ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к развитию произвольного
внимания у детей шестого года жизни c общим недоразвитием речи... 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития произвольного
внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 20
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием 26
2.1 Выявление уровня развития произвольного внимания у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи 26
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития
произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 36
2.3 Определение динамики развития произвольного внимания у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи 45
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложения 59
Глава 1. Теоретические основы развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к развитию произвольного
внимания у детей шестого года жизни c общим недоразвитием речи... 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития произвольного
внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 20
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием 26
2.1 Выявление уровня развития произвольного внимания у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи 26
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития
произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 36
2.3 Определение динамики развития произвольного внимания у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи 45
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложения 59
В современном обществе выдвигаются новые требования к воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста. Дошкольные учреждения призваны создать условия для познавательного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного, физического развития каждого ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Одним из условий успешного обучения в школе является развитие внимания в дошкольном возрасте. Внимание характеризуется в точном выполнении действий, отражении интересов детей по отношению к окружающим предметам. Развивать внимание важно, так же как детей учить счету, письму, чтению. Развивая внимания, мыслительные процессы протекают быстрее, а образы отличаются ясностью. Дети должны концентрировать свое внимание на учебе, работать не отвлекаясь, слушать и выполнять инструкции, контролировать результат своей деятельности. Все это зависит от уровня развития произвольного внимания. Дети старшего дошкольного возраста начинают управлять вниманием, сознательно направляя его на явления и предметы. И организующее начало отводится речи.
П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина и другие изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали прочную связь внимания и речи. В полном объеме не происходит восприятия речи, если нарушено внимание. Р.Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. У детей с общим недоразвитием речи внимание отличается неустойчивостью, проблемами в концентрации, в сосредоточенности. Дети испытывают затруднения в планировании своих действий, в поиске разных вариантов и средств, при решении поставленных задач, а уровень показателей произвольного внимания снижен.
В дошкольном возрасте возрастает роль речи при регуляции поведения, что способствует так же развитию внимания. Чем выше уровень развития речи, тем лучше развито восприятие, которое необходимо при формировании внимания для дальнейшего обучения в школе. Речевая деятельность формируется и развивается во взаимосвязи со всеми психическими процессами. В связи с этим немаловажная роль отводится развитию внимания у детей с нарушениями речи.
Проблема внимания детей с общим недоразвитием речи рассматривалась в исследованиях Н.Ю. Боряковой, Т.В. Волосовец, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, но изучена незначительно. Поэтому теоретическое и практическое изучение внимания дошкольников с общим недоразвитием речи, и в дальнейшем развитие внимания у данной категории детей определили актуальность и стали темой исследования.
В результате по проблеме исследования было выявлено противоречие: между необходимостью осуществления целенаправленной работы по развитию внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и недостаточной проработанностью психолого-педагогических условий этого процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет более эффективно при следующих психолого-педагогических условиях:
- учтены индивидуальные особенности развития произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
- апробировано многофункциональное пособие, способствующее развитию произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
- разработан и реализован комплекс игровых упражнений, направленный на развитие произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
2. Выявить уровень развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
4. Выявить динамику развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи .
Методы исследования:
- теоретические: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап);
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов.
Теоретической основой исследования являются:
- исследования в области развития детского внимания Л.С. Выготского, З.М. Истоминой, А.Н. Леонтьева, Т. Рибо;
- исследования в области общего недоразвития речи Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Новизна исследования заключается в том, что определены психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснованы показатели развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
- описаны уровни развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в создании многофункционального пособия, способствующего развитию произвольного внимания детей с общим недоразвитием речи и его использование дефектологами и педагогами в дошкольной образовательной организации
Экспериментальной базой исследования является ГБОУ СОШ № 4 СП «Детский сад №56» г.о. Сызрань. В исследовании развития произвольного внимания принимало участие 12 детей шестого года с общим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников) и 7 приложений. Работа представлена 13 таблицами.
Одним из условий успешного обучения в школе является развитие внимания в дошкольном возрасте. Внимание характеризуется в точном выполнении действий, отражении интересов детей по отношению к окружающим предметам. Развивать внимание важно, так же как детей учить счету, письму, чтению. Развивая внимания, мыслительные процессы протекают быстрее, а образы отличаются ясностью. Дети должны концентрировать свое внимание на учебе, работать не отвлекаясь, слушать и выполнять инструкции, контролировать результат своей деятельности. Все это зависит от уровня развития произвольного внимания. Дети старшего дошкольного возраста начинают управлять вниманием, сознательно направляя его на явления и предметы. И организующее начало отводится речи.
П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина и другие изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали прочную связь внимания и речи. В полном объеме не происходит восприятия речи, если нарушено внимание. Р.Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. У детей с общим недоразвитием речи внимание отличается неустойчивостью, проблемами в концентрации, в сосредоточенности. Дети испытывают затруднения в планировании своих действий, в поиске разных вариантов и средств, при решении поставленных задач, а уровень показателей произвольного внимания снижен.
В дошкольном возрасте возрастает роль речи при регуляции поведения, что способствует так же развитию внимания. Чем выше уровень развития речи, тем лучше развито восприятие, которое необходимо при формировании внимания для дальнейшего обучения в школе. Речевая деятельность формируется и развивается во взаимосвязи со всеми психическими процессами. В связи с этим немаловажная роль отводится развитию внимания у детей с нарушениями речи.
Проблема внимания детей с общим недоразвитием речи рассматривалась в исследованиях Н.Ю. Боряковой, Т.В. Волосовец, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, но изучена незначительно. Поэтому теоретическое и практическое изучение внимания дошкольников с общим недоразвитием речи, и в дальнейшем развитие внимания у данной категории детей определили актуальность и стали темой исследования.
В результате по проблеме исследования было выявлено противоречие: между необходимостью осуществления целенаправленной работы по развитию внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и недостаточной проработанностью психолого-педагогических условий этого процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет более эффективно при следующих психолого-педагогических условиях:
- учтены индивидуальные особенности развития произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
- апробировано многофункциональное пособие, способствующее развитию произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
- разработан и реализован комплекс игровых упражнений, направленный на развитие произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
2. Выявить уровень развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
4. Выявить динамику развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи .
Методы исследования:
- теоретические: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап);
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов.
Теоретической основой исследования являются:
- исследования в области развития детского внимания Л.С. Выготского, З.М. Истоминой, А.Н. Леонтьева, Т. Рибо;
- исследования в области общего недоразвития речи Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Новизна исследования заключается в том, что определены психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснованы показатели развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
- описаны уровни развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в создании многофункционального пособия, способствующего развитию произвольного внимания детей с общим недоразвитием речи и его использование дефектологами и педагогами в дошкольной образовательной организации
Экспериментальной базой исследования является ГБОУ СОШ № 4 СП «Детский сад №56» г.о. Сызрань. В исследовании развития произвольного внимания принимало участие 12 детей шестого года с общим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников) и 7 приложений. Работа представлена 13 таблицами.
Одним из важных показателей при оценке психического развития ребенка является внимание. В дошкольном возрасте у детей с речевыми нарушениями развитие внимания имеет ряд особенностей, знание которых важны при организации оптимальных условий для его развития. Изучение особенностей развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи важно, как для совершенствования методов психолого-педагогической работы, направленной на развитие свойств внимания, так и на предупреждение школьной дезадаптации, связанной с этими нарушениями.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в саморегуляции поведения и деятельности ребенка.
Для определения уровня развития произвольного внимания были выделены свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение. После проведения констатирующего этапа эксперимента мы выявили, что уровень развития произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи снижен.
Для того чтобы повысить уровень развития произвольного внимания перед нами была поставлена задача: разработать и апробировать психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Формирующий этап эксперимента включал три направления работы, в соответствии с реализацией психолого-педагогических условий.
В начале формирующего этапа эксперимента были учтены индивидуальные особенности развития произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи, полученных исходя из результатов исследования, проведенном на констатирующем этапе.
Для развития произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи нами был разработан комплекс игр и игровых упражнений и создано многофункциональное пособие «Занимательный куб», способствующее развитию интереса к играм и игровым упражнениям, направленным на развитие произвольного внимания.
На контрольном этапе эксперимента анализ полученных данных показал, что количество детей с высоким уровнем повысилось на 25% (3 воспитанника), количество детей со средним уровнем повысилось на 25%, количество детей с низким уровнем снизилось на 33%, очень низкий уровень - на 17% (2 воспитанника).
Таким образом, наблюдается положительная динамика развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. На основе полученных результатов, можно сделать вывод о том, что созданные психолого-педагогические условия способствуют развитию произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в саморегуляции поведения и деятельности ребенка.
Для определения уровня развития произвольного внимания были выделены свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение. После проведения констатирующего этапа эксперимента мы выявили, что уровень развития произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи снижен.
Для того чтобы повысить уровень развития произвольного внимания перед нами была поставлена задача: разработать и апробировать психолого-педагогические условия развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Формирующий этап эксперимента включал три направления работы, в соответствии с реализацией психолого-педагогических условий.
В начале формирующего этапа эксперимента были учтены индивидуальные особенности развития произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи, полученных исходя из результатов исследования, проведенном на констатирующем этапе.
Для развития произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи нами был разработан комплекс игр и игровых упражнений и создано многофункциональное пособие «Занимательный куб», способствующее развитию интереса к играм и игровым упражнениям, направленным на развитие произвольного внимания.
На контрольном этапе эксперимента анализ полученных данных показал, что количество детей с высоким уровнем повысилось на 25% (3 воспитанника), количество детей со средним уровнем повысилось на 25%, количество детей с низким уровнем снизилось на 33%, очень низкий уровень - на 17% (2 воспитанника).
Таким образом, наблюдается положительная динамика развития произвольного внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. На основе полученных результатов, можно сделать вывод о том, что созданные психолого-педагогические условия способствуют развитию произвольного внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
Подобные работы
- СЕНСОРНАЯ КНИГА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021



