Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1454 «Тимирязевская» (г. Москва).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯСТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие страха в психологии 6
1.2 Изучение страхов детей дошкольного возраста 14
1.3 Сказкотерапия как метод коррекции страхов детей дошкольного возраста 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2 .КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКОТЕРАПИИ 26
2.1 Понятие и сущность сказкотерапии 26
2.2 Формы и методы организации занятий с детьми с использованием сказкотерапии 29
2.3 Эффективность метода сказкотерапии 39
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 47
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛУЧЕННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 49
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам 49
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям) 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность исследования. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению Л.И. Божович, А.А. Бодалёва, В.С. Мухиной, ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.
Проблема преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
В связи с выше сказанным, к сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, поэтому необходимо предупредить возможность проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Необходимость данного исследования определяется противоречием между:
1. потребностью современного общества в психическом и психологическом здоровье детей и нарастающими негативными тенденциями, связанными с ростом эмоционального и психического неблагополучия детей, выражающихся в тревожности, страхах;
2. Из противоречий вытекает проблема исследования: каким образом использование метода сказкотерапии может влиять на преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста и оценить ее результативность.
Объект исследования: процесс эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста в форме страхов.
Предмет исследования: сказкотерапия как способ коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если будет разработана и реализована программа психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии, то будет наблюдаться положительная динамика в их преодолении.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить распространенность страхов у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать программу коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии.
4. Определить результативность программы психолого – педагогической коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
2. Эмпирические: беседа, анкетирование
База исследования: данное исследование проводилось на базе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1454 «Тимирязевская».
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы воспитателями, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание исследовательского поиска и полученные результаты. Работа состоит из введения, трех глав, поглавных выводов, заключения, списка литературы, приложений.
Теоретический анализ показал, что стресс, беспокойство и страх являются частью эмоций, выражающих наше психическое здоровье, таких как счастье, удивление, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерном страхе, в зависимости от них, поведение человека меняется на «эмоциональный паралич». Постоянный страх — это страх, с которым ребенок или взрослый не может справиться, что приводит к возникновению нежелательного поведения.
Детские страхи, если к ним хорошо относиться, понять очевидные причины, часто бесследно исчезают. Если они проявляются или продолжаются длительное время, то это признак трагедии, это говорит о слабости тела и мозга ребенка, плохом поведении родителей, конфликте в семье.
Для того чтобы изменить ребенка, помочь ему избавиться от страха, педагогам также необходимо знать, что такое страх, что он делает, как он рождается и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. В современном обществе постоянно растет количество вещей, вещей, вещей, ситуаций, вещей, которые пугают или могут пугать. Возможно, именно это и может означать, что страх – это поиск знаний, знаний, чаще любых эмоций.
Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрасте. Исследования таких авторов, как А.И. Захаров, А.А. Осипова и др. считают, что страх больше психологически влияет на школьные годы, потому что он в большей степени связан с возрастом. Что при поступлении в школу дети испытывают высокий уровень тревоги и страха перед поступлением в школу.
Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.
Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого стало выявление роли сказкотерапии в коррекция детских страхов
Итак, в основе метода скзкотерапии, прежде всего, лежит помощь ребенку понять внутренний мир, поместить его в резервуар и узнать, что нужно сделать, чтобы его изменить. Другими словами, рассказывание историй позволяет распознавать детские страхи и помогает ребенку «смотреть страху в лицо», высвобождать эмоции и преодолевать их. Кроме того, сказка всегда заканчивается победой добра, а значит, у ребенка есть надежда победить зло, которое случается в его жизни. Он не чувствует себя одиноким в борьбе со страхом.
Уникальный эффект в преодолении страха с помощью сказкотерапии объясняется тем, что сказка воздействует на ребенка на психологическом уровне. Живя жизнью героя, ребенок сочувствует ему, но когда сталкивается со своей проблемой, не проявляет нормальной жизни, поэтому поступает так, как должен. На детском уровне воспоминания запоминаются, и ребенок начинает изображать их в реальной жизни.
В заключении следует отметить, что цель достигнута, работа проведена, учитывая, что применение народных средств в области коррекции позволит уменьшить и уменьшить переживание страха у детей старшего возраста, еще не дошедших до школы.
1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 2.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников. — М.: Академия, 2000.
3. Алексеенко В., Лощинина Я. Сказкотерапия. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников. — М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2008.
4. Бочарова И. Сказкотерапия, ее смысл и возможности // Дошкольное образование. 2002. № 13.
5. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. — Курск: Академия Холдинг, 1976.
6. Вадченко Н.Л, Хаткина Н.В. Азбука и сказки, загадки и подсказки. — М.: Лабиринт—К, 1998.
7. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М.: Генезис, 2011.
8. Включение методов сказкотерапии в современный урок и воспитательный процесс. http://alldeti.narod.ru/_pedagogam.html
9. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. — М., 2000.
10. Волшебный мир кукол. http://www.gazeta.edu.severodvinsk.ru
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1956.
12. Гребенщикова Л. Основы куклотерапии. Галерея кукол. — СПб.: Речь, 2007.
13. Грекова О.Ю. Детский фольклор. — Ярославль, 1998.
14. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению. — М.: Линка—Пресс, 2003.
15. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. — М., 1992.
16. Дети и сказка. http://fairypot.narod.ru
17. Детские страхи — это серьезно. http://www.izh.ru
18. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. — М., 1996.
19. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПБ.: Речь, 2007.
20. Здоровье. Сказкотерапия. http://www.sunhome.ru
21. Зинкевич—Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003.
22. Зинкевич—Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003.
23. Зинкевич—Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2004.
24. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей. — СПб.: Речь, 2006.
25. Каспарова Ю. Представление начинается! Как сделать домашний кукольный театр // Мама и малыш. 2007. № 12.
26. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004.
27. Мухина В. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. 1997. № 5.
28. Принципы работы со сказками. http://magicpam.narod.ru
29. Расскажи мне сказку. http://www.opekaweb.ru
30. Рогалева Н.А. Новые формы психокоррекционной работы, профилактической и просветительской работы с родителями // Дошкольная педагогика. 2006. № 1.
31. Родари Д. Грамматика фантазии. — М.: Прогресс, 1990.
32. Роль сказки в психическом развитии ребенка. http://www.7ya.ru
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
34. Селиверстов В. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.
35. Сказкотерапия. http://newsletter.iatp.by
36. Сказкотерапия. http://www.psynavigator.ru
37. Сказкотерапия. http://www.zn.ua
38. Сказкотерапия для детей. http://www.prodetey.ru
39. Сказкотерапия раскрывает секреты. http://www.pressa.spb.ru
40. Сказкотерапия — это что—то новое...или хорошо забытое старое? http://adalin.mospsy.ru
41. Сказочный потенциал. http://dob.1september.ru
42. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М.: Эксмо—Пресс, 2001.
43. Сомкова О.Н. Пересказ литературного произведения как средство развития системы личностных смыслов ребенка // Дошкольная педагогика. 2008. № 1.
44. Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. — М.: Сфера, 2007.
45. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. — СПб.: Речь, 2007.
46. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь, 2008.
47. Тушушкина М.К. Психологическая помощь и консультирование. — СПб.: Дидактика Плюс, 1998.
48. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. — М.: ТЦ «Сфера», 1998.
49. Ушакова О.С., СтрунинаЕ.М. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1998. № 9.
50. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4 — 7 лет // Дошкольное воспитание. 1995. № 1.
51. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
52. Ушинский К.Д. Родное слово. — М., 2000.
53. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — М.: АСТ, 2000.
54. Фьюэлл Р.Р., Вэдэзи П.Ф. Обучение через игру. — СПБ.: Каро, Санкт—Петербургский институт раннего вмешательства, 2005.
55. Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников. Часть 2. Теоретические и методические основы. — Глазов: Издательство центр ГГПИ, 2004.
56. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи — это серьезно. — СПб.: Речь, 2007.
57. Шишова Т.Л. Страхи — это серьезно. — М.: Издательский дом «Искатель», 1997.
58. Школа сказок. http://www.trizminsk.org
59. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
60.Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки // Практический психолог. 1999. № 10 — 11.