Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты и правовое регулирование социального обеспечения детей инвалидов 6
1.1. Понятие и сущность социального обеспечения 6
1.2 Правовая регламентация социальной работы с детьми-инвалидами в Российской Федерации 10
Краткие выводы по первой главе 16
Глава 2. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами в Российской Федерации 18
2.1 Понятие и виды технологии социальной работы с детьми-инвалидами в Российской Федерации 18
2.2. Социальная реабилитация детей-инвалидов 22
Краткие выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список использованных источников 31
Глоссарий 34
Актуальность исследования: Развивающийся в XXI веке мощный процесс гуманизации общественных отношений во всем мире отразился и на отношении к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья, и в результате определил тенденции формирования инклюзивного общества во всех развитых странах мира, в том числе и в России. В связи с этим в профессиональном сообществе актуализируется проблема создания оптимальных условий для благоприятного развития детей-инвалидов, их социализации, социальной реабилитации, обучения, воспитания.
Необходимость создания таких условий для детей-инвалидов обостряется еще и тем, что в условиях экономического кризиса в России усиливаются проблемы функционирования системы их социальной поддержки, в которой еще наблюдается недостаток, как в специалистах, способных оказывать такую помощь, так и в социальных учреждениях, ориентированных на работу с этой категорией населения. Все это усугубляет социальную депривацию детей-инвалидов и требует повышения эффективности технологий социальной работы с такими детьми в условиях социальных служб с учетом всего многообразия проблем ограниченных возможностей у этой категории клиентов.
Внимание в научном мире к проблемам инвалидности, в том числе и детской, в России значительно выросло не только потому, что идет процесс утверждения в нашем обществе социальной модели инвалидности, но и потому, что остро стоит проблема формирования инклюзивной социальной среды, позволяющей свободно развиваться и социализироваться детям- инвалидам.
Среди ведущих публикаций, рассматривающих социальные аспекты инвалидности, вопросы теории и практики социальной работы, социальной защиты и поддержки инвалидов, выделяются работы Алмазова Б.Н., Беличевой С.А., Дементьевой Н.Ф., Зимней И.А., Ким Е.Н., Кузнецовой В.А., Мартыненко А.В., Осадчих А.И., Сигиды Е.А. и других.
Объектом исследования является социальная работа с детьми - инвалидами в Российской Федерации
Предметом исследования являются правовая регламентация социальной работы с детьми - инвалидами в Российской Федерации.
Цель исследования: исследовать правовую регламентацию социальной работы с детьми - инвалидами в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность социального обеспечения;
- охарактеризовать правовую регламентацию социальной работы с детьми-инвалидами в Российской Федерации;
- раскрыть понятие и виды технологии социальной работы с детьми-инвалидами в Российской Федерации;
-проанализировать социальную реабилитации детей-инвалидов.
Методами исследования были определены следующие: теоретический анализ, статистические данные, обобщение официальных документов, учебно-методических, научных, справочных и электронных источников удаленного доступа по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования это - умение самостоятельной работы по сбору, изучению и обобщению теоретического материала, выработка умений логически формулировать, излагать суждения и выводы.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, глоссария.
Во введении обосновываются актуальность темы, основные параметры исследования.
В первой главе описываются теоретические аспекты и правовое регулирование социального обеспечения детей инвалидов.
Во второй главе рассматриваются вопросы технологии социальной работы с детьми-инвалидами в Российской Федерации
В заключении приведены основные выводы исследования.
Проблема инвалидности является общественно значимой, а соответственно нуждается в поиске международных подходов к реабилитации, способствующей интеграции в общество. В разных странах принимаются законы, положения и другие документы, способствующие повышению уровня жизни инвалидов, но при этом наблюдается нехватка различных возможностей и условий для самореализации инвалида, особенно в российском обществе.
Существует множество подходов, но нет единой системы, которая бы позволила создать единую систему реабилитацию, отвечающую всем требованиям нуждающихся. Опираясь на закон, следует отметить, что реабилитация детей-инвалидов представляет собой процесс, либо систему, способствующую полному, либо частичному восстановлению, касающуюся общественной, профессиональной, бытовой и другой деятельности. Реабилитация представляет собой процесс, который позволяет компенсировать ограничения жизнедеятельности для того что бы адаптироваться к обществу, помогая в него интегрироваться.
В состав комплексной реабилитации включены следующие направления: медицинское (протезирование, санаторно-курортное лечение); профессиональное (профориентация, содействие трудоустройству и первичная адаптация на рабочем месте); социально-средовое; социально-педагогическое; социально-психологическое; социально-бытовое; оздоровительное и т. д.
Соответственно, каждое направление соответствует той сфере, которую затрагивают изменения в реабилитационном процессе ребенка-инвалида. В каждой сфере есть специфические особенности, благодаря которым была реализована работа с детьми-инвалидами, при этом следует отметить, что международный опыт имеет свои плюсы, которые необходимо адаптировать к современным российским реалиям
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2.Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563
3.Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 (ред. от 05.10.2002) "Об Основных направлениях государственной семейной политики" //Собрание законодательства РФ. 1996. № 21. Ст. 2460
4.Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 (ред. от 23.11.2022) "О признании лица инвалидом" (вместе с "Правилами признания лица инвалидом") // Собрание законодательства РФ. 2022. N 15. Ст. 2506
Международные акты
5.Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 10 декабря 1998 г..
6.Декларация социального прогресса и развития Провозглашена резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1969 года
7.Конвенция ООН о правах ребенка / Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2020
8.Хартия основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 г. Опубликовано: Глобалистика: Энциклопедия. — М. 2018. С. 1123–1125.
Научная и учебная литература
9.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 304 c.
10.Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., 2021.
11.Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. М: Проспект, 2020. 184 с.
12.Болдина М. А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями // Гаудеамус. Тамбов, 2016. № 2 (10). С. 71-78.
13.Бражник, А. М. Современное состояние системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации: проблемы и пути решения // Молодой ученый. 2022. № 48 (443). С. 525-527.
14.Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валео-логия. 2014. № 1. С. 21-26.
15.Волков А.Г. Избранные демографические труды: сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. Вишневский А. Г.; Нац. Исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 567 с.
16.Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для СПО. М: Юрайт, 2019. 428 с.
17.Дармодехин С.В. Семья в системе социальных отношений современного общества / М.: ФГНУ «Ин-т семьи и воспитания» РАО, 2014. 183 с.
18.Деева Е. В. Роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки будущих социальных работников // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2021. № 11. С. 334-338.
19.Дудкин А. С. Технологии социальной работы с семьей и детьми. — Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2021
20.Дудкин А. С. Методология и методика составления рекомендаций по социальной работе с семьей и детьми. — Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского. 2012.
21.Кручкова, Я. А. Основы нормативно-правового регулирования прав детей инвалидов / Я. А. Кручкова. // Молодой ученый. 2017. № 24 (158). С. 331-334.
22.Лыгина М. А. Система философско-мировоззренческих оснований теории социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. 2013. -№ 1. С. 30–51
23.Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок, М., 2003.
24.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2015.
25.Социальная работа с различными группами населения: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. М., 2012.
26.Технологии социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. М., 2013.