Формирование у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями посредством игровых заданий
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями посредством игровых заданий 8
1.1 Особенности игровой деятельности у детей дошкольного
возраста в норме и при аутичных расстройствах 8
1.2 Особенности игровой деятельности с предметами-
заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра 19
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями посредством игровых заданий 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет с
расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями 25
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет с
расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями посредством игровых заданий 33
2.3 Изучение динамики уровня сформированности у детей 6-7
лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями 41
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента 49
Приложение Б Рабочая тетрадь «Я узнаю мир» (автор О.В. Дыбина) 51
Приложение В Результаты контрольного эксперимента
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями посредством игровых заданий 8
1.1 Особенности игровой деятельности у детей дошкольного
возраста в норме и при аутичных расстройствах 8
1.2 Особенности игровой деятельности с предметами-
заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра 19
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями посредством игровых заданий 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет с
расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями 25
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет с
расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями посредством игровых заданий 33
2.3 Изучение динамики уровня сформированности у детей 6-7
лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями 41
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента 49
Приложение Б Рабочая тетрадь «Я узнаю мир» (автор О.В. Дыбина) 51
Приложение В Результаты контрольного эксперимента
Настоящее исследование посвящено проблеме формирования у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями посредством игровых заданий. Расстройства аутистического спектра - это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению.
Теоретические анализ работ в области специального (дефектологического) образования свидетельствует, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. Это в свою очередь оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится однообразным, стереотипным (многократные повторения однообразных действий).
Согласно теоретическим позициям психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Важнейшим условием развития игры является введение предметов- заместителей. Чем неопределённей функция предмета, тем свободнее ребёнок приписывает ему то или иное значение. Предметы-заместители дети используют для развития игрового сюжета, для обозначения ролей. Одна из задач в игре с предметами-заместителями - не обучение конкретным действиям по образцу, а то, чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, которую демонстрировал педагог, проявили интерес к ней, желание воспроизвести в своей игре. Научить детей использовать игровой материал, замещающий недостающие предметы.
По мнению педагогов и психологов, в частности М.Э. Вайнер, О.А. Степановой, Н.Я. Чутко, в детских играх должен присутствовать «полифункциональный игровой материал, то есть предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики и тому подобное), так как готовая игрушка во многом тормозит проявление детской фантазии».
Использование в игре предметов-заместителей у детей стимулирует интеллектуальную активность, развитие наглядно-образного мышления, творческих способностей, умения в будущем пользоваться абстрактными знаками и символами, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт.
«Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в детских организациях выявил следующее противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями и недостаточностью использования игровых заданий в данном процессе» [6].
Выявленное противоречие определило проблему исследования: какова возможность формирования умения пользоваться предметами- заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра посредством игровых заданий?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность игровых заданий в процессе формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования - процесс формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования - игровые задания как средство формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра посредством игровых заданий возможно, если:
- определены показатели умения пользоваться предметами- заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра
- подобраны игровые задания в соответствии с показателями умений пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра;
- осуществлена поэтапная работа с детьми при активном участии учителя-дефектолога и родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра посредством игровых заданий.
2. Определить диагностические методики и выявить актуальный уровень сформированности умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
3. Подобрать и апробировать игровые задания, направленные на формирование умения пользоваться предметами-заместителями детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра, доказать их результативность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- психолого-педагогические исследования детей с расстройствами
аутистического спектра (Л. Каннер, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, А.В. Хаустов, Е.А. Янушко, M. Sigman, J.A. Ungerer);
- исследование умения пользоваться предметами-заместителями детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, М.Э. Вайнер, О.А. Степановой, Н.Я. Чутко, Д.Б. Эльконин, L. Brierly, J. Gould, S.R. Yeates, L. Wing);
- исследование игровой деятельности детей и её коррекционно- развивающего воздействия (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, А.В. Хаустов, Е.А. Янушко, S. Baron-Cohen, М. Klein, J. Moreno).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 120 «Сказочный» г. о. Тольятти.
В исследовании принимали участие 5 детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Новизна исследования заключается в подборе игровых заданий в соответствии с показателями сформированности умения пользоваться предметами-заместителями детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе охарактеризованы и уточнены уровни сформированности умения пользоваться предметами-заместителями детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Практическая значимость исследования заключается в использовании игровых заданий специалистами дошкольных образовательных организаций в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра с целью формирования умения пользоваться предметами-заместителями.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (21 именований), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 10 таблиц. Основной текст работы изложен на 48 страницах.
Теоретические анализ работ в области специального (дефектологического) образования свидетельствует, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. Это в свою очередь оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится однообразным, стереотипным (многократные повторения однообразных действий).
Согласно теоретическим позициям психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Важнейшим условием развития игры является введение предметов- заместителей. Чем неопределённей функция предмета, тем свободнее ребёнок приписывает ему то или иное значение. Предметы-заместители дети используют для развития игрового сюжета, для обозначения ролей. Одна из задач в игре с предметами-заместителями - не обучение конкретным действиям по образцу, а то, чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, которую демонстрировал педагог, проявили интерес к ней, желание воспроизвести в своей игре. Научить детей использовать игровой материал, замещающий недостающие предметы.
По мнению педагогов и психологов, в частности М.Э. Вайнер, О.А. Степановой, Н.Я. Чутко, в детских играх должен присутствовать «полифункциональный игровой материал, то есть предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики и тому подобное), так как готовая игрушка во многом тормозит проявление детской фантазии».
Использование в игре предметов-заместителей у детей стимулирует интеллектуальную активность, развитие наглядно-образного мышления, творческих способностей, умения в будущем пользоваться абстрактными знаками и символами, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт.
«Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в детских организациях выявил следующее противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями и недостаточностью использования игровых заданий в данном процессе» [6].
Выявленное противоречие определило проблему исследования: какова возможность формирования умения пользоваться предметами- заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра посредством игровых заданий?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность игровых заданий в процессе формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования - процесс формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования - игровые задания как средство формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра посредством игровых заданий возможно, если:
- определены показатели умения пользоваться предметами- заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра
- подобраны игровые задания в соответствии с показателями умений пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра;
- осуществлена поэтапная работа с детьми при активном участии учителя-дефектолога и родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра посредством игровых заданий.
2. Определить диагностические методики и выявить актуальный уровень сформированности умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
3. Подобрать и апробировать игровые задания, направленные на формирование умения пользоваться предметами-заместителями детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра, доказать их результативность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- психолого-педагогические исследования детей с расстройствами
аутистического спектра (Л. Каннер, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, А.В. Хаустов, Е.А. Янушко, M. Sigman, J.A. Ungerer);
- исследование умения пользоваться предметами-заместителями детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, М.Э. Вайнер, О.А. Степановой, Н.Я. Чутко, Д.Б. Эльконин, L. Brierly, J. Gould, S.R. Yeates, L. Wing);
- исследование игровой деятельности детей и её коррекционно- развивающего воздействия (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, А.В. Хаустов, Е.А. Янушко, S. Baron-Cohen, М. Klein, J. Moreno).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 120 «Сказочный» г. о. Тольятти.
В исследовании принимали участие 5 детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Новизна исследования заключается в подборе игровых заданий в соответствии с показателями сформированности умения пользоваться предметами-заместителями детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе охарактеризованы и уточнены уровни сформированности умения пользоваться предметами-заместителями детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Практическая значимость исследования заключается в использовании игровых заданий специалистами дошкольных образовательных организаций в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра с целью формирования умения пользоваться предметами-заместителями.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (21 именований), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 10 таблиц. Основной текст работы изложен на 48 страницах.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра в процессе игровых заданий является актуальной и требует дальнейшего изучения.
У дошкольников с расстройствами аутистического спектра недостаточно сформирована символическая игра, проявляющаяся как механическая, не умеющая единого смыслового сюжета. Из этого следует необходимость оказания детям с расстройствами аутистического спектра помощи, специально организованной деятельности по формированию умений пользоваться предметами-заместителями.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что 60% группы детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра имеют низкий уровень сформированности умения пользоваться предметами- заместителями, им трудно манипулировать предметами, в ходе деятельности в группе игровая деятельность не проявлялась,
Формирующий эксперимент включал три подэтапа работы (подготовительный, основной, результативный), которые направлены на использование предметов-заместителей на развитие игровых умений у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра. Интерес представляют игровые задания, подобранные в соответствии с показателями:
- умение пользоваться манипулятивными действиями в процессе игры;
- умение пользоваться последовательным комбинированием и выстраиванием предметов;
- умение пользоваться игрушками и предметами окружающего мира в соответствии с их функциональным назначением;
- умение пользоваться предметами-заместителями в игровых и воображаемых ситуациях.
Контрольный этап эксперимента был направлен на выявление динамики в формировании умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройством аутистического спектра в процессе участия в игровых заданиях. Анализ полученных данных свидетельствует о положительной динамике уровня сформированности умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройством аутистического спектра.
Проведенная работа в процессе формирования умения показала, что количество детей, имеющих низкий уровень сформированности умения пользоваться предметами-заместителями - 40%; средний уровень
сформированности умения пользоваться предметами-заместителями - 40%; высокий уровень сформированности умения пользоваться предметами- заместителями - 20 %.
Дети 6-7 лет с расстройством аутистического спектра показали умения пользоваться предметами-заместителями в самостоятельной игре, а так же при помощи взрослого. Дети стали проявлять сформированные умения в свободной деятельности и в индивидуальных занятиях с учителем- дефектологом. Начали проявлять активность и заинтересованность к некоторым заданиям и игра, однако, очевидно, что им, порой, необходима подсказка при выполнении той или иной игровой задачи.
Таким образом, использование игровых заданий в формировании умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра является действенным. Цель и задачи исследования решены и гипотеза подтверждена.
У дошкольников с расстройствами аутистического спектра недостаточно сформирована символическая игра, проявляющаяся как механическая, не умеющая единого смыслового сюжета. Из этого следует необходимость оказания детям с расстройствами аутистического спектра помощи, специально организованной деятельности по формированию умений пользоваться предметами-заместителями.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что 60% группы детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра имеют низкий уровень сформированности умения пользоваться предметами- заместителями, им трудно манипулировать предметами, в ходе деятельности в группе игровая деятельность не проявлялась,
Формирующий эксперимент включал три подэтапа работы (подготовительный, основной, результативный), которые направлены на использование предметов-заместителей на развитие игровых умений у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра. Интерес представляют игровые задания, подобранные в соответствии с показателями:
- умение пользоваться манипулятивными действиями в процессе игры;
- умение пользоваться последовательным комбинированием и выстраиванием предметов;
- умение пользоваться игрушками и предметами окружающего мира в соответствии с их функциональным назначением;
- умение пользоваться предметами-заместителями в игровых и воображаемых ситуациях.
Контрольный этап эксперимента был направлен на выявление динамики в формировании умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройством аутистического спектра в процессе участия в игровых заданиях. Анализ полученных данных свидетельствует о положительной динамике уровня сформированности умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройством аутистического спектра.
Проведенная работа в процессе формирования умения показала, что количество детей, имеющих низкий уровень сформированности умения пользоваться предметами-заместителями - 40%; средний уровень
сформированности умения пользоваться предметами-заместителями - 40%; высокий уровень сформированности умения пользоваться предметами- заместителями - 20 %.
Дети 6-7 лет с расстройством аутистического спектра показали умения пользоваться предметами-заместителями в самостоятельной игре, а так же при помощи взрослого. Дети стали проявлять сформированные умения в свободной деятельности и в индивидуальных занятиях с учителем- дефектологом. Начали проявлять активность и заинтересованность к некоторым заданиям и игра, однако, очевидно, что им, порой, необходима подсказка при выполнении той или иной игровой задачи.
Таким образом, использование игровых заданий в формировании умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра является действенным. Цель и задачи исследования решены и гипотеза подтверждена.



