Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Работа №114108

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2021
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы внимания детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и использования игровых методов в его коррекции 12
1.1 Изучение психофизиологических особенностей детей с детским церебральным параличом 12
1.2 Исследования внимания детей с детским церебральным параличом 25
1.3 Развитие взглядов на игру и использование игровых методов в психокоррекции внимания детей с ДЦП 38
Глава 2 Экспериментальное исследование внимания у детей с детским церебральным параличом 50
2.1 Организация и методы исследования 50
2.2 Результаты констатирующего эксперимента по изучению внимания детей с ДЦП 63
2.3 Разработка и апробация коррекционной программы по развитию внимания детей с ДЦП 66
2.4 Результаты формирующего эксперимента, статистического анализа и оценка эффективности коррекционной программы 78
Заключение 85
Список используемой литературы 90
Приложение А Особенности детей, участвовавших в исследовании 98
Приложение Б Результаты входной диагностики 100
Приложение В Буклет для родителей 101
Приложение Г Программа по развитию внимания 103
Приложение Д Результаты заключительной диагностики 114
Приложение Е Статистический анализ полученных данных 115

Актуальность исследования. Тема детского церебрального паралича, несмотря на годы исследований, остается актуальной и на данный момент для специалистов разных направлений. Причин этому много: значительная распространенность ДЦП среди детского населения, сказывается не всегда своевременная его диагностика, недостаточная эффективность имеющихся сегодня в запасе у большинства детских специалистов методов лечения и реабилитации, что приводит к высокой степени инвалидизации и низкому уровню социальной адаптации таких детей.
Церебральный паралич является наиболее распространенной причиной двигательной инвалидности у детей. Согласно данным М3 РФ в 2017 год в России зарегистрировано 87484 ребенка до 14 лет с этим заболеванием, это 342 ребенка на 100 000 детского населения страны [37, с. 45], и 7 500 детей с диагнозом, установленным впервые в жизни [16, с. 45].
По данным в США заболеваемость варьируется от 1,5 до 3 случаев на 1000 детей. В некоторых штатах средняя распространенность детского церебрального паралича составила 3,6 случая на 1000 человек (3,3 случая на 1000 в штате Висконсин, 3,7 случая на 1000 в Алабаме и 3,8 случая на 1000 в Джорджии) [65, с. 547].
И по-прежнему ДЦП вносит существенный вклад в заболеваемость и инвалидизацию среди заболеваний нервной системы. Практически каждый недоношенный ребенок находится в группе риска по детскому церебральному параличу. Около 50% от всех случаев ДЦП составляют нарушения у детей, родившихся недоношенными. Достижения здравоохранения в области выхаживания недоношенных детей значительно повысили их выживаемость. Однако статистика показывает, что по мере снижения гестационного срока и веса плода на момент рождения риск перинатальной патологии с исходом в ДЦП резко возрастает [5, с. 401]. По мировым данным, ДЦП выявляется у 1% недоношенных. По сравнению с доношенными детьми, риск формирования ДЦП у детей, рожденных до 37-й недели беременности, возрастает в 5 раз, а у детей, рожденных до 28-й недели - почти в 50 раз. У новорожденных с массой тела при рождении менее 1500 г заболеваемость составляет 5-15%. У новорожденных с массой тела при рождении менее 1000 г заболеваемость увеличивается до 25-50% [26, с. 3]. В США также есть данные о зависимости между возросшим количеством выживших недоношенных детей и/или детей с очень маленьким весом при рождении и заболеваемостью ДЦП. А преждевременные роды и многоплодные беременности участились в последние десятилетия, как в развитых странах, так и в США в частности [65, с. 547].
Не маловажен вопрос затрат на уход и медицинское обслуживание для всех людей с церебральным параличом, включая визиты к врачу, терапию, операции, рецепты, пребывание в больнице, медицинское оборудование длительного пользования, лекарства по рецепту, ортопедическое оборудование, образование и так далее. В России на лечение одного ребенка затрачивается в среднем до 20 тыс. рублей в месяц. А потери экономики по данным для РФ от 1 случая ДЦП (относительно недоданного ВВП) составляет 16,5 млн. рублей. Часто ради ухода за ребенком с данным заболеванием один из родителей уходит с работы, что тоже негативно сказывается на экономических потерях общества. С учетом всего вышеизложенного, такая ситуация позволяет некоторым авторам ставить вопрос о причислении детского церебрального паралича к социально значимым заболеваниям, так же как это сделали в Республике Казахстан [52, с. 25]. Таким образом, исследования на предмет поиска новых подходов и средств реабилитации детей с ДЦП актуальны на современном этапе.
Степень научной разработанности проблемы. После описания детского церебрального паралича с клинической точки зрения В.Д. Литтлем данной темой интересовались такие ученые как К. Бизальский, Г.И. Турнер, К.А. Семенова, В.В. Ковалев, Б. Бобат, К. Бобат, Н. Панет, М. Фельдкамп, В. Войта, З. Фрейд, Б. Дешесна, Э.С. Калижнюк, И.В. Левченко и многие другие. Но до сих пор остаются спорные вопросы, по которым есть расхождения у разных специалистов, даже относительно самого термина.
Не меньше споров среди ученых вызывает вопрос внимания, который описывался в работах еще Аристотеля, Ф. Аквинского, Х. Вольфа, И. Декарта и других известных исследователей. С точки зрения разных подходов дальше этой темой занимались В. Вундт, У. Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, К. Коффка, Д. Бронбент, Д. Норман, Л.С. Выгоцкий, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Дормашев и многие другие. В результате их исследований было описано множество классификаций типов, видов и свойств внимания, основываясь на модальности, активности личности, характеру условий реализации, внутренних условий, избирательности сознания и других особенностях.
Проблема внимания детей с ДЦП с различными формами рассматривалась в работах Н.В. Симоновой, В.И. Козявкина, Л.Ф. Шестопала, В.С. Подкорытова, И.И. Мамайчук. Но и мировые исследования также имеют скорее фрагментарный характер, в том числе и из-за сложности выбора диагностического инструментария, направленного на исследование именно внимания без влияния других психических свойств. В отношении детей с ограниченными возможностями в России количество целенаправленных исследований внимания до сих пор недостаточно. Те, что есть, в основном направлены на изучение свойств внимания при умственной отсталости и ЗПР [2, с. 6-8].
Коррекционная работа с данной категорией детей также сталкивается с рядом сложностей. Есть много исследований, подтверждающих эффективность игровых методов в реабилитационном процессе [62, с. 13, 63, с. 99, 64, с. 8-11]. Тема игры разрабатывалась в работах таких ученых как Ж. Пиаже, К. Гроос, К. Коффка, Ж. Бойтендайк, В. Вундт, Г. Спенсер, З. Фрейд, В. Акслайн, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и многих других, исследовавших теоретические и практические аспекты игры. С детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках данного направления активно работали Н.В. Симонова, Э.С. Калижнюк, Е.Ф. Архипова, И.И. Мамайчук и другие.
Проблема. Разнообразные нарушения высших психических функций, наряду с двигательными расстройствами, являются неотъемлемой частью клинической картины детских церебральных параличей [15, с. 19]. Поэтому вопросы социальной реабилитации таких детей без коррекции таких нарушений не могут быть решены продуктивно.
Внимание - это одно из основных условий, которое обеспечивает усвоение ребенком знаний, умений, а также установление контакта со взрослым. Если внимание развито слабо, то ребенку сложно научиться подражать действиям взрослого, действовать по образцу, выполнять словесную инструкцию [21, с. 17]. Как говорил К.Д. Ушинский: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира» [53, с. 147].
Многие специалисты, в том числе П.Я. Гальперин, считают, что «внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется» [56, с. 169].
Л.С. Выготский говорил о том, что культурное развитие внимания, начинается в самом раннем возрасте, и оно является развитием социальным. Суть культурного развития внимания, что в процессе совместной жизни и деятельности общественный человек вырабатывает ряд искусственных стимулов, знаков. При их помощи направляется общественное поведение личности, они же становятся основным средством, при помощи которого личность овладевает собственными процессами поведения [9, с. 207]. Поэтому как можно раньше необходимо проводить профилактику нарушений, либо психокоррекционную работу по развитию внимания.
Часто родители до определенного возраста приоритетным направлением реабилитации считают медицинское, о необходимости развития психических процессов задумываются при возникновении сложностей при обучении, пребывании в коллективе. Соответственно с данным запросом они обращаются к специалисту при достижении ребенком 5-7 лет. Этим объясняется важность разработки программ, рассчитанных и на младший школьный возраст.
Особое значение в психокоррекции детей с ДЦП имеют игровые методы. Игра является естественной формой жизнедеятельности ребенка. В процессе игры происходит становление активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется личность в целом. Немаловажным психологическим признаком игры является переживание ребенком одновременно условности и реальности ситуации. Игровая коррекция способствует самовыражению ребенка, развивает у него саморегулирующие процессы, помогает решать вопросы эмоционального дискомфорта у ребенка. Игра позволяет ребенку на условном поле переживать удачи, успех, раскрывать свои физические и психические возможности. Эти свойства игры как деятельности отражают ее богатый психокоррекционный потенциал [28, с. 165].
Объект исследования: внимание у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: игровые методы в коррекции свойств внимания у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Цель данного исследования - изучение особенностей применения игровых методов в коррекции свойств внимания у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования: при использовании игровых методов в коррекции будет наблюдаться положительная динамика в развитии внимания у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (в частности, будет улучшение показателей концентрации, переключения и устойчивости внимания).
Задачи:
• изучить отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования;
• определить выбор психодиагностического инструментария;
• разработать программу по развитию свойств внимания для детей с ДЦП младшего школьного возраста;
• разработать рекомендации по развитию внимания детей с ДЦП для родителей и воспитателей;
• провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ психологической литературы отечественных и зарубежных авторов;
• эмпирические:
а) психодиагностические методы:
1) субтест «Недостающие детали» методики Д. Векслера (детский вариант) [46, с. 56-59],
2) методика В.М. Когана [58, с. 13],
3) метод наблюдения.
б) формирующий эксперимент по развитию свойств внимания у детей младшего школьного возраста с ДЦП;
в) методы математической обработки данных:
1) анализ первичных диагностических данных;
2) параметрические и непараметрические методы сравнения связанных выборок.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на выборке 28 детей с ДЦП в возрасте 7-8 лет на базе Государственного бюджетного специализированного учреждения социального обслуживания «Областного реабилитационного центра для детей-инвалидов «Надежда» г. Волжского Волгоградской области.
Научная новизна. В отечественной литературе описаны рекомендованные программы по развитию познавательных процессов либо для дошкольного возраста (например, Н.В. Симоновой Н.В., 1987 г., Е.Ф. Архиповой, 1989 г. и так далее), либо программы, не рассчитанные на особенности детей с детским церебральным параличом, в частности двигательные нарушения (например, А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской, 2001 г., А.Г. Гайштут, 2005 г., Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной, 2004 г., С.В. Коноваленко, 1998 г., Н.В. Самоукиной, 1995 г. и другие), либо направлены на развитие мышления, памяти и других психических процессов, отодвигая рассматриваемое в данном исследовании внимание на второй план, и имеют скорее комплексный характер, рассчитаны на длительный период реализации.
Практическая значимость. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы для выстраивания индивидуального реабилитационного маршрута детей с детским церебральным параличом. Разработанная в рамках данного исследования программа может быть использована для коррекционной работы по развитию внимания у детей с детским церебральным параличом в различных специализированных и общеобразовательных учреждениях, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста.
Достоверность выводов предполагается обеспечить следующими условиями:
• методологическая обоснованность научных позиций,
• репрезентативность выборки,
• соответствие используемых методов и методик поставленным целям и задачам,
• количественный и качественный анализ полученных в результате исследования данных.
Личное участие. Автор лично:
• проводил исследование уровня развития различных свойств внимания у детей с детским церебральным параличом;
• осуществил разработку психологической программы по развитию внимания у детей с детским церебральным параличом и рекомендаций для родителей и воспитателей;
• проводил психокоррекционную работу согласно разработанной в рамках данного исследования программе;
• осуществлял анализ и систематизацию полученных эмпирических данных с научным обоснованием.
Апробация результатов работы:
Материалы диссертации были представлены и докладывались в рамках следующих конференций и были опубликованы в сборниках и журналах:
• XXIV Международная научно-практическая конференция «Сохраняя прошлое, создаем будущее», 10 октября 2019 г.
• «Особенности познавательной сферы детей со спастической диплегией» // Сборник статей по итогам XXIV Международной научно-практической конференции «Сохраняя прошлое, создаем будущее». 2019. 202 с. С. 186-189.
• «Применение игровых методов при работе с детьми с детским церебральным параличом» // Журнал «Научный аспект». 2020. №3. Т.4. 156 с. С. 546-552.
• LXVII Международная научная конференция «Актуальные научные исследования в современном мире», 26-27 ноября 2020 г.
• «Особенности диагностики внимания у детей с детским церебральным параличом» // Сборник статей по итогам LXVII Международной научной конференции «Актуальные научные исследования в современном мире». 2020. Выпуск 11(67). Ч. 9. 149 с. С. 51-55.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Использование игровых методов в процессе коррекционной работы позволит наблюдать положительную динамику в развитии свойств внимания у детей с детским церебральным параличом младшего школьного возраста.
2. Для детей с ДЦП, с выявленным низким уровнем объема внимания, в условиях краткосрочности пребывания в учреждении, где предполагается оказание психокоррекционных услуг, необходимо глубокое диагностическое обследование свойств внимания и в соответствии с результатами обследования выстраивание индивидуального реабилитационного маршрута с целью коррекции его концентрации, переключения и устойчивости.
Структура магистерской диссертации построена в соответствии с логикой исследования и включает введение, две главы, 5 рисунков, 3 таблицы, заключение, список используемой литературы из 65 источников, 6 приложений. Объем основного текста составляет 97 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема детского церебрального паралича неизменно вызывает интерес у различных специалистов. Это связано с высокой степенью распространенности данного заболевания, инвалидизации и дезадаптации детей с ДЦП в обществе. Исследования показывают зависимость между возрастанием количества выживших детей, рожденных на ранних сроках беременности и с маленьким весом, и заболеваемостью ДЦП. А значит, что увеличение частоты многоплодных беременностей и преждевременных родов, регистрируемое в последние десятилетия в развитых странах, делает исследования в данной области, по-прежнему актуальными.
Еще в начале прошлого века статистика подтвердила многочисленность случаев заболевания, приводящих к двигательным нарушениям. И, следовательно, уже тогда начались поиски способов улучшения качества помощи таким детям, открытие лечебных учреждений, в том числе и в нашей стране. Этим вопросом в своих работах занимался целый ряд известных ученых разных стран, но до сих пор остаются разные точки зрения и на сам термин, и на классификацию форм, и на главную роль в качестве причины данного заболевания. Согласно принятой в нашей стране классификации форм ДЦП (К.А. Семеновой) выделяют спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гемипаретическую форму, гиперкинетическую форму, атонически-астатическую форму. Каждая из этих форм имеет свои особенности не только относительно двигательного поражения, но и психического развития, что обязательно нужно учитывать при работе с такими детьми. Общими для разных форм являются нарушения познавательной деятельности (истощаемость всех психических процессов, дисгармоничность нарушений отдельных функций, нарушения временных, пространственных представлений, восприятия целостного образа, памяти, внимания и другие), задержка по типу психического инфантилизма, дисгармоничное созревание эмоционально-волевой сферы.
Актуальный для всех форм ДЦП вопрос внимания, занимал в разное время умы многих ученых, которые признавали его важность и оказываемое им влияние на всю систему психологического знания. В основе, имеющихся сейчас знаний о внимании, лежат исследования представителей интраспективно-феноменологического, когнитивного, культурно­-исторического, деятельностного подходов, гештальтпсихологии. Они внесли свой вклад в классификацию свойств и видов внимания, опираясь на разные основания. На современном этапе по международной классификации функционирования при кодировке используют понятия устойчивости, распределения, переключения, сосредоточения (объем, концентрация) внимания.
Для детей с ДЦП характерны сложности со сосредоточением на задании, темпом развития всех свойств внимания, инертность психической деятельности. Слабо развито произвольное внимание, тяжело дается выполнение даже элементарных целенаправленных действий. Эти особенности отмечаются у детей разных возрастных категорий, в том числе и сензитивном для его развития младшем школьном возрасте. Часто именно в этом возрасте появляется запрос к специалистам от родителей.
Диагностика нарушений внимания не только у детей с ДЦП вызывает сложности из-за влияния на результат уровня развития и других психических функций. Из-за этого исследования ученых разных стран носят скорее фрагментарный характер и их сложно соотнести друг с другом. При двигательных нарушениях, характерных для детского церебрального паралича, выбор методик осложняется еще сильнее. И сам процесс диагностики имеет ряд особенностей, без учета которых результат может быть искаженным.
При проведении коррекционной работы по развитию внимания у детей с данным заболеванием специалисты ограничены теми же условиями. Поэтому низкая мотивированность к познавательной деятельности, нарушения эмоционально-волевой сферы, сложности с развитием всех видов деятельности, а также необходимость начинать с того уровня развития, на котором находится ребенок в данный момент, добавляют аргументов в пользу применения игровых методов. Они позволяют вызвать положительную эмоциональную реакцию у ребенка на занятии, одно из условий эффективности коррекционной работы. В данную работу в рамках игровых методов легче привлечь на помощь родителей ребенка, а также помочь им выстроить развивающие отношения, где ребенок будет активным участником. Свою эффективность и важность для развития ребенка игра показала в многочисленных исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Опираясь на их опыт, создавались коррекционно-развивающие программы с применением данного метода для детей. Но анализ отечественной литературы показал недостаток таких программ для развития внимания. В рекомендованных программах не учитывается либо младший школьный возраст, либо диапазон двигательных и интеллектуальных нарушений, либо программы носят комплексный характер, где внимание не на первом плане.
В данном исследовании принимали участие дети со спастической диплегией, гиперкинетической и гемипаретической формой ДЦП с низким и пограничным уровнем интеллекта. Для получения количественных и качественных диагностических данных были взяты методика В.М. Когана и субтест методики Д. Векслера «Недостающие детали». Они позволяют снизить влияние нарушенных у данной категории детей функций (зрительно-моторной координации, речи, сенсорные нарушения), не меняя при этом инструкцию.
По результатам входной диагностики по методике В.М. Когана средние показатели по группе сильно отличались от результатов здоровых детей, по данным приведенным в своих исследованиях Л.Ф. Чупровым, Т.В. Молодецких, А.Я. Ивановой, как по времени проведения этапов, так и по количеству ошибок. Отличался и характер ошибок, допускаемых на разных этапах. Субтест «Недостающие детали также показал, что результаты детей из данной выборки ниже возрастной нормы.
При разработке программы автор опирался на основные принципы психокоррекционной работы с детьми с двигательными нарушениями: принципы комплексности, личностного подхода, единства диагностики и коррекции, деятельностный, временной и иерархический принципы. Вся программа и каждое занятие построено согласно определенной структуре. Рассчитана программа на 10 коррекционных занятий, в связи со спецификой работы учреждения, на базе которого проходила ее апробация. Перечень игр, их тематика подбирались согласно возрасту и двигательным и интеллектуальным особенностям детей с детским церебральным параличом, с возможностью варьировать их сложность, способ подачи.
По результатам заключительной диагностики средние показатели по времени проведения этапов методики В.М. Когана и количеству ошибок на 2 и 3 этапе снизились, что говорит о положительной динамике. 89% детей показали динамику по времени проведения одного или нескольких этапов и у всех детей снизилось общее количество ошибок. Статистический анализ также показал наличие значимых различий по данным показателям, значит можно говорить о положительном сдвиге относительно концентрации, переключения, устойчивости внимания. Результаты, отвечающие за объем и распределение, как более труднокорректируемые за короткий срок, существенно не изменились. Исходя из вышеизложенного, можно говорить о возможности использования предложенной программы для развития концентрации, переключения, устойчивости внимания у детей с ДЦП младшего школьного возраста.
Выводы по гипотезе и положениям, выносимым на защиту.
В результате статистического анализа были выявлены значимые различия между результатами по таким показателям как время 2-го, 3-го, 4-го этапов, количество ошибок на 2-ом и 3-ем этапах, общее количество ошибок. Наблюдение позволило обнаружить тенденцию к уменьшению отвлечений детей в процессе обследования на посторонние вопросы и увеличению времени сосредоточенной работы над заданием. Данные результаты свидетельствуют об эффективности программы относительно таких свойств внимания как концентрация, переключение и устойчивость.
Наличие положительной динамики по перечисленным свойствам внимания и отсутствие статистически значимых различий в уровне развития объема внимания подтверждает ранее высказанное автором предположение. При обнаружении у ребенка по результатам обследования сниженного показателя объема внимания и при необходимости проведения краткосрочной коррекционной работы целесообразно выстраивание реабилитационного маршрута со следующими задачами: организация дополнительной диагностики для выявления уровня развития концентрации, переключения, устойчивости внимания и проведение коррекционно-развивающей работы по их развитию.


1. Абкович А.Я. Некоторые подходы к психологическому изучению внимания в России и за рубежом // Педагогика и психология образования. 2015. №1. С. 99-104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7nekotorye-podhody-k- psihologicheskomu-izucheniyu-vnimaniya-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 11.09.2019).
2. Абкович А.Я. Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2014. №4. С. 5-11.
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб. : Питер, 2008. 320 с.
4. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. М. : Школьная Пресса, 2006. 80 с.
5. Батышева Т.Т., Быкова О.В., Виноградов А.В. Детский церебральный паралич - современные представления о проблеме // Русский медицинский журнал. 2012. №8. С. 401-405.
6. Бруннер Е.Ю. К вопросу о психологии произвольного внимания // Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 42-53. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/300725 (дата обращения: 17.10.2019).
7. Бруннер Е.Ю. Лучше, чем супервнимание: Методики диагностики и психокоррекции. Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. 316 с.
8. Будильцева Т.Б. Переход от игры к обучающим занятиям в работе с детьми с выраженными нарушениями развития познавательной сферы. // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 6-7: науч.- практ. сб. М. : Теревинф, 2009. 256 с.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.3. Проблемы развития психики; под ред. А.М. Матюшкина. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
10. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной литературе: учебное пособие. Ростов-на-Дону : 2007. 150 с.
11. Государев Н.А. Специальная психология: учебное пособие. М. : Ось-89, 2008. 288с.
12. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учебно-методическое пособие / М-во здравоохранения и соц. развития РФ, Науч. центр здоровья детей РАМН, Российский нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова; сост. С.А. Немкова и др. М. : Союз педиатров России, 2012. 60 с.
13. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / составители Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. СПб. : «Дидактика плюс», 2003. 520 с.
14. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М. : Тривола, 1995. 347 с.
15. Ермоленко Н.А., Скворцов И.А., Неретина А.Ф. Клинико-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журнал неврологии и психиатрии. 2000. № 3. С. 19-23.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ