Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы обеспечения инжиниринга на предприятиях 8
1.1 Понятие и сущность инжиниринга 8
1.2 Основные направления совершенствования обеспечения инжиниринга 14
Глава 2 Анализ деятельности отдела обеспечения инжиниринга АО «АВТОВАЗ» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «АВТОВАЗ» анализ отрасли автомобилестроения 20
2.2 Диагностика организации деятельности отдела обеспечения инжиниринга 29
Глава 3 Совершенствование деятельности отдела обеспечения инжиниринга АО «АВТОВАЗ» 46
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности отдела обеспечения инжиниринга АО «АВТОВАЗ» 46
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 50
Заключение 55
Список используемой литературы 59
Приложение А Основные экономические показатели деятельности АО «АВТОВАЗ» за период 2018-2020 гг 65
Приложение Б Архитектура системы учета рабочего времени и контроля действий персонала Kickidler 66
Приложение В Организационная структура АО «АВТОВАЗ» 67
Приложение Г Организационная структура отдела обеспечения инжиниринга АО «АВТОВАЗ» 68
Актуальность данной дипломной работы обуславливается тем, что модернизация и развитие машиностроительного вне зависимости от размеров производства является сложной задачей, решение которой требует учета тонкостей и нюансов в различных сферах. Поэтому сегодня большой популярностью в машиностроительной области пользуется инжиниринг. Отдел инжиниринга является инструментом, который позволяет претворять в жизнь изменения, необходимые для экономического роста и развития предприятия.
Первыми в истории развития инжиниринга подобные отделы были внедрены на заводах Германии. Перед данным отделом стояла цель - существенно снизить производственные затраты, при этом не теряя качества производимой продукции. Достижение данной цели требовало скрупулезного всестороннего анализа всех процессов предприятия - проведение расчетов по себестоимости продукции, анализ рациональности применения имеющихся ресурсов, рассмотрение возможных путей и направлений по улучшению и оптимизации всех происходящих процессов.
Для грамотного разрешения всех поставленных выше задач немецкие специалисты стали создавать специальные отделы, которые получили название отделов инжиниринга - то есть новых разработок. Специалистов, которые работали в подобных отделах отличало умение мыслить глобально и перспективно, они должны были масштабно подходить к процессам анализа и исследования существующих на предприятии процессов и систем, а также задавать вектор развития в будущее по перспективным направлениям для компании.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию деятельности отдела обеспечения инжиниринга АО «АВТОВАЗ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных, логически взаимосвязанных задач:
• раскрыть понятие и сущность инжиниринга на предприятиях;
• исследовать роль инжиниринга в современном автомобилестроении;
• проанализировать деятельность отдела обеспечения инжиниринга АО «АВТОВАЗ» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию;
• разработать мероприятия по совершенствованию деятельности отдела обеспечения инжиниринга на примере АО «АВТОВАЗ».
Объектом исследования выступает отдел обеспечения инжиниринга акционерного общества «АВТОВАЗ».
Предметом исследования является деятельность отдела обеспечения инжиниринга акционерного общества «АВТОВАЗ».
Для решения поставленных задач в работе использовались методы теоретического анализа: анализ и синтез, обобщение; системный анализ классификация, индукция, дедукция, наблюдение и опрос.
Информационной базой для проведения исследования послужили: Конституция РФ, государственная программа развития машиностроительного комплекса, государственная программа развития комплекса автомобилестроения, материалы научных конференций, семинаров, научные публикации, фактические данные предприятия и материалы сети «Интернет» по исследуемой тематике.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для решения практических задач по совершенствованию деятельности отдела инжиниринга [33].
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе «Теоретические основы обеспечения инжиниринга на предприятиях» раскрыты понятие и сущность инжиниринга на предприятиях; исследована роль инжиниринга в современном автомобилестроении.
Во второй главе «Анализ деятельности отдела обеспечения инжиниринга АО «АВТОВАЗ» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию» представлена организационно - экономическая характеристика АО «АВТОВАЗ» и проведен анализ отрасли автомобилестроения; проведена диагностика организации деятельности отдела обеспечения инжиниринга АО «АВТОВАЗ».
В третьей главе «Совершенствование деятельности отдела обеспечения инжиниринга на примере АО «АВТОВАЗ» разработана рекомендации по повышению эффективности деятельности отдела обеспечения инжиниринга АО «АВТОВАЗ»; проведена оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
Достигнуты решения следующих поставленных задач:
• раскрыто понятие и сущность инжиниринга на предприятиях;
• исследована роль инжиниринга в современном автомобилестроении;
• проанализирована деятельность отдела обеспечения инжиниринга АО «АВТОВАЗ» и разработаны рекомендаций по ее совершенствованию;
• разработаны мероприятия по совершенствованию деятельности отдела обеспечения инжиниринга на примере АО «АВТОВАЗ».
«Инжинирингом является деятельность, которая связана с созданием, эксплуатацией предприятий и объектов инфраструктуры, а также как совокупность проектных и практических работ и услуг, которые относятся к инженерно-технической области и необходимы для строительства объекта и содействия его эксплуатации» [22].
Инжиниринговая деятельность предполагает предоставление комплекса услуг производственного, коммерческого и научно-технического характера. Автомобильный инжиниринг представляет собой совокупность различного рода разработок дизайна автомобиля, проектированию, инженерному анализу и оптимизации в соответствии с современными стандартами и требованиями к автомобилю.
«Современный производственный инжиниринг дает возможность: разработать эффективную систему по обеспечению безопасности труда; повысить конкурентоспособность; снизить затраты на содержание дополнительных специалистов и исследования машиностроительного рынка; повысить эффективность инвестиционных проектов» [41].
Кроме того, инжиниринг позволяет самым простым способом обеспечить внедрение в производство самых последних передовых технологий и разработок без ущемления для темпов работы производства и без вынужденных простоев.
«Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей мировой промышленности» [55]. Ежегодные затраты на исследования и разработки в автомобилестроении достигают 100 млрд. долл. Только в Европе в отрасли трудятся примерно 12,9 млн человек, а стоимость активов достигает 2 трлн. долл.
Несмотря на положительные моменты, все же отрасль сталкивается с различного рода проблемами. Например, установленные правила, в частности в сфере охраны окружающей среды, вынуждают идти по пути радикальных перемен в процессах проектирования. Также необходимо учитывать, что потребитель будет делать выбор в пользу сети «Интернет» и выбирать более интеллектуальные модели автомобилей, которые могут передвигаться по заданному маршруту без водителя. Современный автомобиль представляет собой высокотехнологичное изделие, а производители стараются создавать принципиально новые машины [35].
Для того, чтобы реализовывать необходимые изменения и обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности начальство автомобилестроительных заводов должно по возможности внедрять в производство различные вспомогательные агрегаты, одним из которых является отдел обеспечения инжиниринга. При грамотном подходе данный отдел может многое сделать для предприятия в плане тактического его развития.
АО «АВТОВАЗ» является прибыльным и рентабельным предприятием. Однако, на конец 2020 года на предприятии наблюдается негативная тенденция снижения показателей финансовых результатов и эффективности работы предприятия, что обусловлено падением спроса на продукцию предприятия. В свою очередь, снижение спроса на продукцию предприятия, обусловлено снижением покупательной способности населения.
Одним из структурных подразделений АО «АВТОВАЗ», который имеет важное значение в обеспечении эффективности работы АО «АВТОВАЗ» является отдел обеспечения инжиниринга.
Отдел обеспечения инжиниринга на АО «АВТОВАЗ» создан с целью обеспечения деятельности службы инжиниринга АО «АВТОВАЗ», которая является одним из основных технических центров группы Альянса АВТОВАЗ-Renault-Nissan, осуществляющий разработку автомобилей под брендами: Lada, Renault, Nissan, Datsun.
Штатная численность отдела обеспечения инжиниринга без учета сотрудников складского хозяйства составляет 42 человека.
Складское хозяйство отдела обеспечения инжиниринга включает 23 склада и выполняет функции центрального склада. Штатная численность складского хозяйства, включая заведующего складом, составляет 197 человек.
Для повышения эффективности работы отдела обеспечения инжиниринга, а также снижения затрат в работе предложена реализация следующих мероприятий: сокращение складов. По состоянию на 2021 год в структуру службы входят 23 склада и выведение складской деятельности в аутсорсинг; внедрение системе учета рабочего времени и контроля действий персонала Kickidler.
Предполагается, что реализация предлагаемых мероприятий позволит значительно улучшить работу отдела обеспечения за счет освобождение руководства и специалистов отдела от необходимости постоянного отвлечения на складские вопросы [14]. В результате руководство и специалисты смогут сконцентрироваться на основной деятельности отдела. Кроме того, внедрение системы учета рабочего времени и контроля действий персонала позволит повысить производительность сотрудников отдела.
Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий показал, что их реализация позволит предприятию оптимизировать затраты и получить экономический эффект в размере 97 431 372 рублей.
1. Андрюшкевич О.А. Инжиниринг как фактор конкурентоспособности инновационной экономики // Вестник ЦЭМИ, 2018. - № 2. - С. 17.
2. Аверьянова Д.И. К вопросу об индустриальном инжиниринге наукоемких производств с учетом компетентностного подхода / Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сборник научных статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2019. - С. 14-18.
3. Бутакова Е.Р. Проектирование в машиностроении с помощью обратного инжиниринга /Машины, агрегаты и процессы. Проектирование, создание и модернизация: материалы международной научно-практической конференции, 2019. - С. 14-16.
4. Брежнева В.В. Бизнес-инжиниринг: описание бизнес-знаний, этапы интеграции и управление процессом бизнес-инжиниринга / Информационное общество: современное состояние и перспективы развития: сборник материалов VIII международного форума, 2017. - С. 63-65.
5. Бахтизина А.Р. Сравнительный анализ развития инжиниринга в России и зарубежных странах / Трубопроводный транспорт - 2020: тезисы докладов XV Международной учебно-научно-практической конференции. Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2020. - С. 20-22.
6. Беркович В.М. Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов в современных условиях //Проблемы современной экономики, 2021. - № 1 (77). - С. 85-88.
7. Бовкун А.С. Виртуальное прототипирование. Технологии виртуального инжиниринга в различных отраслях /Байкальская наука: идеи, инновации, инвестиции: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, 2020. - С. 116-121.
8. Быватов А.П. Бизнес-инжиниринг как технология управления бизнесом //Студенческий, 2020. - № 2-3 (88). - С. 37-39.
9. Воробьева Е.А. Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов как методы повышения конкурентоспособности организации /Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса: сборник трудов по результатам II Международной научно-практической студенческой конференции-конкурса, 2019. - С. 355-358.
10. Гуляев А.С. Опыт реверс-инжиниринга для воссоздания, анализа и корректировки геометрии изделия методом быстрого прототипирования / Гагаринские чтения - 2019: сборник тезисов докладов XLV Международной молодежной научной конференции. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 2019. - С. 775-776.
11. Глезденева А.Ю. Цифровой инжиниринг: постоянное улучшение продукции для удовлетворения потребностей клиентов /Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство: сборник научных статей по итогам девятой международной научной конференции, 2019. - С. 114-115.
12. Донская С.А. Цифровой инжиниринг: постоянное улучшение продукции для удовлетворения потребностей клиентов / Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития в России и мире: сборник материалов конференции, 2021. - С. 156-161.
13. Дзусова И.Г. Повышение эффективности деятельности компании на основе инжиниринга бизнес-процессов //Вектор экономики, 2019. - № 8 (38). - С. 29.
14. Дуреев С.П. Два качества знания современного инжиниринга / Гуманитарные и социально-экономические исследования в современных условиях: сборник статей преподавателей и аспирантов. Москва, 2020. - С. 90-95.
15. Есиева Д.Г. Имитационное моделирование как метод бизнес- инжиниринга / Современная наука: проблемы и перспективы: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, 2017. - С. 29-33.
...