Введение 3
Глава 1 История возникновения и развития рыночных отношений, процесс формирования розничной купли-продажи 7
1.1 Историческое развитие розничной купли-продажи 7
1.2 Права потребителя, охраняемые государством, в сфере розничной купли-продажи 21
Глава 2 Особенности правового положения сторон при заключении договора розничной купли-продажи 28
2.1 Защита прав покупателя как стороны по договору розничной купли-продажи 28
2.2 Особенности правового положения продавца: права, обязанности, ответственность 42
Глава 3 Способы защиты прав потребителя 57
3.1 Федеральный государственный контроль в области защиты прав потребителей 57
3.2 Особенности защиты прав потребителей в судебном порядке 68
Заключение 81
Список используемой литературы и используемых источников 84
Каждый из нас почти ежедневно сталкивается с договором розничной купли-продажи и выступает при этом в роли розничного продавца или покупателя. Потребителем является любой гражданин, желающий приобрести товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Любой из нас попадал в ситуацию, когда ему продали некачественный товар или неверно проинформировали о свойствах и характеристиках товара. Безусловно, это огорчает потребителя и не только сказывается на его физическом состоянии, но и на материальном уровне. Не каждый гражданин-покупатель достаточно юридически компетентен, чтобы защитить свои права самостоятельно, без помощи. В то время как юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, чаще всего имеют в своем штате соответствующего специалиста.
Тему защиты прав потребителей подробно изучали такие авторы как Халилова Р.М., Гафарова Г.Р., Селянин А.В., Савченко Е.Я. и другие. Защиту прав потребителей в сфере розничной купли-продажи подробно изучали в своих трудах Гладков Е.Е., Гусарова В.С., Козлитин Г.А. и другие авторы. Их литература составляет теоретическую и методологическую основу исследования.
Несмотря на то, что защитой прав потребителей в сфере розничной купли-продажи интересовалось достаточно много авторов литературы, тема изучена недостаточно. Считаю, что тема нашей работы является актуальной, так как рассмотрение вопросов, связанных с защитой прав потребителя в розничных отношениях имеет и теоретическую, и практическую значимость.
Нормативно-правовая основа исследования состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Объект исследования: общественные отношения, участником которых является потребитель товаров розничной торговли.
Предмет исследования: законодательные нормы, обеспечивающие защиту прав потребителей.
Цель исследования: изучение российского законодательства в области защиты прав потребителей в сфере торгово-розничных отношений.
Задачи исследования:
• рассмотреть права потребителей как объект защиты в сфере розничной купли-продажи;
• изучить понятие и особенности договора розничной купли-продажи;
• проанализировать защиту прав потребителей в сфере торгово-розничных отношений со стороны практического рассмотрения дел в судах;
• выявить пробелы в действующем законодательстве, не урегулированные правовыми нормами;
• предложить пути решения выявленных проблем.
В своей работе мы изучим практику применения способов защиты прав потребителей в сфере торгово-розничных отношений на примере рассмотрения гражданских дел в суде. Для этого нами применяются такие методы исследования, как анализ, синтез, описание, обобщение.
Для написания работы нами будут использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебно-методическая и научная литература, статьи из периодических изданий, материалы конференций, судебная практика.
В первой главе раскрыто понятие, формы и способы защиты прав потребителей, основные права потребителей, история развития рыночных отношений и процесс формирования такого института как договор розничной купли-продажи. Во второй главе подробно изучено правовое положение сторон договора розничной купли-продажи. В третьей главе раскрыты способы защиты прав потребителей, а также влияние государственных органов на сферу защиты прав потребителей, изучена судебная практика и статистические данные.
Анализ действующего законодательства позволяет выявить ряд пробелов, наличие которых приводит к нарушениям прав потребителей, а также к ненадлежащей их защите.
В этой связи нами будет предложен ряд поправок, необходимых ко внесению в действующее законодательство в части соблюдения и защиты прав потребителей товаров, работ, услуг в Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту:
• необходимо на законодательном уровне закрепить требование об извещении потребителя о том, что приобретаемый товар является бывшим в употреблении;
• право потребителя на отказ от договора возмездного оказания услуг не противоречит действующему законодательству, взыскание неустойки с потребителя в данном случае незаконно;
• следует изменить порядок предъявления требований о компенсации морального вреда потребителем таким образом, чтобы были соблюдены и права продавца, была предоставлена возможность удовлетворить требования в досудебном порядке;
• право на получение информации о товаре должно быть более четко и широко сформулировано в нормах действующего законодательства;
• необходимо законодательно закрепить норму о самозащите прав потребителями;
• необходимо создать на муниципальном уровне органы Роспотребнадзора, установить разграничение полномочий;
• увеличение санкций (штрафов) за нарушение прав потребителей будет способствовать более эффективному достижению целей, для которых данные санкции установлены;
• необходимо расширить полномочия Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в свете карательной функции;
• введение законодателем ответственности за продажу товара ненадлежащего качества в виде наложения штрафа;
• законодателем рассматривается вопрос о защите прав потребителя не только в сфере материальных благ населения, но и с точки зрения защиты персональных данных;
• по некоторым требованиям потребителей необходимо выносить судебные приказы;
• следует ввести возможность рассмотрения споров о защите прав потребителей в соответствии с договорной подсудностью.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что действующее законодательство имеет ряд пробелов, что обусловлено активным изменением общественных отношений в сфере розничной купли-продажи, а такое изменение, в свою очередь, диктует необходимость совершенствования правовых норм. Таким образом, мы полагаем, что предложения, которые будут внесены нами для совершенствования действующего законодательства, будут способствовать полному и всестороннему соблюдению прав и интересов граждан как потребителей.
Розничная купля-продажа является одним из наиболее распространенных договоров в наше время. Порой мы даже не задумываемся, что такая сделка заключается нами ежедневно, и даже различными способами: дистанционным, например, при покупках, совершаемых через информационно-коммуникационную сеть «Интернет», непосредственно в магазине, когда мы приобретаем товар в месте его продажи.
Обращая внимание на тот факт, что действующее законодательство сконструировано таким образом, что сфера розничной купли-продажи урегулирована не только общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, но и специальными, стоит отметить, что лицо, приобретающее товар, находится под защитой государства. В то же время лицо, которое производит товар, отпускает (продает) товар, находится под пристальным вниманием законодателя, что позволяет контролировать уровень правосознания сторон, не позволяет нарушать права лиц, приобретающих и использующих товар и услуги.
Сфера розничной купли-продажи, защита прав потребителей широко изучается юристами не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Необходимо отметить, что повышенное внимание к сфере данных правоотношений обусловлено не только изучением вопросов возникновения данных правоотношений, но и попыткой устранения последствий нарушения прав потребителей, а также необходимостью создания такой государственной защиты, которая способствовала бы предотвращению ущемления прав граждан в будущем.
Необходимо отметить, что розничная купля-продажа является наиболее распространенным видом заключаемых договоров в настоящее время. Несмотря на то, что данный договор является простой сделкой, не требующих одобрения государственных органов, дополнительных регистраций, по нашему мнению, нельзя данной сфере уделять мало внимания и не уделять должного контроля. Нарушение прав потребителя в данной сфере является более глобальной проблемой, поскольку систематическое нарушение может стать угрозой жизни и здоровья населения страны в целом, а, как следствие, и человечества.
В данной работе мы изучили историю возникновения рыночных отношений и сферы розничной купли-продажи, рассмотрели права потребителей, их распространенные нарушения, а также способы их защиты.
В процессе указанной темы нами выявлены пробелы в действующем законодательстве, регламентирующем права потребителей, а также предложены пути устранения данных проблем на законодательном уровне.
По нашему мнению, систематическое «обновление» законодательства в сфере защиты прав потребителей позволит повысить уровень правосознания продавцов, изготовителей и иных лиц, являющихся контрагентами по отношению к потребителям, увеличить контроль в различных сферах торговли, в том числе, в сфере продажи-покупки товаров дистанционным способом, а также привести действующее законодательство в соответствие с современными реалиями.
Вместе с тем, нами отмечалось в ходе написания данной работы, что не всегда излишнее внимание и привилегии, данные государством потребителю, могут идти на пользу продавцам, изготовителям, поставщикам услуг, поскольку лица, приобретающие товары и потребляющие услуги, нередко злоупотребляют своими правами, что все чаще отмечается и судами при рассмотрении гражданских дел, связанных с рассмотрением соответствующих споров.
Таким образом, необходимо не только контролировать соблюдение прав и интересов лиц, потребляющих товары и услуги, но и во исполнение принципа соблюдения баланса прав, так совершенствовать действующее законодательство, чтобы не допускать возможности «обходить» положения закона, нарушая права других лиц.
Усиление государственного контроля необходимо не только для устрашения лиц, нарушающих права потребителей, но и с точки зрения того, что лица, умышленно нарушающие права потребителей, не соблюдающие закон в сфере защиты и благополучия населения, пользуются современными способами для того, чтобы «обойти» закон. В то же время, не всегда у надзорных органов хватает полномочий для быстрого реагирования на такие нарушения.
Таким образом, действующее законодательство должно соответствовать современным реалиям, быть гибким для возможности не только отреагировать на уже совершенное нарушение, но и быть на шаг вперед, чтобы иметь возможность предотвратить возможное нарушение в будущем.
1. Андреев Е.А. Судебная защита прав потребителей // Право и суд в современном мире: Материалы XIII ежегодной студенческой научно-практической конференции. - Хабаровск, 2020. - С. 9-11.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // «Парламентская газета», № 140-141, 27.07.2002.
3. Асин Ю.Г., Диденко А.Г. Защита субъективных гражданских прав // Юридические науки. Сборник КазГУ. 1971. № 1.
4. Баскакова И.В., Макеева М.Е. Проблемы правового регулирования договора розничной купли-продажи // Вестник Юридического института МИИТ. 2016. № 3. С. 34-36.
5. Безлепкин П.А. Права потребителей как фактор регулирования предпринимательской деятельности: // М.: Инфотропик, 2019, с. 7-10.
6. Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора. М., // Lex russica. 2018. № 1. С. 83 - 102.
7. Богдан В.В. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей в современной России: проблемы теории и практики . // Курск, Вестник Юридического института МИИТ, 2020, с.22-34.
8. Брановицкий К.Л., Котельников А.Г., Решетникова И.В. Гражданское судопроизводство за рубежом. // М.: Инфотропик, 2018, с. 15-22.
9. Витрянский В.В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги / В.В. Витрянский. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Статут, 2018. с. 528.
10. Вишневский А.А. О субъектах, пределах и принципах защиты потребителя // Закон. 2021. № 9. С. 25 - 32.
11. Гаджиалиева Н.Ш., Османов Т.Р. К вопросу о формах защиты прав потребителей в России // Вестник дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. 2019. Том 34 № 2. С. 62-66.
12. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие // под ред. З.М. Фаткудинова. М.: Юстицинформ, 2018. 438 с.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
15. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
...