Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социально-психологического климата подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов

Работа №114001

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2022
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования социально- психологического климата подросткового коллектива на основе влияния гендерных стереотипов 16
1.1 Сущность и содержание понятия «социально -
психологический климат» 16
1.2 Особенности гендерных стереотипов в подростковом
коллективе 22
1.3 Психолого-педагогические условия и признаки
формирования благоприятного социально-психологического климата 29
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа 39
2.1 Диагностика исследования социально-психологического
климата 39
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по
формированию благоприятного социально-психологического климата 68
2.3 Контрольный этап эксперимента 75
Заключение 90
Список используемой литературы 94
Приложение А Психолого-педагогическая программа «Позитивный вектор» 105
Приложение Б Результаты контрольного эксперимента по методикам.


В современном мире наблюдается тенденция к трансформации характера социальных отношений, прослеживаются изменения ценностей, норм поведения в обществе. Прежде всего, возрастает потребность в способности гармонично взаимодействовать в коллективе и, как следствие, актуализируется внимание к понятию «социально-психологический климат».
Формирование оптимального психологического климата - одно из условий благополучного развития личности ребенка, поскольку именно в коллективе происходит усвоение ценностей, норм поведения, характерных для данного общества, ребенок впервые получает опыт общения, навык коллективной деятельности а также возможность самоутвердиться [37, с. 21].
Внимание к проблеме межличностных отношений в коллективе, особенно подростковом, не уменьшается. Создание благоприятного подросткового коллектива является одним из ключевых условий социализации подростка [88, с. 6]. В общении формируется самовоспитание подростка через освоение социальных норм, ценностей, правил поведения [9, с. 55]. В связи с этим, на данный момент становится значимой проблема формирования психологического климата подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов, решение которой поможет разобраться, как детям приспособиться к постоянно изменяющимся условиям жизни на основе полоролевой принадлежности.
В.А. Лабунская рассматривает общение как «процесс, в ходе которого происходит взаимный обмен информацией, чувствами, эмоциями, устанавливается контакт, люди общаются друг с другом. В результате чего может возникать или нет взаимопонимание» [51, с. 167].
Межличностное общение является сложным процессом и отличается своей структурой, направленностью, следовательно, рассматривать его необходимо как систему «человек - человек» во всех возрастных категориях.
Потребность общаться не только с родителями или взрослыми, а именно со сверстниками возникает у детей уже в возрасте 4-5 лет и усиливается по мере развития ребенка. Уже к 13-14 годам (подростковому возрасту) возникает полная переориентация ребенка со значимого взрослого на своих одноклассников и друзей. Это связано с тем, что дети данной возрастной группы ищут себе в партнеры подобного или равного по положению собеседника. Подобная переориентация есть неизбежная закономерность, отличительной её чертой является характер проявления процесса, либо постепенный, либо скачкообразный (Г.С. Абрамова [1], Б.С. Волков [24], Л.Д. Столяренко [84], Е.И. Рогов [79], Дж. Морено [101] и другие).
Любое взаимодействие в социуме мужчин и женщин заключается в гармоничном и согласованном сотрудничестве, сосуществовании, совместной деятельности, а также ориентации личности на гендерные и возрастные различия.
Для успешного протекания процесса социализации необходимы знания и представления о роли женщин и мужчин в каждом конкретном обществе. Необходимо знать и понимать, что такое «гендер», «гендерные роли», «гендерные стереотипы», которые являются «социальными конструктами» любого общества [72, с. 39].
Индивиду необходимо осознавать и принимать собственную гендерную роль и быть готовым вести себя в соответствии с ней. Немаловажным является и способность человека к сотрудничеству как внутри своей гендерной группы, так и между полами, стремление к «гендерной солидарности», в частности, к достижению понимания и гармонии во взаимоотношениях [58, с. 69].
В современных публикациях недостаточно внимания уделяется изучению межличностных отношений подростков, не должным образом изучены их особенности. В исследованиях в основном акцент делается на раскрытии природного и приобретенного в особенностях мужчин и женщин. Понятие «пол» чаще всего ученые рассматривают, как нечто природное, то есть с биологической точки зрения, а понятие «гендер» - с позиции социалогизаторского направления [15], [20], [71], [75], [81], [83].
Большинство авторов полагают, что все же биологическое и социальное следует рассматривать в паре. Несмотря на большое количество подходов к данному вопросу, все они ограничиваются тем, что понятие пола применяется к различию между мужчинами и женщинами, а гендера - к осмыслению природы феноменов «маскулинности» и «феминности».
Анализируя вышесказанное, подчеркнем, что пол и гендер можно рассматривать как многогранное понятие. В научных источниках данная проблема излагается с разных точек зрения: биологический гендер, гендерные социальные отношения, стилевые и символические особенности [16, с. 23].
Актуальность исследования на социальном уровне устанавливается современным обществом, поскольку благоприятный психологический климат является одним из условий формирования гармонично развитой личности. В последние десятилетия общество предъявляет определенные требования к социализации личности, возрастает интерес к взаимоотношениям человека в коллективе. Именно поэтому, изучение формирования социально-психологического климата подросткового коллектива с учетом гендерных стереотипов вызывает большой интерес учёных-психологов и социологов.
На данном этапе развития общества нет четких границ между считавшимися традиционно мужскими и женскими ролями. Действительность такова, что роль женщины домохозяйки и мужчины - кормильца семьи уже не актуальна для нынешней молодежи, и требуется внесение корректив в характеристики современных мужчин и женщин. Назрела необходимость использования гендерного подхода в преодолении стереотипов, мешающих успешному межличностному взаимоотношению в коллективе сверстников.
На межличностные отношения важное влияние оказывают гендерные стереотипы, существующие в обществе. С самого рождения родители и ближайшее окружение, сами того не осознавая, воспринимают и воспитывают детей относительно их половой принадлежности. Подростковый возраст считается решающим этапом в становлении личности, именно в данный период происходят изменения в сознании. Данная проблема становится актуальной. В связи с этим, решение вопроса влияния гендерных стереотипов на межличностное общение подростков позволит разобраться, как детям приспособиться к постоянно меняющимся жизненным условиям исходя из поло-ролевой принадлежности.
Значимость рассмотрения на научно-теоретическом уровне основывается на теоретическом осмыслении и методическом обосновании сущности понятия «социально-психологический климат», «гендер», «гендерные роли», «гендерные стереотипы».
Разработкой данного вопроса занимались как отечественные ученые (А.Г. Ковалев [23], В.М. Шепель [93], В.Н. Панферов [19], А.А. Бодалев [18], Ю.С. Жидкова [35], К.К. Платонов [66], А.Н. Лутошкин [54], Б.Д. Парыгин [64], Л.Н. Коган [42] и многие другие), так и зарубежные авторы (К. Левин [52], [99], Р. Таджури [104], Р. Шо [95], А. Лотт, Б. Лотт [100] и многие другие).
Актуальность исследования на научно-методическом уровне состоит в том, что на сегодняшний день зарубежные научные труды по данной теме не пересекаются с работами отечественных ученых и остаются малоизученными. Имеются наработки об особенностях взаимодействия с мальчиками и девочками, но в действительности отсутствует материал об особенностях и характере взаимоотношений в подростковом коллективе в зависимости от гендерных стереотипов.
Социальная действительность предъявляет повышенные требования к адаптивным возможностям личности, способности гармонично взаимодействовать в коллективе. Подростковый возраст важен для формирования самовоспитания личности, поскольку именно в данный возрастной период возникают изменения в сфере сознания через освоение социальных норм, ценностей, поведения.
Результаты исследований в данной области подтверждают тот факт, что подростки часто сталкиваются с проблемами непонимания не только со стороны противоположного пола, но и внутри своей гендерной группы, не умеют мирно решать возникающие проблемы, часто конфликтуют. Большой интерес к вышеупомянутой проблеме вызван поисками практических механизмов координирования межличностных отношений. Назрела необходимость использования гендерного подхода в преодолении стереотипов, мешающих успешному межличностному взаимоотношению в коллективе сверстников.
Анализ научной литературы, изучение специфики формирования социально-психологического климата позволили выявить недостатки в процессе становления подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов:
- не в полной мере обоснованы теоретико-методологические аспекты, направленные на создание психолого-педагогической программы способствующей формированию благоприятного подросткового коллектива с учетом гендерных стереотипов;
- не учитывается факт, что при формировании социально-психологического климата не рассматривается гендерная стереотипизация (в коллективе, не учитывающем гендерные стереотипы, преимущественно будет невысокая степень сплоченности между членами коллектива);
- отсутствие обоснованных методик оценки сформированности социально-психологического подросткового коллектива с учетом устойчивых гендерных стереотипов, а также не в полной мере разработаны показатели.
Выявленные недостатки позволили определить противоречия между:
- повышенными требованиями современного общества к адаптационным возможностям личности и гармоничном взаимодействии человека в коллективе;
- влиянием гендерных стереотипов на межличностное общение и недостатком исследований в проблеме формирования гендерных стереотипов;
- потребностью в гармонично-развитой личности и отсутствием
психолого-педагогической программы, способствующей формированию благоприятного подросткового коллектива с учетом гендерных стереотипов.
Перечисленные недостатки и противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как сформировать социально-психологический климат подросткового коллектива с учетом гендерных стереотипов современного общества?
Недостаточная разработанность проблемы и реальная значимость её решения определили тему исследования: «Формирование социально-психологического климата подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов».
Объект исследования: процесс воспитания подросткового коллектива в социально-реабилитационном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социально-психологического климата подросткового коллектива с помощью разработанной авторской программы.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить формирование социально-психологического климата подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что социально-психологический климат подросткового коллектива будет оптимальным, если:
- выявлены и учтены гендерные стереотипы, которые негативно влияют на формирование подросткового коллектива;
- определены и реализованы педагогические условия, которые помогут положительно сформировать социально-психологический климат;
- разработана и апробирована психолого-педагогическая программа, для повышения уровня социально-психологического климата.
Определены задачи исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования социально-психологического климата подросткового коллектива;
- проанализировать сущность и содержание понятия «социально-психологический климат»;
- изучить гендерные стереотипы в подростковом коллективе;
- определить психолого-педагогические условия, влияющие на
формирование благоприятного социально-психологического климата;
- разработать и апробировать программу по формированию социально-психологического климата подросткового коллектива с учетом гендерных стереотипов ;
- провести эксперимент по оценке уровня социально-психологического климата в социально-реабилитационном учреждении.
Теоретико-методологической основой общенаучные принципы познания:
- изучение специфики взаимоотношений, складывающихся в коллективе (А.Г. Ковалев, В.М. Шепель, В.Н. Панферов, А.А. Бодалев, Ю.С. Жидкова, К.К. Платонов, А.Н. Лутошкин, Б.Д. Парыгин, Л.Н. Коган и другие);
- деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие);
- гендерный подход (И.С. Клецина, И.С. Кон, С. Бэм и другие);
- теории, рассматривающие «пол/гендер», как задаваемую культурой базу социальной дифференциации и иерархизации общества (И.С. Клецина, И.Н. Тартаковская);
- теории гендерного воспитания (А Адлер, Т.В. Бендас, Л.И. Градусова, И.Н. Евтушенко);
- подходы к определению особенностей и механизмов стереотипизации (Р. Ашмоа, У. Вайнэки, К. Жаклин, У. Липпман, А.В. Меренков, Г. Олпорт, Л.И. Столярчук, В.М. Шепель).
Базовыми для настоящего исследования явились также работы И.С. Клециной, И.С. Кон, Л.С Столярчук, В.М. Шепель, В.Н. Панферова.
Методы исследования:
- теоретические: обзор и анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования; обобщение, сравнение, моделирование, сущность понятия «социально-психологический климат», «гендер» и «гендерные стереотипы»;
- эмпирические: наблюдение, анализ психолого-педагогических
характеристик, опрос, тестирование, анкетирование;
- методы первичной и вторичной статистической обработки результатов.
Основные этапы исследования:
Первый - теоретическо-поисковый - проходил в период с сентября 2020 г. по апрель 2021 г. На этом этапе осуществлялись исследование и анализ уровня научной разработанности рассматриваемой проблемы посредством психолого-педагогической и научно-методической литературы. Была создана программы исследования, установление исходных параметров, методов, понятийного аппарата. Найдены и обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие формированию подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов. Также определены критерии, показатели, диагностических методик по изучению социально-психологического климата (констатирующий этап эксперимента).
На втором этапе, опытно-экспериментальном (апрель 2021 г. - март 2022 г.) проходила апробация программы, способствующей формированию социально-психологического климата подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов. Обработка и анализ полученных результатов (формирующий и контрольный эксперимент).
На третьем этапе: заключительно-обобщающем, проходившем с апреля 2022 г. по июнь 2022 г. были изучены, обобщены и систематизированы полученные результаты. Оформлены материалы диссертации, приложения, сформулированы выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования: Государственное казенное учреждение Самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин».
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений о влиянии гендерных стереотипов на характер формирования социально-психологического климата подросткового коллектива.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- систематизированы представления о сущности понятий «социально- психологический климат», «гендер», «гендерные стереотипы»;
- выявлены, определены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования благоприятного социально -психологического климата подросткового коллектива;
- разработаны показатели оценки сформированности социально-психологического климата подросткового коллектива.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа «Позитивный вектор» по формированию социально-психологического климата коллектива с учетом гендерных стереотипов может быть использована в практике образовательных организаций и социально-реабилитационных учреждений.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается научным обоснованием проблемы, соответствие современным тенденциям, использованием сочетания методов, адекватных цели, задачам, предмету исследования.
Личное участие автора заключается в обосновании ключевых теоретических идей и положений исследовательской работы; сбор, анализ экспериментальных данных; определение диагностического инструментария по изучению социально-психологического климата подросткового коллектива; в разработке психолого-педагогической программы, способствующей формированию благоприятного подросткового коллектива с учетом гендерных стереотипов; в интерпретации и обобщении итоговых экспериментальных данных и выводов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Результаты были представлены педагогическому сообществу:
- Всероссийская педагогическая конференция «Теоретические и методологические проблемы современного образования» (октябрь 2020г.).
- Методическое объединение государственного казенного учреждения Самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин» по теме исследования «Гендерные стереотипы в современном обществе и их влияние на социально - психологический климат подросткового коллектива (ноябрь 2020г.).
- Всероссийская педагогическая конференция «Теоретические и методологические проблемы современного образования», секция «Общее среднее образование», тема выступления «Гендерные стереотипы в современном обществе плюсы и минусы» (март 2021г.)
- XIII Всероссийская научно-практическая конференция «Наука XXI века: взгляд в будущее» с публикацией статьи «Исследование социально-психологического климата подросткового коллектива в социально-реабилитационном учреждении» (апрель 2021г.).
- «75 Международная научно-практическая конференция Евразийского научного объединения» (май 2021г.).
- XXI Международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (июнь 2021г.).
- Статья в информационно-методическом электронном журнале, статья «Профилактика вовлечения подростков в неформальные группы деструктивной направленности в период коронавирусных ограничений» (сентябрь 2021).
- Международная научно-практическая конференция «Язык и актуальные проблемы образования», выступление с докладом «Формирование социально-психологического климата подросткового коллектива» (декабрь 2021).
- Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество», доклад «Формирование подросткового коллектива в условиях социально-реабилитационного учреждения». Победитель 1 место (декабрь 2021).
- VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Современная научная мысль», статья «Особенности влияния социально-психологического климата подросткового коллектива на развитие личности» (январь 2022).
Положения, выносимые на защиту:
- Формирование подросткового коллектива в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как важный этап в становлении личности подростка. Именно в коллективе закладываются основы сознательного поведения, происходит усвоение норм, ценностей, установок характерных для данного общества. На формирование благоприятного социально-психологического климата влияет множество факторов:
взаимодействие между членами группы, сотрудничество, социальный статус в коллективе сверстников, групповая сплоченность, общие цели, экономические изменения, гендерные стереотипы. Присущие тому или иному обществу стереотипы оказывают немаловажное влияние на процесс социализации, во многом определяя его направленность. К гендерным стереотипам, оказывающим негативное влияние на социально-психологический климат, относятся такие, как: «женщины слишком эмоциональны, они не способны рационально рассуждать, логически мыслить»; «лидером должен быть мужчина»; «мужчины не плачут».
- Социально-психологический климат рассматривается, как модель реального социума, основанная на гармоничном взаимодействии всех членов группы, в ходе которого приобретается опыт социальных отношений и происходит процесс личностного развития. Психолого-педагогическими условиями формирования благоприятного социально-психологического климата являются: высокая степень эмоциональной включенности, эмпатия, умение слушать, доверие; свободное выражение собственного мнения; отсутствие давления со стороны; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
- Психолого-педагогическая программа «Позитивный вектор», способствует формированию благоприятного подросткового коллектива с учетом гендерных стереотипов. В основу программы положены принципы: целостности, уважения к личности; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимоотношений; природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации воспитанников; принцип гендерных особенностей. В программе прописаны цели и задачи, срок и форма обучения, содержание, оформлен учебно-тематический план, структура занятий, представлен подробный конспект каждого занятия, расписаны требования к специалисту, ведущему цикл занятий, материально-техническое обеспечение. На каждом занятии воспитанникам озвучивается тема и задачи, отыгрываются упражнения, предусмотрена обязательная рефлексия с обсуждением результатов проведенных упражнений. Определены критерии эффективности использования программы и формы итогового контроля. Представлен список использованной литературы.
Структура и объём магистерской диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 43 рисунка, 16 таблиц, список используемой литературы и источников (104 источника), 2 приложения. Основной текст работы изложен на 104 странице.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав данные экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что выдвинутая в начале исследования гипотеза, согласно которой психологический климат в группе подростков изменится после реализации авторской психолого-педагогической программы направленной на формирование благоприятного социально-психологического климата, подтвердилась.
Социально-психологический климат подросткового коллектива показывает ориентацию взаимоотношений внутри команды, удовлетворение условиями и стилем межличностных отношений и восприятию себя в данной группе. Благоприятный социально-психологический климат является необходимым условием благополучного развития личности ребенка, так как именно коллектив сверстников позволяет подростку усвоить социальные нормы, ценностные ориентации, характерные для современного общества, тем самым, позволяя получить коммуникативный опыт, обрести навыки совместной деятельности, самоутвердиться в коллективе.
Социально-психологический климат представляется как комплексное состояние коллектива, вмещающее в себя набор разнообразных характеристик, в связи с этим его невозможно измерить по одному показателю. В социально-психологическом климате можно выделить три компонента. Первым является социальный климат, включающий в себя показатель характеристика членов коллектива и межличностные отношения. Второй - моральный, содержащий показатель моральные ценности, принятые в данном коллективе. Третий - психологический, включающий уровень общения и взаимодействия, а также отношение к успехам и неудачам.
Важная роль в успешности коллектива отводится сплоченности всех членов группы. Формирование социально-психологического климата происходит через внедрение процесса межличностных отношений: психологических (эмпатия, симпатия, антипатия, дружба); взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); общего настроения, стиля совместной деятельности, единства всех членов коллектива. Сплоченный коллектив означает единство поведения всех членов, основанное на единстве интересов, ценностей, норм по их достижению. Сформированный социально-психологический климат - это сплоченный коллектив.
На формирование социально-психологического климата оказывают воздействие большое количество факторов, в том числе и гендерные стереотипы, присущие современному обществу. В подростковый период формируется новообразование сознания, через которое ребенок сравнивает и отождествляет себя с другими, строит свои отношения и корректирует свою деятельность. Это новообразование называется половая идентичность, основа, которой есть «единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли, стараясь соответствовать стереотипам».
Формирование ценностного отношения к личности другого на основе толерантности и формирования коммуникативных навыков так же относят к психолого-педагогическим условиям формирования благоприятного социально-психологического климата. Существенным считается условие, когда взрослый, будь то родитель или значимый взрослый, выступает в качестве друга и тем самым значительно помогает подростку в поиске его места в системе новых, складывающихся взаимоотношений, в оценке возможности лучше узнать себя.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована психолого-педагогическая программа «Позитивный вектор», направленная на формирование благоприятного социально-психологического климата подросткового коллектива (Приложение А). Эксперимент проходил на базе ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин», в котором приняли участие 26 воспитанников. Преимущество данной программы перед другими состоит в системном подходе к решению проблемы. Реальная ценность ее в том, что она разработана с учетом контингента воспитанников, возрастных и индивидуальных, а также полоролевых особенностей. Содержание программы включало в себя 9 тематических занятий: «Восприятие себя и мира», «Мир вокруг меня», «Гендерная социализация», «Моя внутренняя опора», «Время для души», «Мотивы и последствия», «Конфликты и агрессия», «Правонарушения. Умей сказать: «НЕТ!», «Билет в будущее».
В программе предусмотрено большое количество упражнений для работы в парах, для тех воспитанников, которые не готовы к деятельности в группе. Занятия спроектированы таким образом, что чередуется работа в парах, с работой в группе, что позволяет всерьез усвоить приобретенные навыки. Разработано большое количество упражнений на снятие мышечного напряжения, на самопознание и саморазвитие.
Методы, используемые в программе: решение ситуационных задач, беседа, работа в паре, обучение в малых группах, мозговой штурм, диагностические методики, разыгрывание ролей. Среди упражнений использовались «Пять плюсов», «Мир вокруг меня», «Моя опора» и другие. Использовалось большое количество арт-терапевтических упражнений: «Мой герб», «Дорога моей жизни», «Мое настроение» и другие. Ребята активно принимали участие в обсуждении предложенных тем, высказывали свое мнение, проигрывали ролевые игры. По окончании программы ребятам была предложена анкета обратной связи, где они поделились своим мнением о данной программе: что было интересно, пригодиться ли в будущем приобретенный опыт, что показалось малозначительным и не актуальным . Анализ анкет показал, что воспитанники отметили важность данной программы, которая помогла им лучше узнать себя и сверстников.
Исследование, проведенное опытным путем, доказало эффективность проделанной работы: апробации и реализации психолого-педагогической программы. Цель программы: формирование социально-психологического климата подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов, развитие личностных качеств каждого члена группы. Анализируя результаты констатирующего эксперимента, можно заметить, что компоненты изучения социально-психологического климата подросткового коллектива (до формирующего этапа) сформированы на высоком уровне лишь у 19,9% подростков, на низком уровне у 37,6%. Контрольный эксперимент зафиксировал увеличение показателей на высоком уровне на 11,5%. Улучшились данные и на других уровнях: наблюдается положительная динамика на среднем (увеличение на 4,3 %) и снижение показателей (на 16,8 %.) - на низком уровне.
Эмпирическое исследование позволило сделать вывод, что при формировании социально-психологического климата подросткового коллектива необходимо учитывать гендерные стереотипы , присущие данному обществу.



1. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. Прометей, 2018. 708 с.
2. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учеб, пособие. М. : Академия, 2014. 240 с.
3. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. Ростов н/Д., 1998. 256 с. URL: https://pedlib.ru/Books/4/0473/index.shtml (дата обращения: 23.01.2022).
4. Айзенберг Л. Лечение эмоционально нарушенного ребенка предподросткового возраста. // Детская исследовательская клиника Woods Schools 35. С. 30-41.
5. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект-пресс, 2016. 389 с. URL: psylib.org.ua/books/andrg01/(дата обращения: 19.11.2021).
6. Андриенко Е. В. Социальная психология: учебное пособие / Под
ред. Сластенина В. А. М. : Академия, 2000. 264 с. URL: http://elibrary.bsu.edu.az/files/books_163/N_155.pdf (дата обращения:
30.11.2021) .
7. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М. : Академия, 2002. 264 с.
8. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы
поведения человека в социуме. Прайм-Еврознак, 2004. 558 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01002409031(дата обращения: 18.01.2022).
9. Ахметжанова Г. В. Пути решения проблем современного
педагогического образования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2003. № 1. С. 55-59. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18836079 (дата обращения: 12.01.2022).
10. Багрецов С. А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом . СПб.: Лань, 2000. 649 с.
11. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. 141
с. URL: http://www.bestschool.kz/parents/council_of_psychologists/psychology_of_the_teenager/your_uneasy_teenager.pdf (дата обращения: 11.01.2022).
12. Бакланова Н. К., Потапов Д. А., Бакланов К. В. Девиантное поведение подростков: основы профилактики // Наука и школа, 2018. № 4. С. 82-86.
13. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М. : РОССПЭН, 2004. 336 с. URL: https://vk.com/wall-30729957_6460 (дата обращения: 14.01.2022).
14. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.
15. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2009. 430 с.
16. Блохина Н. А. Понятие гендера: становление, основные
концепции и представления // Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2003 С. 7-40. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=22618885 (дата обращения: 12.02.2022).
17. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование
познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии, 1993. № 2. 63 с. URL:
https://vikent.ru/enc/2202/ (дата обращения: 26.01.2022).
18. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : Академия, 1995. 240 с. URL: https://pedlib.ru/Books/5/0251/5_0251-1.shtml(дата обращения: 01.02.2022).
19. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М. : Мысль,1993. 207 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24088482 (дата обращения: 06.02.2022).
20. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 632 с.
21. Буева Л. П. Социальные иллюзии. В рубрике Круглый стол //
Вестн. Аналитики, 2014. № 3 (57). С. 107-130.
22. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М. : Просвещение, 1978. 360 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006126392 (дата обращения: 01.11.2021).
23. Войко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. И. Социально-психологический климат коллектива и личность. М. : Академия, 2014. 207 с.
24. Волков Б. С. Психология подростка. М. : КНОРУС, 2016. 266 с.
25. Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство // РАН, Ин-т философии. М. : Едиториал УРСС, 2004. 319 с.
26. Воронцов Д. В. Что такое гендер? Гендерная психология: практикум / под ред. И. С. Клециной. СПб, 2009. С. 27-46.
27. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т. 2. Проблемы
общей психологии // М. : Педагогика, 2009. 504 с. URL.:
https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/cw/pdf/vol2.pdf (дата обращения: 02.12.2021).
28. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск:
Харвест, 1998. 55 с. URL: https://vshp.pro/wp-
content/uploads/2020/03/Golovin-S.-YU.-Slovar-prakticheskogo-psihologa.pdf (дата обращения: 06.12.2021).
29. Градусова Л. В. Гендерная педагогика . М. : Флинта: Наука, 2011. 176 с.
30. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. Барнаул: АлтГПУ, 2015. 185 с.
31. Донцов А. И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования // М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 39-61. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/20.php (дата обращения: 29.01.2022).
32. Дубровина И. В. Психология. М. : Academia, 2001. 460 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000694318 (дата обращения: 05.11.2021).
33. Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании // Начальная
школа плюс До и После, 2011 № 9. С. 91-96. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25044117 (дата обращения: 02.12.2021).
34. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. М. :
Просвещение, 2000. 268 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000635560
(дата обращения: 30.10.2021).
35. Жидкова Ю. С., Иванкина Т. Н., Комендантова О. Г., Лукаускас Э. С., Макеева А. Г., Никишина А.В. Каждый как ценностный объект воспитательного процесса // Воспитание школьников, 2017 № 4. С. 31-40.
36. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное
конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб. : Изд-во Европейского университета, 2007. С. 9-33. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-konstruirovanie-gendera (дата
обращения: 02.12.2021).
37. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений: учебное пособие. Питер, 2015. 586 с.
38. Ильин Е. П. Пол и гендер. Питер, 2010. 75 с. URL: https://equalitynow.ru/wp-content/uploads/2021/01/Kniga-Pol-i-gender-Ilin-E..pdf(дата обращения: 26.10.2021).
39. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в отечественной
психологии: итоги и перспективы // Вестник Северо-восточного
федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия Педагогика. Психология. Философия, 2017 № 3 (07). С. 63-74.
40. Клецина И. С. От психологии пола - к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии, 2003 № 1. С. 61-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25005571 (дата обращения: 30.09.2021).
41. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: диссертация
доктора психологических наук. Санкт-Петербург, 2004. 460 с. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2004/Kletsina_I_S_2004.pdf (дата обращения:
16.12.2021) .
42. Коган Л. Н. Жизнь в поколениях. Классика и современность.
Екатеринбург, 1995. 22 с. URL:
https://rusneb.ru/catalog/004543_000037_SVONB-RU_SRSL_2191989/(дата обращения: 11.1012022).
43. Кон И. С. Особенности социализации мальчиков и девочек // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал, 2010 № 1(2). С. 54-58. URL: https://vk.com/doc26038490_445659560?hash=f2734a5104ec2a8c7a&dl=877d999139dcae2971 (дата обращения: 01.11.2021).
44. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М. : Время, 2009. 494 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004167582 (дата обращения: 09.12.2021).
45. Кончакова А. А. Социально-психологический климат в коллективе: особенности влияния стиля руководства // Ученые записи Тамбовского отделения РОСМУ, 2018 № 11. С. 209-214. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36513610 (дата обращения: 05.11.2021).
46. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М. : Аспект Пресс, 2001. 318 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006734884 (дата обращения: 26.11.2021).
47. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. М. : Институт
психологии РАН, 2021 580 с. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45605760(дата обращения: 06.01.2022).
48. Куницына В. Н. Межличностное общение. Екатеринбург: Прагма, 2010. 320 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000707877 (дата обращения: 13.09.2021).
49. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. М. : Акад. проект, 2013. 419 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006688185 (дата обращения: 10.11.2021).
50. Курочкина И. А. Проблема гендерно-половой идентичности: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 206 с.
51. Лабунская В. А., Капитанова Е. В. Обеспокоенность и удовлетворенность студентов своим внешним обликом как предикторы самооценок его компонентов и характеристик // Российский психологический журнал. 2016. Т.13. № 1. С. 167-183.
52. Левин К. Разрешение социальных конфликтов . СПб. : Речь, 2000. 407 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000662917 (дата обращения:
26.11.2021) .
53. Лебедева В. А. Психология сегодня. // Материалы Х регион. студ. науч.--практ. конф. Екатеринбург, / Отв. за выпуск В. А. Лебедева. Екатеринбург: ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008. 254 с.
54. Лутошкин А. Н. Психологический климат первичного
производственного коллектива. Кострома, 1978. 46 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01008368896 (дата обращения: 19.11.2021).
55. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга
по истории, теории и практике воспитания. Новгород, 2007. 36 с. URL: http://makarenko-museum.ru/lib/Science/Frolov/Makarenko-shkola_gizni,_truda,_vosp_Red_A_Frolov_E_Ilaltdinova_Chast_1.pdf (дата
обращения: 02.12.2021).
56. Марцинковская Т. Д. Психология развития. Академия, 2007. 532 с. URL: https://djvu.online/file/EKqcPueAo69Cj (дата обращения: 11.01.2022).
57. Масалова Т. С., Павлюкова М. А. Организация благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе. Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2018. 48 с.
58. Мегрелидзе К. Социология мышления. Тбилиси, 2000. 244 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006404764 (дата обращения: 23.11.2021).
59. Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб. :
Питер, 2002. 463 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000754692 (дата
обращения: 26.10.2021).
60. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 134 с. URL:
https://www.rulit.me/books/kultura-i-mir-detstva-read-286593-130.html (дата
обращения: 16.11.2021).
61. Мухина В. С. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений. Развитие личности. М. : Мысль, 2001. 346 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002135945 (дата обращения:
29.10.2021) .
62. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. К. : 2000. 312 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001533296 (дата обращения:
29.10.2021) .
63. Саморазвитие в педагогике и психологии: сборник статей Международной научно - практической конференции (11 февраля 2018, г. Волгоград) // Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. 264 с.
64. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии,
истории и теории. СПб. : ИГУП, 1999 592 с. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23084297(дата обращения: 16.11.2021).
65. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология
коллекгива. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1978. 176 с. URL: https://vk.com/wall-94378522_36808 (дата обращения:
23.11.2021) .
66. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М. : Наука, 1980. 185
с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007686917 (дата обращения:
01.12.2021).
67. Платонов Ю. П. Психология поведения человека в группе. СПб. : Питер, 2014. 2013 с.
68. Подлесных Л. В., Пайгильдина М. Г. Исследование социально-психологического климата подросткового коллектива в социально - реабилитационном учреждении // Наука XXI века: взгляд в будущее: материалы ХШ Всерос. науч.-практ. конф. учащейся молодежи / редкол.: Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова. Шадринск, 2021. С. 308-313. URL: irbis.shgpi.edu.ru/biblioteka/katfree/467.pdf (дата обращения: 05.05.2022).
69. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М. : Академия, 2006. 288 с.
70. Пономарева Е. А., Пономарева Д. И. Вклад А. Д. Глоточкина в развитие отечественной психологии // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 68-75.
71. Попова Л. В. Гендерная социализация в детстве // Журнал ЖЖ., 2005. URL: http://feministki.livejournal.com/224640.html (дата обращения: 06.12.2021).
72. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная
психология. СПБ: Речь, 2000. 16 с. URL:
https://pedlib.rU/Books/1/0139/index.shtml (дата обращения: 11.11.2021).
73. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : Воронеж: МОДЭК, 2000. 364 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/pri/PRI-001-.HTM#(дата обращения: 29.11.2021).
74. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. И. В. Дубровиной. Е.: Деловая книга, 2000. 358 с. URL: https://ua.booksee.org/book/526920(дата обращения: 03.01.2022).
75. Психологический словарь URL:
http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html (дата обращения: 08.12.2021).
76. Рабочая книга педагога-психолога детского лагеря: из опыта работы социально-психологической службы ВДЦ «Орлёнок». Авторский коллектив / под общей редакцией Джеуса А. В. к.пс.н, Зубахина А. А. к.п.н.,
Сайфиной А. А., Яблоковой А. В. // ВДЦ «Орлёнок», 2013. 256 с. URL: https ://psy. su/mod_files/additions_1 / fle_file_additions_1_2658.pdf (дата
обращения: 26.10.2021).
77. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. : Питер, 2010. 812 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004925114(дата обращения: 20.10.2021).
78. Репина Л. П., Стогова А. В., Суприянович А. Г. Гендер и
общество в истории. Алетейя Санкт-Петербург, 2007. 694 с. URL:
https://vk.com/doc5787984_590427296?hash=z2rfjamWnnY0HNia89hdryFdRNbTXfItYJzZY3RfMI8&dl=BkarLsTH4b1 Kbz20IcxzUsHD4pcK8fPW3FYRWAArbjk (дата обращения: 22.11.2021).
79. Рогов Е. И., Симончик Т. В. Особенности профессиональных представлений у аддиктивных подростков в образовательных организациях разных типов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 8. С. 101-109.
80. Рыков С. Л. Гендерная культура педагога: сущность и пути формирования // Ценности и смыслы. 2018. № 4 (56). С. 76-89.
81. Рымарев, Н. Ю. Гендерные различия в проявлении субъектности у подростков. Личность и её бытие: субъектный подход. Психология субъекта и гендерные аспекты бытия личности // Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар, 2016.
82. Ситников В. Л., Комарова А. В., Слотина Т. В. Практикум по психологии общения. Учебное пособие. СПб. : изд. ПГУПС, 2012. 94 с.
83. Столлер Р. Пол и гендер: о развитии мужественности и
женственности. Дом науки. Нью-Йорк, 1968. 383 с. URL:
https://www.hmong.press/wiki/Robert_Stoller (дата обращения: 23.11.2021).
84. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология . Ростов н/Д:
Феникс, 2003. 544 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001835810(дата
обращения: 29.11.2021).
85. Столярчук Л. И., Столярчук И. А. Парадигмальная взаимосвязь
понятий «половое», «полоролевое», «гендерное» «воспитание // Фундаментальные исследования, 2013. № 1 (часть 2). С. 357-360. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18771611(дата обращения: 16.09.2021).
86. Титаренко Л. Г. Гендерный дисбаланс или рост гендерного
равенства? // Женщина в российском обществе, 2020. № 1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/gendernyy-disbalans-ili-rost-gendernogo-ravenstva(дата обращения: 08.12.2021).
87. Фархшатова И. А. Технология сплочения классного коллектива «Кредит доверия» // Воспитание школьников, 2017. № 4. С. 26-30.
88. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся
мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал, 2010. №2 (4). С. 6-11. URL:
http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=3594 (дата обращения: 11.01.2022).
89. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка. М.: Педагогика-Пресс, 2009. 243 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007823875(дата обращения: 11.01.2022).
90. Фернхем А., Хенвен П. Личность и социальное поведение. СПб. : Питер, 2015. 368 с.
91. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Майнулов Г. М. Социально¬
психологическая диагностика развития личности малых групп . М., Издательство Институт Психотерапии, 2005. 490 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01000987231 (дата обращения: 16.12.2021).
92. Шатров Д. В. Личность родителей и нравственная сфера детей :
диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. // Санкт-
Петербург, 2006. 209 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003304695(дата обращения: 18.11.2021).
93. Шепель В. М. Социально-психологические проблемы
воспитания. Изд. 2. Издательская группа URSS, 2022. 240 с. URL:
https://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=285079 (дата
обращения: 30.10.2021).
94. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. М., 2000. 296 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000683120 (дата обращения: 26.11.2021).
95. Шо Р. Б. Ключ к доверию в организации. Результативность.
Порядочность. Проявление заботы. М., 2000. 271 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01000664002(дата обращения: 30.10.2021).
96. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка
// Вопросы психологии 2003. № 6. 54 с. URL:
https://kazedu.com/referat/48851/11 (дата обращения: 28.09.2021).
97. Enoch Leung. Living reference work entry: First Online: 04 July 2018 // Departmentof Educationaland Counselling Psychology, McGillUniversity, Montreal, QC, Canada.
98. Horner, M. S. Perfomance of men in noncompetitive and interpersonal competitive achievement oriented situations // Motivation and achievement. Washington: Winston, 1961. Р. 237-254.
99. Levin K. Group decisionand social chang // Readings in Social Psychology, ed. T. Newcomb, E. Hartley. New York Holt:.Rev., 1974.
100. Lott A., Lott B. Group cohesiveness as interpersonal attraction: a review of relationships with antecedent and consequent variables // Psychol. Bull. 1984. 95 p.
101. Moreno Jacob L. Autobiography. J. Group Psychotherapy, Psychodrama and Sociometry, 42, 1989. P. 11-18.
102. Roos Vonk and Richard D. Ashmore. Thinking about gender types: cognitive organization of female and male types // British Journal of Social Psychology, 2003. P. 257-280.
103. Stoller R.J. Sex and gender: On the Development of Masculinity and Femininity // New York: Science House, 1968. 226 р.
104. Taguri R. Executive climate // Taguri R., Litwin G.H. // Organizational climate: exloration of a concept. Cambridge, 1968. 96 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ