Внешний вид педагога-воспитателя и его имидж в общей системе взаимодействия (Теория обучения и воспитания, Белгородский Госудaрственный Нaционaльный Исследовaтельский Университет)
Проведен эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ №1 города Строитель (Белгородская область).
Выборка: 5 учителей, 10 учащихся 8 класса «А» и 10 родителей этих учащихся.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования внешнего вида педагога и его имиджа в школьной системе взаимодействия
1.1. Взаимосвязь внешнего вида и имиджа педагога
1.2. Взаимовлияние внешнего вида и имиджа педагога и школьной системы взаимодействия
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния внешнего вида и имиджа педагога-воспитателя на процесс обучения старших школьников
2.1. Исследование влияния внешнего вида и имиджа педагога-воспитателя на результаты коммуникации в системе взаимодействия
2.2. Методические рекомендации по развитию имиджа педагога-воспитателя в образовательной организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Гуманизация образования предполагает ориентирование процесса обучения на развитие индивидуальных качеств не только учащихся, но и педагога. Этот процесс выражается в поощрении творческих способностей, качеств педагога, в незаурядности его мышления и самовыражения. По причине этих преобразований изменяются и требования к современным педагогам и их характеристикам.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. В этот стандарт, помимо умения самостоятельно учиться и развиваться в своей профессиональной деятельности, входит также умение находить выстраивать с обучающимися коммуникацию. Здесь речь идет не только о профессиональных качествах педагога, но и о личностных.
Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности». На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Имидж – это представление о человеке, которое складывается на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, поступков и т.д.
Система высшего профессионального образования педагогов уделяет внимание исключительно повышению квалификации учителя. Следовательно, формирование педагога как гармонически развитой личности, чьи интеллектуальные качества дополняются физической развитостью, обладанием навыками выстраивания имиджа, хорошими манерами, адекватной самооценкой, психологической грамотностью и развитой Я-концепцией, в подавляющем большинстве случаев остается вне сферы деятельности образовательных учреждений. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда. Однако, это не единственная причина недостаточной реализации идеи внешнего вида педагога. Объяснением этому может быть так же и сложность и противоречивость процесса реформирования отечественного образования в настоящих социально-экономических условиях.
В последнее время педагоги начинают все больше внимания уделять своему имиджу. Эта тенденция обусловлена тем, что педагог, которого устраивает его имидж, который следит за ним, лучше чувствует себя и лучше работает. Понятие имиджа очень тесно с понятием авторитета. Авторитет педагога может выступать, как средство воспитательного воздействия на учащегося. Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика [3, 16].
Для образования имиджа, недостаточно восприятия тех или иных характеристик человека и формирования образа этого человека в психике, еще необходимо, чтобы к этому образу, а точнее к прототипу этого образа, возникло определенное отношение и определенная оценка этого образа и определенное мнение о прототипе этого образа . Здесь уже идёт речь о толерантности – учащиеся и учителя могут придерживаться различных политических, идеологических и культурных ценностей. Это требует от обеих сторон открытости и терпимости, умения слушать собеседника и проявлять эмпатию.
Проблема исследования: каково влияние внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа на результаты взаимодействия?
Объектом данного исследования является внешний вид и имидж педагога-воспитателя.
Предметом исследования является влияние внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа на процесс взаимодействия в педагогических системах.
Цель исследования – выделить наиболее важные составляющие внешнего вида и имиджа педагога-воспитателя, оценить их влияние на результаты взаимодействия в педагогических системах.
Для достижения поставленной в исследовании цели решались следующие
задачи:
1. рассмотреть понятия «внешний вид педагога», «педагогический имидж» в педагогике и психологии;
2. показать проявление влияния внешнего вида педагога и его имиджа и на систему взаимодействия в образовательной практике;
3. составить методические рекомендации по развитию имиджа педагога-воспитателя в образовательной организации.
База исследования – 5 учителей МБОУ СОШ №1 г. Строителя, 10 учащихся 8 класса «А» и 10 родителей этих учащихся.
Теоретической базой являются работы методистов, педагогов и психологов – Л. Брауна, Е. Вяземского, А.А. Калюжного, М.В. Коротковой, Л.М. Митиной, П.Г. Постникова, О.Ю. Стреловой, В.В. Шогана.
Методами представленного исследования являются: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование и анализ полученных результатов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объем составил 38 страниц.
1. Андреева, И. Эмоциональная компетентность в работе учителя / И. Андреева // Народное образование. – 2019. – №81. – с.15.
2. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М: АСТ, 2016. – 22 с.
3. Браун, Л. Имидж – путь к успеху / Л. Браун. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 15 с.
4. Влияние внешнего вида педагога на образовательный процесс [Электронный ресурс]: информационный ресурс CYBERLENINKA - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vneshnego-vida-pedagoga-na-obrazovateln yy-protsess
5. Вяземский, Е.Е. Инновационная школа. Основная образовательная программа основного общего образования. ФГОС / Е.Е. Вяземский. – М.: Просвещение, 2017. –157 с.
6. Гуревич, П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П. С. Гуревич. – М: Искусство, 2018. – 5 с.
7. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018. – 222 с.
8. Калюжный, А.А. Психолого-педагогические особенности формирования имиджа учителя // PR в образовании. – 2021. – № 33. – с.120-121
9. Калюжный, А.А. Социально-психологические механизмы построения имиджа
/ А.А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. – 2018. – № 22. – С. 64.
10. Калюжный, А.А. Технология построения имиджа учителя / А.А. Калюжный// Гуманитарное образование в школе: теория и практика. – М.: Академия, 2019.
– 168 с.
11. Камышева, Е.Ю. Педагогический имидж учителя / Е.Ю. Камышева // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер.1. Трибуна ученого. – 2019. – №68. – С. 48-53.
12. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2018. – 320 с.
13. Общая социология: Учебн. пособие для выс. уч. заведений /Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М.: 2017. - 654 с.
14. Панасюк, А.Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии: Доклад на открытом заседании президиума Академии имиджелогии 26 марта 2016 года / А.Ю. Панасюк, 2016. - Режим доступа : http://www.academim.org/art/pan1_2.html
15. Петрова, Е. А. Имидж и судьба человека, 2017 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www/academim.org/art/petrovasudba/html
16. Петрова, Е. А. Имидж и его изучение в современной науке /Е.А. Петрова // Экономика и предпринимательство. – 2017, октябрь – декабрь. – С. 31–47.
17. Попова, Л. Имидж современного педагога / Л. Попова // Народное образование. – 2016. – №2. – С.234-237.
18. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру EDI-Press & Web Mission, 2016-2018
19. Ушинский, К.Д. Родное слово / К.Д. Ушинский. – М.: Академ. проект, 2016. – 400 с.
20. Чудновский, В.Э. Личностная модель труда учителя / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 2019. – №2. – С. 34.
21. Шоган, В.В. Новые технологии в историческом образовании / В. В. Шоган. – Ростов н/Д.: Ростиздат, 2017. – 196 с.
22. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. – М.: АСТ, 2016. – 736с.
23. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям: Учеб. пособие / В.М. Шепель, Я.С. Турбовская [и др.]. – М.: Народное образование, 2017. – 576с
24. Хансейкер, Ф.Л. Шесть компонентов имиджа: перевод статьи / Ф.Л. Хансейкер, 2020. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2010/03/26/shest_komponentov_imidzha.html
25. Is 'face-ism' spoiling your life? (BBC, 2021). Available at: https://www.bbc.com/future/article/20150707-is-faceism-spoiling-your-life
1. Андреева, И. Эмоциональная компетентность в работе учителя / И. Андреева // Народное образование. – 2019. – №81. – с.15.
2. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М: АСТ, 2016. – 22 с.
3. Браун, Л. Имидж – путь к успеху / Л. Браун. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 15 с.
4. Влияние внешнего вида педагога на образовательный процесс [Электронный ресурс]: информационный ресурс CYBERLENINKA - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vneshnego-vida-pedagoga-na-obrazovateln yy-protsess
5. Вяземский, Е.Е. Инновационная школа. Основная образовательная программа основного общего образования. ФГОС / Е.Е. Вяземский. – М.: Просвещение, 2017. –157 с.
6. Гуревич, П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П. С. Гуревич. – М: Искусство, 2018. – 5 с.
7. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018. – 222 с.
8. Калюжный, А.А. Психолого-педагогические особенности формирования имиджа учителя // PR в образовании. – 2021. – № 33. – с.120-121
9. Калюжный, А.А. Социально-психологические механизмы построения имиджа
/ А.А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. – 2018. – № 22. – С. 64.
10. Калюжный, А.А. Технология построения имиджа учителя / А.А. Калюжный// Гуманитарное образование в школе: теория и практика. – М.: Академия, 2019.
– 168 с.
11. Камышева, Е.Ю. Педагогический имидж учителя / Е.Ю. Камышева // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер.1. Трибуна ученого. – 2019. – №68. – С. 48-53.
12. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2018. – 320 с.
13. Общая социология: Учебн. пособие для выс. уч. заведений /Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М.: 2017. - 654 с.
14. Панасюк, А.Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии: Доклад на открытом заседании президиума Академии имиджелогии 26 марта 2016 года / А.Ю. Панасюк, 2016. - Режим доступа : http://www.academim.org/art/pan1_2.html
15. Петрова, Е. А. Имидж и судьба человека, 2017 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www/academim.org/art/petrovasudba/html
16. Петрова, Е. А. Имидж и его изучение в современной науке /Е.А. Петрова // Экономика и предпринимательство. – 2017, октябрь – декабрь. – С. 31–47.
17. Попова, Л. Имидж современного педагога / Л. Попова // Народное образование. – 2016. – №2. – С.234-237.
18. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру EDI-Press & Web Mission, 2016-2018
19. Ушинский, К.Д. Родное слово / К.Д. Ушинский. – М.: Академ. проект, 2016. – 400 с.
20. Чудновский, В.Э. Личностная модель труда учителя / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 2019. – №2. – С. 34.
21. Шоган, В.В. Новые технологии в историческом образовании / В. В. Шоган. – Ростов н/Д.: Ростиздат, 2017. – 196 с.
22. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. – М.: АСТ, 2016. – 736с.
23. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям: Учеб. пособие / В.М. Шепель, Я.С. Турбовская [и др.]. – М.: Народное образование, 2017. – 576с
24. Хансейкер, Ф.Л. Шесть компонентов имиджа: перевод статьи / Ф.Л. Хансейкер, 2020. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2010/03/26/shest_komponentov_imidzha.html
25. Is 'face-ism' spoiling your life? (BBC, 2021). Available at: https://www.bbc.com/future/article/20150707-is-faceism-spoiling-your-life