ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА I. ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ В СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СМИ 10
1.1 Жанровые характеристики рецензии как жанра журналистики 10
1.2 Особенности театральной рецензии, адресованной молодежной аудитории 22
ГЛАВА II. АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ В ЖАНРЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ РЕЦЕНЗИИ 31
2.1 Цикл авторских театральных рецензий по спектаклям, показанным в г.Тольятти 31
2.2 Жанровый анализ авторских театральных рецензий 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
В последнее время все чаще появляются публикации, посвященные анализу современного состояния общества, характеризующимся кризисом нравственности и духовности. Часто в публикациях на эту тему затрагивают вопрос «обнищания культуры», как в прямом, так и в переносном смысле. Безыдейность, доминирование формы над содержанием, отсутствие смысловой нагрузки в современных художественных произведениях дают почву для искусствоведческих исследований. Однако, тяга к потреблению искусства у общества высока и обусловлена этетическими потребностями человека. При этом аудитория нуждается в посреднике, который смог бы раскрыть глубинные смыслы произведения, показать все его положительные и отрицательные стороны, дать объективную оценку результату творческой деятельности. Эти функции выполняет критика.
Говоря о критике культуры, важно отметить, что она имеет дело с вторичной реальностью, которая оказывает влияние и на рецензента, и на читателя. Качественная рецензия, выполняющая культуроформирующую и культурно-просветительскую функции, обладает потенциалом по преодолению культурного кризиса. Особенно это становится актуально, если аудитория рецензии - молодежь.
Театральная рецензия, когда-то найдя пристанище в специализированных изданиях, на сегодняшний день снова покидает их и перебирается на страницы доступные массовому читателю как в периодике, так и в интернете. Рост интереса к этому жанру обуславливается интересом к театру как искусству. При этом следует отметить, что теоретическое осмысление театральной рецензии как жанра заметно отстает и не дает представления о его положении в системе жанров, о его трансформации на современном этапе развития, о характеристиках текста, составляющих жанровую основу.
Еще хуже дело обстоит с исследованиями, посвященными особенностям театральной рецензии, направленной на молодежную аудиторию. Не секрет, что процент молодежи, посещающий театр, сегодня не высок. При этом театры, особенно провинциальные, заинтересованы в привлечении именно этого зрителя в театральные залы. Необходимость осмысления специфики театральной рецензии, направленной на молодежную аудиторию обуславливает актуальность данной работы.
Объектом данного исследования являются театральная рецензия как жанр журналистики. Предметом - цикл авторских театральных рецензий, адресованный молодежной аудитории.
Целью работы является создание цикла театральных рецензий, адресованных молодежной аудитории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) обобщить имеющиеся в научной литературе сведения о жанре рецензии;
2) изучить научные публикации, посвященные молодежи как особой группе аудитории СМИ;
3) создать цикл авторских публикаций в жанре театральной рецензии;
4) провести анализ собственных театральных рецензий
Теоретико-методологическую базу составляют исследования, посвященные жанру рецензия и его специфике А.А. Тертычного, А.И. Сокова, Н.Г. Богданова, Б.А. Вяземского, В.В. Учёновой, Ю.А. Крикунова, Т.И. Синдеевой, Е.Н. Остовича, Е.А. Набиевой. Сторонники взгляда на рецензируемый объект с точки зрения оценки и ее структуры: О.С Ахманова, Н.И. Клушина, А.А. Ивин. Исследователи явления рецензии как критического отзыва: Б.Ф. Егорова, Л.С. Выгодский, а также рассматривающие такую особенность жанра рецензии, как своеобразие факта: Л.Е. Кройчик, Л.Ю. Иванов, А.П. Сковородников, Е.Н. Ширяев, относящих рецензию к жанровой системе журналистики: В.М. Горохов, М.С. Черепахов, а также рассматривающие ее как литературно-критический жанр: Н.Ф. Бельчиков, А.Г. Бочаров, Т.А. Курышева и других авторов. Исследованию жанра театральной рецензии свои работы посвятили А.С. Шевченко, Е.А. Набиева, М.Ю. Дмитриевская и другие авторы. Молодежь как особую группу и аудиторию СМИ рассматривают В.А. Бобров, И.В. Жилавская, М.Е. Аникина, А.А. Рассадина, О.В. Гребенникова, А.Н. Пархоменко.
В работе были использованы следующие методы: использование интегративного метода позволило нам осуществить соединение знаний из различных областей в единую методику практического действия. В основе нашей работы лежат системный и динамический подходы, которые реализуются как при осмыслении проблемы, так и при анализе публикаций. При подготовке цикла театральных рецензий использовались теоретические и эмпирические методы сбора информации: проработка документов, наблюдение, сопоставление, анализ. При анализе собственных публикаций использовался семантико-синтаксический и прагматический анализы.
Эмпирическую базу работы составляют публикации в изданиях «Театрал», «Петербургский театральный журнал», «Театральная афиша», сайты «Театральный смотритель», «Colta.ru», «Кино-театр.ру» и авторские публикации в молодежной газете «Тольяттинский университет» и на сайте молодежного медиахолдинга ТГУ «Есть talk!».
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в практической деятельности при работе над публикациями в жанре театральной рецензии, а также при разработке учебных курсов, посвященных жанрам журналистики.
Цель и задачи определяют структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Во введении определяются цели, задачи, актуальность, предмет, объект, практическая значимость исследования. В первой главе «Театральная рецензия в современных СМИ» рассматриваются все аспекты и специфика жанра театральной рецензии и современные требования к ней. Также раскрывается специфика молодежной аудитории СМИ. Во второй главе «Авторские публикации в жанре театральной рецензии» описывается процесс работы над публикациями и представлены авторские театральные рецензии. Кроме того, в этой главе представлен анализ публикаций. В заключении делаются выводы по результатам работы.
Современная театральная рецензия как жанр журналистики отличается размытостью жанровых границ. По типам рецензии делятся на гранд-рецензии и мини-рецензии. Также рецензии подразделяются на поли - и монорецензии - в зависимости от числа анализируемых объектов. По теме выделяются кино-, книжные, театральные, рецензию на выставку, фестиваль и другие. Среди отличительных от других жанров черт, в рецензии можно выделить «эстетическое» начало. Рецензия относится ко вторичным текстам, созданным на базе другого текста и сохраняющем его основное содержание. Предметом отображения в рецензии является наиболее выдающиеся новинки в мире искусства. Данный жанр помогает читателю оценить качество продукта искусства.
Для того чтобы судить о качестве театральной рецензии, необходимо придерживаться обоснованных критериев оценки. Она включает не только соответствие жанровым признакам, но и ряд других аспектов: ясность рецензии по форме и содержанию, доступность для читателей, слушателей, зрителей. Анализ, как основной компонент рецензии, должен быть объективным и всесторонним. Ошибкой является пересказ сюжетных линий произведения, но он допускается, если будет органично вплетен в анализ.
Для молодежной аудитории рецензия как публикация, повышающая их образовательный и культурный уровень, является актуальной. Молодежь предпочитает Интернет-СМИ, поэтому важным является размещение рецензии в специализирующемся на данной группе аудитории издании в Интернете. Информация должна быть визуальная, содержащая яркие образы и сопровождаемая текстами, содержащими точные факты и события. При этом для данной категории аудитории важной является эмоциональная сторона текста, воздействующая на читателя.
Опираясь на теоретические положения, был разработан, написан и опубликован цикл театральных рецензий на спектакли, показанных на различных площадках г. Тольятти. Стараясь показать разные театры с разными подходами к решению творческих задач, автор представил в рецензиях спектакли как профессиональных, так и любительских коллективов, как столичных, так и городских авторов. Все они были опубликованы в молодежных изданиях - газете «Тольяттинский университет» и сайте молодежного медиахолдинга ТГУ «Есть talk!».
Далее был проведен анализ публикаций семантико-синтаксической и прагматической сторон текстов. В результате анализа были сделаны следующие выводы: все тексты, посвященные спектаклям, привязаны к определенному событию - премьера, гастроли, экспериментальный показ, что указывает на их актуальность - важное свойство работы с текстом для молодежной аудитории.
Рабочая и опорная идеи по ходу работы над циклом театральных рецензий, становятся в тексте более явными и заметными. Автору постепенно удается видеть и раскрывать в тексте глубинные режиссерские замыслы, идеи, которые не лежат на поверхности, что важно для качественной театральной рецензии.
Глубина разработки темы связана с объемом текста. Видно, например, что рецензия на спектакль «Женщины», почти в два раза больше текста рецензии на спектакль «Король забавляется». Это также имеет значение при выборе СМИ: в этом плане Интернет оказался более предпочтительной для публикации молодежных театральных рецензий площадкой.
В плане композиции, тексты не претерпели серьезных изменений: автор, следуя хронологии событий, раскрывает суть происходящего на сцене, добавляя характеристику средств художественной выразительности спектакля.
Все спектакли имеют в своей основе проблему, но автором она формулироваться начала только в последних рецензиях. Так, в тексте «Детство - лучшая пора?» указано, что есть некий конфликт, но автор текста остается сторонним наблюдателем, не принимая ни одну из сторон.
Возросло качество аргументирования. Если в первом тексте «Детство - лучшая пора?» сделан акцент на эмоциональной стороне спектакля и почти нет качественного анализа и системы аргументации, то в последующих рецензиях - «Западающая «п», «Чеховские женщины», авторский взгляд на спектакль аргументируется.
Преобладающим видом информации в текстах, посвященных спектаклю, остался дескриптивный вид. Структура текста также не претерпела изменений. Автор опирается на оригинальные литературные и музыкальные произведения, по которым был срежиссирован спектакль, но не приводит более никаких других ссылок на источники.
Журналистский образ претерпел изменения. Из стороннего наблюдателя автор превратился в заинтересованного зрителя с критическим взглядом на замысел спектакля.
По мере приобретения опыта написания текстов рецензий, автор стал больше обращать внимание на все выразительные средства театрального искусства: темпо-ритм спектакля, работу актеров (чему поначалу уделялось мало внимания даже на уровне указания имен и фамилий), музыкальное оформление, костюмы и сценография.
С точки зрения прагматики, все тексты оказались релевантными, декодирируемыми, актуальными и общеполезными.
Таким образом, постепенно тексты из «содержащих элементы театральной критики» переходят в сторону театральных рецензий. В ходе работы автор приобрел навыки считывания глубинного смысла спектакля, аналитического восприятия. Поработал над аргументацией своей точки зрения и журналистским образом в тексте в целом.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: _http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/.
2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 25.12.2008, с изм. от 09.02.2009) // СЗ РФ. - 1995. - № 30.
3. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12.12.1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 63 с.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N
1019-р г. Москва. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской федерации до 2020 года. Режим доступа: URL:
https://rg.ru/2011/06/21/teatr-site-dok.html.
Учебная литература, монографии, диссертации
5. Аникина, М.Е. Молодёжные издания. Типология периодической печати : учебное пособие для студентов вузов [Текст] / М.Е. Аникина [и др.]. - Москва : Аспект Пресс, 2007. - 178 с.
6. Аникина, М. Е. Молодежная аудитория печати: чтение в условиях развития Интернета : дис...канд.филол.наук 10.01.10. / М. Е. Аникина; Моск.гос.ун-т им.М. В. Ломоносова, Фак.журналистики. - М., 2006. - 203 с.
7. Бобров, В.А. Художественные средства мультимедиа в контексте восприятия современной молодежной аудитории : автореферат дис. ...кандидата искусствоведения : 17.00.09 / В. А. Бобров; [Место защиты: С.- Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. - Санкт-Петербург, 2012. - 19 с.
8. Борев, Ю.Б. Эстетика: учебник [Текст] / Ю.Б. Борев - М. : Высшая школа, 2002. - 511 с.
9. Бочаров, А.Г. Жанры литературно-художественной критики : Лекции [Текст] / А. Г. Бочаров. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - 51 с.
10. Выготский, Л.С. Анализ эстетической реакции : собрание трудов [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2001. - 480 с.
11. Газетные жанры: Сборник [Текст] / [Ред. коллегия: В. И. Власов и др.]. - 2-е изд., перераб. - Москва : Политиздат, 1976. - 176 с.
12. Егоров, Б.Ф. О мастерстве литературной критики : жанры, композиция, стиль [Текст] / Б.Ф. Егоров. - Л. : Сов. писатель : Ленингр. отд-ние, 1980. - 318 с.
13. Жилавская, И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий [Текст] : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / И. В. Жилавская; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики]. - Москва, 2008. - 23 с.
14. Иванова, Л.В. Основы журналистской деятельности базовые
характеристики журналистского произведения [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л.В. Иванова. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 130 с.
15. Иванов, Л.Ю. Текст научной дискуссии: дейксис и оценка [Текст] / Л.Ю. Иванова. - М. : НИП "2Р", 2003 (ООО Квадрат С). 2003. - 206 с.
16. Ивин, А.А. Основания логики оценок [Текст] / А.А. Ивин. - М.: МГУ, 1970 - 229 с.
17. Клушина, Н.И. Стилистика публицистического текста [Текст] / Н. И. Клушина. - М. : Медиа-Мир, 2008. - 244 с.
18. Крикунов, Ю. А. Рецензия в газете [Текст] : Учеб. пособие для студентов. фак. журналистики гос. ун-тов / Ю. А. Крикунов ; Науч.-метод. кабинет по заоч. и вечер. обучению Моск. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 40 с.
19. Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров [Текст] / Л.Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. Спб., 2000. С. 125-167.
20. Курышева, Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учеб. пособие [Текст] / Т. А. Курышева. М. : Владос-Пресс, 2007. 295 с.
21. Лащук, О.Р. Прагматический аспект работы редактора : монография [Текст] / О.Р. Лащук // Язык массовой и межличностной коммуникации. - М. : Медиа-Мир, 2007. - 576 с.
22. Набиева, Е.А. Рецензия как публицистический жанр : монография [Текст] / Е.А. Набиева - М.: Флинта, 2016. - 160 с.
23. Орлова, Н.В. Театральная рецензия как жанр публицистического и медийного дискурса [Текст] / Н.В. Орлова, Е.Е. Толкушкина // Коммуникативные исследования, 2014. - №2. - С. 204-212.
24. Остович, Е.Н. Языковая организация текста газетной рецензии : текстообразующая функция оценки [Текст] : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Е.Н. Остович; [Место защиты: ЛГУ]. - Ленинград, 1989. - 259 с.
25. Рассадина, А.А. Социально-психологические особенности влияния СМИ
на эстетические предпочтения молодежи [Текст] : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / А.А. Рассадина; [Место
защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - Москва, 2011. - 23 с.
26. Синдеева, Т.И. Речевой жанр «газетная рецензия» и его лингвотекстовые характеристики (на материале английского языка) [Текст] : дис. канд. филол. наук. / Т.И. Синдеева. - М., 1984. - 210 с.
27. Соков, А.И. От заметки до фельетона: учеб. пособие по журналистике [Текст] / А. И. Соков. Новосибирск : Новосибирский полиграфкомбинат, 2005. - 252 с.
28. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие [Текст] / А. А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 312 с.
29. Тертычный, А. А. Становление и развитие теории жанров в отечественной науке о журналистике [Текст] / А. А. Тертычный // Жанры СМИ: история, теория, практика: тезисы VI и VII Всероссийской научно¬практической конференции. - Самара: Порто-принт, 2014. - С. 80-92.
30. Учёнова, В.В. Три грани теории журналистики : гносеологические проблемы публицистики, публицистика и политика, у истоков публицистики [Текст] / В. В. Учёнова ; Московский гос. ун-т имени. М. В. Ломоносова, Фак. журналистики. - Москва : Аспект Пресс, 2009. - 556 с.
31. Черепахов, М.С. Проблемы теории публицистики / М. С. Черепахов. 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Мысль, 1973. - 267 с.
32. Шевченко, А. С. Театральный дискурс: структура, жанры, особенности лингвистической репрезентации [Текст] : на примере русского, английского, бурятского языков : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Шевченко Алексей Сергеевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов]. - Санкт-Петербург, 2012. - 20 с.
33. Школина, К.В. Сравнительная характеристика жанра рецензии в публицистическом и научном стилях: (На материале немецкого языка) [Текст] // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. - Л., 1996. - Вып. 7. - С. 34-43.
Словари, справочники, энциклопедии
34. Ахманова, О.С., Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова - М. : Либроком, 2016. - 576 с.
35. Бельчиков, Н.Ф., Рецензия // Литературная энциклопедия [Электронный
ресурс] / Н.Ф. Бельчиков. Режим доступа: URL: http://feb-
web.ru/feb/litenc/default.asp.
36. Богданов, Н.Г. Вяземский Б.А. Словарь-справочник журналиста [Текст] / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. Л. : Лениздат, 1971. - 686 с.
37. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://bse. sci-lib. com/ article077640.html.
38. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник [Текст] / отв. ред. Л.Ю. Иванов, А.П. Сковородников, Е.Н. Ширяев. М. : Флинта: Наука, 2003. - 840 с.
39. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии [Текст] : Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. - 2-е изд., стереотип. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 696 с.
Материалы периодических изданий
40. Горохов, В.М. Конвергенция в сфере массовой коммуникации [Текст] / В. М. Горохов // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ, Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2008 году» сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. М.: 2009. - С. 444-445.
41. Гороховская, Е.В., Филатова, Л.П. Взгляд сверху [Электронный ресурс] / Е. Гороховская, Л. Филатова // Петербургский театральный журнал. Режим доступа: http://ptj.spb.ru/archive/52/identification-52/vzglyad-sverxu/.
42. Гребенникова, О.В. Современная молодежь в информационном
обществе: представления об информации и информационные
предпочтения : Психологические исследования [Текст] / О.В.
Гребенникова, А.Н. Пархоменко. М. : Психологические исследования, 2013, 6(30), 8. Режим доступа: http://psystudy.ru.
43. Жилавская, И.В. Медиаповедение молодежной аудитории в условиях дивергенции [Текст] / И.В. Жилавская // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2012. - № 1. - С. 28-30.
44. Орлова, Е. В. К вопросу о культурологическом анализе театрального пространства [Текст] / Е.В. Орлова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2008. - №6. С.10.
45. Орлова, Е.В. Сущностные характеристики театрального пространства и
пространства театра [Электронный ресурс] / Е.В. Орлова // Аналитика Культурологии. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n7suschnostnye-harakteristiki-teatralnogo- prostranstva-i-prostranstva-teatra.
46. Литвак, М. Театральная реформа [Текст] / М. Литвак, В. Пази, В. Новиков, С. Спивак // Петербургский театральный журнал 2005. - № 40. - С. 5-7.