Совершенствование профессиональной компетентности педагога на основе развития его ценностных ориентаций
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы совершенствования профессиональной компетентности педагога
1.1 Сущность понятия «профессиональная компетентность» 10
1.2 Ценностные ориентации педагога социальной сферы в контексте
совершенствования его профессиональной компетентности 15
1.3 Педагогические условия эффективного совершенствования
профессиональной компетентности педагога социальной сферы 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию профессиональной компетентности педагога на основе развития его ценностных ориентаций
2.1 Диагностика исследования сформированности профессиональной
компетентности педагога социальной сферы 27
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагога социальной сферы 39
2.3 Контрольный этап эксперимента 53
Заключение 63
Список используемой литературы 68
Приложение А Программа повышения квалификации 79
ГЛАВА 1. Теоретические основы совершенствования профессиональной компетентности педагога
1.1 Сущность понятия «профессиональная компетентность» 10
1.2 Ценностные ориентации педагога социальной сферы в контексте
совершенствования его профессиональной компетентности 15
1.3 Педагогические условия эффективного совершенствования
профессиональной компетентности педагога социальной сферы 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию профессиональной компетентности педагога на основе развития его ценностных ориентаций
2.1 Диагностика исследования сформированности профессиональной
компетентности педагога социальной сферы 27
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагога социальной сферы 39
2.3 Контрольный этап эксперимента 53
Заключение 63
Список используемой литературы 68
Приложение А Программа повышения квалификации 79
Многообразие экономических и социокультурных изменений в современном российском обществе оказывают существенное влияние на образование, в связи с чем в этой сфере возникает проблема совершенствования квалификации педагогических кадров.
Сегодняшняя социальная действительность и ряд нормативных актов, среди которых Профессиональный стандарт педагога [51], предъявляют высокие требования к профессии: стране необходимы специалисты, которые обладают определенным набором профессиональных знаний и умений в сочетании с инновационностью мышления и способностью применять все это на практике. Потребность в компетентном специалисте, владеющем основами педагогического мастерства и творчества, осознание важности фундаментальных знаний, общечеловеческих ценностей, побуждают ученых заниматься изучением профессиональной компетентности специалиста, особое влияние на совершенствование которой приобретают его ценностные ориентации.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается: «Нравственность педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Педагога» [22]. Таким образом, на основе нравственного примера педагога осуществляется организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, что подтверждает актуальность изучения ценностных ориентаций в контексте профессиональной компетентности.
В учреждениях развитию ценностных ориентаций педагогов не уделяется должного внимания. Это подтверждает исследование, проведенное в г. Красноярске, которое показало, что наиболее приоритетные в современном постиндустриальном обществе ценности «инициативность» и «независимость» во всех общеобразовательных учреждениях занимают одинаково низкие позиции. Авторы исследования пришли к выводу, что «работа у учителей школ является каким-то травмирующим фактором, по поводу которого есть напряженность, и вследствие этого им сложно определиться в значимости ее для себя» [38]. Так же они отмечают, что работа как таковая, в силу сложной экономической ситуации, чаще всего интересует молодых специалистов лишь как источник материального достатка.
Однако такой подход к профессии исключает возможность успешной реализации специалиста. Так, Л.И. Барбашова считает: «Одним из показателей развития ценностных ориентаций является осознание педагогом своего высокого предназначения, понимание предъявляемых требований, повышение культурного уровня. Динамичность общественного развития предполагает, что полученные знания не являются определяющими на весь период профессиональной деятельности, а существует необходимость непрерывного образования, постоянного совершенствования профессиональной компетентности» [9].
Таким образом, к вопросу развития ценностных ориентаций личности педагога обращались многие исследователи, но на данный момент недостаточно изучен механизм их влияния на повышение уровня профессиональной компетентности с учетом специфики осуществляемой деятельности.
Формирование ценностных ориентаций особенно актуально для педагогов, работающих в социально-реабилитационных учреждениях: социальном приюте, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [57]. В социально-реабилитационной сфере, учитывая особые условия труда и невысокие заработные платы, ценности профессиональной деятельности играют важнейшую роль, на которой и держится ведущая потребность служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность специалиста в достижении этой гуманитарной цели.
Всё вышесказанное позволяет обозначить противоречия между:
- возрастающими требованиями современного общества к личности педагога и его готовностью адекватно реагировать на предъявляемые ему требования;
- влиянием ценностных ориентаций на совершенствование профессиональной компетентности педагога и недостаточной осознанностью педагогом роли ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;
- потребностью в развитии ценностных ориентаций, определяющих профессиональную состоятельность педагога, и отсутствием критериев и инструментария их определения.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: каковы научно-теоретические основы и условия эффективного совершенствования профессиональной компетентности педагога на основе развития его ценностных ориентаций?
Отсюда сформулирована диссертационного исследования «Совершенствование профессиональной компетентности педагога на основе развития его ценностных ориентаций».
Цель исследования - повысить уровень профессиональной компетентности педагога социальной сферы на основе разработанной авторской программы «Развитие ценностных ориентаций педагога социальной сферы».
Объект исследования - профессиональная деятельность педагога социальной сферы.
Предмет исследования - совершенствование профессиональной компетентности педагога.
В основу исследования положена гипотеза о том, что совершенствование профессиональной компетентности педагога социальной сферы будет эффективным, если:
- совершенствование профессиональной компетентности педагога происходит на основе развития его ценностных ориентаций;
- выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональной компетентности педагога социальной сферы;
- разработана и апробирована программа повышения квалификации для сотрудников.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по теме и изучить теоретические основы совершенствования профессиональной компетентности педагога.
2. Определить и внедрить педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности педагога социальной сферы на основе развития его ценностных ориентаций.
3. Разработать и апробировать программу повышения квалификации для педагогов приюта «Дельфин».
4. Провести экспериментальное исследование профессиональной компетентности педагогов приюта для детей и подростков «Дельфин», проанализировать полученные результаты.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили:
- исследования, посвященные изучению процесса развития профессиональной культуры педагога в условиях специализированного учреждения для детей-сирот (А.В. Гумеров, А.Н. Легкобытова, А.З. Минахметова [40]; В.Л. Кабанов [31], Е. И. Свириденко [57],);
- работы по проблеме развития ценностных ориентаций педагога (Л.И. Барбашова [9], Н.Б. Шмелева [70], Е.Р. Ярская-Смирнова [72]);
- труды, раскрывающие особенности формирования условий, оказывающих влияние на протекание педагогического процесса (В.И. Андреев [5], Т. Н. Чекмарёва [68]).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование и тестирование;
- математические: качественный анализ результатов исследования, графическое представление экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования - государственное казенное учреждение самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин».
Диссертационное исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (2018 год) изучалась научная психолого-педагогическая литература, публикации по проблеме исследования, нормативные документы; проводилось исследование современного состояния проблемы.
На втором этапе (2019 год) осуществлялся поиск решения проблемы исследования, проводилась экспериментальная работа, разрабатывалась и апробировалась программа повышения квалификации.
На третьем этапе (2020 год) продолжалась опытно-экспериментальная работа, осуществлялась качественная и количественная обработка экспериментальных данных, оценивались результаты, публиковались научные статьи, формулировались выводы и рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем изучены основные характеристики профессиональной компетентности педагога в приюте на основе его ценностных ориентаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представления о профессиональной компетентности педагога социальной сферы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования изложенных теоретических положений, а также разработанной и внедренной программы повышения квалификации в реальной практике учреждений социальной сферы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Уровень профессиональной компетентности педагога социальной сферы зависит от уровня развития его ценностных ориентаций, наиболее важными из которых являются толерантность, гуманизм, саморазвитие, социальная активность.
2. Компонентами профессиональной компетентности педагога являются: мотивационно-волевой (мотивы, цели, потребности, ценностные установки), функциональный (знания о способах педагогической деятельности), коммуникативный (умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, организовывать и поддерживать диалог) и рефлексивный (способность к самопознанию).
3. Наиболее эффективные педагогические условия, способствующие совершенствованию профессиональной компетентности педагога на основе развития его ценностных ориентаций, это: рефлексия педагогического труда; совместное профессиональное творчество (проекты, гранты, методическое объединение); использование методов обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности всех участников образовательного процесса; личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и воспитанников; разработка и апробирование программы повышения квалификации с психологической составляющей, в частности, ориентированной на самопринятие и самоуважение; организация и участие в благотворительных мероприятиях (на культурном, экологическом, социально-экономическом, социально-политическом уровне).
4. Анализ результатов эксперимента, который показал, что проведенная работа способствовала повышению уровней сформированности компонентов профессиональной компетентности: количество специалистов, находящихся на высоком уровне, увеличилось на 14 %; на среднем уровне - на 9 %, а на низком - снизилось на 23 %.
Личный вклад заключается в участии во всех этапах проводимой исследовательской работы, в изучении состояния проблемы, в выступлениях на научно-практических конференциях, в подготовке научных публикаций по исследуемой проблеме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием положений современной психолого-педагогической науки и практики; взаимодополняющим сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватным подбором диагностических методик.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения, содержит 2 таблицы и 12 рисунков.
Сегодняшняя социальная действительность и ряд нормативных актов, среди которых Профессиональный стандарт педагога [51], предъявляют высокие требования к профессии: стране необходимы специалисты, которые обладают определенным набором профессиональных знаний и умений в сочетании с инновационностью мышления и способностью применять все это на практике. Потребность в компетентном специалисте, владеющем основами педагогического мастерства и творчества, осознание важности фундаментальных знаний, общечеловеческих ценностей, побуждают ученых заниматься изучением профессиональной компетентности специалиста, особое влияние на совершенствование которой приобретают его ценностные ориентации.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается: «Нравственность педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Педагога» [22]. Таким образом, на основе нравственного примера педагога осуществляется организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, что подтверждает актуальность изучения ценностных ориентаций в контексте профессиональной компетентности.
В учреждениях развитию ценностных ориентаций педагогов не уделяется должного внимания. Это подтверждает исследование, проведенное в г. Красноярске, которое показало, что наиболее приоритетные в современном постиндустриальном обществе ценности «инициативность» и «независимость» во всех общеобразовательных учреждениях занимают одинаково низкие позиции. Авторы исследования пришли к выводу, что «работа у учителей школ является каким-то травмирующим фактором, по поводу которого есть напряженность, и вследствие этого им сложно определиться в значимости ее для себя» [38]. Так же они отмечают, что работа как таковая, в силу сложной экономической ситуации, чаще всего интересует молодых специалистов лишь как источник материального достатка.
Однако такой подход к профессии исключает возможность успешной реализации специалиста. Так, Л.И. Барбашова считает: «Одним из показателей развития ценностных ориентаций является осознание педагогом своего высокого предназначения, понимание предъявляемых требований, повышение культурного уровня. Динамичность общественного развития предполагает, что полученные знания не являются определяющими на весь период профессиональной деятельности, а существует необходимость непрерывного образования, постоянного совершенствования профессиональной компетентности» [9].
Таким образом, к вопросу развития ценностных ориентаций личности педагога обращались многие исследователи, но на данный момент недостаточно изучен механизм их влияния на повышение уровня профессиональной компетентности с учетом специфики осуществляемой деятельности.
Формирование ценностных ориентаций особенно актуально для педагогов, работающих в социально-реабилитационных учреждениях: социальном приюте, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [57]. В социально-реабилитационной сфере, учитывая особые условия труда и невысокие заработные платы, ценности профессиональной деятельности играют важнейшую роль, на которой и держится ведущая потребность служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность специалиста в достижении этой гуманитарной цели.
Всё вышесказанное позволяет обозначить противоречия между:
- возрастающими требованиями современного общества к личности педагога и его готовностью адекватно реагировать на предъявляемые ему требования;
- влиянием ценностных ориентаций на совершенствование профессиональной компетентности педагога и недостаточной осознанностью педагогом роли ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;
- потребностью в развитии ценностных ориентаций, определяющих профессиональную состоятельность педагога, и отсутствием критериев и инструментария их определения.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: каковы научно-теоретические основы и условия эффективного совершенствования профессиональной компетентности педагога на основе развития его ценностных ориентаций?
Отсюда сформулирована диссертационного исследования «Совершенствование профессиональной компетентности педагога на основе развития его ценностных ориентаций».
Цель исследования - повысить уровень профессиональной компетентности педагога социальной сферы на основе разработанной авторской программы «Развитие ценностных ориентаций педагога социальной сферы».
Объект исследования - профессиональная деятельность педагога социальной сферы.
Предмет исследования - совершенствование профессиональной компетентности педагога.
В основу исследования положена гипотеза о том, что совершенствование профессиональной компетентности педагога социальной сферы будет эффективным, если:
- совершенствование профессиональной компетентности педагога происходит на основе развития его ценностных ориентаций;
- выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональной компетентности педагога социальной сферы;
- разработана и апробирована программа повышения квалификации для сотрудников.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по теме и изучить теоретические основы совершенствования профессиональной компетентности педагога.
2. Определить и внедрить педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности педагога социальной сферы на основе развития его ценностных ориентаций.
3. Разработать и апробировать программу повышения квалификации для педагогов приюта «Дельфин».
4. Провести экспериментальное исследование профессиональной компетентности педагогов приюта для детей и подростков «Дельфин», проанализировать полученные результаты.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили:
- исследования, посвященные изучению процесса развития профессиональной культуры педагога в условиях специализированного учреждения для детей-сирот (А.В. Гумеров, А.Н. Легкобытова, А.З. Минахметова [40]; В.Л. Кабанов [31], Е. И. Свириденко [57],);
- работы по проблеме развития ценностных ориентаций педагога (Л.И. Барбашова [9], Н.Б. Шмелева [70], Е.Р. Ярская-Смирнова [72]);
- труды, раскрывающие особенности формирования условий, оказывающих влияние на протекание педагогического процесса (В.И. Андреев [5], Т. Н. Чекмарёва [68]).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование и тестирование;
- математические: качественный анализ результатов исследования, графическое представление экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования - государственное казенное учреждение самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин».
Диссертационное исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (2018 год) изучалась научная психолого-педагогическая литература, публикации по проблеме исследования, нормативные документы; проводилось исследование современного состояния проблемы.
На втором этапе (2019 год) осуществлялся поиск решения проблемы исследования, проводилась экспериментальная работа, разрабатывалась и апробировалась программа повышения квалификации.
На третьем этапе (2020 год) продолжалась опытно-экспериментальная работа, осуществлялась качественная и количественная обработка экспериментальных данных, оценивались результаты, публиковались научные статьи, формулировались выводы и рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем изучены основные характеристики профессиональной компетентности педагога в приюте на основе его ценностных ориентаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представления о профессиональной компетентности педагога социальной сферы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования изложенных теоретических положений, а также разработанной и внедренной программы повышения квалификации в реальной практике учреждений социальной сферы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Уровень профессиональной компетентности педагога социальной сферы зависит от уровня развития его ценностных ориентаций, наиболее важными из которых являются толерантность, гуманизм, саморазвитие, социальная активность.
2. Компонентами профессиональной компетентности педагога являются: мотивационно-волевой (мотивы, цели, потребности, ценностные установки), функциональный (знания о способах педагогической деятельности), коммуникативный (умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, организовывать и поддерживать диалог) и рефлексивный (способность к самопознанию).
3. Наиболее эффективные педагогические условия, способствующие совершенствованию профессиональной компетентности педагога на основе развития его ценностных ориентаций, это: рефлексия педагогического труда; совместное профессиональное творчество (проекты, гранты, методическое объединение); использование методов обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности всех участников образовательного процесса; личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и воспитанников; разработка и апробирование программы повышения квалификации с психологической составляющей, в частности, ориентированной на самопринятие и самоуважение; организация и участие в благотворительных мероприятиях (на культурном, экологическом, социально-экономическом, социально-политическом уровне).
4. Анализ результатов эксперимента, который показал, что проведенная работа способствовала повышению уровней сформированности компонентов профессиональной компетентности: количество специалистов, находящихся на высоком уровне, увеличилось на 14 %; на среднем уровне - на 9 %, а на низком - снизилось на 23 %.
Личный вклад заключается в участии во всех этапах проводимой исследовательской работы, в изучении состояния проблемы, в выступлениях на научно-практических конференциях, в подготовке научных публикаций по исследуемой проблеме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием положений современной психолого-педагогической науки и практики; взаимодополняющим сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватным подбором диагностических методик.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения, содержит 2 таблицы и 12 рисунков.
Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать следующие выводы.
Профессиональная компетентность является интегральной характеристикой педагога, который обладает способностью обращаться к творчеству, реализовывать современные программы и технологии, уметь принимать решения в нестандартных профессиональных ситуациях. Структура данного понятия представляет собой совокупность специальных знаний, умений и навыков, значимых личностных свойств, а также его ценностных ориентаций. Однако в профессиональной компетентности педагога можно выделить четыре основных компонента. Первым является мотивационно-волевой, включающий мотивы, цели, потребности, ценностные установки, наличие интереса к профессиональной деятельности. Второй - функциональный, который содержит знания о способах педагогической деятельности, необходимых для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии. Третий, коммуникативный, отвечает за умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог. Четвертый, рефлексивный, раскрывает способность к самопознанию, к рефлексии как регулятору личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления.
Ценностные ориентации являются отражением в сознании специалиста тех ценностей, которые он использует как стратегические цели и относит к общим мировоззренческим ориентирам. Ценностные ориентации педагога социальной сферы напрямую влияют на компоненты профессиональной компетентности. Эта связь обусловлена особой ролью личности педагога именно в социальной сфере, где специалист наделен полномочиями, информацией и ответственностью за судьбы людей. Развитие ценностных ориентаций способствует совершенствованию профессиональной компетентности педагога, при этом наиболее важными из них являются толерантность, гуманизм, саморазвитие и социальная активность.
Развитие важнейших ценностных ориентаций педагога, работающего в приюте, возможно лишь в том случае, если реализованы определенные педагогические условия - комплекс мер, направленных на достижение поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга. К ним относятся: рефлексия педагогического труда; совместное профессиональное творчество (проекты, гранты, методическое объединение); использование методов обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности всех участников образовательного процесса; личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и воспитанников; разработка и апробирование программы повышения квалификации с психологической составляющей, в частности, ориентированной на самопринятие и самоуважение; организация и участие в благотворительных мероприятиях (на культурном, экологическом, социально-экономическом, социально-политическом уровне).
На формирующем этапе данного исследования была организована работа по реализации данных условий на базе ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин». Совместное профессиональное творчество, существовавшее в учреждении и раньше, но не носившее регулярный и системный характер, было организовано путем создания трех новых проектов от этапа написания гранта до этапа его совместной реализации: проект «Сказка своими руками (Строительство рекреационно-интерактивной площадки «Чудоград» на базе столярной мастерской как способ профессионально-трудового ориентирования воспитанников приюта)», военно-патриотический проект «С любовью к Отечеству», спортивный проект «Спорт-VEKtor» (реабилитационно-спортивный центр для детей, оставшихся без попечения родителей)». Продолжилось и расширилось сотрудничество педагогов с благотворительным фондом «Небезразлично» на культурном, экологическом, социально-экономическом, социально-политическом уровнях. 32 педагогических специалиста приняли участие в пяти городских проектах фонда, привлекая к этой работе семью и друзей. Формы и методы работы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и воспитанников, а также методы обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности всех участников образовательного процесса, были включены в разработанную программу подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Старт time», которая реализуется непрерывно в течение года. Была разработана и апробирована программа повышения квалификации с психологической составляющей, ориентированной на самопринятие и самоуважение, рефлексию педагогического труда.
Целью программы «Развитие ценностных ориентаций педагога социальной сферы» стало повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин» на основе развития ценностных ориентаций. В обучении принял участие весь педагогический персонал, состоящий из 45 человек. Содержание включало изучение и анализ таких вопросов, как: толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики; способы развития педагогической толерантности; саморазвитие и самообразование; педагогическая рефлексия; основные идеи и положения гуманистической педагогики; гуманистическая направленность личности педагога; профессиональная мобильность педагога; благотворительность; социальная активность в профессиональной деятельности. Формы и методы занятий были подобраны в соответствии с характером работы, проводимой со слушателями. Так, были использованы следующие формы занятий: проблемная лекция, проблемный семинар, семинар-диспут, лекция- консультация, семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций, визуальная лекция, контекстно-информационная лекция, семинар-беседа. Методы были следующими: решение ситуационных задач, беседа, работа в паре, обучение в малых группах, лекция-беседа, мозговой штурм, дискуссия, групповой тренинг, диагностические методики, психологические релаксационные методы, деловая игра, кейс-метод, разыгрывание ролей. Среди упражнений на практических занятиях использовались «Разговор песнями», «Выполнение желаний», «Перевоплощение» и другие. Наиболее активное участие в процессе обучения специалисты принимали в практических занятиях: вступали в дискуссию, высказывали мнение, решали ситуационные задачи, работали в парах и малых группах, а наибольший интерес вызвали занятия, посвященные социальной активности в профессиональной деятельности и профессиональной мобильности педагога. По окончанию изучения содержания программы был предусмотрен итоговый контроль в форме написания эссе на тему «Ценностные ориентации в работе педагога приюта», с которым справились все слушатели на положительную оценку. Содержание написанных работ показало, что специалисты актуализировали для себя знания о важности ценностных установок педагога приюта и считают, что профессиональной деятельности зависит от действий самого педагога, от того, как он справляется с профессиональным выгоранием и занимается саморазвитием.
Экспериментальное исследование профессиональной компетентности педагогов приюта для детей и подростков «Дельфин» доказало эффективность проведенной работы, а именно - реализации ряда педагогических условий и апробации программы повышения квалификации. Развитие ценностных ориентаций помогло совершенствованию профессиональной компетентности педагогов социальной сферы. На этапе констатирующего эксперимента на высоком уровне сформированности компонентов профессиональной компетентности находилось лишь 20 % педагогического персонала, специалистов, отнесенных к низкому и среднему уровню, оказалось равное количество, 40 %. Контрольный же эксперимент показал, что их количество на высоком уровне увеличилось на 14 %. Показатели улучшились и на других уровнях: на среднем уровне увеличилось на 9 %, а на низком - снизилось на 23 %.
Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по формированию профессиональной компетентности педагога на основе развития его ценностных ориентаций.
Профессиональная компетентность является интегральной характеристикой педагога, который обладает способностью обращаться к творчеству, реализовывать современные программы и технологии, уметь принимать решения в нестандартных профессиональных ситуациях. Структура данного понятия представляет собой совокупность специальных знаний, умений и навыков, значимых личностных свойств, а также его ценностных ориентаций. Однако в профессиональной компетентности педагога можно выделить четыре основных компонента. Первым является мотивационно-волевой, включающий мотивы, цели, потребности, ценностные установки, наличие интереса к профессиональной деятельности. Второй - функциональный, который содержит знания о способах педагогической деятельности, необходимых для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии. Третий, коммуникативный, отвечает за умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог. Четвертый, рефлексивный, раскрывает способность к самопознанию, к рефлексии как регулятору личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления.
Ценностные ориентации являются отражением в сознании специалиста тех ценностей, которые он использует как стратегические цели и относит к общим мировоззренческим ориентирам. Ценностные ориентации педагога социальной сферы напрямую влияют на компоненты профессиональной компетентности. Эта связь обусловлена особой ролью личности педагога именно в социальной сфере, где специалист наделен полномочиями, информацией и ответственностью за судьбы людей. Развитие ценностных ориентаций способствует совершенствованию профессиональной компетентности педагога, при этом наиболее важными из них являются толерантность, гуманизм, саморазвитие и социальная активность.
Развитие важнейших ценностных ориентаций педагога, работающего в приюте, возможно лишь в том случае, если реализованы определенные педагогические условия - комплекс мер, направленных на достижение поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга. К ним относятся: рефлексия педагогического труда; совместное профессиональное творчество (проекты, гранты, методическое объединение); использование методов обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности всех участников образовательного процесса; личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и воспитанников; разработка и апробирование программы повышения квалификации с психологической составляющей, в частности, ориентированной на самопринятие и самоуважение; организация и участие в благотворительных мероприятиях (на культурном, экологическом, социально-экономическом, социально-политическом уровне).
На формирующем этапе данного исследования была организована работа по реализации данных условий на базе ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин». Совместное профессиональное творчество, существовавшее в учреждении и раньше, но не носившее регулярный и системный характер, было организовано путем создания трех новых проектов от этапа написания гранта до этапа его совместной реализации: проект «Сказка своими руками (Строительство рекреационно-интерактивной площадки «Чудоград» на базе столярной мастерской как способ профессионально-трудового ориентирования воспитанников приюта)», военно-патриотический проект «С любовью к Отечеству», спортивный проект «Спорт-VEKtor» (реабилитационно-спортивный центр для детей, оставшихся без попечения родителей)». Продолжилось и расширилось сотрудничество педагогов с благотворительным фондом «Небезразлично» на культурном, экологическом, социально-экономическом, социально-политическом уровнях. 32 педагогических специалиста приняли участие в пяти городских проектах фонда, привлекая к этой работе семью и друзей. Формы и методы работы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и воспитанников, а также методы обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности всех участников образовательного процесса, были включены в разработанную программу подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Старт time», которая реализуется непрерывно в течение года. Была разработана и апробирована программа повышения квалификации с психологической составляющей, ориентированной на самопринятие и самоуважение, рефлексию педагогического труда.
Целью программы «Развитие ценностных ориентаций педагога социальной сферы» стало повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин» на основе развития ценностных ориентаций. В обучении принял участие весь педагогический персонал, состоящий из 45 человек. Содержание включало изучение и анализ таких вопросов, как: толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики; способы развития педагогической толерантности; саморазвитие и самообразование; педагогическая рефлексия; основные идеи и положения гуманистической педагогики; гуманистическая направленность личности педагога; профессиональная мобильность педагога; благотворительность; социальная активность в профессиональной деятельности. Формы и методы занятий были подобраны в соответствии с характером работы, проводимой со слушателями. Так, были использованы следующие формы занятий: проблемная лекция, проблемный семинар, семинар-диспут, лекция- консультация, семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций, визуальная лекция, контекстно-информационная лекция, семинар-беседа. Методы были следующими: решение ситуационных задач, беседа, работа в паре, обучение в малых группах, лекция-беседа, мозговой штурм, дискуссия, групповой тренинг, диагностические методики, психологические релаксационные методы, деловая игра, кейс-метод, разыгрывание ролей. Среди упражнений на практических занятиях использовались «Разговор песнями», «Выполнение желаний», «Перевоплощение» и другие. Наиболее активное участие в процессе обучения специалисты принимали в практических занятиях: вступали в дискуссию, высказывали мнение, решали ситуационные задачи, работали в парах и малых группах, а наибольший интерес вызвали занятия, посвященные социальной активности в профессиональной деятельности и профессиональной мобильности педагога. По окончанию изучения содержания программы был предусмотрен итоговый контроль в форме написания эссе на тему «Ценностные ориентации в работе педагога приюта», с которым справились все слушатели на положительную оценку. Содержание написанных работ показало, что специалисты актуализировали для себя знания о важности ценностных установок педагога приюта и считают, что профессиональной деятельности зависит от действий самого педагога, от того, как он справляется с профессиональным выгоранием и занимается саморазвитием.
Экспериментальное исследование профессиональной компетентности педагогов приюта для детей и подростков «Дельфин» доказало эффективность проведенной работы, а именно - реализации ряда педагогических условий и апробации программы повышения квалификации. Развитие ценностных ориентаций помогло совершенствованию профессиональной компетентности педагогов социальной сферы. На этапе констатирующего эксперимента на высоком уровне сформированности компонентов профессиональной компетентности находилось лишь 20 % педагогического персонала, специалистов, отнесенных к низкому и среднему уровню, оказалось равное количество, 40 %. Контрольный же эксперимент показал, что их количество на высоком уровне увеличилось на 14 %. Показатели улучшились и на других уровнях: на среднем уровне увеличилось на 9 %, а на низком - снизилось на 23 %.
Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по формированию профессиональной компетентности педагога на основе развития его ценностных ориентаций.
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
САМОМЕНЕДЖМЕНТА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе самообразования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Управление профессиональным здоровьем педагога
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Управление развитием профессиональной компетентности воспитателей ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТА-БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



