Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа Одинцовского района Московской области.
Выборка: 7 детей с диагнозом задержка психического развития и 10 детей с нормальным развитием (возраст от 8 до 9 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме изучения межличностных отношений в социальной группе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10
1.3. Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 15
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1. Организация и методика исследования 20
2.2. Анализ экспериментального изучения особенностей межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития 28
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 41
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 41
3.2. Коррекционная работа межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 41
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 43
3.4. Рекомендации для педагогов и психологов по совершенствованию межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность исследования. Происходящие изменения в социально-экономической жизни государства и общества влияют на трансформацию межличностных отношений. Для формирования гармоничной личности обучающегося и развития адекватной самооценки актуальными становятся вопросы о его межличностных отношениях с окружающими. Именно в личных отношениях происходит нравственное становление, также в этом виде отношений обучающиеся младшего школьного возраста удовлетворяют свои базовые потребности в эмоциональном контакте.
Становление ребёнка как активного субъекта педагогического процесса происходит под воздействием механизмов взаимного общения. Развитие личности обуславливается именно человеческим общением, поскольку, по словам Л.С. Выготского личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она проявляет для других. Это и есть процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей.
Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от общества, в котором он живёт, от системы отношений в которые он включается.
Вступая в межличностные отношения, самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии у ребёнка познавательных и психических функций, которые изначально формируются в процессе общения с взрослыми, и лишь затем становится произвольными.
Выявление особенностей и совершенствование межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет более эффективно в условиях:
групповой коррекционной работы с педагогом-психологом для развития коммуникативных навыков в коллективе;
организации совместной деятельности (учебной и внеучебной), сопутствующее сплочению коллектива.
В настоящее время для специалистов, работающих с обучающимися данной категории, особенно актуальными стали задачи поиска оптимальных путей и средств, направленных совершенствование межличностных отношений обучающихся с задержкой психического развития. Значимость грамотного и активного руководства усиливается вдвойне, когда речь идет об обучающихся младшего школьного возраста. Для обеспечения устойчивого состояния эмоционального благополучия, становления адекватной самооценки необходимо воздействие психологической атмосферы коллектива, которая должна создавать оптимальные условия для развития личности. Это осуществимо лишь при знании специфики межличностных отношений, складывающихся у обучающихся с задержкой психического развития.
Специальная психология в настоящее время располагает целым рядом исследований, посвящённых: изучению конкретного проявления и причин снижения темпа психического развития у детей младшего школьного возраста /Т.А, Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени/, описанию различных вариантов ЗПР /Т.А. Власова, В.В. Ковалёв, К.С. Лебединская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, М.Г. Рейдибойм, Е.Н. Самодумская, У.В. Ульенкова/, анализу специфики развития мышления /Т.В. Егорова, 3.И.Калмыкова, Т.Н. Князева/, изучению мыслительной деятельности, познавательной активности /Т.В. Егорова, Н.А. Менчинская, У.В. Ульенкова/, учебной деятельности /Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко/, отдельных психических процессов /Н.Ю. Борякова, Н.А. Жулидова, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Е.С. Слепович, П.Б. Шошин/, вопросам отграничения ЗПР от сходных состояний /В.Н. Лоскутова, М.С. Певзнер, Г.Н. Седельникова/. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на формирование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития путём применения методов экспертных оценок и игротерапии.
Объект исследования. Межличностные отношения детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Предметом исследования. Процесс создания и совершенствования психологической коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития путём применения методов экспертных оценок и игротерапии.
Гипотеза исследования. Эффективность определения подходов к исследованию детей, имеющих задержку психического развития, будет существенно повышена, если в коррекционной работе при формировании межличностных отношений у младших школьников будет применены методы экспертных оценок и игротерапии.
Задачи исследования.
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике.
2. Подобрать методики выявления особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
3. Определить эффективность коррекционного обучения, направленного на формирование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития путём применения методов экспертных оценок и игротерапии.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В работе применены методы наблюдения и экспертных оценок; методики: «Фильм-тест» Рене Жиля, социометрическая методика «Два домика», а также «Цветовой тест отношений».
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его итоги расширяют и углубляют имеющиеся научные представления об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в определении основных способов содействующих эффективности коррекционного обучения, направленного на формирование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития, что, в конечном счете, даст возможность решить вопрос успешной социализации.
Организация исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа Одинцовского района Московской области. В исследовании участвовала группа из 7 детей с диагнозом задержка психического развития и группа из 10 детей с нормальным развитием.
Структура и объём выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Качество межличностных отношений оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости. В целом, современные межличностные отношения отличаются сложностью, пренебрежением обязанностями и проявлением жестокости, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию. На этом фоне проявляется отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности.
Развитие обучающихся, кроме того, что оно соответствует более раннему возрасту и незрелостью личности индивида, характеризуется замедленной обработкой полученной информации, заниженной учебной мотивацией и необходимостью её повышения, неразвитостью познавательных интересов, задержкой в развитии речи, снижением возможности произвольной регуляции поведения, трудностями коммуникативного характера.
По результатам экспериментального исследования, были выявлены параметры, необходимые для развития межличностных отношений обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР: формирование положительного восприятия группы в целом; развитие навыка взаимодействия друг с другом, дружелюбия, сотрудничества, нахождение компромисса; расширение понимания, что информация передается не только через содержание, но и через интонацию, жесты, мимику собеседника; развитие умения эмоционально передавать информацию, интонационно обогащать ее.
В чертах характера детей просматривается в большинстве сниженная самооценка, неуверенность в своих силах, импульсивность, гиперактивность или же, наоборот, ригидность, излишняя тревожность, эмоциональная бедность, в единичных случаях - прослеживаются следы депрессии.
Проведенная работа позволила сделать выводы об особенностях межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, и для их совершенствования была составлена коррекционная программа, предложены сформированные рекомендации для педагогов, классных руководителей, родителей обучающегося, педагога-психолога.
Успех коррекционной работы с ребенком с задержкой психического развития в школе, обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет взаимодействие с детским коллективом. Положительное влияние сверстников на ребенка с проблемами в развитии оптимизирует его отношения с социальным окружением, формирует в нем нравственные качества и доброе отношение к миру.
1. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия [Текст] / А. А. Амельков. – М.: Мозырь: Содействие, 2019. – 108 с.
2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: [Текст] Учеб. Пособие. / Л. Н. Блинова – М.: НЦ ЭНАС, 2016. – 136 с.
3. Бойков, Д. И., Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст]: учебнометодическое пособие [Текст] / Д. И. Бойков – СПб.: КАРО, 2015. – 280 с.
4. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов – СПб.: Питер, 2020. – 528 с.
5. Власова, Т. А.О детях с отклонениями в развитии [Текст] 2-е изд., испр и доп. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер – М.: Просвещение, 1973. – 176 с.
6. Гильяшева, И. П., Методика исследования межличностных отношений ребенка: [Текст] Метод. пособие. Вып. 7 / И. П. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева. – М.: Фолиум, 2018. – 64 с.
7. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. – М.: АСТ, 2019.
8. Горянина, В. А. Психология общения : учеб.пособие для студентов фак. социал. работы – 4-е изд., стер. [Текст] / В. А. Горянина – М.: Академия, 2017. – 416 с.
9. Дмитриева, Е. Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития/ Е. Е. Дмитриева // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии [Текст] / Сост. О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2018. – С.200-209.
10. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров – СПб.: СОЮЗ, 2019. – 224 с.
11. Иванов И. П., Педагогика коллективных творческих дел [Текст] / И. П. Иванов – Киев: Освита, 1992.
12. Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъективно-деятельностный подход: монография [Текст] / под науч. Ред. У. В. Ульенковой, – Нижний Новгород: НГПУ, 2019.
13. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2019. – 576 с.
14. Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений [Текст] / М. С. Каган – М.: Политиздат, 2019. – 319 с.
15. Карпова, Г. А., Диагностика межличностных отношений / Г. А. Карпова, Т. П. Артемьева // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии [Текст]/Сост. О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2018. – С.200-209.
16. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов – СПб.: Питер, 2017– 480 с.
17. Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. 18. Кузин Ф. А. Культура делового общения. Практическое пособие6-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Ф. А. Кузин. – М.: Ось-89, 2017. – 320 с.
19.Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии [Текст] / Сост. О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2019. – С.63-82.
20.Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / К.С. Лебединская. – М.: 2019.
21.Лебединский, В.В Задержанное психическое развитие/ О.В. Защиринская // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии [Текст] / Сост. О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2019. – С.83-100.
22.Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева – М.: Просвещение, 2018. – 239 с.
23. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст] / И. И. Мамайчук, М. Н Ильина – СПб.: Речь, 2018.
24. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 408 с.
25. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев – М.: Институт практической психологии, 1995. – 356 с.
26. Назарова, Н. М. Специальная педагогика: [Текст] Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений 4-е изд., стер. / Н. М. Назарова. – М.: Академия, 2015. – 400 с.
27. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие [Текст] / А. А. Осипова – М.: Сфера, 2002. – 510 с. 28. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова – М.: Знание,2019– 168 с.
29. Самойленко, Е. В. Проблема межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Е. В. Самойленко, А. В. Морозова // Приволжский научный вестник №12-4 (40) / 2014.
30. Ткачёва, В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений [Текст]/В.В.Ткачева–М:ГНОМ и Д,2018. – 160 с.
31. Ткачёва, В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: Практикум по формированию адекватных отношений [Текст] / В. В. Ткачева – М.: Гном – Пресс, 2019. – 64 с.
32. Ткачева, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование [Текст] / Под научной редакцией И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева – М.: Издательство Книголюб, 2018. – 144 с.
33. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р. Д. Тригер – М.: Речь, 2018.
34. Уманский, Л. И. Межличностное восприятие в группе [Текст] / Л. И. Уманский. – М.: Издательство московского университета, 2020.
35. Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В. Ф. Шалимов – М.: Академия, 2020. – 160 с.
36. Шешукова, Н. Н. Особенности межличностных отношений со сверстниками подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях: дис. к.пс.н. [Текст] / Н. Н. Шешукова – Нижний Новгород, 2015.