Введение 4
Глава 1 Теоретические основы методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 12
1.1 Психолого-педагогические аспекты речевого развития
детей старшего дошкольного возраста 12
1.2 Характеристика методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 22
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 35
2.1 Выявление уровня достаточности методического
обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 35
2.2 Содержание и структура методического обеспечения
речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 61
2.3 Динамика уровня эффективности методического
обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 78
Заключение 89
Список используемой литературы 91
Приложение А Тематический календарный план деятельности по
игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича 97
Приложение Б Картотека игр В.В. Воскобовича для детей с общим
недоразвитием речи 99
Приложение В Информация о выступлениях на научно-методических мероприятиях различных уровней 104
Приложение Г Структура методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 106
В период глобальных перемен в социально-экономической жизни нашего общества от человека требуются компетентности нового формата. Навыки и компетенции XXI века объединяют личностные качества, черты характера, которые помогают адаптироваться к стремительным изменениям окружающей среды. Компетенции, которые помогают решать сложные задачи, в том числе и в ситуации неопределенности и быстрых технологических изменений окружающей среды (критическое мышление, креативность, творческое мышление, умение общаться и работать в коллективе, конструктивно взаимодействуя с другими членами команды).
Особое значение в ряду перечисленных навыков имеет коммуникативность - умение общаться и взаимодействовать с другими людьми для достижения личностно-значимых целей.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми - это центральная задача образовательной области «Речевое развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Общение как раз именно та деятельность, ради которой, и в процессе которой необходимо обеспечить развитие всех сторон речи ребенка, освоение культуры речевого общения. Ведь от качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности и его общения зависит успешность самой деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно статистике, дошкольники с общим недоразвитием речи составляют около 40% среди детей с речевыми нарушениями, это самая многочисленная группа. С каждым годом количество детей с нарушениями речи, в том числе с общим недоразвитием речи, постоянно растет. Нередко обнаруживается, что ребенок в младшем школьном возрасте не справляется с письмом и чтением, он не может сконцентрироваться на задании, школьная программа не усваивается, так как у ребенка с общим недоразвитием речи не развиты навыки, которые служат средством дальнейшего получения знаний учащимися.
Актуальность проблемы развития речи дошкольников связана с увеличением детей с общим недоразвитием речи и необходимостью поиска направлений, методов и средств коррекционной работы. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р Лурии, А.Н. Леонтьева, 4.X. Швачкина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Ф.А. Сохина.
Важно деятельность по реализации образовательной области «Речевое развитие» выстраивать системно, организуя разноплановую и комплексную работу. Эффективность этой работы зависит во многом от того, какими формами и средствами пользуется педагог. Следовательно, в дошкольном учреждении максимально необходимо создавать условия для развития речи детей.
Эффективным средством речевого развития дошкольников, в том числе и коррекции речевых нарушений, являются различные современные образовательные технологии. Стандарт педагога ориентирует на то, что педагогу необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять в образовательную деятельность. Это одно из условий его профессионализма.
Рассматривая дошкольную организацию как целостную систему, мы согласны с учеными, в частности Л.Н. Денякиною, Л.В. Поздняк, которые считают, что ее оптимальная жизнедеятельность возможна только при умении руководителя планировать, организовывать, регулировать, контролировать и диагностировать работу коллектива на научной основе. Использование инновационных технологий в детской дошкольной организации усложняется в связи с недостаточностью теоретической обработки его основ, обеспечения научно-методического обоснования, учета внешних и внутренних факторов эффективного функционирования в быстро меняющейся среде.
Возникает необходимость поиска методических решений и условий, обеспечивающих построение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования становится особенно очевидной, если брать во внимание необходимость улучшения работы в дошкольной образовательной организации.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью изменения подходов к построению педагогического процесса дошкольной образовательной организации, в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На современном этапе, в период обновления государственных стандартов, большое значение отводится развитию речевых способностей дошкольников, формированию умений пользоваться всеми богатствами родного языка. Достаточно хорошо развитая речь старших дошкольников способствует не только успешному обучению в школе, установлению социальных отношений с окружающим их внешним миром, но и является достойной базой для успешной самореализации личности ребенка на следующем, более социально значимом витке саморазвития личности ребенка.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из недостаточной разработки в современных исследованиях проблемы к построению образовательного процесса в русле реализации современных требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, недостаточной разработанностью методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации , не разработанностью данной проблемы в педагогической науке.
Актуальность исследования на научно-практическом уровне определяется разработкой структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Возникает необходимость поиска решений и условий, обеспечивающих построение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации по речевому развитию детей в русле реализации новых образовательных стандартов.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить следующее противоречие: между необходимостью речевого развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения на основе развивающих игр В.В. Воскобовича в данном процессе.
Исходя из выделенного противоречия, была сформулирована проблема исследования: каково содержание и структура методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: методическое обеспечение речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: базировалась на предположении о том, что методическое обеспечение речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет эффективно если:
- разработано содержание и структура, включающая компоненты методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста (содержательный, организационный);
- определены и организованы формы работы с педагогами по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда блоками развивающих игр В.В. Воскобовича.
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать методическое обеспечение речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Выявить уровень достаточности методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
3. Разработать и апробировать содержание и структуру методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Определить эффективность методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения об эффективности методического обеспечения, как единства планирования, организации, регулирования, учета и контроля (Ю.К. Бабанский, Г.А. Победоносцев, И.Т. Андреева, К.Ю. Белая, Л.Г. Богославец, В.Н. Казакова, М.Н. Скаткин, М.М. Поташник, А.М. Моисеев, Н.В. Федина);
- теоретические основы процесса развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрытые в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина;
- теоретические основы профессиональной готовности педагога (Г.М. Коджаспирова, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, программно-методической документации; систематизация, обобщение, анализ собранных данных);
- эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; беседа, наблюдение, анализ педагогических ситуаций);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: детский сад № 203 «Алиса», АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти. В исследовании принимали участие 11 педагогов, 16 родителей и 28 детей старшего дошкольного возраста:
- 55 группа - контрольная;
- 52 группа - экспериментальная.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом поисково-аналитическом этапе (сентябрь 2019 гг.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме; определение понятийного аппарата: цели, объекта, предмета, задач, гипотезы, актуальности; планирование экспериментальной работы.
На втором экспериментальном этапе (2019-2020 гг.). проводились формирующий, контрольный этапы эксперимента. Осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов.
На третьем заключительно-обобщающем этапе (2020-2021 гг.) проводился анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы. Формировались выводы, осуществлялось оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами разработанного содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений психологии и педагогики; адекватностью и комплексностью методов исследования соответствующих предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов; длительностью исследования.
Личное участие автора в исследовании заключено в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке и апробации содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие дни науки» в ТГУ (2020 г., 2021 г.), отчетные конференции по практике. По теме диссертации имеется 4 публикации, изложение опыта работы в новом механизме взаимодействия студента образовательной организации и работодателя «Профстажировки 2.0.» (2021 г.).
На защиту выносятся положения:
1. Методическое обеспечение речевого развития детей старшего дошкольного возраста может быть представлено, как системное описание образовательного процесса: организация развивающей предметно-пространственной среды, составление комплекса учебно-методической документации, учебно-программной документации, программно-планирующей документации, которая впоследствии будет реализована на практике.
2. Структура методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста включает содержательный, организационный компоненты.
3. Показатели и уровни речевого развития детей старшего дошкольного возраста характеризуются: состоянием импрессивной речи, состоянием экспрессивной речи, умением понимать различные грамматические формы, умением слова изменять и их образовывать, состоянием связной речи, умением составлять предложения.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (46 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 6 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 96 страницах.
Таким образом, мы наглядно убедились, что наша формирующая работа имела свои позитивные результаты.
1. В ходе исследования было установлено, что на протяжении многих лет проблема речевого развития является актуальной для ученых зарубежной и отечественной педагогики и требует обучения, учитывающего темп жизни современного человека. Для реализации поставленных задач ФГОС ДО, основываясь на онтогенетическом принципе, и учитывая общность развития нормально развивающихся детей, нужны новаторские идеи в работе с детьми с общим недоразвитием речи для успешного результата педагогической деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы раскрыл возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и особенности детей с общим недоразвитием речи. В работе с такими детьми при особенностях их развития за основу берут принцип природосообразности, реализуя программу дошкольного образования, идет синхронное выравнивание речевого и психического развития.
2. Проведенное исследование позволило уточнить понятие «методическое обеспечение речевого развития», которое может быть представлено, в виде учебно-методических комплексов, включающих в себя материалы для организации деятельности ребенка по речевому развитию, а также описание способов методической деятельности с материалами педагога.
3. В процессе исследования доказано, что основными критериями методического обеспечения являются: внедрение содержания и форм в работу педагога, его творческий рост, приводящий к эффективности в профессиональной педагогической деятельности.
4. Выявлено и доказано, что основными составляющими методического обеспечения являются:
- учебно-программная документация;
- программно-планирующая документация;
- учебно-методическая документация.
Проведенное нами исследование доказывает результативность инновационной деятельности технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича при внедрении в педагогический процесс для речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Учитывая все аспекты, влияющие на уровень речевого развития детей, описанные в нашей исследовательской деятельности, технология В.В. Воскобовича восполняет их, повышая не только речевое, но и общее развитие ребенка, что немаловажно для детей с общим недоразвитием речи.
Так как наше исследование мы считаем успешным, дальнейшая работа с технологией «Сказочные лабиринты игры» в условиях дошкольного образовательного учреждения будет продолжаться и дальнейшие исследования могут быть посвящены младшему и среднему возрасту детей.
1. Аветисян Н. К. Дошкольное образование : проблемы и
перспективы развития // В сборнике : Современное образование : актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции : в 2 ч. 2018. С. 30-32.
2. Адаптированная основная программа дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи детского сада №203 «Алиса» [текст электронный] : Сайт автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства Лада» URL:
https://pdlada.ru/reports/f5cd53af8090113539f0285f6450fa6f.pdf (дата
обращения: 14.04.2020).
3. Азимов Э. Г. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М. : Фонд «Русский мир»,
2018. 495 с.
4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
5. Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя. М. : НИЦ ИНФРА, 2016. 142 с.
6. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. Детство : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб. : ООО «Издательство «детство-пресс», 2011. 528 с.
7. Базавлуцкая Л. М. Образовательный менеджмент: учебное
пособие. Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020.84 с.
8. Базавлуцкая Л. М. Педагогический менеджмент : учебное
пособие. Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2017. 97 с.
9. Байбородова Л. В. Воспитательный процесс : изучение
эффективности : методические рекомендации. М. : Сфера, 2000. 128 с.
10. Баранчеев В. П. Управление инновациями. М. : Издательство Юрайт, 2015. 367 с.
11. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольной организации. М. : ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
12. Булатова З. А., Самситдинов И. З. Менеджмент в сфере образования : учебно-методическое пособие. Уфа : Изд-во УГАТУ, 2016. 138 с.
13. Волобуева Ю. В. Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством развивающих игр В.В. Воскобовича. Краснодар : Новация,
2019.
14. Воскобович В. В, Вакуленко Л. С., Вотинова О. М. Методическое пособие «Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». М., 2017. 176 с.
15. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь. М. : Издательство Юрайт, 2016. 459 с.
16. Ган Н. Ю. Инновации, как путь повышения эффективности
управления дошкольным образовательным учреждением. // Вестник
Шадринского педагогического института. Шадринск : ШГПИ, 2017. № 3 (35) С. 79-85.
17. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М. : Скрипторий, 2017. 75 с.
18. Грачевская Е. В., Наточий В. В. Организация управления системой дошкольного образования в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Оренбург, 2017.
19. Коротаева Е. В. Научно-методическое сопровождение
регионально ориентированной программы для детей дошкольного возраста // Западно-Сибирский педагогический вестник: сборник педагогических трудов : вып. 2. Новосибирск : ЦРНС, 2016. С. 190-206.
20. Корчагина О. В. Сказочные лабиринты игры» - игровая
технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [электронный ресурс]: DocPlayer.ru.
2019. URL: http://docplayer.ru/27214334-Skazochnye-labirinty-igry-igrovaya-
tehnologiya-intellektualno-tvorcheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s- tyazhelymi-narusheniyami-rechi-korchagina.html (дата обращения 21.05.2020).
21. Кравцова Е. В. Развитие идей Л.С. Выготского о мышлении и
речи в современной образовательной практике // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2016. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-idey-l-s-vygotskogo-o-myshlenii-i-rechi- v-sovremennoy-obrazovatelnoy-praktike(дата обращения: 12.12.2019).
22. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопеда. М. : Просвещение, 1968. 365 с.
23. Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии. М. : Просвещение, 1968. 67-85 с.
24. Лепихина С. С. Дошкольное образование: актуальные
направления модернизации // Сборник научных трудов III Международного круглого стола. 2017. С. 51-55.
25. Ложкина Е. Ю. Типология моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность дошкольного образования// Муниципальное ростбразование : инновации факт и эксперимент. 2017. № 2. С. 52-62.
26. Ломовцева Л. М. Психологические аспекты сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада // Педагогический опыт : теория, методика, практика: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 190-191.
27. Мащенко О. А. Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития // Современная система образования : опыт прошлого, взгляд в будущее. 2016. №5. С. 162-166.
28. Минтагирова Л. Р. Управление ДОУ. Инновационные технологии в методической работе. М. : Педпортал, 2015.
29. Пожитнева Н. И. Методическое обеспечение управления
образовательным процессом математического развития детей старшего дошкольного возраста: специальность 050100.68 «Педагогическое
образование» : магистерская диссертация. Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2015. 127 с.
30. Поздняк Л. В. Планирование работы дошкольного учреждения // Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. М., 1994. С. 27-36.
31. Помазкова В. Ю. К вопросу о речевом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в дошкольной образовательной организации коррекционной направленности // Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики : электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 19 ноября 2019 года / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. Тольятти : НИЦ «НаукоПолис», 2019. С. 601-607.
32. Помазкова В. Ю. Организация работы творческой группы в
дошкольной образовательной организации // Проблемы образования на современном этапе: материалы студенческой научно-практической
конференции, 5-16 апреля 2021 г. Выпуск X / сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина. Тольятти : НаукоПолис, 2021. 1 оптический диск.
33. Помазкова В. Ю., Гуськова О. А. Повышение компетентности
педагогов по реализации технологии В.В. Воскобовича для развития речи дошкольников // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сборник научных статей. Выпуск 16 / под ред. С.Е. Анфисовой, А.Ю. Козловой, А.А. Ошкиной. Тольятти : НаукоПолис, 2020. 1 оптический диск.
34. Помазкова В. Ю., Кузеванова О. В. Этапы внедрения
педагогической технологии для реализации ОО «Речевое развитие» и коррекции речевых нарушений в ДОУ // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической
конференции, 13-17 апреля 2020 г. Выпуск IX / сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. Тольятти : НаукоПолис, 2020. 1 оптический диск. С. 221-225.
35. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технология управления; Рос. акад. образования. М. : Пед. о-во России, 2002. 350 с.
36. Тюнин А. И. Менеджмент в образовании: система среднего профессионального образования : Монография. Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. 301с.
37. Циулина М. В. Методология психолого-педагогических
исследований : учебное пособие. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2017. 239 с.
38. Юдакова С. В. Психолого-педагогические аспекты менеджмента в сфере образования : учеб. Пособие. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020. 111 с.
39. Яковлев В. А. Психология и педагогика управленца. М., 2008. 244 с.
40. Яковлева Г. В. Основные тренды инноваций в дошкольном образовании // Методист. 2018. № 4. С. 54-56.
41. Якубова К. В., Яни А. В. Государственное управление дошкольным образованием при реализации ФГОС ДО в РФ // Инновационные подходы в современной науке : Сборник статей по материалам XVII международной научно-практической конференции. 2018. С. 120-123.
42. Dewi Dita. Teacher Management in Early Childhood Education. // Early Childhood Research Journal (ECRJ). 2020. №3. P. 12-17.
43. Hakansson Jan. Organising and leading systematic quality work in the preschool - preschool managers’ perspectives. // School Leadership & Management. 2016. P. 36.
44. Jerger S., Markus F. Damian, Rachel P. McAlpine, Herve Abdi. Visual speech alters the discrimination and identification of nonintact auditory speech in children with hearing loss. // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2017. № 9. P. 127-137.
45. Lawa J. Working with the parents and families of children with developmental language disorders: An international perspective. // Journal of Communication Disorders. 2019. P. 82.
46. Shau Thian. Formation of Preschool Management Model for Improving the Quality of Preschool in Sarawak. // IOSR Journal of Sports and Physical Education. 2017. № 4.