Участие государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в арбитражном процессе
|
Объект исследования - Администрация Киржачского района Владимирской области.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
1 ИНСТИТУТ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ: ЭВОЛЮЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА……
1.1 Эволюция участия государственных органов в арбитражном процессе
1.2 Правовое регулирование и формы участия государственных органов в арбитражном процессе…………………………………………………….
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………
2.1 Правовой статус государственного органа как истца и ответчика в арбитражном процессе
2.2 Формы участия и анализ правоприменительной практики…………..
3 ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……72
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
1 ИНСТИТУТ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ: ЭВОЛЮЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА……
1.1 Эволюция участия государственных органов в арбитражном процессе
1.2 Правовое регулирование и формы участия государственных органов в арбитражном процессе…………………………………………………….
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………
2.1 Правовой статус государственного органа как истца и ответчика в арбитражном процессе
2.2 Формы участия и анализ правоприменительной практики…………..
3 ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……72
Актуальность темы исследования обусловлена ролью государственных органов в различных сферах общества и государства. Обеспечение конституционного принципа законности возможно только при обеспечении надлежащей реализации всеми участниками правоотношений своих прав и обязанностей. Государственные органы относятся к такому участнику правоотношений, которые наделены особым правовым статусом. Они от имени государства осуществляют реализацию управления, реализацию функций управления. В связи с этим, они наделены правом выступать с защитой интересов государства и общества. Это позволяет говорить и о реализации правоохранительной функции государственных органов.
Законодательство Российской Федерации предусмотрело возможность участия государственных органов в арбитражном процессе. Однако, все же обобщая особенность данной категории субъектов, следует отметить, что законодательством предусмотрены особенности для данного участника арбитражного процесса, обусловленные функциями и публичным правовым статусом государственных органов.
Анализ эволюции законодательства в данной сфере показывает, что с 2010 года произошло структурное преобразование данного института, направленное на повышение качества участия государственных органов в арбитражном процессе. Одним из таких изменений стало и введение обязанности государства также нести ответственность за нарушение права на судопроизводство. Законодательством была предусмотрена возможность участия государственного органа в качестве истца, ответчика и третьего лица, определив особенности правового статуса.
Объектом исследования в данной магистерской диссертации является правовой статус государственного органа, как участника арбитражного процесса.
Предметом исследования являются общественные отношения, теоретические аспекты, процессуальные аспекты участия государственного органа в арбитражном процессе.
Целью магистерской диссертации является провести анализ правового статуса государственных органов, как участников арбитражного процесса, выявить правовые и правоприменительные проблемы и обозначить направления совершенствования.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Обобщить эволюцию участия государственных органов в арбитражном процессе.
2. Рассмотреть правовое регулирование и формы участия государственных органов в арбитражном процессе
3. Обобщить правовой статус государственного органа как истца и ответчика в арбитражном процессе.
4. Изучить формы участия и анализ правоприменительной практики.
5. Выявить проблемы в сфере регулирования деятельности государственного органа как участника арбитражного процесса и обосновать необходимость совершенствования в данной сфере.
Научная разработанность темы исследования. Анализ теоретических разработок по теме исследования показывает, что несмотря на важность рассматриваемого института, все же в научных источниках, современной правовой литературе данная тема исследования недостаточно разработана. При подготовке магистерской диссертации были изучены публикации таких авторов как Н. Р. Сафаева, Е.С. Смагина, А.Ю. Томилов, И.Ю. Маньковский, Е.А. Ромашко и других, которые изучают проблемные аспекты участия государственных органов в арбитражном процессе. Фундаментальных диссертационных исследований по данной теме не было найдено, что обуславливает необходимость данного исследования, в том числе и с целью актуализации разработок с учетом развития законодательства.
Законодательство Российской Федерации предусмотрело возможность участия государственных органов в арбитражном процессе. Однако, все же обобщая особенность данной категории субъектов, следует отметить, что законодательством предусмотрены особенности для данного участника арбитражного процесса, обусловленные функциями и публичным правовым статусом государственных органов.
Анализ эволюции законодательства в данной сфере показывает, что с 2010 года произошло структурное преобразование данного института, направленное на повышение качества участия государственных органов в арбитражном процессе. Одним из таких изменений стало и введение обязанности государства также нести ответственность за нарушение права на судопроизводство. Законодательством была предусмотрена возможность участия государственного органа в качестве истца, ответчика и третьего лица, определив особенности правового статуса.
Объектом исследования в данной магистерской диссертации является правовой статус государственного органа, как участника арбитражного процесса.
Предметом исследования являются общественные отношения, теоретические аспекты, процессуальные аспекты участия государственного органа в арбитражном процессе.
Целью магистерской диссертации является провести анализ правового статуса государственных органов, как участников арбитражного процесса, выявить правовые и правоприменительные проблемы и обозначить направления совершенствования.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Обобщить эволюцию участия государственных органов в арбитражном процессе.
2. Рассмотреть правовое регулирование и формы участия государственных органов в арбитражном процессе
3. Обобщить правовой статус государственного органа как истца и ответчика в арбитражном процессе.
4. Изучить формы участия и анализ правоприменительной практики.
5. Выявить проблемы в сфере регулирования деятельности государственного органа как участника арбитражного процесса и обосновать необходимость совершенствования в данной сфере.
Научная разработанность темы исследования. Анализ теоретических разработок по теме исследования показывает, что несмотря на важность рассматриваемого института, все же в научных источниках, современной правовой литературе данная тема исследования недостаточно разработана. При подготовке магистерской диссертации были изучены публикации таких авторов как Н. Р. Сафаева, Е.С. Смагина, А.Ю. Томилов, И.Ю. Маньковский, Е.А. Ромашко и других, которые изучают проблемные аспекты участия государственных органов в арбитражном процессе. Фундаментальных диссертационных исследований по данной теме не было найдено, что обуславливает необходимость данного исследования, в том числе и с целью актуализации разработок с учетом развития законодательства.
В рамках проведенного исследования был проведен анализ теоретических, доктринальных и правоприменительных аспектов участия государственных (муниципальных) органов в арбитражном процессе.
Анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы показал, что государственные органы вступают в арбитражный процесс в защиту публичных интересов. Несмотря на то, что ни АПК ни иное законодательство не определяют понятие «публичный интерес», в рамках данного исследования были обозначены критерии публичного интереса: объем полномочий государственного органа определяется его правовым статусом; особенности спора, рассматриваемого в арбитражном суде. Это может быть спор между негосударственными субъектами, или спор с участием государственного предприятия, или между государственным предприятием и государственным органом; решение арбитражного суда может повлиять на деятельность государственного органа.
Было выделено две формы участия государственного органа в арбитражном процессе: путем возбуждения дел в защиту публичных интересов (ч. 1 ст. 53 АПК РФ); путем возбуждения дел в защиту прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 53 АПК РФ).
Рассмотрев теоретические и прикладные аспекты процессуального участия государственных органов в арбитражном процессе был сделан вывод о том, что в данной сфере можно обозначить спектр основных проблем: недостаточности регулирования правового статуса государственного органа в арбитражном процессе; проблема заключается недостаточности определения категории «публичный интерес»; проблема недостаточности судебной практики и разъяснения судов по теме исследования.
В связи с вышеизложенным, было уточнено теоретическое положение о публичном интересе. Публичный интерес был определен как как взаимообусловленный неперсонифицированный государственный (муниципальный интерес), охраняемый государством, в сфере обеспечения безопасности, жизни и здоровья граждан, национальной и экономической безопасности государства и охраны окружающей среды, защита и охрана которого осуществляется государственными и муниципальными органами.
На основании выявленных пробелов в ст. АПК РФ было обозначено, что глава 5 АПК не содержит статьи «Государственные (муниципальные) органы», в связи с чем и не определен их правовой статус. Ст. 53 АПК лишь уже раскрывает их право на вступление в процесс в защиту публичного интереса и интересов других лиц.
Для совершенствования данной нормы было предложено выделить статью АПК РФ, например, ст. 53.2 с названием «Участие в деле государственных (муниципальных) органов», в которой обозначить, что государственные (муниципальные) органы вступают в арбитражный процесс в защиту публичных (муниципальных) интересов, направленных на обеспечение национальной, экономической, экологической безопасности и защиты имущественных, финансовых интересов государства.
В ч. 2 было предложено закрепить правовой статус государственного (муниципального) органа. Например, в ст. 52 очень четко прописано, что «прокурор вправе обратиться в арбитражный суд…», не совсем понятно, почему законодатель не использовал данную конструкцию для определения правового статуса государственного органа.
В ч. 2 ст. 53.2 было предложено закрепить, что государственные (муниципальные) органы вступают в арбитражный процесс: с исками о защите экономических, финансовых, бюджетных интересов государства; с иском о признании недействительности государственных сделок, направленных на защиту имущественных интересов государства; с исками о взыскании имущественного ущерба в бюджетной сфере и т.д. Также в ч. 2 предлагаемой статьи было предложено закрепить что уполномоченное лицо государственного (муниципального) органа направляет в арбитражный суд иск от имени государственного органа согласно правилам подведомственности.
Таким образом, в рамках данного исследования были обозначены проблемы в сфере правового регулирования государственных органов в арбитражном процессе и предложены уточнения теоретических аспектов и предложения по совершенствованию законодательства. Реализация данных направлений позволит устранить имеющиеся пробелы в данной сфере и повысить качество правового регулирования участия государственных органов в арбитражном процессе.
Анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы показал, что государственные органы вступают в арбитражный процесс в защиту публичных интересов. Несмотря на то, что ни АПК ни иное законодательство не определяют понятие «публичный интерес», в рамках данного исследования были обозначены критерии публичного интереса: объем полномочий государственного органа определяется его правовым статусом; особенности спора, рассматриваемого в арбитражном суде. Это может быть спор между негосударственными субъектами, или спор с участием государственного предприятия, или между государственным предприятием и государственным органом; решение арбитражного суда может повлиять на деятельность государственного органа.
Было выделено две формы участия государственного органа в арбитражном процессе: путем возбуждения дел в защиту публичных интересов (ч. 1 ст. 53 АПК РФ); путем возбуждения дел в защиту прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 53 АПК РФ).
Рассмотрев теоретические и прикладные аспекты процессуального участия государственных органов в арбитражном процессе был сделан вывод о том, что в данной сфере можно обозначить спектр основных проблем: недостаточности регулирования правового статуса государственного органа в арбитражном процессе; проблема заключается недостаточности определения категории «публичный интерес»; проблема недостаточности судебной практики и разъяснения судов по теме исследования.
В связи с вышеизложенным, было уточнено теоретическое положение о публичном интересе. Публичный интерес был определен как как взаимообусловленный неперсонифицированный государственный (муниципальный интерес), охраняемый государством, в сфере обеспечения безопасности, жизни и здоровья граждан, национальной и экономической безопасности государства и охраны окружающей среды, защита и охрана которого осуществляется государственными и муниципальными органами.
На основании выявленных пробелов в ст. АПК РФ было обозначено, что глава 5 АПК не содержит статьи «Государственные (муниципальные) органы», в связи с чем и не определен их правовой статус. Ст. 53 АПК лишь уже раскрывает их право на вступление в процесс в защиту публичного интереса и интересов других лиц.
Для совершенствования данной нормы было предложено выделить статью АПК РФ, например, ст. 53.2 с названием «Участие в деле государственных (муниципальных) органов», в которой обозначить, что государственные (муниципальные) органы вступают в арбитражный процесс в защиту публичных (муниципальных) интересов, направленных на обеспечение национальной, экономической, экологической безопасности и защиты имущественных, финансовых интересов государства.
В ч. 2 было предложено закрепить правовой статус государственного (муниципального) органа. Например, в ст. 52 очень четко прописано, что «прокурор вправе обратиться в арбитражный суд…», не совсем понятно, почему законодатель не использовал данную конструкцию для определения правового статуса государственного органа.
В ч. 2 ст. 53.2 было предложено закрепить, что государственные (муниципальные) органы вступают в арбитражный процесс: с исками о защите экономических, финансовых, бюджетных интересов государства; с иском о признании недействительности государственных сделок, направленных на защиту имущественных интересов государства; с исками о взыскании имущественного ущерба в бюджетной сфере и т.д. Также в ч. 2 предлагаемой статьи было предложено закрепить что уполномоченное лицо государственного (муниципального) органа направляет в арбитражный суд иск от имени государственного органа согласно правилам подведомственности.
Таким образом, в рамках данного исследования были обозначены проблемы в сфере правового регулирования государственных органов в арбитражном процессе и предложены уточнения теоретических аспектов и предложения по совершенствованию законодательства. Реализация данных направлений позволит устранить имеющиеся пробелы в данной сфере и повысить качество правового регулирования участия государственных органов в арбитражном процессе.
Подобные работы
- Лица, участвующие в деле в гражданском процессе
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2025 - Акты органов исполнительной власти об установлении тарифов «ГМК «Норильский
никель»
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Гражданско-правовая ответственность за вред, причинённый государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительный анализ правового статуса акционера и участника хозяйственного общества (Кубанский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - Ответственность государства за вред, причиненный
государственными органами, органами местного
самоуправления, а также их должностными лицами
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Лица, участвующие в деле, в гражданском процессе в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами в соответствии с российским законодательством
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017



