феномен агрессивного поведения дошкольников в психологической и педагогической научной литературе 20
1.2 Психологические особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста 38
1.3 Теоретическая психолого-педагогическая модель коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста 53
2 Организация опытно-экспериментального исследования проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения (на базе МБДОУ «Детский сад № 8» г. Выкса 61
2.1 Диагностическое исследование уровней проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 61
2.2 Содержание работы по внедрению комплексной программы коррекции агрессивного поведения в деятельность МБДОУ «Детский сад № 8» г. Выкса 74
2.3 Контрольное исследование и анализ результатов, полученных в ходе реализации программы коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста 82
Заключение 94
Список использованных источников 97
Приложения 102
Актуальность настоящего исследования определена возрастающим в последние десятилетия ростом насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью. Такие социально опасные проявления обычно связаны с понятиями агрессивности и агрессивного поведения. Они возникают как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов и вызывают серьезное беспокойство. Проблема агрессивного поведения стала одной из самых популярных тем в мировой психологии.
Агрессия и агрессивность всегда были частью нашего мира, люди постоянно сталкивались и продолжают сталкиваться с этими явлениями в своей повседневной жизни. Агрессия – это определенный вид действий, направленный на причинение морального или физического ущерба другим людям, это нападение на них с целью причинения вреда. А агрессивность – это не просто черта характера человека, при которой он на все реагирует агрессивно, но это еще и естественное проявление его биологической сущности.
Агрессивное поведение, присуще в первую очередь менее интеллектуально развитым людям, и в тоже время, людям достаточно активным, чьи бесконечные желания подкреплены большими возможностями.
Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики агрессивности в дошкольном возрасте.
Все многообразие теоретических концепций феномена агрессивности можно условно разделить на две группы. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (3. Фрейд, К. Лоренц, и др.). Вторую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения (Доллард, Басс, Берковиц и др.).
Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве [17].
Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Ершистость, драчливость, грубость такого ребенка очень трудно принять, а еще труднее понять. Многие исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Поэтому выявление мотивов агрессивного поведения детей дошкольного возраста, изучение условий формирования и вариантов такого поведения настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки эффективных коррекционных программ.
Подводя итоги исследования, выполненного в ходе подготовки данной выпускной квалификационной работы, следует отметить ряд основных моментов.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что агрессивное поведение рассматривается как поведение, имеющее отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты.
Формирование агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами: особенностями взаимоотношений в семье, стилями семейного воспитания, а так же примерами агрессивного поведения, демонстрируемыми взрослыми, сверстниками.
Агрессивное поведение у детей – это неприятно. Агрессия детей может проявляться в криках, слезах, ругани, и казалось бы, естественная реакция взрослого человека на неуважительное отношение – ответная агрессия. Вот только не стоит забывать о том, что вы – взрослый человек, который способен контролировать собственные эмоции.
Почему дети дошкольного возраста проявляют агрессию долгое время остается для педагогов, психологов и родителей острой проблемой, а также социальной проблемой, в решении которой заинтересовано общество. Феномен агрессивности активно обсуждается педагогами и психологами в научной среде и выносится на обсуждение для решения в федеральный образовательный стандарт.
В настоящее время психологическая коррекция агрессивных форм поведения детей проводится различными методиками. Практически коррекция агрессивных детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семейной терапии. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой
терапии. В работе с дошкольниками можно использовать все многообразие средств и форм игровых занятий.
Непродолжительный период занятий не позволил добиться максимального возможного результата у всех детей, но в целом полученные данные доказывают эффективность приемов игровой терапии для коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста и улучшение их психологического здоровья.
Работа по коррекции агрессивного поведения старших дошкольников содержала: вводную часть, основную и заключительную. Вводную часть представляет одно занятие, целью которого является знакомство участников группы с предстоящей работой. Основную часть составляют 8 занятий, направленных на управление агрессивным поведением, развитие саморегуляции, эмпатии, снижение негативных эмоций, эмоционального напряжения, а также повышение позитивного настроя и сплочение группы. В заключительную часть программы включено одно занятие, направленное на установление обратной связи; рефлексию и подведение итогов.
В группе были проведены родительские собрания, семинары. Целью которых было психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах контроля агрессии детей старшего дошкольного возраста. Также в группе был создан информативный уголок, в котором помещены консультации.
Проведенная программа может считаться эффективной. Уменьшились как вербальные проявления агрессивности, так и агрессивное поведение. После проведения коррекционных занятий зафиксировано меньшее количество признаков агрессивности у старших дошкольников.
После апробирования серии приемов мы увидели улучшение результатов в поведении детей, что свидетельствует о благоприятном и успешном проведении работы по профилактике агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, задачи решены.
Работа представляет теоретическую и практическую значимость для воспитателей, родителей детей дошкольников, студентов педагогических вузов.
1. Агапов П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. –
№ 6. – С. 56-61
2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2016. – 288 с.
3. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии – М.: Ось-89, 2010. – 272 с.
4. Архиреева, Т. В. Системный подход к пониманию структуры Я- концепции и закономерностей ее развития в детском возрасте / Т. В. Архиреева // Культурноисторическая психология. — 2008. — № 4. — С. 48— 55.
5. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
6. А. Бандура Теория социального научения. М.,. ЮНИФа 2000 С.872
7. Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии / враждебности Екатеринбург
2003
8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.:
Прайм-Еврознак, 2012. – 512 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2015. - 254 с.
10. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2014.
11. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 1999. -
352 с.
12. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми- М.: Педагогика,1991
13. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015. – 1008 с.
14. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Университет, 2000. -
336 с.
15. Гарбузов Виленин Исаакович. Воспитание ребёнка в семье: Советы
психотерапевта. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 296 с.
16. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль. - СПб.
: Питер 2007. - 298 с.
17. Данилова Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии — М., 1998.
18. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской.
— М.: Гардарики, 2014. — 268с.
19. Доллард Д. Фрустрация и агрессия / Д. Доллард. - М.: Просвещение.
- 1939. - 265 с
20. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. Пособие. – М.: Академия, 2014. – 98 с.
21. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии. // Прикладная психология. – 2014. – № 1. – С.95-102.
22. А.В. Запорожец. Избранные психологические труды: СПб.: Питер 2001 С.: 125.
23. Карабанова, О. А.Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2016. - 96 с.
24. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
25. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: ИД "МиМ", 1998 - 192с.
26. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: Нова света, 1999. — 178с
27. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности // Начальная школа. – 2011. – №2. – С. 49-53.
28. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии. 2014. №6. С.18-21.
29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 2005. - 345 с.
30. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: ВЛАДОС, 2011. - 387 с.
31. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 272 с.
32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Питер, 2014. – 289 с.
33. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2015. – 184 с.
34. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Академия, 2010. - 608с
35. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2013. – 487 с.
36. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.
37. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. - М.: Академия, 2003. - 448 с.
38. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997. - 160 с.
39. Пашина Л.А. Психоаналитическая интерпретация феномена социальной агрессивности // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 25. – С. 72-77
40. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. – М.: Мозаика-синтез, 2014 г. – 80 с.
41. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2007, 7-е издание.
42. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков / Н.М. Платонова. - СПб.: Речь, 2004. - 336 с.
43. Раттер, М. Помощь трудным детям. / М. Раттер. - М.: Просвещение, 1987. - 341с.
44. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. 31;
45. Реан, А.А. От рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм – ЕВ- РОЗНАК, 2002. – 656 с.
46. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2.
47. Роджерс К.Р. // Клиент-центрированная психотерапия. М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002;
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2000. - 705 с.
49. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 1992.
- №5/6
50. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубеж- ной психологии // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 81-88.
51. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2014. - 176 с.
52. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: ПСТГУ, 2013. - 400 c.
53. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
54. Уотсон Дж.Б. Психология как наука о поведении. М; Л., 1926; Он же. Психология с точки зрения бихевиориста // Бихевиоризм: Хрестоматия по истории психологии. М., 1980;
55. Франкл В. «Десять тезисов о личности». Перевод Е. Патяевой под ред. Д. Леонтьева. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005
56. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2012. - 400 с. (Серия
«Психологическая коллекция»).
57. Фром Э. Анатомия человеческой диструктивности // Социологические исследования. – 2012. – №7. – C. 46-50.
58. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М.: Наука, 2006. – 256 с.
59. Экслайн В. Игровая терапия / В. Экслайн. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
284с.
60. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин.
- М.: Педагогика, 2016. - 247 с.
61. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис /Э. Эриксон. - М.: Просвещение, 2013. - 365 с.
62. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya- pedagogika/2017/03/20/statya-agressivnoe-povedenie-detey-doshkolnogo