МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 12
1.1 Психолого-педагогические аспекты речевого развития
детей старшего дошкольного возраста 12
1.2 Характеристика методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 22
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 35
2.1 Выявление уровня достаточности методического
обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 35
2.2 Содержание и структура методического обеспечения
речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 61
2.3 Динамика уровня эффективности методического
обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 78
Заключение 89
Список используемой литературы 91
Приложение А Тематический календарный план деятельности по
игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича 97
Приложение Б Картотека игр В.В. Воскобовича для детей с общим
недоразвитием речи 99
Приложение В Информация о выступлениях на научно-методических мероприятиях различных уровней 104
Приложение Г Структура методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 106
Глава 1 Теоретические основы методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 12
1.1 Психолого-педагогические аспекты речевого развития
детей старшего дошкольного возраста 12
1.2 Характеристика методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 22
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 35
2.1 Выявление уровня достаточности методического
обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 35
2.2 Содержание и структура методического обеспечения
речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 61
2.3 Динамика уровня эффективности методического
обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 78
Заключение 89
Список используемой литературы 91
Приложение А Тематический календарный план деятельности по
игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича 97
Приложение Б Картотека игр В.В. Воскобовича для детей с общим
недоразвитием речи 99
Приложение В Информация о выступлениях на научно-методических мероприятиях различных уровней 104
Приложение Г Структура методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 106
В период глобальных перемен в социально-экономической жизни нашего общества от человека требуются компетентности нового формата. Навыки и компетенции XXI века объединяют личностные качества, черты характера, которые помогают адаптироваться к стремительным изменениям окружающей среды. Компетенции, которые помогают решать сложные задачи, в том числе и в ситуации неопределенности и быстрых технологических изменений окружающей среды (критическое мышление, креативность, творческое мышление, умение общаться и работать в коллективе, конструктивно взаимодействуя с другими членами команды).
Особое значение в ряду перечисленных навыков имеет коммуникативность - умение общаться и взаимодействовать с другими людьми для достижения личностно-значимых целей.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми - это центральная задача образовательной области «Речевое развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Общение как раз именно та деятельность, ради которой, и в процессе которой необходимо обеспечить развитие всех сторон речи ребенка, освоение культуры речевого общения. Ведь от качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности и его общения зависит успешность самой деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно статистике, дошкольники с общим недоразвитием речи составляют около 40% среди детей с речевыми нарушениями, это самая многочисленная группа. С каждым годом количество детей с нарушениями речи, в том числе с общим недоразвитием речи, постоянно растет. Нередко обнаруживается, что ребенок в младшем школьном возрасте не справляется с письмом и чтением, он не может сконцентрироваться на задании, школьная программа не усваивается, так как у ребенка с общим недоразвитием речи не развиты навыки, которые служат средством дальнейшего получения знаний учащимися.
Актуальность проблемы развития речи дошкольников связана с увеличением детей с общим недоразвитием речи и необходимостью поиска направлений, методов и средств коррекционной работы. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р Лурии, А.Н. Леонтьева, 4.X. Швачкина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Ф.А. Сохина.
Важно деятельность по реализации образовательной области «Речевое развитие» выстраивать системно, организуя разноплановую и комплексную работу. Эффективность этой работы зависит во многом от того, какими формами и средствами пользуется педагог. Следовательно, в дошкольном учреждении максимально необходимо создавать условия для развития речи детей.
Эффективным средством речевого развития дошкольников, в том числе и коррекции речевых нарушений, являются различные современные образовательные технологии. Стандарт педагога ориентирует на то, что педагогу необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять в образовательную деятельность. Это одно из условий его профессионализма.
Рассматривая дошкольную организацию как целостную систему, мы согласны с учеными, в частности Л.Н. Денякиною, Л.В. Поздняк, которые считают, что ее оптимальная жизнедеятельность возможна только при умении руководителя планировать, организовывать, регулировать, контролировать и диагностировать работу коллектива на научной основе. Использование инновационных технологий в детской дошкольной организации усложняется в связи с недостаточностью теоретической обработки его основ, обеспечения научно-методического обоснования, учета внешних и внутренних факторов эффективного функционирования в быстро меняющейся среде.
Возникает необходимость поиска методических решений и условий, обеспечивающих построение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования становится особенно очевидной, если брать во внимание необходимость улучшения работы в дошкольной образовательной организации.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью изменения подходов к построению педагогического процесса дошкольной образовательной организации, в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На современном этапе, в период обновления государственных стандартов, большое значение отводится развитию речевых способностей дошкольников, формированию умений пользоваться всеми богатствами родного языка. Достаточно хорошо развитая речь старших дошкольников способствует не только успешному обучению в школе, установлению социальных отношений с окружающим их внешним миром, но и является достойной базой для успешной самореализации личности ребенка на следующем, более социально значимом витке саморазвития личности ребенка.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из недостаточной разработки в современных исследованиях проблемы к построению образовательного процесса в русле реализации современных требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, недостаточной разработанностью методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации , не разработанностью данной проблемы в педагогической науке.
Актуальность исследования на научно-практическом уровне определяется разработкой структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Возникает необходимость поиска решений и условий, обеспечивающих построение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации по речевому развитию детей в русле реализации новых образовательных стандартов.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить следующее противоречие: между необходимостью речевого развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения на основе развивающих игр В.В. Воскобовича в данном процессе.
Исходя из выделенного противоречия, была сформулирована проблема исследования: каково содержание и структура методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: методическое обеспечение речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: базировалась на предположении о том, что методическое обеспечение речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет эффективно если:
- разработано содержание и структура, включающая компоненты методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста (содержательный, организационный);
- определены и организованы формы работы с педагогами по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда блоками развивающих игр В.В. Воскобовича.
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать методическое обеспечение речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Выявить уровень достаточности методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
3. Разработать и апробировать содержание и структуру методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Определить эффективность методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения об эффективности методического обеспечения, как единства планирования, организации, регулирования, учета и контроля (Ю.К. Бабанский, Г.А. Победоносцев, И.Т. Андреева, К.Ю. Белая, Л.Г. Богославец, В.Н. Казакова, М.Н. Скаткин, М.М. Поташник, А.М. Моисеев, Н.В. Федина);
- теоретические основы процесса развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрытые в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина;
- теоретические основы профессиональной готовности педагога (Г.М. Коджаспирова, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, программно-методической документации; систематизация, обобщение, анализ собранных данных);
- эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; беседа, наблюдение, анализ педагогических ситуаций);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: детский сад № 203 «Алиса», АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти. В исследовании принимали участие 11 педагогов, 16 родителей и 28 детей старшего дошкольного возраста:
- 55 группа - контрольная;
- 52 группа - экспериментальная.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом поисково-аналитическом этапе (сентябрь 2019 гг.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме; определение понятийного аппарата: цели, объекта, предмета, задач, гипотезы, актуальности; планирование экспериментальной работы.
На втором экспериментальном этапе (2019-2020 гг.). проводились формирующий, контрольный этапы эксперимента. Осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов.
На третьем заключительно-обобщающем этапе (2020-2021 гг.) проводился анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы. Формировались выводы, осуществлялось оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами разработанного содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений психологии и педагогики; адекватностью и комплексностью методов исследования соответствующих предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов; длительностью исследования.
Личное участие автора в исследовании заключено в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке и апробации содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие дни науки» в ТГУ (2020 г., 2021 г.), отчетные конференции по практике. По теме диссертации имеется 4 публикации, изложение опыта работы в новом механизме взаимодействия студента образовательной организации и работодателя «Профстажировки 2.0.» (2021 г.).
На защиту выносятся положения:
1. Методическое обеспечение речевого развития детей старшего дошкольного возраста может быть представлено, как системное описание образовательного процесса: организация развивающей предметно-пространственной среды, составление комплекса учебно-методической документации, учебно-программной документации, программно-планирующей документации, которая впоследствии будет реализована на практике.
2. Структура методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста включает содержательный, организационный компоненты.
3. Показатели и уровни речевого развития детей старшего дошкольного возраста характеризуются: состоянием импрессивной речи, состоянием экспрессивной речи, умением понимать различные грамматические формы, умением слова изменять и их образовывать, состоянием связной речи, умением составлять предложения.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (46 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 6 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 96 страницах.
Особое значение в ряду перечисленных навыков имеет коммуникативность - умение общаться и взаимодействовать с другими людьми для достижения личностно-значимых целей.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми - это центральная задача образовательной области «Речевое развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Общение как раз именно та деятельность, ради которой, и в процессе которой необходимо обеспечить развитие всех сторон речи ребенка, освоение культуры речевого общения. Ведь от качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности и его общения зависит успешность самой деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно статистике, дошкольники с общим недоразвитием речи составляют около 40% среди детей с речевыми нарушениями, это самая многочисленная группа. С каждым годом количество детей с нарушениями речи, в том числе с общим недоразвитием речи, постоянно растет. Нередко обнаруживается, что ребенок в младшем школьном возрасте не справляется с письмом и чтением, он не может сконцентрироваться на задании, школьная программа не усваивается, так как у ребенка с общим недоразвитием речи не развиты навыки, которые служат средством дальнейшего получения знаний учащимися.
Актуальность проблемы развития речи дошкольников связана с увеличением детей с общим недоразвитием речи и необходимостью поиска направлений, методов и средств коррекционной работы. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р Лурии, А.Н. Леонтьева, 4.X. Швачкина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Ф.А. Сохина.
Важно деятельность по реализации образовательной области «Речевое развитие» выстраивать системно, организуя разноплановую и комплексную работу. Эффективность этой работы зависит во многом от того, какими формами и средствами пользуется педагог. Следовательно, в дошкольном учреждении максимально необходимо создавать условия для развития речи детей.
Эффективным средством речевого развития дошкольников, в том числе и коррекции речевых нарушений, являются различные современные образовательные технологии. Стандарт педагога ориентирует на то, что педагогу необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять в образовательную деятельность. Это одно из условий его профессионализма.
Рассматривая дошкольную организацию как целостную систему, мы согласны с учеными, в частности Л.Н. Денякиною, Л.В. Поздняк, которые считают, что ее оптимальная жизнедеятельность возможна только при умении руководителя планировать, организовывать, регулировать, контролировать и диагностировать работу коллектива на научной основе. Использование инновационных технологий в детской дошкольной организации усложняется в связи с недостаточностью теоретической обработки его основ, обеспечения научно-методического обоснования, учета внешних и внутренних факторов эффективного функционирования в быстро меняющейся среде.
Возникает необходимость поиска методических решений и условий, обеспечивающих построение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования становится особенно очевидной, если брать во внимание необходимость улучшения работы в дошкольной образовательной организации.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью изменения подходов к построению педагогического процесса дошкольной образовательной организации, в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На современном этапе, в период обновления государственных стандартов, большое значение отводится развитию речевых способностей дошкольников, формированию умений пользоваться всеми богатствами родного языка. Достаточно хорошо развитая речь старших дошкольников способствует не только успешному обучению в школе, установлению социальных отношений с окружающим их внешним миром, но и является достойной базой для успешной самореализации личности ребенка на следующем, более социально значимом витке саморазвития личности ребенка.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из недостаточной разработки в современных исследованиях проблемы к построению образовательного процесса в русле реализации современных требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, недостаточной разработанностью методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации , не разработанностью данной проблемы в педагогической науке.
Актуальность исследования на научно-практическом уровне определяется разработкой структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Возникает необходимость поиска решений и условий, обеспечивающих построение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации по речевому развитию детей в русле реализации новых образовательных стандартов.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить следующее противоречие: между необходимостью речевого развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения на основе развивающих игр В.В. Воскобовича в данном процессе.
Исходя из выделенного противоречия, была сформулирована проблема исследования: каково содержание и структура методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: методическое обеспечение речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: базировалась на предположении о том, что методическое обеспечение речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет эффективно если:
- разработано содержание и структура, включающая компоненты методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста (содержательный, организационный);
- определены и организованы формы работы с педагогами по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда блоками развивающих игр В.В. Воскобовича.
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать методическое обеспечение речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
2. Выявить уровень достаточности методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
3. Разработать и апробировать содержание и структуру методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Определить эффективность методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения об эффективности методического обеспечения, как единства планирования, организации, регулирования, учета и контроля (Ю.К. Бабанский, Г.А. Победоносцев, И.Т. Андреева, К.Ю. Белая, Л.Г. Богославец, В.Н. Казакова, М.Н. Скаткин, М.М. Поташник, А.М. Моисеев, Н.В. Федина);
- теоретические основы процесса развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрытые в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина;
- теоретические основы профессиональной готовности педагога (Г.М. Коджаспирова, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, программно-методической документации; систематизация, обобщение, анализ собранных данных);
- эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; беседа, наблюдение, анализ педагогических ситуаций);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: детский сад № 203 «Алиса», АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти. В исследовании принимали участие 11 педагогов, 16 родителей и 28 детей старшего дошкольного возраста:
- 55 группа - контрольная;
- 52 группа - экспериментальная.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом поисково-аналитическом этапе (сентябрь 2019 гг.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме; определение понятийного аппарата: цели, объекта, предмета, задач, гипотезы, актуальности; планирование экспериментальной работы.
На втором экспериментальном этапе (2019-2020 гг.). проводились формирующий, контрольный этапы эксперимента. Осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов.
На третьем заключительно-обобщающем этапе (2020-2021 гг.) проводился анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы. Формировались выводы, осуществлялось оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами разработанного содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений психологии и педагогики; адекватностью и комплексностью методов исследования соответствующих предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов; длительностью исследования.
Личное участие автора в исследовании заключено в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке и апробации содержания и структуры методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие дни науки» в ТГУ (2020 г., 2021 г.), отчетные конференции по практике. По теме диссертации имеется 4 публикации, изложение опыта работы в новом механизме взаимодействия студента образовательной организации и работодателя «Профстажировки 2.0.» (2021 г.).
На защиту выносятся положения:
1. Методическое обеспечение речевого развития детей старшего дошкольного возраста может быть представлено, как системное описание образовательного процесса: организация развивающей предметно-пространственной среды, составление комплекса учебно-методической документации, учебно-программной документации, программно-планирующей документации, которая впоследствии будет реализована на практике.
2. Структура методического обеспечения речевого развития детей старшего дошкольного возраста включает содержательный, организационный компоненты.
3. Показатели и уровни речевого развития детей старшего дошкольного возраста характеризуются: состоянием импрессивной речи, состоянием экспрессивной речи, умением понимать различные грамматические формы, умением слова изменять и их образовывать, состоянием связной речи, умением составлять предложения.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (46 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 6 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 96 страницах.
Таким образом, мы наглядно убедились, что наша формирующая работа имела свои позитивные результаты.
1. В ходе исследования было установлено, что на протяжении многих лет проблема речевого развития является актуальной для ученых зарубежной и отечественной педагогики и требует обучения, учитывающего темп жизни современного человека. Для реализации поставленных задач ФГОС ДО, основываясь на онтогенетическом принципе, и учитывая общность развития нормально развивающихся детей, нужны новаторские идеи в работе с детьми с общим недоразвитием речи для успешного результата педагогической деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы раскрыл возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и особенности детей с общим недоразвитием речи. В работе с такими детьми при особенностях их развития за основу берут принцип природосообразности, реализуя программу дошкольного образования, идет синхронное выравнивание речевого и психического развития.
2. Проведенное исследование позволило уточнить понятие «методическое обеспечение речевого развития», которое может быть представлено, в виде учебно-методических комплексов, включающих в себя материалы для организации деятельности ребенка по речевому развитию, а также описание способов методической деятельности с материалами педагога.
3. В процессе исследования доказано, что основными критериями методического обеспечения являются: внедрение содержания и форм в работу педагога, его творческий рост, приводящий к эффективности в профессиональной педагогической деятельности.
4. Выявлено и доказано, что основными составляющими методического обеспечения являются:
- учебно-программная документация;
- программно-планирующая документация;
- учебно-методическая документация.
Проведенное нами исследование доказывает результативность инновационной деятельности технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича при внедрении в педагогический процесс для речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Учитывая все аспекты, влияющие на уровень речевого развития детей, описанные в нашей исследовательской деятельности, технология В.В. Воскобовича восполняет их, повышая не только речевое, но и общее развитие ребенка, что немаловажно для детей с общим недоразвитием речи.
Так как наше исследование мы считаем успешным, дальнейшая работа с технологией «Сказочные лабиринты игры» в условиях дошкольного образовательного учреждения будет продолжаться и дальнейшие исследования могут быть посвящены младшему и среднему возрасту детей.
1. В ходе исследования было установлено, что на протяжении многих лет проблема речевого развития является актуальной для ученых зарубежной и отечественной педагогики и требует обучения, учитывающего темп жизни современного человека. Для реализации поставленных задач ФГОС ДО, основываясь на онтогенетическом принципе, и учитывая общность развития нормально развивающихся детей, нужны новаторские идеи в работе с детьми с общим недоразвитием речи для успешного результата педагогической деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы раскрыл возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и особенности детей с общим недоразвитием речи. В работе с такими детьми при особенностях их развития за основу берут принцип природосообразности, реализуя программу дошкольного образования, идет синхронное выравнивание речевого и психического развития.
2. Проведенное исследование позволило уточнить понятие «методическое обеспечение речевого развития», которое может быть представлено, в виде учебно-методических комплексов, включающих в себя материалы для организации деятельности ребенка по речевому развитию, а также описание способов методической деятельности с материалами педагога.
3. В процессе исследования доказано, что основными критериями методического обеспечения являются: внедрение содержания и форм в работу педагога, его творческий рост, приводящий к эффективности в профессиональной педагогической деятельности.
4. Выявлено и доказано, что основными составляющими методического обеспечения являются:
- учебно-программная документация;
- программно-планирующая документация;
- учебно-методическая документация.
Проведенное нами исследование доказывает результативность инновационной деятельности технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича при внедрении в педагогический процесс для речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Учитывая все аспекты, влияющие на уровень речевого развития детей, описанные в нашей исследовательской деятельности, технология В.В. Воскобовича восполняет их, повышая не только речевое, но и общее развитие ребенка, что немаловажно для детей с общим недоразвитием речи.
Так как наше исследование мы считаем успешным, дальнейшая работа с технологией «Сказочные лабиринты игры» в условиях дошкольного образовательного учреждения будет продолжаться и дальнейшие исследования могут быть посвящены младшему и среднему возрасту детей.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (в процессе художественно-творческой деятельности)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование богатства речи у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Условия организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Использование лэпбука в работе над расширением словаря детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Обеспечение коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации индивидуально-
личностного дошкольного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2015 - Совместная деятельность дошкольной образовательной организации и семьи как средство повышения уровня физического развития дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по развитию речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



