Введение 4
Глава 1 Теоретические особенности проблемы воспитания самостоятельности у обучающихся начальной школы 8
1.1 Понятие самостоятельности в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Психолого-педагогические условия воспитания
самостоятельности у младших школьников 16
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по воспитанию самостоятельности у обучающихся начальной школы 26
2.1 Исследование воспитания самостоятельности у обучающихся
начальной школы 26
2.2 Разработка и внедрение методики воспитания
самостоятельности у обучающихся начальной школы 31
2.3 Оценка результатов исследования воспитания
самостоятельности у обучающихся начальной школы 35
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение АКарта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина)... 49
Приложение Б Методика «Определение уровня развития
самоуправления в ученическом коллективе» (по М.И. Рожкову) 50
Приложение В Методика М.И. Лисиной по диагностике поисковой активности 52
Приложение Г Тест-диагностика уровня самостоятельности 54
Приложение Д Конспект уроков для младших школьников 55
Приложение Е Вопросы к игре «Да-нет»
Дети, как правило, активно проявляют интерес к окружающему миру, стараются все потрогать, рассмотреть, изучить. Процесс такого познания является одним из основных условий развития ребенка и осознания своего места в окружающей среде. Знакомство с окружающим миром положительно влияет на процесс развития логического мышления, а также способствует формированию и развитию связной речи посредством наблюдений.
Процесс знакомства ребенка с окружающим миром, его общение в социуме, изучение различных объектов, предметов, явлений окружающего мира способствует развитию мыслительной деятельности, появляется логика в словах и действиях, формируются умения сравнивать, анализировать, определять причинную связь. Все это является предпосылками и способствует воспитанию самостоятельности. Идеальный возраст для воспитания самостоятельности у ребенка является младший школьный возраст, в этот период ребенок знакомится с учебной деятельностью, которая требует проявления самостоятельности и ответственности. Основное отличие учебной деятельности от любой другой - это наличие учебной задачи. В начальной школе ребенок должен научиться самостоятельно определять учебную задачу. Когда ребенок не может самостоятельно выявить задачу учебная деятельность начинает вызывать у него трудности.
В наши дни к школьному образованию выдвигается множество требований. Основной целью является взрастить образованных, ответственных, инициативных людей, способных самостоятельно принимать важные решения. Поэтому учителю начальных классов необходимо создать все условия для формирования самостоятельности у обучающихся.
Если говорить о самостоятельности в учебной деятельности, то она выражается в умении мыслить рационально, адаптироваться к любым условиям, решать проблемы без чьей-либо помощи. Однако далеко не у всех обучающихся начальной школы на достаточном уровне сформирована самостоятельность, им, как правило, тяжело дается не только учебный процесс, но и общение со сверстниками, нахождение в обществе. Таким образом, можно говорить о том, что проблема формирования самостоятельности у обучающихся начальной школы является актуальной.
Однако в формировании самостоятельности играет роль, не только школа и учителя, ав большей степени формирование самостоятельности начинается в семье. В семье закладываются первые навыки, умения, основы понимания мира. Ребенку с самого раннего возраста родители начинают прививать моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции и т п. Для младшего школьника значение семьи для его развития трудно переоценить, поскольку в семье ребенок формирует образ «я», познает себя, у него появляется самооценка. Ребенок имеет тесную связь со своей семьей, поэтому знания и умения, которые он получает в процессе семейного воспитания усваиваются быстро. В семье формируется и самостоятельность, которую необходимо развивать в детях с ранних лет. Однако в наши дни темп жизни и желание родителей обеспечить жизнь себе и своим детям приводит к тому, что все меньше времени уделяется процессу воспитания ребенка, что безусловно отражается на его развитии. Поэтому особое внимание во внеурочной деятельности уделяется работе с семьей. Только взаимодействие учителей и родителей поможет достичь успешных результатов.
Родители должны поддерживать ребенка, когда он начинает принимать самостоятельные решения, ведь когда ребенок берет на себя ответственность в принятии решения, он начинает их обдумывать, что очень важно и значимо в процессе формирования самостоятельности. Учитывая все вышесказанное возникает противоречие: важность воспитания самостоятельности обучающихся начальной школы и недостаточной работы семьи по воспитанию самостоятельности. В связи с этим, можно выделить проблему исследования, которая заключается в том, что не всегда родители имеют возможность уделить достаточно времени воспитанию самостоятельности.
Цель исследования заключается в следующем: изучить теоретически особенности воспитания самостоятельности и проверить экспериментально уровень самостоятельности обучающихся начальной школы.
Объект исследования - процесс воспитания самостоятельности у обучающихся начальной школы. Предмет исследования - условия воспитания самостоятельности у обучающихся начальной школы.
Гипотеза исследования: воспитание самостоятельности у обучающихся начальной школы будет эффективно, если будут выполнены следующие условия:
- использование игр в процессе воспитания самостоятельности обучающихся начальной школы;
- в системе обучения используются специальные задания и упражнения на воспитание самостоятельности;
- развитие волевых качеств, способствующих воспитанию самостоятельности обучающихся начальной школы.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- выявить особенности воспитания самостоятельности у обучающихся начальной школы;
- провести опытно-экспериментальное исследование по воспитанию самостоятельности у обучающихся начальной школы;
- разработать и апробировать мероприятия по воспитанию самостоятельности у обучающихся начальной школы.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ литературных источников; аналитический метод; метод сравнения; статистический анализ; эксперимент.
Проблема самостоятельности рассматривается в работах психологов, педагогов: В. В. Богословский, А. Л. Венгер, А. Д. Виноградова Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Г.Г. Голубев, Н. Г. Дайри, М. Деревянко, А. Дистервег, И. С. Кон, Я.А. Коменский, А. Н. Леонтьев, Н. Г.Мокшина, А.В. Петров, П.И. Пидкасистый, К.К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм, Г. А. Цукерман, С. В. Чебровская и др.
Новизна исследования заключается в разработке методики воспитания самостоятельности у обучающихся начальной школы.
Практическая значимость заключается в том, что предложенная методика может использоваться в работе учителей начальных классов.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №25 имени Заслуженного строителя Российской Федерации В.М. Саяпина» (МБУ «Школа № 25»).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в первой рассматриваются особенности проблемы воспитания самостоятельности у обучающихся начальной школы, во второй главе проведено опытно-экспериментальное исследование по воспитанию самостоятельности у обучающихся начальной школы, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе был проведен анализ литературных источников, который показал, что нет однозначного понятия термина «самостоятельность», поскольку встречается множество различных подходов, например, философский и психолого-педагогический. Психологи определяют самостоятельность как черту характера личности, которая позволяет мыслить самостоятельно в различных видах деятельности. Самостоятельность является одним из главных качеств личности, основой для успешного воспитания самостоятельности и ее развития является совместный труд родителей и учебного учреждения. Начинать воспитывать самостоятельность в ребенке нужно с самого раннего детства.
Исследование ориентировано на учеников начальной школы. Одним из важных процессов в младшем школьном возрасте является воспитание самостоятельности. Это качество определяет успешность ребенка в будущем. Стоит учитывать особенности развития самостоятельности в младшем школьном возрасте. В этот период она неустойчива и не имеет постоянства в проявлении. В этом возрасте дети очень импульсивны, они, как правило действуют незамедлительно под влиянием эмоций, не обдумав при этом обстоятельств. Для развития самостоятельности важно развивать и волевые качества.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ «Школа № 25». В эксперименте приняли участие 47 учеников (23 ученика 2 «А» класса и 24 ученика 2 «Б» класса). Для проведения эксперимента в качестве экспериментальной группы выбран 2 «А» класс, в качестве контрольной - 2 «Б» класс.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы использованы следующие методики:
- карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина);
- методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» (по М.И. Рожкову);
- методика для выявления поисковой активности (М.И. Лисина);
- тест-диагностика уровня самостоятельности.
Констатирующий этап эксперимента показал, что у младших школьников преимущественно средний уровень развития самостоятельности, при этом есть ученики с низким уровнем.
С целью повышения уровня самостоятельности на формирующем этапе были проведены мероприятия, направленные на развитие самостоятельности как познавательной деятельности и как личностного качества. Уроки были проведены для обеих групп, проведено было 3 урока. Для экспериментальной группы дополнительно были проведены мероприятия по внеурочной деятельности: подготовка «Дня учителя»; проведение внеклассных уроков, всего их было проведено 4; проведение игр для развития самостоятельности: «Придумай вопрос», «Путешествие в мир профессий», «Почтальон», «Да-нет», «Сова».
После проведения экспериментальной работы уровень самостоятельности учеников экспериментальной группы существенно изменился, он повысился. У учеников контрольной группы уровень самостоятельности также повысился, но незначительно.
Контрольный этап эксперимента доказывает эффективность предложенных мероприятий, направленных на развитие самостоятельности младших школьников.
1. Акишева А.К., Кульмагамбетова Ж. А. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста // НИР/З&Я. 2021. №1 (5). С. 118-122.
2. Ахметзянова Н.В. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника: Методическое пособие. Казань, 2012. 91 с.
3. Бим-Бад Б.М., Безрукий М.М., Болотов В.А. и др. Педагогическая энциклопедии слов. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528с.
4. Богословский В. В., Виноградова А. Д., Ковалев А. Г. Общая
психология: учебное пособие для педагогических институтов. М.:
Просвещение, 1981. 383 с.
5. Водяха Ю. Е., Водяха С. А. Психология младшего школьника. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. 109 с.
6. Володичева Н. В. Творческое воображение младших школьников // Гаудеамус. 2016. №4. С. 84-87.
7. Голубчикова М. Г. Теоретический анализ понятия «Самостоятельность» в историческом и современном аспектах // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 35-37.
8. Дайри Н. Г. О сущности самостоятельных работ // Народное образование. 1963. № 5. С. 29-34
9. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: 7 томов текста. - М.: ИДДК: Адепт, 2002.
10. Джиоева Г. Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. №2 (23). С. 89-92.
11. Дистервег А. Три заметки о педагогике и о стремлениях учителей: Избр.пед.сочинения. М.:Учпедгиз, 1956. С.235-246.
12. Жабборова О. Т. Развитие учебной самостоятельности младших школьников // Вопросы науки и образования. 2020. №9 (93). С. 41-44.
13. Кон И. С. Психология самостоятельности // Педагогика здоровья. Москва: Педагогика-Пресс, 1992. С. 268-273.
14. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. М.: Воронеж, 1997. 384 с.
16. Лодатко Е. А. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики. М.: Просвещение, 2014. 216с.
17. Макаренко А.С. Цель - воспитание. М.: Просвещение, 2005. 353 с.
18. Максимова Л. А. Психология детей младшего школьного возраста.
Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. 110
с.
19. Мокшина Н. Г., Деревянко М. С. Формирование самостоятельности у младшего школьника в учебно-воспитательном процессе школы // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. С. 253-256.
20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. Новое издание /под общ. ред. Л. И. Скворцова. М: Мир и образование, 2015. 1375 с.
21. Петров А.В. Личность и самостоятельность // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 167-171.
22. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная
деятельностьшкольников в обучении. М.: 1980. 124с.
23. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М.: МПУ, 2011. 269 с.
24. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология: Учеб. пособие для повышения квалификации инж.-пед. работников. М: Высш. школа, 1977.
247 с.
25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2012. 705 с.
26. Смирнов А. С., Левицкая Л. В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 1783-1785.
27. Степанова О.В. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. №22. С. 94-99.
28. Тест готовности к саморазвитию (В. Павлов). URL: https:ZZepk.ucoz.ru/Coll/pcixZ6.pdf (дата обращения: 25.09.2021)
29. Тухужева Л. А. Познавательное развитие младшего школьника // Вопросы науки и образования. 2020. №16 (100). С.65-67.
30. Федосеева Л. А. Особенности проявления личностных качеств младших школьников на начальном этапе учебной деятельности // Вестник науки и образования. 2018. №17-2 (53). С. 74-77.
31. Фокина А.М. Принципы обучения Я.А. Коменского // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 27-1. С. 83-88.
32. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000. 286 с.
33. Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. Г.Ф. Швейника; общ. ред. П.С. Гуревича. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 247 с.
34. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. 2-е изд. М: Авторский клуб, 2015. 430 с.
35. Чебровская С. В. Психологические условия формирования самостоятельности студентов: дис. ... канд. психол. наук. Комсомольск-на- Амуре, 2003. 157 с.
36. Шеповалова А. А. Влияние памяти на успешность учебной
деятельности младших школьников. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/11/03/vliyanie- pamyati-na-uspeshnost-uchebnoy-deyatelnosti(Дата обращения: 16.08.2021).
37. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.88 с.
38. Шурманов В. С. Сущность и структура самостоятельности: философские, психологические и педагогические аспекты понимания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70). С. 184-189.
39. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962. 288 с.
40. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 304 с.
41. MayR. Psychology and the human dilemma. Princeton: VanNostrand, 1967. 221 с.