Методические особенности организации технологии «Дебаты» на уроках английского языка в средней школе
|
Введение 4
Глава 1. ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» И ЕЕ МЕСТО В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Возрастные особенности обучения школьников
иностранным языкам 6
1.2 Понятие технологии «Дебаты» 10
1.3 Использование дебатов в обучении иностранным языкам 16
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 23
2.1 Разработка серии уроков с использованием технологии «Дебаты» 23
2.2 Апробация разработанной серии 31
2.3 Оценка результатов контрольного эксперимента и 38
методические рекомендации по организации технологии «Дебаты»
Заключение 48
Список используемой литературы 5 1
Приложения 57
Глава 1. ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» И ЕЕ МЕСТО В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Возрастные особенности обучения школьников
иностранным языкам 6
1.2 Понятие технологии «Дебаты» 10
1.3 Использование дебатов в обучении иностранным языкам 16
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 23
2.1 Разработка серии уроков с использованием технологии «Дебаты» 23
2.2 Апробация разработанной серии 31
2.3 Оценка результатов контрольного эксперимента и 38
методические рекомендации по организации технологии «Дебаты»
Заключение 48
Список используемой литературы 5 1
Приложения 57
В современном, быстроразвивающемся обществе, где нас окружает большое количество различной информации, подрастающее поколение вынуждено быть мобильным, уметь быстро адаптироваться к новым, меняющимся условиям в социуме. Перед институтами образования встает проблема формирования у учащихся качеств, которые помогли бы им научиться подстраиваться под динамичный ритм жизни, стать активными созидателями общества и реализовать себя в нем. Чтобы ученик мог достичь самореализации во внешнем мире, ему необходимо научиться взаимодействовать с этим миром, активно проявляя себя. Только так происходит самоопределение, саморазвитие и самоактуализация его личности. Поэтому в системе образования осуществляется переход к личностно-ориентированным технологиям, которые позволяют учащимся быть не пассивными слушателями на уроке, а активными участниками различного вида заданий. Одной из таких технологий является технология «Дебаты». Проблемой использования этой технологии занимались такие учёные-методисты как: С.А. Пуйман, В.В. Чечет, Е.О. Галицких, Г.А. Мейчик, Е.Н. Соловова, И.А. Зимняя. Однако на современном этапе в школе учителя редко используют данную технологию в ходе уроков, так как подготовка к ним занимает довольно много времени, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Объектом данного исследования является технология «Дебаты» как средство обучения говорению в средней школе.
Предмет исследования: методические особенности организации технологии «Дебаты» на уроках английского языка.
Цель исследования: повышение эффективности обучения говорению с использованием технологии «Дебаты» на уроках английского языка в средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить возрастные особенности обучения школьников иностранным языкам;
2) рассмотреть понятие технологии «Дебаты» и особенности ее использования на уроках английского языка;
3) разработать и апробировать серию заданий, готовящих учеников к участию в дебатах;
4) разработать методические рекомендации для проведения технологии «Дебаты» с учениками средней школы.
Для реализации исследовательских задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно¬
методической литературы) и диагностические (проведение констатирующего эксперимента для выявления уровня владения иностранным языком, проведение формирующего эксперимента, в котором была разработана и апробирована серия уроков на подготовку к проведению технологии «Дебаты», а также контрольный эксперимент, целью которого являлось выявление влияния проведенной серии уроков к способности учащихся вступать в полилогическое общение).
Методологическую основу исследования составляют труды С.А. Пуйман, В.В. Чечет, Е.О. Галицких, Г.А. Мейчик, Е.Н. Солововой, И.А. Зимней.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования данной работы в государственной школе, в среднем звене.
Структура работы соответствует логике и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Объектом данного исследования является технология «Дебаты» как средство обучения говорению в средней школе.
Предмет исследования: методические особенности организации технологии «Дебаты» на уроках английского языка.
Цель исследования: повышение эффективности обучения говорению с использованием технологии «Дебаты» на уроках английского языка в средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить возрастные особенности обучения школьников иностранным языкам;
2) рассмотреть понятие технологии «Дебаты» и особенности ее использования на уроках английского языка;
3) разработать и апробировать серию заданий, готовящих учеников к участию в дебатах;
4) разработать методические рекомендации для проведения технологии «Дебаты» с учениками средней школы.
Для реализации исследовательских задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно¬
методической литературы) и диагностические (проведение констатирующего эксперимента для выявления уровня владения иностранным языком, проведение формирующего эксперимента, в котором была разработана и апробирована серия уроков на подготовку к проведению технологии «Дебаты», а также контрольный эксперимент, целью которого являлось выявление влияния проведенной серии уроков к способности учащихся вступать в полилогическое общение).
Методологическую основу исследования составляют труды С.А. Пуйман, В.В. Чечет, Е.О. Галицких, Г.А. Мейчик, Е.Н. Солововой, И.А. Зимней.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования данной работы в государственной школе, в среднем звене.
Структура работы соответствует логике и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итог нашему исследованию, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, были изучены возрастные особенности девятиклассников и как они влияют на изучение иностранного языка. У учащихся девятых классов в этот период меняется ведущий тип деятельности с межличностного общения на самоопределение в жизни. Это способствует более вдумчивому изучению иностранного языка. Также в этом возрасте одни подростки начинают проявлять взрослость, агрессивно себя вести со старшими, они не терпят критики в свой адрес и совершают поступки назло. Другие же стараются подражать взрослым в принятии важных решений, выборе будущей профессии и попытке заработать деньги.
Во-вторых, было рассмотрено понятие технологии «Дебаты» и особенности ее использования на уроках английского языка. Под дебатами понимают «систему формализованных дискуссий на актуальные темы, в которых команды «за» и «против» выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри (судей) в своей правоте и риторическом опыте». Использование данной технологии позволяет решать обучающие, развивающие, воспитательные и коммуникативные задачи, позволяет учащимся тренироваться выступать публично, а также развивает их мировоззрение через изучение чужой культуры и ее принятие.
В-третьих, была разработана и апробирована серия заданий, готовящих учеников к участию в дебатах. Практическая часть исследования проводилась на базе МБУ «Школа №3», в нём принимали участие учащиеся 9 А и Б класса.
На первом этапе исследования был проведён констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявить уровень владения навыками аудирования, говорения, общую готовность вступать в диалог. В результате проведения данного эксперимента было выявлено, что в 9 А классе пять человек из десяти присутствующих с заданием не справилось, трое справились частично, а полностью - только два человека. В 9 Б классе с заданием из десяти присутствующих не справились два человека, частично - трое, а остальные пятеро - полностью справились. Таким образом, было выявлено то, что учащиеся не могут вступать в полилогическое общение, свободно высказывать свои мысли и суждения без тщательной подготовки.
На втором этапе исследования был проведён формирующий эксперимент, целью которого было - разработать и апробировать серию уроков, направленных на подготовку учащихся к участию в дебатах. С учащимися была проведена серия заданий, которые целенаправленно применялись для подготовки учащихся к проведению данной технологии. Эти задания были нацелены на формирование навыков чтения, письма, перевод, аудирования и, в первую очередь, говорения.
На заключительном этапе был проведён контрольный эксперимент, целью которого было выявить готовность учеников к участию в дебатах на английском языке. Были организованы дебаты на тему «Деньги - самое важное в жизни». В результате проведения данной технологии можно увидеть, что критерий «понимание задания (перевод)» повысился на 70% у 9 А и на 50% у 9 Б. Пункт «Составление вопросов» повысился у 9 А на 70%, а у 9 Б на 30%. Критерий «Понимание речи партнера» повысился у 9 А на 40%, а у 9 Б на 50%. А пункты «Составление высказывания» и «Активность» остались на том же уровне у обоих классов. Результаты контрольного эксперимента показали, что подготовительные упражнения частично помогли учащимся повысить свои навыки чтения, перевода, письма и аудирования, а навык говорения - нет.
В-четвертых, были разработаны методические рекомендации для проведения технологии «Дебаты» с учениками средней школы. Рекомендации заключаются в том, что тема для учащихся должна быть интересна, лучше всего, чтобы они ее выбрали сами. Далее учителю самому необходимо продумать варианты поиска аргументов и после этого дать учащимся упражнения на изучение всех лексических единиц, грамматических конструкций, языковых клише, которые могут быть использованы в ходе дебатов.
Таким образом, мы можем сказать, что все задачи нашего исследования были решены, а значит цель исследования «повышение эффективности обучения говорению с использованием технологии «Дебаты» на уроках английского языка в средней школе» была достигнута.
Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения возможностей использования данной технологии на различных этапах изучения иностранного языка в средней школе.
Во-первых, были изучены возрастные особенности девятиклассников и как они влияют на изучение иностранного языка. У учащихся девятых классов в этот период меняется ведущий тип деятельности с межличностного общения на самоопределение в жизни. Это способствует более вдумчивому изучению иностранного языка. Также в этом возрасте одни подростки начинают проявлять взрослость, агрессивно себя вести со старшими, они не терпят критики в свой адрес и совершают поступки назло. Другие же стараются подражать взрослым в принятии важных решений, выборе будущей профессии и попытке заработать деньги.
Во-вторых, было рассмотрено понятие технологии «Дебаты» и особенности ее использования на уроках английского языка. Под дебатами понимают «систему формализованных дискуссий на актуальные темы, в которых команды «за» и «против» выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри (судей) в своей правоте и риторическом опыте». Использование данной технологии позволяет решать обучающие, развивающие, воспитательные и коммуникативные задачи, позволяет учащимся тренироваться выступать публично, а также развивает их мировоззрение через изучение чужой культуры и ее принятие.
В-третьих, была разработана и апробирована серия заданий, готовящих учеников к участию в дебатах. Практическая часть исследования проводилась на базе МБУ «Школа №3», в нём принимали участие учащиеся 9 А и Б класса.
На первом этапе исследования был проведён констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявить уровень владения навыками аудирования, говорения, общую готовность вступать в диалог. В результате проведения данного эксперимента было выявлено, что в 9 А классе пять человек из десяти присутствующих с заданием не справилось, трое справились частично, а полностью - только два человека. В 9 Б классе с заданием из десяти присутствующих не справились два человека, частично - трое, а остальные пятеро - полностью справились. Таким образом, было выявлено то, что учащиеся не могут вступать в полилогическое общение, свободно высказывать свои мысли и суждения без тщательной подготовки.
На втором этапе исследования был проведён формирующий эксперимент, целью которого было - разработать и апробировать серию уроков, направленных на подготовку учащихся к участию в дебатах. С учащимися была проведена серия заданий, которые целенаправленно применялись для подготовки учащихся к проведению данной технологии. Эти задания были нацелены на формирование навыков чтения, письма, перевод, аудирования и, в первую очередь, говорения.
На заключительном этапе был проведён контрольный эксперимент, целью которого было выявить готовность учеников к участию в дебатах на английском языке. Были организованы дебаты на тему «Деньги - самое важное в жизни». В результате проведения данной технологии можно увидеть, что критерий «понимание задания (перевод)» повысился на 70% у 9 А и на 50% у 9 Б. Пункт «Составление вопросов» повысился у 9 А на 70%, а у 9 Б на 30%. Критерий «Понимание речи партнера» повысился у 9 А на 40%, а у 9 Б на 50%. А пункты «Составление высказывания» и «Активность» остались на том же уровне у обоих классов. Результаты контрольного эксперимента показали, что подготовительные упражнения частично помогли учащимся повысить свои навыки чтения, перевода, письма и аудирования, а навык говорения - нет.
В-четвертых, были разработаны методические рекомендации для проведения технологии «Дебаты» с учениками средней школы. Рекомендации заключаются в том, что тема для учащихся должна быть интересна, лучше всего, чтобы они ее выбрали сами. Далее учителю самому необходимо продумать варианты поиска аргументов и после этого дать учащимся упражнения на изучение всех лексических единиц, грамматических конструкций, языковых клише, которые могут быть использованы в ходе дебатов.
Таким образом, мы можем сказать, что все задачи нашего исследования были решены, а значит цель исследования «повышение эффективности обучения говорению с использованием технологии «Дебаты» на уроках английского языка в средней школе» была достигнута.
Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения возможностей использования данной технологии на различных этапах изучения иностранного языка в средней школе.
Подобные работы
- Использование аутентичной телевизионной рекламы для организации дискуссии на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ ПА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Использование кейс-метода на уроке иностранного языка на ступени основного общего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - ДИСКУССИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКА ГОВОРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2024 - Монологическая речь в формировании дискурсивной компетенции школьника при обучении английскому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Информационно-коммуникативные технологии как средство повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИОННОГО ОБЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



