Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Обзор литературы по проблеме координации при обучении игры в настольный теннис у слабослышащих детей 7
1.1. Особенности координационных способностей слабослышащих детей 10-12 лет 7
1.2. Настольный теннис как средство развития координационных способностей для слабослышащих детей 10-12 лет 17
1.3. Методические рекомендации для обучения слабослышащих детей 10-12 лет настольному теннису 20
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 27
2.1. Задачи исследования 27
2.2. Методы исследования 27
2.3. Организация исследования 31
Глава 3. Результаты, полученные в ходе исследования 33
3.1. Организационно-методические приемы в преподавании настольного тенниса у слабослышащих детей 10-12 лет 33
3.2. Методика преподавания настольного тенниса для детей с нарушением слуха 10-12 лет 36
3.3. Обсуждение результатов исследования 38
Заключение 44
Список используемой литературы 45
Актуальность. В Российской Федерации количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, особенно с нарушением слуха стабильно растет. Также, в мире их количество продолжает значительно расти [13,14].
Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения для индустриально развитых стран, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тысяч и неуклонно растет. Качество жизни слабослышащих детей ухудшается [14].
Они не могут общаться со своими здоровыми сверстниками и инвалидами, поэтому это ухудшает дальнейшую полноценную социальную адаптацию в современном обществе [1,2].
Одной из ключевых проблем физического развития детей с сенсорными нарушениями по сравнению со здоровыми детьми является снижение развития координационных способностей (КС), что особенно заметно в среднем школьном возрасте [8].
Улучшение координации направлено на подготовку детей с нарушением слуха к все более сложным условиям современного производства и высоким темпам жизни.
Решение этого вопроса имеет общегосударственное значение и требует комплексного научного подхода, поиска эффективных средств, форм и методов организации жизни детей с отклонениями здоровья, в том числе системы специализированных образовательных учреждений[12,13].
В настоящее время специализированные (коррекционные) школы используют традиционные программы и методы, которые не уделяют достаточного внимания развитию КС, что делает данное направление исследования актуальным.
Однако методы физического развития, в том числе развития КС у слабослышащих детей, требуют дальнейшего исследования.
Особую роль в развитии КС играют физические упражнения из настольного тенниса. Во время игры дети лучше осваивают двигательные навыки, технические приемы, что способствует развитию и КС [13].
Цель исследования: изучение влияния физических упражнений настольного тенниса на координационные способности слабослышащих детей.
Объектом исследования: процесс занятий настольным теннисом с детьми с нарушением слуха.
Предметом исследования: комплекс физических упражнений, направленных на развитие координационных способностей слабослышащих детей.
Новизна исследования: заключается в том, что при разработке комплекса упражнений для улучшения кондиционных способностей детей, с нарушение слуха, будут использоваться упражнения с элементами из настольного тенниса.
Гипотеза: предполагается, что использование комплекса физических упражнений с элементами настольного тенниса улучшат показатели координационных способностей у детей с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1) Изучить координационные показатели детей с нарушением слуха на начальном этапе исследования
2) Составить комплекс упражнений на основе настольного тенниса для повышения координационных способностей детей с нарушением слуха.
3) Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности разработанного комплекса
Практическая значимость. Разработанный комплекс с элементами настольного тенниса может быть в дальнейшем использован инструкторами и тренерами, в качестве инструмента улучшения кондиционных способностей у детей с нарушением слуха.
Опытно-экспериментальная база: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области Школа-интернат №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти.
При выборе упражнений большое внимание уделялось развитию координационных способностей, так как они имеют тенденцию отставать у детей с нарушением слуха. Технические мероприятия изучались и практиковались на основе специальных технических упражнений в настольном теннисе, особое внимание уделялось технике атаки и защиты во время розыгрыша подачи в настольном теннисе, вошли упражнения: удары накатом по диагонали, удары накатом слева по диагонали, подрезки слева и справа. В стойке изучались: изучение правильно технике удержания ракетки и перемещения по площадке, изучение техники атаки и защиты в статике и динамике, работа в парах, прыжки на скакалке, с теннисным мячом, игровые упражнения и т.д.
В заключении нашего исследования мы сделали следующие выводы:
1. Использование настольного тенниса является перспективным направлением в системе адаптивной физической культуры. Использование различных видов настольного тенниса с детьми с нарушением слуха является хорошим и эффективным методом социальной адаптации и интеграции детей.
2. В нашем исследовании установлено, что показатели технической подготовки, в ЭГ значительно улучшились в сравнении с КГ в связи с тем, что в ЭГ были использованы комплекса физических упражнений, способствующие улучшению технической подготовленности в ЭГ в сравнении с КГ.
3. В исследовании установлено, что координационные способности в ЭГ значительно улучшились в сравнении с КГ. Результаты достоверны, в сравнение с КГ, где не использовался специальный комплекс физических упражнений.