Введение 4
1 Теоретические аспекты повышения квалификации персонала 6
1.1 Понятие и виды повышения квалификации персонала 6
1.2 Система обучения повышением квалификации персонала 13
2 Оценка системы повышения квалификации персонала ООО «Окей» 21
2.1 Оценка организационно-экономических показателей ООО «Окей» 21
2.2 Оценка состояния процедур повышения квалификации персонала ООО
«Окей» 24
3 Разработка мероприятий по повышению квалификации персонала ООО «Окей» 37
3.1 Программа мероприятий по повышению квалификации административно¬
управленческого персонала 37
3.2 Программа мероприятий по повышению квалификации для торгово-операционного персонала 44
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение А План наблюдения за продавцом прилавка 62
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что для любого предприятия или организации повышение квалификации персонала - это очень важный вопрос, так как для того, чтобы быть конкурентоспособным предприятием, использовать новые технические и технологические разработки, повышать качество продукции или услуг - нужен квалифицированный персонал, постоянно повышающий свою квалификацию в связи с быстрым развитием технологий.
В том числе и от квалификации персонала зависит стабильность и успех бизнеса. В настоящее время постоянно внедряются новые технологии, наука богатеет разработками, значит основная цель работы с кадрами - это постоянное обучение и повышение квалификации персонала.
В серьезных компаниях руководители уже поняли, что добиться качественных решений в компании трудно, если не сделаны решительные шаги в сфере подготовки персонала. В связи с этой ситуацией отделы кадров в первую очередь направляют свои усилия на повышение квалификации имеющегося персонала.
Цель данного исследования - рассмотреть мероприятия по повышению квалификации персонала и с опорой на выводы, разработать программу мероприятий по повышению квалификации персонала.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты повышения квалификации персонала;
- проанализировать мероприятия по повышению квалификации персонала на примере ООО «Окей»;
- предложить рекомендации по совершенствованию повышения квалификации персонала в ООО «Окей».
Объект исследования - ООО «Окей».
Предмет исследования - система повышения квалификации персонала ООО «Окей».
Информационная база - в основу бакалаврской работы легли положения, посвященные данной проблеме, которые изложены в трудах российских ученых. А.М. Чекалдин в своей работе провел анализ подготовки и повышения квалификации персонала организации. Н.М. Борытко в учебнике изложил управление образовательными процессами; С.П. Дырин в своей работе проанализировал международный опыт управления человеческими ресурсами.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты могут быть применены в ООО «Окей» в сфере повышения квалификации сотрудников магазина.
Методологическое обоснование заключается в том, что в ходе решения поставленных задач бакалаврской работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, методы сравнения и обобщения, метод классификации, также расчетный метод.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В результате данного исследования были рассмотрены теоретические и практические аспекты повышения квалификации.
В теоретической части исследования сделаны следующие выводы.
Повышение квалификации - это подготовка кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности.
Чем выше уровень квалификации работников в ведущих производствах или отделах предприятия, тем качественней продукция, тем больше возможности автоматизировать производство и, соответственно, больше объем выпускаемой продукции.
Повышение квалификации персонала необходима как предприятию для более эффективной работы персонала, для повышения качества работ и услуг, так и для работников, так как открываются новые возможности карьерного роста, получаются новые знания и возможность использовать новые технологии, облегчающие труд и общение.
Виды повышения квалификации разнообразны как по продолжительности, так и по применяемым методам и методикам по завершению повышения квалификации выдается документ подтверждающий объем полученных знаний.
Получение в процессе профессиональной подготовки новых знаний, способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе.
Поэтому возможность профессионального развития в собственной фирме высоко оценивается работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной организации, а капиталовложения в профессиональное развитие, способствуют созданию благоприятного климата и повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации.
Выигрывает от внутрифирменного профессионального развития персонала и общество, в целом получая более квалифицированную рабочую силу и более высокую производительность труда без дополнительных затрат.
Преобразуя организационно-экономический механизм, человек изменяется и сам. Поэтому наряду с интенсификацией трудовых процессов особое внимание должно уделяться изучению факторов определяющих поведение и деятельность личности в процессе совместного труда.
Во второй главе исследования изучено финансовое состояние предприятия и проведен анализ персонала, сделан вывод, что показатели финансовой устойчивости и структуры капитала показывают способность предприятия развиваться и функционировать, взаимодействовать с внешней средой и получать прибыль, но их уменьшение в динамике за исследуемый период говорит о том, что предприятию необходимо совершенствование финансовой деятельности.
В торговой сети большая текучесть кадров в основном торгово-операционных работников. В том числе данную текучесть у торговых работников спровоцировало не использование методов внешнего повышения квалификации и малое использование внутренних методов, что не дает работнику развиваться, сделать карьеру, показать свои положительные профессиональные качества и отсутствует моральная и материальная заинтересованность. Административно-управленческий персонал так же использует не все методы повышения квалификации.
Количество участвующих работников в проведенных мероприятиях в 2016г. 34 чел., что на 9 чел. больше чем в 2014г., но все равно, только малая часть персонала имеет возможность повысить свою квалификацию.
В третьей главе предложена разработанная программа мероприятий по повышению квалификации административно-управленческого персонала и торгово-операционного персонала в отдельности.
Повышение квалификации административно-управленческого персонала необходимо и актуально, так как работа на постоянно изменяющемся рынке, с большой конкуренцией от сотрудников торговой сети требует высокого профессионализма, постоянно обновляющихся знаний и обмена опытом с другими, более успешными компаниями.
Сумма понесённых затрат на повышение квалификации административно-управленческого персонала в 2018г. будет составлять 154 000 руб., что не является большой суммой для торговой сети.
Несмотря на то, что предлагается повышение квалификации торгово-операционного персонала внутри организации, материальное стимулирование должно быть. Мотивация повышения квалификации торгового персонала предполагает примерно 1% от прибыли, а именно: 97944,6 тыс.руб. * 1% = 979,45 тыс.руб. или по 57,6 тыс.руб. на каждый магазин. Данной суммы хватит на то, чтобы, например, наградить поощрительными призами победителей в проектной группе.
Планируемая экономическая эффективность от предложенных мероприятий по всему персоналу - увеличение прибыли на 5 - 8%, а именно:
Прибыль в 2016г. составила 97944,6 тыс.руб., ее увеличение на 5 % (примем для расчета минимальное значение) - это получение дополнительного дохода в размере 4897,23 тыс.руб. Если от данного планируемого дополнительного дохода вычесть сумму затрат на повышение квалификации, то получается увеличение прибыли на сумму 4704,05 тыс.руб. (по 276,7 тыс.руб. в каждом магазине).
В итоге сделан вывод, что повышение квалификации сотрудников приводят к повышению конкурентоспособности магазина, снижению текучести кадров, увеличению производительности труда и как следствие - увеличение прибыли. Эффективность повышения квалификации для работника состоит в появлении возможности карьерного роста, увеличении дохода, что является главным в работе.
Эффективность реализации предложенной программы позволит достичь позитивных, а также избежать отрицательных с экономической точки зрения изменений в ООО «Окей».
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газ. - 2012. - 31.12. - № 303.
2. ГОСТ Р 51305-99 - Розничная торговля. Требования к
обслуживающему персоналу от 01.01.2000 // ОКС Общероссийский
классификатор стандартов
3. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева. - М. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 с.
4. Арзуманова, Т. И. Экономика организации: Учебник / Т. И. Арзуманова. - М.: Дашков и К, 2016. - 240 с.
5. Барышникова, Н. А. Экономика организации: Учебное пособие для СПО / Н. А. Барышникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 191 с.
6. Болдогоев, Д. И. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции / Д И. Болдогоев. - М. : «Альпина Паблишер»,
2014. - с.19.
7. Веретенникова И. И. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие для бакалавров / И. И. Веретенникова. - М.: Юрайт, 2013. - 671 с.
8. Вираг, А. С. Повышение конкурентоспособности предприятия путем повышения квалификации персонала / А. С. Вираг. - Наука и современность, 2016. - 258с.
9. Долженко, Ю. Ю. Рекомендации по повышению квалификации персонала организации с использованием дистанционных форм обучения / Ю. Ю. Долженко. - «Издательский дом Магистраль», 2016. - № 1. - С.47-49.
10. Жантлисова, Е. А. Организация и повышение эффективности работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала на предприятии / Е. А. Жантлисова. - «МИСиС», 2016. - № 12. - С. 71-72.
11. Захарова, Л. Н. Психология управления: учебное пособие / Л. Н. Захарова - Логос, 2014. - 374 с.
12. Клочкова, Е. Н. Экономика организации: Учебник для СПО / Е. Н. Клочкова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 с.
13. Коршунов, В. В. Экономика организации: Учебник и практикум для СПО / В. В. Коршунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 407 с.
14. Костромина, Е. А. Актуальные вопросы управления человеческими ресурсами: сборник статей / Е А Костромина. - Директ-Медиа, 2014. - 78 с.
15. Дырин, С. П. Международный опыт управления человеческими ресурсами: Курс лекций. / С. П Дырин. - Набережные Челны: изд-во НФ НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2015. - 102с.
16. Мокий, М. С. Экономика организации: Учебник и практикум. / М. С. Мокий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 334 с.
17. Нечаева, Е. О. Бизнес-тренинга как разновидность обучающих технологий в повышении квалификации персонала / Е О. Нечаев - Вестник РГГУ,
2015. - № 2. - С. 66-71.
18. Психотренинг: игры и упражнения - Изд. 2-е, доп. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 272с.
19. Сафронов, Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник для ср. спец. учебных заведений / Н. А. Сафронов. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
20. Сергеев, И. В. экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Сергеев. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 511 с.
21. Соломатин, А. Н. Проектирование внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: Учебник / А. Н. Соломатин. - М. : Академкнига, 2013. - 44с.
22. Третьяк, Л. А. Экономика сельскохозяйственной организации:
Учебное пособие / Л. А. Третьяк. - М.: Дашков и К, 2015. - 396 с.
23. Чайников, В. В. Экономика предприятия (организации): Учебное пособие / В. В. Чайников. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 439 с.
24. Чалдаева, Л. А. Экономика организации: Учебник и практикум для СПО / Л. А. Чалдаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 435 с.
25. Чекалдин, А. М. Анализ подготовки и повышения квалификации персонала организации / А. М. Чекалин. - Вестник НГИЭИ, 2015. - №11. - С. 54¬55.
26. Шаркова, А. В. Экономика организации: Практикум для бакалавров / А. В. Шаркова. - М.: Дашков и К, 2016. - 120 с.
27. Шестак, Н. В Повышение квалификации преподавателей в области реализации инноваций в системе современного образования в вузе / Н. В. Шестак. - Высшее образование в России, 2016. - № 1. - с. 34-37.
28. Шестак, Н. В. Концепция повышения квалификации профессорско- преподавательского состава в условиях инновационного развития высшего и дополнительного профессионального образования / Н. В. Шестак. - Высшее образование в России, 2015. - № 2. - с. 49-58.
29. Шорникова, Н. Ю. Инновационный подход. Гриф УМЦ «Классический университетский учебник» Система повышения квалификации. / Н. Ю. Шорникова. - ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 144с.
30. Шорникова, Н. Ю. Повышение квалификации преподавателей высшей школы: монография / Н. Ю. Шорникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 191 с.
31. Щур, Д. Л. Основные направления обучения и повышения
квалификации торгового персонала в современных условиях / Д. Л. Щур. -Центр исследований в сфере экономики и права Web:
http://cisep.ru/upload/Further_training_of_sales_staff_2006.pdf.