Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа Одинцовского района Московской области.
Выборка: 7 детей с диагнозом задержка психического развития и 10 детей с нормальным развитием (возраст от 8 до 9 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме изучения межличностных отношений в социальной группе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10
1.3. Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 15
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1. Организация и методика исследования 20
2.2. Анализ экспериментального изучения особенностей межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития 28
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 41
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 41
3.2. Коррекционная работа межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 41
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 43
3.4. Рекомендации для педагогов и психологов по совершенствованию межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
База исследования: МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа Одинцовского района Московской области.
Выборка: 7 детей с диагнозом задержка психического развития и 10 детей с нормальным развитием (возраст от 8 до 9 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме изучения межличностных отношений в социальной группе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10
1.3. Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 15
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1. Организация и методика исследования 20
2.2. Анализ экспериментального изучения особенностей межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития 28
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 41
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 41
3.2. Коррекционная работа межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 41
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 43
3.4. Рекомендации для педагогов и психологов по совершенствованию межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность исследования. Происходящие изменения в социально-экономической жизни государства и общества влияют на трансформацию межличностных отношений. Для формирования гармоничной личности обучающегося и развития адекватной самооценки актуальными становятся вопросы о его межличностных отношениях с окружающими. Именно в личных отношениях происходит нравственное становление, также в этом виде отношений обучающиеся младшего школьного возраста удовлетворяют свои базовые потребности в эмоциональном контакте.
Становление ребёнка как активного субъекта педагогического процесса происходит под воздействием механизмов взаимного общения. Развитие личности обуславливается именно человеческим общением, поскольку, по словам Л.С. Выготского личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она проявляет для других. Это и есть процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей.
Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от общества, в котором он живёт, от системы отношений в которые он включается.
Вступая в межличностные отношения, самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии у ребёнка познавательных и психических функций, которые изначально формируются в процессе общения с взрослыми, и лишь затем становится произвольными.
Выявление особенностей и совершенствование межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет более эффективно в условиях:
групповой коррекционной работы с педагогом-психологом для развития коммуникативных навыков в коллективе;
организации совместной деятельности (учебной и внеучебной), сопутствующее сплочению коллектива.
В настоящее время для специалистов, работающих с обучающимися данной категории, особенно актуальными стали задачи поиска оптимальных путей и средств, направленных совершенствование межличностных отношений обучающихся с задержкой психического развития. Значимость грамотного и активного руководства усиливается вдвойне, когда речь идет об обучающихся младшего школьного возраста. Для обеспечения устойчивого состояния эмоционального благополучия, становления адекватной самооценки необходимо воздействие психологической атмосферы коллектива, которая должна создавать оптимальные условия для развития личности. Это осуществимо лишь при знании специфики межличностных отношений, складывающихся у обучающихся с задержкой психического развития.
Специальная психология в настоящее время располагает целым рядом исследований, посвящённых: изучению конкретного проявления и причин снижения темпа психического развития у детей младшего школьного возраста /Т.А, Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени/, описанию различных вариантов ЗПР /Т.А. Власова, В.В. Ковалёв, К.С. Лебединская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, М.Г. Рейдибойм, Е.Н. Самодумская, У.В. Ульенкова/, анализу специфики развития мышления /Т.В. Егорова, 3.И.Калмыкова, Т.Н. Князева/, изучению мыслительной деятельности, познавательной активности /Т.В. Егорова, Н.А. Менчинская, У.В. Ульенкова/, учебной деятельности /Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко/, отдельных психических процессов /Н.Ю. Борякова, Н.А. Жулидова, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Е.С. Слепович, П.Б. Шошин/, вопросам отграничения ЗПР от сходных состояний /В.Н. Лоскутова, М.С. Певзнер, Г.Н. Седельникова/. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на формирование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития путём применения методов экспертных оценок и игротерапии.
Объект исследования. Межличностные отношения детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Предметом исследования. Процесс создания и совершенствования психологической коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития путём применения методов экспертных оценок и игротерапии.
Гипотеза исследования. Эффективность определения подходов к исследованию детей, имеющих задержку психического развития, будет существенно повышена, если в коррекционной работе при формировании межличностных отношений у младших школьников будет применены методы экспертных оценок и игротерапии.
Задачи исследования.
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике.
2. Подобрать методики выявления особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
3. Определить эффективность коррекционного обучения, направленного на формирование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития путём применения методов экспертных оценок и игротерапии.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В работе применены методы наблюдения и экспертных оценок; методики: «Фильм-тест» Рене Жиля, социометрическая методика «Два домика», а также «Цветовой тест отношений».
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его итоги расширяют и углубляют имеющиеся научные представления об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в определении основных способов содействующих эффективности коррекционного обучения, направленного на формирование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития, что, в конечном счете, даст возможность решить вопрос успешной социализации.
Организация исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа Одинцовского района Московской области. В исследовании участвовала группа из 7 детей с диагнозом задержка психического развития и группа из 10 детей с нормальным развитием.
Структура и объём выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Становление ребёнка как активного субъекта педагогического процесса происходит под воздействием механизмов взаимного общения. Развитие личности обуславливается именно человеческим общением, поскольку, по словам Л.С. Выготского личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она проявляет для других. Это и есть процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей.
Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от общества, в котором он живёт, от системы отношений в которые он включается.
Вступая в межличностные отношения, самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии у ребёнка познавательных и психических функций, которые изначально формируются в процессе общения с взрослыми, и лишь затем становится произвольными.
Выявление особенностей и совершенствование межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет более эффективно в условиях:
групповой коррекционной работы с педагогом-психологом для развития коммуникативных навыков в коллективе;
организации совместной деятельности (учебной и внеучебной), сопутствующее сплочению коллектива.
В настоящее время для специалистов, работающих с обучающимися данной категории, особенно актуальными стали задачи поиска оптимальных путей и средств, направленных совершенствование межличностных отношений обучающихся с задержкой психического развития. Значимость грамотного и активного руководства усиливается вдвойне, когда речь идет об обучающихся младшего школьного возраста. Для обеспечения устойчивого состояния эмоционального благополучия, становления адекватной самооценки необходимо воздействие психологической атмосферы коллектива, которая должна создавать оптимальные условия для развития личности. Это осуществимо лишь при знании специфики межличностных отношений, складывающихся у обучающихся с задержкой психического развития.
Специальная психология в настоящее время располагает целым рядом исследований, посвящённых: изучению конкретного проявления и причин снижения темпа психического развития у детей младшего школьного возраста /Т.А, Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени/, описанию различных вариантов ЗПР /Т.А. Власова, В.В. Ковалёв, К.С. Лебединская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, М.Г. Рейдибойм, Е.Н. Самодумская, У.В. Ульенкова/, анализу специфики развития мышления /Т.В. Егорова, 3.И.Калмыкова, Т.Н. Князева/, изучению мыслительной деятельности, познавательной активности /Т.В. Егорова, Н.А. Менчинская, У.В. Ульенкова/, учебной деятельности /Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко/, отдельных психических процессов /Н.Ю. Борякова, Н.А. Жулидова, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Е.С. Слепович, П.Б. Шошин/, вопросам отграничения ЗПР от сходных состояний /В.Н. Лоскутова, М.С. Певзнер, Г.Н. Седельникова/. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на формирование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития путём применения методов экспертных оценок и игротерапии.
Объект исследования. Межличностные отношения детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Предметом исследования. Процесс создания и совершенствования психологической коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития путём применения методов экспертных оценок и игротерапии.
Гипотеза исследования. Эффективность определения подходов к исследованию детей, имеющих задержку психического развития, будет существенно повышена, если в коррекционной работе при формировании межличностных отношений у младших школьников будет применены методы экспертных оценок и игротерапии.
Задачи исследования.
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике.
2. Подобрать методики выявления особенностей межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
3. Определить эффективность коррекционного обучения, направленного на формирование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития путём применения методов экспертных оценок и игротерапии.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В работе применены методы наблюдения и экспертных оценок; методики: «Фильм-тест» Рене Жиля, социометрическая методика «Два домика», а также «Цветовой тест отношений».
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его итоги расширяют и углубляют имеющиеся научные представления об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в определении основных способов содействующих эффективности коррекционного обучения, направленного на формирование межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития, что, в конечном счете, даст возможность решить вопрос успешной социализации.
Организация исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ Лесногородская средняя общеобразовательная школа Одинцовского района Московской области. В исследовании участвовала группа из 7 детей с диагнозом задержка психического развития и группа из 10 детей с нормальным развитием.
Структура и объём выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Качество межличностных отношений оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости. В целом, современные межличностные отношения отличаются сложностью, пренебрежением обязанностями и проявлением жестокости, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию. На этом фоне проявляется отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности.
Развитие обучающихся, кроме того, что оно соответствует более раннему возрасту и незрелостью личности индивида, характеризуется замедленной обработкой полученной информации, заниженной учебной мотивацией и необходимостью её повышения, неразвитостью познавательных интересов, задержкой в развитии речи, снижением возможности произвольной регуляции поведения, трудностями коммуникативного характера.
По результатам экспериментального исследования, были выявлены параметры, необходимые для развития межличностных отношений обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР: формирование положительного восприятия группы в целом; развитие навыка взаимодействия друг с другом, дружелюбия, сотрудничества, нахождение компромисса; расширение понимания, что информация передается не только через содержание, но и через интонацию, жесты, мимику собеседника; развитие умения эмоционально передавать информацию, интонационно обогащать ее.
В чертах характера детей просматривается в большинстве сниженная самооценка, неуверенность в своих силах, импульсивность, гиперактивность или же, наоборот, ригидность, излишняя тревожность, эмоциональная бедность, в единичных случаях - прослеживаются следы депрессии.
Проведенная работа позволила сделать выводы об особенностях межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, и для их совершенствования была составлена коррекционная программа, предложены сформированные рекомендации для педагогов, классных руководителей, родителей обучающегося, педагога-психолога.
Успех коррекционной работы с ребенком с задержкой психического развития в школе, обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет взаимодействие с детским коллективом. Положительное влияние сверстников на ребенка с проблемами в развитии оптимизирует его отношения с социальным окружением, формирует в нем нравственные качества и доброе отношение к миру.
Развитие обучающихся, кроме того, что оно соответствует более раннему возрасту и незрелостью личности индивида, характеризуется замедленной обработкой полученной информации, заниженной учебной мотивацией и необходимостью её повышения, неразвитостью познавательных интересов, задержкой в развитии речи, снижением возможности произвольной регуляции поведения, трудностями коммуникативного характера.
По результатам экспериментального исследования, были выявлены параметры, необходимые для развития межличностных отношений обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР: формирование положительного восприятия группы в целом; развитие навыка взаимодействия друг с другом, дружелюбия, сотрудничества, нахождение компромисса; расширение понимания, что информация передается не только через содержание, но и через интонацию, жесты, мимику собеседника; развитие умения эмоционально передавать информацию, интонационно обогащать ее.
В чертах характера детей просматривается в большинстве сниженная самооценка, неуверенность в своих силах, импульсивность, гиперактивность или же, наоборот, ригидность, излишняя тревожность, эмоциональная бедность, в единичных случаях - прослеживаются следы депрессии.
Проведенная работа позволила сделать выводы об особенностях межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, и для их совершенствования была составлена коррекционная программа, предложены сформированные рекомендации для педагогов, классных руководителей, родителей обучающегося, педагога-психолога.
Успех коррекционной работы с ребенком с задержкой психического развития в школе, обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет взаимодействие с детским коллективом. Положительное влияние сверстников на ребенка с проблемами в развитии оптимизирует его отношения с социальным окружением, формирует в нем нравственные качества и доброе отношение к миру.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Программа психологической коррекции межличностных отношений
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Изучение и развитие межличностных отношений детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в работе специального психолога
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022



