Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нестандартные задания на уроках математики как средство развития логического мышления у младших школьников (Глазовский государственный педагогический институт)

Работа №114218

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы36
Год сдачи2023
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена экспериментальная работа.
База исследования: МБОУ «Балезинская школа №1» (посёлок Балезино, Балезинский район, Удмуртская Республика).
Выборка: учащиеся 3 класса в количестве 15 человек
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления в процессе работы на уроке математики, посредством решения нестандартных задач 6
1.1. Сущность понятия «логическое мышление». Виды логического мышления 6
1.2. Особенности развития логического мышления у младших школьников 9
1.3. Роль нестандартных задач в развитии логического мышления младших школьников.…12
Выводы по 1 главе………………………………………………………..………14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития логического мышления у младших школьников в процессе работы по математике, посредством решения нестандарных задач 15
2.1 Выявление условий для развития логического мышления младшего школьника в процессе решения нестандартных задач по математике 17
2.2 Выявление уровня развития логического мышления у младшего школьника на начальном этапе опытно-экспериментальной работы 20
Выводы по 2 главе 25
Заключение 27
Список литературы 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 33

Неотъемлемой частью развития и становления человека является начальное школьное образование. Именно в этот период обучения формируются умения и навыки, которые способствуют дальнейшему успешному обучению. В это период закладываются основы психического и эмоционального развития детей. Школа учит жить и взаимодействовать в социуме, оценивать происходящее и выдвигать различные способы решения жизненных задач. Необходимым условием достижения таких результатов являeтся развитие у ребенка логического мышления как одного из важных факторов, обеспечивающего эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональном обучении и жизни.
Доступным средством в развитии логического мышления будет решение нестандартных задач на уроках математики. Нестандартные задания формируют у учащихся высокую математическую активность, качества, присущие творческой личности: гибкость, оригинальность, глубину, цeлeустремленность, критическое мышление.[19, c.148] Для того, чтобы нестандартные задачи прогоняли интеллектуальную лень, вырабатывали привычку к умственному труду, воспитывали упорство в преодоление трудностей, необходимо преподносить их увлекательно.
Все это подтверждает необходимость изучения методов обучения решению нестандартных задач на уроках математики, изучения их роли в развитии матeматического мышления у младших школьников.
Психологические основы, сущность, факторы и пути развития логического мышления исследуются в работах П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, А.В. Брушлинского, Л. И. Божович, Л. М. Веккeра, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и другие.
Важное значение имеют методические работы по разработке и использованию логических задач и упражнений в учебном процессе школьников (Г. Г. Гороховская, Т. Г. Зайцев, А. З. Зак и др.). Эти работы также сoдержат большое количество логических задач, которые можно использовать при обучении у младших школьников.
Несмотря на большое кoличество исследований, посвящeнных различным аспектам развития логического мышления у младших школьников, эту проблему нельзя считать решенной.
Это приводит к противоречию между необходимостью развития мышления и недостаточностью работы по решение нестандартных задач. Данное противоречие помогло сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития лoгического мышления младшего школьника в процессе работы по математике путём решения нестандартных задач?
Таким образом, данная работа являeтся актуальной.
Цель исследования - рассмотреть особенности использования нестандартных задач как средствo развития логического мышления в процeссe работы на уроке математики.
Объект исследования - oбучение младших школьников в процессе работы на уроке математики.
Предмет исследования - особенности нестандартных задач как средство развития логического мышления в процессе работы на уроке математики.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, согласно которому развитие логического мышления младшего школьника в процессе работы на уроке математики осуществляется эффективно, если реализуется следующий комплекс педагогических условий:
1) вызвать у школьников интерес к решению нестандартной задачи;
2) задачи должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников;
3) работу по обучению решению нестандартных задач следует вести систематически.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую, математическую, методическую литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть современные подходы развития логического мышления в процессе работы на уроке математики;
3) разработать критерии оценки уровня развития логического мышления в процессе решения нестандартных задач на уроке математики.
4) разработать и проверить экспериментально педагогические условия развития логического мышления младшего школьника в процессе работы на уроке математики, посредством решения нестандартных задач.
Методы исследования: анализ, синтeз, наблюдение, бесeда, естественный экспeримент.
Тeoритическая значимoсть исследования: раскрыть содержание понятия «логическое мышление», показать особенности развития логического мышления младшего школьника, определить роль нестандартных задач при развитии логического мышления у младших школьников, раскрыть современные подходы развития лoгического мышления в процессе решения нестандартных задач на уроке математики.
Практическая значимость заключается в подборе, описании и разработке нестандартных задач, которые будут способствовать развитию логического мышления в процессе решения нестандартных задач


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1) изучена психолого-педагогическая, математическая, методическая литература по проблеме исследования;
2) раскрываются современные подходы к развитию логического мышления в процессе внеаудиторной работы по математике;
3) разработаны критерии оценки уровня развития логического мышления в процессе внеаудиторной работы по математике.
4) разработаны и экспериментально проверены педагогические условия развития логического мышления младшего школьника в процессе внеаудиторной работы по математике путем решения нестандартных задач.
В ходе решения первой задачи можно сказать, что Логическое мышление – это тип мышления, суть которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, выводами, основанными на законах логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или совокупностью мыслительных логически достоверных действий или операций мышления, связанных с причинно-следственными закономерностями, которые позволяют согласовать имеющиеся знания с целевыми описаниями и преобразованиями объективной действительности.
Особенности логического мышления у младших школьников проявляются как в ходе самого мыслительного процесса, так и в каждой его отдельной операции (сравнение, классификация, обобщение, совершаемые в разных формах суждения и умозаключения).
Мышление у младших школьников характеризуется однострочным сравнением (устанавливают либо только различие, либо только сходное и общее).
Логические суждения, оперирующие понятия, переходы к обобщениям и умозаключениям доступны детям 7-10 лет.
Мышление и решение проблем тесно связаны друг с другом. Но их нельзя идентифицировать, сводя мышление к решению проблем. Решение задачи осуществляется только с помощью мышления. Но умственная деятельность необходима не только для решения уже поставленных задач. Это необходимо и для самой постановки задач, для выявления и осознания новых проблем. Мышление необходимо также для усвоения знаний, для понимания текста в процессе чтения и во многих других случаях, отнюдь не тождественных решению задач.
Нестандартная задача – это задача, алгоритм решения которой учащимся неизвестен, т.е. учащиеся заранее не знают ни как ее решать, ни на каком учебном материале основано решение. Одна и та же задача может быть стандартной или нестандартной в зависимости от того, знакомы ли учащиеся со способами решения подобных задач. Нестандартная задача, в отличие от традиционной, не может быть решена ни одним из известных им алгоритмов. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамками единственного решения. Необходимо найти решение, которое требует творческого мышления и способствует его развитию.
В качестве педагогических условий развития логического мышления младшего школьника в процессе внеаудиторной работы по математике путем решения нестандартных задач:
1) вызвать у учащихся интерес к решению нестандартной задачи;
2) задания должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников;
3) работа по обучению решению нестандартных задач должна проводиться систематически, начиная с первого класса.
В ходе изучения динамики эффективности развития логического мышления младшего школьника в процессе внеурочной работы по математике видно, что результаты детей изменились.
Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что развитие логического мышления младшего школьника в процессе внеаудиторной работы по математике осуществляется эффективно, если учащиеся заинтересованы в решении нестандартных задач; задания должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; работа по обучению нестандартным задачам должна вестись систематически.
Таким образом, поставленная в работе цель доказана, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. - СПб., 1999. - 231 с.
2. Блонский П.П. Память и мышление. Изд.2. – М.: Академия, 2007. – 208 с.
3. Брушлинский А.В. – Объект: мышление учение воображение Год издания: 1996. Язык: Русский. Твердый переплет, 392с.
4. Веккер М.Л. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. - Москва: Смысл, 1998. – 344с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. – 488 с.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 243 с.
8. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2001. – 167 с.
9. Декарт Р. Размышления о первой философии (лат. Meditationes de Prima Philosophia, in qua Dei existentia et animæ immortalitas demonstratur) - философский трактат .1641г.
10. Железовская Г.И., Пилюгина С.А. Интеллектуальное развитие личности. - Саратов: Слово, 2000. – 128 с.
11. Занков Л.В. О начальном обучении. – М.: АПНРСФСР, 1963. – 199 с.
12. 3ак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет. - М.: Интерпракс, 2004. - 408 с.
13. 3ак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 2004. – 328 с.
14. Исаева Э.Г. Стандарты развития младшего школьника: Методическое пособие. - Махачкала: ДИПК ПК, 2003. – 233 с.
15. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Учебное пособие для студентов факультета начальных классов и учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 2002. – 253 с.
16. Косма Т.В. Мышление младшего школьника.- Киев, 2008. - 48 с.
17. Краткий педагогический словарь / Г.А. Андреевой, Г.С.Вяликовой, И.А.Тютьковой. – М.: Дрофа, 2007. – 192 с.
18. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 2009. – 67 с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.
20. Курбатов В.И. Как развивать свое логическое мышление. - Ростов на Дону, 1997. – 300 с.
21. Левитес В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №9. - С. 15-23.
22. Лихтарников Л.М.,Серия Учебники для вузов. - Санкт-Петербург, Издательство "Лань", 1999 -288 с.
23. Становление психологии деятельности А. Н. Леонтьев
24. Маклаков А.Г.Общая психология. Серия «Учебник нового века». ... ББК 88.3я7 УДК 159.9(075). Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
25. Механизм творчества решения нестандартных задач [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. В. Дрозина, В. Л. Дильман. —2-е изд. (эл.). —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. —255с.: ил.— (Математическое мышление).
26. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковкин, 1999. – 944 с.
27. Перькова О.И., Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг: учебно-методическое пособие для учителей и родителей. – СПб.: Речь, 2002.- 221 с.
28. Петровский А.Г., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
29. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ Пер. с фр. И англ.; Сост., ком., ред. Перевода В.А.Лукова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 528с.
30. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.
31. Ревина, Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения/ Межвузовский сборник научно-технических статей. – Вольск, 2007. – 180с.
32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. - 713 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
33. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.2 / Сост. О. С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1980. – 384 с.
34. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1973. – 145 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ