Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения дошкольников (Владимирский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ № 8 (г. Выкса, Нижегородская область).
Выборка: дети старшей группы в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек и 22 родителя
воспитанников .
Есть приложения.
Введение 6
1 Теоретические основы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников 20
1.1 Феномен агрессивного поведения дошкольников в психологической и педагогической научной литературе 20
1.2 Психологические особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста 38
1.3 Теоретическая психолого-педагогическая модель коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста 53
2 Организация опытно-экспериментального исследования проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения (на базе МБДОУ «Детский сад № 8» г. Выкса 61
2.1 Диагностическое исследование уровней проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 61
2.2 Содержание работы по внедрению комплексной программы коррекции агрессивного поведения в деятельность МБДОУ «Детский сад № 8» г. Выкса 74
2.3 Контрольное исследование и анализ результатов, полученных в ходе реализации программы коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста 82
Заключение 94
Список использованных источников 97
Приложения 102
База исследования: МБДОУ № 8 (г. Выкса, Нижегородская область).
Выборка: дети старшей группы в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек и 22 родителя
воспитанников .
Есть приложения.
Введение 6
1 Теоретические основы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников 20
1.1 Феномен агрессивного поведения дошкольников в психологической и педагогической научной литературе 20
1.2 Психологические особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста 38
1.3 Теоретическая психолого-педагогическая модель коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста 53
2 Организация опытно-экспериментального исследования проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения (на базе МБДОУ «Детский сад № 8» г. Выкса 61
2.1 Диагностическое исследование уровней проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 61
2.2 Содержание работы по внедрению комплексной программы коррекции агрессивного поведения в деятельность МБДОУ «Детский сад № 8» г. Выкса 74
2.3 Контрольное исследование и анализ результатов, полученных в ходе реализации программы коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста 82
Заключение 94
Список использованных источников 97
Приложения 102
Актуальность настоящего исследования определена возрастающим в последние десятилетия ростом насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью. Такие социально опасные проявления обычно связаны с понятиями агрессивности и агрессивного поведения. Они возникают как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов и вызывают серьезное беспокойство. Проблема агрессивного поведения стала одной из самых популярных тем в мировой психологии.
Агрессия и агрессивность всегда были частью нашего мира, люди постоянно сталкивались и продолжают сталкиваться с этими явлениями в своей повседневной жизни. Агрессия – это определенный вид действий, направленный на причинение морального или физического ущерба другим людям, это нападение на них с целью причинения вреда. А агрессивность – это не просто черта характера человека, при которой он на все реагирует агрессивно, но это еще и естественное проявление его биологической сущности.
Агрессивное поведение, присуще в первую очередь менее интеллектуально развитым людям, и в тоже время, людям достаточно активным, чьи бесконечные желания подкреплены большими возможностями.
Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики агрессивности в дошкольном возрасте.
Все многообразие теоретических концепций феномена агрессивности можно условно разделить на две группы. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (3. Фрейд, К. Лоренц, и др.). Вторую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения (Доллард, Басс, Берковиц и др.).
Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве [17].
Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Ершистость, драчливость, грубость такого ребенка очень трудно принять, а еще труднее понять. Многие исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Поэтому выявление мотивов агрессивного поведения детей дошкольного возраста, изучение условий формирования и вариантов такого поведения настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки эффективных коррекционных программ.
Агрессия и агрессивность всегда были частью нашего мира, люди постоянно сталкивались и продолжают сталкиваться с этими явлениями в своей повседневной жизни. Агрессия – это определенный вид действий, направленный на причинение морального или физического ущерба другим людям, это нападение на них с целью причинения вреда. А агрессивность – это не просто черта характера человека, при которой он на все реагирует агрессивно, но это еще и естественное проявление его биологической сущности.
Агрессивное поведение, присуще в первую очередь менее интеллектуально развитым людям, и в тоже время, людям достаточно активным, чьи бесконечные желания подкреплены большими возможностями.
Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики агрессивности в дошкольном возрасте.
Все многообразие теоретических концепций феномена агрессивности можно условно разделить на две группы. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (3. Фрейд, К. Лоренц, и др.). Вторую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения (Доллард, Басс, Берковиц и др.).
Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве [17].
Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Ершистость, драчливость, грубость такого ребенка очень трудно принять, а еще труднее понять. Многие исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Поэтому выявление мотивов агрессивного поведения детей дошкольного возраста, изучение условий формирования и вариантов такого поведения настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки эффективных коррекционных программ.
Подводя итоги исследования, выполненного в ходе подготовки данной выпускной квалификационной работы, следует отметить ряд основных моментов.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что агрессивное поведение рассматривается как поведение, имеющее отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты.
Формирование агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами: особенностями взаимоотношений в семье, стилями семейного воспитания, а так же примерами агрессивного поведения, демонстрируемыми взрослыми, сверстниками.
Агрессивное поведение у детей – это неприятно. Агрессия детей может проявляться в криках, слезах, ругани, и казалось бы, естественная реакция взрослого человека на неуважительное отношение – ответная агрессия. Вот только не стоит забывать о том, что вы – взрослый человек, который способен контролировать собственные эмоции.
Почему дети дошкольного возраста проявляют агрессию долгое время остается для педагогов, психологов и родителей острой проблемой, а также социальной проблемой, в решении которой заинтересовано общество. Феномен агрессивности активно обсуждается педагогами и психологами в научной среде и выносится на обсуждение для решения в федеральный образовательный стандарт.
В настоящее время психологическая коррекция агрессивных форм поведения детей проводится различными методиками. Практически коррекция агрессивных детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семейной терапии. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой
терапии. В работе с дошкольниками можно использовать все многообразие средств и форм игровых занятий.
Непродолжительный период занятий не позволил добиться максимального возможного результата у всех детей, но в целом полученные данные доказывают эффективность приемов игровой терапии для коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста и улучшение их психологического здоровья.
Работа по коррекции агрессивного поведения старших дошкольников содержала: вводную часть, основную и заключительную. Вводную часть представляет одно занятие, целью которого является знакомство участников группы с предстоящей работой. Основную часть составляют 8 занятий, направленных на управление агрессивным поведением, развитие саморегуляции, эмпатии, снижение негативных эмоций, эмоционального напряжения, а также повышение позитивного настроя и сплочение группы. В заключительную часть программы включено одно занятие, направленное на установление обратной связи; рефлексию и подведение итогов.
В группе были проведены родительские собрания, семинары. Целью которых было психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах контроля агрессии детей старшего дошкольного возраста. Также в группе был создан информативный уголок, в котором помещены консультации.
Проведенная программа может считаться эффективной. Уменьшились как вербальные проявления агрессивности, так и агрессивное поведение. После проведения коррекционных занятий зафиксировано меньшее количество признаков агрессивности у старших дошкольников.
После апробирования серии приемов мы увидели улучшение результатов в поведении детей, что свидетельствует о благоприятном и успешном проведении работы по профилактике агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, задачи решены.
Работа представляет теоретическую и практическую значимость для воспитателей, родителей детей дошкольников, студентов педагогических вузов.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что агрессивное поведение рассматривается как поведение, имеющее отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты.
Формирование агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами: особенностями взаимоотношений в семье, стилями семейного воспитания, а так же примерами агрессивного поведения, демонстрируемыми взрослыми, сверстниками.
Агрессивное поведение у детей – это неприятно. Агрессия детей может проявляться в криках, слезах, ругани, и казалось бы, естественная реакция взрослого человека на неуважительное отношение – ответная агрессия. Вот только не стоит забывать о том, что вы – взрослый человек, который способен контролировать собственные эмоции.
Почему дети дошкольного возраста проявляют агрессию долгое время остается для педагогов, психологов и родителей острой проблемой, а также социальной проблемой, в решении которой заинтересовано общество. Феномен агрессивности активно обсуждается педагогами и психологами в научной среде и выносится на обсуждение для решения в федеральный образовательный стандарт.
В настоящее время психологическая коррекция агрессивных форм поведения детей проводится различными методиками. Практически коррекция агрессивных детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семейной терапии. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой
терапии. В работе с дошкольниками можно использовать все многообразие средств и форм игровых занятий.
Непродолжительный период занятий не позволил добиться максимального возможного результата у всех детей, но в целом полученные данные доказывают эффективность приемов игровой терапии для коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста и улучшение их психологического здоровья.
Работа по коррекции агрессивного поведения старших дошкольников содержала: вводную часть, основную и заключительную. Вводную часть представляет одно занятие, целью которого является знакомство участников группы с предстоящей работой. Основную часть составляют 8 занятий, направленных на управление агрессивным поведением, развитие саморегуляции, эмпатии, снижение негативных эмоций, эмоционального напряжения, а также повышение позитивного настроя и сплочение группы. В заключительную часть программы включено одно занятие, направленное на установление обратной связи; рефлексию и подведение итогов.
В группе были проведены родительские собрания, семинары. Целью которых было психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах контроля агрессии детей старшего дошкольного возраста. Также в группе был создан информативный уголок, в котором помещены консультации.
Проведенная программа может считаться эффективной. Уменьшились как вербальные проявления агрессивности, так и агрессивное поведение. После проведения коррекционных занятий зафиксировано меньшее количество признаков агрессивности у старших дошкольников.
После апробирования серии приемов мы увидели улучшение результатов в поведении детей, что свидетельствует о благоприятном и успешном проведении работы по профилактике агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, задачи решены.
Работа представляет теоретическую и практическую значимость для воспитателей, родителей детей дошкольников, студентов педагогических вузов.
Подобные работы
- Особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020



