ВВЕДЕНИЕ 5
1 Аналитический обзор 7
1.1 Общие сведения 7
1.2 Модификаторы и лигатуры 14
1.3 Способы ковшевого модифицирования лёгкой лигатурой 15
1.3.1 «Сэндвич-процесс» 16
1.3.2 Процесс «Ковш с крышкой» 20
2 Материал и методики исследования 27
2.1 Исследуемый материал 27
2.2 Определение химического состава 27
2.3 Металлографический анализ 28
2.4 Определение механических свойств 29
3 Совершенствование технологии «сэндвич-процесс» 32
3.1 Камера в днище ковша 33
3.2 Вставка на дне ковша 36
3.3 Перегородка на дне ковша из огнеупорных кирпичей 38
3.4 Контейнерное модифицирование 40
4 Безопасность и экологичность технического объекта 42
4.1 Конструктивно-технологическая и организационно-техническая
характеристика цеха 11/1 чугунно-литейного производства 42
4.2 Идентификация профессиональных рисков 43
4.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 44
4.4 Обеспечение пожарной безопасности технического объекта 45
4.5 Обеспечение экологической безопасности технического объекта 46
4.6 Заключение по разделу «Безопасность и экологичность технического
объекта» 47
5 Результаты исследования 48
5.1 Химический состав 48
5.2 Микроструктура 49
5.3 Механические свойства 52
Заключение 53
Список использованной литературы 54
На литьё деталей из чугуна с шаровидным графитом марки Gh56-40-05, получаемого с помощью ковшевого модифицирования Ni-Mg-Ce-лигатурой приходится относительно много никеля, который высок в себестоимости.
Актуальность работы связана с тем, что использование ковшевого сфероидизирующего модифицирования «лёгкой» лигатурой типа ФСМг по сравнению с «тяжёлой» Ni-Mg-Ce-лигатурой позволяет в несколько раз снизить себестоимость получения отливок деталей автомобиля из ВЧШГ при сохранении требуемого уровня структуры и свойств.
Целью работы является повышение эффективности модифицирования высокопрочного чугуна при использовании ФСМг («легкой» лигатуры) с обеспечением необходимого уровня его структуры и свойств.
Для реализации указанной цели был поставлен и решен ряд задач:
- Изучить способы ковшевого модифицирования высокопрочного чугуна «лёгкой» лигатурой типа ФСМг;
- Выбрать из изученных способов модифицирования 1 наиболее приемлемый для действующего чугунолитейного цеха и провести его усовершенствование;
- Провести опытную апробацию усовершенствованного способа модифицирования высокопрочного чугуна на одной из выбранных автомобильных отливок;
- Исследовать состав, структуру (феррит, перлит, графит) и механические свойства (твёрдость, прочность, пластичность) выбранной отливки.
Объект и предмет исследования - суппорт переднего тормоза 2101-3501016/17 из чугуна марки Gh56-40-05 (нормаль FIAT-ВАЗ 52215).
При получении отливок деталей автомобиля в условиях ЧЛП МтП ПАО «АВТОВАЗ» из высокопрочного чугуна марки Gh56-40-05 наиболее распространённым является ковшевое модифицирование с использованием «тяжёлой» Ni-Mg-Ce-лигатуры высокой плотности.
Вместо тяжелых никелевых лигатур предложено использовать относительно лёгкие лигатуры на основе ферросилиция с содержанием магния до 12%, но такие лигатуры имеют меньшую плотность по сравнению с плотностью жидкого чугуна, поэтому необходимо придумать как удержать лигатуру внутри расплава с помощью конструкции ковша.
Всего в работе 58 страниц, где приведены:
- Общие сведения о способах ковшевого модифицирования и видах модификаторов
- Расписаны оборудование и методики исследования и испытаний
- Выбран один из базовых способов ковшевого модифицирования легкой ФСМг-лигатурой, проведено его усовершенствование и апробация
- Представлены результаты анализа состава, структуры и свойств материала отливок из чугуна марки Gh56-40-05 и соответствующие выводы
1. Разработаны и предложены к внедрению два варианта технологий модифицирования «лёгкой» лигатурой: модифицирование в стальном контейнере и «сэндвич»-процесс с подвариантами: карман в ковше с утолщённой подиной, карман-вставка из огнеупорного материала и карман на дне ковша, ограниченный перегородкой из огнеупорных кирпичей. Наиболее надёжным и приемлемым был признан подвариант «сэндвич»-процесса с карманом на дне ковша в виде перегородки из огнеупорных кирпичей.
2. Оптимизированы навески модификатора ФСМг6 и покровного материала - стальной нелегированной высечки. Для всех отливок деталей, полученные путём модифицирования по технологии «сэндвич -процесс» навеска модификатора и покровного материала составляют 14 и 7 кг соответственно.
3. Подобраны концентрационные диапазоны содержания основных легирующих элементов - марганца и меди (таблица 16) с целью обеспечения требуемых нормативно-технических показателей (характеристики микроструктуры и механические свойства).
1. Labrecque C. Ductile iron: fifty years of continuous development / C. Labrecque, M. Cagne // Canadian Metallurgical Quarterly. - 1998. - Vol. 37. - №5. - P. 343-378
2. Марукович Е.И. Литейные сплавы и технологии / Е.И. Марукович, М.И. Карпенко. - Минск: Беларус. навука, 2012. - 442 с
3. Theuwissen K. Structure of graphite precipitates in cast iron / K. Theuwissen, J. Lacaze, L. Laffont // International Carbon Journal. - 2016. - V. 96. - №1. - P. 1120-1128
4. Hartung C. The continuing evolution of MgFeSi treatments for ductile and CG irons / C. Hartung, D. White, K. Copi, M. Liptak, R. Logan // International Journal of Metalcasting. - 2014. - Vol. 8. - №2. - P. 7-15
5. Патент 5167916 США. Method for spherodizing molten cast iron and ladle for use in the spherodizing / S. Hiroaki, Y. Takashi, N. Kiyotaka, S. Hiroo. Опубл. 1.12.1992.
6. Патент 4391636 США. Method of and apparatus for the production of nodular (ductile) cast iron / M.W. Windish. Опубл. 16.12.1981.
7. Большина, Е.П. Экология металлургического производства: Курс лекций. Е.П. Большина. - Новотроицк: НФ НИТУ «МИСиС», 2012. - 155 с
8. Campbell J. Complete casting handbook: Metall Casting Processes, Metallurgy, Techniques and Design / J. Campbell // Elsevier. - 2011. - V.1. - P. 593¬594
9. Давыдов С.В. Модифицирование графитизированных
конструкционных чугунов / С. В. Давыдов, Д. А. Болдырев, В. М. Сканцев. - Брянск: БГТУ, 2015. - 113 с
10. Габерцеттель А. И., Коростиленко П. А. Библиотечка литейщика. Плавка и разливка чугуна. - Л.: Машиностроение - 1980. №9. - 104 с
11. Поддубный А. Н., Александров Н. И., Кульбовский И. К., Макаренко К. В. Выбор состава высокопрочного чугуна для получения мелющих шаров прокаткой и литьём в кокиль // Литейное производство. 1997. №5. С. 22
12. Бех Н. И. Эффективность применения отливок из высокопрочного чугуна в большегрузных автомобилях // Литейное производство. 1991. №7. С. 2-5
13. Лернер Ю. С., Таран Е. А., Сенкевич Ю. И., Соловьёв Л. Е. Технология получения высокопрочного чугуна за рубежом // Литейное производство. 1981. №6. С. 8-10
14. Волощенко М. В., Хубенов Г. Н. Барийсодержащие комплексные модификаторы для получения высокопрочного чугуна // Литейное производство. 1981. №12. С. 7-9
15. Ковалевич Е. В. Теоретические основы управления процессом модифицирования при получении чугуна с шаровидным графитом // Литейщик России
16. Нормаль FIAT-ВАЗ 52215 «Сводные таблицы материалов для автомобилестроения. Чугун со сфероидальным графитом»
17. ГОСТ 27611-88. Чугун. Метод фотоэлектрического спектрального анализа. - Введ. 1989-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 2007.- 122-130 с.
18. Стандарт предприятия СТП 37.101.9808-2006 «Отливки из чугуна с различной формой графитовых включений. Метод определения графитовых включений»
19. ГОСТ 9012-59. Металлы. Метод измерения твёрдости по Бринеллю. - Введ. 1960-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 2007.- 39 с.
20. ГОСТ 1497-84. Металлы. Методы испытаний на растяжение. - Введ. 1986-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 2001.- 22 с.
21. Постановления Госстандарта РФ от 26.12.1994 №367. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru(Дата обращения: 29.05.2017.)
22. ГОСТ 12.0.003-74. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация // www.consultant.ru
23. Федеральный закон от 22.07.2008 N 132-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»