Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Язык подростков в романе М. Петросян «Дом, в котором...»

Работа №114215

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНЫЕ ГРУППЫ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ 8
1.1. Понятие группы 8
1.2. Классификации групп 10
1.3. Молодежь как социальная группа 15
1.4. Конфликт в группе 19
1.5. Современная литература о подростках 23
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РОМАНА М. ПЕТРОСЯН «ДОМ, В КОТОРОМ...» 31
2.1. Речь молодёжи 31
2.2. Роман М. Петросян «Дом, в котором. » как предмет
исследования 36
2.3. Функционирование прозвищ и кличек в группе подростков 37
2.4 Языковая агрессия как основа подростковой коммуникации 52
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 65

В настоящее время исследования в области социолингвистики сосредоточены на изучении различных аспектах языковой вариативности, связанной c различными социальными признаками носителей языка. Например, принадлежность личности к определённой социальной и профессиональной группе, комплекс её социальных ролей, оценка общественного статуса говорящего, а также проблемы языковой ситуации и двуязычия.
Актуальность исследования обусловлена все возрастающим интересом лингвистов к вопросам языковой ситуации, глобализации, билингвизма, а также источников языковых изменений и динамики развития системы языка.
Социолингвистическое направление в отечественном языкознании связано с именами выдающихся лингвистов И.А. Бодуэном де Куртенэ, Л.В. Щербой, А.А. Шахматовым, Е.Д. Поливановым, Ф.Ф. Фортунатовым и др. Изучение языка малых социальных групп продолжает оставаться актуальным, так как в нем находят отражение языковые факты, имеющие место в определенной социокультурной среде. Язык разных социальных групп рассмотрен в работе Е.В. Щенниковой «Специализированная лексика языка наркоманов» [Щенникова 2012: 128], где рассматриваются функции и способы образования языка наркоманов. Л.А. Комлева в своём исследовании «Использование в футбольном дискурсе метафорики других видов спорта» приходит к выводу, что в футбольном дискурсе метафорическая отсылка к другим видам спорта связана с желанием выразительно и экспрессивно передать суть дела [Комлева 2008: 40]. В статье «Трансформация фразеологических единиц как проявление стилевой манеры журналиста» Н.В. Саютина пишет о склонности некоторых журналистов к изменению фразеологических единиц для создания особого стиля [Саютина 2011: 44]. Н.А. Янкова в работе «Овладение профессиональным языком как важный фактор социализации в военно-профессиональной среде» указывает, что профессиональный язык (в данном случае, военный) - одна из составных частей ценностей [Янкова 2014: 253]. В.Д. Паронджанов в статье «Можно ли улучшить медицинский язык?» рассматривает проблему сложности медицинских алгоритмов, которая может приводить к медицинским ошибкам [Паронджанов 2016: 208].
Среди языковых предпочтений различных по возрасту, интересам и функциям социальных групп, особое место занимает язык подростков, в котором находит отражение мировосприятие, обусловленное вхождением ребенка во взрослую жизнь. Системного описания языковой картины мира подростка не представлено, имеется разноаспектная характеристика молодежного языка. Так, в труде В.В. Павловского «К вопросу философской интерпретации социальных факторов молодежного и студенческого сленга в России» говорится о политических и культурных причинах появления сленга [Павловского 2013: 183]. Должного внимания заслуживает работа «О языке подростков в социальных сетях» П.Д. Доронина, в котором проводится лингвистический анализ современных молодёжных слов и выражений [Доронина 2017: 140-143]. О.А. Бондаренко в статье «Язык молодежных
СМИ» указывает на то, что многие газеты и журналы для подростков стали использовать их лексику для привлечения аудитории [Бондаренко 2012: 203]. В работе «Концептосфера молодежного сленга» О.Е. Морозова указывает, что человек «в концептосфере молодежного сленга представлен как нечто неживое» [Морозова 2015: 179]. Ю.В. Михайлюк в работе «Экспрессивные синтаксические конструкции как основные параметры речевого портрета школьника» проводит анализ речи подростка по методике Б.Н. Головина [Михайлюк 2013: 151]. Результатом стал вывод о преобладании в речи
подростка оценочных и экспрессивных компонентов. В настоящей магистерской работе был предпринят анализ языка подростков в романе М. Петросян «Дом, в котором...» для понимания молодежной картины мира.
Объектом исследования выступил роман М. Петросян «Дом, в котором...», рассмотренный с точки зрения функционирования в нем языка подростков.
Предмет исследования составили языковые особенности подростков в романе М. Петросян «Дом, в котором.».
Цель магистерской диссертации состоит в том, чтобы выявить языковые особенности подростковой социальной группы в романе М. Петросян «Дом, в котором.», лингвистические наблюдения над языком подростков необходимы для практической экспертной деятельности.
Данная цель предполагает решение конкретных задач исследования:
1) выявить единицы предметной области «язык социальных групп»;
2) описать определяющие черты социокультурной картины мира подростков;
3) проанализировать языковые средства романа М. Петросян «Дом, в котором.», определяющие речевое поведение подростков при решении жизненных проблем;
4) проанализировать типы и функции номинаций главных героев в повествовательной структуре романа М. Петросян «Дом, в котором.»; выявить роль номинаций в повествовательной структуре романа для понимания подростковой картины мира;
5) выявить символическую картину мира подростков в повествовательной структуре романа М. Петросян «Дом, в котором.».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: с помощью метода анализа и синтеза научной литературы был собран и обобщен теоретический материал по обозначенной проблеме, сделаны выводы по проблеме исследования; метод сплошной выборки примеров выборки примеров из романа позволил определить объем использованных автором языковых средств, при помощи которых воплощена подростковая картина мира; метод семантического анализа помогает определить языковые особенности языка подростков в романе.
Материалом исследования выступил роман М. Петросян «Дом, в котором...», фундаментальные работы Е.В. Щенниковой, И.А. Стернина, В.Г. Гака, Т.Г. Рабенко и др.
Новизна исследования заключается в том, что в данной работе производится анализ языка подростков как особой социальной группы; такой анализ необходим для экспертной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты сделанных наблюдений над языком подростков можно использовать в практической экспертной деятельности.
Основные положения защиты.
1. Молодёжные группы многофункциональны, они помогают подросткам войти в мир взрослых. Известны функции выбора ценностей, определения социальной принадлежности, самоидентификации личности, культурной преемственности и мифотворчества.
2. Номинация в романе определена характером героя, описанием его внешности, взаимоотношениями. Номинативные элементы помогают героям романа «Дом, в котором.» в определении своего социального положения и самоидентификации.
3. Конфликтные ситуации в произведении оказывают неоднозначное воздействие на поведение подростка. С одной стороны, у персонажей часто возникает агрессивное поведение, а с другой □ актуализируются разные типы психологических защит в зависимости от личностных особенностей героев, позволяющие расширить репертуар стратегий поведения в конфликте.
4. В картине мира подростков в романе «Дом, в котором.» отражены элементы криминальных реалий и детского мифотворчества, что обусловлено лагерными условиями интерната и возрастом персонажей.
Апробация научной работы. Результаты проведенного исследования представлены в виде статьи в сборнике научных трудов научно-практической конференции «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2018 г.); статьи в международном научно-практическом журнале Филологический аспект: «Открытое знание», 2018. №5(37). 170 С.; статьи в сборнике материалов
Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество». - Тольятти, 2018; статьи в сборнике научных трудов научно-практической конференции «Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019 г. Сборник в печати).
Структура магистерской работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, который насчитывает 53 источника.
Объем магистерской диссертации составил 70 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Молодёжная культура образует особую категорию, имеющую не только свой стиль, имидж, нормы и манеру поведения, ценности и функции, но и обладающую собственным языком. Молодёжь обособляется в коммуникативном плане и создает «свой язык».
В данной работе рассматривается два аспекта языка молодёжи: 1) номинативные высказывания, 2) вербальная агрессия как способ решения конфликта. Подростки в романе М. Петросян «Дом, в котором...» используют клички как имена, выполняющие номинативную (например, персонаж по имени Лэри), выделительную (испытывая разные сильные чувства, Сфинкс называет Слепого то Слепец, то Бледный) и характеристическую (например, Слепой, который на само деле является слепым) функции.
Проанализировав функции номинативов, можно сделать следующие выводы. Клички даются в основном за какие-либо внешние признаки (прыгучие ноги - Кузнечик, слепой мальчик - Слепой). Отношения героев друг с другом также влияют на номинацию, например, Сфинкс, иногда изменяет имя Слепого. Он называет его «Слепец», когда тот проявляет эмоции, что ему не свойственно . Гиперонимические номинации (человек, существо, личность) имеют негативный подтекст. Номинация отражает реально положение дел в Доме. Подростки в интернате - все искалеченные внешне (парализованные, нет рук, зрения) и внутренне (убийство, травля является да воспитанников интерната нормой).
Демографические номинации часто используются при отсутствии имён у персонажей, что говорит о проблемах индификации героев. Они теряют часть своего Я, заменяя его местоименными высказываниями: «Тогда я еще не знал, кто это, и решил, что он просто совсем забитый» [Петросян 2017: 41].
Об отсутствии связей или о наличии определённого барьера в романе говорят местоимённые номинации по отношению к Слепому. К этому персонажу никто, кроме взрослых (они отдельная каста в Доме и не воспринимаются воспитанниками как заботливые воспитатели или защитники), а также Сфинкса и Табаки часто не обращаются с номинацией «ты». Это объясняется его статусом в Доме. Персонажи, которые используют это личное местоимение публично, находятся в близком общении со Слепым.
Оценочные номинации также представлены чаще с негативной окраской. Герои, хоть и находятся в дружеских отношениях, не могут положительно отозваться о своих соседях: «А тогда был балованный маменькин сыночек», «Она - как животное, - говорит Курильщик, сняв с себя подушку. - Как бесстыжая обезьяна».
Так как большинство действий происходит на территории мальчиков, отсутствие положительных оценочных номинаций восполняется действиями героев, подтверждающими тесную связь между «состайниками».
Именно оценочные номинации встречаются в речевом жанре ссоры. Во время ссоры персонажи часто дают оценку умственным способностям собеседников: «- С Северного полюса, наверное, - сказал маленький, с очень круглой головой. - В кофточке. Совсем дурачок.
- Сам ты дурачок, - сказал другой. - Рук нету, вот он и в кофте. К нам привезли. Не видишь?» [Петросян 2017: 100].
Слово дурак имеет негативную окраску. Однако ни в одном диалоге данная лексема не приводила к конфликтам и не воспринималась собеседниками заслуживающей пристального внимания.
Речевая агрессия может проявляться и при оценке психического состояния оппонента: «- Таких, как ты, отстреливать надо, - сказал Черный Лорду, когда Табаки ненадолго заткнулся. - Как бешеных собак».
Конфликтное речевое и невербальное поведение героев считается нормой жизни в интернате. Такое поведение, как правило, связано с неспособностью понять и принять другого, нежеланием брать ответственность за свои поступки. Типичными речевыми формулами вражды выступают отрицательные, оскорбительные номинации, агрессивные глаголы говорения, в качестве основного пути решения конфликта выступает драка.
Однако применение не всегда является успешным средством решения конфликта. Драка в романе разобщает группу, сокращает её численный состав.
Напротив, конфликты, решённые вербальным способом, часто оставляют довольными обе стороны и позволяют глубже познать характер собеседника.
В романе изображается искалеченная картина мира воспитанников интерната. Номинативы позволяют увидеть проблемы в самопознании и принятии себя, не различении себя и общества, а также в искажённой системе ценностей (известная личность - проститутка или человек, терроризирующий всех).
Обилие негативных номинаций объясняет наличие конфликтных речевых актов и как их исход - драки.
Как справедливо утверждал Вильгельм Гумбольдт, дух народа живёт в его языке [Бахтина 2011: 22]. Активное употребление ненормативных лексических элементов в речи, частотное употребление лексики негативной окраской указывает на духовное нездоровье подростков в романе «Дом, в котором...». По мнению Бахтиной, ментальность молодого человека нуждается в глобальном оздоровлении и обогащении культурой, её подлинными нравственными и эстетическими ценностями. Необходима огромная просветительская работа наставников, воспитателей, педагогов, каждого взрослого человека [Бахтина 2011: 23]. Это же относится и к подросткам романа, которые, находясь в тюремных условиях интерната, теряют себя и способность жить в реальном мире.
Проведенный анализ художественного произведения, с точки зрения функционирования в нем языковых средств определённой возрастной группы лиц, имеет значение для работы эксперта.
Данный текст может быть использован в решении проблем экспертизы художественного текста, связанными с идентификацией героя как личности и вопросах с содержанием языковых правонарушений в художественном тексте.



1. Бахтина, М. Б. Эмотивно-оценочная картина мира современной молодёжи (на материале жаргонной лексики конца ХХ- начала XXI вв.) [Текст] / Автореферат диссертации // Абакан, 2011. - 23 с.
2. Безрукова, О. Н. Социология молодёжи: Учебно-методологическое пособие [Текст] / О. Н. Безрукова. - СПб, 2004. - 35 с.
3. Бондаренко, О. А. Язык молодёжных СМИ [Текст] / О. А. Бондаренко / Вестник Адыгейского гос. ун-та, 2013. - № 3. - С. 201-206.
4. Волков, Ю. Г. Социология: Учебник [Текст] / Ю. Г. Волков / Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.
5. Цечоев, В. Обществознание. Учебник [Текст] / В. Цечоев, А. Швандерова // Прометей, 2017. - 604 с.
6. Жуков, В.Ю. Основы теории культуры [Текст] / В. Ю. Жуков. - Санкт- Петербург, 2007. - 227 с.
7. Гак, В. Г. Человек в языке. Говорящий и пространство ситуации [Текст] / В. Г. Гак. Языковые преобразования. - М., 1998. - С.74-169
8. Глухова, Ю. О. Тактика сопротивления: образ подростка в современной прозе для юношества [Текст] / Ю. О. Глухова // Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак: АМИ, 2017. - № 1-3. - С. 149-152.
9. Голев, Н. Д Речевой жанр ссоры и конфликтные сценарии (на материале рассказов В. М. Шукшина) [Текст] / Н. Д. Голев, Н. Б. Лебедева // Юрислингвистика: Барнаул, 2000. - С. 158-171.
10. Грачев, М. А. Лингвокриминалистика [Текст] / М. А. Грачев // Нижний Новгород; Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2009. - 280 с.
11. Доронина П. Д. О языке подростков в социальных сетях [Текст] / П. Д. Доронина // Вестник РГУ имени С. А. Есенина, 2017. - № 3. - С. 137¬146.
12. Емец, Д. А. Таня Гроттер и колодец Посейдона [Текст] / Д. А. Емец // Эксмо. Москва, 2017. - 416 с.
13. Исаев, Б. Социология. Краткий курс [Текст] / Б. Исаев. - М., 2010. - 224 с.
14. Калинюк, И. В. Классификация возраста [Текст] / И. В. Калинюк // Демографический энциклопедический словарь. - М., 1985
15. Коллинз, С. Голодные игры [Текст] / Коллинз. С. // Астрель, Москва, 2012. - 894.
16. Комлева, Л. А. Использование в футбольном дискурсе метафорики других видов спорта [Текст] / Л. А. Комлева // Вестник ТГУ, 2008. - № 6. - С. 37-41.
17. Крайник, О. М. К вопросу о современной молодёжной речи [Текст] / О. М. Крайник // Вестн. Барнаул, гос. пед. ун-та. Сер. Психолого-пед. науки. - Барнаул, 2002. - № 2. - С. 48-53.
18. Кухарчук, Д. Социология: Конспект лекции [Текст] / Кухарчук Д. - Юрайт, 2012. - 192.
19. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - Спб.: Питер, 2018. - 800 с.
20. Медведева, К. М. Семантика эмоционально-экспрессивных суффиксов квалитативных форм русских антропонимов [Текст] / К. М. Медведева // Молодой учёный, 2013. - №7. - С. 487-490.
21. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон. - М.: АСТ: Хранитель, 2006. - 873 с.
22. Михайлюк, В. Экспрессивные синтаксические конструкции как основные параметры речевого портрета школьника [Текст] / Михайлюк В. // Научная мысль Кавказа, 2013. - № 1. - С. 151-155.
23. Мокиенко, В. М. Большой словарь русских поговорок [Текст] / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина Т. Г. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. - 784 с.
24. Морозова, О. Е. Концептосфера молодежного сленга [Текст] О. Е. Морозова // Вестник Нижегородского университета им. Н. Лобачевского. - 2015. - № 2. - С. 478-482.
25. Ожегов, С. И. Толковый слвоарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. - 1376 с.
26.Ойстер, К. Социальная психология групп [Текст] / К. Ойстер - СПБ, 2004. - 224 с.
27. Павловский, В. В. К вопросу о философской интерпретации социальных факторов молодежного и студенческого сленга в России [Текст] / В. В. Павловский // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Аставьева, 2013. - № 4 (26). - С. 179-183.
28. Паронджанов, В. Д. Можно ли улучшить медицинский язык [Текст] // В. Д. Паронджанов // Человек, 2016. - № 1. - С. 105-122.
29. Петросян М. «Дом, в котором...» [Текст] / М. Петросян. - Москва: Лайвбук, 2017. - 960 с.
30. Полковникова, И. В. К вопросу о проблематике современной литературы для подростков (тема семьи и семейных ценностей в контексте литературной истории и социологии детства) [Текст] / И. В. Полковникова // Вестник Псковского гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки, 2009. - № 7. - С. 98-102.
31. Полушкина, Т. М. Социология управления : учебное пособие [Текст] / Т. М. Полушкина, Е. Г. Коваленко, О. Ю. Якимова. - М.: Издательский дом Академия Естествознания, 2013. - 302 с.
32. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 №5090-1 «Об Основных
направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Текст] [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2138/ (дата
обращения: 28.05.2019).
33. Стернин, И. А. Основы лингвокриминалистики : учеб. пособие [Текст] / И. А. Стернин. - Воронеж, 2018. - 304 с.
34. Рабенко, Т. Г. Ссора: речевые тактики жанра и средства их языковой реализации [Текст] / Т. Г. Рабенко // Вестник Самарского государственного университета. - 2013. - № 8. - С. 83-88.
35. Рыбалко, Т. Н. Литературная концепция детства и произведении М. Петросян «Дом, в котором...» [Текст] / Т. Н. Рыбалко // Теория и практика современной науки. - 2017. - №6. - С. 738-743.
36. Сайфуллина, Э. Р. «Сплетня, ссора, лесть и др. Как негативно оцениваемые речевые жанры (на примере пословиц о речевом поведении)» [Текст] / Э. Р. Сайфуллина // Вестник Башкирского университета, 2008. - № 4. - С. 986-989.
37. Саютина, Н. В. Трансформация фразеологических единиц как проявление стилевой манеры журналиста [Текст] / Н. В. Саютина // Известия Самарского университета. Серия Филология. Журналистика, 2011. - № 3. - С 44-48.
38. Сёмин, С. А. Социальная структура. Курс лекций [Текст] / С. А. Сёмин,
2000. - С. 1-4 [Электронный ресурс]. - режим доступа:
http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book391/book.pdf (дата обращения:
21.02.2019).
39. Семенова, В. В. Социология молодёжи Социология в России [Текст] / В. В. Семенова // Под ред. В.А. Ядова. - 2-е изд., перераб. и дополн. С69 - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.
40. Стерин, И.А. Выявление признаков унижения чести, достоинства, умаления деловой репутации и оскорбления в лингвистической экспертизе текста [Текст] / И.А. Стерин, Л.Г. Антонова, Д.Л. Карпов, М.В. Шаманова. - Ярославль, 2013. - 35 с.
41. Фролов, С. С. Основы социологии: Учебное пособие [Текст] / С. С. Фролов. - М.: Юристъ, 1997. - 344 с:
42. Сухов, А. Н. Социальная психология [Текст] / А. Н. Сухов. - М.: Академия, 2001. - 600 с.
43.Запесоукий, А.С. Эта непонятная молодежь... : Проблемы
неформальных молодежных объединений [Текст] / А. С. Запесоукий, А. П. Файн. - М.: Профиздат, 1990. - 223 с.
44. Шкуричева, Н. А. Прозвища и клички младших школьников [Текст] / Н. А. Шкуричева // Начальная школа, 2013. - № 10. - С. 10-15.
45. Щенников, Е. В. Специализированная лексика языка наркоманов [Текст] Е. В. Щенникова // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология, 2012. - № 3. - С. 128-132.
46. Янкова, Н. А. Овладение профессиональным языком как важный фактор социализации в военно-профессиональной среде [Текст] / Н. А Янкова // Гуманитарный вестник // Военно-технический университет Министерства обороны Российской, 2014. - №2. - С. 253-256.
47. Тимченко, А. А. Молодежь в современном российском обществе: проблемы и перспективы [Текст] / А. А. Тимченко // Общество и право, 2014. - С. 299-303
48.Зусак, М. Книжный Вор [Текст] / М. Зусак. - Москва, 2017. - 512 с.
49. Bekiari, A. and Spyropoulou, S. Exploration of Verbal Aggressiveness and Interper-sonal Attraction through Social Network Analysis: Using University Physical Education Class as an Illustration [Текст]. Open Journal of Social Sciences, 2016. - № 4. - Pp. 145-155.
50. Engelhardt CR, Bartholow BD. Effects of Situational Cues on Aggressive Behavior Social and Personality Psychology Compass [Текст], 2013. № 7. - P. 762-774
51. Miller, N.E. The Frustration-Agression Hypothesis/N.E. Miller [Текст] // Psychological Review. 1941. - №48. - P. 337-342.
52. Ritesh Kumar «Benchmarking Aggression Identification in Social Media» In Proceedings of the First Workshop on Trolling, Aggression and Cyberbullying [Текст] 2018. - Pp. 1-11.
53. The Tone Dilemma: Compraing the Effects of Flattery and Verbal Aggression in a Political Speech [Текст] / Cavazza, Nicoletta. - In: journal of language and social psychology, 2017. -Pp. 585-598.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ