Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями посредством игровых заданий 8
1.1 Особенности игровой деятельности у детей дошкольного
возраста в норме и при аутичных расстройствах 8
1.2 Особенности игровой деятельности с предметами-
заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра 19
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями посредством игровых заданий 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет с
расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями 25
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет с
расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями посредством игровых заданий 33
2.3 Изучение динамики уровня сформированности у детей 6-7
лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями 41
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента 49
Приложение Б Рабочая тетрадь «Я узнаю мир» (автор О.В. Дыбина) 51
Приложение В Результаты контрольного эксперимента
Настоящее исследование посвящено проблеме формирования у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями посредством игровых заданий. Расстройства аутистического спектра - это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению.
Теоретические анализ работ в области специального (дефектологического) образования свидетельствует, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. Это в свою очередь оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится однообразным, стереотипным (многократные повторения однообразных действий).
Согласно теоретическим позициям психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Важнейшим условием развития игры является введение предметов- заместителей. Чем неопределённей функция предмета, тем свободнее ребёнок приписывает ему то или иное значение. Предметы-заместители дети используют для развития игрового сюжета, для обозначения ролей. Одна из задач в игре с предметами-заместителями - не обучение конкретным действиям по образцу, а то, чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, которую демонстрировал педагог, проявили интерес к ней, желание воспроизвести в своей игре. Научить детей использовать игровой материал, замещающий недостающие предметы.
По мнению педагогов и психологов, в частности М.Э. Вайнер, О.А. Степановой, Н.Я. Чутко, в детских играх должен присутствовать «полифункциональный игровой материал, то есть предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики и тому подобное), так как готовая игрушка во многом тормозит проявление детской фантазии».
Использование в игре предметов-заместителей у детей стимулирует интеллектуальную активность, развитие наглядно-образного мышления, творческих способностей, умения в будущем пользоваться абстрактными знаками и символами, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт.
«Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в детских организациях выявил следующее противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра умения пользоваться предметами-заместителями и недостаточностью использования игровых заданий в данном процессе» [6].
Выявленное противоречие определило проблему исследования: какова возможность формирования умения пользоваться предметами- заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра посредством игровых заданий?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность игровых заданий в процессе формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования - процесс формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования - игровые задания как средство формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра посредством игровых заданий возможно, если:
- определены показатели умения пользоваться предметами- заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра
- подобраны игровые задания в соответствии с показателями умений пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра;
- осуществлена поэтапная работа с детьми при активном участии учителя-дефектолога и родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра посредством игровых заданий.
2. Определить диагностические методики и выявить актуальный уровень сформированности умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
3. Подобрать и апробировать игровые задания, направленные на формирование умения пользоваться предметами-заместителями детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра, доказать их результативность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- психолого-педагогические исследования детей с расстройствами
аутистического спектра (Л. Каннер, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, А.В. Хаустов, Е.А. Янушко, M. Sigman, J.A. Ungerer);
- исследование умения пользоваться предметами-заместителями детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, М.Э. Вайнер, О.А. Степановой, Н.Я. Чутко, Д.Б. Эльконин, L. Brierly, J. Gould, S.R. Yeates, L. Wing);
- исследование игровой деятельности детей и её коррекционно- развивающего воздействия (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, А.В. Хаустов, Е.А. Янушко, S. Baron-Cohen, М. Klein, J. Moreno).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 120 «Сказочный» г. о. Тольятти.
В исследовании принимали участие 5 детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Новизна исследования заключается в подборе игровых заданий в соответствии с показателями сформированности умения пользоваться предметами-заместителями детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе охарактеризованы и уточнены уровни сформированности умения пользоваться предметами-заместителями детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра.
Практическая значимость исследования заключается в использовании игровых заданий специалистами дошкольных образовательных организаций в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра с целью формирования умения пользоваться предметами-заместителями.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (21 именований), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 10 таблиц. Основной текст работы изложен на 48 страницах.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема формирования умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра в процессе игровых заданий является актуальной и требует дальнейшего изучения.
У дошкольников с расстройствами аутистического спектра недостаточно сформирована символическая игра, проявляющаяся как механическая, не умеющая единого смыслового сюжета. Из этого следует необходимость оказания детям с расстройствами аутистического спектра помощи, специально организованной деятельности по формированию умений пользоваться предметами-заместителями.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что 60% группы детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра имеют низкий уровень сформированности умения пользоваться предметами- заместителями, им трудно манипулировать предметами, в ходе деятельности в группе игровая деятельность не проявлялась,
Формирующий эксперимент включал три подэтапа работы (подготовительный, основной, результативный), которые направлены на использование предметов-заместителей на развитие игровых умений у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра. Интерес представляют игровые задания, подобранные в соответствии с показателями:
- умение пользоваться манипулятивными действиями в процессе игры;
- умение пользоваться последовательным комбинированием и выстраиванием предметов;
- умение пользоваться игрушками и предметами окружающего мира в соответствии с их функциональным назначением;
- умение пользоваться предметами-заместителями в игровых и воображаемых ситуациях.
Контрольный этап эксперимента был направлен на выявление динамики в формировании умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройством аутистического спектра в процессе участия в игровых заданиях. Анализ полученных данных свидетельствует о положительной динамике уровня сформированности умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройством аутистического спектра.
Проведенная работа в процессе формирования умения показала, что количество детей, имеющих низкий уровень сформированности умения пользоваться предметами-заместителями - 40%; средний уровень
сформированности умения пользоваться предметами-заместителями - 40%; высокий уровень сформированности умения пользоваться предметами- заместителями - 20 %.
Дети 6-7 лет с расстройством аутистического спектра показали умения пользоваться предметами-заместителями в самостоятельной игре, а так же при помощи взрослого. Дети стали проявлять сформированные умения в свободной деятельности и в индивидуальных занятиях с учителем- дефектологом. Начали проявлять активность и заинтересованность к некоторым заданиям и игра, однако, очевидно, что им, порой, необходима подсказка при выполнении той или иной игровой задачи.
Таким образом, использование игровых заданий в формировании умения пользоваться предметами-заместителями у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра является действенным. Цель и задачи исследования решены и гипотеза подтверждена.
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М. : Вопросы психологии, 1996. С. 62-68
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2003. 512 с.
3. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика, 1986. 144 с.
4. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. М. : Просвещение, 1991. 53 с.
5. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб. : Речь, 2007. 288 с.
6. Певнева А. В. Формирование у детей 6-7 лет с задержкой психического развития эмоционально-волевой сферы посредством игровых ситуаций. Бакалаврская работа: защищена 28.06.2021. Тольятти.: Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2021. 82 с.
7. Хаустов А. В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. 2004. №3. С. 18 - 24.
8. Эльконин Д. Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. 304 с.
9. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М : Теревинф, 2015. 136 с.
10. Baron-Cohen S. Autism and symbolic play. British Journal of developmental psychology. 1987. С. 139 -148.
11. Beyer J., Gammeltoft L. Autism and play. London : Jessica Kingsley. 2000. 116 с.
12. Hobson R. P. Autism and the development of mind. Hove/Hillsdale : Laurence Erlbaum Association.1993.
13. Kitson N. Please miss Alexander: will you be the robber? Fantasy play: a case for adult intervention. The excellence of play. Buckingham : Open university press. 1994. 232 с.
14. Leslie A. Pretence and representation: the origins of theory of mind. Psychological review.1987. С. 412-426.
15. Lewis V., Boucher J. Spontaneous, instructed and elicited play in relatively able autistic children. British journal of developmental psychology.1988. С. 325 -339.
16. Sherratt D., Peter M. Developing play and drama in children with autistic spectrum disorders. London : David Fulton publishers, 2002. 180 с.
17. Sigman M., Ungerer J. A. Cognitive and language skills in autistic, mentally retarded and normal children. Developmental psychology.1984. С. 293-302.
18. Tilton J. R., Ottinger D. R. Comparison of the toy play behavior of autistic, retarded and normal children. Psychological reports.1964. С. 967-975.
19. Ungerer J. A., Sigman M. Symbolic play and language comprehension in autistic children. Journal of the American academy of child psychiatry. 1981. С. 318 -337.
20. Wing L., Gould J. Severe impairments of social interactions and associated abnormalities in children: epidemiology and classification. Journal of autism and developmental disorders. 1979. С. 11 -29.
21. Wing L., Gould J., Yeates S., Brierly L. Symbolic play in severely mentally retarded and in autistic children. Journal of child psychology and psychiatry. 1977. С. 167 -178.