ВВЕДЕНИЕ 8
1. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ
ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 10
1.1 Концептуальные основания технологий экономики ощущений 10
1.2 Опыт развития экономики ощущений в европейских странах и Росси... .19
1.3 Инновационные идеи в современной туристической инфраструктуре... .22
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И
МЕТОДОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРНОЙ ШОРИИ 38
2.1 Анализ особенностей инфраструктуры Горной Шории 38
2.2 Разработка проекта комплексной модернизации инфраструктуры Горной
Шории 63
2.2.1. Теоретические обоснования стартовых условий проекта по
результатам анализа отзывов в интернете 63
2.2.2 Анализ целевой аудитории 67
2.2.3. Проект по модернизации инфраструктуры Горной Шории 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ А 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 96
Сегодня мировая туристическая индустрия переживает переломный момент. Изменилось представление людей о путешествиях, которые стали восприниматься как необходимый атрибут жизни. Этому также способствует доступность транспортных услуг и рост скорости обращения информации. Кроме того, в наш век инноваций люди перестали получать удовлетворение от услуг и товаров, им хочется переживаний, ощущений, впечатлений. Так экономика услуг переросла в экономику переживаний. Происходящие перемены позволяют сделать следующий вывод - туризм в долгосрочной перспективе будет развиваться высокими темпами.
В сложившейся непростой политической, экономической обстановке на фоне уменьшения туристских потоков за границу набирает оборот внутренний туризм. Также этому способствует наличие туристического, культурно-исторического и рекреационного потенциала нашей страны.
Развитие регионального туризма тесно связано с туристической инфраструктурой, которая либо выступает сдерживающим фактором развития отрасли, либо способствует его положительной динамике.
Несмотря на это, в большинстве регионов России инфраструктурные проблемы являются основной причиной, по которой снижаются конкурентные преимущества территории на рынке туристских услуг.
Туристическая инфраструктура в большинстве регионов нашей страны имеет такие черты, как недостаточное финансирование отрасли, старение объектов, недостаток мощностей в сегментах, которые обеспечивают питание, размещение, оздоровление, отдых потребителей турпродукта. Кроме того, наблюдается плохое состояние железных и автомобильных дорог, слабая развитость придорожного сервиса и транспортных маршрутов.
Также наблюдаются проблемы в сфере услуг: несоответствие цены и качества, низкая квалификация обслуживающего персонала, слабый учет потребительской потребности.
Регион Горная Шория, находящаяся на юге Кемеровской области, не является исключением. Несмотря на высокую развитость, туристическая инфраструктура региона имеет слабые места.
Актуальность исследования определяется тем фактором, что развитие туристической инфраструктуры в Горной Шории приведет к положительной динамике регионального туризма.
Ключевой проблемой работы является вопрос: какие современные технологии и методы необходимо использовать для создания современной туристской инфраструктуры Горной Шории?
Объектом исследования являются современные технологии и методы развития туристической инфраструктуры.
Предметом исследования является использование инновационных технологий и методов для развития туристической инфраструктуры.
Целью исследования является разработка проекта комплексной модернизации инфраструктуры Горной Шории.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать современные технологии и методы развития инфраструктуры.
2. Выявить роль экономики ощущений в процессе развития инфраструктуры региона.
3. Доказать, что использование современных технологий и методов актуально для создания современной инфраструктуры Горной Шории.
Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые разработан проект комплексной модернизации инфраструктуры Горной Шории.
Практическая значимость заключается в нахождении путей по комплексной модернизации инфраструктуры Горной Шории.
Цель и задачи работы обусловили ее структуру, состоящую из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Туризм является экономически выгодной отраслью для многих стран мира, в том числе и для России. Туризм невозможен без туристической инфраструктуры, которая включает в себя такие области, как транспорт, информационно-коммуникационную сферу, туроператоров и турагентов, средства размещения, предприятия общественного питания, отдых и развлечения и другие составляющие. На современном этапе развития экономики необходимо продавать не только услуги, но и впечатления, спрос на которые растет с каждым днем.
Ключевой проблемой работы является вопрос: какие современные технологии и методы необходимо использовать для создания современной туристической инфраструктуры?
В первой главе рассмотрены основы и характерные черты экономики ощущений, приведены концепты экономики переживаний. Было выяснено, что экономика переживаний является лишь ярлыком для обозначения масштабного процесса миграции ценности, который протекает именно сейчас. Самым же главным является создание ценности, а все теории являются лишь средством для описания того, как это лучше сделать.
Кроме того, в первой главе был изучен опыт развития экономики ощущений в европейских странах и России. Рассмотрено понятие инсценирование, его характерные черты. Было обнаружено, что в настоящее время понимание экономики ощущений еще слишком мало. Опыт европейских стран, а также России заключается лишь в исследовании экономики переживаний в области естественного туризма, а также в использовании концепции инсценировки переживания.
Также в первой главе была рассмотрена сама туристическая инфраструктура, ее состав; изучены инновационные идее в туристической инфраструктуре в масштабах всего мира; приведены примеры из таких сфер индустрии, как сфера транспорта, размещения, общественного питания, информационно - коммуникативной сферы. Выявлено, что в применении инновационных технологий и методов Европа на шаг опережает нашу страну.
В результате были выделены следующие инновационные направления в сфере туристической инфраструктуры: расширение сферы туристских путешествий, улучшение функциональных характеристик систем, создание новых уникальных концепций (транспортные средства, рестораны, здания гостиниц), автоматизация обслуживания.
Во второй главе анализируются особенности инфраструктуры Горной Шории. Регион Горная Шория находится на юге Кемеровской области и славится уникальным рельефом, мягким климатом. Было выявлено, что туристическая инфраструктура региона постоянно развивается. С точки зрения транспортной доступности до города Таштагола, который является административным центром региона, можно с легкостью добраться на автомобиле, автобусе, электричке. Ближайший аэропорт находится в городе Новокузнецке.
В регион более 70 различных средств размещения. Это гостиницы и отели, базы отдыха и шале, санатории и профилактории. Цена на проживание колеблется от 400 рублей/сутки на человека до 30 000 рублей.
Предприятия общественного питания представлены столовыми, кафе, ресторанами, барами, которых здесь также очень много. Большинство гостиниц включают завтраки в стоимость проживания. Комплексный обед в данных заведениях в среднем обойдется в 300 рублей.
«Изюминкой» Горной Шории является спортивно-оздоровительный комплекс «Шерегеш», имеющий 20 горнолыжных трасс, 17 подъемников. Кроме лыж, здесь можно покататься на сноуборде, коньках, отправиться в конные и пешие прогулки, сплавиться по горным рекам региона, сходить на экскурсию к пещере. На курорте работают бани, сауны, бассейны, вечером можно сходить в ночной клуб или на дискотеку.
Кроме того, туристическая инфраструктура Шории была проанализирована на основании отзывов пользователей в интернете, в результате были выявлены такие проблемы, как устаревшие гостиницы, несоответствие цены качеству, низкий уровень обслуживания в гостиницах и ресторанах, плохое состояние дорог на некоторых участках трасс региона, отсутствие придорожных кафе и другие проблемы.
Также во второй главе был проведен анализ целевой аудитории методом анкетирования в социальной сети «одноклассники». Было выявлено, что в Горной Шории, а именно в «Шерегеше», предпочитают отдыхать люди в возрасте 25 - 40 лет со средним достатком. Чаще всего опрошенные останавливались в гостиницах или предпочли снять жилье у частного лица. Питаться респонденты предпочли в кафе, либо покупать еду самостоятельно в магазине.
На основании анализа особенностей туристической инфраструктуры Горной Шории, анализа отзывов в интернете, анкетирования в социальной сети был разработан проект комплексной модернизации туристической инфраструктуры Горной Шории, включающий рекомендации и инновационные идеи, среди них:
• в сфере транспорта и дорог: строительство платных дорог, ремонт уже имеющихся; создание автобуса «Дискотека на колесах».
• в информационно-коммуникационной сфере: расширение вышек сотовой связи для большего охвата территорий региона сотовой связью и Интернетом; создание расширенного сайта в Интернете; проведение информационной и рекламной кампаний с помощью буклетов, маршрутов, карт местности.
• в сфере размещения: ремонт имеющихся гостиниц; строительство новых, по эксклюзивным проектам;
• в сфере питания: строительство придорожных современных кафе; увеличение площади функционирующих ресторанов и кафе; строительство новых предприятий общественного питания.
Следование данным рекомендациям способствует успешному развитию туристической инфраструктуры Горной Шории, а значит и развитию регионального туризма.
1. Величкина А. В. Оценка развития туристической инфраструктуры региона // Экономические е и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - №2. - с.239.
2. Исмаев Д. К. Основная деятельность туристской фирмы: учебное пособие. Москва. ООО «Книгодел»:МАТГР, 2005г., 158с.
3. Кексель О. С. Методика исследований в социальной работе и социальная статистика:Учебное пособие. - Томск: изд. ТПУ, 2003. - 153с.
4. Колодий Н. А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте: учеб. пособие для магистратуры/ Н. А. Колодий. - М.:Издательство Юрайт, 2016. - 326с. - Серия : Университеты России.
Электронные ресурсы
5. «Авиапассажиры будут летать спиной вперед». Otpusk. Новости от
12.4 2007 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http: //otpusk. com. partner. otpusk. com
6. Валерий Пекар. Введение в экономику впечатлений. Экономика впечатлений. Маркетинг впечатлений. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://pekar.in.ua
7. «Виртуальные путешествия без границ стали реальностью». Новости туризма от 26 ноября 2006 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.travel.ru
8. «Горная Шория». Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://ru.wikipedia.org
9. «Горная Шория». Путеводитель по городам и странам rutraveller.ru. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.rutraveller.ru
10. «Горная Шория». Сибтуризм. Отдых и туризм в России. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.sibturism.ru
11. «Гостиница Кедровая». Кедр. [Электронный ресурс] - Режим доступа
- http://www.kedr.kuspress.ru
12. Джозеф Пайн, Джейм Гилмор. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. [Электронный ресурс] - Режим доступа
- http://www.knigosite.org
13. «Дубайская туркомпания предлагает экстремальные поездки в Афганистан». TRAVELINFORM. Новости туризма от 21 июля 2005 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.travel.ru
14. Каталог провайдеров Кемеровской области. 101 Internet.ri.
[Электронный ресурс] - Режим доступа - http://101 internet.ru
15. «Кафе. Гостевой дом «Тирольский». Шерегеш. [Электронный ресурс]
- Режим доступа - http://www.tirolskiy.ru
16. Колодий Н. А. Культура как ресурс экономики ощущений [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://cyberleninka.ru
17. «Космически туризм». Википедия. Свободная энциклопедия
[Электронный ресурс] - Режим доступа - http://ru.wikipedia.org
18. «Кушать лучше здесь». Форум Шерегеша. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www. sheregesh.ru
19. «Ледяной бар из сказки». Федеральный центр информационной поддержки. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.restocenter.ru
20. Маршрут Новосибирск - Таштагол на карте автомобильных дорог. Расстояние от Новосибирска до Таштагола на машине. DlinaPuti.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.dlinaputi.ru
21. «Новая экономика». Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://ru.wikipedia.org
22. «Один день в тюрьме». TRAVEL.RU. Новости туризма от 27 октября 2006 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.travel.ru
23. «Отели и гостиницы Горной Шории». НГС Туризм. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http: //turism.ngs7 0. ru
24. Отзывы. Гостиница Кедровая. Kuzur.ru. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www. sheregesh.ru
25. «Парк для прогулки босиком появится в Венгрии». Webтуризм. Новости туризма. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http: //www/webturizm.ru
26. «Подземный отель Songjiang beauty spot в Шанхае». Pressa.tv. Новости от 26 марта 2012 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://pressa.tv
27. «Подозрительных пассажиров будут лишать сознания без предупреждения». TravelInform.Новости туризма от 03 августа 2005 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http: //www.travrlinform/ru
28. «Популярные курорты и города Кипра». Sunmar/Турагентство выгодных туров. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http: //sunmartula.ru
29. Провайдеры кабельного телевидения в Таштаголе. Справочник организаций Таштагола. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http: //tashtagol .j sprav.ru
30. «Платная автомобильная дорога». Википедия. Свободная
энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа -
http://ru.wikipedia.org
31. Расписание автобусов из Кемерово в Таштагол. Яндекс расписания. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://raspyandex.ru
32. Расписание автобусов Новосибирск - Таштагол. Автовокзалы.ru. Поиск расписаний. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.avtovokzaly.ru
33. «Ресторан Baggersb Нюрнбурге». Liveglobe.Все о событиях в мире, местах, путешествиях и достопримечательностях. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.liveglobe.net
34. «Рестораны Шерегеша». ТрипАдвизор. Россия. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.tripadvisor.ru
35. «Россия. Горная Шория». Отзыв. IRecommend.ru. Отзывы обо всем. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://irecommed.ru
36. «Телок Бланга Хилл-Парк». Wikimapia. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http ://wikimapia. org
37. «Туристический поезд «Зимняя сказка». ТурАкадемия. Туризм и отдых в горном Алтае, Сибири, Шерегеше. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.touracademy.ru
38. Ускова Т.В., Веничкина А. В. Туристическая инфраструктура в регионе: Оценка и Перспективы. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.rumvi.com
39. «Усть-Кабырза «Трехречье». Шория. Туристическая компания. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http ://www. shoria. net
40. «Шерегеш - горнолыжный курорт европейского уровня». Отдых на Алтае. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http: //otdix-na-altai .ru
41. «Шерегеш развивается...». Шория. Туристическая компания. Новость от 18.01.2016 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http: //www.shoria. net
42. «Philips предоставила интерактивное окно для гостиниц». Люди. Идеи. Технологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http: //www.membrana.ru
43. «The Walt Disney Company». Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://ru.wikipedia.org