Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Актуальные проблемы уголовного права, связанные с квалификацией экологических преступлений

Работа №114236

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

уголовное право

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Общая характеристика экологических преступлений 8
1.1 Понятие экологических преступлений 8
1.2 Классификация экологических преступлений 14
1.3 Анализ санкций за экологические преступления 17
Глава 2 Проблемы определения признаков состава экологических преступлений 29
2.1 Проблемы определения объекта экологических преступлений 29
2.2 Проблемы определения объективной стороны экологических преступлений 31
2.3 Проблемы определения субъекта и субъективной стороны экологических преступлений 36
Глава 3 Анализ некоторых проблем квалификации экологических преступлений 43
3.1 Особенности квалификации экологических преступлений: анализ правоприменительной практики 43
3.2 Проблемы разграничения экологических преступлений и административных правонарушений 47
3.3 Проблемы квалификации неоконченной преступной деятельности и соучастия в экологических преступлениях 50
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 67

Актуальность работы неоспорима, т.к. экологическая проблема в нашей стране, как и в большинстве стран мира, в настоящее время рассматривается в качестве одной из важнейших экономических и социальных проблем. Повышенное внимание к вопросам экологии объясняется тем, что, по мнению ученых, безответственное и потребительское отношение к природе поставило мир на грань экологической катастрофы. Природа находится в столь критическом состоянии, что ее неблагополучие уже отражается на условиях жизни и, следовательно, на здоровье людей, растет число генетических отклонений, сокращается продолжительность жизни.
Согласно общему мнению, защита окружающей среды стала важной задачей современного уголовного права. Поэтому выбрасывание токсичных отходов или выработка токсичного дыма, который загрязняет землю, воздух, и вода, а также незаконная перевозка растений и животных является глобальной проблемой для всех регионов нашего государства. В частности Самарской области.
Степень развития темы исследования состоит из работ известных ученых, а также нормативных правовых актов, материалов судебной практики, проанализированных в процессе написания диссертации.
Согласно данным об окружающей среде, в результате растущей конкуренции и спроса на глобальные ресурсы, населения достигло стадии, когда объем ресурсов, необходимых для его выживания начали превышать пределы допустимости. В среднем около 230 кг загрязняющих воздух веществ приходится на одного жителя Самарской области. Текущее состояние охраны вод от загрязнения на рассматриваемой территории считается неудовлетворительным. Ущерб от лесных пожаров, например в 2010 году в Самарской области составил 87,9 млн. руб. на общей площади 23270 га.
Представленные данные отражают важность экологических проблем для Самарской области, которые требуют срочных действий. Кроме этих мер, важную роль должна играть уголовно-правовая форма охраны природы, поскольку именно уголовные стандарты имеют наибольшее влияние и предназначены для защиты окружающей среды.
В связи с углублением экологического кризиса даже в таких благоприятных областях, как Самарской область, а также в контексте повышения законодательного внимания к экологическим вопросам, включая методы уголовного права, необходимо учитывать особенности права экологические преступления и анализ проблем ответственности за действия рассматриваемого типа на указанной территории.
Объектом исследования являются социальные отношения, возникающие в связи с совершение определенных видов экологических преступлений и экологических преступлений; уголовное право (советское и современное время) и соответствующее российское законодательство об ответственности за экологические преступления, а также разъяснения высших судебных органов Российской Федерации о применении уголовного законодательства об ответственности за экологические преступления и преступления.
Предметом исследования являются нормы действующего уголовного, административного и смежного законодательства России, регулирующие вопросы ответственности за экологические преступления; положения международно-правовых документов о борьбе с экологическими преступлениями; тенденции развития уголовного законодательства относительно ответственности за экологические преступления и практика его применения; учения, теории и концепции, касающиеся рассматриваемых вопросов.
Степень научной разработанности темы. Проблемы уголовной ответственности за вмешательства в области окружающей среды интенсивно изучаются со второй половины 20-го века. Однако большинство исследований проводилось в период действия уголовного кодекса РСФСР.
Целью исследования является уголовно-правовой анализ экологических преступлений, углубленное изучение специфики объективных и субъективных признаков экологических преступлений; разработка теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию уголовного права и правоприменения.
Задачи исследования:
• изучение и анализ определения экологического преступления, предложенного наукой уголовного права, и разработка оптимальной версии этой концепции;
• изучение особенностей уголовного права применительно к экологическим преступлениям и разработка рекомендаций по совершенствованию уголовного права, его толкования и практики в этой области;
• анализ практики наказания за экологическую преступность в этих регионах;
• разработка предложений по совершенствованию правил ответственности за экологические преступления и рекомендаций по их практическому применению с учетом региональных особенностей.
Методологической основой исследования является диалектический подход к экспертизе объекта и предмета исследования, использующий общие и специальные методы научного познания, такие как правовые, статистические, исторические, социологические сравнительные и др.
Нормативно-правовая основа исследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», другие федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Теоретическая основа исследования также определяется возможностью использования выводов и положений исследования для изменения уголовного законодательства, а также при практическом применении закона и для преподавания соответствующего курса в школах по праву.
Проблема уголовно-правовой ответственности нашла отражение в работах многих ученых, которые занимались и занимаются исследованием экологических преступлений в целом. Теоретическую базу настоящего исследования составили труды таких ученых, как: А.А. Бакуменко, О.П. Булова, А.А. Гартфельда, М.Ю. Дворецкого, О.Л. Дубовик, Э.Н. Жевлакова, Ю.Н. Ерофеева, А.М. Каблова, А.С. Курманова, А.А. Пономарева и др.
Научная новизна исследования сформулированы выводы и рекомендации, направленные на развитие науки уголовного права, совершенствование правоохранительной деятельности и практики специалистов и нормотворческую деятельность в области борьбы с экологическими преступлениями.
Кроме того новизна исследования также выражается в положениях, выносимых на защиту.
• В главе 26 УК РФ в соответствующей статье закрепить следующее понятие экологического преступления. Экологическое преступление- это предусмотренное настоящей главой деяние, нарушающие правила охраны природы путем негативного воздействия на природную среду, если эти деяния причинили существенный вред охраняемым отношениям.
• В действующем уголовном законе при определении родового объекта экологических преступлений не учитываются специфические особенности данного вида преступлений и ограничивается сфера общественных отношений, взятых под охрану. В качестве родового объекта экологических преступлений предлагаем считать общественные отношения по охране природной среды. В связи с этим рекомендуем, выделить экологические преступления из раздела 9 УК РФ; преобразовать главу 26 «Экологические преступления» в раздел особенной части УК РФ; в соответствии с ч. 1 ст. 2 УК РФ расположить раздел «Экологические преступления» после раздела 9 УК РФ.
• Анализ санкций норм, предусматривающих ответственность за экологические преступления, выявил их ограниченность, что затрудняет выполнение положений ч. 3 ст. 60 УК РФ в части учета при назначении наказания личности виновного и влияния назначенного наказания на условия жизни его семьи. Необходимо введение в действие новых видов наказания и дополнение санкций рассматриваемых норм иными наказаниями, не связанными с лишением свободы и арестом. Анализ рецидива преступлений, совершенных лицами, осужденными за экологические преступления, указывает на нецелесообразность назначения наказания в виде условного осуждения к лишению свободы.
• В целях устранения необоснованного снижения наказания и повышения эффективности борьбы с незаконной вырубкой деревьев и кустарников требуются ужесточить ответственность за данные виды преступлений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного анализа норм, предусматривающих ответственность за экологические преступления, практики их применения, научных разработок по вопросам уголовно-уголовной защиты природы, представляется возможным сделать следующие выводы и рекомендации. Исходя из общего материально-формального определения преступления и учитывая, специфику объектов и предметов охраны уголовно-экологических норм, которыми являются общественные отношения, обеспечивающие экологическую безопасность и экологический правопорядок, было сформулировано определение экологического преступления:
Отсутствие законодательного понятия экологического преступления приводит к затруднению понимания сути данного вида преступления. Учитывая противоречивый характер определения экологических преступлений в науке уголовного права, важность этого понятия для решения вопроса об уголовной ответственности, новизна независимости субъекта рассматриваемых преступлений и для устранения субъективного толкования этого термина, необходимо дать четкое определение понятия экологического преступления в отдельной статье УК. В гл. 26 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепить следующее понятие об экологических преступлениях.
Экологические преступления - это предусмотренные главой 26 УК РФ виновно совершенное общественно опасные деяния (действие или бездействие), посягающее на экологическую безопасность и установленный экологический правопорядок путем причинения экологического вреда либо создания угрозы причинения такого вреда и влекущее уголовную ответственность.
Определение экологического преступления целесообразно было бы закрепить в главе 26 УК РФ, что повлияло бы на эффективность работы по применению норм данной главы.
1. Экологические преступления - это преступления, предусмотренные главой настоящего кодекса, которые нарушают природоохранные правила, оказывая неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, если эти действия нанесли значительный ущерб охраняемым отношениям.
Нормы, которые предусматривают ответственность за экологические преступления, имеют ряд специфических характеристик, препятствующие их применению, и указывают на использование законодателем сложной правовой методики для их построения, которая имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако такой способ изложения норм, предусматривающих ответственность за экологические преступления, является оправданным. В целях улучшения практики применения уголовного закона за счет смягчения негативного воздействия юридической техники изложения исследуемых норм предложена соответствующая система мер.
2. Чтобы адекватно отразить характер общественного риска экологических преступлений, учитывая специфику и разнообразие родового объекта экологических преступлений, целесообразно: выделить экологические преступления из раздела 9 Уголовного кодекса Российской Федерации; преобразовать гл. 26 «Экологические преступления» в раздел особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации; в соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации установить раздел «Экологические преступления» согласно разделу 9 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3. Из-за отсутствия единой концепции понятия объекта преступления в целом и единого подхода к определению характера экологического преступления в науке уголовного права, нет единства в понимании объекта экологического преступления.
4. Учитывая важность вопроса об экологической преступности для квалификации и дифференциации других связанных с ней элементов преступления, с одной стороны, и неполноту пленарного заседания Верховного Суда Российской Федерации по вопросу, которое было составлено в соответствии с правилами уточнения конкретных объяснений, необходимо: дополнить решение пленарного заседания Верховного суда от 5 ноября 1998 г. № 14, прояснить особенности вопроса экологической преступности.
Учитывая важность определения характеристик общего и специального субъекта для квалификации преступления и предотвращения нарушений принципа справедливости, на законодательном уровне необходимо более четко сформулировать характеристики субъекта экологических преступлений, а также пересмотреть и дополнить решение Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.98. № 14 в этой части. Логическое толкование норм ответственности за экологические преступления показывает наличие признаков конкретного субъекта в ст. 247-249, 251-255, 257 Уголовного кодекса Российской Федерации.
5. Соответственно, определение норм, которые предусматривают ответственность за данный вид преступления, предусмотрена в ст. 250, 255 (в случае несанкционированного освоения месторождений полезных ископаемых), 256, 258-262 Уголовного кодекса Российской Федерации.
6. Из-за отсутствия законодательного указания на конкретную форму вины в нормах, которые предусматривают ответственность за экологические преступления, объективная сторона этих составов включает в себя:
• умышленная форма вины (применяется к ст. 255, 253, 258, 256, 260, ч. 2 ст. 261 УК РФ);
• как умышленная форма вины, так и неосторожность (применяется к ст. 254, 255, 246-252, 257, 259, 262).
7. Проблемы квалификации и расследований уголовных дел данной категории, возникает, прежде всего, с установлением органа государственной власти, который будет выступать в качестве потерпевшей стороны. На практике информация о совершенном преступлении и необходимости предоставления информации о представителе жертвы направляется в администрацию муниципалитета для установления личности лица, представляющего интересы жертвы.
8. Кроме того, проблемным вопросом в уголовных расследованиях является невозможность документировать принадлежность стендов на этих территориях (древесины нет на балансе, стенды не документированы). Расчет потерь в этих уголовных делах осуществляется по аналогии с ущербом от незаконных рубок, за исключением 50-кратного увеличения, поскольку нет специальной методологии для расчета ущерба от этих преступлений. Все это приводит к тому, что в случае выявления правонарушителей эти уголовные дела не имеют юридической точки зрения и правонарушители избегают ответственности.
9. Изучение практики освобождения лиц от уголовной ответственности за экологические преступления выявило отсутствие единого подхода к анализу фактических обстоятельств совершения рассматриваемых правонарушений и применения законодательства.


1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М. : Статут, 2018. 236 с.
2. Алексеева А.С. Понятие и состав экологических преступлений по российскому законодательству // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(26). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF interdisciplinarity/25(26).pdf (дата обращения: 09.05.2019)
3. Алексеева А.С. Экологические преступления по российскому законодательству // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 2(53). [Электронный ресурс] режим доступа: https://nauchforum.ru/journal/stud/53/46219 (дата обращения: 19.10.2019).
4. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М. : Статут. 2019. 238 с.
5. Артамонова М.А. Об объекте экологических преступлений и проступков // Законодательство. 2009. № 4. С. 64-70
6. Батршин. Р.Ю, Н.И. Бурмакина, Н.Д. Бут и др.; отв. за выпуск А.И. Стахов. Актуальные проблемы гармонизации судебной реформы с реформой государственного контроля и надзора: сборник научных статей М. : РГУП, 2018. 164 с.
7. Бакунина О.С. О некоторых проблемах борьбы с экологическими правонарушениями // Законность. 2017. № 1. С. 22-30.
8. Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). 3-е переизд. - М.: Проспект. 2018. 405 с.
9. Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2013. 362 с.
10. Велиева Д.С. Европейский суд по правам человека подтвердил обязанность государства по охране окружающей среды // Российская юстиция. 2017. № 12. С. 70-71.
11. Волкова А.С. Задачи прокурорского надзора за исполнением экологических прав граждан // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. М., Изд. «МЦНО», 2019. № 3(27). С. 75-79.
12. Волынкин Е.Н. О некоторых мерах по противодействию отдельным видам экологических преступлений в государственных природных заповедниках. [Электронный ресурс] режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25105850 (дата обращения: 19.10.2019).
13. Горелов Е.М. Сточные воды или жидкие отходы? // Справочник эколога. 2014. №2 (14). С 16-24.
14. Гришаева И.Г. Экологические преступления в структуре экологической преступности //Закон и право.2015. № 6. С. 119-121
15. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М. 2017. 106 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ