Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНСТРУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ

Работа №114047

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности в период взрослости 6
1.1 Теоретические подходы к проблеме профессионального самоопределения 6
1.2 Детерминанты конструктивного профессионального самоопределения личности в период взрослости 27
Выводы по первой главе 51
Глава 2. Экспериментальное исследование личностных детерминант профессионального самоопределения в период взрослости 53
2.1 Описание методов исследования и особенности выборки 53
2.2 Интерпретация результатов и анализ полученных данных 67
Выводы по второй главе 80
Заключение 83
Список используемой литературы 87
Приложение 94

Актуальность исследования. Проблемы при профессиональном самоопределении и профессиональной ориентации в наше время очень актуальны. С этими проблемами сталкивается каждый из нас на протяжении всего периода взрослости. Профессиональное самоопределение требует от личности большой работы над собой, заставляя строить себя как профессионала. В профессиональном развитии и становлении значительную роль играют внутренние детерминанты личности, которые необходимо исследовать и анализировать.
Объект исследования: профессиональное самоопределение личности.
Предмет исследования: особенности личности, определяющие конструктивное профессиональное самоопределение в период взрослости.
Цель исследования: выявить личностные детерминанты профессионального самоопределения личности в период взрослости.
Гипотеза: конструктивным стратегиям профессионального самоопределения личности соответствуют следующие свойства: оптимальный уровень рефлексивности личности; высокая инновационная готовность; интернальный локус контроля.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники о профессиональном становлении личности.
2. Разработать экспериментальный план эмпирического исследования и подобрать методики.
3. Провести эмпирическое исследование по определению уровня рефлексии, инновационной готовности, локуса контроля и особенностей профессионального самоопределения.
4. Проанализировать данные и выявить взаимосвязи с применением методов статистики.
Практическая значимость. Полученные результаты в исследовании могут служить информационной базой для подборки эффективных стратегий системы психологического сопровождения сотрудников в период профессионализации. Разработанная и испытанная методика исследования эффективности деятельности сотрудника профессионального образования имеет прямое практическое значение имеет. Исследовательские данные могут быть включены в программы курсов «Основы общей психологии», «Экспериментальная психология», «Психология кризисных состояний личности». Полученные результаты дают возможность для изучения вопроса о направлении влияния между самосознанием сотрудника и успешностью его деятельности в зависимости от периода профессионального самоопределения.
С одной стороны, работа заключается во внесении определенного вклада в формирование психологической концепции профессионального самоопределения сотрудника, с другой стороны, обогащает общепсихологические представления о роли самосознания человека в период профессионального развития.
Методы исследования:
1) методика диагностики инновационной готовности персонала В.В. Пантелеевой, Т.П. Кнышевой;
2) методика диагностики уровня рефлексивности А.В.Карпова, В.В. Пономаревой (Пантелеевой);
3) психобиографическая анкета для изучения особенностей профессионального самоопределения личности В. Г. Норакидзе, в обработке Э. Э. Сыманюк;
4) методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера.
Теоретической и методологической базой исследования является концепция профессионального самоопределения и развития личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Дж. Сьюперт, П.Г.Щедровицкий).
База исследования: исследование проводилось на территории Самарской области г. Тольятти, в котором приняли участие сотрудники ФГБОУ ВО Тольяттинского государственного университета.
Структура диссертации: оглавление, введение, теоретическая часть, экспериментальная часть, выводы в конце каждой части, заключение, библиография с указанием 51 источника, приложение. Основной текст занимает 93 страниц. Диссертация содержит 6 таблиц и 7 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс профессионального самоопределения продолжается на протяжении всей нашей профессиональной жизни, начиная с дошкольного возраста и заканчивая выходом на пенсию. Этот процесс развивает самосознание, формирует систему ценностных ориентаций, позволяет моделировать свое будущее в виде пошагового плана для достижения идеального образа профессионала. Профессиональное самоопределение - это важный фактор самореализации личности в выбранной профессии и вообще в культуре. Постоянно осуществляя поиск своего места в огромном мире профессий, личность зачастую приходит к внутриличностным конфликтам, которые порождают различного рода сложности в адаптации.
В проводимом исследовании ставилась цель выявить личностные детерминанты профессионального самоопределения личности в период взрослости.
В качестве гипотезы мы взяли предположение о том, что конструктивные стратегии профессионального самоопределения личности связаны с оптимальным уровнем рефлексии, интернальным локусом контроля, высокой инновационной готовностью.
Изучив соответствующий теоретический материал, было выявлено:
• высокий уровень развития рефлексии являются показателем отличного самоконтроля поведения в любой ситуации, склонность адекватно анализировать происходящие события в личной жизни и профессиональной, поведение других людей;
• инновационная готовность рассматривается как особое состояние личности, при котором предусматривается выбор активных стратегий профессионального самоопределения;
• интернальный локус контроля свойственен личностям, которые считают, что происходящие с ними события зависят от их личных качеств, таких как целеустремленность, компетентность, уровень способностей.
Были подобраны методы для исследования выше указанных особенностей личности. Исследование проводилось на территории Самарской области, на базе ТГУ, в нем приняли участие 40 человека.
Анализируя опросник рефлексии было выявлено, что среди испытуемых средним уровнем рефлексии обладают 36 из 40, которые набрали от 115 до 140 баллов и только четыре испытуемых имеют низкий уровень рефлексии от 100 до 104 баллов.
Высокий уровень инновационной готовности показали пять испытуемых, которые набрали от 297 до 257 баллов, среди которых были трое мужчин, двое из них относятся к возрастной категории 33-42, один к категории 43-52 лет, и две женщины возрастной категории 43-52 лет. Низкий уровень инновационной готовности выявлен у трех испытуемых, к ним относится одна женщина возрастной категории 53-62 лет, и женщина, и мужчина относящихся к возрастной категории 23-32 года.
С высоким показателем уровня субъективного контроля выявлено двенадцать испытуемых, что свидетельствует интернальному локусу контроля. Среди них оказалось пять женщин, одна из которых относится к возрастной категории 23-32 лет, две к категории 33-42 лет и две к категории 43-52 лет, семь мужчин распределены таким образом: двое - возрастная категория - 23-32 года, трое - возрастная категория - 33-42 года, один- возрастная категория 43-52 и один - 53-62 лет.
В анкете по определению уровня субъективного контроля с низким показателем выявлено 15 испытуемых, что указывает на экстернальный локус контроля. Среди них оказалось шесть мужчин и девять женщин. По две женщины из возрастных категорий 23-32, 33-42, 43-52 и три из возрастной категории 53-62. Мужчины: по два из возрастных категорий 23- 32 и 43-52 лет и по одному из возрастных категорий 33-42 и 53-62 лет. Все полученные результаты представлены.
Проведя корреляционный анализ между полученными данными и конструктивными стратегиями поведения при профессиональном самоопределении, мы получили коэффициенты корреляции выше критических значений по всем трем утверждениям.
Испытуемые с высокой степенью рефлексивности проявляли больше конструктивных стратегий поведения при профессиональном самоопределении.
Можно говорить о том, что чем выше инновационная готовность личности, тем меньше вероятность использования не конструктивных стратегий в решении кризисных ситуаций в ходе профессионального самоопределения. Выявлено, что высокий уровень инновационной готовности свойственен для личностей, имеющих большую восприимчивость к изменениям, они обладают содержательными знаниями новых современных технологиях в своей деятельности и свидетельствует о том, чем выше готовность к инновациям, тем меньше вероятность использования не конструктивных стратегий в ходе профессионального становления.
Корреляционный анализ между данными полученными по опроснику уровня субъективного контроля и конструктивными стратегиями поведения при профессиональном самоопределении является так же значимым и свидетельствует о том, чем выше интернальность, которая проявляется как черта личности при которой люди считают, что большинство важных событий происходят в результате их личной деятельности, что они могут управлять этими событиями, следствии чего они берут на себя ответственность в том, как строится их профессиональная жизнь.
В целом можно утверждать, что гипотеза относительно конструктивных стратегий профессионального самоопределения личности, связанных с интернальным локусом контроля, оптимальным уровнем рефлексии и инновационной готовностью, подтвердилась.


1. Алексеев, Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление [Текст] /Н.Г.Алексеев // Развитие личности. - 2002. - № 2. - С.92-116.
2. Анцыферова, Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и "техники" ее бытия [Текст] / Л.И. Анциферова // Психологический журнал. - 1993. - Т.14. - № 2. - С. 8-17.
3. Ахметова, Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии [Текст] / Д. Ахметова, Л. Гурье // Высшее образование в России. - 2001. - № 4. - С. 138-144.
4. Бажин, Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля[Текст] / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М.Эткинд // Психологический журнал. - 1984. - № 3. - С. 152-162.
5. Битянова, М. Я строю свою работу или работа «строит» меня? [Текст] / М.Я. Битянова// Проектно-аналитическая игра для педагогического коллектива / Школьный психолог. - 2008.- № 11. - С. 13-23
6. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2001. - 271 с.
7. Боровикова, С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие [Текст] / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров; Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. - 152 с.
8. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морохов. - СПб.: Питер, 2000. - 528 с.
9. Виноградова, Г.А. Организационная психология [электронный ресурс] / Г.А. Виноградова, В.В. Пантелеева. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. - 143 с.
10. Волкова, Н.А., Кораблина, Е.П. Значение профессиональных качеств в процессе адаптации к трудовой деятельности [Текст] / Н.А. Волкова, Е.П. Кораблина // Экспериментальная и прикладная психология. - 1987. - Вып.12. - С.91-93.
11. Выготский, Л.С. Динамика и структура личности подростка [Текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1982. - С. 138-142.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. • М., 1984. - Т. 4.
13. Дружилов, С.А. Защита профессиональной деятельности инженеров [Текст] / С.А. Дружилов // учебное пособие для вузов. Сиб. гос. индустр. ун-т. - Новокузнецк: СибГИУ, 2009. - 191 с.
14. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. - 336 с.
15. Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Симанюк// Психологический журнал. - 1997. - Т.18. • №6.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ