Театральная рецензия для молодежной аудитории (творческая работа)
|
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА I. ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ В СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СМИ 10
1.1 Жанровые характеристики рецензии как жанра журналистики 10
1.2 Особенности театральной рецензии, адресованной молодежной аудитории 22
ГЛАВА II. АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ В ЖАНРЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ РЕЦЕНЗИИ 31
2.1 Цикл авторских театральных рецензий по спектаклям, показанным в г.Тольятти 31
2.2 Жанровый анализ авторских театральных рецензий 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ГЛАВА I. ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ В СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СМИ 10
1.1 Жанровые характеристики рецензии как жанра журналистики 10
1.2 Особенности театральной рецензии, адресованной молодежной аудитории 22
ГЛАВА II. АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ В ЖАНРЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ РЕЦЕНЗИИ 31
2.1 Цикл авторских театральных рецензий по спектаклям, показанным в г.Тольятти 31
2.2 Жанровый анализ авторских театральных рецензий 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
В последнее время все чаще появляются публикации, посвященные анализу современного состояния общества, характеризующимся кризисом нравственности и духовности. Часто в публикациях на эту тему затрагивают вопрос «обнищания культуры», как в прямом, так и в переносном смысле. Безыдейность, доминирование формы над содержанием, отсутствие смысловой нагрузки в современных художественных произведениях дают почву для искусствоведческих исследований. Однако, тяга к потреблению искусства у общества высока и обусловлена этетическими потребностями человека. При этом аудитория нуждается в посреднике, который смог бы раскрыть глубинные смыслы произведения, показать все его положительные и отрицательные стороны, дать объективную оценку результату творческой деятельности. Эти функции выполняет критика.
Говоря о критике культуры, важно отметить, что она имеет дело с вторичной реальностью, которая оказывает влияние и на рецензента, и на читателя. Качественная рецензия, выполняющая культуроформирующую и культурно-просветительскую функции, обладает потенциалом по преодолению культурного кризиса. Особенно это становится актуально, если аудитория рецензии - молодежь.
Театральная рецензия, когда-то найдя пристанище в специализированных изданиях, на сегодняшний день снова покидает их и перебирается на страницы доступные массовому читателю как в периодике, так и в интернете. Рост интереса к этому жанру обуславливается интересом к театру как искусству. При этом следует отметить, что теоретическое осмысление театральной рецензии как жанра заметно отстает и не дает представления о его положении в системе жанров, о его трансформации на современном этапе развития, о характеристиках текста, составляющих жанровую основу.
Еще хуже дело обстоит с исследованиями, посвященными особенностям театральной рецензии, направленной на молодежную аудиторию. Не секрет, что процент молодежи, посещающий театр, сегодня не высок. При этом театры, особенно провинциальные, заинтересованы в привлечении именно этого зрителя в театральные залы. Необходимость осмысления специфики театральной рецензии, направленной на молодежную аудиторию обуславливает актуальность данной работы.
Объектом данного исследования являются театральная рецензия как жанр журналистики. Предметом - цикл авторских театральных рецензий, адресованный молодежной аудитории.
Целью работы является создание цикла театральных рецензий, адресованных молодежной аудитории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) обобщить имеющиеся в научной литературе сведения о жанре рецензии;
2) изучить научные публикации, посвященные молодежи как особой группе аудитории СМИ;
3) создать цикл авторских публикаций в жанре театральной рецензии;
4) провести анализ собственных театральных рецензий
Теоретико-методологическую базу составляют исследования, посвященные жанру рецензия и его специфике А.А. Тертычного, А.И. Сокова, Н.Г. Богданова, Б.А. Вяземского, В.В. Учёновой, Ю.А. Крикунова, Т.И. Синдеевой, Е.Н. Остовича, Е.А. Набиевой. Сторонники взгляда на рецензируемый объект с точки зрения оценки и ее структуры: О.С Ахманова, Н.И. Клушина, А.А. Ивин. Исследователи явления рецензии как критического отзыва: Б.Ф. Егорова, Л.С. Выгодский, а также рассматривающие такую особенность жанра рецензии, как своеобразие факта: Л.Е. Кройчик, Л.Ю. Иванов, А.П. Сковородников, Е.Н. Ширяев, относящих рецензию к жанровой системе журналистики: В.М. Горохов, М.С. Черепахов, а также рассматривающие ее как литературно-критический жанр: Н.Ф. Бельчиков, А.Г. Бочаров, Т.А. Курышева и других авторов. Исследованию жанра театральной рецензии свои работы посвятили А.С. Шевченко, Е.А. Набиева, М.Ю. Дмитриевская и другие авторы. Молодежь как особую группу и аудиторию СМИ рассматривают В.А. Бобров, И.В. Жилавская, М.Е. Аникина, А.А. Рассадина, О.В. Гребенникова, А.Н. Пархоменко.
В работе были использованы следующие методы: использование интегративного метода позволило нам осуществить соединение знаний из различных областей в единую методику практического действия. В основе нашей работы лежат системный и динамический подходы, которые реализуются как при осмыслении проблемы, так и при анализе публикаций. При подготовке цикла театральных рецензий использовались теоретические и эмпирические методы сбора информации: проработка документов, наблюдение, сопоставление, анализ. При анализе собственных публикаций использовался семантико-синтаксический и прагматический анализы.
Эмпирическую базу работы составляют публикации в изданиях «Театрал», «Петербургский театральный журнал», «Театральная афиша», сайты «Театральный смотритель», «Colta.ru», «Кино-театр.ру» и авторские публикации в молодежной газете «Тольяттинский университет» и на сайте молодежного медиахолдинга ТГУ «Есть talk!».
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в практической деятельности при работе над публикациями в жанре театральной рецензии, а также при разработке учебных курсов, посвященных жанрам журналистики.
Цель и задачи определяют структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Во введении определяются цели, задачи, актуальность, предмет, объект, практическая значимость исследования. В первой главе «Театральная рецензия в современных СМИ» рассматриваются все аспекты и специфика жанра театральной рецензии и современные требования к ней. Также раскрывается специфика молодежной аудитории СМИ. Во второй главе «Авторские публикации в жанре театральной рецензии» описывается процесс работы над публикациями и представлены авторские театральные рецензии. Кроме того, в этой главе представлен анализ публикаций. В заключении делаются выводы по результатам работы.
Говоря о критике культуры, важно отметить, что она имеет дело с вторичной реальностью, которая оказывает влияние и на рецензента, и на читателя. Качественная рецензия, выполняющая культуроформирующую и культурно-просветительскую функции, обладает потенциалом по преодолению культурного кризиса. Особенно это становится актуально, если аудитория рецензии - молодежь.
Театральная рецензия, когда-то найдя пристанище в специализированных изданиях, на сегодняшний день снова покидает их и перебирается на страницы доступные массовому читателю как в периодике, так и в интернете. Рост интереса к этому жанру обуславливается интересом к театру как искусству. При этом следует отметить, что теоретическое осмысление театральной рецензии как жанра заметно отстает и не дает представления о его положении в системе жанров, о его трансформации на современном этапе развития, о характеристиках текста, составляющих жанровую основу.
Еще хуже дело обстоит с исследованиями, посвященными особенностям театральной рецензии, направленной на молодежную аудиторию. Не секрет, что процент молодежи, посещающий театр, сегодня не высок. При этом театры, особенно провинциальные, заинтересованы в привлечении именно этого зрителя в театральные залы. Необходимость осмысления специфики театральной рецензии, направленной на молодежную аудиторию обуславливает актуальность данной работы.
Объектом данного исследования являются театральная рецензия как жанр журналистики. Предметом - цикл авторских театральных рецензий, адресованный молодежной аудитории.
Целью работы является создание цикла театральных рецензий, адресованных молодежной аудитории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) обобщить имеющиеся в научной литературе сведения о жанре рецензии;
2) изучить научные публикации, посвященные молодежи как особой группе аудитории СМИ;
3) создать цикл авторских публикаций в жанре театральной рецензии;
4) провести анализ собственных театральных рецензий
Теоретико-методологическую базу составляют исследования, посвященные жанру рецензия и его специфике А.А. Тертычного, А.И. Сокова, Н.Г. Богданова, Б.А. Вяземского, В.В. Учёновой, Ю.А. Крикунова, Т.И. Синдеевой, Е.Н. Остовича, Е.А. Набиевой. Сторонники взгляда на рецензируемый объект с точки зрения оценки и ее структуры: О.С Ахманова, Н.И. Клушина, А.А. Ивин. Исследователи явления рецензии как критического отзыва: Б.Ф. Егорова, Л.С. Выгодский, а также рассматривающие такую особенность жанра рецензии, как своеобразие факта: Л.Е. Кройчик, Л.Ю. Иванов, А.П. Сковородников, Е.Н. Ширяев, относящих рецензию к жанровой системе журналистики: В.М. Горохов, М.С. Черепахов, а также рассматривающие ее как литературно-критический жанр: Н.Ф. Бельчиков, А.Г. Бочаров, Т.А. Курышева и других авторов. Исследованию жанра театральной рецензии свои работы посвятили А.С. Шевченко, Е.А. Набиева, М.Ю. Дмитриевская и другие авторы. Молодежь как особую группу и аудиторию СМИ рассматривают В.А. Бобров, И.В. Жилавская, М.Е. Аникина, А.А. Рассадина, О.В. Гребенникова, А.Н. Пархоменко.
В работе были использованы следующие методы: использование интегративного метода позволило нам осуществить соединение знаний из различных областей в единую методику практического действия. В основе нашей работы лежат системный и динамический подходы, которые реализуются как при осмыслении проблемы, так и при анализе публикаций. При подготовке цикла театральных рецензий использовались теоретические и эмпирические методы сбора информации: проработка документов, наблюдение, сопоставление, анализ. При анализе собственных публикаций использовался семантико-синтаксический и прагматический анализы.
Эмпирическую базу работы составляют публикации в изданиях «Театрал», «Петербургский театральный журнал», «Театральная афиша», сайты «Театральный смотритель», «Colta.ru», «Кино-театр.ру» и авторские публикации в молодежной газете «Тольяттинский университет» и на сайте молодежного медиахолдинга ТГУ «Есть talk!».
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в практической деятельности при работе над публикациями в жанре театральной рецензии, а также при разработке учебных курсов, посвященных жанрам журналистики.
Цель и задачи определяют структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Во введении определяются цели, задачи, актуальность, предмет, объект, практическая значимость исследования. В первой главе «Театральная рецензия в современных СМИ» рассматриваются все аспекты и специфика жанра театральной рецензии и современные требования к ней. Также раскрывается специфика молодежной аудитории СМИ. Во второй главе «Авторские публикации в жанре театральной рецензии» описывается процесс работы над публикациями и представлены авторские театральные рецензии. Кроме того, в этой главе представлен анализ публикаций. В заключении делаются выводы по результатам работы.
Современная театральная рецензия как жанр журналистики отличается размытостью жанровых границ. По типам рецензии делятся на гранд-рецензии и мини-рецензии. Также рецензии подразделяются на поли - и монорецензии - в зависимости от числа анализируемых объектов. По теме выделяются кино-, книжные, театральные, рецензию на выставку, фестиваль и другие. Среди отличительных от других жанров черт, в рецензии можно выделить «эстетическое» начало. Рецензия относится ко вторичным текстам, созданным на базе другого текста и сохраняющем его основное содержание. Предметом отображения в рецензии является наиболее выдающиеся новинки в мире искусства. Данный жанр помогает читателю оценить качество продукта искусства.
Для того чтобы судить о качестве театральной рецензии, необходимо придерживаться обоснованных критериев оценки. Она включает не только соответствие жанровым признакам, но и ряд других аспектов: ясность рецензии по форме и содержанию, доступность для читателей, слушателей, зрителей. Анализ, как основной компонент рецензии, должен быть объективным и всесторонним. Ошибкой является пересказ сюжетных линий произведения, но он допускается, если будет органично вплетен в анализ.
Для молодежной аудитории рецензия как публикация, повышающая их образовательный и культурный уровень, является актуальной. Молодежь предпочитает Интернет-СМИ, поэтому важным является размещение рецензии в специализирующемся на данной группе аудитории издании в Интернете. Информация должна быть визуальная, содержащая яркие образы и сопровождаемая текстами, содержащими точные факты и события. При этом для данной категории аудитории важной является эмоциональная сторона текста, воздействующая на читателя.
Опираясь на теоретические положения, был разработан, написан и опубликован цикл театральных рецензий на спектакли, показанных на различных площадках г. Тольятти. Стараясь показать разные театры с разными подходами к решению творческих задач, автор представил в рецензиях спектакли как профессиональных, так и любительских коллективов, как столичных, так и городских авторов. Все они были опубликованы в молодежных изданиях - газете «Тольяттинский университет» и сайте молодежного медиахолдинга ТГУ «Есть talk!».
Далее был проведен анализ публикаций семантико-синтаксической и прагматической сторон текстов. В результате анализа были сделаны следующие выводы: все тексты, посвященные спектаклям, привязаны к определенному событию - премьера, гастроли, экспериментальный показ, что указывает на их актуальность - важное свойство работы с текстом для молодежной аудитории.
Рабочая и опорная идеи по ходу работы над циклом театральных рецензий, становятся в тексте более явными и заметными. Автору постепенно удается видеть и раскрывать в тексте глубинные режиссерские замыслы, идеи, которые не лежат на поверхности, что важно для качественной театральной рецензии.
Глубина разработки темы связана с объемом текста. Видно, например, что рецензия на спектакль «Женщины», почти в два раза больше текста рецензии на спектакль «Король забавляется». Это также имеет значение при выборе СМИ: в этом плане Интернет оказался более предпочтительной для публикации молодежных театральных рецензий площадкой.
В плане композиции, тексты не претерпели серьезных изменений: автор, следуя хронологии событий, раскрывает суть происходящего на сцене, добавляя характеристику средств художественной выразительности спектакля.
Все спектакли имеют в своей основе проблему, но автором она формулироваться начала только в последних рецензиях. Так, в тексте «Детство - лучшая пора?» указано, что есть некий конфликт, но автор текста остается сторонним наблюдателем, не принимая ни одну из сторон.
Возросло качество аргументирования. Если в первом тексте «Детство - лучшая пора?» сделан акцент на эмоциональной стороне спектакля и почти нет качественного анализа и системы аргументации, то в последующих рецензиях - «Западающая «п», «Чеховские женщины», авторский взгляд на спектакль аргументируется.
Преобладающим видом информации в текстах, посвященных спектаклю, остался дескриптивный вид. Структура текста также не претерпела изменений. Автор опирается на оригинальные литературные и музыкальные произведения, по которым был срежиссирован спектакль, но не приводит более никаких других ссылок на источники.
Журналистский образ претерпел изменения. Из стороннего наблюдателя автор превратился в заинтересованного зрителя с критическим взглядом на замысел спектакля.
По мере приобретения опыта написания текстов рецензий, автор стал больше обращать внимание на все выразительные средства театрального искусства: темпо-ритм спектакля, работу актеров (чему поначалу уделялось мало внимания даже на уровне указания имен и фамилий), музыкальное оформление, костюмы и сценография.
С точки зрения прагматики, все тексты оказались релевантными, декодирируемыми, актуальными и общеполезными.
Таким образом, постепенно тексты из «содержащих элементы театральной критики» переходят в сторону театральных рецензий. В ходе работы автор приобрел навыки считывания глубинного смысла спектакля, аналитического восприятия. Поработал над аргументацией своей точки зрения и журналистским образом в тексте в целом.
Для того чтобы судить о качестве театральной рецензии, необходимо придерживаться обоснованных критериев оценки. Она включает не только соответствие жанровым признакам, но и ряд других аспектов: ясность рецензии по форме и содержанию, доступность для читателей, слушателей, зрителей. Анализ, как основной компонент рецензии, должен быть объективным и всесторонним. Ошибкой является пересказ сюжетных линий произведения, но он допускается, если будет органично вплетен в анализ.
Для молодежной аудитории рецензия как публикация, повышающая их образовательный и культурный уровень, является актуальной. Молодежь предпочитает Интернет-СМИ, поэтому важным является размещение рецензии в специализирующемся на данной группе аудитории издании в Интернете. Информация должна быть визуальная, содержащая яркие образы и сопровождаемая текстами, содержащими точные факты и события. При этом для данной категории аудитории важной является эмоциональная сторона текста, воздействующая на читателя.
Опираясь на теоретические положения, был разработан, написан и опубликован цикл театральных рецензий на спектакли, показанных на различных площадках г. Тольятти. Стараясь показать разные театры с разными подходами к решению творческих задач, автор представил в рецензиях спектакли как профессиональных, так и любительских коллективов, как столичных, так и городских авторов. Все они были опубликованы в молодежных изданиях - газете «Тольяттинский университет» и сайте молодежного медиахолдинга ТГУ «Есть talk!».
Далее был проведен анализ публикаций семантико-синтаксической и прагматической сторон текстов. В результате анализа были сделаны следующие выводы: все тексты, посвященные спектаклям, привязаны к определенному событию - премьера, гастроли, экспериментальный показ, что указывает на их актуальность - важное свойство работы с текстом для молодежной аудитории.
Рабочая и опорная идеи по ходу работы над циклом театральных рецензий, становятся в тексте более явными и заметными. Автору постепенно удается видеть и раскрывать в тексте глубинные режиссерские замыслы, идеи, которые не лежат на поверхности, что важно для качественной театральной рецензии.
Глубина разработки темы связана с объемом текста. Видно, например, что рецензия на спектакль «Женщины», почти в два раза больше текста рецензии на спектакль «Король забавляется». Это также имеет значение при выборе СМИ: в этом плане Интернет оказался более предпочтительной для публикации молодежных театральных рецензий площадкой.
В плане композиции, тексты не претерпели серьезных изменений: автор, следуя хронологии событий, раскрывает суть происходящего на сцене, добавляя характеристику средств художественной выразительности спектакля.
Все спектакли имеют в своей основе проблему, но автором она формулироваться начала только в последних рецензиях. Так, в тексте «Детство - лучшая пора?» указано, что есть некий конфликт, но автор текста остается сторонним наблюдателем, не принимая ни одну из сторон.
Возросло качество аргументирования. Если в первом тексте «Детство - лучшая пора?» сделан акцент на эмоциональной стороне спектакля и почти нет качественного анализа и системы аргументации, то в последующих рецензиях - «Западающая «п», «Чеховские женщины», авторский взгляд на спектакль аргументируется.
Преобладающим видом информации в текстах, посвященных спектаклю, остался дескриптивный вид. Структура текста также не претерпела изменений. Автор опирается на оригинальные литературные и музыкальные произведения, по которым был срежиссирован спектакль, но не приводит более никаких других ссылок на источники.
Журналистский образ претерпел изменения. Из стороннего наблюдателя автор превратился в заинтересованного зрителя с критическим взглядом на замысел спектакля.
По мере приобретения опыта написания текстов рецензий, автор стал больше обращать внимание на все выразительные средства театрального искусства: темпо-ритм спектакля, работу актеров (чему поначалу уделялось мало внимания даже на уровне указания имен и фамилий), музыкальное оформление, костюмы и сценография.
С точки зрения прагматики, все тексты оказались релевантными, декодирируемыми, актуальными и общеполезными.
Таким образом, постепенно тексты из «содержащих элементы театральной критики» переходят в сторону театральных рецензий. В ходе работы автор приобрел навыки считывания глубинного смысла спектакля, аналитического восприятия. Поработал над аргументацией своей точки зрения и журналистским образом в тексте в целом.
Подобные работы
- Мультимедийная музыкальная рецензия в молодежном СМИ (творческая работа)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Региональные театральные практики на материале Красноярского театра юного зрителя в 2014-2016 гг.
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Театральная критика в новых медиа
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Авторский проект о театре в сетевом издании «Молодежный медиахолдинг “Есть talk!”» (творческая работа)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФУНКЦИОНАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛОВ О ТЕАТРЕ (НА
ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЙ: «ТЕАТР.», «ТЕАТРАЛ», «ТЕАТРАЛЬНАЯ
АФИША»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЮЗов СФО
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Трансформация жанра кинорецензии в условиях дигитализации
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Рекламные коммуникации в продвижении брендов поп-музыки
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - КУЛЬТУРНАЯ ТЕМАТИКА НА СТРАНИЦАХ ОБЛАСТНОГО ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА (ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ В ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ
«ВЕДОМОСТИ НСО» г НОВОСИБИРСК)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2024



